Дизайн вашей жизни: Живите так, как нужно именно вам

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Посвящается всем замечательным студентам, которые поделились с нами своими историями и чья открытость и горячее участие позволили нам узнать о дизайне жизни больше, чем мы могли себе представить.

Моей жене Синтии, которая уговорила меня согласиться на работу в Стэнфорде. Я люблю тебя, и, если бы не ты, я бы никогда не стал тем, кем являюсь сейчас.

Билл Бернетт

Моей дорогой жене Клаудии, движущей литературной силе в нашем доме, которая постоянно подталкивала меня к написанию книги, без устали объясняя, зачем я должен это сделать. Твоя любовь возрождала меня снова и снова.

Дэйв Эванс

ВВЕДЕНИЕ

ЖИЗНЬ ПО ПЛАНУ

Эллен привлекали минералы. Ей нравилось собирать их, упорядочивать и классифицировать по размеру и форме или по типу и цвету. После двух лет учебы в престижном колледже девушке следовало выбрать специализацию. Она еще не представляла, что делать со своей жизнью, не знала, кем хочет стать, но пришло время принять решение. В тот момент геология показалась ей лучшим вариантом. В конце концов, ей действительно очень нравились минералы.

Родители Эллен гордились дочерью и специальностью геолога, которую она выбрала. Однако окончив учебу, выпускница вернулась домой. Она начала сидеть с детьми и выгуливать собак. Мать и отец были сбиты с толку. Такой работой, не требующей профессиональной подготовки, их дочь занималась еще в старших классах. А они ведь только что выложили кругленькую сумму за обучение в престижном колледже. Когда же Эллен чудесным образом превратится в геолога? Когда начнет строить карьеру? Ведь именно ради этого она и получала образование. Ради того, чего от нее ожидали.

Но дело в том, что Эллен поняла: она не хочет быть геологом. Ее не увлекало изучение процессов, происходящих в земной коре, образцов минералов и истории. Ее не интересовал труд в полевых условиях или работа в компании по добыче и продаже природных ресурсов или в экологическом агентстве. Ей не нравилось составлять карты и писать отчеты. Она выбрала геологию только потому, что в детстве любила минералы, и теперь Эллен, получив диплом и столкнувшись с непониманием родителей, не представляла, куда ей устраиваться и как быть дальше.

Если верить всему, что ей говорили, годы, проведенные в колледже, были лучшим временем ее жизни, и теперь Эллен оставалось лишь опустить руки. Она не догадывалась, что не одинока в своем нежелании работать по специальности. На самом деле в США только 27% выпускников добиваются успехов в профессии, полученной в вузе. Идея, что специальность — это то, чем вы должны заниматься до старости, а годы в колледже — лучший период вашей жизни (время, предшествующее существованию, наполненному тяжелым трудом и скукой), представляет собой дисфункциональное убеждение — миф, мешающий многим людям жить так, как они хотят.

К сорока годам Джанин начала замечать, что работала не зря. Она быстро добилась успеха и сумела удержаться на плаву. Она окончила один из лучших колледжей и престижную юридическую академию, получила место в крупной компании и о ней можно было с уверенностью сказать: «Ее жизнь удалась». Колледж, юридическая академия, брак, карьера — все в ее судьбе складывалось, как она и планировала, а воля и напряженный труд позволили ей добиться всего, чего она желала. Она стала образцом успеха и высоких достижений.

Но у Джанин была тайна.

Иногда по вечерам, вернувшись домой из юридической фирмы, представлявшей интересы одной из наиболее известных компаний в Кремниевой долине, она сидела на веранде, глядя на загорающиеся вдалеке огни, и плакала. У нее было все, чего она хотела (по крайней мере, она всегда так считала), но Джанин чувствовала себя глубоко несчастной. Она понимала, что должна радоваться жизни, которую создала собственными руками, но этого не происходило. Все оказалось совсем наоборот.

Джанин решила, что с ней что-то не в порядке. Как можно, просыпаясь утром успешным человеком, каждый вечер ложиться в постель, испытывая странную тоску, словно что-то ускользнуло, исчезло из вашей жизни где-то на полпути? Куда двигаться дальше, когда у вас есть все и одновременно ничего? Как и Эллен, Джанин стала жертвой дисфункционального убеждения. Она верила, что если воспользуется всеми шансами, сумев ухватить удачу за хвост, то обретет счастье. И здесь Джанин не одинока. В Америке две трети сотрудников недовольны своей работой. А 15% буквально ненавидят ее.

Дональд сам заработал свои деньги. Он проработал более тридцати лет на одном месте. Почти полностью погасил ипотеку за дом. Его дети окончили колледж. Его пенсионные накопления аккуратно пополнялись. У него была стабильная карьера и размеренная жизнь. Он вставал, шел на работу, тратил деньги, возвращался домой, ложился спать. Просыпался на следующее утро, и все повторялось заново. Намылить. Смыть. Еще раз.

