Экошаманизм. Священные практики единства, силы и исцеления Земли
УДК 130.122
ББК 86.4
Э64
James Endredy
Eco-shamanism. Sacred Practices of Unity,
Power and Earth Healing
Перевод с английского Н. С. Микшиной
Художественное оформление обложки А. М. Солохиной
Эндреди Дж.
Экошаманизм. Священные практики единства, силы и исцеле-ния Земли. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 448 с.: ил. — (Ритмы Земли).
ISBN 978-5-9573-3671-6
Джеймс Эндреди — учитель и духовный наставник. Более четверти века он изучал шаманские практики, сотрудничал с кавитеро, ламами, сиддхами и специалистами в области экопсихологии. Эндреди принимает активное участие в общественной жизни, пишет книги, проводит семинары.
Проблемы, связанные с состоянием окружающей среды, а также кризис духовных ценностей, наблюдаемый в современном обществе, привел человечество к осознанию необходимости восстановления баланса в отношениях с Природой.
Сегодня задача шаманов состоит в том, чтобы создать духовную среду, благоприятствующую восстановлению экологии Земли, возрождению почтительного отношения человека к Источникам жизни.
В книге даются практические рекомендации по тому, как сделать свою жизнь более естественной и гармоничной, как обращаться с природными ресурсами, приводятся шаманские техники личностной трансформации.
Книга предназначена для всех, кого волнуют проблемы потери нашей глубинной связи с Землей, кто хотел бы внести свой посильный духовный вклад в дело восстановления и исцеления Природы.
Тематика: Эзотерика / Парапсихология
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA, www.llewellyn.com.
Внутренние иллюстрации: Llewellyn art department
ISBN 978-5-9573-3671-6
ISBN 978-0-7387-0742-6 (англ.)
© 2005 James Endredy
© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО «Издательская группа «Весь», 2010
Оглавление
Благодарности
Источники информации
Введение
Глава 1. Навстречу новому миру: новое слово о новом веке
Экошаманизм: исцеление от травмы
Шаманское видение мира
ШСС и ЭСС
Шаманский обряд посвящения и измененные состояния сознания
Глава 2. Экошаманизм как проект
Работа на уровне сознания
Работа на уровне тела
Работа на уровне окружающей среды
Работа на уровне духа
Глава 3. Контрпрактики: искусство противодействия
Перевернутый мир: введение в искусство противодействия или контрпрактики
Просветляющий метод
Страдания нужные и ненужные
Контрпрактика 1: системный взгляд
Спиралевидная реальность
Контрпрактика 2: спирали
Глубина
Инструмент для контрпрактики: стенд, закрепляемый на дереве
Контрпрактика 3: глубина видения
Контрпрактика 4: сенсорная глубина
Контрпрактика 5: концентрические круги
Контрпрактика 6: искусство плыть по течению
Оборотная сторона строительства — разрушение
Контрпрактика 7: временные строения
Контрпрактика 8: пост
Контрпрактика 9: позвольте телу вести вас
Когнитивные карты
Контрпрактика 10: органическая карта
Контрпрактика 11: чувство места
Контрпрактика 12: карта памяти
Питание
Продукты, привезенные издалека, и производство продуктов питания
Контрпрактика 13: путешествие пищи
Контрпрактика 14: дух пищи
Контрпрактика 15: пища и психика
Контрпрактика 16: отношения со стихиями природы
Контрпрактика 17: клоунство
Контрпрактика 18: непрерывная контрпрактика
Глава 4. Церемонии и ритуалы
Контрпрактика 19: экошаманское святилище — вихревой цикл
Экошаманский танец
Практика 20: танец пяти направлений
Практика 21: танец по спирали
Практика 22: выражение отношений в танце
Создание ритуалов в честь небесных событий
Практика 23: ритуалы солнцестояния и равноденствия
Практика 24: паломничество
Экошаманские инструменты и священные объекты
Музыка и звук
Практика 25: погремушка из тыквы
Практика 26: костяной свисток
Работа с оленями
Практика 27: погремушка из копыт оленя
Приношения
Практика 28: женское и мужское начала — тыквы и стрелы
Практика 29: риррики — дом духов
Глава 5. Экошаманские песнопения
Учимся песнопению
Практика 30: песнопение в свободной форме
Практика 31: песня силы
Практика 32: песня о доме
