Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Посвящается Элмо, Гаму, Хизер, Холли, Мизлту, Роуэну и Элу

Об авторе

Доктор Джонатан Смит — автор множества работ о стрессе, релаксации, медитации и осознанности, а также о духовности и скептическом подходе. Доктор Смит — лицензированный клинический психолог, профессор психологии Университета Рузвельта в Чикаго и директор-основатель Института стресса при этом университете. Его перу принадлежат 17 книг и тридцать с лишним статей. Его новаторские подходы к релаксации, медитации и осознанности завоевали широкое признание. Доктор Смит передал свой подход тысячам студентов, консультировал правительственные, деловые и медицинские организации по всему миру.

Почти полвека доктор Смит с глубоким интересом утверждал критическое мышление и исследовал мир паранормального. Докторская диссертация, которую он защитил в Университете штата Мичиган в 1975 г., стала одним из первых признанных профессионалами слепых исследований с использованием плацебо по популярной тогда трансцендентальной медитации (терапевтического эффекта обнаружить не удалось). Эта работа стала основой для трех статей и первых двух книг. В 1984 г. доктор Смит основал в Университете Рузвельта Институт стресса — в первую очередь для того, чтобы бороться с псевдонаукой и шарлатанством в этой области. Его методические разработки и учебники по медитации и осознанности отражают скептический взгляд на паранормальные явления, которые часто связывают с этими поня­тиями. Не так давно он написал для журнала Американской психологической ассоциации PsycCRITIQUES обзор книг на тему о паранормальном. Кроме того, он создал в Университете Рузвельта очные и онлайновые курсы, где обучают навыкам критического мышления и объективной оценки явлений, которых считают пара­нормальными.

Предисловие

Признаюсь, что я неравнодушен к паранормальному. Я искренне верю, что заявления астрологов, экстрасенсов, спиритуалистов, телепатов, сгибателей ложек, специалистов по комплементарной и альтернативной медицине, иглоукалывателей, целителей и креационистов надо воспринимать всерьез. Не потому, что их заявления могут быть истинными или ложными. Дело не в этом. Я верю, что экстраординарные заявления могут вызвать экстраординарные последствия.

Подумайте сами. Некое паранормальное событие волшебным образом нарушает законы физики — все, что мы знаем о веществе и энергии. Одно-единственное достоверно продемонстрированное паранормальное явление может заставить человечество переписать едва ли не все учебники. Более того, оно может потребовать от человечества проведения экстренных исследований, по сравнению с которыми исторические программы разработки атомной бомбы или высадки человека на Луну покажутся мелкими и незначительными. Почему? Представьте, что было бы, если бы кроличья лапка на самом деле работала и террористы узнали бы об этом первыми? Серьезно! Что если бы люди на самом деле могли предсказывать будущее, влиять на прошлое, читать мысли, излечивать болезни прикосновением, мыслью и молитвой; скрытно наблюдать за тайными событиями, манипулировать предметами и устройствами на больших расстояниях одной только силой мысли? Что если все паранормальные явления существуют на самом деле, как утверждают некоторые исследователи паранормального? Подумайте об этом.

Было бы ошибкой отбросить паранормальное как глупое увлечение бульварных газет и забыть о нем. Как известно, 73% американцев верят в паранормальное (и всего 27% не верят), и доля верующих постоянно растет. Сегодня в астрологию верит больше людей, чем в Средние века. Большинство из нас, американцев, принадлежит к какой-либо религии, а громадное большинство религий зиждется на прочном фундаменте паранормальных явлений. Однако эта книга предназначена для избранной аудитории, для тех, кто решил остановиться на мгновение и задать несколько вопросов. Я написал эту книгу для:

