Сценарное мастерство
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
От авторов
«Сценарное мастерство» — это первенец в серии книг, подготовленных Высшей школой кино «Арка» не только для своих студентов, но и для самой широкой читательской аудитории. Все эти книги написаны доступным языком, чтобы любой начинающий кинематографист мог освоить азы интересующей специальности. Обратим ваше внимание на слово АЗЫ. В мастерстве сценаристов нет предела совершенству, но надо же с чего-то начинать!
Начните свой путь к вершинам сценарного мастерства именно с этой книги — и вы не пожалеете о потраченном времени. А чтобы обучение шло более эффективно, сначала загляните в список фильмов, который приведен в конце. В первой десятке — обязательные к просмотру картины. Наверняка вы их смотрели. Если же нет — отложите книгу в сторону и откройте для себя удивительные миры этих кинофильмов! Далее в списке приведены названия, которые также будут появляться на страницах этой книги, — однако реже, чем первые десять.
Пусть вас не смущают некоторые повторы, встречающиеся в книге, — так закрепляются наиболее важные термины и сценарные приемы. Рассматривая их под разными углами зрения, легче сформировать более объемный и насыщенный образ того или иного понятия. Без этого невозможно освоить предлагаемый материал.
В основе книги — многолетний опыт преподавания сценарного мастерства создателями и наставниками Высшей школы кино «Арка». Авторы не претендуют на лавры первооткрывателей какой-то уникальной методики или новой драматургической концепции. Большинство терминов и определений, а также правил и советов используются и в других учебниках по сценарному ремеслу, по большей части принадлежащих перу зарубежных авторов. Однако нельзя не отдать должное нашим учителям — в первую очередь Александру Митте и Александру Акопову, которые ввели в оборот десятки терминов, определений и понятий, сделав их общеупотребительными в российском сценарном сообществе. Мы всего лишь переосмыслили, а затем систематизировали все необходимые начинающим сценаристам знания и навыки.
Герой
Говорят, что история начинается в Шумере. Театр, утверждал Станиславский, начинается с вешалки, — а с чего тогда начинается кино? С режиссера? Нет, иногда случается так, что его могут заменить прямо во время съемок фильма. С камеры? Нет, в наш век технологий кино можно снять и на мобильный телефон. Тогда с чего же начинается кино? Правильный ответ: кино начинается с хорошего сценария. Да, конечно, братья Люмьер снимали кино без сценария, но это время давно минуло. Западные продюсеры часто повторяют фразу о том, что сегодня успех фильма на 50% зависит от качества сценария. Давайте же разберемся, что такое хороший сценарий.
Но для начала введем одно правило, без которого освоение материала будет неэффективным. Правило простое — перед взлетом достань чек-лист. Если вы заглянете в кабину пилотов перед вылетом, то застанете капитана за чтением списка, в котором перечислены все действия, необходимые для успешного старта. Наверняка опытный капитан помнит все эти пункты наизусть. Однако правила безопасности требуют, чтобы экипаж зачитывал их снова и снова, проверяя все — вплоть до последней мелочи.
Окончив обучение, новички сразу стремятся отправиться в свободный полет, почувствовав в себе силы написать что-то такое, что еще вчера казалось невозможным. Да, они уже овладели кое-какими знаниями, придающими им уверенности. Но в действительности при написании первого сценария они будут использовать не больше 20% полученных за курс знаний. А еще 20% они будут использовать неверно, потому что поняли пройденный материал не совсем корректно.
Чтобы довести свою эффективность до максимума, новичкам обязательно нужно иметь чек-лист. Этот чек-лист должен пополняться новыми пунктами после каждой главы. Когда настанет время писать первый сценарий, обязательно положите свой чек-лист перед глазами и освежайте в памяти все то, без чего полет вашей фантазии окажется совершенно напрасным!
Сценарий — это не повесть, не роман и не пьеса, хотя из пьес и романов иногда получаются хорошие сценарии. Сценарий — хорошо рассказанная, крутая история с интересными героями. Обратите внимание на три важнейших элемента этой формулы: во-первых, крутая история! Во-вторых, хорошо рассказанная. В-третьих, интересные герои. На самом деле интересных героев можно поставить и на первое место, потому что, в конце концов, все наши любимые фильмы мы любим именно за ярких, интересных героев.
