Почему именно йога и образ тела?
Мелани Кляйн
Я познакомилась с Анной Гест-Джелли, ставшей впоследствии моим соредактором, в 2010 году. Все началось с поста в ее блоге: «Встречайте: пышные йогини!» Пост был посвящен адаптации людей с лишним весом к занятиям йогой. Меня этот текст мгновенно зацепил. Ее опыт и высказывания оказались созвучны моему внутреннему миру, но особенно меня поразили строки из ее автобиографии: «Днем я борюсь за женские права, а по ночам преподаю йогу». Учитывая собственный опыт в социологии и женских исследованиях, а также работу в качестве активистки и увлечение йогой в 90-х, я моментально сообразила, что нашла родственную душу. Наше сотрудничество было неизбежным.
Мой академический опыт и непрерывный интерес к различным целительным практикам плохо уживались, в итоге я не чувствовала себя уверенно ни в одной из этих областей. Начиная с 1996 года я регулярно занималась йогой, к 2000 году стала сертифицированным специалистом по терапевтическому массажу (окончила Институт психоструктуральной корректировки). В 2001 году получила сертификат терапевта тайской йоги, окончив школу Соула Дэвида Рэя. В 2002 году в фонде «Белый лотос» выучилась на преподавателя йоги под присмотром Ганги Уайт и Трейси Рич, а также освоила практику медитации, прошла два 10-дневных курса випассаны в традиции С. Н. Гоенки. Однако на протяжении всего этого времени я постоянно оказывалась в ситуациях, когда академические знания вступали в коллизию с традиционными практиками. После нескольких статей, опубликованных в сообществах, посвященных теме йоги, стало ясно, что критическое мышление не всегда уместно.
Одновременно с этим я активно занималась политикой феминизма, принимала участие в движении за социальную справедливость, продвигала онлайн-образование, работала адвокатом, а еще получила две ученых степени по социологии в области гендерных, расовых и классовых проблем. Для многих людей в мире науки йоги, медитация и холистическая медицина казались чем-то тривиальным и нью-эйджевым — иначе говоря, бессмысленной концентрацией внимания на пупке. Моим учителям было непонятно, как йога связана с моей образовательной и профессиональной деятельностью.
Но для меня связь между моей социологической находчивостью, феминистским сознанием, защитой прав и йогой всегда была очевидной. Активность во всех этих сферах пробуждает сознание, позволяет целостно воспринимать индивидуальные проблемы, совершенствует нас самих и способствует созданию мира, в котором царит равенство.
Смешанные миры
Я начала соединение обоих направлений своих интересов с внедрения социологических наработок внутри зарождающейся культуры йоги. В 2004–2005 годах я выступила на четырех различных академических конференциях, затронув вопросы йоги, массовой культуры и меркантилизации. Темы моих докладов звучали так: «Макдональдизация и меркантилизация йоги: духовная традиция в обществе потребления», «Потребительская духовность и духовное потребление: монетизация йоги», «МакЙога: духовная диета для американских потребителей», «Йога и массовая культура». Анна была первым человеком, кто не только разделял мои взгляды, но имел схожий опыт. На тот момент она являлась профессором, обладала рядом ученых степеней, возглавляла программу по предотвращению домашнего насилия, руководила женским центром при университете, активно публиковалась, организовывала мастер-классы, координировала программы, связанные со здравоохранением, занималась репродуктивными правами, образованием для зрелых людей, а также вопросами физического благополучия и эмоциональной устойчивости. Как только всплывала тема нарушения питания, насилия, самоуничижения, тревожности и так далее, Анна тут же составляла план занятий, копировала рабочие материалы и открывала свои двери для всех страждущих.
Мне была необходима эта женщина. Интуитивно я знала, что нам суждено работать вместе, объединить свои усилия, таланты и навыки, чтобы вывести диалог между двумя разделенными мирами на новый уровень. Было ясно, что обе сферы влияния способны обогатить друг друга, от этого союза выиграют все, кто населяет эти миры.
