Глава 1. Великое чудо дзен
Поднявшись на высокий стул, Догэн-дзен-дзи рассказал вот что:
Дзен-мастер Хогэн учился у Кейшин-дзен-дзи. Однажды Кейшин-дзен-дзи спросил его:
— Дзо-дза, куда ты направляешься?
Хогэн ответил:
— Я странствую без цели.
Кейшин спросил:
— Какова суть твоего паломничества?
Хогэн промолвил:
— Я не знаю.
Кейшин сказал:
— Не-знание — это самое близкое.
Хогэн внезапно обрел просветление.
Дзен — это просто дзен. Ничто с ним не сравнится. Он уникален. Уникален в том смысле, что он — самое обыкновенное и при этом самое экстраординарное явление, которое случалось с человеческим сознанием. Он самый обыкновенный, потому что не верит в знания, не верит в ум. Это — не философия и не религия. Это — принятие обычного существования всем сердцем, всем существом, не желание какого-то другого мира, сверхобыденного, сверхментального. Его совершенно не интересует никакой эзотерический вздор, никакая метафизика. Он не стремится к другому берегу — этого берега более чем достаточно. Дзен настолько полно принимает этот берег, что через это принятие он его трансформирует, — сам этот берег становится другим берегом. Само это тело — будда, сама эта земля — лотос рая.
Поэтому дзен обычен. Он не хочет, чтобы вы создавали какую-то духовность, какую-то святость. Все, чего он просит, — проживать вашу жизнь непосредственно, спонтанно. Тогда обыденное становится священным.
Великое чудо дзен заключается в том, чтобы трансформировать обыденное в священное. Это чрезвычайно необычно, потому что никогда ранее именно так не подходили к жизни, именно так жизнь никогда раньше не уважали.
Дзен выходит за пределы Будды и за пределы Лао-цзы. Это кульминация, трансценденция как индийского, так и китайского гения. Индийский гений достиг своего высочайшего пика в Гаутаме Будде, а китайский гений достиг своего высочайшего пика в Лао-цзы. Встретившись, сущность учения Будды и сущность учения Лао-цзы слились в единый поток так глубоко, что теперь их невозможно разделить. Невозможно даже провести различие между тем, что принадлежит Будде, и тем, что принадлежит Лао-цзы. Это тотальное слияние. Это не только синтез — это интеграция. Из этой встречи родился дзен. Дзен не относится ни к буддизму, ни к даосизму, при этом он — и то, и другое. Говорить, что дзен — это дзен-буддизм, — неверно, он гораздо больше. Будда не такой земной, как дзен. Лао-цзы чрезвычайно земной. Но дзен не только земной. Его видение трансформирует землю в рай. Лао-цзы — земной, Будда — неземной: дзен — и то, и другое вместе. А будучи и тем, и другим, он становится самым экстраординарным явлением.
Будущее человечества будет все сильнее и сильнее приближаться к подходу дзен. Это из-за того, что встреча Востока и Запада возможна только при помощи чего-то вроде дзен, который является земным, и вместе с тем — неземным. Запад — очень земной, Восток — очень неземной. Кто станет мостом? Будда не может быть мостом. Он настолько восточный в своей сути, он — сам аромат Востока, само благоухание Востока. Лао-цзы не может быть мостом. Он слишком земной. Китай всегда был очень земным: у него скорее западное мышление, нежели восточное.
Неслучайно, что Китай оказался первой страной на Востоке, принявшей коммунизм и ставшей материалистичной. Он поверил в философию без бога, поверил, что человек — единственная суть и ничего более. Это не просто случайность. Китай был земным на протяжении почти пяти тысяч лет, он очень западный. Поэтому Лао-цзы не может стать мостом: он больше походит на греческого Зорбу. А Будда настолько неземной, что его невозможно ухватить. Как он может стать мостом?
Когда я оглядываюсь вокруг, дзен кажется единственной возможностью, потому что в дзен Будда и Лао-цзы становятся единым целым. Эта встреча уже случилась. Семя уже там — семя этого великого моста, который может соединить Восток и Запад. Дзен станет местом встречи. У него великое будущее, великое прошлое и великое будущее.Чудо в том, что дзен не интересует ни прошлое, ни будущее. Весь его интерес — в настоящем. Может быть, поэтому это чудо возможно, ведь прошлое и будущее соединяются мостом Настоящее — не часть времени. Вы когда-нибудь об этом думали? Насколько долго длится настоящее? Прошлое длится, будущее длится. Как долго длится настоящее? Как долго оно продолжается? Между прошлым и будущим вы можете измерить настоящее? Оно неизмеримо, его практически нет. Это не время, вовсе нет. Оно — проникновение вечности во время.
Дзен живет в настоящем. Все его учение заключается в том, как быть в настоящем: как выбраться из прошлого, которого больше нет, и как не ввязываться в будущее, которого еще нет, чтобы просто укорениться, центрироваться в том, что есть.
