В поисках Любви
Что такое любовь?
Жить ею, знать ее — очень просто, но объяснить словами чрезвычайно сложно. «Что такое море?» Рыба скажет: «Вот что такое море. Оно вокруг, оно везде». Но если вы будете настаивать: «Пожалуйста, не просто покажи, а дай мне определение моря», — рыба окажется в большом затруднении.
В жизни людей — то же самое: все хорошее, все прекрасное, все истинное — всем этим вы можете жить, это может быть вашим опытом. Человек может быть любовью, но определить ее или говорить о ней очень сложно. Но беда в том, что последние пять или шесть тысяч лет вместо того, чтобы все проживать и испытывать на опыте, люди лишь ведут обсуждения и объясняют то, что на самом деле ими не было пережито. О любви говорят, ее обсуждают, о ней поют, посвящают ей гимны, но для любви как таковой в жизни людей места нет.
Если вы глубоко исследуете историю человечества, то увидите, что слово «любовь» окружено самой большой ложью. И что наиболее прискорбно — люди считают источником любви тех, кто на самом деле фальсифицирует ее понятие, тех, кто перекрывает ее поток. Религия говорит о любви, но то, что до сих пор окружает человека и называется любовью, в действительности делает любовь попросту невозможной.
И здесь нет принципиальной разницы между Западом и Востоком, между Индией и Америкой. Река любви в человеке еще не проявилась. И мы виним в этом других людей или наш ум. Мы утверждаем, что в нашей жизни потока любви нет из-за плохих людей или потому, что наше сознание испорчено. Но сознание не испорчено. Те, кто говорят, что человеческое сознание испорчено, сами уничтожили любовь, не позволили ей родиться. В этом мире нет ничего, что было бы извращено или испорчено. Во всем существовании нет ничего неправильного. Все есть нектар. Человек — вот кто превратил нектар в яд. А ваши так называемые учителя, так называемые святые и религиозные деятели виноваты в этом больше всех.
Важно это понимать, потому что если вас терзают лишь смутные сомнения относительно того, что такое любовь, то настоящая любовь в вашей жизни не случится ни сейчас, ни в будущем.
Мы продолжаем верить в то, что на самом деле не позволяет любви родиться, и именно эти убеждения мы используем в качестве основы для любви. Мы продолжаем следовать совершенно неверным принципам. И такая ситуация длится уже сотни лет. Из-за постоянного повторения одного и того же нам никак не удается увидеть все недостатки этих принципов. Скорее наоборот, если кому-то не удается удовлетворить требования ошибочных представлений о любви, его осуждают и считают неправым.
Современный человек — это продукт пяти-, шести- или даже десятитысячелетней культуры. Но вина возлагается на самого человека, а не на культуру. Люди считаются нравственно испорченными, а культура восхваляется. «Наша великая культура, наша великая религия» — все «великое». Но человек — продукт всего этого!
Ан нет — «это человек неправильно поступает, это ему нужно измениться». Никто не осмеливается встать и задать вопрос — а может, это культура или религия не способны наполнить человека любовью уже десять тысяч лет. И если любовь не расцвела за последние десять тысяч лет, то что можно ожидать от этой же самой культуры, от этой же самой религии в будущем? То, что не случилось в предыдущие десять тысяч лет, не случится и в предстоящие десять тысяч лет. Современный человек останется таким же и завтра. Человек всегда был таким и останется таким, и все же мы продолжаем восхвалять культуру и религию, прославлять священников и так называемых святых. Мы не готовы хотя бы предположить, что наша культура и религия могут ошибаться.
Я хочу сказать, что они ошибаются. И современный человек тому доказательство. Какие еще аргументы вам нужны? Если мы сеем семена, а плоды оказываются отравленными и горькими, что еще нужно? Вы можете внимательно рассмотреть зерно, надавить на него или разломать, посмотреть, что у него внутри, но вы все равно не сможете сказать наверняка, будет ли плод горьким. Посейте семя, оно даст побег. Пройдут годы, вырастет дерево, раскинет ветви и принесет плоды. И только тогда вы узнаете, какими были семена: горькими или нет.
Современный человек — это плод культурных и религиозных семян, посаженных десять тысяч лет назад, и с тех пор мы поливаем и подкармливаем их. Плод оказался горьким, он полон конфликтов и ненависти. Но мы продолжаем восхвалять семена и ждем, что из них родится любовь.