Практика 33: благословение и исцеление — кровь и дыхание
Практика 34: защита священных мест
Глава 6. Обряд инициации
Шаманские обряды инициации
Практика 35: объятия Земли
Практика 36: поиск видений
Знакомство с силами, управляющими миром
Практика 37: священная охота
Священные деревья
Практика 38: общение с деревьями
Практика 39: обряды почитания деревьев
Растения
Практика 40: растения съедобные и целебные
Животные
Практика 41: духи и тотемы
Практика 42: изготовление джикара
Практика 43: как использовать энергию джикары
Основные энергии мира
Вода
Практика 44: инициации с жидкими телами
Практика 45: ритуальное почитание гидрологического цикла
Почва
Практика 46: связь с живой почвой
Практика 47: Бабушка-Земля — энергия жизни
Воздух
Практика 48: направления ветра
Практика 49: общение с ветром
Практика 50: дыхание силы
Огонь
Практика 51: инициация священного огня
Практика 52: поддержание священного огня
Дух/Пространство/Место
Практика 53: почитание духов места
Глава 7. Мечта человечества и мечта Земли
Библиография
Об авторе
Благодарности
Я безмерно благодарен моим главным учителям в шаманизме, которым по иронии судьбы до письменного слова нет никакого дела. Это — духи природы и шаманы племен Иксачилан и Куэкскоматитлан.
Сердечно благодарю всех, кто помог мне и поддержал во время работы над этой книгой. Огромное спасибо тем, кто разделил со мной свой личный опыт совершения обряда Объятия Земли; в их числе — Барбара Гросс, Эду Кальвитти, Джойс Кальвитти, Джоди Винтерс, Питер Стивенсон, Лори Личтман, Грейс Клирсен, Ренеа Фушино, Майкл Стоун, Бенджамин Робин Мерсер, Анне Дигатэ, Джим Толкиен, Ховард Кох, Анджела Прайс, Дебора Дерр, Кристина Хагинс и Барбара Лигети.
Особую признательность хочу выразить Эми Гербер. Благодаря ей я смог завершить эту книгу в удивительном и магическом месте на севере Аризоны. Эми, пусть тебя всегда сопровождает дух бабочки!
Натали Хартер, Ребекка Зинс и представители издательства Llewellyn Worldwide, спасибо вам за поддержку этого проекта! Мое почтение вам, уважаемый издатель Карл Ллевеллин Вешке, и признание за ваш вклад в дело позитивного изменения мира.
Спасибо и вам, Джейм Мейер и Хосе Стивенс, за ваши критические замечания.
Во время работы над этой книгой мою жизнь во многом украсили и существенно обогатили взаимоотношения с множеством представителей семейства собачьих. В частности, немало радости доставили мне Арвен, Байрон и моя любимица Софи.
Источники информации
Мои главные жизненные наставники — духи живой, священной природы. Именно они, будучи источником чистого и непосредственного знания, не замутненного человеческими проблемами или представлениями, вдохновили меня на написание этой книги. Существенное влияние оказали на меня и мои друзья, люди. Мне повезло получить богатый жизненный опыт, познакомиться с культурой многих народов мира и изучить работы признанных авторов, но учиться и учить — не одно и то же! Рассказать о практике измененных состояний сознания и техниках классического шаманизма доступно — так, чтобы их применение стало возможным в наше время, — задача не из легких, и мудрые духи подвели меня к знакомству с Виктором Санчесом, длящемуся уже десять лет. Благодаря Виктору я узнал, как обучить современных людей шаманским техникам, и познакомился с культурой мексиканских индейцев уичоли, которые, по его мнению, являются ни кем иным, как выжившими толтеками.
Древние культуры и духи толтеков, майя, сапотеков, теотиуакан, ольмеков и анасази, их земли и святилища стали для меня источником знаний и вдохновения. Моими спутниками в шаманском путешествии были наследники древних культур, индейцы виррарика, майя и науа; я многому научился у старейшин племен хопи, навахо, ленапе и Аборигенной американской церкви. Сильное влияние на мою жизнь оказали коренные народы Австралии, Европы и Азии. В последние годы я тесно общался со многими представителями коренных этносов США, Канады и Южной Америки и надеюсь существенно укрепить эти связи в будущем.