  • студентов. Эта книга могла бы стать основой для трех курсов: «Критическое мышление», «Исследовательские методы» и «Псевдонаука и паранормальное». Причем эти курсы не обязательно должны ограничиваться паранормальным; предлагаемые мной методы годятся для оценки широкого спектра непаранормальных противоречивых феноменов, таких как психоанализ Фрейда, графология, детекторы лжи или всевозможные теории заговоров;
  • профессионалов сферы здравоохранения. Сиделки, социальные работники, консультанты, психологи и врачи сталкиваются с паранормальными явлениями на различных курсах и практикумах по комплементарной и альтернативной медицине. К комплементарной и альтернативной медицине относятся нетрадиционные методы лечения, пришедшие, к примеру, из других культур (китайская акупунктура, индийская йога, шаманизм и т.п.), техники ум — тело (целительное прикосновение, тайцзи, медитация и молитва) и биоэнергетические методы лечения. Профессионалы здравоохранения должны понимать, в какой степени эти методы работают благодаря неизвестным науке энергиям и силам, а в какой — благодаря внушению и эффекту плацебо;
  • журналистов. Паранормальное — вечная тема, представляющая громадный интерес для средств массовой информации. Ответственному журналисту часто приходится рассматривать экстраординарные сообщения в обстановке серьезного давления, когда сроки поджимают, и это не позволяет провести настоящее расследование. Эта книга построена так, чтобы ей можно было пользоваться как кратким справочником;
  • чиновников. Да, правительственным чиновникам тоже приходится рассматривать сообщения о паранормальных явлениях. Стóит ли тратить деньги налогоплательщиков на энергетические методы лечения (акупунктуру, молитву, тайцзи), основанные на силах, которые не в состоянии обнаружить современная наука? Должны ли ЦРУ и ФБР расследовать возможные последствия для национальной безопасности от обнаружения летающих тарелок и телепатии? Следует ли государству преследовать целителей-шарлатанов, которые именем Христа требуют с пациентов огромные деньги за фальшивое лечение? Должен ли закон позволять родителям лечить детей не у традиционных медиков, а у целителей-магов? Кто будет виноват, если окажется, что их методы не работают, а ребенок пострадает или умрет? И надо ли рассказывать на уроках биологии в школе креационистские мифы, основанные на сообщениях о паранормальном;
  • религиозных искателей и педагогов. Духовное путешествие — это поиск трансцендентных реальностей и возможностей, скрытых в тумане эгоизма, суеверия и невежества. Каждая крупная религия учит, как важно избегать ложных богов, идолов и искушений. Эта книга предлагает ищущему света помощь в оценке достоверности заявленных божественных откровений, волшебных реликвий, чудесных исцелений, исцеляющих святынь, изгнания демонов, воскрешения из мертвых, переселения душ, пророчеств, видений, спонтанного воспламенения, спонтанного сотворения вещества, непорочного зачатия и т.д. Следует заметить, что подобные утверждения характерны для большинства, если не для всех религий;
  • исследователей паранормального. Ученые, занимающие­ся исследованием паранормальных явлений, сталкиваются с особыми трудностями. Возможно, слабый паранормальный эффект очень трудно выделить, не отвлекаясь на случайные совпадения, внушение и обычные естественные явления. Еще сложнее, наверное, провести эксперимент так, чтобы скептики восприняли его серьезно. В этой книге собраны научные стандарты, которых придерживаются и скептически, и позитивно настроенные исследователи.

Инструментарий здравомыслящего критика

Вот моя точка зрения и план. Общая цель книги — рассмотреть и применить систематический подход сверки с реальностью к сообщениям о паранормальных явлениях — инструментарий здравомыслящего критика. Начинается инструментарий с вопроса: почему следует верить в то или иное сообщение о паранормальном явлении? Мы рассмотрим три основных вопроса: достоверны ли источники, надежна ли логика рассуждений, подтверждается ли сообщение достоверными научными данными? Затем подумаем, не может ли так называемое паранормальное явление объясняться как-то иначе.

1. Может быть, это природная особенность или странность мира статистики?

2. Может быть, это ошибка восприятия или просто обман?

3. Может быть, это ошибка памяти?

4. Может быть, это эффект плацебо?

5. Может быть, это сенсорная аномалия или галлюцинация?

Для практических занятий я приготовил небольшую подборку сообщений о паранормальных явлениях. Я намеренно выбрал значительные сообщения, феномены, сыгравшие и до сих пор играющие немалую роль в истории, в судьбах людей и развитии общества, в философии и политике. Астрология (главы 3–5) важна, поскольку является «бабушкой» нынешних паранормальных представлений; она демонстрирует нам прототипы пророчеств и экстрасенсорных «прочтений», популярных до сего дня, и полностью противоречит научным взглядам на Вселенную. Исторически современный интерес к паранормальному возник и сформировался в значительной степени благодаря спиритуализму и общению с умершими посредством ченнелинга[1] (глава 11). Лучшими методиками изучения паранормальных явлений обладают парапсихологи. В самом деле, они подошли очень близко к получению достоверных научных доказательств некоторых паранормальных явлений (глава 12). Энергетические методы лечения, такие как акупунктура и тайцзи (глава 13), ежегодно обходятся людям в миллионы долларов и привлекают миллионы долларов из государственных исследовательских фондов. Целительная сила молитвы, бесспорно, является самым популярным паранормальным верованием, и известны случаи, когда целители (глава 14) убеждали критически больных пациентов отказаться от спасительных медицинских процедур. Споры между сторонниками креационизма и теории эволюции (глава 15) уже несколько десятилетий оказывают серьезное влияние на американскую политику: это дополнительная иллюстрация к тому, как важно различать науку и религию.

Чем не является эта книга

Возможно, вы не найдете в этой книге своей любимой паранормальной темы. Их просто слишком много, а я не ставил перед собой цели составить еще одну энциклопедию паранормального (см. в приложении Б список некоторых сетевых ресурсов). Мы не будем уделять много внимания всевозможным паранормальным диковинкам, которые можно обнаружить в лавках перед Хеллоуином или в программе цирковых шоу. Речь идет о цветочных эльфах, феях, призраках, домах с привидениями, летающих тарелках, таинственных кругах в поле, инопланетных похищениях, Атлантиде, оборотнях, снежном человеке, лозоходстве, Туринской плащанице, Бермудском треугольнике и десятках тысяч мелких повседневных суеверий. Конечно, эти темы занимательны и популярны, но большого значения не имеют. Может быть, их действительно лучше оставить на откуп бульварным газетам, второсортному кино и глупым документальным фильмам на кабельных каналах. Однако, если вы всерьез верите в цветочных фей и все остальное, я предлагаю вам попрактиковаться и самостоятельно применить инструментарий здравомыслящего критика. Повторю еще раз: я пытался ограничиться значительными паранормальными явлениями.