Долгие годы Дональд задавал себе один и тот же вопрос. Он крутился в голове нашего героя, когда тот приходил в кафе, садился ужинать, шел в церковь или в местный бар, чтобы отвлечься от надоедливых мыслей при помощи небольшой порции виски. Но вскоре все возвращалось на круги своя. Около десяти лет подряд этот вопрос будил его по ночам и возникал каждый раз, когда Дональд видел свое отражение в ванной. Вопрос звучал так: «Какого черта я все это делаю?»

Но еще ни разу парень, смотревший на него из зеркала, не смог дать стоящего ответа. Дисфункциональные убеждения Дональда и Джанин похожи, но первый гораздо дольше существовал с мыслью, что жизнь, посвященная ответственной и успешной работе, сделает его счастливым. Этого достаточно? И все же у дисфункционального убеждения Дональда есть серьезный нюанс: он не мог перестать делать то, что делал всегда. Если бы только парень в зеркале сказал ему, что он не одинок и ему совсем необязательно поступать так, как он привык. В одних только США более тридцати одного миллиона людей в возрасте от сорока четырех до семидесяти лет желают получить то, что принято называть карьерой «на бис», — работу, приносящую человеку ощущение собственной значимости, постоянный доход и общественное влияние. Кое-кто из этого тридцати одного миллиона нашел работу своей мечты, а остальные не представляют, с чего начать, и боятся, что уже слишком поздно для серьезных перемен в жизни.

Три человека. Три серьезные проблемы.

Любимые проблемы конструкторов

Оглянитесь вокруг. Взгляните на свой офис или дом, на стул, на котором сидите, на планшет или смартфон, что, возможно, держите в руках. Все, что нас окружает, было создано другими людьми. А каждый замысел всегда возникал благодаря проблеме. Желание наслаждаться разнообразной музыкой, но при этом не носить с собой чемодан с компакт-дисками, стало причиной того, что вы можете слушать до трех тысяч песен, помещающихся в крохотном квадратном устройстве, пристегнутом к вашей рубашке. Именно из-за проблемы излишней громоздкости ваш телефон идеально помещается в ладони, ноутбук работает пять часов без подзарядки, а сигнал будильника напоминает мелодичное пение птиц. По большому счету, надоедливый звон может показаться не таким уж большим неудобством по сравнению с другими, но он серьезно раздражал тех, кто не желал начинать свой день с резкого и громкого звука обычного будильника. Благодаря проблемам в вашем доме есть вода и теплоизоляция. То же самое и с водопроводом. Благодаря проблемам появились и зубные щетки. Стулья были созданы лишь потому, что кто-то и где-то решил перестать сидеть на камнях, так как это было не очень комфортно.

Существует разница между проблемой проектирования и технической проблемой. У нас обоих инженерные специальности, и мы не понаслышке знаем, что конструирование — хороший способ решения задачи, когда вы можете получить большой объем информации и уверены в том, что сумеете выбрать одно, самое удачное решение. Билл занимался разработкой петель на первых ноутбуках Apple, и вариант, который они предпочли вместе с коллегами, позволил данной модели стать одной из самых надежных на рынке компьютерной техники. Для этого потребовалось множество опытных образцов и огромное количество испытаний, всегда проводимых в процессе обкатки технологии, но проект по созданию надежных петель, длившийся целых пять лет (при этом его несколько раз закрывали), все-таки был завершен, а его команде пришлось испробовать много других технических вариантов, пока она не добилась необходимого результата. После достижения цели результат разработки можно было воспроизводить в неограниченном количестве. С технической проблемой удалось справиться на отлично.

Сравните этот момент с трудностями проектирования первого лэптопа со встроенной мышью. Поскольку в ноутбуках Apple почти все связано с работой мыши, стандартная мышь со шнуром была неприемлема. Это и есть проблема проектирования. В практике компьютерного конструирования не существовало подобных прецедентов, никто не мог дать точных прогнозов, будет ли результат удачным, в лаборатории рассматривалось множество идей, было испробовано бесчисленное количество вариантов, но все они оказались неэффективными. И в этот момент появился инженер Джон Краковер. Он занимался разработкой миниатюрных шаровых манипуляторов, отвечающих за движение курсора, и у него возникла блестящая идея немного сдвинуть клавиатуру, чтобы образовалось место для трекбола. Это стало важным и долгожданным техническим открытием. С тех пор это визитная карточка ноутбуков Apple [1].

