Путь четырех. Часть I. Создайте баланс стихий в своей жизни

УДК 133.4

ББК 86.41

Л61

Перевод с английского И. И. Малковой

Липп Д.

Путь Четырех. Часть I. Создайте баланс стихий в своей жизни. — СПб.: ИГ «Весь», 2018. — 256 с.: ил. — (Викка. Иное знание).

ISBN 978-5-9573-1534-6

Книга Деборы Липп «Путь Четырех» посвящена четырем стихиям и их роли в нашей жизни. Все, с чем мы сталкиваемся в этом мире, возникает из Огня, Воды, Земли и Воздуха. Стихии — это кирпичики творения, начало вещей и самой человеческой природы.

Путь Четырех — путь достижения баланса между внутренним «Я» человека и окружающим миром. Гармония «золотой середины» необходима для любой успешной деятельности — будь то магические практики или же повседневная жизнь.

В книге приводятся простые, но в то же время важные ритуалы, упражнения и медитации, с помощью которых вы научитесь взаимодействовать с уникальной силой и духом каждой из стихий. Многочисленные анкеты помогут вам определить, какие стихии проявляются сильнее, а какие — слабее в различных областях жизни: дома, на работе, в отношениях и др. Выявив характеристики своей личности, вы сможете достичь баланса за счет «добавления» недостающих вам качеств посредством упражнений, медитаций, дизайна жилища, выбора стиля в одежде и «стихийных» цветов, прослушивания определенной музыки, кулинарных предпочтений и много другого. Всю нужную информацию вы найдете на страницах этого издания.

Книга будет интересна и полезна людям, занимающимся различными магическими практиками, астрологией, картами Таро, психологией. Кроме того, книга, несомненно, привлечет всех, кто стремится познать себя и улучшить качество своей жизни.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA, www.llewellyn.com

ISBN 978-5-9573-1534-6

ISBN 978-0-7387-0541-5 (англ.)

© 2004 Deborah Lipp

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО «Издательская группа «Весь», 2008

Оглавление

Благодарности

Введение. Путь Четырех

Глава первая. Что такое стихии

Качества стихий

Происхождение стихийного мышления

Стихийные существа

Глава вторая. Стихии в природе

Воздух в природе: упражнения

Огонь в природе: упражнения

Вода в природе: упражнения

Земля в природе: упражнения

Глава третья. Стихии в нас

Ваши астрологические стихии

Качества стихий в нашем «Я»

Шестнадцать основных типов личности

Жизненные роли в Таро

Глава четвертая. Достижение баланса

Баланс: суть язычества

Баланс — это сумма

Путь Четырех

Положительные качества стихий

Отрицательные качества стихий

Балансировка стихийных сил: упражнение

Общие медитации стихий

Автоматическое письмо и автоматическая речь: упражнение

Глава пятая. Стихии в повседневной жизни

Стихии в доме

Привнесение стихий в свой дом с Воздухом

Стихии и ваше тело

Глава шестая. Стихии в трудовой деятельности и в любви

Стихии в работе

Привнесение стихий в работу

Стихии в любви

Стихии в любовных отношениях

Четыре свидания

Глава седьмая. Стихии в ритуалах и магической работе

Стихии в ритуалах

Использование стихий в ритуале

Стихии и четыре стороны света

Работа с четырьмя стихиями

Стихии в заклинаниях

Использование четырех стихий в заклинании

Четыре заклинания

Приложение А. Подготовка к медитации или магической работе

Ваш магический кабинет

Заземление и центрирование

Приложение Б. Общие инвокации (призывы)

Воззвание к четырем стихиям

Приложение В. Музыкальное сопровождение для каждой стихии

Музыка Воздуха

Музыка Огня

Музыка Воды

Музыка Земли

Приложение Г. Уравновешивающие упражнения Пути Четырех

Медитация «Путь Четырех»

Ритуал «Путь Четырех»

Приложение Д. Таблицы

Группирование цветов

Травы, цветы и прочие растения стихий

Драгоценные камни и кристаллы стихий

Приложение Е. Магические алфавиты

Рунический и фивейский алфавиты

Библиография

Об авторе

Другие книги Деборы Липп

Посвящается памяти Скотта Каннингема

На протяжении всего периода исследований и работы над этой книгой мне очень не хватало моего друга Скотта. Я использовала материал нескольких его книг и писала на темы, которые мы часто обсуждали. Мне постоянно хотелось набрать его телефонный номер и спросить о чем-нибудь, укорить за недочет или устроить мозговой штурм. Я очень и очень надеюсь, что Скотт с удовольствием прочитал бы мою книгу, и что она получилась именно такой, какой он хотел ее видеть. Именно поэтому я с огромной любовью посвящаю эту книгу ему.