Печально признавать тот факт, что из-за своего миролюбия большинство шаманских культур не дожило до XXI века. Сохранившиеся же племена различают лишь несколько уровней древнего знания. Наследственные шаманы, особенно скрывающиеся в горах шаманы племени виррарика, не заинтересованы обучать людей своему искусству. От внешнего мира им нужно лишь одно — чтобы их самих и их земли оставили в покое. Мне же они уделили внимание исключительно потому, что иного выбора у них не оставалось: духи приказали им помочь мне стать своеобразным мостом между мирами — древним шаманским и современным. Сейчас я с гордостью могу сообщить: благодаря моему уважительному отношению, вниманию и активному интересу они стали моими товарищами, братьями, сестрами. Поэтому, хотя никто и не может утверждать свое право на мир духов, коренные племена живут по своим правилам и со своими табу; я не могу их нарушать. Вот почему я сознательно не указываю в этой книге ни имен шаманов, ни названий племен, передавших мне свои знания. Говоря о шамане или старейшине, я буду использовать термин кавитеро — так мои наставники из племени виррарика называют человека, обладающего знаниями о духах. Учитывая, что шаманами бывают как мужчины, так и женщины, для удобства чтения я все-таки использую мужской род, применяя его там, где в равной мере возможно применить и женский.
Большую часть моей жизни моими союзниками и помощниками были духи растений-галлюциногенов. Я несколько раз упоминаю о них в книге, но описание практик, связанных с использованием этих энтеогенов1, по понятным причинам исключил. Употребление сильнодействующих растительных галлюциногенов опасно, и хотя это одна из дверей, ведущих в мир шаманов, но, на мой взгляд, пользоваться ею не стоит. К тому же экошаманские практики, главная из которых — достижение гармонии с Единым Священным Источником, способствуют тому же.
Введение
Я взбирался по отвесной скале, и чем выше поднимался, тем яснее осознавал, что дела мои плохи. Я не был готов к такому маршруту и за свою глупость должен был поплатиться. Я не зафиксировал предохранительный механизм, как положено, из-за чего страховочный трос стал провисать. Опасаясь еще большего провисания, я перестал пользоваться предохранителем, что сделало трос бесполезным. Если бы я сорвался, то наверняка разбился бы насмерть. Руки мои уже не слушались меня, ноги то и дело соскальзывали с крошечных выступов, лишь благодаря которым я и удерживался пока в вертикальном положении. Карабкаться вверх я больше не мог и вернуться назад — тоже. Силы покинули меня, и даже на месте я не мог продержаться уже ни секунды. Вся моя жизнь пронеслась у меня перед глазами — смерть была близко.
И в этот момент я ощутил, что лечу, как Эбенезер Скрудж с рождественским Духом! Меня подхватил древний Дух горы, чуть не лишивший меня жизни; он говорил со мной! Мое восприятие раздваивалось: с одной стороны я осознавал, что вот-вот сорвусь, и перед глазами у меня проносилась вся моя жизнь, с другой — чувствовал, что парю рядом со скалой, наблюдаю за происходящим отчужденно и с благоговением, тихо беседуя с невидимым Духом горы.
События развивались с такой скоростью, что я не успевал ничего понять, обдумать или проанализировать, но при этом каким-то образом знал, что общаюсь с тем же самым духом, который говорил со мной несколько месяцев назад на этой же самой горе во время обряда поиска видений. Церемония продолжалась три дня и три ночи. В результате Дух горы принял мои подношения и даровал мне видение. Он лучше, чем я, знал о моем жизненном предназначении и предлагал заключить договор.
Суть сводилась к следующему: мне сохранят жизнь сейчас, если я перестану валять дурака и приступлю к выполнению своей жизненной задачи. Стоило мне согласиться, как мое сознание сразу же вновь обрело целостность, а я обнаружил себя сидящим на широком выступе скалы, намного выше, чем ожидал. На этом выступе я многое узнал. Дух сообщил мне, что я действительно находился в нескольких мгновениях от смерти, но благодаря тому, что многие годы своей жизни посвятил поиску моего предназначения и понимал, что оно было даровано мне духами природы, мой собственный дух сумел взять власть над моим телом и перенести его на широкий выступ. И для этого, оказывается, было не обязательно стучаться в дверь смерти. Я мог научиться этому даже в повседневной жизни, если бы просто следовал своему призванию. К счастью, о том, что мой жизненный путь как-то связан с духами, я узнал еще за много лет до этого приключения. Однако одно дело знать, что тебе предстоит некий путь, и совсем другое — следовать ему.
