Извилистый путь. Введение в традиционное колдовство
УДК 133.4
ББК 86.4
К34
Kelden
The Crooked Path
An Introduction to Traditional Witchcraft
Interior illustrations by Llewellyn Art Department
Перевод с английского Евгении Жарковой
Дизайн обложки Юлии Давыдовой
Келде
Извилистый путь: введение в традиционное колдовство. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 288 с.
ISBN 978-5-9573-3617-4
«Извилистый путь» — это глубокое, лаконичное и написанное доступным языком руководство по традиционному колдовству для современного практика.
Книга как метафорическое путешествие, где каждая глава — это еще один этап. Автор дает определение и рассказывает историю традиционного колдовства, уделяя внимание его различиям с Виккой.
Вы узнаете, как установить крепкую связь с окружающей природой, проводить ритуалы, создавать амулеты, путешествовать в другие миры. Познакомитесь с фольклором и будете вдохновлены его неисчерпаемой мудростью.
После заключительной части книги вы возьмете все, что узнали из нее, и соберете кусочки воедино таким образом, чтобы создать собственную практику традиционного колдовства.
Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика
Опубликовано с согласия Llewellyn Publications Woodbury MN 55125 USA. www.llewellyn.com
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-9573-3617-4
ISBN 978-0-7387-6203-6 (англ.)
© 2020 by Kelden
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2020
Отзывы об «Извилистом пути»
«Доступный и обаятельный Келден ничуть не менее серьезен и внимателен, чем самые уважаемые учителя традиционного колдовства, но его свежий, простой способ подачи оценят и новички, и „ветераны“. Хотите ли вы найти собственный путь в традиционном колдовстве или вам просто любопытно узнать об этой разновидности ведовства, становящейся все более распространенной, — это книга, которая вам нужна».
Торн Муни, автор книги «Традиционная Викка»
«В „Извилистом пути“ Келден учит нас, как овладеть фундаментальными аспектами традиционного колдовства и мистицизма. От сбора природных материалов до практик, связанных с луной, и шабашей ведьм, эта книга — сокровищница полезной информации и вдохновения, без которых не обойтись традиционной ведьме. Очень рекомендую».
Дэвин Хантер, автор «Книги ведьмовских тайн»
«„Извилистый путь“ — книга, которую ждали все мы. Келден включил в нее все сведения, которые могут понадобиться новичку в традиционном колдовстве, от основных приемов до пересечения изгороди. „Извилистый путь“ полон исторического фольклора, ритуалов и упражнений, которые станут подкреплением для вашей собственной практики. Эту книгу необходимо прочесть всем, кто хочет работать с реальностью, лежащей за пределами физической, и принять свою внутреннюю ведьму».
Мэгги Элрем, соавтор книги «Традиционная колода ведьмы»
«В намерения Келдена входило создать всеобъемлющее введение. Это насущная, ясная, честная и умная, можно даже сказать, хитрая книга. Это книга, которую я рекомендую интересующимся традиционным ремеслом как способ изучить загадочные традиции и методы, большей частью таинственные и берущие начало в других мирах».
Геде Парма, автор книги «Экстатическое ведьмовство»
«Келден успешно справился со сложной задачей — свести ключевые моменты и темы традиционного ремесла в понятную и гибкую систему. Это практики для обычных людей, и „Извилистый путь“ доказывает, что их глубина и сила не нуждаются в неприступных словесных изысках. Это вневременная и притом удивительно современная деятельность».
Дэвид Солсбери, автор книги «Глубинная сердцевина ведовства»
«„Извилистый путь“ — лаконичное, доступное и одновременно очень точное руководство по традиционному колдовству для современного практика. Эта чудесная книга соединяет практические открытия с вдохновенными мифами и историческим контекстом без вмешательства эго и вымученного оккультизма, который портит столь многие книги этого жанра. Пусть Келден станет проводником в исследовании этих тайн и овладении ими, поможет обрести уверенность и найти собственный подлинный путь колдовства».
Лаура Темпест Закрофф,
автор книги «Узор перехода»
«Черпая информацию из многих источников, Келден приводит историю, а также ритуалы и предания, которые становятся для читателя подспорьем для начала уникального путешествия в ведьмовство и открытия собственной магической силы (или возвращения ее)».
Сторм Фэйривульф, автор книги
«Запретные тайны волшебного колдовства»
«„Извилистый путь“ Келдена дает живое представление о принципах и практике традиционного колдовства. Соединяя историческую информацию с простыми и доступными инструкциями и рецептами, книга приглашает читателя приспособить свое ремесло к привычной среде. Келден уделяет особое внимание фольклору Старого и Нового света, создавая книгу, которая становится важным звеном в цепи, связывающей традиционное колдовство с сегодняшним днем».