Кроме того, все-таки это книга о паранормальном. Мы не будем рассматривать поп-психологию, психоанализ, гуманистическую терапию, философию нью-эйдж, сомнительные и «безумные» виды психотерапии или спорные методы оценки, такие как тест Роршаха с чернильными кляксами, графологию (анализ почерка) или детекторы лжи. Во-первых, некоторое из перечисленного является темой научных споров, где на той и на другой стороне выступают квалифицированные ученые. Это относится в первую очередь к психоанализу, гуманистической терапии, тесту Роршаха и детекторам лжи. Ученые не могут прийти к общему мнению, но они при этом не становятся ни псевдоучеными, ни паранормалистами. Кроме того, включить подобные темы означало бы включить все противоречия современной психологии, что не является целью этой книги.

Точка зрения (и предвзятость?) автора

Изучение паранормального постоянно вызывает обвинения в предвзятости. Несложно найти примеры, когда скептики и сторонники без всякого обоснования отвергают работы друг друга, указывая на предвзятость. Я подозреваю, что в таком жарком климате и моей работе уготован ярлык «запятнанной». Но позвольте мне пояснить: предвзятость проявляется в игнорировании или искажении действительности. Моя же цель — принимать факты, но не выдумки, даже если они неудобны. В отличие от некоторых скептиков, я более чем готов принять достоверное открытие, выходящее за рамки «возможного» с точки зрения современной науки. В самом деле, я с удовольствием показал бы нос какой-нибудь устоявшейся точке зрения. Всякий, кто читал мои книги, знает, что мне случалось уже делать это, причем без всяких угрызений совести. Однако пока ни о чем подобном речь не идет, и я с большим удовольствием воспринимаю мир таким, какой он есть. Я не люблю, когда меня обманывают или разыгрывают.

В общем, я надеюсь сказать этой книгой следующее:

Если мы примем на веру хотя бы одно паранормальное явление, не выдерживающее разумной сверки с реальностью, мы обязаны признать все паранормальные явления, в пользу которых имеются равные свидетельства.

Если вы верите в привидения, вы должны верить также в астрологию, переселение душ, телевизионных экстрасенсов, животных, предсказывающих будущее, инопланетные похищения, общение с умершими, гадание, сгибание ложек силой мысли и остальные сокровища из ящика Пандоры. Почему? У каждого из паранормальных явлений есть серьезные, честные, здравомыслящие, умные, образованные, красноречивые, знаменитые и страстные сторонники. Все они базируются на доказательствах примерно равной достоверности. И для каждого эти доказательства могут на первый взгляд показаться убедительными. Но, чтобы не стать жертвой лавины неприятных сюрпризов, я предлагаю системный способ: остановиться и задуматься.

Заглянем внутрь

Эта книга предлагает студентам, ученым и просто любопытным нечто новое. Я поделюсь несколькими собственными изобретениями, которые мои коллеги, надеюсь, разовьют. Кроме того, я кое-что предпринял, чтобы сделать эту книгу полезной и увлекательной.

Концептуальные достижения

Моя книга пытается совместить все оценочные инструменты, которыми пользуются как сторонники паранормального, так и скептики. Хотя ключевыми элементами моего инструментария являются стандартные средства (логика, научный метод), я ввел и некоторые инновации, которых вы не найдете ни в каком другом тексте. В их числе:

  • Continuum Mysteriosum — восьмиуровневая иерархическая структура для удобной классификации сообщений о паранормальных и сверхъестественных явлениях (глава 1). Continuum не только помогает нам выстроить сообщения о паранормальных явлениях по ранжиру, но и обеспечивает критерии для оценки последствий в случае, если то или иное сообщение окажется истинным;
  • подробное обсуждение цены, которую человечеству пришлось бы заплатить за ошибочно принятое (или отвергнутое) сообщение о паранормальном явлении. Я предлагаю расширенный и новый подход к субъективному релятивизму (глава 2);
  • обсуждение критериев оценки источников, включая соображения о том, почему следует сомневаться даже в тех источниках, которые считаются надежными (глава 3);
  • новая практичная система категоризации логических ошибок. Вообще, существует множество способов их организации. В этом тексте представлен подход, который мои студенты сочли полезным. Я учитываю также ошибку, при которой человек путает науку с наукообразным жаргоном, технотрепом и научной фантастикой (глава 4);
  • рассуждения о том, что научное мышление, по словам Эйнштейна, это здравый смысл в своем наивысшем проявлении (глава 5);
  • новый стандарт МООН, расширенный вариант известного совета Карла Сагана: «Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств» (глава 5);
  • пять основных альтернативных гипотез, которые необходимо рассмотреть при критике сообщения о паранормальном явлении (главы 6–10);
  • новое исследование ошибок восприятия. Я предлагаю пять основных техник холодного чтения, которые позволят начинающему студенту работать не хуже, чем экстрасенсы в телешоу (глава 7);
  • данные последних исследований по ошибкам памяти и дежавю (глава 8);
  • новая модель плацебо, в которой подчеркивается роль гипнотического внушения, выработки условных рефлексов, опиоидной системы и самовозбуждения стресса (глава 9);
  • введение в сенсорные аномалии, такие как реакция зрачка, которыми могут объясняться некоторые паранормальные переживания. Приложение новейших представлений о галлюцинациях к паранормальному (глава 10);
  • начала новой теории «предрасположенности к паранормальному», которая объясняет, почему некоторые люди так легко скатываются к паранормальному мышлению (глава 16).

