Пробуждение. Цитаты Р. Бертона

УДК 159.9

ББК 88.6

К83

Awakening

Quotations from Robert Earl Burton

A conscious teacher explains how to recognize higher states

of awareness and how our own Higher Centers may awaken

Перевод с английского Дмитрия Слабко, Владимира Ежова,

Татьяны Костенко, Елены Слабко, Дианы Юдиной

Дизайн обложки Ирины Новиковой

Кросби Д. (под ред.)

Пробуждение. Цитаты Р. Бертона. — СПб.: ИГ «Весь», 2019.

ISBN 978-5-9573-3467-5

Согласно учению Четвертый путь, у истоков которого стоял знаменитый мистик Георгий Гурджиев, есть четыре состояния сознания. Каждое последующее расширяет представления человека об окружающем мире и о самом себе — от глубокого «сна» до полного «пробуждения», от жизни в иллюзиях до состояния проницательной осведомленности, достижение которого в некоторых традициях называют открытием «третьего глаза».

Духовный учитель Роберт Эрл Бертон прошел этот путь и щедро делится обретенными знаниями. Книга «Пробуждение» — подборка его высказываний за сорокапятилетний период, с 1970 по 2015 год. Из нее вы узнаете, что из себя представляют различные состояния сознания. И как работать с низшими центрами — интеллектуальным, эмоциональным, двигательным, инстинктивным и половым, чьи проявления мы часто ошибочно считаем нашим истинным «Я», — чтобы достичь высших состояний. Ведь путь к пробуждению всегда включает в себя два элемента: распознавание своей истинной природы и обретение власти над своей низшей сутью.

Особое внимание Роберт Эрл Бертон уделяет практике Самовоспоминания — важному инструменту пробуждения — умению постоянно помнить себя, присутствовать в каждом моменте.

«Каждый появляется в этой жизни в спящем сосуде, но этот сосуд содержит в себе Третий Глаз, что может пробудиться» (Р. Бертон).

Тематика: Эзотерика / Эзотерические учения

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Оглавление

Вступление

Обнаружение ребёнка внутри

Распознавание Пути

Распознавание своей Высшей Сути

Примечания к тексту

Благодарность от составителя

Часть I

Природа Высших Центров —высшая суть

Глава 1

Состояния Сознания

Глава 2

Двенадцать качеств Высших Центров

1. Простота

2. Присутствие

3. Скромность

4. Молчание

5. Ясность

6. Смирение

7. Единство

8. Любовь

9. Воля

10. Принятие

11. Служение

12. Вечность

Часть II

Животная природа — низшая суть

Глава 3

В трясине многих «Я»

Глава 4

За завесой воображения

Глава 5

Отождествление с механическими функциями

1. Интеллектуальный центр

2. Эмоциональный центр

3. Двигательный центр

4. Инстинктивный центр

5. Половой центр

Глава 6

Имитация Высших Центров или «Работы»

Глава 7

Соблазн относительного пробуждения

Часть III

Роль Высших Сил в пробуждении Высших Центров

Глава 8

Избранные эволюционировать

Глава 9

Из грязи… Лотос

Глава 10

Сознательное потомство

Глава 11

Привлекая Высшие Силы

Часть IV

Поиск Присутствия — борьба магов

Глава 12

Управляющий и белая королева

Глава 13

Рабочие «Я»

Глава 14

Содействующая Благодать — Последовательность

Глава 15

Дивная Благодать

Глава 16

Польза Искусств для Сознания

Часть V

Поиск того, как сделать Присутствие постоянным

Глава 17

Поддержание Присутствия

Глава 18

Третий Глаз обучает себя

Глава 19

На Пути

Глава 20

Становление сознательного существа

Часть VI

Излучая божественный свет

Глава 21

Школы и послание

Глава 22

От Третьего Глаза к Третьему Глазу

Приложение

Тридцать Великих Рабочих «Я»

Словарь терминов

«Содружество»

Эта книга посвящена нашему любимому учителю Роберту Эрлу Бёртону и всем его студентам — прошлым, настоящим и будущим. Он научил нас тому, как находить наш собственный Третий Глаз.

Какая это удача! Какое Присутствие!

Каждый появляется в этой жизни в спящем сосуде, но этот сосуд содержит в себе Третий Глаз, что может пробудиться. Наша первая задача — внести Присутствие, а вторая — сделать его постоянным.

В конечном счёте человек всё обращает в Присутствие — Высшие Центры поглощают сон.

Роберт Эрл Бёртон

Вступление

«Откуда вы знаете, что испытываете работу Высших Центров?»

Это обычный вопрос для тех, кто начал работать с древней системой пробуждения, которой учили Георгий Гурджиев, Пётр Успенский и учит Роберт Бёртон (далее «Учитель»). Система выделяет Высшие Центры как место, где находятся высшие состояния сознания. Если цель — полностью работающие Высшие Центры, также известные как Третий Глаз, то как можно их распознать? — Хороший вопрос.

