Страсть. Тантрический путь к пробуждению
УДК 159.9
ББК 88.6
О44
Daniel Odier
Desire: The Tantric Path to Awakening
Перевод с английского Сергея Комарова
Дизайн обложки Арабо Саргсяна
Одье Д.
Страсть. Тантрический путь к пробуждению. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 192 с.
ISBN 978-5-9573-3553-5
В течение тысячелетий последователи тантризма использовали силу страсти как средство для достижения вершин мистического познания. А энергию, порождаемую ею, — для поддержания внутреннего огня, сжигающего эгоистические представления ума, и соединения с божественным началом.
В своей книге Даниэль Одье исследует техники тантры, которые позволяют в совершенстве овладеть управлением дыханием, мышлением и энергетическими процессами в нашем организме. Ведь, согласно тантризму, чтобы прийти к глубокой осознанности, необходимо в первую очередь идеально настроить свое тело.
Автор раскрывает многие из тайных практик, которые содержатся в главных тантристских трактатах, а также описывает важные техники сексуального ритуала, известного как майтхуна.
Тантризм — путь без страха и табу, объединяющий весь человеческий опыт с радостью, удовольствием, любовью и полнотой жизни.
Тематика: Психология / Практическая психология
Перевод на русский язык осуществлен с помощью агентства «Montse Cortazar Literary Agency» (www.montsecortazar.com).
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-9573-3553-5
ISBN 978-0-8928-1858-7 (англ.)
© 1999, 2001 by Daniel Odier
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2020
Оглавление
Часть I
Глава 1. Удовольствия или духовность?
Глава 2. Третий путь
Глава 3. Ностальгия по целостности
Часть II
Глава 4. Сила женщины
Глава 5. Мы — это то, что мы ищем
Глава 6. Дыхание: дверь нашей чувственности
Глава 7. Переживание целостности: первый опыт?
Глава 8. Прикосновение к миру
Глава 9. Суть реальности
Глава 10. Источник сознания
Глава 11. Наслаждение жизнью
Глава12. Желание и его объект
Глава 13. Высшая реальность
Глава 14. Непосредственное осознание
Глава 15. Звуки жизни
Глава 16. Сущность удовлетворения
Глава 17. Чувственность и сознание
Глава 18. Взаимодействие восьми видов сознания
Глава 19. Сила чувств
Глава 20. Освобождение себя от прошлого
Глава 21. Ароматы мира
Глава 22. Настройка инструмента тела на абсолютную любовь
Глава 23. Любовь, сексуальность, верность
Глава 24. Песнопения дакини, великая тайна
Глава 25. Взгляд на мир
Глава 26. Страсть
Глава 27. Страсть, эго, свобода
Глава 28. Вход в царство реальности, космическая чувственность
Глава 29. Сексуальный ритуал, майтхуна и путь левой руки
Глава 30. Тантрический оргазм для женщин
Глава 31. Тантрический оргазм для мужчин
Глава 32. Групповой сексуальный ритуал
Глава 33. Тантрический путь для Запада?
Часть III
Глава 34. Вопросы: сексуальность, желание, страсть, йога, экстаз, любовь, радость, наслаждение, пространство, красота, душевный покой
Примечания
Часть I
Глава 1. Удовольствия или духовность?
В течение последних нескольких десятилетий мы всеми способами пытались освободиться одновременно от нашего неистового материализма и надоевших религиозных традиций. На нас повлияла волна сексуальной революции; мы стремимся обрести силы в духовном, в самых разнообразных его формах. Предложения заняться «личностным ростом» множатся до безумия: сегодня у нас есть собственный шаман, духовный учитель, психотерапевт, специалист по гаданию на картах Таро или хрустальном шаре, ясновидящие и китайские или тибетские врачи, в то время как в прошлом у нас был семейный врач и у некоторых — психоаналитик. Движение Нью эйдж породило множество комбинаций из разных традиций и преуспело в превращении оригинальных мистических движений в самые скучные и фантастические комбинации.
К счастью, нам помогли тибетцы с их улыбками, чувством юмора, строгостью и глубокой мудростью — и не только они, но и суфийские учителя, учителя дзен и других форм буддизма, а также индуистские или индейские учителя, которые делают все возможное, чтобы их удивительные традиции стали известны в изначальном виде.
В нашу жизнь пришли самые тайные школы. Среди нас есть практикующие дзогчен1, бон2, натху3, адвайту4 и агхору5. Ежедневно появляются истинные учителя и шарлатаны; по всему миру одни за другими проходят учебные курсы и ретриты. Мы учимся ходить по огню или общаться с духами, неподвижно медитировать по двенадцать часов в день, входить в транс, дышать, как йоги и йогини, принимать позы, открывать свое тело и чувства, испытывать тантрический оргазм, читать мантры — если только мы не попадаем в сети сект, все более скрытых, но существующих повсюду для того, чтобы использовать наши мечты об абсолюте для печального отчуждения от фундаментальной свободы. Мы проходим инициацию, открываем чакры, возбуждаем кундалини, повторяем каббалистические формулы, поклоняемся всем земным божествам, беседуем с ангелами, переосмысливаем то немногое, что мы знаем о традициях, представляя это в удобопонятной форме, но, по существу, мы ищем одного и того же: как объединить опыт жизни в западном обществе с более глубоким сознанием, которое принесло бы нам счастье и примирило бы нас с нашей эмоциональной и чувственной природой.