Я хочу сказать, что этого не случится никогда, потому что возможность любви была загублена религиями в самом начале. Они отравили любовь. Гораздо больше любви мы видим у птиц, животных, растений, там, где нет ни религии, ни культуры. Даже первобытные племена, живущие в джунглях, излучают больше любви, хотя у них нет развитой религии, нет цивилизации. У них больше любви, чем у так называемых прогрессивных, культурных, современных людей.
Почему чем цивилизованней и культурней люди, чем большее влияние на них оказывает религия, чем чаще они ходят в церковь, тем меньше у них любви? Этому есть определенные причины. Я хочу обсудить две из них. Если их понять, то потоки любви смогут освободиться от загораживающих плотин, река вновь потечет свободно.
Любовь живет внутри каждого человека. Ее не нужно добывать где-то снаружи. Ее не нужно где-то искать. Она внутри. Она — само стремление к жизни, заложенное в каждом из нас. Это аромат жизни, присущий каждому. Но любовь со всех сторон окружена высокими стенами, ей трудно проявлять себя. Повсюду вокруг нее огромные камни и скалы, сквозь которые потоку любви не пробиться.
Поиск любви, дисциплина любви — этому нельзя где-то научиться.
Один скульптор работал с камнем. Посетитель, который пришел посмотреть на его работу, не увидел никаких признаков статуи, только лишь камень. Скульптор откалывал небольшие кусочки в разных местах, работая стамеской и молотком.
— Чем это вы занимаетесь? — спросил посетитель. — Разве вы не собираетесь ваять статую? Я пришел посмотреть, как делают статуи, а вижу лишь то, как вы дробите камень.
И скульптор ответил:
— Статуя скрыта внутри. Нет нужды ее делать. Каким-то образом нужно убрать бесполезный камень вокруг нее. Ее нужно оттуда вызволить, и тогда статуя сама явит себя. Статую не делают, ее открывают. С нее снимают лишнее, и она появляется на свет.
Любовь скрыта в каждом человеке, ее нужно высвободить. Вопрос не в том, как ее создать, а в том, как ее открыть. Мы закрыли себя и не позволяем любви выйти на поверхность.
Спросите медика, что такое здоровье. Странно, но ни один врач в мире не сможет вам сказать, что такое здоровье! Целая наука, медицина, занимается здоровьем, но никто не в состоянии сказать, что это такое. Если вы спросите доктора, то он вам скажет: «Я могу рассказать вам о том, что такое болезнь, и показать ее симптомы. Я знаю разные технические термины и описания каждой болезни. Но здоровье? О здоровье я не знаю ничего. Я могу лишь сказать, что здоровье — это то, что остается, когда нет болезни». Это потому, что здоровье спрятано внутри человека. Мы не можем дать ему конкретного определения.
Болезнь приходит извне, поэтому ее можно определить. Здоровье приходит изнутри, поэтому его определить нельзя. Мы можем лишь сказать, что здоровье есть отсутствие болезни. Но это не определение здоровья. Вы ничего не сказали о здоровье напрямую. Правда в том, что здоровье нельзя создать. Оно либо прячется за болезнью, либо проявляется, когда болезнь уходит. Здоровье внутри нас. Здоровье — это наша истинная суть.
Любовь внутри нас. Любовь — наша истинная суть. Поэтому совершенно не правильно просить людей искать, развивать, совершенствовать любовь. Проблема не в том, чтобы найти любовь, а в том, чтобы понять, почему она не может проявиться. В чем проблема? В чем трудности? Что мешает?
Если нет никаких препятствий, любовь проявится сама. Не нужно учиться любить или объяснять, что это такое. Каждый человек будет полон любви, если не будет барьеров в виде неправильной культуры или обусловленности. Это неизбежно, никто не может избежать любви. Любовь — это наша истинная суть.
Ганг берет начало в Гималаях. Течь для него естественно, он живой, в нем есть вода, он будет течь и найдет океан. Он не будет спрашивать у полицейского или священника, как добраться до океана. Нет, поиск океана спрятан в самом его существе. У него есть энергия, поэтому он пройдет сквозь горы и скалы, пересечет равнины и достигнет океана. Каким бы далеким ни оказался океан, каким бы он ни оказался скрытым и таинственным, река обязательно найдет его. А у реки нет путеводителя или карты, указывающей, в каком направлении ей течь... однако она совершенно точно найдет его.