Будучи студенткой нашего Учителя на протяжении тридцати семи лет, я задавала себе этот вопрос и видела множество раз, как его задают Учителю и другим студентам, как словами, так и бессловесно. В очередной раз этот вопрос возник на встрече студентов осенью 2013 года в горах к северу от Нью-Йорка. На той встрече некоторые из нас поделились наблюдениями и примерами, но времени хватило только на несколько коротких ответов. Впоследствии мне пришло на ум, что об этом можно было бы сказать гораздо больше, в том числе и словами самого Учителя, если бы цитаты из его учения на эту тему были собраны вместе. Результат — вот эта подборка его высказываний. Это развёрнутый ответ на вопрос о Высших Центрах.

Материал, следующий за этим вступлением, послужит помощью тем, кто хотел бы вникнуть в систему понимания, лежащую в основе эзотерической мысли Учителя. Личная работа Учителя, основанная на системе Гурджиева–Успенского, привела его к собственным переживаниям работы Высших Центров. Он начал учить в 1970 году, руководствуясь целью помочь каждому из студентов раскрыть их собственный Третий Глаз.

Третий Глаз, начертанный на лбу просветлённых существ в произведениях искусства, символизирует потенциальную возможность человека соединиться с реальностью через пробуждённое или высшее состояние осведомлённости. Эти высокие состояния известны под многими названиями, включая Высшие Центры, Самовоспоминание, Присутствие и Высшую Суть. Эти высокие состояния и есть центральная тема всей этой книги.

Система не берёт своё начало ни от Учителя, ни от Гурджиева. Они учат, что эта древняя мудрость пришла к нам из самых разнообразных источников. Многие её идеи и методы оставались относительно неизвестными на Западе до XX века, пока отдельные люди, такие как Гурджиев, Успенский и наш Учитель, не начали писать об этом и учить других пробуждению.

Нужна ли эта система вам, зависит от вашей цели. Если вы хотите заработать больше денег или стать совершенным атлетом, поищите что-то другое. Но если вы хотите понять природу реальности или если вы желаете знать себя, хотите почувствовать себя ближе к Богу или служить другим, то эта система способна вам помочь. Любой человек с подобными целями может получить пользу от переживания высших состояний, потому что в высоком состоянии можно больше видеть и понимать. Это похоже на то, как если бы зажглась лампочка и новое восприятие реальности начало жить внутри вас, продолжая вдохновлять ваши действия ещё долгое время после того, как само состояние ушло.

Поистине каждый человек обладает потенциальной возможностью переживать высокое состояние, потому что семена этого состояния присутствуют в человеческом теле с рождения. И хотя Высшие Центры спят у большинства взрослых людей, существуют способы направить их к пробуждению и росту. Обнаружение этих путей начинается с умения обнаружить внутри себя ребёнка, которого система называет «сущностью». Это та часть в нас, что может быть открыта к происходящему сейчас, как ребёнок или новичок, а также она может научиться распознавать, когда мы переживаем высокое состояние.

«Сущность» включает в себя физические и психологические свойства, как её сильные, так и слабые стороны. Но, что более важно, она включает в себя сердцевину осведомлённости, что и есть корень всех высоких состояний. Вкратце, термин «сущность» относится и к набору персональных черт, и к состоянию, похожему на состояние ребёнка. В то время как таланты сущности нужно развивать — более важно найти то её состояние, которое способно напрямую соединить нас с Высшими Центрами.

Для тех, кто заинтересован в пробуждении, вопрос становится практическим: как помочь «сущности» выйти за пределы себя в Высшие Центры. Для этого требуется освободиться от бесполезных эгоцентричных мыслей и показных действий, тренируя внимание или осознанность, которые вы вносите в каждый момент. В то время как момент может включать в себя объект или задачу, или другого человека, «сущность» может учиться разделять внимание между собой и тем, что она воспринимает. Когда вы пребываете в состоянии разделённого внимания, вы «Вспоминаете Себя». Под этим не подразумевается делание многих вещей одновременно. Совсем наоборот — это подразумевает полное вовлечение в деятельность, которой вы заняты, будучи в то же самое время осведомлённым о себе, занятом этой деятельностью.

Как вид внимания Самовоспоминание можно практиковать везде и в любое время. Для сравнения, некоторые духовные традиции фокусируются на подобном качестве внимания только во время особенной деятельности, такой как формальная медитация, иногда также предполагается физическое отделение от обычной жизни. Самовоспоминание тем не менее не ограничено ни специальным временем, ни местом, типа молитвенного коврика или храма, и не требует специальной одежды или предметов вроде икон, чёток или специальных веществ. С Самовоспоминанием человек может переживать максимальную реальность, где бы он ни был и чем бы ни занимался в моменте.

Таким образом, система предназначена для людей, живущих обычной жизнью, имеющих работу, семью и тому подобную деятельность. Она подразумевает баланс всех ваших частей, в то же время оставаясь открытой к тому, чтобы помочь вам выйти за пределы ваших обычных способностей в опыт новых органов восприятия — ваших Высших Центров. Главное в этом стремлении — научиться распознавать состояние «сущности» и дел…