Дух горы напомнил мне, что и ранее я уже не единожды позволял своему духу управлять моим телом, например, когда чуть не умер во время общения с духами природы, изучая целебные свойства определенных растений, или когда участвовал в церемониях, проводимых шаманами. Чтобы научиться управлять своим духом, мне требовалось сделать мою повседневную жизнь такой же мистической, как в те особые моменты.
Я последовал совету Духа горы и долгие годы практиковался, обращаясь к своему духу за советом в повседневных делах. Иногда мне удавалось призвать его, но чаще я поддавался своим старым привычкам. Моему духу не хватало силы, чтобы преодолеть мое эго, доминирующее в условиях антропоцентрической культуры. Так продолжалось до тех пор, пока духи не устали от моей слабости и не послали могущественный Дух кактуса хикури (пейотля) убить меня.
Я находился в священной пустыне Вирикута, в северной Мексике, и коварный дух голубого оленя Кахуллумари приказал мне съесть пять крупных плодов хикури зараз. Дух обещал, что если я съем много плодов волшебного хикури, отобранных специально для меня, то узнаю ответы на все свои вопросы и однажды стану могущественным шаманом.
Я был знаком с хикури, поскольку встречал его уже много раз — как самостоятельно, так и в компании с проводниками виррарика. Я всегда был честен и почтителен с ним, а он — добр ко мне и великодушен. Но не в этот раз. Почти двенадцать часов я мучился от рвоты и диареи, ползая по раскаленной пустыне. После четырех или пяти часов я был согласен на все, лишь бы прекратить это, и всякий раз, когда уже думал, что все закончилось, приступы повторялись снова. Меня выворачивало наизнанку так долго, что я не понимал, откуда все это берется! Спустя восемь часов я уже умолял дух поскорее прикончить меня, а через десять часов потерял сознание.
Я лежал на земле, лицом вверх и понимал, что нахожусь вне своего тела и что могущественный дух хикури повсюду, насколько хватает глаз; он окружает и поглощает меня. Когда дух говорил — мир сотрясался и в воздухе образовывались огромные волны. Он спросил, знаю ли я, зачем индейцы виррарика пришли в эту пустыню? Я ответил, что они пришли сюда, чтобы найти здесь свою жизнь. Тогда дух сказал мне нечто неожиданное: он сказал, что я найду здесь свою смерть.
Духи мне уже показали мой жизненный путь, но я поленился полностью его осознать. Они ждали, что я справлюсь с порученной мне задачей, и теперь единственное, что им оставалось — это убить меня. Как только дух сообщил мне это — я почувствовал, что все мое существо распадается на миллионы крошечных разноцветных частиц. Какие-то из них падали на землю, какие-то смешивались с воздухом, а какие-то поднимались в небо. Потом наступил мрак, и сознание покинуло меня. Я не знаю точно, сколько времени я провел в таком состоянии, но то, что я был во всех отношениях мертв, — бесспорно. Духи хикури и голубой олень все-таки убили меня.
Я буду вечно им благодарен за то, что они это сделали.
Когда сознание вернулось ко мне, то я — хоть глаза мои и были закрыты — прежде всего увидел, как над моим телом кружат пять стервятников. Один находился прямо над моей головой. Постепенно снижаясь, он в конце концов приземлился рядом. Я услышал, как разрезают воздух крылья остальных птиц, и в тот же миг осознал, что стервятники принимают меня за мертвеца: в нос мне ударил исходящий от меня жуткий запах, а раскаленное солнце усиливало вонь, так привлекающую стервятников. От меня исходил запах смерти.
А затем случилось худшее, что только могло случиться: я попытался открыть глаза — и не смог, попытался сесть — и не смог. Я понял, что либо парализован, либо мертв. Действие растения уменьшилось, и я ощущал себя совершенно пустым — как физически, так и психически. Я испытывал ужас.
Спустя некоторое время мои ощущения невероятно обострились; я все еще не мог раскрыть глаза, но прекрасно видел происходящее вокруг, слышал и ощущал; чем больше я фокусировался на каждом из своих пяти чувств — тем больше мог воспринять. И вдруг я осознал, что восприятие ограничивается лишь тем, что мы сами и создаем. Как только я освободился от этих ограничений, мне сразу открылись двери в мир духов, и все сущности той пустыни поделились со мной своей духовной энергией.