Стандарт МООН

Исследование паранормального, чтобы быть полностью достоверным, должно предусматривать участие независимых и незаинтересованных экспертов-наблюдателей; кроме того, оно должно быть воспроизводимым. Цель его — минимизировать возможность:

  • мошенничества: исследователь выдумывает или изменяет данные, обнародует только положительные результаты, не сообщает о сомнительных особенностях организации эксперимента или утверждает, что проделал нечто, что на самом деле вообще не было сделано;
  • ошибки: исследователь неверно использует инструменты, методики или статистические расчеты;
  • обмана: участники исследования, помощники или коллеги обманывают исследователя;
  • небрежности: исследователь не принимает во внимание проблемы, изложенные в этом тексте.

Рекомендации по пользованию

Я пытался сделать свой инструментарий кратким, ясным и организованным. Тем, кто торопится, я рекомендую изучить главу 2 (Зачем все это изучать?), главу 5 (Сверка с рельностью: научные тексты и теории (основаны ли утверждения на реальных наблюдениях?)), главу 7 (Нет ли здесь жульничества или ошибок восприятия?) и главу 10 (Нет ли здесь сенсорных аномалий или галлюцинаций?). Тем, кто оказался в критической ситуации, — главу 2. В последней (16-й) главе вновь приведены ключевые моменты и рекомендации по проведению при помощи инструментария полной сверки с реальностью. Я старался быть кратким, так что инструкторы смогут добавить в эту методику дополнительные пункты или развить приведенные мной темы.

Сам я психолог, но понимаю, что многие мои читатели пришли из других областей, включая философию, религию, журналистику, а также из сфер, связанных с охраной здоровья. Поэтому я пытался минимизировать технические подробности по таким темам, как нейрофизиология, когнитивная теория, психопатология, логика и статистика. Если читателю потребуется более подробная информация по этим или другим темам, он сможет найти множество прекрасных книг. К примеру, курс по исследовательским методам мог бы включать, помимо основного текста по статистике, и этот текст. А на семинарах по медицинской диагностике книга могла бы дополнить основные медицинские тексты.

В качестве дополнительной информации я через издательство Wiley-Blackwell предлагаю обширную базу тестовых вопросов, краткие презентации по отдельным главам в программе PowerPoint, примерные планы занятий, ссылки на онлайновые университетские инструкции, видеоссылки и множество опробованных методичек. Образец учебного плана, описание курса и бесплатную видеобиблиотеку вы можете найти на сайте: http://faculty.roosevelt.edu/jsmith.

У меня есть любимые (предпочитаемые по содержанию и качеству) источники бесплатной информации в Интернете. Читатель, который захочет узнать подробнее о затронутых мной темах, может ими воспользоваться. Эти сайты в сочетании с множеством имеющихся в продаже DVD-дисков по таким темам, как астрология, экстрасенсорное восприятие, целительство, креационизм и сверхъестественное, обязательно породят жаркие споры.

Короче говоря, здесь вы найдете описание научных исследований, исторические рассказы, философские дебаты, чуть-чуть теологии и немного юмора. Я предлагаю воспринимать все это серьезно. Что бы я ни делал — объяснял, философствовал, шутил или пытался что-то пародировать, цель моя остается прежней — подтолкнуть вас к критическому мышлению. Счастливого пути!

Благодарности

Я хочу поблагодарить хороших и очень терпеливых людей в издательстве Wiley-Blackwell, в том числе Криса Кардона, Аннет Абель, чудесных художников-оформителей и, увы, анонимных, но откровенных рецензентов. Работать с этим издательством было редким удовольствием. Я благодарю своих многочисленных коллег и ученых-единомышленников, в том числе Андре Алемана, Марьяну Линдеман, Скотта Лилиенфельда и Сэмюела Моултона за подробные и содержательные ответы. Наконец, я благодарю Джима Чока, Линн Вейнер, а также друзей, коллег и студентов Университета Рузвельта. Их поддержка сделала возможным реализовать этот проект.


