Йога круглый год. Сезонный подход к вашей практике

УДК 294.5

ББК 75.6

Ш63

Jilly Shipway

Yoga Through the Year:

A Seasonal Approach to Your Practice

Перевод с английского Анны Рудашевской

Дизайн обложки Натальи Рыловой

Шипвей Дж.

Йога круглый год: сезонный подход к вашей практике. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 224 с.

ISBN 978-5-9573-3563-4

Слово йога можно перевести как «союз», — союз противоположных энергий внутри нас. Благодаря практике йоги мы учимся уравновешивать их и обретаем гармонию в душе и жизни.

Сезонная йога — это особая практика. Она учитывает влияние, которое оказывает движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ведь именно из-за этого происходит чередование циклов дня и ночи, света и тьмы, лета и зимы.

Отличие предлагаемого издания от всех прочих — в принципах настройки на тонкие изменения, которые приносит с собой каждое время года. Автор учит нас быть чувствительными к колебаниям настроений и состояний, связанных со сменой сезонов. Кроме того, в доступной форме объясняет ключевые принципы философии йоги, дает необходимые визуализации и медитации.

Вы держите в руках не просто руководство по йоге, но путеводитель, который приведет вас к познанию природы вашего истинного «Я» и окружающего мира. Джилли Шипвей уверена, что вы будете возвращаться к этой книге на протяжении многих лет, черпая мудрость в описанных практиках и медитациях, заряжаясь энергией Колеса года. А накопив опыт, сможете подобрать собственный ритм практики для каждого сезона.

Тематика: Эзотерика / Йога / Медитации

Опубликовано с согласия Llewellyn Publications Woodbury MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3563-4

ISBN 978-0-7387-5691-2 (англ.)

© 2019 by Jilly Shipway

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2020

Оглавление

Предупреждение

Благодарности

Введение. Возвращение к единой йоге от сезона к сезону

Глава первая. Практика сезонной йоги

Глава вторая. Весеннее равноденствие

Глава третья. Переход от весны к лету

Глава четвертая. Летнее солнцестояние

Глава пятая. Переход от лета к осени

Глава шестая. Осеннее равноденствие

Глава седьмая. Переход от осени к зиме

Глава восьмая. Зимнее солнцестояние

Глава девятая. Переход от зимы к весне

Заключение. Любой конец — это новое начало

Библиография

Рекомендованные источники

Об авторе

Отзывы о книге «Йога круглый год»

Предупреждение

Перед началом любой новой программы упражнений рекомендуется обратиться к врачу. Только вы несете полную ответственность за собственное здоровье и должны правильно оценивать свои силы. Прежде чем практиковать асаны так, как описано в этой книге, убедитесь, что вы достаточно осведомлены об их правильном выполнении, и не рискуйте выходить за пределы вашего уровня опыта и комфорта. Издатель и автор не несут ответственности за какие-либо травмы, которые могут возникнуть в результате выполнения данных практик, и рекомендуют читателям при их применении опираться на здравый смысл.

Благодарности

Спасибо вам, земля, луна и солнце, за бесконечную смену ритмов и сезонов в нашей жизни. Вы — основа основ моей книги о сезонной йоге.

Спасибо, йога, за то, что ты нашла меня, когда я была растерянным, несчастным, хотя и не теряющим надежду подростком. Спасибо за твою красоту и разнообразие и за все интересные места, где я побывала. Благодаря тебе я поняла, что мир полон возможностей.

Гленни Киндред и Рут Барретт, спасибо за огромную работу, которую вы обе проделали для «Колеса года», ставшего для меня неисчерпаемым источником информации.

Джудит Ласетер и Донна Фархи, благодарю за то, что показали мне, как связать жизнь с йогой и йогу с жизнью.

Спасибо всем замечательным авторам, учителям и практикам, которые обогатили мое представление о том, что такое йога и чем она может быть.

Хочу выразить чрезвычайную благодарность Анжеле Викс, редактору издательства «Левеллин Пабликэйшнс». Я считаю Анжелу восприемницей этой книги! Анжела и ее команда помогли мне оформить текст, и я очень ценю все их указания, помощь и поддержку. Особая благодарность Лорин Хейнеман, Линн Мэнтурвек, Шеннон МакКьюэн, Кэт Сэнборн, Анне Левин и Молли МакГиннис.

Спасибо тысячам людей, которые посетили мой сайт, посвященный сезонной йоге, особенно тем, кто связался со мной, чтобы поделиться своими мыслями в отношении сезонного подхода в йоге.

Мне очень повезло, что благодаря преподаванию мне есть с кем разделить мою любовь к йоге, и потому огромное спасибо всем моим ученикам. Некоторые из них были со мной в течение долгих лет и многому меня научили. Спасибо также моим коллегам, учителям йоги и друзьям за их дружбу и поддержку.