Первый телефонный разговор с Анной состоялся весной 2011 года, и синергетический эффект был мгновенным и вполне осязаемым. Мы осознали необходимость совместных усилий. Через несколько месяцев обсуждений мы решили, что самый правильный путь совместной деятельности — это написание книги, охватывающей тему йоги и телесного образа.
Нас объединял не только серьезный опыт в практике йоги и медитации, но также и активное участие, которое мы принимали в жизни йога-сообщества. Мы обе много пишем для самых разных интернет-платформ, но значительная часть наших публикаций касается как раз ментального и телесного благополучия. В этом отношении мы с Анной были пионерами и лидерами движения, вызвав общественный интерес к взаимосвязи йоги и телесного образа. В последние годы этот дискурс набирает обороты в блогосфере, особенно яркие публикации на эту тему принадлежат Кристине Селл («Йога наизнанку: достигнуть мира на уровне тела посредством практики»), Синди Ли («Стану счастливой: мемуары о любви, йоге и новом мировоззрении»). Однако первыми серьезными работами, поднявшими тему йоги и телесного образа в современной йога-культуре, были наши с Анной публикации, в частности моя статья о связи феминизма, массовой культуры и йоги в сборнике «Йога XXI века: культура, политика и практика» (под редакцией Кэрол Хортон и Розанны Харви), а также «Пышные голоса» — собранная Анной коллекция историй о йоге и принятии своего тела.
Кроме формирования диалога внутри йога-сообщества, мы также продвигали формат мастер-классов, посвященных йоге и телесному образу. Меня все чаще приглашают выступать с лекциями о взаимосвязи йоги, телесного образа и массовой культуры на профильных встречах и конференциях, посвященных женскому коучингу. Мои мастер-классы востребованы в ходе проведения таких мероприятий, как «Месяц истории женщин», «Неделя любви к своему телу», а также ежегодные недельные сессии Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения. Анна ведет занятия йогой для женщин любых габаритов. Она даже разработала специальный курс по подготовке преподавателей йоги с акцентом на проблемы «размера», создала специальный язык, особый набор техник для работы в группах женщин с избыточным весом. Йога для полных женщин по ее системе преподается не только в Штатах, но и за пределами страны.
Как родилась эта книга
Эта книга стала естественным продолжением нашего общего давнего интереса. Мы обе много лет являемся активными пропагандистами идеи телесного образа, разработали ряд методик и до сих пор продолжаем исследования, используя знания и навыки, полученные в академической среде, и сочетая их с уроками медиаграмотности, активной общественной деятельностью, опытом преподавания йоги и других целительных практик, — то есть задействуем весь свой жизненный опыт.
Наши усилия направлены на создание пространства диалога, в котором может сформироваться любовь к себе (это важный этап, позволяющий нам максимизировать личный опыт и сделать еще больший вклад в культуру в целом). Помимо этого, мы предлагаем йогу в качестве действенного инструмента, помогающего достичь этого состояния — при условии осознанной и последовательной практики.
Никто не начнет любить себя, слушая позитивные слоганы и повторяя аффирмации типа «Полюби свое тело!», — этого мало.
Если бы все было так просто, каждый бы мог это сделать! Мы считаем, что в нашей телесно ориентированной культуре важно дать людям инструмент, который поможет преодолеть шаблонные представления о стандартах красоты, принять и полюбить себя таким, какой ты есть. А еще нам интересна сама взаимосвязь йоги и телесного образа — эта тема внутри сообщества никогда серьезно не поднималась. На занятиях йогой и внутри профессионального сообщества все сфокусированы на теле, но никто обычно не задумывается о том, как человек воспринимает свое тело, как занятия йогой влияют на наш телесный образ, и наоборот.