Автор и издатель хотят поблагодарить следующих лиц за разрешение на использование материалов, охраняемых авторским правом:


Рис. 2.1 Йорн Коблитц, библиотека MetBase, Бремен

Рис. 2.2 Oxford Science Archive / Heritage Image Partnership (HIP)

Рис. 2.3 Bettmann / Corbis

Рис. 2.4 Тони Короди / Sygma / Corbis

Рис. 2.5 Мариан Зигмунт / Franciszkanie.pl

Рис. 3.3 NASA / JPL-CalTech / Р. Хёрт (SSC)

Рис. 3.4 NASA / ЕSA /Ф. Бекманн

Рис. 6.1 Зоопарк Пейнтон, Девон, Британия

Рис. 7.1a NASA / проект Viking

Рис. 7.1б NASA / GPL / MSSS

Рис. 7.1в AFP / Getty Images

Рис. 7.1г Билл Стибер / AP / PA Photos

Рис. 7.1д Скотт Олсон / Getty Images

Рис. 7.1е Мэри Трэверс / www.ibrrc.org

Рис. 7.1ж NASA

Рис. 7.1з NASA

Рис. 7.1и NASA

Рис. 7.2 akg-images

Рис. 11.1 Фотоархив Библиотеки Конгресса США

Рис. 11.2 AP / PA Photos

Рис. 12.3 Рис. 1 из статьи Using Neuroimaging to Resolve the PSI Debate by Samuel T. Moulton and Stephen M. Kosslyn // Journal of Cognitive Neuroscience, 20:1, pp. 182–192 © Massachusetts Institute of Technology. Воспроизведено с разрешения MIT Press Journals

Рис. 12.4 Предоставлено Образовательным фондом Джеймса Рэнди

Рис. 13.2 Использовано с разрешения журнала Skeptic на skeptic.com

Рис. 14.1 Rex Features

Рис. 14.2 Фрэнсис Миллер / Time-Life Collection / Getty Images

Рис. 14.3 akg-images / Эрих Лессинг

Рис. 15.1 Предоставил Zach Strausbaugh

Рис. 15.2 Библиотека Конгресса США


Цитата в главе 7 из статьи Hyman, R. (2003). How not to test mediums: Critiquing the afterlife experiments // Skeptical Inquirer, 27. Перепечатывается с разрешения редакции.


«Паранормальное» Сьюзен Блэкмор — с сайта www.edge.org 2008. © Susan Blackmore. Перепечатывается с любезного разрешения автора.


Были предприняты все усилия для того, чтобы связаться с обладателями авторских прав и получить разрешение на использование материалов. Автор и издатель будут рады любой информации, которая позволит им исправить ошибку или упущение в последующих изданиях.


Фото автора сделано Брюсом Джемисоном.

Часть I

Введение

1

Continuum Mysteriosum

Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам[2].

Шекспир. Гамлет (акт I, сцена 5)

О всех созданиях больших и малых,
О всех созданиях прекрасных и разумных,
О всех созданиях мудрых и удивительных,
Всех их создал Бог.

Известный англиканский гимн (У. Г. Монк, 1875)

Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.

Карл Саган (сформулировал Марчелло Труцци, 1976)

Случалось ли вам загадать желание, которое затем исполнилось? Возможно, вы носите с собой кроличью лапку или читаете ежедневный гороскоп? Может быть, избегаете проходить под приставными лестницами, наступать на трещины в асфальте или опасаетесь рассыпать соль — и вас утешает мысль, что вы до сих пор живы-здоровы? Почти у каждого есть какая-нибудь привычка или устойчивое мнение, которые можно окрестить суеверием.

Но существуют и более серьезные проблемы. Люди тратят миллионы на лечение при помощи энергетических манипуляций и внушения, чтение ауры и т.п. Террористы-смертники, движимые обещанием щедрой награды в загробном мире, совершают акты массового убийства, способные изменить ход истории. Как же нам относиться к миру необычайных событий и странных явлений? Почему они, несмотря на успехи науки, продолжают владеть умами людей? Возможно ли, что некоторые из них реальны? И какое это имеет значение?

Я начал интересоваться паранормальными и сверхъестественными явлениями давно, несколько десятилетий назад. Я был тогда тинейджером, и мой интерес не имел ничего общего с интересом ученых. Я испытывал детское и совершенно волшебное желание стать знаменитым, построить машину времени, развить в себе сверхчеловеческие способности или просто найти способ без труда добиваться хороших оценок и восхищения девчонок. Вскоре, однако, я понял, что хочу слишком много — настолько много, что даже осознать это до конца невозможно. Я был ошеломлен и обратил свои желания в более реальное русло — занялся изучением психологии. Но любопытство по отношению к загадкам жизни до конца меня так и не покинуло. Вообще, полностью избежать контакта с миром паранормального и сверхъестественного очень трудно. Это как слон из пословицы, которого «не приметить» в жизни проблематично. Если вы начнете задавать правильные вопросы, то без труда выясните, что у большинства людей вокруг — будь это ваши друзья, профессора, врачи или священники — имеется хотя бы одно тайное суеверие или предрассудок.