Я почувствовал энергию растений, бабочек, кроликов, птиц, мышей и даже земли, гор, воздуха и солнца. Их энергии вливались в мое тело, словно оно было пустым кувшином, и наполняли его разноцветными волшебными струями. Светящиеся духи говорили со мной о моей жизни и о моем месте в мире; они дали мне четкие инструкции и сказали, что именно и как я должен делать. Теперь я четко осознавал свои цели.
С того момента мой дух взял власть над моим телом и повел меня по дороге изменений; так продолжалось, пока хикури не убил меня и духи природы не наполнили мое существо заново. Поднявшись с земли, я увидел, как улетают стервятники, и снова обрел власть над своим телом. Я уже не был прежним.
Самое важное в этой истории — то, что теперь я смотрел на мир новыми глазами. Когда я вернулся в Нью-Йорк, то был подавлен повсеместным присутствием людей и производимыми ими шумом и грязью, и в первую очередь отсутствием психической связи с миром природы. Голоса других живых существ были почти не слышны в мегаполисе, и я с горечью осознал, что люди убили (или отпугнули от себя) всех духов Природы. Они создали духовный вакуум — остров исключительно человеческих проблем и забот.
Никогда раньше я не чувствовал себя более одиноко, чем сейчас, в окружении семи с лишним миллионов людей. Мой дух искал что-нибудь, за что ему было бы можно ухватиться, и не находил. Он вглядывался в лица, но ни в одном из них не находил приветственного отклика. Духи всех людей словно находились взаперти. Я не знал, что делать, но и жить так не хотел. Вдруг я почувствовал луч света: моего духа коснулось нечто чистое и прекрасное. Я обернулся и увидел маленькую девочку. Ей было около трех лет; стоя на переходе у светофора, она держалась за мамину руку и смотрела прямо на меня. Я на мгновение понял, что она видит свечение моего духа вокруг меня. Ее дух еще вел ее; он пока не поддался миру, управляемому эго. В отличие от всех окружающих ее взрослых ее дух сиял так ярко, словно она была диким оленем, бегущим по равнине, или совой, молча взирающей вокруг. Она улыбнулась мне и прошла мимо. Эта улыбка вдохнула в меня надежду и помогла осознать, что не только я — все взрослые запирают свой дух в клетке ограничений, но, как и я, они тоже могут научиться его освобождать.
Это и было моей задачей — вернуть духов в мир людей, что я и пытался делать на протяжении последних десяти лет, а книга, которую вы сейчас держите в руках, еще один шаг в этом направлении. Полагаясь на руководство духов Природы, я искренне верю, что содержащийся здесь материал поможет спасти мир.
Главная цель моей работы над этой книгой — изменение современного образа жизни и видения мира. В результате потребительского отношения к природным ресурсам мы оказались в губительных условиях, и если мы хотим оздоровить и гармонизировать мир, нам необходимо коренным образом изменить нашу жизнь. Духи Природы больше не могут ждать.
Когда они говорили мне о том, что дух каждого из нас может взять верх над эго — речь шла о повседневной жизни, а не о каких-то особых или так называемых «духовных» моментах. Конечно, потребность в них существует, но важнее прислушиваться к своему духу изо дня в день. Мы способны разрушить мир, в котором живем, если будем планомерно душить голос своего духа, закрываться от него и отворачиваться. Поэтому я стараюсь побольше рассказать о переменах, произошедших в моей жизни после того, как я начал прислушиваться к голосу своего обновленного духа.
Шаманы в своих действиях руководствуются наставлениями как духов Природы, так и своего собственного духа. В шаманском мире я пережил множество испытаний, были у меня и победы, и поражения; и я пришел к выводу, что способность шаманов ощущать дисбаланс как в отдельном организме, так и во всей экологической системе в целом коренится в их образе жизни. Находить способы восстановления нарушенного хрупкого баланса им позволяют двусторонние, взаимные отношения с Природой.
После того как духи убили меня, я начал прислушиваться к голосу своего духа и размышлять: «Как современное общество взаимодействует с Природой? Как оздоровить наши отношения с Землей? Как прийти к образу жизни, гармонирующему с экосистемой?»
