Элегантность ежика

Содержание

Элегантность ежика
Выходные данные
Посвящение
Маркс (Вступление)
1. ПОСЕЕШЬ ЖЕЛАНИЕ
2. ШЕДЕВРЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА
Глубокая мысль № 1
Камелии
1. АРИСТОКРАТКА
Дневник всемирного движения
2. О ВОЙНАХ ДА КОЛОНИЯХ
3. ПУДЕЛЬ-ТОТЕМ
Глубокая мысль № 2
4. ОТКАЗАВШИСЬ ОТ БОРЬБЫ
Глубокая мысль № 3
5. ЗЛОСЧАСТНОЕ СВОЙСТВО
6. ГРУБОШЕРСТНАЯ СУТАНА
7. БАРЫШНИ-ЮЖАНКИ
Дневник всемирного движения
8. ПРЕДТЕЧА МОЛОДОЙ ЭЛИТЫ
9. «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»
Глубокая мысль № 4
10. НАЗВАТЬ КОТА ГРЕВИССОМ
Глубокая мысль № 5
11. БУНТ МОНГОЛЬСКИХ ПЛЕМЕН
Глубокая мысль № 6
12. ЛЖИВАЯ КОМЕДИЯ
13. ВЕЧНОСТЬ
Дневник всемирного движения
14. ПОВЕЯЛО СТАРОЙ ЯПОНИЕЙ
15. ДОЛГ БОГАТЫХ
Глубокая мысль № 7
16. СТРАДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ
17. ПЕРЕПЕЛИНАЯ ГУЗКА
18. РЯБИНИН
Глубокая мысль № 8
Грамматика
1. БЕСКОНЕЧНАЯ МАЛОСТЬ
2. ВНЕЗАПНОЕ НАИТИЕ
Глубокая мысль № 9
3. ПОД ЧЕХЛОМ.
4. ДРОБНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ
Глубокая мысль № 10
5. ОЧЕНЬ ПРИЯТНО
6. ВАБИ
Глубокая мысль № 11
Летний дождь
1. В ПОДПОЛЬЕ
2. ТОРЖЕСТВО ЗДРАВОГО СМЫСЛА
3. ВНЕ ВРЕМЕНИ
4. ПАУТИНА
5. РЮШЕЧКИ И КРУЖАВЧИКИ
Дневник всемирного движения
6. ОСВЕЖИЛАСЬ
7. В ПУХ И ПРАХ...
Глубокая мысль № 12
8. О НЕБО!
9. ЦВЕТА ТУСКЛОГО ЗОЛОТА
10. В ЧЕМ СОЗВУЧНОСТЬ?
11. ЖИЗНЬ БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА
Дневник всемирного движения
12. ЛУЧ НАДЕЖДЫ
13. НЕСЧАСТНЫЙ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
Дневник всемирного движения
14. ОДИН ТАКОЙ РУЛОНЧИК
15. ВЕСЬМА КУЛЬТУРНАЯ ДИКАРКА
16. И ТОГДА...
17. НОВОЕ СЕРДЦЕ
18. СЛАДКАЯ БЕССОННИЦА
Глубокая мысль № 13
Палома
1. ПРОЗОРЛИВЫЕ
2. НЕВИДИМОЕ
3. ВЕЛИКИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Глубокая мысль № 14
4. ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
5. ПОЛНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
6. ХАБИСКОР ЕГОЗОН
7. В СИНИХ ТОНАХ
Дневник всемирного движения
8. БЛАЖЕННЫЕ ГЛОТОЧКИ
9. САНАЭ
10. ТЕМНЫЕ ТУЧИ
11. ДОЖДЬ
12. СЕСТРЫ
Глубокая мысль № 15
13. ПО КРУГАМ АДА
14. ИЗ КОРИДОРА НА КРУГИ
15. ПО ЖАРКИМ ВСПОТЕВШИМ ПЛЕЧАМ
16. ПОРА БЫ УЖЕ ЧЕМУ-ТО КОНЧИТЬСЯ
17. МУКИ СБОРОВ
18. В СТРУЕ ВОДЫ
19. МЕРЦАЮЩИЕ ТЕНИ
20. У ГАГАУЗОВ
21. НЕСКОНЧАЕМЫЕ ЧАЕПИТИЯ
22. ПОЛЕВАЯ ТРАВКА
23. МОИ КАМЕЛИИ
Последняя глубокая мысль

Muriel Barbery

Lélégance du hérisson

© Editions Gallimard, Paris, 2006

Перевод с французского
Натальи Мавлевич и Марианны Кожевниковой

Барбери М.

