Таро Райдера–Уэйта–Смит. Путешествие по истории, трактовкам и использованию самой известной в мире колоды

УДК 159.9

ББК 88.6

Г91

Sasha Graham

Llewellyn’s Complete Book of the Rider-Waite-Smith Tarot: A Journey Through the History, Meaning, and Use of the World’s Most Famous Deck

Перевод с английского Светайло Екатерины

Оформление обложки Саргсяна Арабо

Грэхем С.

Таро Райдера–Уэйта–Смит. Путешествие по истории, трактовкам и использованию самой известной в мире колоды. — СПб.: ИГ «Весь», 2019.

ISBN 978-5-9573-3465-1

Саша Грэхем, страстный поклонник Таро и известный в США таролог, провела глубокое историческое исследование и выяснила все, что известно на сегодняшний день о создании одной из самых популярных колод — Таро Райдера–Уэйта–Смит. Вы найдете ответы на все свои вопросы об этой колоде. Чьи фамилии стоят в названии, кто эти люди, почему изображения на картах именно такие, откуда черпала вдохновение иллюстратор, почему колода несколько десятилетий пылилась на полке в магазинчике, пока не стала общемировой любимицей?

Вы прочитаете об интересных фактах из биографии создателей колоды, узнаете любопытные подробности работы над иллюстрациями, проследите за судьбой карт — от момента, когда Артур Уэйт задумал свой проект и договорился об отрисовке иллюстраций с Памелой Колман-Смит до печати первого тиража в типографии Уильяма Райдера.

Также автор подробно анализирует значение каждой карты и рассказывает, какой смысл вкладывал в изображения Уэйт и как символы на картах соотносятся с каббалой, астрологией, метафизикой и мифологией. В заключительном разделе книги представлены 78 авторских раскладов, посвященных каждой карте колоды и позволяющих прояснить любую интересующую вас тему. Среди них: расклад Короля Пентаклей «Финансовый рост», расклад Десятки Кубков «Гармония в семье», расклад Двойки Жезлов «Развитие планов», расклад Пажа Мечей «Постижение сути ситуации» и другие.

Тематика: Эзотерика / Гадания / Таро

Колоды Таро, использованные в книге: Marseille Tarot used by permission of Lo Scarabeo; Visconti Tarot image used by permission of Lo Scarabeo; Sola Busca Tarot image used by permission of Lo Scarabeo; Tarocchi of Mantegna (E-series) image used by permission of Lo Scarabeo; Универсальное Таро Уэйта.

Опубликовано Llewellyn Publications Woodbury MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ХРОНОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЕТЕР (КОРОНА)

Большая выставка картин

2. ХОКМА (МУДРОСТЬ)

Более глубокий взгляд

3. БИНА (ОСОЗНАНИЕ)

Золотая Заря

4. ХЕСЕД (МИЛОСЕРДИЕ)

Каббалистическое Древо Жизни

5. ГЕБУРА (СИЛА)

Астрология

6. ТИФЕРЕТ (КРАСОТА)

Старшие Арканы

7. НЕЦАХ (ПОБЕДА)

Младшие Арканы

8. ХОД (ВЕЛИКОЛЕПИЕ)

Придворные карты

9. ЙЕСОД (ОСНОВАНИЕ)

10. МАЛКУТ (Королевство)

78 раскладов

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь символов

ГЛОССАРИЙ

ОБ АВТОРЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

БИБЛИОГРАФИЯ

Для тех, кто путешествует по таинственному миру магии и волшебства, где не всегда тепло, туманно и все присыпано волшебной пылью, — эта книга для вас.

Для тех, кто ныряет глубоко, читая между строк и размышляя о последствиях, — эта книга для вас.

Для тех, кто прячется в тени с картой, чашкой и свечой, — эта книга для вас.

Моей прекрасной Изабелле, как всегда, — эта книга для тебя.

Саша Грэхем

Возможно, вы чересчур доверяете физическому зрению и видите только лишь маску. Настройте свой внутренний взор, чтобы увидеть дверь, ведущую в неизвестную страну.

Памела Колман-Смит

ПРЕДИСЛОВИЕ

Существует бесчисленное множество способов понять Таро. Некоторые люди рассматривают колоду Таро как сборник несвязанных рассказов, содержащий 78 страниц, очередность которых меняется с каждой перетасовкой карт. Другие сосредоточиваются на социальном и историческом аспектах карт и аллегорических символах, появляющихся на них. Основан ли ваш интерес к Таро на медитации, вдохновении или внутреннем поиске, — в любом случае книга Саши Грэхем будет полезна для вас, так как представляет новые интерпретации символических изображений, разработанных Памелой Колман-Смит.