Я очень благодарна моим самым первым читателям за их проницательные отзывы о начальных главах этой книги. Я действительно ценю ваш опыт, дружбу и поддержку на этом, порой тернистом, пути. Спасибо Джуди Бренан, Клэр Холмс, Лотти Хоси, Линде Пул, Элисон Джонс и Ульрике Шаде.

Спасибо Рози Бернард, моей племяннице, за воодушевление и помощь в написании этой книги.

Сью Аллен, остеопат, спасибо за годы целительной терапии, за то, что твои руки поддерживали на плаву мой корабль!

Кэй, дочь моя, спасибо за ту радость и счастье, которые ты приносишь в мою жизнь. Я действительно ценю то, как ты поддерживала меня все то долгое время, пока я писала эту книгу!

Саймон, муж мой, большое спасибо за все, что ты делаешь для меня, и за все, что стало возможным благодаря тебе. Ты, как солнце, освещаешь мою жизнь в любое время года.

Введение. Возвращение к единой йоге от сезона к сезону

Если бы йога тысячелетиями передавалась по женской линии от матери к дочери, какой бы была настоящая женская йога?

Желание найти ответ на этот вопрос привело меня на путь сезонной йоги. Отцом йоги считается Патанджали, и на протяжении тысячелетий йога передавалась по мужской линии от отца к сыну. Но если бы у Патанджали была сестра, то какое учение о йоге передала бы нам она? Если бы ее мудрость стала частью древнего канона, может быть, мы вели бы себя иначе как на коврике для занятий, так и в жизни?

Во время медитации я обратилась к воображаемой сестре Патанджали с просьбой указать мне путь к созданию системы подлинной единой йоги. Вот какой ответ пришел ко мне: «Слушай землю — и все. Слушай землю».

Йога-сутры Патанджали делятся на четыре пады. Это подсказало мне идею разделить свои изыскания на пады, по одной на каждое время года: весну, лето, осень и зиму. Так родилась сезонная йога.

Почему произошло разделение йоги

Стремясь воссоздать систему единой йоги, я искала первоисточники, которые могли бы объяснить, почему йога разделилась на мужскую и женскую, назвали бы причины того, что женщины стали духовно бесправными. По-видимому, если бы у Патанджали была сестра, ей бы запретили изучать священные тексты или читать мантры, поскольку женщина считалась изначально греховной и нечистой, в том числе из-за своих природных месячных циклов. Женщине бы не доверили священное знание как неподходящему кандидату1.

Зная это, особенно интересно вспомнить, что согласно древнему преданию именно женская энергия дала начало йоге. Я читала не в одной книге увлекательную историю о том, что изначально Богу приписывали женскую сущность2. В индуистских писаниях говорится, что Богиня изобрела алфавит и начертала первые слова на каменных плитах3, что именно женщины нанесли на карту звезды и фазы луны, что когда-то менструальная кровь считалась священной, а деторождение — поводом для праздника и гордости, что мужчина и женщина вместе хранили священный огонь. Им обоим была доверена нить сакрального знания, которую они передавали из поколения в поколение.

Саму землю почитали как богиню, и священное ежедневно являлось людям в обыденной жизни.

Вспоминаются мне и захватывающие предания о материнских источниках йоги. Патанджали часто упоминается как отец йоги. Менее известно, что у Патанджали была мать и звали ее Гоника4. Гоника была мудрой женщиной и искала преемника, которому она могла бы передать йогическое знание. Однажды, стоя у реки напротив водопада, она зачерпнула горсть воды и с поклоном подняла руки к солнцу со словами: «Это знание пришло от тебя. Позволь мне вернуть его». И тогда прямо к ней в ладони, сложенные в молитвенном жесте, с неба упала змея, которую она нарекла Патанджали. Пата означает одновременно «змей» и «упавший», а анджали — почтительный жест ее сложенных рук.

Патанджали не был «отцом» йоги. По-видимому, он только свел воедино полученные от матери Гоники знания в общий трактат Йога-сутры. Легенда гласит, что йога, которую унаследовали Патанджали и Гоника, родилась из чрева самой земли. Животворящее чрево породило йогу, которая затем передавалась из поколения в поколение5.

Появившись в этом мире, йога принесла с собой дух единства, но со временем он был утрачен. Около 200 г. н. э. мудрец Патанджали составил Йога-сутры, свод из 196 наставлений, которые легли в основу методического руководства по практике йоги. Эти отрывочные знания устно передавались по мужской линии от отца к сыну.

