Эта небольшая книга — просто потрясающая. В ней так много прекрасных простых техник, которые помогут вам расслабиться и соскользнуть в нечто под названием «медитация». Она также дает ответы на всевозможные запутанные вопросы: как это на самом деле работает? как понять, что медитация получается? как это поможет в нашей полной забот жизни?
Я использую практику медитации Ошо в медицинских и нейробиологических исследованиях — и, конечно, в повседневной жизни. Сейчас мы находимся на той стадии развития, когда больше не стоит вопрос «зачем медитировать?» — скорее, актуальным стал вопрос: «Почему бы и нет?»
Если вам уже известно, какую пользу может принести включение в вашу повседневную жизнь моментов осознанности, то эта книга для вас.
Если же вы все еще не можете понять, являются ли эти разговоры о медитации лишь очередным массовым увлечением, еще одним преходящим мифом (как, например, очередная чудо-диета — только на этот раз для мозга), то здесь вы найдете достаточно информации, чтобы определиться. Десять лет назад в печать ежегодно выходило пятьдесят научных периодических изданий о медитации. Сегодня их выходит около пятисот.
Природа медитации является чуть более сложной, чем большинство вещей, к которым мы применяем научный подход.
Если движение совершает нечто, чьи размеры соотносимы с нашими, мы можем точно сказать, насколько быстро оно движется и когда достигнет определенной точки. Если в пределах нашего слухового диапазона есть звуки, мы их слышим. Если в пределах нашего зрения есть свет, мы его видим. Мы также знаем, что существует множество ощущений, которые для нас недосягаемы. Существуют такие вещи, которые нам природой не дано замечать.
Кто бы мог подумать, что Солнце не вращается вокруг Земли? Или что мы несемся сквозь пространство с невероятной скоростью, а не «висим» неподвижно в центре Вселенной? Или что Земля, на которой мы стоим, не является плоской? Потребовалось «сочетание» непредвзятого наблюдателя и объективных данных, чтобы обнаружить, насколько сильно мы заблуждались.
Это то же самое, как когда вам очень жарко и вы потеете, или когда вам холодно и вы дрожите, и вы думаете: «А может, у меня температура?» Это не всегда легко узнать. Тут за дело берется наука: к вам на выручку приходит градусник. Конечно, если градусник показывает, что у вас температура двести градусов, вы не станете выбрасываться из окна или звонить пожарным — вы потратите десять долларов на новый градусник или найдете свои очки. Но опять же, нужен и непредвзятый наблюдатель с ясным видением, и объективные данные.
Какое это все имеет отношение к медитации — можете спросить вы?
Что ж, предположим, что объект вашего наблюдения — это вы сами! Давайте подведем под это какую-то основу — с чего вдруг вам может захотеться наблюдать самого себя? Когда ваша мама отчитывала вас, говоря: «Только посмотри на себя», — она имела в виду грязь на вашей обуви после игры в саду. Она не имела в виду состояние вашего ума.
Возможно, вы обнаружите (и это подтверждает недавнее исследование), что около половины того времени, которое вы проводите в бодрствовании, вы отсутствуете — вы находитесь не в собственной жизни, а где-то далеко, в каком-то призрачном мире грез. Возможно, вы откроете для себя — и это также подтверждает современная наука, — что вы чувствуете себя гораздо лучше, когда вы здесь, когда вы присутствуете, чем когда вас здесь нет, независимо от того, насколько прекрасны ваши грезы.
Представьте себе, что вы пришли к врачу, и у вас обнаружили заболевание, которое вдвое сократит вашу жизнь. Это точно привлекло бы ваше внимание. Вы понимаете, что становитесь еще менее счастливы, если бежите от этой проблемы, — сей факт делает происходящее довольно интересным, особенно если вдруг окажется, что вы не хотите быть несчастными.
Или, может быть, вы уверены, что, чем бы вы ни занимались, шансы получить хороший результат возрастут, если вы хотя бы будете в этом присутствовать. Возможно, вам просто нравится состояние расслабленности, и вы замечаете, что сейчас возможностей для расслабления гораздо больше, чем когда вас затягивает в драмы прошлого или будущего.
Это понятно. Если вам надоело спотыкаться о мебель, было бы неплохо привнести немного осознания в свою жизнь, чтобы понять, что происходит с вашими стопами.
Довольно трудно постоянно осознавать стопы. А помнить о том, чтобы наблюдать за мыслями и чувствами? Теперь вас уже по колено засосало в зыбучие пески медитации.
Эта наука наблюдения себя довольно хитра. Когда объектом нашего научного исследования является сам наблюдающий, как понять, кто на кого смотрит? Кто наблюдает? Кто я? Вам важно знать, исправен ли градусник перед тем, как мерить температуру? Не менее важно знать и состояние наблюдателя.
