Фрагмент книги «Гиперфокус: Как я научился делать больше, тратя меньше времени»
Когда меня увлекает новая идея, я обычно заказываю десятки книг по теме и заполняю ею свою жизнь. Последнее мое увлечение — искусство сосредоточения. Оно включает способы, как лучше всего справиться с отвлекающими факторами; как практиковать многозадачность, если это возможно (а это возможно); как победить свое сопротивление фокусированию на задаче, которое приводит к прокрастинации, и как выйти из режима сосредоточения, чтобы по-настоящему расслабиться и подзарядиться энергией. Я нашел огромное количество информации по теме. Эти советы (часто противоречивые) было очень интересно читать, но в итоге они никак не помогли мне в работе и в жизни.
Тогда я обратился к новейшим исследованиям о том, как научиться концентрироваться, — многочисленным работам ученых и данным, которые они собирали десятки лет[1]. Когда я внимательно прочитал все исследования, которые смог найти, папка под названием «Фокус» у меня в компьютере стала огромной. Я собрал в ней множество заметок, десятки тысяч слов и начал выделять самые практичные из решений. Я вступил в переписку с виднейшими исследователями внимания в мире, чтобы добраться до причины, по которой мы так легко отвлекаемся, и понять, как заставить свой упрямый ум сосредоточиться в мире, полном отвлекающих факторов. Наконец, я начал собственные эксперименты — чтобы понять, насколько можно управлять собственным вниманием.
То, что я узнал, полностью преобразило не только мою работу, но и жизнь в целом. Я стал рассматривать умение сосредоточиться не только как одно из условий продуктивности, но и как фактор благополучия вообще. Я понял, что, как это ни удивительно, стимулировать креативность и продуктивность удается лучше всего, если научишься выходить из режима сосредоточенности. Я понял, что, не обращая внимания ни на что конкретное и позволяя мыслям течь свободно — как я поступил по дороге в закусочную в Кингстоне, — лучше находишь связи между идеями и придумываешь новые.
Еще я обнаружил, что в современной жизни больше отвлекающих факторов, чем когда-либо за всю историю человечества. Исследования показывают2, что в среднем мы можем проработать за компьютером всего 40 секунд, прежде чем нас либо прервут, либо отвлекут. (Стоит ли говорить, что лучше всего мы работаем, когда уделяем работе гораздо больше 40 секунд.) Я перестал рассматривать многозадачность как стимулирующий прием и начал воспринимать ее как ловушку и постоянный источник поводов отвлечься. Пытаясь делать много вещей одновременно, мы не даем себе возможности закончить ни одну важную задачу. И я стал понимать, что, глубоко сосредоточившись всего на одной важной вещи зараз — войдя в гиперфокус, — мы становимся самыми продуктивными версиями самих себя.