Патанджали принадлежал к классической философской школе санкхья и считал, что в основе всего сущего лежат два изначальных, взаимозависимых принципа: пуруша — чистое сознание, которое исходит от мужчины, и пракрити — природное начало, заключенное в женщине. Пуруша — наблюдатель, видящий, а пракрити — наблюдаемое, видимое.

Пракрити — женское начало, дает жизнь и создает видимый материальный мир. Цель йоги, как учат Йога-сутры Патанджали, заключается в достижении состояния просветления через преодоление материи. Это дуалистическая, трансцендентальная философия, которая описывает шаги, необходимые йогину, чтобы освободиться от пут материального мира и таким образом достичь состояния чистого сознания (самадхи).

Классическая школа йоги, основанная на труде Патанджали Йога-сутрах, называется раджа-йога, или «царский путь», — это путь к трансцендентальному, который ставит мужской дух (пуруша) выше женской материи (пракрити). Так происходит раскол между природой и духом. Небо и земля больше не сосуществуют. Отныне они располагаются на параллельных линиях, которые никогда не пересекутся. Женщины ближе к земле, они менструируют и рожают, а потому считаются нечистыми. Они греховны по своей сути, им не дано идти путем духа. Мужчины ближе к небу, они больше не поклоняются земле, а обращаются к небесным богам. Канон йоги, основанный на подобном разделении полов, на протяжении тысячелетий создавался группой людей, которые не имели представления о том, что такое менструация, беременность, роды, кормление грудью или менопауза, и, таким образом, вобрал только половину общечеловеческого опыта.

Воссоздание колеса йоги

Почему так важно представлять, как воспринимали женщину во времена, когда Патанджали составлял свои Йога-сутры? Так уж ли далеко современная йога ушла от этих представлений? Нам по-прежнему советуют помнить, что йога, которую мы практикуем, следует истинной традиции, и традиция эта мужская, передававшаяся от отца к сыну на протяжении тысячелетий.

Чтобы создать подлинную систему единой йоги, мы должны вновь соединить небо и землю, и тогда заново откроется духовное в повседневной жизни. Дух больше не витает за пределами материального мира, а незримо присутствует внутри всего живого. Отвергая женщин и землю как нечто нечистое и лишенное духа, мы создаем ад на земле. Уважая оба пола и воспринимая их как важную часть духовной жизни, мы творим рай на земле.

Хорошая новость в том, что, объединив усилия, мы можем вместе создавать здоровую, полезную, целительную йогу. Каждый раз ступая на коврик, мы заново изобретаем ее. С каждым вдохом, с каждым движением мы учимся слушать и любить свое тело и следовать естественным природным ритмам и циклам. Таким образом, йога может стать целительным бальзамом, возвращающим здоровье. Конечно, как и в случае с любым другим навыком, потребуется практика и дисциплина. Переосмысливая йогу, все мы становимся богаче. Люди обоих полов смогут наслаждаться йогой, снова ставшей единой, ибо небо и земля воссоединились.

Объединение йоги с годовыми циклами

Слово йога можно перевести как «союз», то есть брак. Этот союз, или брак, между дополняющими друг друга противоположностями помогает нам обрести гармонию в жизни. Хатха-йога учит нас смотреть внутрь себя и открывать в теле энергии солнца и луны. Благодаря практике йоги мы учимся уравновешивать нашу ха, солнечную энергию, и тха, лунную энергию.

Естественно, что центром исследования сезонной йоги будет солнце. Земля вращается вокруг собственной оси и вокруг солнца. Именно благодаря тому, что наша планета вращается вокруг солнца, происходит чередование циклов дня и ночи, света и тьмы, лета и зимы.

В двадцать первом веке жизнь несется стремительно и неумолимо. Мы включены в этот поток двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Многие из нас работают все больше часов, и все меньше времени остается на человеческое общение, что не может не влиять на наши тело, разум и душу. Границы между общественным и личным пространством становятся все более расплывчатыми, и потому так сложно отвлечься и найти время, чтобы просто побыть наедине с собой. Нельзя не признать, что у современной жизни много преимуществ, но пренебрегать собственными природными ритмами и естественными циклами земли опасно для здоровья. Объединяя осознанное следование природным ритмам с практикой йоги, мы открываем путь, ведущий к более разумному, здоровому, сбалансированному и гармоничному образу жизни.

В природе есть постоянные циклы приливов и отливов: солнце встает и садится, поднимаются и опускаются воды океана, растет и убывает луна. Цветок, сердце, луна, океан — у всего есть ритм. Растения распускают свои венчики с рассветом и закрывают их на закате. Год приходит и уходит в вечном танце солнечного света и тени. Как и у луны, у года есть свои периоды роста и угасания. Осознание годовых «приливов» и «отл…