Я не буду портить вам удовольствие своими размышлениями — лучше прочесть эту книгу. Это захватывающее приключение. Достаточно сказать, что если ваша замечательная нервная система не может понять, что мы путешествуем в пространстве со скоростью в миллионы километров в час, и полагает, что мы стоим неподвижно, будьте настороже — все эти высокомерные, пренебрежительные «я знаю» неизбежно вводят нас в заблуждение.
Реальную проблему здесь представляет человеческий ум, который всех нас ставит перед дилеммой. Нас поголовно убедили в том, что мы и есть ум, что он — самое ценное, что у нас есть. И мы естественным образом предполагаем, что для того, чтобы получить знания о человеческом уме, имеет смысл использовать этот самый ум. Большинство ученых применяют такой подход и, по всей видимости, даже не замечают, что он ненаучен.
Причина, по которой ученые всегда проводят двойные контролируемые испытания для оценки эффективности нового лекарства, заключается в том, что мы не объективны. И нам всем это известно.
Когда речь заходит об уме, те же самые ученые просто «знают» ответ — как их геоцентристские предшественники просто «знали», что Солнце вращается вокруг Земли. Они уверены, что ум способен изучать ум. Однако даже если самый выдающийся ученый будет иметь предвзятое мнение о пользе нового лекарства, тогда подумайте о другой предвзятости — той, которая существует, когда мы пытаемся использовать наши обусловленные умы для того, чтобы исследовать эти умы.
В конце концов, эта «вера», за которую цеплялись все ученые-умоцентристы, начинает разваливаться на части перед лицом лучшего друга самих ученых — сомнения. Поставьте под сомнение то, что ум вообще способен объективно видеть ум. Эти сомнения порождает сама наука.
На протяжении более двух тысяч лет многие люди на Востоке интересовались тем, что же приводит нас в движение — и любой современный ученый в белом халате задается тем же вопросом. У древних людей не было никакого оборудования, с которым можно было бы поэкспериментировать, поэтому они могли полагаться только на свои наблюдения за собственными умами и телами. Отсюда развилось то, что мы называем «наукой о внутреннем». Наука внешнего базируется на наблюдении и экспериментах, и наука о внутреннем также базируется на наблюдении и экспериментах.
Таков вклад Ошо в развитие человечества — синтез Востока и Запада, взаимопонимание между двумя этими подходами, сливающимися в одной законченной науке. Подход Ошо — это открытая система, основанная исключительно на наблюдении. Что при этом наблюдается — не существенно. Что есть — то есть, и наблюдение того, что есть, — вот ключ. К тому, что наблюдает наблюдатель, в любой момент может добавиться что угодно другое. Ничто не исключается.
Удивительно в этой науке то, что каждый является ученым в своей собственной лаборатории. Не нужны никакие убеждения. Никакие понятия и принципы. Просто есть базовый научный подход, когда берется гипотеза и проверяется на себе. Если она не работает, нет проблем: ваша мусорная корзина, вероятно, уже наполовину полная. Если же гипотеза работает, значит, вы нашли золотой ключ. Нет никаких проблем.
Теперь, наконец-то, именно это и происходит. В дополнение к недавним вышеупомянутым открытиям о плюсах присутствия, есть другие интересные исследования, которые помогают оценить пользу медитации.
Например, хорошо известно, что около семидесяти процентов визитов к врачу связаны с проблемами, вызванными стрессом. Ученые взяли каких-то бедняг-крыс, подвергли их стрессу и заметили, что одна часть их мозга увеличилась в размерах. Они обнаружили, что та же часть мозга увеличивается у подверженных стрессу людей, а у тех, кто медитирует, — уменьшается. Они также пришли к выводу, что обычные возрастные изменения менее выражены у тех, кто медитирует — медитация определенно дешевле, чем средства от морщин!
Еще один потрясающий эксперимент проводился в Массачусетском технологическом институте: добровольцев пригласили пройти курс медитаций по часу в день на протяжении восьми недель. Участников в случайном порядке разделили на две группы. Одна группа посещала курс, а вторую поставили в очередь на его прохождение. После окончания курса каждого участника пригласили для (как им сказали) не связанной с экспериментом беседы.
Когда они входили в приемную, два из трех стульев были заняты (исследователями, с которыми добровольцы не были знакомы). Затем в комнату входил третий человек, который был явно нездоров и нуждался в помощи. Те два исследователя, которые уже сидели на стульях, не обращали на это никакого внимания. (Обычно мы следуем за толпой, и если другие не предпринимают действий, мы обычно тоже бездействуем.) Результаты были ошеломительны: только двадцать один процент тех, кто находился в очереди на прохождение курса медитации, вставали, чтобы оказать помощь; а из тех, кто медитировал, на помощь приходили целых пятьдесят процентов. Выходит, что все эти разговоры о том, как «эгоистична» медитация — мол, вы просто «наблюдаете за своим пупком» вместо того, чтобы «обретать любовь к ближнему», — просто ложь.
И раз уж мы заговорили о самих себе, современная наука также подтверждает еще одно д…