Счастье «по науке»
Актуальность счастья все чаще подтверждается научными исследованиями. Если раньше психологи в основном занимались изучением депрессивных состояний и в этой области были сделаны многочисленные открытия, то в последние годы именно тема счастья приковывает внимание передовых ученых различных дисциплин. Экономисты, политики, философы, историки, социологи и, конечно, психологи пытаются разгадать его секрет. На данный момент уже более 3,5 тысяч научных публикаций посвящено счастью, а полки книжных магазинов просто ломятся от новых изданий по саморазвитию, позитивному мышлению и прочим разнообразным методикам, направленным на улучшение нашей жизни. Чем же вызван такой интерес?
В последние годы люди все больше подвержены антиподу счастья, а именно депрессии, число жертв которой постоянно растет по всему миру. Только во Франции ежегодно около 3 млн человек впервые ставят этот диагноз. В Англии в 2006 году был диагностирован 31 млн случаев депрессии, что на 6% больше, чем в 2005 году. В Китае развитие экономики также сопровождается пропорциональным увеличением количества людей, страдающих нервными расстройствами.
По прогнозам специалистов, депрессия скоро выйдет на второе место среди всех заболеваний в мире. И это несмотря на то, что внешние условия для благополучного существования — медицинское обслуживание, платежеспособность, доступ к образованию и удовольствиям, — не перестают улучшаться. Более того, нередки случаи, когда высокий доход даже понижает наше внутреннее удовлетворение жизнью. Эти шокирующие открытия заставили ученых серьезно задуматься о том, что именно делает человека счастливым и возможно ли измерить его коэффициент счастья.
В 1998 году группа американских психологов под руководством Мартина Селигмана основала «Сеть позитивной психологии», где по настоящее время проводятся разносторонние исследования положительных эмоций. Согласно выводам ученых, развитие позитивных эмоций представляет собой неоспоримое эволюционное преимущество, поскольку именно оно помогает нам открыться навстречу новым идеям и ощущениям. По мнению Барбары Фредриксон из Мичиганского университета, именно «позитивные мысли порождают гибкую манеру поведения, приятие, творческое и рецептивное отношение к миру»1.
Исследователи подтвердили и ранее сделанные открытия, в частности тот факт, что приятные и неприятные чувства не только представляют собой очевидные противоположности, но и формируются совершенно разными механизмами. Как следствие, исключив из своей жизни грусть и тревогу, вы не станете радостными и счастливыми автоматически, а подавление боли не гарантирует удовольствия.
Более того, с помощью радиологии ученым впервые удалось точно определить в человеческом мозге зону, отвечающую за ощущение счастья. Эти исследования были проведены в Университете штата Висконсин под руководством Ричарда Дэвидсона, профессора психологии и психиатрии2. Чтобы определить зону, отвечающую за физическое ощущение счастья, были использованы энцефалограмма и новейшее ядерно-магнитно-резонансное исследование активности головного мозга. Многочисленные эксперименты были направлены на то, чтобы проследить динамику приливов крови к активным зонам головного мозга у человека в различных эмоциональных состояниях, а также измерить электрическую активность мозга в нейронных цепочках.
Результаты опытов показали, что абсолютно все наши ощущения активируют ту или иную зону головного мозга. Например, когда люди переживают эмоциональный стресс, взволнованы, озабочены или злы, головной мозг активизирует зону миндалевидной железы, а также кору префронтальной зоны правой стороны. У позитивно настроенных людей эти зоны пребывают в состоянии покоя, а пик активности приходится на кору префронтальной зоны левой стороны.
Таким образом, работая над изучением правой и левой префронтальных зон головного мозга, Ричард Дэвидсон и его сотрудники открыли новый способ быстрого и точного определения типичного поведения и даже мироощущения исследуемого человека. Это также позволило с точностью предсказать и его типичное каждодневное состояние. Так, активность правой стороны головного мозга демонстрирует, насколько человек несчастен, а вот активность левой стороны, наоборот, определяет преобладание положительных эмоций.
