ВСТУПЛЕНИЕ
Жизнь ниндзя
Как большинство детей 1970-х годов, я был зачарован фильмами про боевые искусства и постоянно разыгрывал увиденные в кино сцены. Так родилась моя жажда познания философии боевых искусств. Я помню, как изображал ниндзя, бросая старинные монеты (некоторые из которых даже потерял). Я представлял, что эти монеты — «звезды ниндзя» (сюрикены) — их лучшее оружие. Воплощая свои детские фантазии, я уничтожил не одну швабру и изорвал немало одежды.
Похоже, в детстве я мог видеть и чувствовать то, чего не замечали другие. И уже тогда у меня появилось твердое намерение научиться защищать себя.
В восемь лет я начал заниматься боевыми искусствами: дзюдо, карате и другими, но ничто не захватило меня так, как легендарные ниндзя и ниндзютсу. В десять я предпринял свое первое опасное путешествие. Тогда в Европе было всего несколько инструкторов буджинкан (школ Божественных воинов), а в Шотландии — лишь один. Меня приняли в школу, и так началась моя жизнь в качестве ученика ниндзя. Я стал самым юным учеником ниндзя в Шотландии. Следующим за мной по возрасту был двадцатилетний юноша — инструктор предпочитал обучать более взрослых.
Духовные сражения
Японские воины ниндзя — легенда, окруженная тайной. Один лишь звук слова «ниндзя» вселял страх и трепет в сердца тысяч японцев. Рассказы об их бесчеловечных и сверхъестественных деяниях вызывали нервную дрожь. Впрочем, их и по сей день представляют как могучих и зловещих убийц, лишенных жалости и морали. Однако такое представление не соответствует действительности: они ведут духовную жизнь, подчиняясь древнему кодексу чести — как в жизни, так и в смерти. Их способности отлично развиты. Они — мастера боя (с оружием и без) и шпионажа. Они умеют понимать ритмы природы и использовать это понимание.
Основа всех боевых искусств Японии — искусство самураев — древнейшее из существующих в мире и самое смертоносное. Школы ниндзя возникли на основе традиций самураев, этим школам более тысячи лет. Всего их девять, обучающих не только эзотерике и духовному совершенствованию, но и умению ломать кости и наносить увечья. Мои одногруппники шепотом рассказывали, что на самом деле школ существует больше, но это хранится в тайне и открывается лишь избранным, потому что обучение в них — путь подчинения общему духовному закону.
В мире существует много видов боевых искусств, но буджинкан — один из старейших, его традициям девятьсот лет. А школа — плод размышлений доктора Массаки Хатсуми, 34-го великого мастера ниндзютсу, лауреата множества международных наград правительств и национальных институтов. Тошитсуги Такаматсу (33-й великий мастер) свел воедино девять традиций ниндзютсу, состоящих из других традиционных искусств будо. Он заразил юного Хатсуми идеей создания будока, доступного всем ищущим истину.
Ниже приводится статья о сути ниндзютсу1. Каждый раз, перечитывая ее, я учусь чему-то новому у великого мастера ниндзя, который передал свое учение нашему мастеру.
Суть ниндзютсу
Суть всех боевых искусств и военных стратегий — самозащита и предотвращение опасности. Ниндзютсу максимально полно воплощает концепцию самозащиты не только физического тела, но и разума, и духа. Путь ниндзя — путь терпения, выживания и победы над всеми противниками. Это не просто нанесение ударов рукой или мечом; это способ получить необходимое и вместе с тем сделать мир лучше. Искусство ниндзя — это искусство побеждать.
В обучении любому виду боевого искусства важную роль играет мотивация.
Без правильного настроя обучение боевым искусствам может оказать разрушительное, а не развивающее действие. Впрочем, как и в любом деле, если доводить его до крайности. Медицинские препараты, например, используют в целях исцеления от недугов и больные должны принимать их лишь по предписанию врача; но лекарства могут причинить вам вред, если вы будете заниматься самолечением или использовать их не по назначению. Следование специальной, сбалансированной диете поддерживает в человеке жизнь и здоровье, а переедание и пагубные пристрастия — развивают болезни. Принцип работы всех систем схож. Например, правительства должны поддерживать гармоничное взаимодействие всех частей общества, но если правители начинают преследовать личные цели — страну раздирают распри и войны, беспорядки и хаос. Религия, основанная на вере и стремлении к вселенскому пониманию, становится источником вдохновения и утешения, а утрачивая свой изначальный смысл, она может превратиться в опасный инструмент контроля и манипуляций верующими. Боевые традиции — не исключения. Искусство самозащиты должно давать внутреннее спокойствие и чувство безопасности, но если в человеке отсутствует психологическая уравновешенность, он всегда будет вновь и вновь попадать в конфликтные ситуации.
Следование сути ниндзютсу освобождает от влияний эго.
К ученику постепенно приходит понимание высшей тайны и того, как обрести неуязвимость.
Бойцу, чтобы побеждать, необходимо пребывать в гармонии с собой и с окружающим миром, руководствоваться интуитивным знанием. Когда он настроен на волю небес и беспристрастную справедливость природы, он следует зову чистого сердца, исполненного верой в неизбежное. Огромная Вселенная, прекрасная в своем холодном и безразличном совершенстве, вмещает все проявления Добра и Зла и является разрешением всех парадоксов, которые мы встречаем вокруг.
Ниндзя обретает понимание, ведущее в победоносный бой и надежно укрывающее от враждебности при отступлениях. Ниндзя может реагировать на малейшие вибрации огромной и совершенной Вселенной, изменяясь именно тогда, когда необходимы перемены, и приспосабливаясь к ситуации.
В конечном итоге для ниндзя не остается ничего, похожего на удивление.
Тошитсугу Такаматсу
В общеобразовательной школе я был одним из тех примерных и тихих учеников, которых не любят и обижают. Я никому не рассказывал о том, что занимаюсь боевым искусством, но однажды, увидев, что группа мальчишек задирает девочку, вмешался в потасовку. Меня попытались ударить. И тут я применил ниндзютсу. Мальчики очень удивились, но и я сам поразился эффективности усвоенных мною приемов.
Тогда я еще не был инстинктивным бойцом, как сейчас. Я рос в таком районе, где было необходимо уметь за себя постоять. И моя сверхчувствительность нередко помогала мне почувствовать угрозу до того, как что-то могло произойти. Я интуитивно использовал свои экстрасенсорные способности, не осознавая их и не понимая, как это мне удается.
В семнадцать лет я в качестве младшего полевого медика пошел служить в армию. Жизнь там оказалась нелегкой. Меня часто притесняли лишь потому, что я шотландец. Но я пережил эти испытания и усвоил жизненные уроки. И если это удалось мне, то получится и у других.
Во время службы я принимал участие в обеспечении безопасности поездки в Кент Ее Величества Королевы-матери, затем — в обеспечении безопасности пребывания королевской семьи в резидентских замках Довер и Диль. Так я заинтересовался профессией телохранителя и узнал о службе в спецподразделениях.
В 1995 году я демобилизовался и, став личным охранником, вошел в незнакомое мне до тех пор общество бизнесменов. Я научился общаться с представителями разных социальных групп; занялся изучением психологии, чтобы понимать тонкую подоплеку череды повседневных событий. Я учился, и вместе с новыми знаниями усиливалась моя интуиция. Обеспечение личной безопасности бизнесменов и членов их семей — неимоверно сложная задача, и решение ее требует от телохранителя моментального реагирования и быстрого мышлени…