Те из вас, кто читал мою первую книгу «Земные пути тела и души», уже знают, что как экошаман я вижу свою задачу в восстановлении священной связи современных людей с Землей посредством специальных упражнений и техник, расширяющих сознание. Эта книга, как и вторая — детская книга «Путешествие Тунури и Голубого Оленя» — моя благодарность духам Природы и мой долг перед ними. Однако чтобы укрепить наше с ними взаимодействие и найти ответы на многие вопросы, мне нужно сделать намного больше.
Чтобы не бежать в пустыню и не жить отшельником, насколько это возможно в современном мире, я стараюсь вести здоровый образ жизни. Пишу книги, провожу семинары и мастер-классы, занимаюсь частной практикой, выступаю в школах, общественных центрах и книжных магазинах, помогаю хранить традиции. На добровольных началах занимаюсь охраной местных водоемов и провожу экскурсии по удивительным местам, о существовании которых часто не подозревают даже местные жители. Сотрудничаю с центрами помощи бездомным животным: если животное болеет — я приношу его к себе домой и выхаживаю, пока не подыщу для него хозяина. Мой рацион на шестьдесят-восемьдесят процентов состоит из еды, приготовленной из продуктов, лично мной (или теми, кого я хорошо знаю) выращенных, собранных и приготовленных, даже если речь идет о мясе или рыбе. Я не против технологий, но я за то, чтобы использовать их с умом.
Последние десять лет большую часть времени я проживаю на северо-востоке США, где температура воздуха значительно колеблется в течение года, но, несмотря на это, я прекрасно обхожусь и без обогревателя, и без централизованной системы кондиционирования.
При всем том я уважаю и ценю современные изобретения: работаю за компьютером, пользуюсь мобильником. Здоровая и разумная жизнь, в моем понимании, — это тонкое равновесие между мудрым подходом и комфортом; между тем, что радует в настоящий момент, и тем, что обеспечивает счастливую и здоровую жизнь в будущем. Я менял свой образ жизни постепенно. Иногда сделать какой-то определенный шаг было сложно, но в результате я увидел свет в конце тоннеля и поверил, что смогу справиться с задачей, порученной мне духами.
Я прошу их принять от меня в дар эту книгу и предлагаю вам прочесть ее. Это практическое руководство по изучению современных шаманских техник — экологического шаманизма или, для краткости, экошаманизма. Некоторые из описанных здесь практик могут показаться жесткими или грубыми, но в подлинном виде они именно таковы. Читая эту книгу, забудьте о жеманности словотворчества и о политкорректности. Вы будете работать с техниками, полученными непосредственно от духов Природы и ее эмиссаров среди людей — наследственных шаманов. Давайте признаем: уроки Матери-Природы действительно могут быть очень жестокими. Она с одинаковым равнодушием способна как убить вас, так и позволить вам жить. Если вы внимательны и согласовываете свои действия с тем, что происходит вокруг — у вас есть неплохой шанс выжить. Но если пытаться плыть против течения и постоянно нарушать природные циклы — вы будете страдать и в конце концов погибнете. Все мы сейчас оказались именно в такой ситуации. И потому наша задача очевидна.
Глава 1
Навстречу новому миру: новое слово о новом веке
Наследственные шаманы, с которыми я работал, а в основном это индейцы из племени виррарика, живущие в горах Сьерра Мадре на западе Мексики, где нет ни дорог, ни электричества, и ведущие традиционный образ жизни, сочли бы слово экошаманизм странным и избыточным: в наше время эко все чаще означает «экология», а в сочетании со словом шаман — становится бессмысленным или, по крайней мере, излишним: эти шаманы работают исключительно с миром Природы и ее духов. Это не те шаманы, о которых говорят проповедники нью эйдж. В современном мире можно найти городских, корпоративных и множество других шаманов, у которых нет или почти нет опыта взаимодействия с Природой и которые, проживая в городе, ведут пагубный для Природы образ жизни.
До сих пор шаманом всегда называли человека, служащего проводником в мир, существующий за пределами человеческого сознания. Истинный шаман, обладающий как знаниями многих поколений предков, так и личным опытом взаимодействия с этим миром, брал на себя обязательства по решению грандиозной задачи — поддержания равновесия между людьми и окружающей средой. В отличие от тех шаманов, у большинства новых шаманов отсутствует даже необходимая в этом вопросе практика; они не принадлежат к той культуре, в рамках которой пытаются работать. В глазах наследственного шамана, проживающего вне промышленного мира, такой — городской — шаман не имеет права заниматься своей деятельностью.
