Гавайская магия. Руководство по духовным традициям и практикам

УДК 159.961

ББК 86.4

К19

Scott Cunningham

Cunningham’s Guide to Hawaiian Magic & Spirituality

Перевод с английского Анны Рудашевской

Оформление обложки Ануш Абян

Каннингем С.

Гавайская магия. Руководство по духовным традициям и практикам. — СПб.: ИГ «Весь», 2019. — 256 с.

ISBN 978-5-9573-3506-1

Эта книга погрузит вас в волшебный, экзотический мир гавайских островов — мир, в котором боги и духи предков живут рядом с людьми, древние святилища соседствуют с вулканами, и все сущее пронизывает магическая энергия — мана.

Религия гавайцев была богатой и всеобъемлющей духовной традицией, рожденной стихиями земли, солнца, ветра, дождя и океана. Знаменитый эксперт по природной магии Скотт Каннингем рассказывает все, чему он научился во время многолетних исследований и поездок на Гавайи. Вы познакомитесь с древними магическими практиками, узнаете о дохристианских верованиях и поклонении богам, ритуальном значении цветов, воды, камней и растений, а также способах гадания, предсказаниях и жертвоприношениях.

Любой, кто оказывается на Гавайях, чувствует необычную атмосферу этих островов. Теперь для этого не обязательно перелетать через океан — достаточно открыть эту книгу.

Издание иллюстрируют фотографии автора.

Тематика: Эзотерика / Магия / Викка

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

ISBN 978-5-9573-3506-1

ISBN 978-0738715469 (англ.)

© 1994 and 2000 by Scott Cunningham

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2019

Оглавление

Часть I. Основы

Глава 1. Земля и люди

Глава 2. Пути богов

Глава 3. Боги и богини

Глава 4. Пеле

Глава 5. Обожествленные духи предков

Часть II. Особенности культурной и религиозной традиции

Глава 6. Духовная сила

Глава 7. Табу

Глава 8. Мастера и мудрецы: кахуна

Глава 9. Храмы и святилища

Глава 10. Вода

Глава 11. Камень

Глава 12. Цвет

Глава 13. Растения

Глава 14. Танец

Глава 15. Менехуне

Глава 16. Призраки и «идущие в ночи»

Часть III. Магия и колдовство

Глава 17. Магия

Глава 18. Пророчества и сновидения

Глава 19. Гадание, знаки и одержимость

Глава 20. Знаки, сопутствующие рождению

Глава 21. Гавайская духовная традиция сегодня

Приложение. Гавайский лунный календарь

Гавайский глоссарий

Библиография

Об авторе

Cкотт Каннингем активно практиковал магию свыше 20 лет. Он автор более 50 книг по художественной и научно-популярной тематике. Книги Скотта Каннингема отражают широкий круг его интересов в области нью-эйдж, где его высоко ценили. Он ушел из жизни 28 марта 1993 года, но его труд, каждое его слово продолжают жить.

Книга посвящается

памяти Мэри Кавена Пукуи

Благодарности

Моя глубочайшая благодарность обращена к людям, прямо или косвенно помогавшим мне закончить эту книгу. Рути Филлипс — за то, что первой научила меня старым традициям; Мэрили — за то, что она разделила со мной многие гавайские приключения; А. К. — за то, что открыла мне путь к пониманию философии кахуна; Рону и Сэнди — за то, что приютили меня и открыли глаза на домиссионерскую эпоху Гавайев; Салли и Джерри — за их радушное гостеприимство на Оаху; музею Джаггара и Гавайскому бюро помощи туристам.

Все ошибки в интерпретации и изложении информации, допущенные в этой книге, безусловно, принадлежат только мне.

Часть I. Основы

Глава 1. Земля и люди

Попробуйте представить: вы покинули свой дом. Прошло много недель с тех пор, как вы отправились в плавание вместе со всей семьей и десятками соплеменников. У вас осталось мало провизии и еще меньше воды. Огромное сдвоенное каноэ, ставшее вашим домом, день и ночь качается на волнах Тихого океана. Ваш кормчий владеет древним знанием, он без устали правит каноэ, ориентируясь по звездам, океанским течениям, облакам, птицам и другим знакам, но похоже, что море поглотило всю землю.

