У бунтаря есть несколько особенностей. Во-первых, он не верит ни во что, кроме своего собственного опыта. Его правда — это только его правда. Никакой пророк, никакой мессия, никакой спаситель, никакое Священное Писание, никакая древняя традиция не скажут ему правду. Они могут говорить о правде, могут искать ее, но знать о правде — не значит знать саму правду. Предлог о означает «около». Знать о правде, значит ходить вокруг нее. А если вы будете постоянно ходить вокруг, вы никогда не попадете внутрь.
У бунтаря нет веры — ни теизма, ни атеизма, ни индуизма, ни христианства; он вопрошает, он находится в поиске. Нужно понять одну важную вещь: бунтарь — не эгоист. Эгоист тоже не хочет принадлежать никакой церкви, идеологии, вере, но причины его неверия в корне противоположны причинам неверия бунтаря. Эгоист не желает верить, потому что слишком занят мыслями о себе. Он настолько эгоистичен, что может быть только в одиночестве.
Бунтарь — не эгоист, он совершенно невинен. Его неверие — это не высокомерие, а скромность. Он говорит: «Пока я не найду свою собственную правду, все чужие правды будут обременять меня. Они не перестают меня тревожить. Я многое узнаю от них, но я ничего не узнаю сам; я не смогу получить опыт».
Бунтарь не принадлежит ни одной церкви, ни одной организации, потому что он хочет быть самим собой. Он желает оставаться чистым и незапятнанным, чтобы искать веру без предубеждений, чтобы быть открытым и непредвзятым. Но в целом это принцип скромного человека. Бунтарь уважает свою независимость и независимость других людей. Также он уважает свою духовность и духовность всей Вселенной. Вселенная — это его храм, поэтому он отказался от маленьких храмов, созданных человеком. Вселенная — это его Священное Писание — поэтому он отказался от Библий, написанных человеком. Но все это не из-за высокомерия, а из-за скромности. Бунтарь также невинен, как и ребенок.
Вторая особенность бунтаря — не жить в прошлом, которого уже не существует, и не жить в будущем, которое еще не существует. Он стремится жить в настоящем максимально осознанно. Другими словами, нужно жить осознанно прямо сейчас. Обычно мы живем будто во сне, как лунатики. Бунтарь же пытается жить осознанно. Осознанность — это его религия, его философия, образ его жизни.
Третья особенность — это то, что бунтарь не пытается доминировать над другими. Он не жаждет власти, а ведь жажда власти — это самое подлое качество из всех. Жажда власти разрушает человека, не дает ему созидать, становиться еще прекраснее, еще здоровее, еще полезнее. И именно жажда власти приводит к конфликтам, спорам, зависти и, как результат, к войнам. Жажда власти — основа всех войн. Если взглянуть на историю человечества... Вся история — это не что иное, как череда войн и убийств. Причины меняются, но убийства продолжаются. Получается, что причины — это просто оправдания; вся правда в том, что человек любит убивать.
В одной из самых известных в мире басен Эзопа — очень простой, но очень важной, — идет речь об одной маленькой овечке, которая пришла к горному ручью с кристально чистой водой, чтобы напиться. К овечке подкрался огромный лев и стал наблюдать. Лев был голодным, но он должен был найти причину, чтобы напасть на овечку. Он сказал ей:
— Ты загрязняешь ручей. Разве ты не знаешь, что я — царь джунглей?
Тогда маленькая овечка ответила:
— Я знаю, но, Ваше Величество, течение направлено не к вам. Я стою ниже вас по течению, и даже если я загрязняю ручей, вода бежит вниз, а не вверх. Это вы загрязняете его, и я пью грязную воду. Поэтому ваша логика не верна.
Лев понял, в чем дело, и рассвирепел:
— Ты не уважаешь старших! И еще имеешь наглость спорить со мной?!
Маленькая овечка ответила:
— Я не спорила. Я просто сказала то, что и так очевидно. Вы ведь видите, что ручей бежит в мою сторону.
Лев замолчал, а потом сказал:
— А, теперь я вспомнил. Ты из этой невоспитанной и необразованной семьи. Твой отец меня вчера оскорбил.
Маленькая овечка ответила:
— Наверно, это был кто-то другой, потому что мой отец умер три месяца назад. И вы должны помнить его, потому что он у вас в животе. Вы съели его на обед. Как он мог вас оскорбить? Он уже мертв!
Это было уже слишком, лев прыгнул и схватил овечку со словами:
— Ты не воспитанная, ты не знаешь этикета и не умеешь себя вести.
Овечка ответила ему:
— Все очень просто. Пришло время завтракать. Просто съешь меня, и не нужно искать оправданий.
Такими простыми притчами Эзоп творил чудеса. Он многое рассказал о человеке.
Бунтарь живет здесь и сейчас, находясь в полной осознанности, он не доминирует над окружающими ни при жизни, ни после нее. У него нет жажды власти. Он изучает душу — и это его четвертая особенность. В науке используются такие методы, как сомнение, скептицизм, исследование — так и бунтарь прибегает к тем же методам для изучения самого себя. Наука использует их для изучения объективной реальности, а бунтарь — для субъективной, то есть своей собственной. Он ничего не отрицает. Он приходит в мир со своим собственным «Я» и аналитическим умом.
Его религия — это не суеверие, а наука. Его религия — это не поиск Бога, потому что искать Бога — значит верить в него, а если ты веришь, то твой поиск обречен с самого начала.
Бунтарь погружается в свой внутренний мир с открытыми глазами и не имеет понятия, что именно он там ищет. Он оттачивает свой ум. Его молчание становится глубже, медитация — более проникновенной, и что бы ни таилось у него внутри, оно откроется.
Бунтарь — это агностик. Запомните это слово, потому что это одно из важнейших качеств бунтаря. Есть теисты, которые верят в Бога, есть атеисты, которые не верят в Бога, а есть агностики, которые говорят: «Мы пока не знаем. Мы будем искать, а там посмотрим. Мы не будем ничего говорить, пока не заглянем в каждый уголок и каждое местечко нашего бытия». Бунтарь всегда начинает так: «Я не знаю». Поэтому я называю его маленьким ребенком — наивным ребенком.
Однажды два мальчика хотели убежать из дома.
— Если наши отцы поймают нас, они нас побьют, — сказал один из них.
— Ну и что. Мы тоже их побьем, — ответил другой.
— Но мы не можем так поступить, — возразил первый мальчик. — В Библии говорится, что мы должны уважать своих родителей.
— Все верно. Тогда ты побьешь моего отца, а я твоего.
Вот такое наивное и простое решение, и никаких проблем!
Бунтарь живет, как наивный ребенок, а наивность — это самый загадочный феномен. Он открывает двери во все тайны жизни.
Только бунтарь по-настоящему революционен и по-настоящему религиозен. Он не создает организаций, он не оставляет за собой последователей, он не строит церквей.
Но бунтари могут объединяться друг с другом: проводить вместе время, танцевать, петь, плакать, вместе ощущать необъятность существования и вечность жизни.
Они могут объединяться в сообщества без всякого «ущемления» собственной индивидуальности. Наоборот, такое сообщество поддерживает, питает, уважает и почитает индивидуальность каждого человека.