Эстетика — еще одна очевидная проблема, с которой приходится сталкиваться конструкторам. В мире полно мощных спортивных машин, способных развить огромную скорость, но, например, «порше» сильно отличается от «феррари». Оба автомобиля разработаны с учетом высочайших требований к техническим характеристикам, обладают схожими качествами, но при этом — совершенно уникальным внешним видом. Инженеры этих компаний с особенным вниманием относятся к мельчайшим изгибам корпуса, к дизайну фар и решетки радиатора, но каждая фирма выбирает совершенно разные подходы в оформлении. Производители выбирают свой оригинальный образ — «феррари», безусловно, несет на себе отпечаток итальянской страсти, а «порше» сочетает в себе строгость и немецкую педантичность. Конструкторы долгие годы разрабатывали собственный почерк, чтобы сделать свои промышленные изделия эквивалентом движущейся скульп­туры. Именно поэтому в какой-то степени соблюдение эстетики и является основной сложностью проектирования. Эстетика отражает эмоции человека, а когда задействованы эмоции, без дизайнерского мышления не обойтись.

Столкнувшись с необходимостью помочь нашим студентам окончить колледж и выйти в жизнь успешными и счастливыми людьми, которые поняли наконец, как распорядиться своим будущим, мы пришли к выводу, что дизайнерское мышление станет лучшим способом разрешения этой специфической проб­лемы. Конструирование жизни не предполагает наличия конкретной цели, как, например, создание петель для ноутбука, продолжавшееся пять лет, или строительство огромного моста, который надежно соединит две части суши; все это проблемы технического характера, где необходимо собрать и четко проанализировать точную информацию в отношении своих перспектив и выбрать оптимальный путь.

Когда вы представляете желаемый результат (великолепный портативный ноутбук, потрясающий спортивный автомобиль или удачно спроектированную жизнь), но не можете отыскать правильное решение для достижения цели, то именно в этот момент вы начинаете мозговой штурм, хватаетесь за все безумные, на первый взгляд, варианты и продолжаете упорно двигаться вперед, пока не найдете нужный. И вы сразу поймете, что это именно то решение, которое вам необходимо, неважно, гармоничные ли это линии корпуса «феррари» или же сверхтонкий ноутбук MacBook Air. Великолепный дизайн представляет собой размытое понятие, и его нельзя добиться исключительно путем решения уравнений, создания таблиц и анализа информации. Это особое внешнее восприятие, создающее собственное неповторимое ощущение — прекрасный эстетический облик, способный тронуть вашу душу.

Ваша удачно спроектированная жизнь также будет обладать своим неповторимым внешним видом и ощущением, а дизайнерское мышление поможет вам с проектированием. Все созданное когда-то для того, чтобы упростить нашу повседневную жизнь, сделать ее более продуктивной, более радостной и гораздо более успешной, возникло благодаря проблеме и потому, что какой-то конструктор или команда конструкторов где-то в мире нашли пути ее решения. Пространство, в котором мы живем, работаем и развлекаемся, было спроектировано так, чтобы сделать нашу жизнь, работу и развлечения гораздо эффективнее. Повсюду, куда ни бросишь взгляд, мы видим, что происходит, когда инженеры успешно справляются с задачами.

Мы видим преимущества дизайнерского мышления.

А вы вскоре увидите преимущества дизайнерского мышления в своей собственной жизни. Проектирование не существует исключительно для того, чтобы выпускать дорогие компьютеры и «феррари», оно помогает также конструировать роскошную жизнь. Вы можете использовать дизайнерское мышление, чтобы создать яркую, радостную и интересную судьбу. Неважно, кто вы или кем были, чем зарабатываете или зарабатывали на жизнь, сколько вам лет, — вы можете использовать то же мышление, которое применялось в разработке самых удивительных технологий, продуктов и областей, чтобы организовать свою карьеру и жизнь. Удачно спроектированная жизнь — это жизнь в постоянном движении: креативная, продуктивная, изменяющаяся, эволюционирующая, в которой всегда есть возможность для новых открытий и приятных неожиданностей. Вы получите от нее гораздо больше, чем в нее вложите. Удачно спроектированная жизнь — это нечто большее, чем скучный алгоритм «намылить, смыть, еще раз».

Как мы это узнали?

Все началось с ланча.

Хотя на самом деле все началось в 1970-х, тогда мы были студентами выпускного курса в Стэнфордском университете (Дэйв учился в нем раньше Билла). Билл открыл для себя интересную специальность по разработке дизайна продукта и решил сделать карьеру в этой области. В детстве он обожал рисовать машины и самолеты, сидя под швейной машинкой матери. Он выбрал данную область, когда, к своему большому удивлению, обнаружил, что существовали люди, которые делали нечто подобное каждый день, и назывались они конструкторами. Будучи руководителем программы дизайна в Стэнфорде, Билл по-прежнему рисует и конструирует вещи (однако уже выбрался из-под швейной машинки), координирует учебные планы студентов в области дизайна и проектирования и преподает в Институте дизайна Хассо Платтнера (многоплановом инновационном учебном центре в Стэнфорде, где все курсы лекций построены с учетом процесса дизайнерского мышления). Билл также принимал участие в стартапах и трудился в компаниях, входящих в список ста крупнейших компаний по версии журнала Fortune. В его послужном списке семь лет работы в Apple, где он проектировал отмеченные наградой ноутбуки (в том числе занимался и теми самыми петлями), и несколько лет в индустрии развлечений, где он разрабатывал дизайн фигурок персонажей из «Звездных войн».

