Сила окружения. Network science для бизнеса и дружбы

cover

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Благодарности

Моей группе опоры в лице супруги, мамы, сестры, дочери и сына.

Моей супруге Ольге — за помощь в работе над этой книгой, но — главное! — за ее безусловную любовь, заботу, мотивацию и поддержку моих предпринимательских потуг.

Моим лучшим друзьям — Торгому Варжапетяну, Евгению Левшевичу и Ави Наси (Avi Nasie) — за то, что они принимают меня таким, какой я есть, и учат меня дружить.

Менторам и наставникам, встретившимся мне на жизненном пути, — Энди Флемингу (Andy Fleming), Джону Хейферу (John Hafer), Дереку Вету (Derek Vett), Соли Канесу (Soli Kanes), Александру Рудому, Борису Миркину, Нине Зверевой, Андрею Волкову, Сергею Градировскому и Александру Идрисову — за их влияние на мои компетенции, мое мышление и мои ценности.

Моим коллегам по бизнес-школе «Сколково» Андрею Раппопорту, Андрею Шаронову, Евгении Овасапян, Михаилу Тузову, Павлу Горелову, Алексею Чуйкину и Марату Атнашеву — за то, что пригласили меня в команду Школы, доверяли амбициозные проекты и тем самым подарили мне удивительные пять лет личной трансформации.

Моей топ-команде в бизнес-школе «Сколково» Илоне Берштейн, Марии Поликарповой, Марине Макаровой, Дарье Мищенковой, Екатерине Кутузовой, Ивану Хворову, Веронике Хранеко, Алене Мякишевой, Елене Николаевой, Татьяне Фроловой и Милене Милич — за то, что терпели мой характер и самоотверженно пускались вместе со мной в смелые эксперименты.

Профессорам Киту Гудаллу (Keith Goodall) и Джеку Вуду (Jack Denfeld Wood) — за особенно ценные знания и опыт, вынесенные мной из программы SKOLKOVO Executive MBA.

Моим одногруппникам по EMBA-8 Павлу Биленко, Владимиру Волошину, Павлу Чумаку — за их помощь и советы.

Выпускникам программ SKOLKOVO MBA и EMBA, поступившим на программы или закончившим их в 2015–2019 годах — за то, что не давали расслабиться и занимали образовательную позицию.

Моим друзьям и членам моего личного совета директоров Марату Куникееву, Анжеле Рябовой, Алексею Горячеву, Алексею Новикову, Антону Ситникову, Андрею Батанову и Дмитрию Тамурка — за то, что они идут рядом, служат для меня ролевой моделью предпринимателя и помогают мне видеть себя со стороны.

Моим друзьям Павлу Биленко и Дамиру Хайрову — за подставленное плечо в очень непростую для меня минуту.

Моим коучам Максиму Имассу, Лене Фейгин, Кристине Белавич — за их поддержку, помощь в понимании себя и достижении амбициозных целей.

Моим партнерам по совету Предпринимательского клуба «СКОЛКОВО E-CLUB» Максиму Карпову, Вадиму Зеленскому, Юрию Еременко, Дамиру Хайрову, Анжеле Рябовой, Алексею Горячеву, Виталию Полехину и Андрею Шейну — за их дружбу и партнерство, а также за то, что познакомили меня с форматом форум-групп, сильно повлиявшим на мою жизнь.

Моим партнерам по Sapiens Lab Андрею Михайленко, Владимиру Родченко, Алексею Ёжикову, Геннадию Молчанову и Дмитрию Кононову и Катрин Александровой — за открытость, взаимную поддержку и интеллектуальный вызов. А Андрею Михайленко отдельная благодарность за «фактор Черчилля».

Моему партнеру и другу Антону Васильеву — за то, что познакомил меня с нетворк-наукой, помог сделать в ней первые шаги.

Моим ученикам Артему Денисову, Владимиру Самохвалову, Марату Куникееву, Евгению Орешину, Владимиру Родченко и Павлу Бессонову — за их доверие, любознательность и обратную связь.

Моему копирайтеру и редактору Ольге Крыловой — за бесценную помощь в работе над этой книгой.

И всему моему окружению — за то, что оно у меня есть!

Введение, или
Зачем я написал эту книгу

Эта книга — мой ответ на один очень важный вопрос, который помог мне качественно изменить жизнь. Этот вопрос, я уверен, встает и перед многими из вас: как превратить записную книжку в инструмент для развития жизни?