Активность левой префронтальной части головного мозга отвечает за физическое ощущение блаженства человека. Эта же зона помогает нам бороться с недугами. Так, например, при введении вакцины против гриппа исследуемые, обладающие высоким коэффициентом активности этой зоны, выделяли на 50% больше антител, чем по средним данным. Этими теперь уже научными сведениями подтверждается теория о том, что хорошее настроение впрямую отражается на нашем самочувствии.
Что касается миндалевидной железы, результаты исследований еще более интересны: изучая различные патологии в этой области головного мозга, ученые обнаружили, что она отвечает за чувства страха и гнева.
Любопытный случай представляет собой одна американская женщина, в мозгу которой обе стороны миндалевидной железы полностью кальцифицированы. Наблюдаемая была неспособна испытывать страх; она лишь умом осознавала, что могло означать выражение испуга на лице человека. Гнев тоже полностью отсутствовал в ее эмоциональном репертуаре. Она практически все время испытывала позитивные ощущения, которые проявлялись в ее чрезвычайно открытом и теплом отношении ко всем, с кем она общалась.
Прямо противоположный случай — серийный убийца Чарльз Уитман, который расстрелял множество людей с высокой башни Техасского университета, прежде чем выпустить себе пулю в голову. Он оставил посмертную записку, в которой признавался, что не в состоянии противостоять ненависти, которая его переполняла, и просил исследовать его мозг. Вскрытие показало опухоль, которая подавляла его миндалевидную железу.
Таким образом, эмоциональное восприятие мира может в значительной степени изменяться под действием мозговых аномалий.
Не менее значим и тот факт, что человек развивает свой мозг на протяжении всей жизни. Теория о том, что клетки головного мозга не восстанавливаются, была не так давно опровергнута. В исследовании, опубликованном в 1999 году, Элизабет Гоулд и Чарлз Гросс, сотрудники факультета психологии Принстонского университета, доказали, что на протяжении всей жизни человека зрелый мозг продуцирует новые нейроны в количестве нескольких тысяч в день. Этот процесс был назван нейрогенезом3.
В связи с этими, уже проверенными наукой, данными, соответствующая тренировка мыслей и самоконтроль могут привести к развитию и активизации именно тех зон головного мозга, которые отвечают за наше с вами положительное отношение к жизни. Причем этот процесс работает не только в те короткие периоды, когда мы сознательно тренируем свой мозг: его эффект продолжителен, и именно он в том числе формирует наше восприятие окружающего мира и наше поведение в будущем.
Ричард Дэвидсон, о работе которого над выявлением «зоны счастья» мы уже говорили, провел эксперимент с участием 175 человек. На основе полученных данных была определена средняя линия поведения, отвечающая за своего рода эмоциональную норму, к которой относилось наибольшее количество исследуемых, обладающих как позитивными, так и негативными ощущениями. Следует отметить, что испытуемые чаще имели отклонения в негативную сторону; счастливчиков оказалось значительно меньше. Самыми счастливыми, по результатам исследований, стали тибетские монахи; среди них особенно выделялся Матье Рикар — личный переводчик Далай-ламы, француз по происхождению, сын известного современного философа, ставший тибетским монахом и написавший впоследствии книгу о счастье для западной аудитории.
Опыты показывают, что во время медитации зона счастья значительно активизируется. Причем, что интересно, даже в самом обычном состоянии в мозгу буддистских монахов проявлялись более заметные позитивные отклонения от среднего значения и гораздо чаще, чем в обычных исследуемых группах. Эксперименты выявили необычную активность «зоны счастья» у монахов, связанную с тем, что определенные элементы их каждодневной религиозной практики, такие как медитация и молитва, способствуют регулярной стимуляции и развитию этой зоны мозга.
Более того, по мнению ученых, зона, отвечающая за счастье, имеет двойную функцию. Она не только отражает состояние человека, но и, будучи в активном состоянии, сама изменяет схему поведения личности, создавая позитивные эмоции. Фактически человек может сознательно моделировать не только мышцы своего тела, но и куда более сложные ткани головного мозга. С помощью самодисциплины и тренировки мы можем стать значительно счастливее, несмотря на окружающие нас внешние факторы. Следуя мысли известного ученого И. П. Павлова, «счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной».