В рамках этого курса вы научитесь писать хорошие сценарии. А хороший сценарий — не то же самое, что хорошая книга. Книга может быть написана в стол, сценарий пишется для последующего создания на его основе зрительского кино. Без фильма не существует сценария как отдельной творческой работы. Сценарий — не литература, не самодостаточное произведение, это своего рода полуфабрикат или производственный документ, в соответствии с которым будет создано самостоятельное произведение — фильм.
Прежде чем разбираться в том, что такое хороший сценарий, давайте выясним, что такое плохой сценарий.
Три вопроса, которые Зритель никогда не должен задавать, посмотрев ваше кино:
«Ну и что? Я это уже видел».
«Да ладно? Так не бывает».
«Где логика? Я не понимаю, что происходит».
Итак, первое, о чем мы не должны забывать, — это новизна. Каждый зритель ищет чего-то нового, каждый зритель хочет, чтобы его удивили. Ему неинтересно в 25-й раз смотреть за одними и теми же отношениями одинаковых героев. Ему скучно — он выходит из кинотеатра и идет заниматься своими делами или переключает канал.
Второе — правдоподобность. Зритель не поверит вам, если на экране будет происходить то, чего, по его мнению, быть не может. Если в первой же сцене миллиардер влюбляется в бедную девушку и делает ей предложение — это провал! «Так не бывает», — скажет зритель и будет прав. Хотите написать историю Золушки — подумайте, как и почему миллиардер в нее влюбляется и почему ему так важно на ней жениться. Даже создавая несуществующие миры, где живут волшебники и инопланетяне, вы обязаны добиться правдоподобности, апеллируя к понятным и привычным зрителю эмоциям и жизненным ситуациям. Кино — великое искусство обмана. «Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад!» Эти поэтические строки в полной мере отражают стремления зрителя. Обманите зрителя красиво, правдоподобно, подарите ему радость сопереживания — и он вам скажет спасибо за обман!
Ну и третье — логика. Когда из сценария исчезает логика, он распадается на отдельные, не связанные друг с другом части. Мы можем написать сценарий о беспрерывно чихающих людях, которые ходят по потолкам. Но и мы, и зритель должны отчетливо понимать, что происходит, как связано чиханье с хождением по потолкам и почему другие люди, один раз чихнув, не взлетают тут же к потолку. Все эти закономерности вы должны заранее сформулировать в так называемых правилах мира вашей истории.
Однако, как бы ни было важно помнить все эти принципы, они не самое главное в сценарии. Самый существенный элемент сценария — интересный герой. Герой, за которым будет любопытно наблюдать, которому захочется сопереживать. Ваша задача — сделать такого героя, который будет близок аудитории и сможет вызвать ее симпатии. Задумайтесь, почему вы любите те или иные фильмы. Вы любите их потому, что вам нравятся герои. Давайте на минуту вспомним самых популярных героев. Признайтесь — наверняка вам иногда хочется хотя бы на секунду поменяться с ними местами. Стать такими же смелыми, всемогущими, таинственными, талантливыми. Вы хотели бы перенестись из своей квартиры, офиса или кинозала — в их мир невероятных приключений, любовных драм и больших страстей.
Хороший герой для сценариста — не обязательно положительный герой. Но это всегда персонаж, который интересен зрителю. Вспомните героев, которые были притягательны для вас, хотя в них и недоставало положительных качеств.
Повторим: самое главное для создания хорошего сценария — это герой. Герой, который будет интересен и близок. Именно герой рождает у зрителя ощущение сопричастности, сопереживания. Но не всякий герой, а лишь тот, с которым зритель смог бы себя идентифицировать.
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, вспомним замечательный фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». В нем персонажи пользовались специальными устройствами, позволяющими в совершенно ином образе переместиться в другой мир и пережить невероятные приключения — физически находясь при этом в стеклянной капсуле на военной базе. Так вот, герои вашего сценария и будут этими волшебными капсулами, с помощью которых зрители переживут все события фильма как происшествия своей собственной жизни. На десятой, пятнадцатой минуте хорошего фильма зрители перестанут обращать внимание на окружающую их действительность и полностью вовлекутся в происходящее на экране. Вплоть до того, что их пульс будет учащаться в моменты, когда любимому герою на экране грозит опасность. Почему? Потому что сценаристу удалось добиться чувства сопричастности к судьбе героя. Зрители стали идентифицировать себя с героем! Невероятно, правда?