Я всегда был коммуникатором. У меня отлично получалось общаться с людьми. Навыки общения помогали, когда я был проповедником, менеджером по продажам в крупной корпорации, предпринимателем. Я жил в трех и успешно работал в десятках стран мира — и все благодаря умению находить общий язык и устанавливать связи с людьми разных культур, менталитета и социального положения.

Но я никогда толком не понимал, что такое нетворк и почему он требует к себе системного отношения. Как человек, воспитанный в среде гуманитарной интеллигенции, я всегда считал естественность основой любых отношений. И все проявления системности по отношению к социальным связям казались мне чем-то неискренним. Изменение этой парадигмы произошло самым естественным образом — на личном опыте.

В 2013 году я вернулся в Россию после долгого периода жизни в Израиле. Как это часто бывает у активных людей среднего возраста, я решил круто изменить жизнь. Позади были развод и продажа бизнеса. Впереди ждало что-то пока неизвестное, но освежающе новое, обязательно интересное и приносящее удовольствие.

Россия на тот момент была для меня terra incognita. В результате долгого отсутствия в стране я утратил все связи, за исключением нескольких отраслевых контактов «из прошлой жизни». Но я твердо понимал, чего хочу: создать новую семью, попасть в новую интересную среду, найти новые смыслы, заработать новые деньги, а также продолжить образование. Так я оказался в числе слушателей программы Executive MBA в Московской школе управления «Сколково». Через год после окончания программы я полностью вышел из телеком-индустрии и, к своему удивлению, возглавил продажи в той же бизнес-школе «Сколково». А еще через два года стал директором программ MBA и Executive MBA.

Признаюсь, я рассчитывал проработать в бизнес-школе полтора-два года. Но эта вдохновляющая среда предпринимателей и управленцев захватила меня на целых пять лет. И, конечно, подарила мне большое количество интересных и полезных связей. В 2020 году, решив продолжить карьеру вне стен Школы, я стал задумываться о том, что делать дальше, и отправился за советом к Андрею Раппопорту1, к которому относился как к своему наставнику. Поделившись с ним раздумьями и сомнениями, я услышал такие слова: «Ты же всех знаешь! Всех! Ты же все понимаешь про людей! У тебя прекрасная записная книжка! Мне странно, что ты задаешь мне такие вопросы!»

Я уходил с той встречи со смешанными чувствами. С одной стороны, я понимал, что Андрей Натанович прав. С другой стороны, я задавал себе следующие вопросы: «Что значит, что я знаю всех? Что значит, что у меня большой нетворк? Что значит, что у меня большая записная книжка? Как этим пользоваться? Как это структурировать? Как это монетизировать? Как выстроить стратегию?»

Этого я не понимал.

Как всегда бывает в таких ситуациях, в поисках ответов на волнующие меня вопросы я стал обращаться к опытным экспертам. Так я познакомился с Антоном Васильевым, вместе с которым начал переосмысливать и структурировать окружение. Эти занятия, благодаря глубокой практике Антона в коучинге и его потрясающему отношению к людям, помогли мне переосмыслить многое и начать систематизировать обширные связи. Я открывал различные модели и инструменты, которые можно использовать для управления кругами общения. Но главное, что я тогда осознал, — это свои цели. А также то, какие люди мне нужны для осуществления этих целей и как этих людей привлечь в свою жизнь.

Закончив этот курс, я понял, насколько недооцененным был в моей жизни такой мощнейший актив, как связи. И видя, что у подавляющего большинства знакомых картина абсолютно такая же, я стал придумывать разные проекты, связанные с искусством управления личным социальным капиталом человека.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС НЕТВОРКА

Как и в случае с финансовым капиталом, наш социальный капитал представляет собой разницу между нашими активами и пассивами

Так и зародилась идея этой книги, в которой я собираюсь рассказать, как формировать окружение осознанно и системно. И предложу вам взять на вооружение методики, инструменты, техники и подходы стратегического нетворкинга.

«Стоп! — скажете вы. — Инструменты и техники? А как же искренность? Почему я должен верить на слово автору очередной книжки про нетворкинг, что систематизация связей не скажется на искренности отношений?»