Благодарности

За участие в создании этой книги я благодарна очень многим людям. Это участвовавшие в тестах и помогавшие мне точнее сформулировать вопросы анкет мой сын Артур Липп-Боунвиц, Айзек Боунвиц, Вики Мьютино, Линда Кроули, Жак Оже, Дениз Промьюто и Дженифер Романовски. Написать раздел о парфюмерии мне помогали Вики Мьютино, Дженифер Романовски, Синтия Эллсворт Грэм, Дениз Кросс и моя мама, Пола Джеллис. Кое-кто из замечательных сотрудников Nanuet Mall помог узнать ингредиенты парфюмерных и косметических средств, особенно таких фирм, как Estée Lauder и Donna Karan, а в магазине Body Shop был один настоящий продавец-профессионал — истинный знаток соляных скрабов. Дженнифер Монзон, специалист по эстетике, жрица и моя подруга, также немало помогла мне. Моя мама делилась со мной сведениями о тканях, а моя сестра Роберта Липп поведала все, что только можно, о живописных полотнах. Кит Грэм рассказал мне о системе Майерс–Бриггс1. Люди из музыкального дискуссионного клуба IMDb предложили любовные песни, не обошлось и без моего друга Кена Эрквица. Мой дорогой Мики Адамс сделал невозможное и создал для меня базу данных парфюмерии, которая позволила мне проанализировать духи и туалетные воды с точки зрения их связи с той или иной из четырех стихий. Нэнси Мостард из издательства Llewellyn посоветовала написать книгу и впоследствии поддерживала меня в минуты сомнений. Когда мой литературный пыл и моя уверенность вдруг начинали угасать, сеансы рейки Мэри Катерины Дарлинг возвращали меня к жизни.

Кроме того, я должна поблагодарить всех моих бывших учеников, которых я никогда не забуду и большинством из которых действительно горжусь, и хотя порой кое-кто из них выводил меня из себя, все они побуждали меня непрерывно улучшать учебный материал, лежащий в основе всех моих книг.

В сентябре 2002 года, когда я завершала работу над книгой, одна из самых талантливых моих студенток, действительно восхищавшая меня Кэтлин Хулихэн, ушла в Летнюю Страну. Я никогда не забуду ее. Вопросы, которые она мне задавала, и ответы, которые находила для себя, вы найдете на страницах этой книги.

Введение

Путь Четырех

Я глубоко убеждена в том, что любое оккультное образование начинается с изучения четырех стихий, и ни один оккультист не достоин называться таковым, если не использует эти знания в своей практике. Все, что мы делаем, все, что изучаем и стараемся систематизировать, неразрывно связано с понятиями Воздуха, Огня, Воды и Земли. Каббала является более всеобъемлющей, Таро — более личным, а зодиак — более универсален, но в конечном итоге все они сводятся к взаимодействию четырех стихий.

Свой курс язычества и Викки я всегда начинала лекцией о стихиях. В дальнейшем, если я слишком уставала по вечерам или у меня по той или иной причине не было возможности подготовить текущий учебный материал, я вновь и вновь возвращалась к проблеме четырех стихий. И всякий раз я открывала для себя нечто новое, неожиданное и очень живое.

Путь Четырех как таковой — путь баланса. Баланс и умеренность при многообразии — вот суть язычества и Викки. Мы не являемся ни аскетами, ни гедонистами, мы ни циничны, ни легковерны; гармония «золотой середины» нужна для всякой успешной практики. Для достижения такой гармонии исключительно важен процесс самопознания и самоактуализации, а также внутреннее мужество, готовность при необходимости менять себя. Идея «Пути Четырех»1 родилась из моего личного опыта поиска и нахождения баланса между внутренним «Я» и окружающей реальностью.