Элегантность ежика : роман / Мюриель Барбери ; пер. с фр. Н. Мавлевич и М. Кожевниковой. — СПб. : Аз­бука, Азбука-Ат­тикус, 2015. — (Азбука-­классика).

ISBN 978-5-389-10160-9

16+

«Элегантность ежика», второй роман французской писательницы Мюриель Барбери (р. 1969), прославил ее имя не только во Франции, но и во многих других странах. Мю­риель страстно влюблена в творчество Л. Н. Толстого и куль­туру Японии, и обе эти страсти она выразила в этой книге.

Девочка-подросток, умная и образованная не по годам, пожилая консьержка, изучающая философские труды и слу­шающая Моцарта, богатый японец, поселившийся на склоне лет в роскошной парижской квартире… О том, что связывает этих людей, как меняется их жизнь после того, как они случайно находят друг друга, читатель узнает, открыв этот прекрасный, тонкий, увлекательный роман.

© Н. Мавлевич, перевод, 2009

© М. Кожевникова, перевод, 2009

© Издание на русском языке,
оформление.
ООО «Издательская Группа
„Азбука-Аттикус“», 2014
Издательство АЗБУКА
®

Стефану,
вместе с которым я писала эту книгу

Маркс

(Вступление)

1. Посеешь желание

— Маркс совершенно изменил мое видение ми­ра, — сказал мне сегодня утром молодой Паль­ер, никогда прежде со мной не заговаривавший.

Антуан Пальер — богатый наследник династии­ промышленников, сын одного из восьми моих ра­ботодателей. Молодой человек, один из последних­ отпрысков крупной деловой буржуазии, которая в наши дни размножается исключительно путем непорочной отрыжки, просто хотел блеснуть новыми познаниями, у него и в мыслях не было, что я что-нибудь соображаю в таких вещах. Разве тру­дящиеся массы способны разобраться в Марксе! В этом сложном тексте, научном слоге, утонченном­ языке, запутанных умозрениях.

И тут я чуть было глупейшим образом себя не выдала.

— Вы бы почитали «Немецкую идеологию», — ляпнула я этому балбесу в модной курточке буты­лочного цвета.

Чтобы понять, что такое Маркс и в чем он оши­бался, надо прочесть «Немецкую идеологию». Это антропологическая база, из которой выросли все его россказни о новом мире и на которой зиждет­ся главнейшее его убеждение: следует не гоняться за химерой желаний, а ограничиться потребно­с­тями.­ Только в мире, где будет обуздан гибрис1 желания, станет возможным новое общественное­ устройст­во, без войн, угнетения и тлетворного не­равенства.­

Еще немного — и я, забыв, что, кроме моего кота, меня слышит кто-то еще, пробормотала бы:

— Посеешь желание — пожнешь угнетение.

К счастью, Антуан Пальер, которого пренебре­же­ние к людям и легкий намек на усы еще не при­ближают к кошачьему роду, смотрит на меня так, будто ослышался. Меня, как обычно, спасает человеческая неспособность поверить во что-то, что не укладывается в уютные привычные представле­ния. Консьержки «Немецкую идеологию» не читают, и им, слава богу, неведом одиннадцатый тезис о Фейербахе2. Если же вдруг найдется среди них такая, которая читает Маркса, значит, она сту­пила на путь порока и продала душу дьяволу, имя которому — профсоюз. А что консьержка может читать подобную литературу просто-напросто для общего образования — так это полная нелепость, которая ни одному нормальному буржуа и в голо­ву не придет.

— Кланяйтесь мамаше, — буркнула я и закры­ла свою дверь у него перед носом, надеясь на то, что вековые предрассудки окажутся сильнее, чем диссонанс двух фраз.




1 Похоть, гордыня, излишество (греч.).