Несмотря на то, что Памела Колман-Смит и Саша Грэхем жили с разницей во времени в один век, некоторые их интересы поразительно схожи. Памела активно играла в театре, была рассказчицей и писала книги. Саша также была театральной актрисой, рассказчицей и автором книг. Каждая из них развлекала публику уникальными способами. Памела, одетая в яркие шарфы и платья, зажигала масляные фонари и рассказывала ямайские народные сказки. Саша наряжалась в блестки и шелка, зажигала свечи и проводила сеансы Таро на блистательных вечеринках и празднованиях на Манхэттене. Памела и Саша оставили нам в наследие книги. Памела — свои многочисленные иллюстрированные издания, такие как «Книга Дружелюбных Гигантов» и «Сказки Ананси». Саша написала три книги по Таро: «Таро Дивы», «365 раскладов Таро» и «365 заклинаний Таро», а также внесла свой вклад в отдельные издания по Таро.

Впервые я встретил Сашу в 2012 году на книжной ярмарке в Нью-Йорке. Между нами возникла тесная связь. Символичными оказались и наши дни рождения: Саша родилась в Хэллоуин, а я родился 1 апреля, в День дурака. В 17 лет Саша в стремлении к более насыщенной культурной жизни сбежала из загородного дома своей семьи в Нью-Йорк, где поступила в Хантер-колледж. В 18 лет я сбежал из Нью-Йорка в Париж, во Францию, и поступил в Сорбонну. Саша появлялась во множестве театров вне Бродвея и стала звездой фильмов категории «Б», играя вампиров, оборотней и пришельцев. После получения диплома по литературе и сравнительной религии Саша сделала карьеру в метафизике Таро. Наш взаимный интерес к Таро Райдера–Уэйта является особенной связью, которую разделяют все поклонники Таро.

Мое первое знакомство с картами Таро произошло, когда мне было немного за 30, — в то время я поехал на Нюрнбергскую ярмарку игрушек и игр. Я наткнулся на The Swiss 1JJ Tarot deck (Швейцарскую колоду Таро) на выставочном стенде с печатной продукцией. Мне хотелось издать эти карты Таро в компании U.S. Games Systems, Inc. («Игровые Системы США») и сделать их легкодоступными. После этого я зарегистрировал свои права на колоду Таро Райдера–Уэйта, самую популярную колоду Таро, которая восхищает миллионы людей.

Первое знакомство Саши с Таро произошло в 12 лет. Она всегда питала интерес к необъяснимому, и ее внимание привлекла желтая коробочка с Таро Райдера–Уэйта, которую она увидела в магазине. Таинственные изображения в коробочке заинтриговали ее. После изучения Таро Саша стала профессионалом в толковании карт и на протяжении многих лет оставалась их неизменным приверженцем. Она получает огромное удовольствие, находя инновационные способы применения Таро в современной жизни.

Эта книга является, несомненно, уникальной на рынке, где продаются сотни книг о колоде Таро Райдера–Уэйта. Саша объединяет сложность с историческим аспектом колоды Памелы и представляет ее читателю в интересном и понятном виде. Памеле удалось раскрыть спрятанные за завесой тайные миры с помощью кистей и красок; Саша делает то же самое с помощью своего стиля изложения и анализа. Саша берет на себя роль Памелы — рассказчицы, и создает текст, основанный на практической информации о Таро, который показывает божественную природу творческих умов, создавших его.

Книга часто читается как роман, и иногда мы даже чувствуем, что находимся во власти мистики. Исследование Саши перемещает нас к первоисточнику колоды. Она неоднократно возвращает нас к Памеле и истинным намерениям Уэйта. Используя свои знания каббалы и Древа Жизни, Саша Грэхем представляет нам практичный подход к пониманию колоды Таро Райдера–Уэйта новым и живым способом. Каждая карта подробно описана, поскольку она соотносится с ветвями Древа Жизни.

В результате появился текст столь же богатый, сложный и захватывающий, как и сама колода Таро. Эта книга обязательна для любителей Таро. Это редкий текст, который можно читать как для изучения, так и просто для удовольствия. Саша невероятно творчески завершает эту красивую книгу 78 раскладами. Каждый расклад основан на одной из карт Памелы. Так толкователь сможет максимально качественно толковать карты и применить на практике свои новые знания.

После того как Памела завершила работу над иллюстрациями к Таро Райдера–Уэйта, она никогда больше не обращалась к картам. Тогда как для Саши и для меня эта колода открыла новые возможности, изменившие нашу будущую карьеру.

Памела была бы удивлена, если бы узнала, что ее карты сегодня популярны во всем мире. Читатели этой книги увидят колоду Таро Райдера–Уэйта с нового ракурса и проникнутся всей ее глубиной — благодаря инсайтам и исследованию Саши.

Стюарт Р. Каплан,

Стамфорд

ХРОНОЛОГИЯ

У Таро нет какого-либо официального момента их возникновения или использования как произведения искусства или инструмента в игре или предсказании.

Около 1440 г. — колоды Таро использовались благополучными семьями. В Италии эпохи Ренессанса в Таро играли при дворах или в тавернах как в азартную игру.

1650 г. — появляются Марсельские Таро, их иконографическая модель распространяется по всей Европе.

1770 г. — первая книга предсказаний по Таро, «Как развлечь себя колодой карт» Эттейлы, публикуется во Франции.