Таким образом, в наше время беспрецедентных экологических катастроф необходимо различать шаманские практики, взаимодействующие с миром Природы и не взаимодействующие. Отсюда и происходит термин экошаманизм.
Экошаманизм: исцеление от травмы
Те разнообразные и тяжелые проблемы окружающей среды, что случаются по вине человека, то количество этических, психологических и духовных проблем, наблюдаемых в современном обществе, делают необходимым поиск средств исцеления и восстановления баланса в отношениях между человеком и Природой. Решить эту задачу пытаются многие современные течения, такие как экошаманизм, глубокая экология, биорегионализм, экопсихология, теория о живых системах, неоязычество и геоцентрические религии.
Экошаманизм присоединяется к этим движениям, помогая современному человеку осознать психическую и физическую реальность нашей взаимозависимости с жизнеутверждающими силами Земли. В том виде, в каком шаманство существует в коренных культурах, это занятие не из легких; то же можно сказать и об экошаманизме. Этим не занимаются, лежа на диване, — в кабинете, оборудованном системой климат-контроля; это — непосредственное общение с миром живой и разумной Природы.
Мир природы, как и психика современного человека, претерпел серьезные разрушения, в некоторых случаях — даже необратимые; исцеление требует переживания опыта подобной, если не большей интенсивности, чем тот, что стал причиной травмы. Единственная сила, превосходящая человеческие технологии массового уничтожения, — сила Природы, наполняющая все живое на Земле. Связь и общение с древней мудростью природных систем Земли и священными духовными элементами — ключевые понятия экошаманизма, цель которого — восстановление нашей психической связи с Землей, единства с окружающей средой, нашими физическими телами и с другими людьми.
Если мы хотим снять заклятье сумасшедшего современного мира — мы должны совершить своего рода революцию, вытащив наружу все самое сокровенное и научившись говорить без слов. Экошаманизм — в этом смысле — должен стать фоном для нашего существования, глотком свежего воздуха посреди мусорной свалки, отсветом природы в глазах молодого бычка, которого ведут в «Бургер Кинг». Когда же мы исцелим себя, тогда сможем отразить природные стихии и начать новую жизнь — с природным духом внутри себя.
Моими учителями в течение многих лет были наследственные шаманы, живущие вдали от цивилизации. Однако чем больше я узнавал о шаманских практиках, тем увереннее приходил к выводу о том, что слышать Природу — в каждый момент времени — гораздо важнее, нежели учиться у людей. Многие из нас уже получили призыв к ученичеству у шаманов, а кто-то еще пока даже не догадывается о том, что ему только предстоит его получить; безусловно, мы должны откликнуться на этот призыв, но что гораздо важнее, — так это не просто получить знание, а применять шаманские техники в точности как это делали древние шаманы — погружаясь в мир Природы своей местности, общаясь с ней и ее духами, живя в согласии с ними.
Это значит, что, прежде чем приступать к изучению каких-либо техник древних племен, необходимо встретиться с миром Природы. Установление физического и психического контакта с ней дает духовную связь шамана с Природой; именно это и должно стать вашей первой целью. В сущности, речь идет о том, чтобы выработать определенный взгляд на мир, позволяющий сформироваться здоровой среде для развития и применения шаманских практик.
Такие процессы не происходят вдруг. Мировоззрение формируется годами, как и подлинные шаманские практики. Я понимаю, что эта перспектива куда менее привлекательна, нежели, например, поездка в какую-либо экзотическую страну, сулящая опыт работы с шаманом какого-нибудь древнего племени. Но даже и в этом случае, если вам повезет и вы найдете именно такого, настоящего шамана, а их осталось крайне мало, и он в свою очередь согласится обучать вас — вам предстоит проделать не менее тяжелую работу. Эта работа начинается именно здесь, на нашей (вашей) земле, под небом, что простирается над моей (вашей) головой. И чтобы постигнуть глубинную шаманскую связь с Миром и Вселенной, мы прежде всего должны заново познакомиться с тем, что составляет основу нашей повседневной жизни. Экошаманские практики в этом смысле могут стать тем самым мостом, перейдя который мы обретем целостный взгляд на мир, что станет отправной точкой нашего путешествия.