Но предположим, на реке выстроили дамбу. Что тогда? Река преодолевает и разбивает естественные барьеры, но если заграждения выстроены человеком, то, возможно, она никогда не доберется до океана.
Важно понимать разницу. Любое естественное препятствие преодолимо. Вот почему река всегда находит океан. Пробиваясь сквозь скалы, она все же впадает в океан. Но если человек изобретет плотину, если человек выстроит ограждение, тем самым он сможет остановить реку, и она уже никогда не увидит океан.
Природа — это великая симфония ритмов. Но все естественное легко уничтожить, человек заковывает природу, окружая своими механическими изобретениями, создает непреодолимые препятствия. Многие реки пересохли, и мы стали винить реки. Зачем винить семя? Если оно не выросло в растение, логично предположить, что почва была неподходящей, что было недостаточно влаги или тепла. Но если цветок любви не расцветает в чьей-то жизни, мы говорим этому человеку, что это его ответственность. Никто не думает о том, что почва может быть неподходящей, никто не думает о нехватке воды или тепла. Может, именно из-за этого растению не удалось вырасти и превратиться в прекрасный цветок?
Я хочу сказать, что барьеры созданы самим человеком. Иначе река любви текла бы и, в конце концов, достигла бы океана жизни. Энергия в людях должна быть потоком любви, стремящимся к океану божественности.
Какие же препятствия изобрел человек? Первое — и это происходит до сих пор — то, что все человеческие культуры на Земле против секса, против страсти. Это противостояние, это отрицание разбило на куски и уничтожило саму возможность любви в человеке.
Простая правда состоит в том, что секс — это отправная точка всех дорог, ведущих к любви. Это место, где зарождается путешествие к любви. Ганготри любви, источник, исток любовного Ганга — это секс. А все его осуждают: все культуры, религии, все гуру и святые. Они нападают на саму Ганготри, на сам источник, и тогда река пересыхает: «Секс — это грех... Секс против религии... Секс — это грязно». И никому не приходит в голову, что сексуальная энергия способна полностью трансформироваться и превратиться в любовь.
Рождение любви — не что иное, как трансформация сексуальной энергии. Посмотрите на кусок угля. Вам бы никогда и в голову не пришло, что именно этот кусок угля может превратиться в бриллиант. Нет никакой существенной разницы между куском угля и бриллиантом. Их составляющие одни и те же. За тысячу лет, пройдя через процесс трансформации, уголь становится бриллиантом.
Но уголь не считается драгоценным камнем. В доме его прячут в кладовке, не хранят на виду. А бриллианты носят на шее или на груди так, чтобы каждый мог ими любоваться. Бриллианты и уголь — это одно и то же, но кажется, что между ними нет никакой видимой связи. Люди не осознают, что эти два камня — всего лишь начальный и конечный пункт путешествия, проделанного одним и тем же элементом. Углем можно пренебречь, ведь на первый взгляд в нем нет ничего, кроме черной сажи. Но как только вы начинаете его осуждать, возможность его трансформации в бриллиант мгновенно исчезает. Уголь мог бы трансформироваться в бриллиант.
Сексуальная энергия трансформируется в любовь. Но все против нее. Секс считается врагом. Ваши так называемые «хорошие люди» против секса. И это противостояние не позволяет семени расти. Оно убивает любовь на корню, на самой первой стадии. Уголь никогда не превратится в бриллиант, потому что для развития, для процесса трансформации необходимо принятие. Разве может трансформироваться то, чему мы сопротивляемся, чему мы противостоим, с чем постоянно боремся?
Людей настраивают против их собственной энергии. Людей учат бороться против сексуальной энергии. На поверхности людей учат разрешать конфликты, не вступать в борьбу. Но на очень глубоком уровне их учат бороться: «Ум отравлен, поэтому боритесь с ним. Нужно бороться с ядом. Секс — это грех, поэтому боритесь с ним». А на поверхности нас просят не вступать в конфликты! Учение, основанное на конфликте, просит человека не вступать в конфликт! С одной стороны, оно доводит людей до сумасшествия, а с другой — лечит их в сумасшедшем доме. С одной стороны, оно распространяет заразные бактерии, а с другой — строит больницы для лечения.
