Фрагмент книги «Золушка и стеклянный потолок и другие феминистские сказки»
днажды давным-давно сказки были патриархальными страшилками, замаскированными под детские байки. К примеру, в них женщина могла быть кухаркой и уборщицей у семи взрослых мужчин.
Волк преследовал молодую девушку, а потом незаконно пробирался в чье-то жилище и убивал двух человек. Женщины влюблялись в своих похитителей с волосатыми спинами. Русалочка теряла голос, расставалась с семьей и друзьями ради незнакомца с яхтой. Беспардонная тинейджерка незаконно проникала в чужой дом и съедала чужой завтрак. Великовозрастный детина, который не хотел взрослеть, проводил время, сидя на подоконнике и таращась на детей. Мужчины целовали спящих женщин без их согласия. И еще: почти все персонажи были белыми.
В этих сказках было множество чудовищ, злодеев и осуждающих зеркал. Но кто там был главным врагом? Другие женщины. Не было ничего страшнее, чем женщина за тридцать, которая затаила злобу на вас!
Мачехи, сводные сестры, ведьмы, феи и морские монстры — все они изображались злодейками. Все они были несчастными одиночками без пары. У многих были залысины на лбу. Они стремились украсть чье-то наследство, засунуть главную героиню в печку либо просто убить за ее красоту.
В таких историях женщин всегда представляли однобоко: они либо злодейки (которые перебарщивают с фиолетовыми тенями), либо добрые феи (с чересчур выщипанными бровями). Иногда также попадались «серые мышки», в чьи обязанности входило шитье.
Сказки учили нас, что девушке нужно выйти замуж за богатенького чувака, желательно принца. А чтобы добиться его, нужны красивые волосы и острая необходимость быть спасенной. Обычно все заканчивалось тем, что она встречала парня и побеждала злую колдунью. У нее не было свободы воли. И выдающихся способностей. И уж тем более не было подруг, с которыми она могла бы поделиться своими горестями.
Ужасно, не правда ли?
Но времена изменились: как минимум мы больше не носим жесткие гофрированные воротники из накрахмаленной ткани. Измениться должны и сказки (без шуток: очень надеемся, что мода на гофрированные воротники никогда не вернется).