Разбираясь в загадках: Continuum Mysteriosum1

Эта книга — моя попытка разобраться в странном и необъяснимом. Я преследую, собственно, две цели; во-первых, хочу составить карту обширной страны таинственного и, во-вторых, рассмотреть доступные инструменты проверки, при помощи которых можно отделить истинные утверждения от ложных. Моя миссия вовсе не в том, чтобы сделать из вас истинно верующего или настоящего скептика. Цель этой книги проста: задавать вопросы, бесстрашно и честно. Я предлагаю вам применять этот принцип ко всем без исключения жизненным загадкам, прекрасным и разумным, большим и малым.

Что представляет собой царство паранормального? Для ученых этот вопрос имеет значительный интерес. Ясно, что сюда относятся чтение мыслей, астрология и предсказание будущего. Но как насчет акупунктуры? Йоги? Космических пришельцев? Я предпочитаю начать с очень простого определения: существование паранормальных явлений противоречит тому, что нам известно о веществе и энергии2 из физической науки. Иначе говоря, для истинно паранормального явления объяснений на базе физической науки недостаточно.

Рассмотрим примеры:

Играя в лотерею, используйте год своего рождения, и веро­ятность выигрыша увеличится. Если бы это правило действительно работало, без фокусов, его никак невозможно было бы объяснить с точки зрения науки. Следовательно, в данном утверждении речь идет о паранормальном.

Экстрасенс может с одного взгляда определить, что вы думаете. Это истинно даже в том случае, если вас разделяет кирпичная стена, экстрасенс с вами не знаком, а вы намеренно думаете о случайных картах, вытащенных из колоды. Это утверждение, похоже, также исключает естественное объяснение (к примеру, что экстрасенс читает «язык тела» или пытается выдвигать разумные предположения на основании того, как вы одеты). Следовательно, и это следует отнести к утверждениям о паранормальном.

Сиделка местной больницы утверждает, что может исцелять при помощи прикосновения; более того, поводив немного ладонью над позвоночником, она действительно снимает вам боль в спине. Подобный эффект может быть основан на различных факторах. Так, боль в спине может пройти сама. Кроме того, вы ждете, что она пройдет, — это тоже важно. Но, если все иные предположения исключены, такое утверждение тоже говорит о паранормальном.

Некоторые суеверия более масштабны, чем другие. Носиться с волшебной кроличьей лапкой не так опасно, как из-за астрологического прогноза отправиться на войну. Мне представляется разумным разбить сообщения о паранормальных и сверхъестественных явлениях на восемь групп, расположение которых в continuum mysteriosum (пространстве тайн) определяется той степенью, в которой они противоречат естественным взглядам физической науки на вещество и энергию. Не слишком серьезные паранормальные явления (или сообщения о паранормальных явлениях низкого уровня) располагаются на шкале слева, а паранормальные явления высокого уровня — справа. Вы можете убедиться, что явления высокого уровня более всеобъемлющи, сложны и организованны. Сомнению подвергается все больше аспектов окружающего мира, паранормальные явления все более разнообразны и организованы в абстрактные системы верований, совершенно не связанные с реальностью. Паранормальные процессы низкого уровня влияют на окружающий мир в очень ограниченной степени, тогда как явления высокого уровня потенциально способны изменить мир.

Следует еще раз подчеркнуть, что все сообщения об истинно паранормальных явлениях по определению вступают в фундаментальное противоречие с нашими знаниями о веществе и энергии. В этом смысле все они одинаковы. Однако сообщения о паранормальных явлениях высокого уровня лучше сформулированы, чем сообщения о явлениях низкого уровня. Они полнее объясняют следствия и приложения паранормальных предположений и одновременно постулируют дополнительные — возможно, не менее невероятные — допущения.

Вера в то, что обладание кроличьей лапкой помогает выиграть в лотерею, противоречит нашим знаниям о веществе и энергии. Ничто в химических и физических свойствах отделенной от тела и высушенной конечности млекопитающего не должно влиять на случайный выбор выигрышных лотерейных билетов где-то далеко, совсем в другом городе. Если такое возможно, то почему не предположить, что морщинки на этой лапке что-то рассказывают о вашей личности и о том, что ждет вас в будущем? Или что эта лапка обладает особой энергией и может лечить бородавки? Или что в этой мертвой лапке живет дух почившего кролика — очередного воплощения древнего мага, который теперь стал вашим ангелом-хранителем и заботится о том, чтобы вы были здоровы, богаты и избавлены от бородавок? Все эти предположения равно невероятны. И все противоречат нашим знаниям о веществе и энергии. Различаются они главным образом по своим следствиям.