Мы стремимся заполнить основные пробелы в этом диалоге. Не только позитивное влияние йоги на телесный образ имеет значение, но также и трудности, связанные с восприятием телесного образа в контексте йоги. Оба момента, подогреваемые медийным образом идеального тела человека, практикующего йогу, вызывают и негативную реакцию у значительной части людей. Мы хотим, чтобы практика йоги воспринималась исключительно позитивно в контексте каждого отдельно взятого тела — в том виде, в котором оно пребывает здесь и сейчас.
Основной акцент в книге сделан на позитивных переменах на уровне тела и сознания в ходе занятий йогой. Разговор, однако, не будет полным, если не раскрыть весь контекст современной культуры йоги, выросшей за последнее десятилетие до размеров целой индустрии. Важно сохранять критический и осознанный взгляд на изменения в культуре на фоне восхвалений реальных благ, которые дает практика. Нельзя совершить фундаментальных перемен без критического восприятия идей и образов, влияющих на восприятие тела. Работать нужно на микро- и макроуровнях.
Мы с Анной могли бы написать книгу о йоге и телесном образе, основываясь только на личном опыте трансформации в результате регулярной и последовательной практики, но для нас было важнее собрать «коллекцию» голосов, охватывающих самые разные области человеческого опыта.
Йога и образ тела
Понятие телесного образа связано с определенным идеалом, но природа его исключительно субъективна и является продуктом интеллекта. Этот психологический телесный портрет формировался на протяжении долгого времени под влиянием наблюдения, опыта и реакции со стороны других людей — родственников, друзей, средств массовой информации. В структуре телесного образа много составляющих: расовая, этническая и социальная принадлежность, сексуальная ориентация, пол, гендерная самоидентификация, конституция и телосложение, возраст, физические способности. И часто в зеркале вместо себя мы видим отражение, искаженное нашим опытом, установками и ожиданиями. Восприятие себя, основанное на иллюзии и не закрепленное в реальности, приводит к неудовлетворенности (а иногда к откровенному разочарованию) своим телом.
К сожалению, те, кто практикует йогу, и те, кто живет с извращенным восприятием себя, существуют в параллельных мирах. Мы хотели достучаться до людей с самым разным жизненным опытом, хотели дать им возможность черпать вдохновение из историй персональной трансформации, произошедшей благодаря практике йоги. Мы считаем, что йога и польза целительных практик должны быть доступны каждому. Каждый человек должен иметь равный доступ к практике. Мы верим в ее силу и в то, что она способна менять к лучшему жизнь отдельных людей и целых сообществ.
Понятно, что ни одна антология не способна в полной мере описать то или иное сообщество, и все же мы надеемся, что нам удалось сделать это максимально подробно. Опыт многих наших авторов пересекается, но каждая история сохраняет индивидуальный мотив, повествуя об уникальном нюансе восприятия себя и своего тела.
Первую часть книги открывают рассказы о возможностях и перспективах, которые может дать практика йоги. Заниматься йогой — это делать осознанный выбор и добиваться перемен. Мы с Анной убеждены, что в этом и есть глубинный смысл йоги — в потенциальных и основательных переменах. Йога развивает умение слушать, повышает осознанность, учит быть здесь и сейчас в каждый момент жизни.
Авторы второй части делятся своим опытом существования «на обочине» — рассказывают о том, что значит быть «другим», исключенным из культуры сверстников, а также не вписываться в общепринятый евроцентричный стандарт идеального тела или «тела йога». Порой чувство маргинализации включало в себя саму культуру йоги. Но в конечном итоге каждый индивид двигается к точке сборки, и практика играет ключевую роль в обретении целостности. Это непрерывная работа, ежедневная практика принятия себя и любви к себе с параллельной сменой установок восприятия.
Третья часть охватывает тему культуры и медийного пространства. Мы изучим роль массовой культуры и средств массовой информации в формировании представлений об идеале женственности/мужественности, а также побочный эффект культуры йоги, а именно то, как она формирует и воспроизводит идеализированный и недостижимый стандарт красоты. Мы обсудим пути подавления этого культурного шума, все-таки культуру создаем мы сами. В наших силах изменить существующую парадигму и установить новый стандарт красоты, которому будут соответствовать все.