Нам нужен путь, который не противоречил бы нашей жизни, и жизнь, которая не противоречила бы нашему пути. Короче говоря, мы хотим гармоничной интеграции духовного с материальным на понятном пути, не слишком оторванном от общей культуры. Мы хотим жить полноценной жизнью, не отвергая ее чудесного кипения; мы хотим испытывать светлую и волнующую радость, которая позволила бы нам всеобъемлюще чувствовать реальность.
Если мы посмотрим вокруг, то увидим людей, которые увлечены гедонистическими поисками удовольствия. Они пытаются жить страстями, и иногда им это удается. Они привязываются к материальному миру — и в конечном итоге оказываются в состоянии хронической неудовлетворенности, что толкает их на все более напряженные поиски. Эти люди часто эгоистичны; они оставляют за собой разрушения, но иногда мы втайне завидуем им, потому что считаем их свободными. Они вызывают у нас естественное и глубокое стремление к удовольствию. Переполняющая их энергия волнует нас, даже если мы делаем вид, что осуждаем их. Среди них есть и такие, кого коснулась благодать, и они открывают более тонкую жизненную силу в гедонистическом наслаждении. Некоторые из них являются глубокими философами.
В противоположность им мы находим людей, увлеченных духовным поиском и стремящихся очистить себя от желаний и страстей, пытаясь уменьшить их влияние на свою повседневную жизнь. Считается, что они мудры или находятся на пути к обретению мудрости. Они с гордостью заявляют, что принадлежат к духовной школе. Наблюдая за ними, мы иногда замечаем, наряду с их строгостью, признаки холодности и жесткости души и тела, а также некоторый недостаток спонтанности. Все их существо окружено ореолом боязни сексуальности. Они кажутся чрезмерно напряженными, а их добродетель — немного искусственной. Их терпимость имеет пределы, они часто немного фанатичны — действительно, все в них заставляет нас думать, что их равновесие шатко. Кажется, достаточно одного соблазнительного искушения, чтобы склонить их к невротическому стремлению к удовольствию, которое они осуждают в других. Некоторым из них удается отсечь свои страсти; они тоже обретают своего рода благодать и приближаются к тому, что обещали им учения.
Наше культурное и религиозное наследие, очевидно, говорит нам, что мы должны выбирать: духовное в обмен на телесное или телесное в обмен на духовное. Выдающийся исследователь дзен-буддизма Д. Т. Судзуки однажды сделал такой саркастический комментарий по поводу христианской традиции своим друзьям — американскому мифологу Джозефу Кэмпбеллу и психоаналитику Карлу Юнгу:
Природа противоположна человеку, человек противоположен природе; бог противоположен человеку, человек противоположен богу; бог противоположен природе, природа противоположна богу; очень смешная религия! [I]
Редко бывает так, что гедонистический поиск или духовный поиск с его отказом от телесного приносит нам счастье, гармонию и радость. Язык мистиков почти всегда направлен на объединение понятий, описывающих страсть и любовь, с понятиями, описывающими дух, что делает этот язык столь шокирующим для пуритан. В наших западных традициях мы часто осуждаем людей, охваченных страстью, будь то священники или ученые, философы или художники.
Разделение нашей чувственной и духовной природы порождает серьезные проблемы у приверженцев обоих путей. Мы традиционно отводим определенные периоды своей жизни на то, чтобы поочередно попробовать каждый из них. С разочарованными улыбками мы позволяем молодым людям предаваться страстям, желанию и чувственности, зная, что однажды они станут такими же, как мы, — усталыми и благонравными из чувства долга.
Некоторые люди упорствуют в этом поиске, и поэтому их безжалостно осуждают те, кто ожидает, что все присоединятся к ним. В среднем возрасте некоторых охватывает короткий приступ страсти, но затем они устают и снова успокаиваются, став жертвами всеобщего неодобрения. Иногда эта страсть оживляет их и делает счастливыми.
Сексуальная революция 1960-х годов уже много обсуждалась. Она оставила глубокий след в обществе, помогла освобождению женщин и позволила относиться к телу без лишних секретов. Сегодня мы открыто говорим о темах, к которым еще несколько десятилетий назад не осмелились бы даже приблизиться ни в одном журнале.
В эпоху, когда правит слово «коммуникация», когда в течение нескольких секунд можно получить доступ к неограниченному объему информации, мы жалуемся на потерю контакта со своим телом и другими людьми. Мы страдаем от глубокого одиночества, страдаем от того, что больше не прикасаемся друг к другу, страдаем от «виртуализации» чувств, выражения эмоций и чувственности. СПИД пробудил в нас такой уровень осторожности в сексе, что отношения между людьми таят в себе семя страха и вынуждают нас лишь к поверхностному контакту; наши тела едва ли имеют шанс войти в огромное пространство космической игры со всей страстностью и креативностью.
В один прекрасный день мы, несомненно, избавимся от этого фантома и познаем новый период сексуальной эйфории, безумия, радости, удовольствия. Затем эта вздымающаяся волна тоже превратится в более спокойные воды под влиянием какого-то еще неизвестного события или просто истощившись.
Итак, обречены ли мы непрестанно колебаться между этими двумя путями? Почти в каждом человеке, которого я встречаю, есть глубокое интуитивное знание о том, что существует третий путь. Мы слишком много страдали от фанатизма, насилия и изоляции; мы постепенно открывали себя миру и его разнообразию.
Сегодня мужчины и женщины ищут путь, который воссоединит эти противоположности с подлинной любовью и принятием всего богатства, которое несет в себе каждый человек.
Глава 2. Третий путь
В первые века нашей эры мистический путь, который восходит корнями по меньшей мере к 3000 году до нашей эры, произвел революцию в индуизме и некоторых школах буддизма. В то время все эти традиции были пронизаны кра…