Пограничные явления и явления, необоснованно причисленные к паранормальным

Пограничные с паранормальным явления имеют отношение к загадкам, которые не обязательно нарушают законы физики; однако истинно паранормальное объяснение их не только не исключается, но часто выдвигается на передний план. К примеру, у нас нет четких доказательств того, что летающие тарелки действительно посещали Землю, но ничто в физике не говорит нам, что такие объекты с других планет не могли нас навещать. Да, ракетам с традиционными реактивными двигателями понадобились бы тысячи лет, чтобы до нас добраться. Но, может быть, корабли управляются роботами. Или разумные существа на них проводят время в анабиозе. С другой стороны, если привлечь паранормальное объяснение, то, может быть, инопланетяне у себя дома проникают в 13-е измерение, а затем мгновенно (и невидимо к тому же) появляются на Земле. Это объяснение паранормально, потому что привлекает будто бы возможное явление (путешествие в 13-м измерении), которое противоречит нашим знаниям о физическом мире.

Или возьмем что-нибудь более близкое. Акупунктура — древняя китайская медицинская процедура, при которой в точно определенные точки тела вводятся тонкие иглы. Пациенты утверждают, что сеанс акупунктуры приносит облегчение при широком круге проблем — от головной и суставной боли до повышенного кровяного давления. Традиционное объяснение состоит в том, что иглоукалывание высвобождает потоки загадочной жизненной энергии ци, которые и приводят к исцелению. Энергия ци пока не обнаружена и, более того, не подчиняется известным законам физики. Но существует и несколько современных непаранормальных объяснений этого эффекта, к примеру: легкий дискомфорт от укола отвлекает от боли, способствует выработке в мозгу эндорфинов, усиливает ожидание исцеления и т.д. Таким образом, акупунктура представляет собой явление пограничное с паранормальным.

* Многие паранормальные явления могут быть представлены в нескольких вариантах и классифицироваться по-разному. К примеру, утверждение о том, что акупунктура вызывает выработку в мозгу эндорфинов, не является паранормальным. Неопределенное утверждение о том, что акупунктура активирует туманную энергию тела, можно классифицировать как утверждение о простой энергии. Утверждение о том, что расположение звезд в момент рождения человека содержит информацию о его личности и будущем, относится к паранормальным закономерностям. Однако если говорится, что звезды обладают некой таинственной силой, способной повлиять на земную жизнь, то здесь речь идет уже о паранормальной энергии.

Криптозоология — это изучение «скрытых животных» (криптидов), т.е. существ, само существование которых вызывает сомнения (Heuvelmans, 1962). В качестве примеров назовем лохнесское чудовище, снежного человека и разнообразных древних драконов. Строго говоря, в криптидах нет ничего паранормального, их существование никак не противоречило бы законам физики. Однако некоторые экстрасенсы усложняют ситуацию, делая добавления: к примеру, что снежный человек и Несси — выходцы из другого измерения и их можно вызвать экстрасенсорными методами (Bauer, 1996). В этом случае криптозоологию можно классифицировать как явление пограничное с паранормальным.

Явления, необоснованно причисленные к паранормальным, объясняют нефизическими принципами то, что на самом деле и объяснения-то не требует, где нет никакой загадки. Почему с деревьев опадают листья? Потому что их обрывают маленькие феи. Почему вы провалились на экзамене, если не удосужились даже прочитать учебник? Потому что судьба наказывает вас за безответственность. Почему после таблетки аспирина у вас прошла головная боль? Потому что вы разблокировали поток энергии ци к мозгу. В каждом из этих случаев ничего объяснять на самом деле не нужно, и уж тем более нет никакой нужды в паранормальных гипотезах.

Обратите внимание на разницу между истинными сообщениями о паранормальном, пограничными случаями и явлениями, необоснованно причисленными к паранормальным. Истинные сообщения о паранормальном подразумевают, что некое необычайное явление можно объяснить, только выйдя за пределы современной фундаментальной науки, и ни одно альтернативное (непаранормальное) объяснение не будет достаточным. В пограничных случаях признается, что современное научное объяснение может оказаться вполне достаточным, а паранормальное объяснение — просто одна из возможных альтернатив. Третья категория вообще не имеет отношения к паранормальному. Все явления, которые мы будем рассматривать дальше, относятся к истинно паранормальным.

Простые суеверия

Простые суеверия имеют отношения к повседневным событиям, которые, как представляется, нарушают законы физики. Как правило, они основываются на совпадении, традиции, а также «сходных чертах» или «заразности» (Frazer, 1911–1915). Если вы случайно выиграли в карты, будучи одеты в красную рубашку, не исключено, что в дальнейшем вы всегда будете садиться за карты в этой счастливой рубашке. Если ваша прабабушка говорила вам, что нельзя заранее открывать подарки к дню рождения, не исключено, что вы будете следовать этому правилу просто потому, что это часть семейных преданий. Возможно, вы думаете, что ваш счастливый характер определяется сходством обстоятельств — ведь вы родились в солнечный и радостный день. Может быть, вам не стоит носить прадедушкино кольцо. В конце концов оно было на нем в тот день, когда бедняга упал в колодец, а вы никак не хотите «заразиться» от него неудачливостью. Простые суеверия не слишком масштабны, они не сложны и не организованны. Как правило, никто не делает из подобных простых правил далеко идущих выводов. Никто не считает главным делом своей жизни отслеживание трещин в асфальте (как бы не наступить) и числа 13. Да и слухов о секретной русской лаборатории, занятой изучением кроличьих лапок, вы тоже не услышите.