В этой книге представлено множество разнообразных упражнений. Одни выполняются в уединении дома, а другие — на природе, в тесном взаимодействии с ней. Некоторые упражнения потребуют упорной работы, но есть и такие, которые принесут вам радость и даже развлекут. Путь Четырех охватывает все стороны жизни, в том числе и не слишком серьезные. Медитируете ли вы в храме, наполненном дымом курящихся благовоний, или меняете интерьер гостиной — вы, так или иначе, следуете Путем Четырех.

Разнообразные анкеты позволят вам проверить, насколько правильно вы поняли прочитанный материал. Очень важно, чтобы вы ощутили себя непосредственными участниками всех описанных в книге процессов. Я полагалась на собственный личный опыт, но для других людей многое может происходить совсем иначе. Достижение внутреннего баланса стихий глубоко индивидуально для каждого из вас, именно потому книга побуждает к самопознанию. Немало поставленных вопросов я оставляю без ответа; многие из них вам предстоит отыскать самостоятельно. И я надеюсь, что результаты этого поиска вознаградят вас.

Глава первая

Что такое стихии

Согласно Викке, как и большинству оккультных традиций, в основе вселенной лежат четыре стихии (Воздух, Огонь, Вода и Земля). С этой позиции можно осмыслить любые нюансы бытия. Все сущее неизбежно состоит из этих четырех; это своего рода кирпичи мироздания, начало всех вещей. Неделимая пустота, предшествовавшая Творению, не имела составляющих, все в ней сливались в Единое. Последовавшее затем Творение породило вещи, и Единое распалось на стихии.

Подобная картина мироздания заставляет вспомнить о Периодической таблице химических элементов, а современный маг никоим образом не отрицает науку. Однако сам магический символизм требует упрощения и оставляет всего четыре первоосновы. Подобное упрощение дает структурированный подход к познанию непознаваемого, оно дает нам систему взаимосвязей, а именно к взаимосвязям и сводится вся магия.

Вы когда-нибудь слышали о «симпатической магии»? Если знаете о куклах вуду, то наверняка! Речь идет о магии подобия, в которой вещь, имеющая сходство (соответствие) с другой вещью, обладает с ней и тождественностью. Кукла похожа на человека, которого представляет, и потому является этим человеком. Кукла — это непосредственное, цельное изображение, подобное рисунку. Компоненты оригинала также могут выступать в роли симпатических предметов. Примером может послужить широко распространенный факт использования ведьмами обрезков ногтей; в данном случае часть (ногти) аналогична целому (конкретный человек). Всех нас связывают самые разные формы прямого и косвенного родства. Принадлежность одной и той же стихии определяет косвенное родство вещей друг другу. Свеча вовсе не тождественна льву, но они оба представляют стихию Огня и, следовательно, обладают родством. Подобные взаимосвязи позволяют глубже понять окружающую нас вселенную.

Качества стихий

Воздух

Воздух в природе — это небо, ветер, облака. Горные вершины, которые словно бы касаются неба, также принадлежат стихии Воздуха. К ней относятся и всевозможные птицы, в первую очередь ястребы и орлы, которые летают на огромной высоте и вьют гнезда высоко над землей. Иное дело — журавль или утка: хотя эти птицы прекрасно летают, их жизнь проходит вблизи водоемов.

В человеке Воздух представлен мышлением и интеллектом, то есть качествами, которые в «Пирамиде Ведьмы»1 соотносимы с понятием «Знать».

Наши мысли и идеи приходят из Воздуха так же, как и вдохновение (сами эти слова имеют один и тот же корень — «вдох»). Логика и теоретическая наука — функции Воздуха; быть может, поэтому, согласно молве, ученые обитают в башнях из слоновой кости, а никак не в подвалах. Про людей, которые постоянно заняты размышлениями, нередко говорят, что «они витают в облаках» или что у них «ветер в голове», особенно если они склонны путать фантазии и реальность и лишены практичности (из-за отсутствия качеств Земли).