Билл знает, что ему очень повезло еще в студенчестве узнать о разработке дизайна продукта и сделать интересную и насыщенную карьеру. Занимаясь преподавательской деятельностью, мы оба стали свидетелями того, как редко такое происходит и как часто с выбором призвания не везет даже студентам Стэнфорда.

В отличие от Билла во время обучения в университете Дэйв не представлял, чем займется. Изначально он потерпел неудачу, выбрав специализацией биологию (об этом чуть позже), и окончил колледж специалистом в области машиностроения, если честно, лишь потому, что не придумал ничего лучше. В процессе учебы он не нашел правильного ответа на вопрос «Как мне узнать, чего я хочу от жизни?». Но в конце концов, методом проб и ошибок, ему это удалось, и в награду он получил более тридцати лет в качестве консультанта в сфере передовых технологий. Он стоял у истоков создания первой компьютерной мыши и первых проектов по проектированию лазерных принтеров в Apple, стал соучредителем корпорации Electronic Arts и помог многим владельцам стартапов найти свой путь в бизнесе. После непростого начала его карьера стремительно пошла в гору, но он всегда помнил, что все оказалось гораздо сложнее, чем могло быть.

Несмотря на то, что мы оба уделяли много времени работе и семье, мы продолжили преподавательскую деятельность. Билл остался в Стэнфорде, где видел, как сотни молодых людей посещают его лекции и изо всех сил пытаются понять, чем заняться после окончания колледжа. Дэйв преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, где разработал курс лекций под названием «Как найти свое призвание» (также известный как «Является ли ваше призвание вашим?»), который он прочитал четырнадцать раз за восемь лет. И по-прежнему стремился читать этот курс в Стэнфорде. Все это время они с Биллом периодически пересекались по работе и просто так. Дэйв слышал, что Билл только что занял пост руководителя программы дизайна Стэнфордского университета, и Дэйв как раз был большим специалистом в этой области. Ему пришло в голову, что сложнейшие многоплановые требования, предъявляемые к конструктору и дизайнеру, накладывают на студентов непосильное бремя: они отчаянно пытаются найти работу, заставляющую их ощутить собственную важность и авторитет и выстроить в дальнейшем успешную карьеру. Он решил позвонить Биллу и пригласить его на ланч, чтобы поделиться своими идеями и посмотреть, что из этого выйдет. Если все пойдет хорошо, то, возможно, они еще не раз встретятся для новых обсуждений, и вполне вероятно, что через год или около того из этой затеи что-то вырастет.

Именно поэтому все и началось с ланча.

Уже через пять минут разговора мы поняли, что нужно сделать. Мы решили совместно читать новый курс в Стэнфорде, применить дизайнерское мышление в расстановке жизненных приоритетов после окончания колледжа сначала для студентов, изуча­ющих дизайн и проектирование, а затем, если все сложится удачно, и для остальных.

Впоследствии этот курс лекций стал одним из самых популярных факультативов.

Когда нас спрашивают, чем именно мы занимаемся в Стэнфорде, мы отвечаем тщательно подготовленной емкой фразой: «Мы читаем курс лекций, который помогает каждому студенту применить инновационные принципы дизайнерского мышления к злободневной проблеме проектирования собственной жизни во время учебы и после окончания университета». И, конечно же, затем следует реакция: «Превосходно! И что это означает?»

И мы обычно поясняем: «Мы учим, как использовать навыки проектирования в поиске своего жизненного призвания». И в этот момент почти все восклицают: «О! А можно мне тоже посещать эти лекции?!» Долгие годы мы вынуждены были говорить «нет» в ответ на этот вопрос, по крайней мере тем, кто не входил в число студентов Стэнфорда. Однако теперь это не проблема. Семинары по курсу «Дизайн вашей жизни» доступны любому желающему (www.designingyour.life), а мы написали эту книгу, чтобы вам не пришлось поступать в Стэнфорд для обретения удачно спроектированной жизни.

Но вы непременно должны задать себе некоторые вопросы. Причем весьма непростые.

Конструкторы тоже любят вопросы

Подобно тому как Дональд каждый вечер смотрел в зеркало, спрашивая себя: «Какого черта я все это делаю?», каждый человек мучается похожими вопросами о жизни, работе и о собственной роли и предназначении в этом мире.

  • Как найти работу, которая придется мне по душе или даже станет делом всей жизни?
  • Как построить карье…