2 Имеется в виду одиннадцатый тезис из работы Маркса «Те­зисы о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объяс­няли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

2. Шедевры мирового искусства

Меня зовут Рене. Мне пятьдесят четыре года. И вот уже двадцать лет я работаю консьержкой в доме номер семь по улице Гренель, красивом особ­няке с внутренним двором и садом. Тут восемь огромных роскошных квартир, и ни одна не пустует. Я вдова, некрасивая, толстая, маленького роста, на ногах у меня торчат косточки, а изо рта разит по утрам, как из помойки. Я это чувствую, когда уж очень сама себе бываю противна. Я нигде не училась и всегда оставалась бедной, скром­ной и незаметной. Живу одна, с котом, здоровенным и ленивым, в котором нет ничего примечатель­ного, разве что манера всюду следить вонючими лапами, когда он чем-то недоволен. Ни он, ни я — и тут мы заодно — ничуть не стремимся влиться в ряды себе подобных. Поскольку я не очень-то приветлива, хотя всегда учтива, меня не слишком­ любят, но относятся ко мне вполне терпимо, ведь я идеально соответствую укоренившемуся в обще­ственном сознании стандартному образу домашней консьержки, тем самым выполняя свою роль колесика в огромном механизме мировой иллюзии: согласно ей, жизнь будто бы имеет некий смысл, который ничего не стоит разгадать. На тех же небесных скрижалях человеческой глупости, где значится, что все консьержки — старые, сварливые уродины, записано огненными буквами, что вышеупомянутые консьержки держат жирных­ котов, которые целый день валяются на подуш­ках, накрытых вязанными крючком накидками.

Далее сказано, что, пока коты валяются и спят, консьержки непрерывно смотрят телевизор и что в вестибюле непременно должно пахнуть стряпней: тушеным мясом, супом с капустой или свиным рагу. Мне страшно повезло, что я консьержка не в каком-нибудь, а в суперреспектабельном доме. До чего унизительно было готовить всю эту гадость, и как же я обрадовалась, когда месье де Брольи, государственный советник со второго эта­жа, вежливо, но твердо — должно быть, так он вы­ражался, когда рассказывал жене об этом своем шаге, — дал мне понять, что подобные плебейские­ запахи неуместны в жилище такого класса. Одна­ко я притворилась, что неохотно подчиняюсь.

Это было двадцать семь лет тому назад. И каж­дый день с тех пор я покупаю в мясной лавке лом­тик ветчины или кусок телячьей печенки, кладу в кошелку и несу домой вместе с пачкой лапши и пучком моркови. Глядите все: вот пища бедняков,­ имеющая то похвальное преимущество, что не из­дает неподобающего запаха, ведь я беднячка в доме богачей; таким образом я одновременно удовлетворяю общественные ожидания и своего кота по кличке Лев — он оттого и жирный, что обжира­ется едой, по идее предназначенной мне: свининой, макаронами с маслом, а я, пока он чавкает, могу спокойно, не смущая обоняние ближних, пи­таться тем, что отвечает моим собственным вкусам, о которых никто не имеет понятия.

Куда труднее оказалось утрясти вопрос с теле­визором. Пока был жив мой муж, не возникало никаких проблем: Люсьен смотрел все подряд, из­бавляя меня от этой повинности. В вестибюль бес­перебойно поступали нужные звуки, и этого хватало для поддержания устоев социальной иерархии; когда же Люсьена не стало, мне пришлось поломать голову, чтобы придумать, как сохранять­ необходимую видимость. Люсьен исполнял вместо меня тягостную обязанность, его невежество надежно укрывало меня от подозрений окружаю­щих; лишившись мужа, я лишилась этой защиты.­

Все решилось с появлением видеонаблюдения. 

Раньше каждый входящий должен был нажимать кнопку вызова, теперь же у меня автоматически звенел звоночек, соединенный с инфракрас­ным датчиком, давая мне знать о том, что в вестибюле кто-то есть, как бы далеко от входа я ни находилась. Потому что обычно я провожу почти­ все время в задней комнатке, изолированной от на­вязанных моим положением запахов и звуков, где могу делать что хочу и при этом оставаться в курсе всего, что должен знать исправный страж: кто, когда и с кем входит и выходит.