1855 г. — Элифас Леви впервые устанавливает связь Таро с буквами иудейского алфавита и Древом Жизни в своей книге «Доктрина и ритуал трансцендентальной магии».

1857 г. — Артур Эдвард Уэйт родился в Бруклине, город Нью-Йорк.

1858 г. — отец Уэйта, Чарльз Уэйт, капитан Американского торгового флота, умер 29 сентября. Сестра Уэйта родилась тремя днями позднее.

1859 г. — мать Уэйта, англичанка Эмма Лавелл, привозит семью домой в Англию.

8 октября 1863 г. — мать Уэйта оставляет Церковь Англии и обращает семью в римский католицизм.

1874 г. — сестра Уэйта умирает в возрасте 15 лет.

1876 г. — Уэйт начинает переписку с английским поэтом Робертом Браунингом на тему поэзии и издательских вопросов.

1877 г. — публикуется первая книга Уэйта «Ода к Астрономии».

1878 г. — Памела Колман-Смит родилась в Лондоне в семье американцев.

1878 г. — в возрасте 20 лет Уэйт публикует свою первую историю в журнале «The Idler» («Бездельник») под названием «Том Правдивое Сердце», беллетристику в стиле дешевого приключенческого романа. Уэйт обращается к спиритизму.

1881 г. — Уэйт обнаруживает, что Элифас Леви в своей работе связывает Таро с Древом Жизни.

1888 г. — в Англии публикуется работа С. Л. Макгрегора Мазерса «Таро: Его оккультная трактовка, использование в гадании и игре».

1888 г. — Герметический орден Золотой Зари возникает в Англии.

22 октября 1888 г. — родилась дочь Уэйта, Сибил.

1889 г. — Памела и ее семья переезжают на Ямайку.

1889 г. — «Богемское Таро» Папюса публикуется во Франции, особое внимание уделяется связи Элифаса Леви с каббалой.

1891 г. — Артур Уэйт и его супруга Ада получают посвящение в Герметический орден Золотой Зари. Уэйт называет эту организацию «Домом с потайной лестницей».

1893 г. — Памела переезжает в Нью-Йорк и поступает в Бруклинский институт Пратта. Она учится под руководством Артура Уэсли Дау. В качестве своей карьерной цели она заявляет преподавание или иллюстрацию.

1896 г. — мать Памелы, Коррин Колман, умирает на Ямайке.

1897 г. — Памела покидает Институт Пратта, в том же году Брэм Стокер публикует «Дракулу» в Англии.

1899 г. — отец Памелы привозит ее в Лондон и организует интервью с Брэмом Стокером, который работает менеджером в театре Лицеум. Памелу взяли на работу для того, чтобы она проиллюстрировала сувенирную брошюру (программку) для намечающегося американского тура театра Лицеум.

1899 г. — Памела присоединяется к американскому туру театра Лицеум в качестве дизайнера и актрисы второго плана.

1899 г. — отец Памелы умирает, и она возвращается в Англию с театром Лицеум с только что «удочерившей» ее театральной семьей.

1899 г. — Уэйт продает дом, располагавшийся по адресу: г. Лондон, улица Южный Илинг, д. 31.

1900 г. — Памела начинает работу в разнообразных театрах Лондона.

1901 г. — Памела основывает резиденцию в Лондоне и каждый вечер устраивает в своем доме вечеринки с участием богемы, она приглашает поэтов, художников, актеров и людей других творческих профессий.

1901 г. — друг Памелы У. Б. Йейтс, поэт и драматург, представляет ее ордену Золотой Зари.

1901 г. — Уэйт становится франкмасоном, получив посвящение «Раннимид» в Букингэмпшире.

1902 г. — Уэйт присоединяется к литературному клубу «Кисть и Карандаш». Он и его литературный друг, Артур Мачен, создают маленький литературный клуб под названием «Братство Теней». Посвящение в члены клуба включало в себя ритуал, состоявший из 22 этапов, совершаемый в хмельном виде и основанный на буквах иудейского алфавита.

1903 г. — Уэйт основывает свою версию Золотой Зари — «Независимый и Правильный орден» — «Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста».

1903 г. — Памела запускает свой собственный частный журнал под названием «Зеленый сноп».

1905 г. — начинает выходить в свет ежемесячный оккультный журнал под названием «Оккультное обозрение». Уэйт будет сотрудничать с этим изданием на протяжении последующих 20 лет и вносить в него свой вклад в качестве автора и редактора.

1907 г. — в клубе «Национальные искусства», г. Нью-Йорк, Памела представляет полную коллекцию народных ямайских сказок, а также читает старые английские баллады и поэмы У. Б. Йейтса.

С 5 по 15 января 1908 г. — Памела презентует 72 рисунка в фотогалерее Альфреда Стиглица «Secession» в Нью-Йорке. Памела — первая нефотографическая художница, выставка которой демонстрировалась в «Галерее 291».