Помимо научных исследований, в последнее десятилетие были проведены и многочисленные социальные опросы на тему счастья. По их результатам, ощущение счастья выше в тех странах, которые гарантируют обитателям безопасность, автономию и свободу, равно как и достаточный доступ к образованию и информации. Люди более счастливы в странах, где индивидуальные права и свободы гарантированы демократическим строем, а атмосфера мира способствует счастью отдельных граждан. Вне зависимости от экономических условий, жители государств с военной диктатурой более несчастны.
Уровень счастья обычно выше у людей, обладающих хорошей физической формой. Однако это вовсе не означает, что те, кто болен, не имеют никаких шансов быть счастливыми. Даже прикованные к постели больные зачастую быстро возвращаются на тот же уровень счастья, который был у них прежде, — речь, например, о людях, попавших в катастрофы и ставших инвалидами, а также о тех, кто болен неизлечимыми болезнями. Это подтверждается статистически. Интересно, что человек редко осознает, какая именно болезнь может значительно повлиять на его личное счастье. Такая, например, серьезная проблема, как потеря зрения, гораздо меньше отражается на нашем счастье, нежели регулярные боли в спине.
Вера или отсутствие таковой также сказываются на нашем самоощущении и общем уровне счастья. Согласно американской статистике, активно верующие люди более счастливы и живут дольше— в среднем по стране, на семь лет. Психологи полагают, что этим религиозные люди обязаны более открытому и позитивному отношению к жизни, большей социальной сплоченности и более динамичной взаимопомощи в своих мини-социумах. Религия предлагает «рамки» мышления, которые позволяют жить, получая ответы на вопросы, так или иначе возникающие в голове каждого человека. Среди религиозных людей реже встречаются случаи алкоголизма, никотиновой зависимости и наркомании. Эти люди также испытывают большее количество положительных эмоций и имеют меньше шансов оказаться без работы, развестись, совершить преступления или покончить жизнь самоубийством. Духовная основа каждой религии помогает точнее определить цели существования, ставит во главу угла человеческие ценности, такие как человеколюбие и открытость к миру, а все это делает счастье ближе. Она избавляет человека от упаднической мысли о бессмысленности жизни, о том, что жизнь есть лишь эгоистичная борьба за личное благо.
Более того, исследования Мартина Селигмана показали, что существует несомненная связь между альтруизмом и счастьем. Люди, которые считают себя наиболее счастливыми, также являются наиболее альтруистичными. Счастье уменьшает ощущение собственной значимости, и человек ведет себя более открыто с окружающими. В частности, доказано, что человек, переживший счастливое событие в течение последнего часа, более расположен помогать незнакомым людям. Акт незаинтересованной доброты сопровождается радостью, порожденной глубоким удовлетворением.
Для проведения эксперимента ученые обратились к студентам, попросив одну группу хорошо отдохнуть, а другую — заняться благотворительной деятельностью. Впоследствии отчеты студентов продемонстрировали следующую закономерность: удовлетворение от отдыха (провести время с друзьями, сходить в кино или даже просто съесть персик) было ниже, чем то, которое люди испытали от хорошего поступка. Более того, студенты второй группы отметили, что после такого рода поступка они весь день сохраняли позитивный настрой: они были более внимательны к людям, которые, в свою очередь, тоже лучше к ним относились. Таким образом, удовлетворение от доброго дела оказалось более длительным и сильным, нежели удовольствие от отдыха.
Эта мысль отнюдь не нова: о том же самом тысячелетиями говорили философы и художники. Выражаясь словами английского поэта Сэмюэла Джонсона, «самый счастливый образ жизни тот, который представляет нам больше возможностей завоевать уважение к самому себе».4
Некоторые исследователи полагают, что счастье идет рука об руку со способностью к самоутверждению. Счастливые люди, как правило, пытаются сами контролировать свою жизнь, тогда как люди несчастные склонны считать себя игрушками в руках судьбы. Оптимисты имеют неоспоримое преимущество перед пессимистами: исследования показывают, что они лучше справляются с экзаменами, профессиональными задачами и проблемами в семейной жизни. Они дольше живут и наслаждаются лучшим состоянием здоровья, при этом гораздо меньше…