Я жрец. Практикум по жречеству в Викке
Внутренне оформление и дизайн обложки Арабо Саргсяна
Нэа
Я жрец. Практикум по жречеству в Викке. — СПб.: ИГ «Весь», 2018. — 288 с.: ил.
ISBN 978-5-9573-3277-0
Я хочу открыть вам другую сторону Викки. Не только заклинания и магическая работа наполняют наши дни. Некоторые люди связали свою жизнь с поиском гармонии — и в этом им помогает собственная связь с богами. Что такое боги? Какие отношения с ними возможны? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, вступая на путь жречества? Какими инструментами пользуется жрец? Как укрепить связь с божественным внутри и вне себя?.. Я хочу передать вам то понимание жречества, какое сама взрастила и сама вылепила.
Из этой книги вы узнаете о магии в практике жреца, поймете, как выбрать бога, научитесь писать тексты молитв и выстраивать ритуалы. А в конце вы найдете описания и атрибуты богов из разных культур и верований. К этим божествам и сегодня направляют молитвы, проводят в их честь празднества и ритуалы, ищут их мудрости и благословения. Прочитав эту книгу, вы сами пожелаете обратиться к одному из тех, что вам покажутся близкими, — чтобы попросить помощи в делах или для обретения радости.
Нэа
Тематика: Эзотерика / Практическая магия / Магия. Викка
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Содержание
ОТ РЕДАКТОРА
ОТ АВТОРА
ЧТО ТАКОЕ ЖРЕЧЕСТВО
ЧТО ТАКОЕ ВИККА
КРЕДО
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
КТО ТАКИЕ ЖРЕЦЫ
А ЧТО ТОГДА ЖРЕЦ В ВИККЕ?
ТАК В ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧИЕ?
КАК ЖЕ МНЕ ПОНЯТЬ, ЧТО Я — ЖРЕЦ?
ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО?
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМ ЖРЕЦ В ВИККЕ?
ЖРЕЦ И ОБЩИНА
КАК СОБРАТЬ ОБЩИНУ
СОЛИТАРИ-ЖРЕЦ
ИДЕАЛЬНЫЙ ЖРЕЦ
ЖРЕЦ И БОЖЕСТВЕННОЕ
ЧТО ЗНАЧИТ — СВЯЗЬ С БОЖЕСТВОМ?
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ВЫБИРАТЬ КОНКРЕТНОГО БОГА?
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БОГАМИ
БОГИ УЧАТСЯ У ЛЮДЕЙ
ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЕТ БОГА?
ТЕНЬ БОГА В НАС
ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ БОГА
ХОРОШО, И КАК МНЕ ВЫБРАТЬ БОГА?
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ОШИБКА
КАК МОЖНО УКРЕПИТЬ СВЯЗЬ С БОЖЕСТВОМ?
ГОЛОС СЕРДЦА
ПОТЕРЯ ВЕРЫ
СТУПЕНИ ПОСВЯЩЕНИЙ
РИТУАЛЬНАЯ КНИГА
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАШЕ ОБЩЕНИЕ С БОЖЕСТВОМ?
ПРИВЕТСТВИЯ И МОЛИТВЫ
КАК НАПИСАТЬ ТЕКСТ МОЛИТВЫ
МЕДИТАЦИИ
МАНТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ОБЕТЫ И АСКЕЗЫ
МАГИЧЕСКАЯ ТАТУИРОВКА
ПОДНОШЕНИЯ
БЛАГОДАРНОСТЬ
НАКАЗЫ
ТВОРЧЕСТВО
МАГИЯ В ПРАКТИКЕ ЖРЕЦА
ПОСВЯЩЕНИЕ
СИМВОЛЫ ПОСВЯЩЕНИЙ И ЗНАКИ БОЖЕСТВ
АЛТАРЬ
ЧТО ТАКОЕ АЛТАРЬ
УСТРОЙСТВО АЛТАРЯ
ЧТО ЗНАЧИТ «ЦЕНТР»?
ЦЕНТРООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ АЛТАРЯ
ИНСТРУМЕНТЫ НА АЛТАРЕ И В РИТУАЛЕ
СТИХИИ В РИТУАЛЕ И НА АЛТАРЕ
ПОСТРОЕНИЕ РИТУАЛА
ЦЕЛИ РИТУАЛОВ
ВИДЫ РИТУАЛОВ
ВИЗУАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА ОБЩИННОГО РИТУАЛА
КОЛЕСО ЖИЗНИ
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ЛЮБИМ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ?
ХОД КОЛЕСА ГОДА
ПРАЗДНЕСТВА В ПРАКТИКЕ
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВРЕМЕНИ ПЕРВОГО РИТУАЛА И ПОСВЯЩЕНИЯ
ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ В ПРАКТИКЕ ЖРЕЦА
РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Приложение. НЕКОТОРЫЕ ИМЕНА И СООТВЕТСТВИЯ БОГОВ
БОГИ
БОГИНИ
С благословением и помощью, во славу Эос,
Астрея, Гелиоса, Гайи и Селены.
Не боги пришли ко мне, но я пришла к богам.
И сказано было: раскрой сердце свое.
Ты увидишь величье мира.
Расправь крылья — и обретешь силу духа,
Ибо во всем проявляемся мы,
и воля наша — быть всем.
В сущности, как и твоя воля.
Лишь вернувшись к началу, можно найти себя.
ОТ РЕДАКТОРА
Дорогой читатель!
В твоих руках — необычное и уникальное в своем роде издание. Эта книга — настоящая магическая работа, воплощенная на бумаге.
Пару лет назад мне довелось побывать в роли слушателя курсов по жречеству, которые организовала викканская жрица Нэа, автор этой книги. И когда я открыла анонимный текст в файле, переданный издательством на редактирование, мне было достаточно прочесть пару строк, чтобы узнать эти дух и слог после множества прочитанных ранее заметок, эссе, статей автора.
Книга «Я Жрец» — не просто первый экспериментальный компендиум по жреческой теории и практике на русском языке. Это своеобразный символ и переосмысление накопленного опыта ранних поколений российских виккан. Это «путеводитель» по викканскому жречеству и также личное откровение жрицы, дневник наблюдений и тонкий анализ духовной жизни. Кроме теории, Нэа приводит в своей книге полезные сведения об инструментах жреца, рассказывает о значимости мистериальной символики и религиозных атрибутов. Здесь вы найдете истории из жизни жрецов, готовые молитвы и ритуалы, информацию о различных богах и богинях.
Уверена, что книга Нэа станет для многих не только полезным подспорьем в жреческой жизни. Благодаря легкому, воздушному стилю автора вы получите удовольствие от чтения, а масса познавательных и интересных фактов из истории и практики древнего и современного жречества прольют свет на многие, ранее скрытые от читателя тайны. Книга полезна не только викканам, но и всем, кто интересуется современными языческими традициями и историей религий, стремится понять сокровенную суть религиозных обрядов. А еще это отличная и прозрачная иллюстрация развития викканской традиции в России.
Приятного чтения и — благословенны будьте!
С уважением, Елена Serpentina Давыдова, редактор
ОТ АВТОРА
Я — не из первого поколения виккан, что появились в России. Я открыла для себя Викку, когда уже появились первые сайты с переводами, личными наработками других людей. Благодаря им многие, не только я, познали удивительный мир магических искусств и пути, где сердцем и сутью выступало достижение гармонии с природой и самим собой. Что скрывать, тогда нас больше привлекали магия и заклинания, чем образы Бога и Богини, хотя мы и обращались к ним в своих ритуалах. Мы призывали их, но не всегда понимали, насколько величественны, всеобъемлющи Двое.
Мы росли, менялось наше отношение к своей вере, своим умениям, навыкам, знаниям, к тому, что наполняло нашу практику. Мы сами менялись, в нашей жизни происходило множество событий, и в какой-то момент мы переняли эстафетную палочку у тех, кто был первопроходцем, и побежали с ней вперед. Появились первые открытые общины, группы, ковены; единомышленники стали регулярно встречаться в реальности и рассказывать об этом другим через социальные сети.
И выяснилось, что мы все — абсолютно разные.