В четвертой части раскрывается тема культуры потребления, разнузданной и беспощадной индустрии глянца и рекламы, а также поднимаются проблемы извращенного телесного образа, расстройств пищевого поведения. Особняком стоит проблема воспитания здоровых и уверенных в себе детей в условиях токсичного информационного пространства, когда приходится бороться за повышение их самооценки. Авторы этой части пишут о трудностях взаимоотношений, радости созидания и ценности преподавания йоги детям, большинство которых уже сейчас учатся ненавидеть свое тело.
В пятой части рассматривается тема гендера и сексуальности, подробно характеризуются сексуальная ориентация и гендер в контексте йоги. Авторы этой части будут убеждать вас в том, что йога предоставляет бесчисленное множество способов трансформации отношений со своим телом с учетом гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Йога предлагает умиротворение, покой и утешение в противовес навязанным культурным императивам «правильных» гендерных моделей и связанных с ними сексизма, гетеросексизма и гомофобии.
Природа разобщенности со своим телом может вырастать из целого спектра факторов, будь то объективизация, расовая и классовая принадлежность, пол, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, ограниченные физические способности, вес, форма или статус маргинала, — важно, что йога способна указать уникальный, неожиданный путь к воссоединению с собой.
Что может йога?
Йога не совсем вписывается в культуру, ориентированную на мгновенное удовлетворение, она неспособна изменить телесный образ в одночасье. Анна в заключении говорит именно об этом: исцеление фрагментированного телесного образа и формирование здоровых отношений с самим собой — это постепенный процесс, требующий времени, как требует его все самое важное и долговечное в нашей жизни.
Анна настаивает на том, чтобы использовать йогу в качестве инструмента, взаимодействуя с другими людьми и сообществами. Практика будет гораздо эффективней в тандеме с врачом, психотерапевтом или диетологом — кому что нужнее. Лично мне феминистское сознание и академическая закалка помогли сформировать интеллектуальную базу, на основе которой я смогла разобраться в себе и найти опору для внутреннего роста при помощи практики йоги. Анне принять и полюбить свое тело помогли терапия, медитация, участие в феминистском движении и друзья — сторонники бодипозитива. Иными словами, каждый должен найти утешение и поддержку в сообществе единомышленников.
В первую очередь мы стремимся воодушевить всех, кто с помощью практики хочет познать свои способности, особенно тех, кто считает, что йога не для него. Кроме того, нам важно обратить внимание уже практикующих людей на взаимосвязь йоги и телесного образа, на восприятие этой связи внутри сообщества.
Йога должна быть доступна каждому, мы в этом убеждены. Начните знакомство с йогой с эксперимента: посещайте разные занятия, сравнивайте инструкторов, их подход и отношение, воспользуйтесь онлайн-курсами или купите DVD-диск. Продолжайте поиск до тех пор, пока не найдете место, где практика будет созвучна вашему внутреннему состоянию и поможет стать мягче, добрее и сострадательнее к своему телу.
Для нас также важно развивать культуру здорового диалога среди преподавателей йоги: практика должна быть сосредоточена на качестве и состоянии ума, в зале не должно быть атмосферы соревнования и гонки за эстетику асан. Для того, чтобы начать, вам не нужен совершенный телесный образ и знание ответов на все вопросы. Учителя йоги — такие же люди, поэтому им приходится работать, как и всем остальным.
Давайте же возрадуемся жизни во всем богатстве ее проявлений — ведь именно разнообразие форм, размеров, способностей, возрастов и цвета делает человеческую расу уникальной. Давайте отдадим должное нашим телам, раскроем сердца и начнем совершенствовать дух в процессе практики. Давайте станем осознаннее! Для йоги большое значение имеет единение (собственно, это и есть толкование самого слова «йога»!), вот почему она лучше всего способствует этому процессу. Практика йоги помогает упорядочить хаос, учит слушать, позволяет воспринимать себя ясным сознанием и осознанно двигаться по жизни.