1909 г. — Памела организует свою вторую выставку в фотогалерее Альфреда Стиглица «Secession» в Нью-Йорке.

1909 г. — колода Райдера–Уэйта выпущена издательством «Уильям Райдер и Сыновья» в Лондоне.

1911 г. — Памела иллюстрирует роман Брэма Стокера под названием «Логово Белого Червя».

1911 г. — Памела обращается в католицизм.

1912 г. — Памела показывает шоу на Берлинской выставке фотографий в Нью-Йорке.

1915 г. — Уэйт покидает Золотую Зарю и приводит с собой 10 ее бывших членов для того, чтобы создать орден «Братство Розового Креста». Магические, языческие и египетские аспекты исчезают, так как Уэйт фокусируется на символизме Розового Креста и христианства.

1917 г. — Памела иллюстрирует «Путь Креста», колоду из 30 карт с французскими стихами.

1919 г. — Уэйт оставляет Лондон и переезжает на побережье Кента.

1924 г. — супруга Уэйта, Ада, умирает.

1 апреля 1932 г. — в День дурака родился Стюарт Каплан.

1933 г. — Уэйт женится на Мэри Бродбент Шофилд.

1942 г. — Артур Уэйт умирает в возрасте 90 лет. Его могила находится в Бишопсборне.

1951 г. — Памела Колман-Смит умирает в возрасте 73 лет.

1951 г. — Стюарт Каплан переезжает в Париж.

1968 г. — Стюарт Каплан основывает компанию U.S. Games Systems, Inc. (Игровые системы США).

1968 г. — Стюарт Каплан знакомится со швейцарскими Таро на немецкой ярмарке игрушек и игр и ведет переговоры о приобретении прав на эти карты и распространении их на территории Соединенных Штатов.

1970 г. — Стюарт Каплан пишет и публикует «Карты Таро для развлечения и гадания».

1971 г. — колода Таро Райдера публикуется компанией U.S. Games Systems, Inc. (Игровые системы США).

1972 г. — Стюарт Каплан пишет и публикует «Классические Таро».

1975 г. — Музей искусства Делавэр и Принстонский университет Музея искусств представляет шоу под названием «Всем верующим — Искусство Памелы Колман-Смит».

1977 г. — Галерея искусств Университета МакМастер представляет выставку работ Памелы Колман-Смит в связи с Десятым ежегодным семинаром канадской ассоциации по ирландским учениям.

ВВЕДЕНИЕ

Колода Райдера–Уэйта–Смит (РУС) — наиболее часто используемая, перетасовываемая и прочитываемая колода Таро всех времен. Это книга — попытка точно понять, чем руководствовались Артур Эдвард Уэйт и Памела Колман-Смит, когда они создавали колоду более чем сто лет назад. Каково было их намерение? К чему они стремились? Почему думали, что так важно создать колоду Таро? Иллюстратор Памела Колман-Смит и автор Артур Эдвард Уэйт — мои главные источники информации для этой книги. Мы будем возвращаться к их словам и идеям вновь и вновь.

Обращаясь к прошлому — к изначальным причинам того, почему Памела и Артур создали эту колоду, мы коснемся волнующих вопросов: что означают Таро для вас? как вы можете использовать Таро? как Таро помогают нам понять этот мир? что представляют собой Таро? почему люди обращаются к ним? что находится под изображениями карт? чему Таро учат нас? куда Таро могут нас привести? что показывают Таро? как Таро развиваются?

Главы в этой книге соответствуют каббалистическому Древу Жизни. Древо Жизни — мистическое представление о том, каким образом реальность обретает форму в материальном мире. Оккультисты называют все процессы зарождающегося материального мира Путешествием проявления. В этой книге мы проложим себе путь сверху вниз по Древу и Таро, чтобы понять, как возникла колода РУС. Древо предоставит нам контекст и историю, и мистические базовые принципы колоды развернутся перед вами. В кульминационном разделе книги рассказывается об основных инструкциях по использованию карт. В него включены 78 раскладов, каждый из которых основывается на определенной карте Таро.

Оккультисты — исследователи по своей природе. Они погружаются в сферы священного воображения, исследуя внутренние миры и путешествуя между мирами. Оккультисты используют символ, ритуал и древнее знание, чтобы проникнуть в тайну, мистику и значение жизни и смерти. Как только оккультист видит Путешествие проявления на Древе Жизни, он оказывается посреди материального мира. У него не остается другого выхода, кроме как развернуться и проложить себе путь назад, чтобы возвратиться к Божественности. В итоге он поднимается по Древу Жизни, готовый приветствовать Божественность на своих условиях. Это называется Путешествием возвращения. Инициаторы, оккультисты и провидцы следуют по своему пути в одиночестве. Их опыты столь же различны, как и люди, которые переживают их. Я искренне надеюсь, что вы предпримете попытку достичь вершины. Вас ожидают сокровища, подарки и неизведанные возможности.