С воздушной стихией связан также восток. На востоке встает солнце, а потому Воздух ассоциируется с утром, весной (началом сельскохозяйственного и астрологического года) и вообще любыми начинаниями. Всякий рассвет, первые проблески чего-либо — это Воздух. Все наши замыслы и планы, наши творчество и карьера начинаются с вдохновения, которое, в свою очередь, ощущается как восход солнца: яркое начало, зачин, полный обещаний и возможностей. Поскольку семена (зерна) имеют смысловую связь с весной, то они тоже принадлежат Воздуху.

Воздух — это мужская стихия. Однако не стоит отождествлять ее с мужским началом, а лучше рассматривать шире, как янскую, направленную вовне, проективную энергию. На протяжении своей книги я буду говорить о людях Воздуха в мужском роде единственного числа («он») в силу требований грамматики, хотя стихии Воздуха могут принадлежать как мужчины, так и женщины.

Теперь рассмотрим символику Воздуха. Цвета этой стихии небесные — белый и голубой. Магические существа под влиянием Воздуха — сильфы. Среди зодиакальных знаков Воздух представляют Близнецы, Весы и Водолей. В Таро мастью Воздуха являются Мечи, и у этого соответствия очень интересная история.

В 1910 году Артур Эдвард Уэйт опубликовал книгу «Иллюстрированный ключ к Таро» и свой вариант колоды Таро Райдера–Уэйта. Уэйт был каббалистом и членом магического Ордена Золотой Зари. Он первым создал колоду Таро, в которой все семьдесят восемь карт имели свои уникальные изображения, и первым указал на связь Таро с каббалой. Колода Райдера–Уэйта стала самой популярной среди когда-либо издававшихся Таро, и ее влияние прослеживается в подавляющем большинстве современных колод. (Мы еще вернемся к Таро, обсуждая характеры стихий в главе 3.)

Как член Ордена, Уэйт дал клятву о сохранении тайны, а потому боялся открывать слишком многое в колоде или сопровождавшей ее книге. Чтобы остаться верным клятве, Уэйт нарушил соответствия двух стихий. Связь масти Чаш (Кубков) с Водой была слишком явной, а пентакли изображались в виде монет — опять-таки, связь денег и Земли очевидна. Мечи и жезлы — это абстрактные орудия, которые не слишком часто использовались в начале ХХ века. В Ордене Золотой Зари Воздух соотносили с Жезлами, а Огонь — с Мечами, и Уэйт поменял эти стихии местами, поместив в свою колоду пылающие жезлы и воздушные мечи.

При толковании Таро с помощью колоды Райдера–Уэйта или любой другой, основанной на сходной системе, очень нелегко разорвать ассоциативный ряд Воздух–Мечи и Огонь–Жезлы. На каждой карте масти Жезлов изображены саламандры и пламя и использован оранжевый цвет, а на картах масти Мечей хорошо видны облака, сильфы и преобладает голубой. В силу того, что большинство ведьм пользуются Таро, они связывают меч или атам2 с воздушной стихией.

Вместе с тем, исходная символика Ордена Золотой Зари и других школ также не лишена логики. Меч — сильное деструктивное орудие, и Огонь обладает большей разрушительной силой, нежели Воздух. Соответственно, жезл — это орудие мудрого мага, а меч — скорее, волевого воителя (Огонь соотносится с волей). При такой трактовке человек, держащий меч в руках, может символизировать действие (он обладает волей), а человек с жезлом — размышление.

Другие магические орудия новых язычников, принадлежащие стихии Воздуха, — фимиам (благовония), перья и веера.

Огонь

Огонь в природе это, прежде всего, сам огонь. Среди остальных стихий он всегда стоял особняком: у Воздуха есть небо, у Земли — сама планета, море у Воды, и только лишь Огонь не имеет естественного «географического» пристанища (подробнее см. раздел «Три мира» в этой же главе). В природе Огонь своего рода аутсайдер, он — вне контроля и не подчиняется никаким известным правилам.

Обитает Огонь на юге. Это полдень, самое жаркое и светлое время суток, и лето, самое жаркое и светлое время года. Место, наиболее ярко репрезентирующее стихию Огня, — пустыня, и связанные с ней животные, такие как лев и тигр, отличаются соответствующей окраской и наклонностями. Ярко-оранжевые саламандры внешне напоминают танцующие языки пламени. Другие природные объекты, связанные с Огнем, либо жгучие, как перец чили и кмин, либо имеют красный или, в особенности, оранжевый цвет, как огненные опалы.