Паранормальные закономерности

Правда ли, что в линиях ладони, картах таро, чайных листьях, внутренностях жертвенных ягнят, символах книги И-цзин, особых сочетаниях чисел, Библейском коде и небесных созвездиях содержатся некие тайные послания? Относительно простое сообщение о паранормальном утверждает, что в определенных схемах содержится особая информация, которую невозможно объяснить никаким способом, который укладывался бы в рамки современной физики. Хиромантия утверждает, что линии на вашей ладони содержат обширные сведения о вашей жизни, личности и будущем. С точки зрения физики этого никак не может быть. Точно так же древние карты таро, чаинки на дне чашки, кофейная гуща или расположение внутренностей в теле убитого жертвенного ягненка могут быть не менее информативны. И разумеется, астрология утверждает, что расположение небесных тел в момент вашего рождения может многое рассказать о вашей жизни и будущем. Хотя информация в подобных схемах паранормальна, «прочесть» ее, как правило, может любой человек, независимо от наличия у него паранормальных способностей. Возьмите пособие по хиромантии, и вы сразу поймете, что означает длинная «линия жизни», да и остальные линии ладони раскроют вам свои секреты.

Паранормальные силы

Паранормальные силы — это некие способности человека (и, возможно, животных), которые откровенно нарушают законы физики. Однако мало кто из людей обладает такими силами или сумел развить их в себе. Но даже эти одаренные индивидуумы, судя по всему, могут пользоваться ими только в очень жестко заданных обстоятельствах. В качестве примера можно назвать чтение мыслей посредством экстрасенсорного восприятия или сгибание ложек (а также воздействие на вращение рулетки в казино) посредством телекинеза. Случалось, что люди посвящали этому всю жизнь. На эту тему написаны целые библиотеки книг и статей.

Простые жизненные энергии

В отличие от паранормальных сил, которые могут быть ограниченными и проявляются далеко не у всех и далеко не всегда, простые жизненные энергии более устойчивы и вездесущи. Более того, они потенциально способны оказывать влияние на физическое здоровье и биологические процессы. К примеру, многие специалисты по акупунктуре верят, что человеческое тело пронизано таинственной паранормальной энергией ци, которую можно разблокировать посредством втыкания иголок в стратегических точках. В отличие от судьбы или кармы, эти силы не ведут человека, не направляют и не обеспечивают его жизненной целью. А в отличие от призраков или духов, они лишены психологических характеристик — мыслей, чувств и намерений. Однако человек, обладающий паранормальными способностями, может направлять, а также усиливать или ослаблять простые жизненные энергии. Искусный иглоукалыватель утверждает, что пользуется для исцеления энергией ци.

Разумные силы и сущности

Разумные силы также довольно выносливы и существуют вне пределов естественного мира. Однако они сложнее простых жизненных энергий — у них есть собственный «разум», им не нужна помощь человека с паранормальными способностями. Это могут быть неперсонифицированные сущности, которые руководят человеком и направляют его, такие как судьба, инь-ян, силы предсказательной астрологии, карма, а также некий нефизический эволюционный принцип, который толкает к «добродетели» или к «высокой сознательности». С другой стороны, разумные силы могут обладать психологическими характеристиками, т.е. сознанием, мыслями, чувствами и намерениями, — внутренней сложностью, которая и позволяет нам называть их сущностями3. В числе примеров — живые объекты, одержимые благожелательными духами.

Сущности, связанные с загробной жизнью

Сущности, связанные с загробной жизнью, — это разумные силы с одной дополнительной особенностью: они существуют одновременно в этом мире и в загробном. В их число могли бы входить реинкарнированные души, а также привидения и некоторые духи. Наличие подобных сущностей позволяет устанавливать связь с умершими.

Сверхъестественные сущности

Утверждения о сверхъестественном суперпаранормальны: они не просто выходят за пределы натуралистических взглядов на материю и энергию, выраженных через физические законы. Как мы уже отмечали, они всеохватны, сложны и организованны. Сомнению подвергается максимальное число самых разных аспектов окружающего мира. Сверхъестественные верования часто организованы в абстрактные концептуальные системы, никак не связанные с естественным миром. Сверхъестественные сущности потенциально способны оказать на наш мир огромное влияние. Что это означает?

Окружающий мир состоит из вещей, которые мы, предположительно, можем зарегистрировать при помощи органов чувств или инструментов, призванных расширить возможности органов чувств, таких как телескопы, микроскопы или рентгеновские аппараты. Таким образом, все, что вы видите, слышите, осязаете, чувствуете на вкус или запах, является частью естественного мира, природы. Все, что может, по нашим представлениям, увидеть, услышать, ощутить, унюхать или почувствовать на вкус кто-то другой, тоже является частью естестве…