Таро концентрирует в себе все культурные и духовные или недуховные убеждения, идеи и догмы. Полное руководство по Таро Райдера–Уэйта–Смит издательства Ллевеллин не проповедует, не обращает в веру и не продвигает какое-либо конкретное мировоззрение. Артур Уэйт, автор колоды, являлся христианским мистиком. Несмотря на то, что он был еще практикующим оккультистом, он воспитывался в католической семье. Католицизм способствовал его духовной жизни даже в сочетании с алхимией, масонством и магией. Колода РУС, как и сопутствующий ее текст, содержит многочисленные христианские аллюзии.

Везде, где вы находите слово «Божественный» или «Бог», не стесняйтесь вставлять свое имя: Богиня, Бог, Зевс, Будда, Яхве, Аллах, Кастрюля, Шалун, Райан Гослинг, Элмер Фадд, Шоколадный пирог или Небытие — все, что вам нравится; любое имя, имеющее для вас смысл. Вы можете использовать эту книгу вместе с любой колодой карт. Колоды Таро похожи на людей: только то, что внутри, имеет значение. Внутренний мир Таро — вот где находится их суть. Это тот «сочный материал», до которого вы захотите добраться.

И эта книга приведет вас прямо к основному блюду. Не имеет значения, используете ли вы колоду РУС или нет, является ли эта колода вашей любимой или нет. Влияние РУС настолько велико, что колода, которую предпочитаете вы, вероятно, произошла от РУС. Архетипы в Таро остаются теми же самыми, независимо от того, как выглядят карты.

Памела Колман-Смит фигурирует как «Памела» на протяжении всей книги. Артур Уэйт упоминается предсказателями и тарологами как «Уэйт». Я тоже придерживалась этой традиции. Памела известна в мире Таро как Пикси — «эльф». Это прозвище появилось благодаря тому чувству нежности, которое все мы испытываем по отношению к ее замечательным иллюстрациям. Изображения Памелы надолго поселились в душе тарологов. С ними чувствуешь себя комфортно, как будто в компании давних знакомых. Они предлагают утешение и понимание. Памела создала сакральное пространство, чтобы проработать наши проблемы или даже проверить экстрасенсорные и интуитивные способности.

Исследование для этой книги было проведено при участии Нью-Йоркской публичной библиотеки, в особенности коллекции Берга, подразделения искусства и архитектуры и подразделения основного исследования.

Компания U.S. Games Systems, Inc. (Игровые системы США) и Стюарт Каплан оказали мне огромную помощь, так же как и работа, исследование и поддержка Мэри Гриер. Практические вопросы Таро начали волновать меня еще со времен моего профессионального обучения толкованию и описанию карт Таро в Нью-Йорке.

Таро — дверной проем, или, можно было бы даже сказать, 78 ворот. Это портал в другие измерения. Все что угодно может быть порталом: люди, искусство, архитектура, природа и т. д. Таро — логический инструмент, они магические, таинственные и обладающие силой. Эти слова связаны с колодой, и люди проецируют эти ассоциации на карты, таким образом повторяя силу слов. Таро работают на символическом уровне. Они перемещают нас в лингвистику прошлого. Как любовь и сострадание, символика Таро — вся символика — общается непосредственно с душой. Самое глубокое знание в мире обычно рождается из чувства, а не из ясных формулировок. Разговоры о Таро и сверхъестественном сопровождают такие слова, как «интенсивный», «знание» и «странный». Вы будете безудержно смеяться целый день напролет, осознавая каждое слово, с помощью которого кто-либо когда-либо описывал Таро: «магический», «таинственный», «обладающий силой» — эти слова также описывают и вас. Вы — хранитель магии и знания; и Таро просто отражают это.

Создание этой книги было для меня непередаваемым удовольствием. Я надеюсь, что она пригодится вам в вашем путешествии.

Вы, вероятно, переживете удивительные личные инсайты, пока будете изучать историю и структуру колоды РУС. Таро станут для вас мотиватором. Мы думаем, что читаем Таро для других, но на самом деле толкуем их для себя. Мы полагаем, что спрашиваем о будущем, а карты указывают на наше прошлое и рассказывают о настоящем. При взаимодействии с колодой мы сталкиваемся с неожиданным и странным. Каждый раз, когда мы обращаемся к их совету, Таро восхищают нас.

Поэтому давайте совершим рискованное путешествие в мир колоды Райдера–Уэйта–Смит вместе. Я обещаю, что вы будете наслаждаться ею. И когда мы доберемся до порога, за которым вы продолжите путешествие без меня, рискуйте мудро. Позвольте факелу истины и благодати осветить ваш путь. Пролейте свет там, где другие видят лишь темноту. Используйте чутье, интуицию и карты, чтобы двигаться дальше. Вы обнаружите, что волшебство, которое вы искали, находилось все время внутри вас. Добро пожаловать домой.

