Фрагмент книги «Русский балет Дягилева»
Diaghilev’s Ballets Russes
Перевод с английского Марины Ивониной и Олега Левенкова
На обложке: Афиша, созданная французским художником-графиком Б. Виллемо (1911–1989) к выставке «Дягилев: русский балет», проходившей в Национальной библиотеке Франции с 17 мая по 29 июля 1979 года. © Бернар Виллемо, УПРАВИС, 2021
Гарафола Л.Русский балет Дягилева / Линн Гарафола ; [пер. с англ. М. Ивониной и О. Левенкова]. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021.
ISBN 978-5-389-19984-2
18+
«Русский балет Дягилева» — знаменитая монография Линн Гарафолы — профессора кафедры танца Колумбийского университета, члена Американской академии искусства и науки, ведущего специалиста по истории Русского балета.
«История балета ХХ века не знала труппы, которая оставила бы в ней столь же глубокий и влиятельный след, как Русский балет Дягилева. Он просуществовал всего двадцать лет — с 1909 по 1929 год, — но за эти два десятилетия успел превратить балет в живое, современное искусство… На протяжении всего своего существования эта труппа была центром притяжения ярких, талантливых, исключительных личностей. Но одна фигура возвышалась над всеми остальными — Сергей Дягилев, выдающийся импресарио, руководивший Русским балетом с первых дней его возникновения до самой своей смерти в 1929 году. Это был человек железной воли и чрезвычайно тонкого вкуса, обладавший энциклопедическими знаниями и страстной любознательностью, — своеобразный Наполеон от искусств — и вместе с этим личность масштабов эпохи Возрождения».
© 1989 by Lynn Garafola© Ивонина М.Ю., перевод на русский язык, 2021© Левенков О.Р., наследники, перевод на русский язык, 2021© Издание на русском языке, оформление.ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2021КоЛибри®
Елизавете Яковлевне Суриц посвящаю
Предисловиек русскому изданию
Возможность представить читателю русское издание моей книги «Русский балет Дягилева» — большая честь для меня. В 2009 году весь балетный мир отмечал столетие первых выступлений прославленной дягилевской труппы. Концерты, выставки, симпозиумы и спектакли отдавали дань искусству, которое Дягилев воплотил в жизнь, и открытым им талантам. Пусть из балетов, созданных его труппой, ныне продолжают исполняться не более дюжины, дягилевское наследие остается жизнеспособным. Несмотря на то что остальные постановки канули в Лету, разделив судьбу, которой удалось избежать лишь малому числу балетов, идеи, лежащие в их основе, остаются актуальными и художественно плодотворными.