Николас Пирсон,
автор книги «Камни богини»
«Келден искусно обращается с традицией, в которой столь же много различных верований и приемов, сколько и практиков… „Извилистый путь“ — превосходное подробное введение в сложные перипетии традиционного колдовства».
Foreword Reviews
Информация в данной книге взята из исторических и фольклорных источников, а также из личного опыта. Она ни в коей мере не заменяет традиционную медицину, в том числе профессиональное лечение психического здоровья. Автор и издатель не несут ответственности за любой ущерб или неблагоприятные последствия, причиненные применением информации, приведенной в книге. Не употребляйте внутрь ядовитые или незнакомые растения, будьте осторожны, прикасаясь к ним. Пожалуйста, сохраняйте здравый смысл, используя любые указанные практики, а при необходимости обращайтесь за консультацией к квалифицированному врачу.
Книга, которую вы собираетесь прочесть, никогда не появилась бы, не будь в моей жизни чудесных людей. Прежде всего, я бы хотел поблагодарить свою семью — маму, папу, Брианну и Колтона. Семья для меня — все, а любовь, что мы испытываем друг к другу, есть самая мощная магия, какую я когда-либо встречал. Спасибо моим подругам Диане, Мэгги, Дане, Саре и Марине, которые всегда прикрывали мне спину и поддерживали мои мечты. Благодарю коллег-писателей из Patheos Pagan, которые постоянно побуждали меня совершенствоваться в ведьмовстве и литературном ремесле. Я глубоко признателен команде издательства «Ллевеллин» за веру в меня и мое видение этой книги. Также хочу сказать спасибо Джемме Гэри за изящное предисловие. И в конце, как обычно, моя благодарность Отцу-колдуну и Матери-ведьме, духам моих предков и моей земли, народу фей и моему духу-фамильяру.
Оглавление
Предисловие
Введение
Часть I. Что такое традиционное колдовство?
Глава 1. Определение традиционного колдовства
Глава 2. Историческое развитие традиционного колдовства
Часть II. Работа с магией
Глава 3. Основы магии
Глава 4. Инструменты традиционной ведьмы
Глава 5. Ритуалы традиционного колдовства
Глава 6. Колдовство
Часть III. Работа с Иным миром
Глава 7. Отец-колдун и Мать-ведьма
Глава 8. Предки, фамильяры и двойники
Глава 9. Путешествие в Иной мир
Часть IV. Работа с природным окружением
Глава 10. Работа с природным окружением
Глава 11. Растения, камни и животные
Глава 12. Времена года, погода и планеты
Часть V. Размышляем об извилистом пути
Глава 13. Создаем собственную практику традиционного колдовства
Заключение
Прощание ведьмы
Глоссарий
Библиография
Об авторе
Предисловие
Истоки и мудрость современного колдовства — непростой вопрос, а его традиции и разновидности подобны клубку из множества нитей. Погружаясь в прошлое к самым древним истокам, мы находим там верования, давшие силу тем, кого считали «нарушителями границ дозволенного» и боялись из-за умения манипулировать (а иногда и исцелять) силами, что издавна объяснялись союзами с дьяволом, духами-фамильярами или другими посланниками Иного мира. Мы распутываем нити связей, ведущих к древним «белым ведьмам», заклинателям и целителям из сельских и городских общин, чьим ремеслом была практическая магия, прорицание, благословения или снятие злых чар в зависимости от потребностей и пожеланий тех, кто готов заплатить.
Здесь прослеживается определенная преемственность: хотя некоторые целители черпали знания и силы из магических текстов, которыми они, по-видимому, владели, предания рассказывают и о тех, кто работал с фамильярами и встречался с духами и сверхъестественными существами, благодаря их помощи обретая способность лечить, прорицать и снимать порчу, насланную злонамеренными колдуньями.
В Британии данная разновидность ведьмовства достигла расцвета в XIX веке, а затем постепенно угасла и почти исчезла к 1930-м годам. Однако, хотя упадок был очевиден, перемены и сдвиги начались уже давно. Тайные братства посвященных, групповой оккультизм и популярный спиритуализм расцвели в XVIII и XIX веках; так появилось идейное пространство, благодаря которому некогда одинокие практики целительства и колдовства объединились в кланы, ложи и ковены с целью обобщить, развить и продолжить практиковать свои искусства и таинства.
Впервые, что крайне важно, колдовство стало доступно общественному сознанию благодаря публикациям Джеральда Броссо Гарднера. Это была презентация колдовства для широкой публики, и потому Гарднер вознамерился переработать и соединить фрагменты своих знаний о колдовстве, пройдя инициацию в 1930-х годах. Благодаря интересу к язычеству эпохи романтизма, франкмасонству и церемониальному оккультизму Гарднер смог создать красивую и работоспособную систему церемониального языческого колдовства для новой эры Водолея.