«Я никогда не научусь создавать таких киноперсонажей, — можете подумать вы, — ведь это под силу лишь гениальным творцам, овладевшим тайными знаниями о человеческой природе». Вовсе нет. Нет ничего более технологичного, чем работа сценариста. Написание хорошего сценария — это последовательное использование инструментов и алгоритмов, освоить которые под силу даже ребенку. Не случайно сторителлинг — а именно так принято сегодня называть основы драматургии — в некоторых странах начинают преподавать детям с пяти лет!
Итак, герой должен быть близок зрителю и в то же время далек от него. Разберемся в этом парадоксе. Представьте себе, что Гарри Поттер жил бы среди нас. Разве в нашем мире были бы возможны те чудеса, которые с ним происходят? Был бы он для миллионов подростков примером для подражания? Именно этим — своей непостижимостью — он далек от нас, и потому зрителю хочется подражать ему.
Или другой пример — фильм «Назад в будущее». Кому бы не хотелось подружиться со своими родителями, стать им другом и изменить хоть немного свое будущее?
Проблемы этих героев понятны всем. Чем они далеки? Давайте подумаем… Правильно, желания героев осуществляются. Как часто такое происходит в реальной жизни? Согласитесь, далеко не на каждом шагу. Но именно потому, что желания героев понятны, близки зрителям, и рождается ощущение сопричастности, сочувствия.
Чтобы создать ощущение сопричастности, вы должны писать про то, что близко лично вам. Ведь вы такой же человек, как и будущие зрители вашего фильма. Пишите про то, что вы чувствуете. Наполняйтесь правдой жизни, чтобы она стала правдой на экране. Боль героя должна быть вашей болью. Счастье героя — вашим счастьем!
Как создать интересного героя, которому зритель захочет сопереживать?
Самое важное здесь — ваш жизненный опыт. Трудно сочинить хорошую историю, не обладая жизненным опытом. Сценарист должен много всего повидать, пережить, чтобы иметь базу для того, чтобы, опираясь на нее, придумать героя, а затем его историю, которая ляжет в основу фильма. Сценарист должен общаться с людьми, искать своих героев не только у себя в голове, но и в жизни. Оглянитесь вокруг — каждого из вас окружают необычные люди. Задумайтесь, что могло бы с ними произойти, как они жили раньше и чем живут сейчас.
Весьма поучительной в этом смысле является история создания сериала «Друзья». Это был не первый проект авторов сценария и продюсеров Дэвида Крейна и Марты Кауффман. Перед этим с треском провалился их сериал «Семейный альбом». Однако они не отчаялись и обратились к собственному опыту — годам, проведенным в колледже. Они сделали «Друзей» максимально похожими на тех людей, которые их окружали во время учебы. И успех не заставил себя ждать.
Эта история как нельзя лучше иллюстрирует одну истину: герои вокруг нас. Они ходят по тем же улицам, что и мы. Покупают продукты в соседнем супермаркете и толкаются с нами в переполненном транспорте в час пик или же сидят в соседней машине, стоящей в пробке. Достаточно просто оглянуться. Возможно, ваш герой живет рядом с вами?
Даже если этот герой — властитель целой галактики, все равно его прообраз живет где-то на соседней улице.
Двигаемся дальше. При создании героя автор должен найти «боль». Что лично у вас сейчас болит? Какая проблема не дает покоя? Лишний вес? Предательство отца, бросившего когда-то вашу маму? Чувство вины из-за неудачно проведенной операции?
Найдите боль внутри себя и превратите ее в энергию вашей истории! Секрет вашего успеха окажется очень прост — в мире живет как минимум еще несколько миллионов людей, испытывающих точно такую же боль, как и вы. Они посмотрят вашу историю, потому что переживания главного героя, его боль будут им близки и понятны.