Таким образом, жильцы, проходя через вестибюль, слышали невнятный шум, говорящий о том, что за дверью работает телевизор, и этого вполне хватало их воображению — в силу его убожества,­ а вовсе не богатства, — чтобы нарисовать образ консьержки, сидящей перед экраном. Я же, забив­шись в свое логово, ничего не слышала, но понимала, что кто-то вошел. Тогда я подходила к круг­лому окошку, выходящему на лестничную клетку,­ и смотрела, кто там, оставаясь невидимой за белой муслиновой занавеской.

Видеокассеты, а потом божественные диски DVD еще более радикально изменили к лучшему­ мое существование. Поскольку консьержка, млеющая перед «Смертью в Венеции», — явление до­вольно странное, как и симфония Малера, доносящаяся из привратницкой, я посягнула на скоп­ленные с большой натугой семейные сбережения и купила новый телевизор с плеером, который установила в своем тайном убежище. А старый остался в офисе и обеспечивал мне конспирацию, изрыгая рассчитанную на улиточьи мозги дребедень, пока я со слезами на глазах наслаждалась шедеврами мирового искусства.

Глубокая мысль № 1

Погонишься за звездами —
Кончишь жизнь в аквариуме
Золотою рыбкой.

Насколько мне известно, взрослым случается иногда­ задуматься о своей бездарной жизни. В таких случаях они начинают стенать, бестолково метаться, как мухи, которые тупо бьются и бьются в стекло, чахнуть, страдать, переживать и удивляться, как занесло их туда, куда они вовсе не стремились. У самых умных эти причитания пре­вратились в ритуал: о презренное, никчемное буржуазное прозябание! Такие циники попадаются среди папиных знакомых. Сидят в гостиной за столом и вздыхают с самодовольным видом: «Эх, где мечты нашей молодости!­ Развеялись как дым, такая сволочная штука — жизнь». Ненавижу эту их фальшивую умудренность! На самом де­ле они ничем не отличаются от остальных — такие же ре­бятишки, которые не понимают, что с ними случилось, им хочется плакать, но они пыжатся и корчат из себя больших и крутых.

Между тем понять совсем нетрудно. Беда в том, что дети верят словам взрослых, а когда сами взрослеют, в от­местку врут собственным детям. «Взрослые знают, в чем смысл жизни» — вот всемирное вранье, в которое все обязаны верить. А когда станешь взрослым и поймешь, что это неправда, уже поздно. Тайна так и остается неразгаданной, а энергии больше нет — вся она давно растрачена на глупейшие занятия. Чтобы было не так горько, приходится притворяться, делать вид, будто не видишь, что никакого смысла в твоей жизни не обнаружилось, и обманывать детей в надежде убедить самого себя.

Все, с кем общаются мои родители, прошли один и тот же путь: в молодости старались выжать все, что можно, из своих мозгов, воспользоваться преимуществом хоро­шего образования и выбиться в элиту, а потом всю жизнь давались диву: почему такой многообещающий дебют привел к такому убогому существованию? Люди пуска­ются в погоню за звездами, а кончают тем, что трепыхаются, как золотые рыбки в аквариуме. Так не проще ли, спраши­вается, с самого начала учить детей, что жизнь абсурдна. Пусть это несколько омрачит детство, зато сбережет немало времени в зрелости да еще, между прочим, предохранит от душевной травмы — я имею в виду аквариум.

Мне двенадцать лет, и я живу в доме номер семь по улице Гренель, в роскошной квартире. У меня богатые ­родители, богатая семья, и, значит, теоретически мы с сестрой тоже богатые. Мой отец раньше был минист­ром, сейчас он депутат, а когда-нибудь, глядишь, взлетит­ на самый верх и будет попивать казенное винцо в особняке Лассэ3.

Мать... Ну, она не блещет интеллектом, зато очень об­разованная. Доктор филологических наук. Так что пишет­ приглашения гостям без единой ошибки и вечно приста­ет к нам с литературными намеками («Коломба, не строй из себя госпожу де Германт», «Ах, золотко мое, ты настоящая Сансеверина»).