Однако появлялись и другие традиции и версии ремесла, часто противоречащие Гарднеру и его нововведениям и, как утверждалось, представляющие собой догарднеровский, «древний» подход. Обычно в них уделялось большое внимание искусности, менее формализованному ритуалу и гностическому мистицизму, обращенному к природе, скрытому присутствию, миру духов и фольклорным практикам. Так родилось движение традиционалистов, включившее тех, кто заявлял о причастности к древним традициям и черпал вдохновение из исторического колдовства, ставшего альтернативой Викке.
Хотя, безусловно, гарднерианское видение оказалось невероятно мощным и прекрасно соответствовало потребностям многих, кого привлекал такой подход к тайнам, в наши дни, вне всякого сомнения, возрождаются и те стороны ремесла, что сосредоточены скорее на практической стороне, а не на ритуальной. Их вдохновляло ремесло, коренящееся в уединенных местах силы, полных божественного присутствия, откуда можно черпать мощные благие влияния, соединиться с духами-союзниками и пересечь грань между мирами. Вокруг так много материальной магии растений, минералов и костей — стоит лишь выйти за ограду, в поле и в лес, к водным берегам. Используя такие духовные силы и инструменты самой природы, огромное число поклонников искусства магии сегодня обращается к практикам ведьмовства — благословению, изгнанию и наложению чар, созданию амулетов, заклинаний и талисманов.
Хотя в древнем ремесле духовные силы и мудрость, нашептанная в диких безлюдных уголках природы, — главные учителя, неоценимо и слово того, кто много раз вступал в круг мудрых. Однако возможность иметь такого наставника есть не у многих, как мало и тех, кто может разделить тепло и мудрость у очага сообща, с ковеном или кланом. И потому именно книги, самоотверженные, проникновенные и прожитые на личном опыте, помогают избежать всех опасностей, подстерегающих на пути традиционного ведовства, и могут стать лучшим учителем.
Кто ищет, тот найдет наставника на этих самых страницах, ведь Келден оставляет за скобками все несущественное и призывает потенциального спутника пойти дальше и изучить методы, которые ведут к самой сути древнего ремесла. В этой книге искусно сочетаются внутренняя работа, развивающая крепость и самообладание, силу и ее применение, методы изготовления и освящения инструментов для колдовства, в которых соединяются мощь, символизм и форма, секреты ведовского ритуала и церемонии, а также практическая магия снадобий, создания амулетов и заклинаний. Книга рассказывает и о тайнах фамильяров и призраков, создании эффективных отношений с предками, миром духов и земли.
Моя личная практика черпает вдохновение из многих источников, и поэтому я вижу свежесть этой книги также в отсутствии пренебрежения к другим формам ремесла. Как однажды написал Сесил Уильямсон, «те, кто занимается колдовством, во многом разобщены и называют методы других групп прогнившими»1. Такая особенность давно отравляет вновь возрожденное ремесло. Однако в работе Келдена признается тот факт, что все ветви ремесла движутся в разных направлениях, но берут начало от одного старого, сучковатого и узловатого ствола, сплетенные корни которого уходят далеко под землю.
Перед теми, кого манит традиционное колдовство и живое искусство ведьм, перед мудрыми женщинами и мужчинами-чародеями открывается полный развилок и поворотов, свитый подобно кольцам змеи извилистый путь.
Джемма Гэри, июль 2019 года
Введение
С самых ранних лет ведьмовство и магия рождали во мне живое любопытство. Не могу припомнить периода, когда бы я не интересовался ведьмами, привидениями и феями. БÓльшую часть детства я провел, играя в лесу поблизости, собирая травы, сооружая домики для фей и читая книги с заклинаниями. Я чувствовал себя почти как дома среди деревьев, подружился с птицами, оленями и различными духами. Именно в лесах я впервые ощутил связь с высшей силой или божеством. Но, в отличие от Бога, о котором мне рассказывали в те краткие моменты, когда я бывал в церкви, эти силы, чем бы они ни были, не казались далекими или чужими. Наоборот, мы пели вместе в лунном свете и танцевали под огромным дубом. Когда день не ладился, я сворачивался калачиком на земле, и они обнимали меня, пока я лил слезы. Я жил в зачарованном мире, где у каждого растения и камня был дух, сама луна была богиней, а магия текла с кончиков моих пальцев.