Весь подход дзен — в моменте, и из-за этого он может соединить прошлое и будущее. Он может соединить многое. Он может соединить прошлое и будущее, он может соединить Восток и Запад, он может соединить тело и душу. Он может соединить несоединимые миры: этот мир и тот, обыденное и священное.
Прежде чем мы погрузимся в эту небольшую историю, было бы здорово понять некоторые вещи. Во-первых, мастера не говорят истину. Даже если они хотят, то не могут — это невозможно. Тогда какова их функция? Что они продолжают делать? Они не могут сказать истину, но они могут призвать ту истину, которая спит глубоким сном внутри вас. Они могут ее растормошить, они могут бросить ей вызов. Они могут встряхнуть вас, они могут вас разбудить. Они не могут дать вам божественность, истину, нирвану, потому что это все уже у вас есть. Вы с ними рождаетесь. Это нечто врожденное, внутренне присущее. Это сама ваша природа. Поэтому всякий, кто делает вид, что дарит вам истину, просто эксплуатирует вашу глупость, вашу наивность. Он хитер — хитер и к тому же чрезвычайно невежественен. Он ничего не знает, с ним не случалось даже проблеска истины. Он — лжемастер.
Истину невозможно подарить, она уже внутри вас. Ее можно призвать, ее можно растормошить. Может быть создан контекст, может быть создано некое пространство, в котором она поднимается в вас и больше не спит, она пробуждается.
Роль мастера гораздо сложнее, чем вы думаете. Было бы гораздо легче, проще, если бы истину можно было передать словами. Это невозможно, поэтому приходится выдумывать обходные пути и средства.
В Новом Завете есть прекрасная история о Лазаре. Христиане полностью упустили ее суть. Христу так не повезло — он оказался не в той компании. Ни один христианский теолог не смог открыть значение истории Лазаря, его смерти и воскрешения.
Лазарь умирает. Он — брат Марии Магдалины и Марты и великий преданный Иисуса. Иисус далеко. К тому времени, когда до него доходит информация и приглашение: «Приходи немедленно», проходит уже два дня. А пока он добирается до Лазаря — целых четыре. Но Мария и Марта ждут его — такова их вера. Вся деревня смеется над ними. Они ведут себя глупо в глазах других людей, потому что держат тело покойного в пещере. Изо дня в день они присматривают за ним, охраняя тело. Тело уже начало вонять — оно разлагается.
Жители деревни сказали:
— Вы глупые! Иисус ничего не может сделать. Когда кто-то умирает — он мертв!
Приходит Иисус. Он идет в пещеру, но не входит внутрь. Он стоит снаружи и зовет Лазаря. Собрались люди. Должно быть, они смеялись: «Кажется, этот человек безумен!» Кто-то говорит ему: — Что вы делаете? Он мертв! Он мертв уже четыре дня. Его тело воняет. Кого вы зовете?
Непоколебимый, Иисус кричит снова и снова:
— Лазарь, выйди!
Эту толпу ждет большой сюрприз. Лазарь выходит из пещеры, потрясенный, шокированный, как будто из глубокого забытья, как будто он был в коме. Он сам не может поверить в то, что произошло, почему он в этой пещере.
Фактически, это всего лишь способ объяснить, в чем заключается функция мастера. Суть не в том, был ли Лазарь в действительности мертв или нет. Суть не в том, мог ли Иисус воскрешать мертвых или нет. Абсурдно вовлекаться в эти глупые вопросы. Только ученые могут быть настолько глупы. Ни один понимающий человек не будет думать, что это исторический факт. Это гораздо больше! Это не факт, это истина. Это не то, что происходит во времени, это нечто большее — нечто, что случается в вечности.
Вы все мертвы. Вы все находитесь в той же ситуации, что и Лазарь. Вы все живете в своих темных пещерах. Вы все воняете и разлагаетесь, потому что смерть — не что-то, что приходит однажды, внезапно. Вы умираете каждый день. Со дня вашего рождения вы умираете. Это длительный процесс: на его завершение уходит семьдесят, восемьдесят, девяносто лет. В каждый момент какая-то часть вас умирает, что-то в вас умирает, но вы совершенно не осознаете всю ситуацию. Вы движетесь так, будто вы живы. Вы продолжаете жить, будто знаете, что такое жизнь. Роль мастера — в том, чтобы призвать: «Лазарь, выйди из пещеры! Выйди из своей могилы! Выйди из своей смерти!»Мастер не может подарить вам истину, но он может призвать истину. Он может расшевелить что-то внутри вас. Он может запустить в вас процесс, который вызовет огонь, пламя. Вы — истина, просто вокруг вас собралось столько пыли. Роль мастера — отрицающая. Он должен окунуть вас в ванну, душ, чтобы пыль исчезла.
«Танцуйте, пока с крыши не посыпятся звезды!
Танцуйте, танцуйте, танцуйте, пока не упадете!»
Именно в этом заключается смысл крещения в христианстве. Именно это делал Иоанн Креститель в реке Иордан. Люди продолжают понимать неправильно. Сегодня тоже в церквях совершается ритуал крещения. Он бессмыслен.