Были люди, которых интересовала церемониальная магия; были люди, которых волновало целительство и травничество; были люди, которые всегда носили с собой две-три колоды карт; были люди, которые не выходили из дома без десятка-другого заряженных амулетов и камней. И были люди, которых больше всего остального привлекали божества, их место в магической практике, их роль в каждом дне нашей жизни. Мы все были разные, но все искали ответа на один вопрос: «Что для меня Викка?»
И, отвечая на этот вопрос, появились те, кто говорят: «Я — Жрец». Эта книга была написана именно для того, чтобы вступившие на свой путь с желанием понять, что значит для него — быть Жрецом, могли перенять опыт тех, кто открывал это для себя совсем недавно.
Во что я верю? Что для меня важнее — поиск божественного или магические ритуалы? И как соотнести с этими поисками и ритуалами все то, что обычно подразумевают под виккой, — почитание природы, самопознание? На большинство вопросов мы не могли найти ответы в имеющихся источниках. Мы пробирались сквозь темноту неопытности, и в руке каждого из нас была только одна свеча, которой мы освещали себе путь, — это наше упорство, потому что тех знаний и ответов, что мы выцарапывали через ставший повсеместным Интернет и редкие книги, было недостаточно. Мы искали, пробовали, изучали, переводили, практиковали, работали и пытались соединить то, что было уже известно, с тем, что создавали сами.
Через эту книгу я хочу открыть другую сторону Викки. Не только заклинания и магическая работа наполняют наши дни. Есть люди, которые посвятили свою жизнь поиску гармонии с богами. Что такое боги? Какие отношения с ними возможны? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, вступая на путь жречества? Что наполняет ритуалы жреца, какими инструментами он пользуется, какую роль для него играет Колесо Года, как укрепить связь с божественным внутри и вне себя, обязательно ли связывать себя с конкретным божеством и возможно ли быть жрецом-одиночкой, вне общин? Я хочу передать вам то понимание жречества, какое сама взрастила, сама вылепила, будучи одним из тех, кого называют жрецом.
В конце этой книги вы найдете приложение, в котором перечисляются имена и атрибуты божеств из разных культур и верований, древних цивилизаций, чье наследство живо и по сей день. К этим божествам и сегодня направляют молитвы, проводят в их честь празднества и ритуалы, ищут их мудрости и благословения. Возможно, прочитав эту книгу, вы сами пожелаете обратиться к одному из тех, что вам покажутся близкими, с просьбой о помощи или для обретения радости.
В основном эта книга предназначена для тех, кто уже следует пути Викки какое-то время, но желает открыть в ней для себя новое. Я постаралась собрать воедино все, что знаю о жречестве, для начинающих. Возможно, и те, кто уже давно называет себя жрецами, найдут здесь что-то для себя или вспомнят, что они забыли. Так или иначе — эта книга для жрецов и о жрецах в Викке, о ведьмах, что ищут связи с божественным.
Я сердечно благодарна моим друзьям из «Wiccan Chat» и Айтварасу за ту безграничную поддержку, что они оказывали, и то бесконечное терпение, что проявляли, пока эта книга рождалась на свет. Я от души благодарю Хэлле и администраторов проекта «Goddess Project», частью которого была долгое время, — благодаря им появилась возможность составить приложение о богах. Я благодарю за всякую помощь, за каждую улыбку, что я приняла от самых разных людей, которых знала и с которыми познакомилась в ходе написания этой книги.
И пусть мой труд будет во благо всем, кто в нем нуждается, не причиняя никому вреда. Да будет так.