Реальная боль реального человека — ключ к созданию живого героя. Показательным является английский сериал «Мой безумный дневник», или в оригинале My mad fat diary. Это адаптация реального дневника девушки по имени Рэй Эрл, страдающей от лишнего веса и комплекса неполноценности. Именно за счет откровенности главной героини, за счет искренности ее чувств сериал получился очень интересным. Эрл предстает не персонажем «с лишним весом, но добрым сердцем», как часто любят изображать толстушек в фильмах. Она саркастична, эгоцентрична, ругается с матерью и употребляет алкоголь, но она живая, настоящая. Героиня заставляет зрителя переживать за себя. Ее проблемы понятны всем зрителям — ведь кто из них не проходил через тот период жизни, когда трудно принять самого себя?
Вспомнили? Используйте это!
Страх зачастую является прямым следствием боли. Попав однажды в неловкую ситуацию, мы подсознательно начинаем бояться повторения подобной ситуации. Мы боимся, что боль вернется. Это нормальная, абсолютно естественная реакция. Иногда страх рождается не в жизненных ситуациях, а в нашей фантазии. Один раз отвергнутая девушка боится, что останется старой девой, и не замечает, что в нее влюблен парень из соседней квартиры. Когда врач направляет нас на обследование, мы боимся, что заболевание окажется серьезным, и не думаем о том, что обследование необходимо и полезно. Что врач, возможно, просто хочет убедиться, что боль в животе — всего лишь последствие вчерашнего ужина, а не что-то иное. Каким бы храбрым ни был человек, его жизнью все равно нередко управляют страхи.
Если вернуться к героине сериала «Мой безумный дневник», то окажется, что ее боль превращалась в страх остаться никому не нужной, одинокой. Героиня не верит, что кто-то может ею заинтересоваться. Согласитесь, что она не права!
А какие страхи рождает ваше подсознание? Поразмышляйте об этом.
Не менее важным является и знание особенностей мира героя. Надо понимать характерные черты среды, где обитают действующие лица вашей истории. Среды профессиональной, религиозной, социальной. Задумайтесь, вы могли бы написать сценарий, например, о шахтерах? Ведь наверняка вы плохо знакомы с работой шахтера. Что будет делать ваш персонаж, кроме как бездумно бить отбойным молотком по стенам угольной шахты? Есть варианты? А ведь деятельность шахтера предполагает целый набор самых разнообразных процессов, явлений, традиций и суеверий. Однако в силу своего неведения вы не сможете правдоподобно описать этот труд.
Запомните: сценарист должен ориентироваться в мире героя лучше самого героя. Надо знать о мире героя значительно больше того, что показывается на экране, — представлять этот мир как в общем, так и в нюансах. Ведь именно детали делают героя живым, настоящим. Нельзя писать о врачах, не зная, как они работают, это порождает множество несоответствий. Например, вы можете написать сцену, где врач раскрывает диагноз не самому пациенту, а его знакомой, что на самом деле, конечно же, невозможно. Вряд ли настоящий врач так поступит, если не будет прямой угрозы его жизни.
Очень часто начинающие сценаристы слышат на питчингах от продюсеров такой вопрос: а почему вы взялись за эту историю? Как ваш личный опыт поможет создать этого героя? Если ваш главный герой — шеф-повар мишленовского ресторана, то хорошим ответом на подобный вопрос станет информация о том, что вы два года проработали официантом.
Естественно, все ваши герои не могут владеть одной профессией — той, которой владеете вы. Поэтому встречайтесь с людьми, расспрашивайте их, ищите консультантов. Запоминайте то, что видите. Не бойтесь задавать вопросы! Старайтесь аккумулировать подобные знания — они вам обязательно пригодятся!
Важно не забыть и про чувства. Герой должен чувствовать — соответственно, чувствовать должны и мы, зрители. Мы должны знать, что может ощущать герой в той или иной ситуации. Не важно, что это — первая любовь, первое свидание, свадьба… Важно отдавать себе отчет в том, как происходящее повлияет на вашего героя, какие эмоции у него вызовет. Эмоции, несомненно, епархия актера — именно ему придется играть их. Но как он поймет, что должен играть, если сценарист сам ведать не ведает, что чувствует его герой в той или иной ситуации? Как режиссер поймет, что он должен ска…