В данном контексте чрезвычайно важно понять одну вещь. Люди не могут быть отделены от секса. Секс — это источник человеческой жизни, человек рождается через секс. Существование принимает энергию, которая у людей считается грехом. Эта энергия является начальной точкой творения, а ваши святые называют ее греховной... энергию, которую само существование не считает греховной! Бог — творец, но если бог считает секс грехом, тогда нет большего грешника в мире, чем сам бог, нет большего грешника во всей вселенной.
Вы видите благоухающий цветок, вы когда-нибудь думали, что его цветение — это акт страсти, сексуальный акт? Что происходит, когда растение цветет? Бабочки садятся на него и разносят пыльцу, его сперму, на другие цветы. Павлин танцует во всем своем великолепии — поэт посвящает ему поэму, святые полны радости по этому поводу. Но разве они не осознают, что его танец — это открытое проявление страсти, что это прелюдия к сексуальному акту? Павлин танцует, чтобы соблазнить свою возлюбленную. Павлин завлекает возлюбленную, супругу. Птица поет, павлин танцует, мальчик превращается в юношу, девушка вырастает в красивую женщину — все это выражение сексуальной энергии. Все это разные выражения сексуальной энергии. Вся жизнь, все выражение, все цветение основано на сексуальной энергии. А религии и культуры, льющие яд в сознание людей, выступают против сексуальной энергии. Они пытаются вовлечь человека в войну против секса. Они уже вовлекли его в битву против его же собственной энергии, поэтому люди и превратились в несчастных, жалких, подлых, фальшивых, злобных пустышек.
Человеку не нужно бороться с сексом, ему нужно с ним дружить, восстановить поток жизни и поднять его на вершины.
Благословляя новобрачных, мудрец из «Упанишад» сказал невесте: «Пусть у тебя будет десять детей, и, в конце концов, пусть муж станет тебе одиннадцатым ребенком». Если страсть трансформирована, жена может стать матерью, если вожделение трансформировано, то секс может превратиться в любовь. Лишь сексуальная энергия питает энергию любви.
Но мы наполнили человечество неприятием секса, и в результате не только любовь не расцветает — она может родиться из сексуальной энергии и расцвести исключительно через принятие секса — но и ум людей становится все более и более сексуальным. Все наши песни, вся наша поэзия, все наше искусство и живопись, все наши храмы и статуи прямо или косвенно касаются секса. Наш ум вращается вокруг секса. Ни одно животное в мире не сексуально настолько, насколько сексуален человек. Люди занимаются сексом круглые сутки — после сна или перед сном, сидя, гуляя... Секс становится для них всем. Из-за враждебного отношения к сексу, из-за противостояния и подавления он становится язвой их существования.
Человек не может быть свободным от источника своей жизни. Но из-за постоянного внутреннего конфликта вся ваша жизнь превращается в болезнь. За чрезмерную сексуальность, которой болеет человечество, ответственны в основном ваши так называемые религии и культуры. Не «плохие люди», а «хорошие люди», ваши святые ответственны за болезнь. До тех пор, пока все расы не освободятся от вреда, нанесенного духовными лидерами и хорошими людьми, любовь не сможет родиться.
Я помню один случай...
Однажды один так называемый святой собирался проведать друзей. Выйдя из дома, прямо на пороге он встретил друга детства, который шел к нему в гости. Святой человек сказал:
— Приветствую тебя! Где ты был столько лет? Проходи! Я обещал своим друзьям навестить их, и теперь мне уже трудно отменить визит, поэтому побудь у меня, отдохни. Я скоро вернусь, и мы сможем поболтать обо всем. Много лет я ждал этой встречи.
Его друг ответил:
— О, нет, может быть, лучше мне пойти с тобой? У меня грязная одежда, но если ты дашь мне свежую рубашку, я смогу пойти с тобой.
Недавно какой-то богач подарил святому человеку новую дорогую одежду, и он берег ее для особого случая. Теперь он с радостью ее принес. Его друг надел на себя дорогой кафтан, тюрбан и прекрасные туфли. Он выглядел, как падишах! Глядя на своего друга, святой человек почувствовал укол зависти: по сравнению с другом он выглядел, как слуга. Не совершил ли он ошибку, отдав лучшую одежду другу? Ему казалось, что он хуже, чем его гость. «Теперь все будут смотреть на друга, — подумал он, — а я буду выглядеть, как простой слуга. Сегодня из-за собственной одежды я буду выглядеть нищим».