Всегда верящая в вас Саша Грэхем

Нью-Йорк, 2017

1. КЕТЕР (КОРОНА)

Большая выставка картин

Кетер. Корона. Туз

Сегодня РУС — самая продаваемая колода карт Таро в мире. На эту колоду ссылаются в литературе и всячески используют в средствах массовой информации, включая кино и телевидение. Часто это первая колода карт начинающего толкователя. История, эволюция и обстоятельства создали экстраординарное средство, которое люди используют для гадания, самопознания и искусства. Колоды Таро с новыми изображениями создаются сотнями, возможно, тысячами экземпляров ежегодно. Новые колоды с различными темами обычно называются клонами РУС. Клонирование иллюстраций подразумевает воспроизведение иллюстраций Памелы для РУС.

Клон карты 8 Мечей будет, вероятно, иметь изображение связанной женщины с завязанными глазами, напоминающей ту иллюстрацию, которую Памела создала для колоды РУС. Колода РУС — загадка. Это сложная колода Таро, наполненная тайными символами и секретными значениями, хотя иллюстрации удивительно просты. Новичок может использовать колоду так же легко и ловко, как и профессионал. Колода РУС — идеальный артефакт года своего создания — 1909, хотя остается очень современной и активно применяется более чем 100 лет спустя. Колода РУС это предмет модернистского искусства, столь же важный и влиятельный, как Les Demoiselles d’Avignon Пикассо или «Крик» Эдварда Мунка, созданный также в 1909 году, хотя колода РУС ни разу в истории не появлялась в экспозиции музея. Кто угодно в мире может купить, одолжить или завладеть ее копией. Колода РУС заброшена в рюкзаки, обернута в шелковую ткань, освященную на алтарях, и хранится в общежитиях колледжа или выставлена на продажу в книжных магазинах по всему миру.

Тайна, сокрытая в колоде РУС, проста и все же чрезвычайно сложна. Это так же просто и сложно, как и все духовные традиции в мире. Духовное знание и процесс познания подчас могут быть сконцентрированы в нескольких основных истинах или принципах, важных для каждой конкретной системы, но все же это может занять целую жизнь — понять и действительно научиться использовать эти системы и внедрять их в свою жизнь. Человек, который познает систему медленно и без предубеждения, обнаруживает, что эзотерическая и духовная структуры становятся путем, а не средством достижения конечной цели. То же самое верно для Таро и колоды РУС. Колоды Таро существовали задолго до того, как карты начали ассоциировать с тайным или духовным знанием. Прошли сотни лет, прежде чем оккультисты поняли, что можно связать буквы иудейского алфавита и структуру Древа Жизни с Таро. Числовая структура колоды и четыре масти Таро также делают эти аналогии возможными. Старшие Арканы, 22 карты, отличающие Таро от обычной колоды, также представляют собой священные и светские аллегории жизни.

Число три и понятие троицы, или триады, полезны для понимания значения, появления и использования колоды РУС. Треугольник содержит три специфические точки. Понятие тройственности лежит во всех аспектах использования РУС, ее истории и применении. Сконцентрируйтесь мысленно на идее простого треугольника, в то время пока продолжаете толковать. Используя концепцию трех, мы сможем проанализировать, почему Таро работают, к чему они ведут и каким образом колода РУС стала самой популярной и используемой во всем мире.

Создатели РУС

Памела Колман-Смит. Артур Уэйт. Стюарт Каплан. Иллюстратор. Автор. Бизнесмен

Памела Колман-Смит (иллюстратор), Артур Уэйт (автор) и Стюарт Каплан (автор и бизнесмен) — три человека, непосредственно несущие ответственность за колоду Райдера–Уэйта–Смит и ее международный успех. Памела была богемным иллюстратором, очень одаренным колористом, рассказчиком, фольклористом, исполнителем, театральным художником, костюмером и автором. Артур Уэйт — мистик и плодовитый автор десятков книг по эзотерике. Памела и Уэйт оба принадлежали к самому известному и уважаемому мистическому тайному обществу в мире — Герметическому ордену Золотая Заря. Уэйт нанял Памелу для того, чтобы проиллюстрировать свою «исправленную» колоду Таро.

Фундаментальное влияние Золотой Зари все еще чувствуется и сегодня, хотя сам орден существовал относительно недавно, в конце XIX века. Золотую Зарю считают одним из самых больших и влиятельных тайных обществ западной мистической традиции и впоследствии современного поколения. Члены ордена экспериментировали со всеми областями мистики и сверхъестественного систематически и целеустремленно. Золотая Заря использовала Таро в качестве способа визуализации, понимания и проведения мистических ритуалов, основанных на глубокой символической работе. Это в равной степени привлекало и художников, и интеллектуалов, включая У. Б. Йейтса, Флоренс Фарр, Брэма Стокера и Алистера Кроули.

Общество подчас переживало внутренние распри. Целенаправленная магия — источник сильной власти. Обладающая безответственностью и эгоцентризмом власть создает разногласия и ссоры между участниками и лидерами. Уэйт сформировал собственное ответвление группы в 1903 году. Он привел Памелу с собой.