Но, несмотря на такое везение и богатство, я давно знаю, что конец один: аквариум. Откуда знаю? Дело в том, что я очень умная. Просто зверски. По сравнению с ровесниками — и говорить нечего! Но поскольку мне вовсе не хочется, чтобы это было заметно, — в семье, где умственные способности ценятся превыше всего, одаренному ребенку не дадут спокойно жить, — я, как могу, стараюсь в школе поменьше проявлять свои таланты, и все равно по всем предметам первая. Можно подумать, что симулировать нормальное развитие, когда ты в двенадцать лет соображаешь на уровне выпускного филологического класса, ничего не стоит. А на деле — ничего подобного! Казаться глупее, чем ты есть, ужасно трудно. Хотя, по крайней мере, не сдохнешь со скуки: ведь чтобы понять и усвоить то, что объясняют в школе, мне требуется совсем не много времени, и неизвестно, куда девать остальное — а тут я все время занята: играю роль типич­ной отличницы, чтоб было все как полагается: тот же стиль, те же слова, повадки, вкусы и те же мелкие ошибки. Я внимательно изучаю все письменные работы Констанс Борель, второй ученицы в классе, по французскому,­ математике и истории и мотаю на ус, что и как делать мне: во французском должно быть связное изложение и правильное написание, в математике — механическая за­пись бессмысленных­ действий, а в истории — перечис­ление событий, разбавленное логическими связками. Да­же если сравнивать со взрослыми, большинство из них далеко не так умны, как я. Таков факт. Гордиться тут нечем — моей заслуги в этом нет. Но в аквариум я, уж точно, не попаду. Таково мое ­непоколебимое решение. Судьба даже такой способной, яркой личности, как я, не­заурядной и превосходящей основную массу людей, заранее предопределена, и это обидно до слез; почему-то никому не приходит в голову, что если жизнь не имеет смысла, то нет никакой разницы, добьешь­ся ли ты в ней блестящего успеха или окажешься неудачником. Разве что будет житься полегче. Да и то: ра­зумному человеку успех приносит разочарование, тогда как посредственность всегда питает какие-то ил­люзии.

Для себя я твердо все решила. Я уже скоро выйду из детского возраста и, несмотря на то что знаю, какая жал­кая комедия наша жизнь, вряд ли сохраню трезвость мыс­ли до конца. В людях заложена вера в то, чего нет, потому что они живые существа и не хотят страдать. Вот мы и стараемся изо всех сил внушить себе, что есть некие высшие ценности, которые якобы придают жизни смысл. И, при всем своем могучем интеллекте, я не знаю, как долго смогу противиться этой биологической потребности. Выдержу ли горькое сознание того, что жизнь бессмысленна, когда мне придется включиться во взрослые­ гонки? Не думаю. Потому-то я и решила: в конце этого учебного года, в день, когда мне исполнится тринадцать лет, то есть шестнадцатого июня, я покончу с собой. Заметьте, трубить об этом, будто о каком-то отважном и дерзком деянии, я, конечно, не собираюсь. Наоборот, мне нужно, чтобы никто ничего не заподозрил. У взрослых истерическое отношение к смерти, они придают ей непомерную важность, разводят вокруг нее всякие церемонии, тогда как это самая обычная вещь на свете. Лично­ для меня имеет значение не то, что я умру, а то, как это произойдет. Моя японская жилка, естественно, склоняет меня к харакири. Под этой «жилкой» я разумею свою любовь к Японии. Как только у нас в школе начался второй язык, я выбрала, само собой, японский. Правда, учи­тель попался не ахти, по-французски говорит так, что ни слова не разберешь, и большую часть урока растерянно­ чешет в затылке, но есть приличный учебник, и я уже не­плохо продвинулась с начала года. Надеюсь, еще несколь­ко месяцев — и смогу читать свои любимые манги в оригинале. Мама не понимает, «как это такая умная девочка,­ как ты, может читать манги!» Я даже не пытаюсь объяснить ей, что слово «манга» по-японски означает просто «комикс». Пусть себе думает, что я сдвинулась на молодежной субкультуре. В общем, я рассчитываю через пару ­месяцев прочесть по-японски Танигучи4. Однако — возвращаясь к нашему предмету — надо успеть до шестна­дцатого июня, потому что в этот день я кончаю с со­бой. Правда не по-японски. Харакири — это, конечно, прекрасно и благородно, но... очень уж больно, а мне не хочется мучиться. Мучительная смерть не для меня, наоборот, по-моему, если решаешь умереть и тем более считаешь, что смерть в порядке вещей, то нужно все сделать безболезненно. Смерть должна быть незаметным переходом, мягким скольжением в вечный покой. Некоторые выбрасываются из окна с пятого этажа, травятся кислотой­ или вешаются. Как глупо! И даже, я бы сказала, непристойно! Ведь умираешь для того, чтобы не страдать? Я к своему уходу готовлюсь основательно: вот уже целый год каждый месяц беру по таблетке снотворного из коробочки в маминой спальне. Она употребляет их в таком количестве, что, верно, не заметила бы, даже если б я таскала по штуке в день, но я предпочитаю не рисковать. Когда задумываешь что-то, чего, скорее всего, никто не одобрит, надо соблюдать крайнюю осторожность. Иначе не успеешь оглянуться, как окружающие на­бросятся и не дадут тебе исполнить самое заветное жела­ние, вопя при этом о «смысле жизни», «человеколюбии» и прочем идиотизме. Или вот еще о том, что «детство свято!».