ЧТО ТАКОЕ ЖРЕЧЕСТВО
Я— жрец. А значит, я немного актер, потому что я создаю образы, которые позволяют мне доносить до гостей и участников моих ритуалов то, что называют «волей богов», «волей судьбы». Значит, я немного писатель, потому что на каждый ритуал должна написать нечто, через что я смогу выразить эмоции, краски мира, тот образ, который создаю, и тех богов, которых почитаю. Это также значит, что я немного психолог и эмпат, потому что я должна понимать, что люди хотят услышать в данный момент, что им поможет увидеть себя настоящего и найти божественное в себе. Я чуть-чуть историк, религиовед и интересующийся мифологией человек, потому что создавать ритуалы, замыкаясь только на тех сведениях, которые у меня есть изначально, — это становиться все скучнее и зануднее, ограничивать свои возможности. Я учитель и вечный ученик, который изучает и передает свои знания о божественном другим людям. Я — воин, поскольку я всегда отстаиваю правду, которой меня учат мои боги. Я сражаюсь с невежеством, глупостью, отчаянием каждый день, так же как каждый день я сражаюсь сама с собой, чтобы стать лучше и достойнее. Еще это значит, что я немного художник, потому что я все свои усилия, желания, эмоции вкладываю в то, чтобы выразить для себя Прекрасное, Великое, Божественное.
Я — викканин, поэтому для меня мир — живой, и я могу разговаривать с ним посредством своих действий, ритуалов, своего творчества, даже той работы, где я провожу бóльшую часть своего времени. Я могу не делать ежедневные ритуалы с десятками свечей, кутаясь в мантию, но каждый раз, увидев Луну, обязательно улыбнусь ей и скажу: «Здравствуй, Госпожа. Ты сегодня особенно прекрасна». Я могу не гоняться за редчайшими травами для ритуалов, но я обязательно произнесу слова приветствия духам, пересекая границу леса или порог дома. И совсем не потому, что что-то из этого делает меня «правильнее». Нет, лишь потому, что само знание — мир живой — делает меня той, кто я есть.
Да, все это составляет часть меня. Образы, эмоции, чувства, знания, ритм жизни. Все это делает меня жрецом моих богов.
Мне шепчет интуиция, как было бы правильно сделать — так или иначе. Она мне подсказывает язык, на котором боги и Вселенная говорят с нами. И, как математики и физики — по-своему художники мира (ведь длинные строки формул открываются только тем, кто потратил на изучение их языка много, очень много времени), так и я изучаю колдовское искусство, призываю богов, чтобы видеть этот мир еще более полно. Чтобы понять картину, любому человеку придется потратить время, чтобы узнать, что его заинтересовало, почему именно эта картина ему понравилась, что в ней такого особенного для него?
Любопытство и интерес любого человека, адресуемые миру, начинаются с одного слова — почему? И чем больше вопросов мы задаем себе и миру, тем больше мы узнаем, какое место в нем занимаем, какое могли бы занять и как мы можем это сделать. Первое, чему я постаралась научиться, придя в Викку, — это правильно отвечать на вопрос: «Почему?» Ответ лишь один: «Я еще не знаю, как». Только на эту формулировку мир дает нам возможность стать собой. Однажды мой отец сказал, что настоящим профессионалом становится не тот, кто отучился в институте пять лет и пошел работать. Только человек, который каждый день сам, ради самого себя и из своего интереса будет узнавать нечто новое о своей профессии и о себе, сможет чего-то добиться.
Любой человек нуждается в том, чтобы найти свое призвание и то дело, что ему по душе. Кто-то находит себя в «зеленом» колдовстве, кто-то — в «кухонном ведьмовстве». Кто-то странствует между мирами, кто-то становится мастером сновидений. Поиск самого себя — серьезная духовная задача, увлекательная, трудная, поскольку, раз ощутив вкус такого поиска, вы больше не сможете от него отказаться: этот вкус, это чувство будут вас преследовать и напоминать о себе в каждой мелочи. В этом и есть первое испытание на дороге к божественному.
ЧТО ТАКОЕ ВИККА
Викка — современная религия почитания природы, тесно связанная с колдовством и магией, один из множества путей духовных поисков, доступных сегодня человеку. Викка стала известна с 1954 года благодаря Джеральду Гарднеру, государственному служащему в отставке, который, как он утверждал, решил вынести на свет постепенно умирающее тайное движение ведьм в Британии. Джеральд опубликовал несколько своих трудов, в которых вкратце описывал верования ведьм и их ритуалы, в результате чего в Британии начался расцвет ведовского культа. Сам Джеральд посвятил в движение (которое тогда еще даже не называлось Виккой) многих людей, и так появилась впоследствии первая традиционная ветвь Викки — гарднерианская.