У Уэйта было личное идеализированное видение его собственной колоды Таро. Памела казалась идеальным кандидатом для того, чтобы проиллюстрировать колоду в соответствии со спецификациями Уэйта. Изучение Таро было обязательным для всех членов Золотой Зари, поэтому Памела была хорошо осведомлена в этом вопросе. Памела кроме того была восходящей звездой в мире искусства за пределами Золотой Зари. Личные письма и статьи характеризуют ее как ярко одаренную личность, которая жаждала деятельности и в том числе материального успеха. Уэйт получал удовольствие от близких рабочих отношений с издательской компанией Райдера. Райдер регулярно выпускал серию литературы по оккультизму, включая ранние работы Уэйта, и литературу жанра хоррор, например работы Брэма Стокера. Они опубликовали колоду под названием, сочетающим их имена: Таро Райдера–Уэйта.

Первая колода Таро Райдера–Уэйта и брошюра, сопровождающая ее, «Иллюстрированный ключ к Таро», были опубликованы в 1909 году и особого резонанса не вызвали. Однако колода Райдера–Уэйта терпеливо ожидала многие десятилетия, пережив две мировые войны. Все это время Таро Райдера–Уэйта и несколько других колод Таро пылились, забытые, на полках книжных магазинов и оккультных лавочек. А потом, в 1970 году, Стюарт Каплан, бизнесмен с Уолл-стрит и страстный исследователь, написал книгу под названием «Карты Таро для забавы и гадания».

В этот момент судьба колоды Райдера–Уэйта радикальным образом изменилась. Стюарт не мог более хранить свою колоду на книжных полках.

Убрав карты с полок и отпечатав 700 000 их копий, он почувствовал, что этот момент ознаменовал начало нового этапа в его жизни. Каплан последовал совету Дона Вейсера и лицензировал малоизвестную колоду Таро Райдера–Уэйта. Она продавалась в количестве миллионов копий и стала самой любимой колодой Таро всех времен.

Таланты создателей

Фантазия. Оккультизм. Деловая хватка

Каждая сторона придала колоде конкретное и уникальное качество, проложив тем самым ей путь к успеху. Памела была творческим гением, она оформила тысячи художественных экспонатов за время своей карьеры.

Художники — это мистики, которые посредством своих работ овеществляют невидимые миры. Памела была известна своими мистическими видениями и смелыми цветовыми экспериментами. Ее театральный опыт сильно повлиял на иллюстрации. Каждая карта появляется перед нами, словно сцена в спектакле. Она создала андрогинные фигуры, которые стали идеальными для проецирования и разрешения проблем и вопросов, волновавших толкователей. Собрание произведений Памелы показывает нам мир замков, величественных гор и океанов, который никого не оставляет равнодушным.

Памела соединила игровые и театральные аспекты, скрепив их игрой символов. И этот яркий язык символов не устаревает уже более 100 лет.

В течение своей жизни Уэйт издал 46 книг и отредактировал, перевел или написал введение для еще 40 книг. Его тексты злободневны, сложно сформулированы и бросают вызов читателю. Кроме того, Уэйт издал «Иллюстрированный ключ...» после того, как дал клятву никогда не разглашать секретов Золотой Зари, — и поэтому его работы представляют собой код, вдвойне трудный для толкования. Писатель и исследователь, глубоко изучивший Таро, он создал обновленную колоду, основанную на глубоко духовной структуре. Уэйт воспитывался в духе католицизма и не мог просто отвергнуть это обстоятельство, — католическое образование повиляло на его работы, поэтому многие изображения колоды РУС хорошо понятны западному англосаксонскому человеку. Его тексты отражают основанный на духовном переживании опыт, похожий на инициацию.

Чем глубже продвигается читатель, тем больше он узнает. Уэйт придумал в воображении и пережил на личном опыте уроки колоды РУС, а Памела воплотила его видения в жизнь.

Стюарт Каплан — одаренный бизнесмен и страстный писатель-исследователь. Он желал продать то, что способно изменить мир. Сродни детективу, Стюарт стремился обнаружить что-то, что действительно взбудоражит публику. Он успешно раскрыл интерес к Таро, удовлетворил желание покупателей и продолжил издавать антологию книг Таро, а также сделал колоду РУС доступной во всем мире. Деловая проницательность, инстинкт и участие в «Лиге плюща», подкрепленные правильной трудовой этикой, принесли ему успех. Это пример человека, который «сделал себя сам» — мальчик из Бронкса создал компанию с доходом в миллионы долларов. U.S. Games Systems, Inc. (Игровые системы США) выпускает новые Таро и колоды оракулов, а также книги ежегодно вместе с колодой РУС. Каплан также является главным коллекционером художественного наследия Памелы Колман-Смит.

Уникальность РУС

Иллюстрированные Младшие Арканы. Гендерная двусмысленность. Тайная символика

Сотни колод Таро были созданы задолго до колоды РУС и сотни выпускались позже, после ее появления. Что же делает РУС такими уникальными?