Наконец на горизонте, как маяк, поднимается груда облаков. Вы налегаете на весла и гребете к манящей вдалеке белой гряде. Она растет на глазах, и вот сквозь облака проступают зеленые горы.

Эхом разносится шум волн, с грохотом разбивающихся о коралловый риф. Вы чувствуете запах свежей земли. Кормчий находит разрыв в рифах, окружающих остров. Каноэ рассекает воду. Волна подхватывает его, поднимает все выше и выше и несет к долгожданной земле.

Это самый большой остров из всех, что вам доводилось видеть. Повсюду возвышаются фантастические скалы, шумят сверкающие водопады. Вот она, цель долгого и трудного пути — клочок суши посреди самого большого океана на планете.

Пусть ваш кормчий нашел остров благодаря точной науке, но земля — это дар богов. Каждый утес, дерево, река, пляж или камень излучают духовную энергию.

Вы благодарите древних богов за то, что они привели вас на этот остров, и отправляетесь на поиски новых божеств, обитающих здесь. Ибо все острова и земли были созданы богами и богинями.

Ваша группа переселенцев поселяется на острове. Вскоре к вам присоединяются и другие, привлеченные плодородными долинами и обильными морскими водами. Вы создаете общину, осваиваете ремесла, разводите новые растения и животных. Но вы никогда не забудете тот миг, когда впервые увидели остров и вам явилось чудо существования земли посреди бескрайнего океана. Это и станет основой вашей религии: земля.

Гавайи родились из огня посреди Тихого океана. Самые крупные острова архипелага находятся примерно в 2000 милях от ближайшего континента. Были времена, когда Гавайев вовсе не существовало. Потом глубинный разлом на дне океана начал извергать лаву. Лава слой за слоем застывала на морском дне, и ее покрывали следующие слои расплавленной породы. В конце концов подводная гора пробила поверхность воды. Гора все росла, на ее склоны выплескивались новые потоки лавы, пока не превратились в массивный остров.

Согласно теории тектоники плит, новорожденный остров дрейфовал на север за пределы зоны вулканической активности. Затем на его месте появился новый. Этот процесс продолжался до тех пор, пока не появились все Гавайские острова. Он не завершился и теперь.

Когда появились острова, облик Гавайев еще только начал формироваться. Огромные островные вулканы задерживали небесную влагу, она проливалась дождем на черные лавовые пики и вырезала из них горные цепи. На острова начала прибывать жизнь — насекомые, подхваченные воздушными потоками; семена, выброшенные на выступившие из воды пляжи; птицы, сбившиеся с курса во время миграций. На подводных склонах постепенно вырастали коралловые рифы. Пустынная суша посреди бескрайнего океана покрылась ковром зелени. Жизнь твердо обосновалась на этих плодородных землях. Насекомые, птицы и растения развивались в условиях новой среды, создавая уникальные формы, неизвестные нигде в мире. Дожди продолжали размывать острова, изменяя их очертания.

Наконец, из южной части Тихого океана на эти благословенные берега прибыли люди (точная дата этого события не известна — возможно, около 500 г. н. э.). Сойдя на берег с оснащенных балансирами каноэ, полинезийские первооткрыватели решили, что плодородные острова годятся для того, чтобы стать для них новым домом. Они обосновались здесь и зажили простой жизнью.

Затем (возможно, около 1000 г. н. э.) началась новая волна миграций из Полинезии. Новоприбывшие были хорошо экипированы. Они везли с собой культурные растения, поросят, цыплят, собак и многое другое, необходимое для выживания. Они умели строить большие каноэ, способные нести припасы и до 60 человек команды. Обладая более развитой культурой и технологиями, новые переселенцы взяли верх над прежними обитателями, и те вскоре почти исчезли.

В течение следующих 200 лет было предпринято немало путешествий между Гавайями и Таити. В этот период гавайская культура все еще находилась под сильным влиянием культуры прародины. Однако в конце концов связь оборвалась, и гавайцы стали жить в полной изоляции. Они создали собственную великолепную культуру, богатую духовно и основанную на почитании земли. Их социальная система была строгой и упорядоченной.