Шаманское видение мира
Первыми хранителями духовного знания стали именно шаманы. Принято считать, что истоки такого явления, как шаманизм, следует искать в Северной и Центральной Азии, однако не меньше оснований полагать, что параллельно он мог начать развиваться как в Африке, Австралии или Европе, так и в Америке. Сегодня шаманов можно найти скорее на Американском континенте, среди немногих древних племен и народов, сумевших сохранить эту священную традицию. Среди своих соплеменников они исторически выполняли огромное множество функций: были знахарями и психологами, провидцами и актерами, но главное — посредниками между миром людей и миром, существующим за пределами человеческого сознания. Они были духовными лидерами, обладавшими познаниями не только в области физического мира со всеми его существами — людьми, животными и растениями, но и в области мира космоса, мира духов, мира божеств. В наше время шаманы, как правило, также служат посредниками между своей древней культурой и современностью — как дипломаты или политики.
Культурная платформа и учение о шаманизме — очень древняя система, если не старейшая из известных человечеству. Поэтому можно сказать, что шаманы древнее богов; именно их изображения — танцующих в масках — на стенах пещер каменного века предшествовали появлению первых мировых религий. Древний классический шаманизм не основывался на почитании одного бога или зашифрованных писаний; он включал особые техники и идеологию обращения к духовным сущностям и экологическим реальностям. Шаманы, понимая единство и взаимопроникновение природных систем, частью которых являлись и они сами, и их племена, видели свою обязанность в том, чтобы поддерживать равновесие между обществом и Природой, работать с сообществом как с социальной единицей и применять свои таланты в деле исцеления соплеменников. Таким образом, с объективной точки зрения шаман — это интеллектуальный знахарь и мистик, хотя подобное утверждение и представляет собой яркий контраст современному фрагментированному представлению о мире, поскольку наше так называемое цивилизованное (в частности, западное) сознание разделяет сознание, тело и дух, а соответственно, и функции психотерапевта, врача и священника.
Шаманизм учит, что ключ к здоровью — личная гармония; современное же представление о терапии относит исцеление к внешнему источнику. Другими словами, если врач диагностирует болезнь и прописывает определенное лечение, шаманизм учит человека жить в гармонии с миром изначально — так, чтобы болезнь вообще никогда не возникла. Если человек заболевает — первое, что следует сделать с точки зрения шаманизма, — это определить наличие дисбаланса в жизни человека, чтобы найти средство для облегчения симптомов недуга и исцеления. Этот метод основан на идее изначальной ценности равновесия между миром людей и миром Природы.
Сегодня задача шаманов более чем когда-либо прежде состоит в том, чтобы создать духовную среду для восстановления экологии и почтительного отношения человека к питающим Источникам жизни, способствовать прекращению наступления промышленности на наш духовный дом — Природу. Шаманское видение мира предполагает взаимодействие между мирами — привычным и тем, что лежит за пределами человеческого понимания; на мой взгляд, это — важнейший аспект шаманизма начала двадцать первого тысячелетия. Однако в последнее время внимание антропологов и спиритологов Нового века было сосредоточено главным образом на эзотерических трансовых состояниях и мистических способностях шаманов — без подробного изучения механизма их достижения и значения как для самого шамана, так и для его племени, и без учета того, что все шаманские практики древности были обращены к опыту людей, живущих в реальности мира Природы, и принимали во внимание определенные жизненные обстоятельства. Место, на котором проживало племя, считалось чем-то гораздо большим, чем просто географическая местность: все здесь — животные, растения, воздух и — в особенности — земля — было неразрывно связано с самоидентификацией каждого представителя племени.
Сегодня наше восприятие самих себя, к сожалению, лишено этой органичности, поэтому, прежде чем принимать участие в каких бы то ни было шаманских обрядах и церемониях, необходимо понять, как именно они соотносятся с нашей жизнью. Экошаманские практики воссоединения человеческого сознания/тела/духа с миром Природы не принесут желаемого результата, если мы будем пытаться применять их в условиях экологического дисбаланса.
Это значит, что наша первостепенная задача будет состоять в работе над строительством платформы, с которой возможно оценить экошаманский опыт на рациональном уро…