Что делает их, черт возьми, «специальным предложением»? Эта уникальность имеет три причины, которые отличают данную колоду от других. Cамое большое отличие РУС — это полностью иллюстрированные Младшие Арканы, что произошло впервые с того момента, как появилась колода Сола Буска (Италия, около 1491 г.). Любая колода Таро, за исключением Солы Буска, насчитывала 56 карт Младших Арканов, как и традиционная игровая колода. Никаких изображений, только символы и числа. Однако Памела проиллюстрировала Младшие Арканы красочными и эмоциональными сценами, а зрительный ряд карт РУС стал легкодоступным для толкования. Памела черпала вдохновение в иллюстрациях колоды Сола Буска, которые, как оказалось, экспонировались в Британском музее как раз в то же время, когда Памела работала над своей колодой.

Фигуры в Таро Памелы наполнены гендерной двусмысленностью. Многие знаки, кажется, являются как мужскими, так и женскими. Они мягкие, открытые и зазывающие. Абстрактные символы преображаются благодаря ее опыту. Кроме того, сказалась и работа Памелы с театральным костюмом. Персонажи, облаченные в одежды эпохи Шекспира и королевы Елизаветы, представляют собой вечные образы, которые говорят на языке прошлого. Каждый костюм как будто бы соответствует определенному историческому периоду. Но все-таки костюмы довольно абстрактны для того, чтобы можно было увидеть их в реальной жизни. Так действует мистика Уэйта, основанная на истине опыта и доступная для понимания любому из нас. В конечном счете, любой опыт может быть легко спроецирован на карты.

Памела и Уэйт закодировали умную западную эзотерику в картах. Астрология и мифология, христианство и иудейские символы заполняют изображения. Эти символы многозначны и приглашают к исследованию, в процессе которого им могут придаваться новые трактовки. Эзотерические символы в работах Памелы беспрепятственно сливаются с театральным реквизитом. На наших глазах как будто бы разворачивается грандиозное представление, открывающее бесконечные возможности для воображения.

Тройная угроза. Трехкратное исследование

Предусмотрительность. Понимание. Предвидение Прошлое. Настоящее. Будущее Карма. Фортуна. Судьба

Таро всегда связывали со сверхъестественными силами, которые влияют на наши жизни (за исключением тех случаев, когда карты служили придворной забавой в ренессансной Италии и Франции). Прежние Таро использовались для прорицания. В наши дни влияние Таро заметно расширилось, что наделяет читателя этой книги определенной властью. Таро, не важно, в чьих руках они находятся, и вне зависимости от того, какой цели они служат, всегда были связаны с элементом триединства, то есть затрагивали одновременно все аспекты: то, что однажды было кармой, фортуной и судьбой, стало прошлым, настоящим и будущим и развилось до предусмотрительности, осознания и предвидения.

Предусмотрительность — способность оценить минувшие события и обрести ясность. Предусмотрительность делает наши проблемы и ошибки достойными анализа, чтобы мы не повторяли их в будущем. Мы черпаем понимание из события уже после того, как оно произошло. Это соответствует аспекту «прошлое» в раскладе на прошлое/настоящее/будущее.

Карту «прошлого» вытаскивают, чтобы проявить событие, которое уже случилось. Это также соответствует карме.

Карма — ситуация, жизненное событие и семья, в которой мы родились.

Осознание проясняет контекст сопутствующих обстоятельств и вашего окружения.

Осознание — это способность всматриваться непосредственно в настоящий момент и увидеть суть любого вопроса. Схватывание сути позволяет отрефлексировать или отпустить ситуацию. Осознание обеспечивает нас той точкой опоры, оттолкнувшись от которой можно принимать решения. Оно дает нам возможность понять, кто мы есть, и соответствует аспекту «настоящее» расклада на прошлое/настоящее/будущее. Карта рассказывает нам о том, что происходит в настоящий момент.

Фортуна — это все дары, таланты и способности, с которыми рождается каждый из нас.

Предвидение обозначает наиболее логичное и вероятное будущее, основанное на прошлых и настоящих событиях. Колледжи используют предвидение для того, чтобы сформировать свою политику приема студентов. Они верят, что анализ прошлых и настоящих привычек и наград абитуриентов предоставит им самую высокую степень предвидения их достижений в будущем. Личное предвидение позволяет вам принимать уверенные твердые решения на основании информации о будущем. Это соответствует аспекту «будущее» расклада на прошлое/настоящее/будущее и описывает потенциальные события.

Судьба — это то, каким образом человек распоряжается своей кармой и фортуной.

Использование Таро

Предсказание. Самопознание. Творчество

Предсказания существовали в различных культурах. Для них использовали всевозможные объекты — палки, камни или кости и т. д. Ранние Tarrochi часто можно было встретить в шумных тавернах Европы — Таро были азартной карточной игрой. В них играли осторожно, возможно, даже меняя личную судьбу. Поклонники предсказания и гадания с удовольствием обратились к Таро с их 22 иллюстрированными Старшими Арканами и числовой структурой, которые можно было легко толковать. Иллюстрации Старших Арканов сами собой складыва…