Сотни лет гавайцы жили в относительной гармонии. Конечно, их правители нападали друг на друга, и война была обычным делом, но даже сражения подчинялись религиозным ограничениям. Периоды кровопролития и голода сменялись днями мира и изобилия.

Любой, кто хоть немного способен ощущать дух места, оказавшись на Гавайях, чувствует необычную атмосферу этих островов. Ее невозможно увидеть и трудно описать, но умиротворяющая гудящая энергия заставляет людей возвращаться сюда снова и снова.

Сначала кажется, что энергия исходит из самой земли, затем — что из окружающего океана и пресной воды и, наконец, из воздуха. Ее излучают и местные жители, особенно коренные гавайцы.

Ее можно почувствовать, спустившись в заросшую папоротником долину или прогуливаясь по пустынному пляжу. Впитать вместе с едой из выращенных здесь продуктов. У этой энергии есть имя: мана (духовная сила).

Почему мана Гавайев так отличается от существующей в других местах земного шара? Почему именно эти острова отмечены благословением духа, которое делает их такими живыми и активными?

Возможно, потому, что Гавайские острова появились недавно (с точки зрения геологии), окружены морем и населены уникальными видами птиц и растений. Сами гавайцы скажут, что боги вдвойне благословили это место.

Мана вулканизма, изоляции и эндемичных видов смешивается, создавая необычайно мощную форму духовной силы. Маной наполнено все вокруг: люди, камни, цветы, источники, сама земля. Именно этой жизненной энергии недостает людям, когда они покидают Гавайи, и потому они стремятся вернуться сюда.

В мире есть много красивых тропических островов, но нигде нет уникальной маны Гавайев. Если даже мы, живущие в мире науки, можем ощутить силу Гавайев, разве удивительно, что первые поселенцы считали их священными?

Они и были такими. Вся земля на всех островах принадлежала акуа — богам и богиням. Частная собственность на землю была под запретом. Вожди были хранителями земли, простолюдины трудились, чтобы обеспечить всех едой, а владели островами боги.

Здесь следует сказать несколько слов о гавайской социальной системе. На Гавайях использовалось строгое классовое разделение. Общество состояло из трех классов: алии, макааинана и каува.

Алии были правящим классом. Те, кто с рождения принадлежал к ним, происходили от богов и богинь и обладали божественным правом. Некоторые вожди считались акуа (богами) при жизни или становились ими после смерти. Алии обладали огромным количеством маны (духовной силы). Кахуна — известные люди знания — обычно относились к этому классу.

Правители и правительницы пользовались особыми привилегиями, недоступными простым людям, но их жизнь порой была трудной. Рассказов о жестокости алии предостаточно, но большинство вождей, похоже, отличались щедростью, считались добрыми правителями и искренне заботились о благополучии подданных. Некоторые гавайцы до сих пор ведут свою родословную от алии и еще дальше — от акуа.

Макааинана были простыми людьми. Они ловили рыбу и птиц, выращивали урожай, занимались ремеслом и кормили семьи. Без этих простолюдинов алии не смогли бы выжить. Отношения между алии и макааинана были взаимовыгодными.

Каува были сродни касте неприкасаемых в Индии. Им повсеместно отводилось униженное положение рабов. Их тень не могла упасть на другого человека, даже на простолюдина. Их отличали от макааинана по татуировкам на лбу и в уголках глаз.

Вероятно, каува были потомками побежденных племен. Их часто приносили в жертву. Они не имели никаких прав и привилегий и были вынуждены селиться в маленьких анклавах на отведенных им участках земли, как заключенные.

Рабство и человеческие жертвоприношения могут показаться отвратительными, но прошло уже больше ста лет с тех пор, как рабов специально завезли в эту страну, а на материковой части Соединенных Штатов рабство продолжало существовать спустя десятилетия после его официальной отмены на Гавайях. Хотя идея о принесении в жертву людей сама по себе неприемлема, большинство жертв были преступниками, а в Соединенных Штатах смертная казнь до сих пор совершается на законных основаниях.