Как и Воздух, Огонь представляет мужское начало, энергия которого направлена вовне (проективная). Кроме того, Огонь непосредственно связан с самой жизненной силой, которая наполняет нас, отсюда его исцеляющая магическая функция. Человек, теряющий искру, нуждается в помощи Огня, который вновь зажжет ее.

Личное качество Огня — воля, и в «Пирамиде Ведьмы» Огонь соответствует понятию «Желать». Всякий помысел есть вспышка, готовая разгореться, и недаром говорят, что в момент любовной страсти вас сжигает желание. Темпераментность и порывистость также ассоциируются с Огнем: огненный человек часто действует сгоряча. Все идеи берутся из Воздуха и затем «занимаются», переходя во власть огненной стихии. Воздух, в данном случае, это семя, тогда как Огонь, заставляющий семя расти, — побег. Немало творческих начинаний так и застревают на стадии Воздуха; для воплощения их в жизнь необходим огненный жар.

Огонь может выступать преобразующей силой; в нем сгорает старое и появляется нечто совершенно новое. Трансформация посредством огня является внезапной и тотальной: кузнец превращает железную руду в сталь, сырое мясо становится лакомством, а поленья — углем.

Как упоминалось выше, в оккультизме Огонь имеет оранжевый, красный и желтый цвета; его магическая сущность — саламандра. В зодиаке огненными считаются знаки Овна, Льва и Стрельца. Согласно Таро, Огонь символизирует масть Жезлов либо Мечей (лично я использую Мечи).

Еще одна деталь, нередко вызывающая споры, — как же представлять Огонь на алтаре. Очевидным выбором является горящая свеча или, возможно, масляный светильник. Однако многие (включая меня) в своей практике предпочитают курящийся фимиам, соединяющий в себе Огонь и Воздух.

Во время типичного викканского ритуала женские (иньские) стихии Земли и Воды обычно сочетают в соленой воде. Поэтому мне кажется вполне закономерным и логичным сочетать и две мужские (янские) стихии. Фимиам (Воздух) кладут в курильницу (Огонь), чтобы создать дым (Воздух), поднимающийся от горящих углей (Огонь).

Вода

Вода вокруг нас существует в мириадах форм, от крошечного ручейка до океанов и Великих озер. Вода содержится и в человеческом теле: в знаменитых «крови, поте и слезах», материнском молоке и, что самое главное, в околоплодной жидкости. Известно, что эволюция жизни на Земле зародилась в море, и человеческий эмбрион также находится в соленой воде, «эволюционируя» и развиваясь. Поскольку во всех водоемах существуют приливы и отливы, прослеживается определенная аналогия между Луной и Водой, и многие лунные качества присущи и стихии Воды.

Воду олицетворяют морские организмы, растения и животные: рыбы, моллюски, кораллы, водоросли, губки и т. д. Дельфины и киты — создания, которых чаще всего вспоминают в связи с водной стихией, хотя я думаю, здесь дело в потрясающей красоте этих животных, а не в символике.

Вода — покровитель чувственного начала. Эмоции текут, и русло их течения может быть весьма причудливым и извилистым. Эмоции живут глубоко внутри нас, они подобны затонувшим сокровищам, таящимся на дне вод памяти или бессознательного. Причуды эмоциональности и настроения, конечно, связаны с Луной, как и все тайны, — они словно освещены лунным светом и никогда не показываются ярким солнечным днем. В колоде Таро карта Луны насыщена водными образами; на ней изображен рак, и значение этой карты восходит к секретам мистерий и тайному знанию.

Вода — самая женская стихия и направлена внутрь. Как и Луна, Вода связана с менструальным циклом и рождением ребенка. Поскольку фазы Луны имеют циклический характер, заканчиваясь там, где начинаются, и начинаясь, где заканчиваются, Вода вполне естественно ассоциируется со смертью; неудивительно, что в мифологии многих народов смерти сопутствует плавание по воде. С другой стороны, в индуизме новое рождение рассматривается как океан.