От этой ветви позднее откололись иные — александрийская, дианическая, дааническая, фейри и многие другие, а сама Викка шагнула из Британии в «большой мир». Со временем некоторые элементы практик и этики этих традиций менялись все больше — ушла необходимость инициации строго у последователя традиции, многое из церемониальных инструментов и частей ритуалов было убрано за ненадобностью.
Сегодня существует огромное количество традиций, ковенов, общин, объединений, солитари (одиночных) последователей Викки во всем мире, а последние двадцать лет эта религия постепенно набирает популярность и в России. Удивительно, что как такового четкого описания, что такое Викка, при этом не существует. Виккане могут быть очень разными даже внутри одной общины или ковена, по-разному подходить к практике и пониманию божественного. Однако все же можно указать несколько пунктов, с которыми в той или иной степени согласны большинство виккан.
•Виккане почитают природу, стремятся пребывать в гармонии с ее ритмами, даже живя в мегаполисах. Мы уделяем огромное внимание изучению даров природы, ее законов, заботимся о ее сохранности. Среди виккан много тех, кто помогает экологическим движениям, участвует в субботниках и лесопосадках, раздельном сборе мусора, помогает оберегать природные ресурсы, ведет экологический образ жизни и занимается благотворительностью.
•Мы изучаем геммологию, чтобы понимать камни и использовать их в своей магической практике; изучаем травы, чтобы составлять зелья и заклинания; исследуем астрономию, чтобы понимать принцип движения небесных тел и годовой круг звезд. Мы наблюдаем за миром вокруг, движением Солнца, отмечаем поворотные точки времен года и празднества земли и урожая, называя их саббатами, и следим за фазами Луны, отмечая их смену ритуалами эсбатов.
•В Солнце и Луне мы видим одни из многочисленных ликов Бога и Богини — наших божеств, которые и есть сама природа, сам мир, появившийся из их любви. В Колесе Года, в которое складывается движение от саббата к саббату, зашифрован миф их любви, миф о борьбе света и тьмы, расцвете жизни и неизбежности смерти. Для нас все в мире — живое. Многие виккане верят, что как по весне возрождается природа после зимнего сна, так и мы рождаемся на земле вновь и вновь, поскольку мы — такая же часть великого круга, великого движения от жизни к смерти и вновь к жизни, как и все во Вселенной.
•Мы признаем магию и используем ее в своих ритуалах как силу, наполняющую эту Вселенную, — естественную, как дыхание, и способную преобразить нашу жизнь, если мы умеем эту магию использовать. Мы изучаем искусство колдовства, ища гармонии для своей жизни, равновесия между нами и окружающим нас миром — и в этом не последнюю роль играет викканское Кредо.
КРЕДО
Викка привлекает одних людей отсутствием догматов, строгих правил и предписаний, других она удивляет отсутствием священных книг, запретов и табу. Чем руководствуются виккане в таком случае? Для нас священна единственная фраза, которую мы называем Викканским Советом, Кредо — «делай, что пожелаешь, только не вреди».
И все? И все. Во всяком случае, среди десятков разных традиций и эклектических виккан, где каждый вырабатывает свой свод морально-этических правил, действительно жив и почитаем только этот Совет. Мы все соглашаемся, что мы свободны в выборе профессии, сексуальных предпочтений, слов, действий лишь до тех пор, пока наши действия не приносят кому-либо вред.
Многие виккане также соглашаются с тем, что все, что ты отдаешь в мир, возвращается к тебе. Поэтому мы стремимся к аккуратному и почтительному отношению к природе, семье, другим людям, Богам. И в какой-то момент понимаем, что Совет таит в себе куда больше, чем нам показалось сначала. Когда мы идем по земле, мы приминаем траву и можем раздавить в ней жучков, устроивших там свой дом. Когда мы хотим повышения на работе и получаем его, мы лишаем кого-то этой должности. Наконец, когда мы говорим, мы не всегда можем точно знать, что наши слова никого не обидят и не приведут к чужим ссорам, недопониманию и размолвкам.