В одиннадцать я открыл для себя Викку, бродя по интернету (тогда это было относительно новое изобретение) в поисках информации о колдовстве. Узнав, что в мире есть и другие люди, считающие себя ведьмами и колдунами, я приободрился. Это означало, что я не настолько одинок, как мне порой казалось, и что в моих убеждениях — а они сильно отличались от убеждений всех тех, кого я знал, — есть правда. С этого момента началась моя самостоятельная, эклектичная практика Викки. Мне повезло — родители поддерживали меня и купили мне первые книги по Викке и колдовству, а я читал все, что попадалось под руку. Однако к моменту поступления в колледж я ощутил какую-то перемену: я достиг предела своего пути. Книги, которые я читал, все чаще казались ненужными, и даже те ритуалы, что я проводил бессчетное количество раз, будто стали пустыми и безжизненными. Чтобы реанимировать практику, я попытался более глубоко изучить историю колдовства. Я обратился к книгам, написанным первопроходцами современного колдовства — Джеральдом Гарднером, Дорин Вальенте, Джанет и Стюартом Фаррарами, Алексом и Максин Сандерсами. Затем я стал копать дальше, используя ссылки и библиографии, чтобы найти еще более давние источники. В процессе этих изысканий я совершенно ясно понял две вещи: во-первых, Викка гораздо глубже, чем она зачастую преподносится в популярных, легкодоступных книгах, а во-вторых, несмотря на мою окрепшую любовь и уважение к Викке, она больше не является для меня верным путем.
Именно изучая историю Викки, я обнаружил другую ветвь колдовства, которая показалась мне ближе. Я почти упустил из виду эту тайную тропинку, ведущую прочь от главной магистрали. Я продрался сквозь колючий терновник, и передо мной открылся новый путь, неотделимый от живой природы вокруг меня. Он был топким, натуральным, диким. Ремесло тех, кто шел по этому пути, вершилось в саду и на кухне, в этом мире и в Ином. Я словно бы вернулся в детство, в мир сказочных ведьм и магии, духов-фамильяров, зелий из ядовитых трав и заклинаний, что шепчут ветру. Слова и ритуалы шли от сердца, произносились и исполнялись колдуном в экстазе, в окружении духов. Он основывался на потомственной мудрости предков, был полон чар их историй, будь они правдой, вымыслом или чем-то посередине. Этот путь казался таинственным, увлекательным и неизбежным. Это был извилистый путь традиционного колдовства.
Теперь, спустя десятилетие, я ощущаю, что глубоко укоренился в практике. За годы я стал заядлым исследователем, писателем и оратором на тему традиционного колдовства, а также истории и фольклора колдовства в целом. Я публиковал эссе в различных книгах, проводил семинары, вел блог и принимал участие в создании колоды карт для прорицаний. Многое изменилось с тех пор, как я впервые вступил на извилистый путь, и это еще мягко сказано. Однако, размышляя о начале исканий, я пришел к выводу, что мне в то время не хватало лишь одного — качественной книги для начинающей традиционной ведьмы, что помогла бы мне на этом пути.
Почему это важно
Заинтересовавшись традиционным колдовством, я вскоре обнаружил разницу между количеством доступных материалов, посвященных этому пути, и теми, что сосредоточиваются на Викке. Только в последние десять лет или около того книги о традиционном колдовстве начали публиковать чаще. Следовательно, мне не приходилось выбирать из большого количества книг, а еще меньше книг было написано для новичков. Подавляющее большинство книг по традиционному колдовству предназначалось для тех, у кого уже были определенные предварительные познания и опыт. К несчастью, это может привести в замешательство новичков, поскольку им не хватает объяснений основных тем. Ситуацию усугубляет то, что некоторые из этих материалов совершенно непонятны, поскольку написаны слишком сложным, напыщенным языком. Все эти факторы чрезвычайно мешали новичкам найти опору для начала практики, а некоторых и вовсе отвратили от этого пути.
Еще одна проблема, которую я отметил в некоторых книгах по традиционному колдовству, — абсурдное количество материала, посвященного попыткам провести различия между ним и Виккой. Большей частью это связано с периодом написания данных книг, когда Викка была по-прежнему в центре и в авангарде всего, что связано с колдовством. Следовательно, важнее всего было провести границу, поскольку люди были менее знакомы с невикканскими формами ремесла. Даже в наши дни полезно упомянуть о том, как эти ветви соотносятся друг с другом. Но если каждая тема в книге сопровождается обличительной речью о том, что это совершенно отличается от Викки, мы утрачиваем суть. Конечно, стоит также учесть и раздражающую привычку высмеивать Викку — это мелочно и, соответственно, лишает автора доверия.
Работая над текстом «Извилистого пути», я поставил цель создать книгу, которую мне хотелось бы иметь, впервые обратившись к методам традиционного колдовства, книгу, в которой отсекается все ложное, а материал представлен в практичной и доступной манере. Кроме того, я вознамерился написать исследование традиционного колдовства, где его связи с Виккой обсуждаютс…