Все это: Луна, чувства, глубина, рождение–смерть–возрождение и тайна, — сочетаясь, устанавливает связь Воды со сновидениями и бессознательным и, следовательно, с измененными формами сознания в целом — трансом, видениями и перерождением, происходящим вследствие них. Трансформация посредством воды может обладать свойствами путешествия; быть может, именно поэтому путешествие героя обычно начинается с плавания3 (в этом отличие от трансформации через Огонь: последняя происходит неожиданно и обжигает, тогда как водная — медленная и напоминает сон).

Люди Воды не чужды слезам. Они склонны к драматизму и немного не от мира сего. При этом они могут быть радостными, и радость эта нередко переливается через край. Из них выплескивается щедрость чувств; влюбленные ощущают любовь ко всем вокруг, а любовь подвластна именно Воде.

Вода — стихия западная. Заход солнца на западе символизирует смерть, конец вещей и трансформацию. Сумерки — время переходное и загадочное, равно как и осень. Не являясь ни семенем, ни побегом, Вода — это живительный сок, текущий в растениях, точно так же, как кровь, текущая в живых тварях.

В нашей процессуальной картине становления Воздух давал вдохновение, а Огонь — искру, импульс к развитию. Следующий этап — необходимая свобода. Если вы когда-нибудь писали книги, музыку или рисовали, то знаете, что приходит момент, когда необходимо пустить процесс на самотек, отдать себя во власть потока. Наступает время Воды. В любом предприятии свою роль должна сыграть интуиция, а установка «плыть по течению» позволяет нам воспользоваться теми возможностями, о которых мы прежде и не подозревали. Для того чтобы закрыть глаза и упасть в неизвестность, требуется мужество, а потому Вода соотносится с «Дерзать» в «Пирамиде Ведьмы».

Цветовая символика Воды связана с океаном и Луной — темно-синий, цвет морской волны и серебряный. Магической сущностью является ундина. Водные знаки зодиака — это Рак, Скорпион и Рыбы (краб, соответствующий зодиакальному созвездию Рака, и скорпион, соответствующий одноименному созвездию, изображены на карте Луна в колоде Таро). Магическое орудие стихии Воды — чаша, Святой Грааль. На викканском алтаре эта стихия всегда представлена миской с водой; некоторые люди добавляют к ней раковину, как правило, какого-нибудь крупного брюхоногого моллюска. Можно удвоить значение символа, воспользовавшись раковиной как чашей для воды.

Земля

Наконец мы добрались до стихии Земли. В первую очередь, она олицетворяет саму природу как таковую. Из Земли состоит тело нашей матери, Гайи, планеты, на которой мы живем. Земля, так или иначе, присутствует во всем, что обладает свойствами твердости и плодородия (или тем и другим одновременно): в скалах, зеленых полях, холмах и почве4. Пещеры и другие места, скрытые от человеческих глаз, являются квинтэссенцией стихии Земли. Большинство людей называют животным Земли медведя, хотя этой стихии принадлежат также свинья, кабан и крупный рогатый скот. Бык — важный символ Земли, благодаря параллели с зодиакальным созвездием Тельца. С астрологической точки зрения козы также символизируют Землю, поскольку они соотносимы с Козерогом. Любопытен факт причастности земной стихии козьего и коровьего молока; несмотря на то что все жидкости связаны с Водой, молоко является напитком Земли.

В человеке Земля представлена его телом. Земля дает прочность, стабильность и постоянство. Мы называем Землю своим домом, поскольку Мать-Земля является таковым для всех живых существ. Говоря шире, Земля — это очаг и семья и все качества, дающие нам ощущение дома. Человека Земли отличают прагматичность, практичный и здравый взгляд на вещи. Положительные качества этой стихии делают человека «солью земли», однако избыток теневых «земных» качеств заставляет нас «не вылезать из грязи». С негативной стороны, стихия Земли поощряет упрямство, с позитивной — терпение. В «Пирамиде Ведьмы» Земля соответствует понятию «Хранить молчание».

Земля связана с севером и полуночью, с полночным холодом земных глубин, где царит мрак, с другой стороны — с неподвижностью и молчанием в ожидании весны. Здесь возникает безусловная связь и с плодородием, беременностью, а также материальным результатом наших трудов. В любом деле Земля является его завершением, окончанием, получившейся в итоге вещью. Это…