Иоанн Креститель готовил людей к внутреннему омовению. Когда они были готовы, он заводил их в реку Иордан, что являлось неким символом. Это было символично. Так же, как и ваша оранжевая одежда является символом, это омовение в реке Иордан было символичным — символичным. Мастер может устроить вам омовение. Он может убрать с вас пыль, вековую пыль. И внезапно все проясняется, все становится ясным. Эта ясность и есть просветление.
Великий мастер Дэй утверждает: «Все учения мудрецов, святых, мастеров говорили только об одном: все они являлись комментариями ваших внезапных: „Ах вот оно что!“»
Когда внезапно в вас все проясняется, в вас поднимается великая радость и празднование, и все ваше бытие, каждый фибр вашего тела, ума и души танцует. Вы говорите: «Ах вот оно что! Аллилуйя!» Великий крик радости возникает в вашем существе. Это — просветление. Внезапно с крыши начинают падать звезды. Вы становитесь частью вечного танца существования.
Оден говорит: «Да, это случается. Это не что-то такое, что вам необходимо сделать. Это что-то такое, что невозможно сделать — даже если вы захотите. Вы поймете, что сопротивляться невозможно. Вам придется танцевать».
Красота этого, красота «сейчас», радость того, что существование есть и его близость... Да, звезды падают с крыши. Они так близко, что вы можете просто их коснуться, вы можете держать их в руках.
Дэй прав. Он утверждает: «Все учения мудрецов, святых, мастеров говорили только об одном: все они являлись комментариями ваших внезапных: „Ах вот оно что!“» Все сердце говорит: «Ага!» И тишина, которая следует за этим, и покой, и радость, и встреча, и слияние, и оргазмическое переживание, экстаз!
Мастера не учат истине, ей невозможно научить. Это передача за пределами писаний, за пределами слов. Это передача. Это энергия, пробуждающая энергию внутри вас. Это своего рода синхронность.
Мастер исчез как эго, он — чистая радость. Ученик сидит возле мастера, мало-помалу участвуя в его радости, в его бытии, в том, как он ест и пьет из вечного, неиссякаемого источника: «aes dhammo sanantano». Тогда однажды... и невозможно предсказать, когда придет этот день, это непредсказуемо. Однажды внезапно это случилось. В вас запустился процесс, который обнажает истину вашего существа. Вы сталкиваетесь лицом к лицу с самими собой. Бог не где-то еще: он сейчас, здесь.
Мастера проливают свет и подтверждают реализацию. Они освещают путь тысячей и одним способом. Они продолжают указывать на истину — пальцы, указывающие на луну. Есть много глупцов, которые начинают цепляться за их пальцы. Цепляясь за пальцы, вы не увидите луну, помните. Есть даже большие глупцы, которые начинают кусать пальцы. Это не даст вам никакого питания. Забудьте про палец и смотрите, куда он указывает.
Мастера сияют. Они излучают яркий свет — они и есть свет.
Они проливают яркий свет на ваше существо. Они похожи на поисковые огни, они фокусируют свое существо на вашем существе. Вы жили во тьме на протяжении веков, миллионы жизней. Внезапно луч мастера начинает обнажать несколько забытых территорий внутри вас. Они находятся в вас. Мастер не привносит их. Он просто вносит свой свет. Он фокусируется на вас. И мастер может сфокусироваться, только когда ученик открыт, когда ученик сдался, когда ученик готов учиться, не спорить. Когда ученик пришел к тому, чтобы не накапливать знания, но чтобы знать истину. Когда ученик не просто любопытствует, но является ищущим и готов рисковать всем. Даже если нужно рисковать и жертвовать жизнью, ученик готов. На самом деле, когда вы рискуете своей спящей жизнью, вы жертвуете ею. Вы постигаете совершенно иное качество жизни: жизнь света, любви, жизнь, которая находится за пределами смерти, вне времени, вне изменений.
Они проливают свет и подтверждают реализацию. Во-первых, мастер освещает путь, истину, которая находится внутри вас. Во-вторых, когда вы осознаете это, когда вы распознаете... Вам очень трудно поверить, что вы постигли. Самое невероятное — когда с вами случается осознание истины, потому что вам говорили, что это очень трудно, почти невозможно, что чтобы постичь ее, нужно потратить миллионы жизней. Вам говорили, что она находится где-то еще, возможно, на небесах. А когда вы узнаете ее внутри себя, как вы можете в это поверить?
Мастер подтверждает это. Он говорит: «Да, это оно!» Его подтверждение необходимо в той же мере, что и его свет. Он начинает с освещения и заканчивает подтверждением. Мастера являются свидетельством истины, не ее доказательством.
Поразмышляйте над тонким различием между свидетельством и доказательством. Мастер — это свидетельство, он — свидетель. Он видел, он познал, он стал. Он может это почувствовать. Свидетельство можно почувствовать. Вы можете подходить все ближе и ближе. Вы можете позволить аромату мас…