Цветы. Естественная история

9785389175907.jpg
Содержание

Цветок всегда окутывает чарами то место, где цветет. Цветы меняют облик пейзажа, он весь утопает в красках… Цветок, особое творение природы, вызывает заслуженное восхищение, а уж скопления цветов, будь то в природе или в культурном ландшафте, тем более оказывают на зрителя впечатление совершенно поразительное.

Бруно П. Кремер

Bruno P. Kremer
BLÜTENGEHEIMNISSE
Wie Blumen werben, locken und verführen

Впервые опубликовано на немецком языке издательством Haupt Bern
под названием Blütengeheimnisse. Wie Blumen werben, locken und verführen

Перевод с немецкого Александры Громовой

Научный редактор: А.А. Оскольский, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН, преподаватель кафедры ботаники и биотехнологии растений Университета Йоханнесбурга, ЮАР

Кремер Б. П.
Цветы: Естественная история / Бруно П. Кремер ; [пер. с нем. А.Д. Громовой]. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. — 240 с. : ил.

16+

ISBN 978-5-389-17590-7

Цветы — эстетическая кульминация растительной жизни. Во всем невероятном разнообразии своих расцветок и форм они украшают поля и луга, сады и парки, превращая земные просторы в красочные пейзажи. Нет ничего увлекательнее, чем взглянуть на них поближе, потому что за их красотой стоят удивительные природные механизмы, которые интригуют порой сильнее любого триллера.
Особенности эволюции цветковых растений, строение, или «архитектура», цветов, геометрия соцветий, симметрия и код Фибоначчи применительно к цветковым растениям, репродуктивная система и процесс опыления, символика цветов, использование в геральдике — эта книга не оставляет вопросов без ответа. На ее страницах раскрыты сложные процессы, стоящие за циклами цветения и увядания, а также описаны взаимоотношения цветов с представителями животного мира. Информативный рассказ немецкого исследователя, биолога, преподавателя и журналиста Бруно Кремера и достойные особого восхищения иллюстрации — перед вами всесторонняя естественная история цветов, вмещающая в себя как биологический, так и культурный аспекты. Отличный подарок каждому, кто интересуется растениями.

© Bruno P. Kremer, photographs and schemes (except listed on page 239, see credits), 2013
© Haupt Berne, Switzerland, 2013
© pooldesign, Switzerland, design and layout
© Громова А.Д., перевод на русский язык, 2019
© Издание на русском языке, оформление.
ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2019
КоЛибри®

Цветы — души моей отрада,

Загадкой манят лепестки.

Дарят красой и ароматом,

Но так в молчанье далеки.

Николаус Ленау. Из поэмы «Савонарола» (1837)

На предыдущей фотографии: цветы радуют и глаз, и душу

В сезон цветения пейзаж утопает в красках: мак-самосейка (Papaver rhoeas) в поле

Зеленые растения занимают центральное место в нашей жизни. Как-никак они основа самого нашего существования. Дело в их уникальной и незаменимой для нас способности с помощью энергии солнечных лучей превращать два простых и самых распространенных в природе химических соединения — воду (H2O) и двуокись углерода (CO2) — в такие энергетически богатые и питательные органические вещества, как углеводы (C6H12O6 = 6×C[H2O]). Этот поразительный процесс называется фотосинтезом. Вне всякого сомнения, данный вид обмена веществ — важнейший на Земле, потому что на нем буквально держится вся остальная биосфера. Из растений состоит та биомасса, которой прямо или косвенно питаются животные и человек, поэтому совершенно понятно, что люди стали размышлять о той особой жизни, которую ведут растения, очень давно — когда впервые уяснили для себя эти взаимосвязи, как прямые, так и опосредованные. Специалистов, которые занимаются исследованием съедобных или иных полезных растений и среди прочего с переменным успехом разрабатывают методы их выращивания для целенаправленного производства, обычно называют ботаниками1. Что характерно, название их области — ботаника — происходит от древнегреческого слова «ботанэ» — пастбище, кормовые растения, трава или сено. Между тем биология растений, как ее иногда называют сегодня, желая отойти от традиционного термина, связанного скорее с сельским хозяйством, давно уже перестала быть чисто прикладной сферой и разделилась на множество узких специальных дисциплин. Ее научные достижения поистине впечатляющи: сегодня нам действительно известна вся существенная информация о строении растительных клеток и тканей, а содержание питательных или целебных веществ в полезном растении можно определить с точностью до микрограмма. Конечно, нас совершенно завораживают столь значительные успехи познания, добравшегося до самых потаенных уголков молекулярного строения растений. Но разве сравнится представленная не очень-то выразительным набором букв-оснований нуклеотидная последовательность регуляторного гена, который отвечает за изгиб определенных волосков-трихом на листе, с обликом и ароматом чудесного цветка? Таблицы и числа в лабораторных протоколах не каждому ласкают душу и, пожалуй, не слишком будоражат чувства. Совсем другое дело цветок — он обязательно тронет ваше сердце, о чем верно написал Николаус Ленау.

Оживление в весеннем саду: пчелы на крокусе золотистом (Crocus chrysanthus)


1 Здесь отражены особенности употребления слова «ботаника» в немецком языке. В русской традиции ботаника никогда не трактуется как прикладная наука, которая ограничивается изучением полезных растений. Предметом изучения ботаников могут быть любые растения, безотносительно их практической пользы. — Здесь и далее, если не указано иное, прим. науч. ред.