Гавайи: земля и люди. Изучение новой культуры — сложная задача, поскольку мы, естественно, сравниваем ее ценности, религию и практику с нашими собственными. Принимая наш образ жизни за идеал, трудно увидеть внутреннюю ценность в любом другом.

Лишь оставив в стороне культурные предубеждения, мы сможем по-настоящему учиться, потому что перестанем оценивать новую информацию с оглядкой на собственные предрассудки и ожидания. Только непредвзятое мышление и готовность постигать новое помогают понять людей другой культуры.

Гавайская духовная традиция может показаться странной и чуждой, но в ее основе лежит определяющий принцип любой религии: контакт с божественным. Весьма полезно рассмотреть аспекты гавайской культуры с незападной точки зрения.

Рожденная в древней Полинезии, взращенная на невероятно красивых островах гордыми людьми, чьи предки рискнули всем в поисках нового дома, гавайская духовная традиция представляет огромную ценность и может многому нас научить. Среди ее уроков — почтение к земле, экологически бережное рыболовство и земледелие, разумное использование воды, прочность семейных уз, правильное отношение к религиозному разнообразию и представление о духовной силе, которая пронизывает все сущее.

Нам действительно есть чему поучиться.

Глава 2. Пути богов

«Амама уа ноа!» Старый жрец замирает, произнеся последние слова молитвы («Молитва отлетела»). Дюжина вождей преклоняет перед ним колени. Неподалеку, выстроившись полукругом, на них безмолвно взирают двухметровые деревянные идолы, но кахуна обращается не к ним.

Тишина. Вожди неподвижны. Жрец напряженно вглядывается в небо и землю в поисках знака, что боги получили ману молитвы.

Он смотрит на груды плодов, трав и цветов на алтаре. Не появится ли знак?

Внезапно ветер врывается в храм под открытым небом. В небе грохочет гром. Легкий прохладный дождь освежает землю. Кахуна улыбается: сразу три знака. Значит, боги приняли его молитву и Кане благословит людей обильным урожаем.

Гавайцы исповедовали многобожие. На разных островах, в разных семьях и профессиях почитали собственные божества. Поэтому древнюю гавайскую духовную традицию бессмысленно рассматривать с западной точки зрения. У них не было культа единого верховного божества, которому бы они неизменно поклонялись, а также отсутствовала настоящая иерархия божеств.

Древние полинезийцы, переселившись на острова, принесли с собой духовную традицию их прародины. Со временем им открылись новые божества земли, моря и воздуха. Некоторые уже известные боги пережили на Гавайях новые приключения. За многие века рассказы о рождении новых божеств стали настолько запутанными, что возникли совершенно противоречивые версии. Гавайцы говорят о «ка леху о ке акуа», то есть «400 тысяч богов и богинь».

Многие негавайцы слышали только об одном гавайском божестве — Пеле, но есть и бесчисленное количество других. Каждая сторона жизни была связана с божеством. Рыбаки молились богам рыбной ловли, строители каноэ — собственному богу, спортсмены — тем, кто покровительствовал их любимому виду спорта. Кроме того, в особых местах были приняты особенные культы (например, вулкан Килауэа на Большом острове — это дом Пеле). Многие птицы, морские существа и растения были не только связаны с тем или иным божеством, но и сами ими были.

Религия гавайцев не была безусловной верой в богов. Их отношения с богинями и богами основывались на наблюдении и опыте, а не на мистической теории. Такие отношения возникли из эмоциональных, интеллектуальных и чувственных переживаний, которые интерпретировались и осмысливались в соответствии с традицией.

В работе «Система полинезийской семьи Кау, Гавайи» Э. С. Крейгхилл Хэнди и Мэри Кавена Пукуи писали о гавайских акуа как о «личностях». Возможно, в этом и следует искать ключ к реальности богинь и богов в восприятии древних гавайцев. Именно способность олицетворять природные явления лежит в основе традиционной гавайской духовности.

Гавайцы…