А ведь «не вреди» — это не только окружающим. Не вреди — и самому себе в том числе. Стремясь похудеть, можно довести себя до истощения или хронических болезней. Наплевав на питание, мы можем получить ожирение. Не читая книг, не изучая ремесло, не развиваясь профессионально — мы вредим себе как личности, как человеку. И оказывается, что свобода накладывает огромную ответственность — ответственность за свои поступки и слова, за самих себя. И так каждому викканину приходится самостоятельно для себя вырабатывать все правила поведения, которые должны согласовываться с Советом. Ведь оказывается, что даже предаваться унынию и апатии — это вред, вред самому себе, растрата бесценного дара, что у нас есть, — времени и жизни.
Именно поэтому Совет остается Советом. Это не заповедь, не табу, не правило. Это рекомендация, которая помогает нам решить в тех или иных случаях, как поступить, как минимизировать вред, если он неизбежен. Должны ли мы действовать только в угоду своему эго, своим желаниям? Почему мы должны научиться пониманию других людей и эмпатии? И главное — если мы хотим поступить именно так, то готовы ли мы встретиться с последствиями своих решений после?
Однако есть некоторые пункты, своеобразные исключения, и в основном они касаются магии. Мы не используем магию для прямого вреда — мы не насылаем порчи, не делаем привороты. Магия не должна быть использована для уничтожения и ослабления чужой воли. Поэтому наша магия, наши заклинания и наши ритуалы (в том числе, когда мы выступаем в роли жрецов) направлены на изменение нас самих, нашего отношения к миру. Например, чтобы притянуть любовь, мы используем заклинания, открывающие наше сердце, трансформирующие наше понимание любви и бросающие в мир призыв, что мы готовы к новому опыту отношений. Так мы выполняем Совет и углубляем свое понимание магии, что использует Викка, самих себя и людей вокруг.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Прежде чем мы перейдем к вопросам о жречестве и тем более практике, мы просто обязаны, руководствуясь Советом, обозначить для себя некий свод правил, который нас обезопасит от психологических травм и не ввергнет нашу жизнь и личность в хаос. Викка стремится к тому, чтобы через практику человек пришел к внутренней гармонии, чтобы все стороны его жизни и личности пребывали в равновесии и постоянном развитии. Для этого мы используем магию и ритуалы. И здесь мы сталкиваемся с проблемами восприятия результатов наших действий.
Первое, чего мы должны опасаться, — излишний мистицизм, когда человек видит в яблоке на столе не просто яблоко, а «великий дар богов для избранных». Нет. Иногда яблоко — это просто яблоко, а стол — это просто стол. И яблоко туда попало не потому, что вы его вызвали из глубин Бездн и Хаоса, а потому, что оно выросло в чьем-то саду, его сорвали и отдали в магазин, где его купили и положили на ваш стол. Все.
Из преувеличения событий, вызванных нашими действиями, вытекает огромная проблема правдивости ответов, полученных во время ритуалов. Мы должны научиться определять, где фантазирует наш мозг, а где мы действительно получаем информацию извне, от богов и духов, что появились на наш зов. Если эта проблема не решена — мы рискуем скатиться в излишний и нездоровый мистицизм (а также фанатизм впоследствии) да и просто можем потерять самих себя.
То, что приходит нам в голову в виде ответов, — это лишь то, что пропускает наше сознание. Сознание, даже измененное, весьма ограничено тем набором символов и знаний, который хранится в нашей памяти, поэтому до осознания доходят те обрывки, что мы способны понять без лишней травмы для психики. Итоговая картинка, возникающая в голове, — результат многократной обработки данных, что приходят из подсознания, которое воспринимает информацию. И это отдельная причина, по которой мы должны развиваться и учиться понимать сигналы, что поступают из него. Те символы и архетипы, цвета и звуки, те вещи, которые нам нравятся в повседневной жизни и вызывают некий отклик в душе, — вот ваши инструменты поиска и общения с божественным. И только понимая те картинки, которые всплывают из подсознания, мы можем отвечать другим людям более-менее яс…