Он попытался успокоиться, представив себя человеком Бога, тем, кто разговаривает с Богом о душе и других возвышенных вещах. В конце концов, какое значение имеют дорогой кафтан и изысканный тюрбан? Пусть будет так, как будет. Какая разница, во что он одет? Но чем больше этот человек пытался убедить себя в том, что одежда не имеет никакого значения, тем больше он думал о кафтане и тюрбане.
Внешне он пытался поддерживать беседу, но внутри только и думал о кафтане и тюрбане. Несмотря на то что друзья шли вместе, прохожие на дороге обращали внимание исключительно на приезжего, а нашего святого как будто и не замечали. Ему стало не по себе.
Наконец они пришли, и святой человек представил друга:
— Это мой друг Джамаал. Он мой друг детства и прекрасный человек.
И вдруг зачем-то добавил:
— А одежда? Одежда — моя!
Друг остолбенел. Хозяева очень удивились: что за идиотское поведение? Святой человек тоже осознал, что сболтнул лишнее, но было уже поздно. Он признал свою ошибку и начал себя еще больше осуждать.
Выйдя из дома, он извинился перед другом. Друг сказал:
— Я был ошарашен. Как ты мог сказать такое?
— Прости меня. Это как-то само слетело с языка, — едва мог выдавить из себя наш святоша.
Но ничто никогда само с языка не слетает. Иногда слова вырываются неосознанно, но такое тоже случается, только если у человека есть что-то на уме. С языка никогда ничего не слетает само. Святой сказал: «Прости меня. Это действительно было ошибкой. Как такое могло вылететь из моего рта, сам не понимаю». Но он точно знал, как это могло случиться. Мысль крутилась в его голове, не давая покоя.
Они отправились к дому других друзей святого человека. Теперь он постоянно повторял внутри себя, что не должен упоминать о своей одежде. Он пытался настроить ум против этого. Как только они прибыли к вратам того дома, он твердо решил, что ничего не скажет про одежду.
Бедняга не осознавал, что чем тверже он решил ничего не говорить, тем сильнее становилось чувство, что одежда принадлежит ему. Зачем принимать такое твердое решение? Когда кто-то принимает твердое решение, например дает обет безбрачия, это значит, что сексуальность отчаянно пытается прорваться наружу. Зачем еще нужно решение? Если кто-то твердо решает есть меньше или вообще голодать, это значит, что глубоко внутри он жаждет проглотить еще больше еды. Такие попытки неизбежно заканчиваются внутренним конфликтом. Именно то, с чем мы боремся, является нашей самой большой слабостью. Внутренний конфликт в данном случае будет естественным результатом.
Таким образом, занятый внутренней борьбой, святой человек пришел к друзьям. Он начал очень осторожно:
— Это мой друг... — но заметил, что на него никто не смотрит. Все смотрели на друга и его одежду с восхищением. Это задело святого человека: «Это мой кафтан, это мой тюрбан!» Но он снова строго напомнил себе о намерении не говорить об одежде. «У любого человека, будь он бедным или богатым, есть какая-то одежда. Это обычное дело, весь мир — майа, иллюзия», — уговаривал он себя. Но одежда маячила перед его глазами туда-сюда, туда-сюда.
Он возобновил представление:
— Это мой друг, мой друг детства. Он очень утонченный джентльмен. А одежда... она его, не моя.
Люди были удивлены. Они никогда не слышали такого: «Одежда его, не моя»!
Когда они вышли из этого дома, святоша вновь извинился:
— Большая глупость, — сказал он в смущении, не зная, что и делать, — одежда никогда меня так не волновала, как сейчас! О боже, что со мной случилось?
Бедный парень не знал, что стратегия, которую он избрал, захватила бы в свои сети любого. Друг рассердился и сказал, что никуда больше с ним не пойдет. Так называемый святоша сложил ладони и стал умолять:
— Пожалуйста, не поступай со мной так. Я буду чувствовать себя несчастным всю оставшуюся жизнь из-за того, что некрасиво поступил с другом. Клянусь, я больше не стану гов…