Флора: цвет, радость, очарование

Цветок всегда окутывает чарами то место, где цветет. Цветы меняют облик пейзажа, он весь утопает в красках. И хотя никто не станет спорить, что три десятка оттенков зеленого на холмах Ирландии под низкими тучами или без них образуют приятную картину, часто достойную обложки календаря, но она не идет ни в какое сравнение с усыпанной цветами поляной или пестрой полевой межой. Цветок, особое творение природы, вызывает заслуженное восхищение, а уж скопления цветов, будь то в природе или в культурном ландшафте, тем более оказывают на зрителя впечатление совершенно поразительное.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с растениями постоянно. Это и неприметные малютки в трещинах асфальта, которых мы часто даже не видим, и зеленая лужайка перед домом, и горошек, картофель и морковь на овощном прилавке, и кусты и деревья в скверах. И украшающие подоконник декоративные растения в горшках, и цветные пятна клумб в просторном городском парке — все это в быту и на профессиональном языке называют общим словом «флора»2. Слово, очевидно, латинское. Древние римляне звали Флорой богиню цветов и садов. Согласно достоверным данным, уже в 238 г. до н. э. они построили ей собственный храм в центре древнего Рима возле Большого цирка. В связи с этим у божественной Флоры также был собственный весенний праздник, который, если верить античным источникам, обычно отмечали достаточно бурно: флоралии ежегодно проходили в апреле–мае, как раз когда на юге Средиземноморья почти всё цветет. Согласно римским представлениям, богиня цветов Флора должна была быть связана родством со столь же высокочтимой в то время Церерой, бдительной богиней земледелия и всех растений, используемых в пищу. Они составили бы совершенно естественный тандем.

Итак, слово «флора» уже более двух тысяч лет относится к миру цветущих растений. Во многих современных европейских языках с этим понятием тесно связаны слова, обозначающие цветки и цветы, например: исп. flores, франц. fleurs, итал. fiori или англ. flowers.

Цветок — поразительное творение природы. Лилия садовая (род Lilium)

Цветок чарующий. Неудивительно, что в древности цветам часто посвящали отдельное божество. Ястребинка оранжево-красная (Hieracium aurantiacum)

Еще в Древнем Риме богачи могли наслаждаться цветочным декором и яркими цветочными орнаментами: сад, изображённый на стенной росписи виллы Ливии (конец I века)

Цветы всегда вызывают восторг, даже — или особенно — обыкновенные маргаритки (Bellis perennis)


2 Cлово «флора» в подобном значении редко употребляется в русском языке. Обычно флорой называют совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории.

Маленькие знаки большого чувства

Цветами восхищались во все времена и во всех высоких культурах, о которых у нас только есть письменные или художественные свидетельства, хотя в жизни растения цветение и цветок — это преходящее, очень ограниченное по времени явление, сравнительно короткая переходная стадия в процессе, включающем в себя появление проростка, рост, образование и созревание плодов, а затем увядание. Большинство психологов уверены, что неоспоримая красота форм, почти всегда присущая цветку, это плод совершенно субъективного восприятия, которое в первую очередь определяется прошлым культурным опытом наблюдателя. При этом заставляет задуматься то, что человек, очевидно, не единственный поклонник цветущей флоры. Чем более благоприятное впечатление производит форма цветка на нас, тем скорее и многие животные обратят на него внимание и отреагируют на него, повернувшись в его сторону. Точно можно сказать, однако, что исходно цветок возник в эволюции не для нужд людей: у него совершенно иные функции и предназначение. Лишь в человеческой культуре цветки частично утрачивают свою биологическую роль и используются в самых разных ситуациях как декоративный элемент.

Чудесный цветок всегда притягивает взгляды: анемона японская (Anemone japonica)

Бурное цветение тёрна (Prunus spinosa) знаменует конец зимы

Известно, что истоки этих предпочтений теряются во мраке доисторических времен. Но основную причину всегда составляют напрямую связанные с цветами эмоциональные переживания. По-видимому, ничто не способно столь ярко выразить человеческие чувства и душевные стремления, как цветы — будь то дорогой отдельный цветок, пышный (или напыщенный) букет, пучок, гирлянда или венок. Цветы дарят в знак приветствия и на прощание.

Цветы служат формальным способом выразить поздравления, радость, восхищение и, конечно, глубокие соболезнования. С цветами дарительница или даритель отдает частичку души — матери, любимому, другу, больному или же просто близкому человеку. При этом маленьким букетикам и большим букетам нередко случалось определять ход мировой истории. Королева Виктория еще до свадьбы подарила принцу Альберту цветок, под который тот, не помня себя от счастья, тут же проделал прорезь на лацкане. Жозефина при первой встрече незаметно подсунула Наполеону букет фиалок. С той поры великий император оказывал этим маленьким цветам особый почет, а позже даже произвел их в символы бонапартизма. Сегодня окончательно вышедшая из моды, красная гвоздика в петлице долгое время была необходимым атрибутом социалистических демонстраций Первого мая.

При большом увеличении обнаруживается сложное, замысловатое строение цветка фиалки полевой (Viola arvensis)

От объекта к символу

На знаменитом «Алтаре святых покровителей Кёльна» (или «Алтаре трех волхвов»), одном из важнейших украшений Кёльнского собора, которое, без сомнения, заслуживает внимания как шедевр станковой живописи позднего Средневековья, художник Штефан Лохнер (ок. 1410–1451), проявив при этом большую эрудицию, изобразил несколько десятков видов цветущих растений, но не просто для красоты или за их эстетические качества, а потому, что в Средние века они читались как определенные символы и, соответственно, несли в себе некий смысл, послание. Так, рядом с водосборами, маргаритками, лилиями и фиалками на этом алтаре можно увидеть розу, которая часто встречается и в других работах Лохнера, почти всегда без шипов. Возможно, позднее художники разных эпох нередко изображали цветы и цветочные композиции, не вкладывая в это никакого особого смысла, но и здесь есть свои секреты — например у водяных лилий, которые написал в своем саду в Живер…