Короче говоря, я шаг за шагом приближаюсь к шестнадцатому июня и не испытываю никакого страха. Разве что легкие сожаления. Но в целом этот мир не создан для принцесс. Однако же все это вовсе не означает, что, задумав самоубийство, обязательно надо киснуть, как гнилой помидор. Совсем наоборот. Не важно, что умрешь, не важно, в каком возрасте, важно, за каким занятием тебя застанет кончина. Герои Танигучи умирают во время восхождения на Эверест. У меня нет ни малейшего шанса штурмовать Чогори или Гран-Жорасс до шестнадцато­го июня, поэтому моим Эверестом будет интеллектуальная высота. Я задалась целью продумать до этих пор как можно больше глубоких мыслей и записать их в тетрадь: пусть ничто не имеет смысла, но почему бы уму не поизощряться на эту тему? А поскольку во мне сильна японская жилка, я усложнила себе задачу: каждая глубокая мысль должна быть облечена в форму миниатюрного японского стихотворения, хокку (из трех стихов) или танка (из пяти).

Больше всего мне нравится хокку Басё:

Хижина рыбака.
Замешался в груду креветок
Одинокий сверчок
5.

Это вам не тесный аквариум, а настоящая поэзия!

Но в мире, где я живу, поэзии гораздо меньше, чем в хижине японского рыбака. По-вашему, нормально, когда­ четыре человека занимают квартиру в четыреста квадрат­ных метров, тогда как множество других людей, среди которых, очень может быть, есть проклятые поэты, не имеют приличного жилья и ютятся вдесятером на два­дцати? Ко­гда прошлым летом в новостях передали, что несколько африканцев погибли из-за того, что их битком­ набитый дом загорелся от брошенной на лестнице спич­ки, я подумала вот что. Эти люди каждый день тычутся в стенки своего аквариума, и никакие сказки не заслонят очевидной реальности. А мои родители и сестра, в своей четырехсотметровой квартире, заставленной мебелью и увешанной картинами, воображают, будто плавают­ в океане.

Так вот, шестнадцатого июня я постараюсь напомнить­ им об их сардиньем уделе: возьму и подожгу квартиру (с помощью разжигательной жидкости для барбекю). За­метьте, я не убийца, я это сделаю, когда в квартире ­никого не будет (шестнадцатого июня — суббота, а в субботу вечером Коломба отправляется к Тиберу, мама — на йогу, а папа — в свой клуб, дома остаюсь одна я), кошек выпущу в окно и заблаговременно вызову пожарных, чтобы обошлось без жертв. А сама спокойненько улягусь­ в маминой кровати и проглочу свое снотворное.

Может, лишившись квартиры и дочери, они задумаются о мертвых африканцах?




3 Особняк Лассэ — резиденция президента Национального собрания.

4 Хиро Танигучи — японский художник, автор множества по­пулярных рисованных книжек-манга.

5 Перевод Веры Марковой.

Камелии

1. Аристократка

По вторникам и четвергам ко мне заходит на чай…