Понимаю! Стереотип, согласно которому системность отношений и их искренность — взаимоисключающие понятия, прочно прописался в нашем сознании. Я и сам так думал! И постоянно сталкиваюсь с этим убеждением при работе с людьми, которые приходят ко мне разобраться со своим нетворком. Это ошибка: между системностью и искренностью противоречия нет.

Когда мы впервые осуществляем системный аудит окружения, нам действительно приходится подходить к вопросу рационально. «Кто сильнее меня, а кто слабее? Кто мне нужен, а кто нет? Кто тянет меня вверх, а кто вниз? Кого я хочу видеть возле себя, а кто оказался рядом случайно?» — на эти и аналогичные вопросы мы отвечаем себе. Но, разобравшись с ними, мы вполне можем найти правильное место и своим эмоциям.

В книге мемуаров «Пять откровений о жизни» паллиативная медсестра из Англии Бронни Вэр (Bronnie Ware), долгие годы работавшая с уходящими из жизни людьми, приводит пять самых частых предсмертных сожалений своих пациентов. Одно из них звучит так: «Как жаль, что я не проводил достаточно времени с близкими людьми». В другой редакции приведена иная формулировка: «Как жаль, что я растерял друзей». Как вы думаете, почему в конце жизни люди имеют подобные сожаления? У меня есть гипотеза.

Во-первых, порой мы почти не принадлежим себе — жизнь диктует нам свои правила и условия. Мы крутимся как белки в колесе, решаем огромное количество задач, добиваемся каких-то целей, хватаясь то за одно, то за другое: семья, карьера, работа, финансы, здоровье, близкие.

Если у нас недостаточно осознанности и дисциплинированности, то в этом жизненном калейдоскопе значимые для нас отношения неизбежно отойдут на второй план. Мы говорим себе «потом» и не инвестируем должных усилий в поддержание тех связей, которые ценим. В результате близкие люди от нас отдаляются. Или нам самим не с руки «возвращаться» в отношения после долгого отсутствия. И мы теряем тех, кого, возможно, не должны были бы терять!

Во-вторых, чтобы не потерять близких, нужно определить, кто же именно эти близкие! Недавно один мой ученик поделился большой и насущной проблемой: больше десяти лет он боится приезжать на родину, в одну из среднеазиатских республик. Его семья — это огромный родственный клан, около 400 человек. И его культура предполагает, что, приехав, он обязательно должен проявить уважение почти к каждому, всем уделить внимание, многим привезти подарки. Ведь он большой человек из Москвы, успешный бизнесмен! А он боится, что необходимость встречаться с огромным количеством людей отнимет у него время и силы, предназначенные для тех, кого он действительно хочет видеть. Ему необходимо было расставить приоритеты и понять, с кем поддерживать близкий контакт, а кого отдалить — вежливо и бережно, чтобы никого не обидеть.

Чтобы сохранять те близкие отношения, которые мы ценим, нужно приоритизировать связи, то есть сказать самому себе: «Вот эти люди для меня действительно важны, а вот эти не очень». Звучит несколько жестко, но c'est la vie!

Отсутствие четкой структуры в наших кругах общения вызвано страхом расставить приоритеты. Мы не знаем, как к этому подойти, и не умеем этого делать. И в результате тратим массу времени на людей, которые не являются нам по-настоящему близкими. Похоже, это становится проблемой многих успешных людей.

Не так давно я встречался с одним своим хорошим знакомым, успешным московским бизнесменом. И когда я поделился с ним этими мыслями, он рассказал такую историю: «Недавно я дал задание помощнице систематизировать накопленные мной визитки. Я принес два больших целлофановых пакета визиток, скопившихся за последние пару лет. Разобрав их, она отдала мне списки — и тут мне стало не по себе. Я понял, что вокруг меня очень много важных людей: и министры, и руководители госкорпораций, и бизнесмены из списка Forbes, и представители международных компаний. Но по-настоящему близких мне людей очень-очень мало. Я трачу время на общение с огромным количеством статусных людей и чувствую себя одиноким».

Так что же мы можем сделать, чтобы в конце жизненного пути не жалеть о том, что мы растеряли друзей и проводили мало времени с близкими?

Как минимум стоит отдавать себе отчет в том, что без организации круга общения и расстановки приоритетов у нас не будет возможности понять, кого мы должны беречь и с кем проводить больше времени. На наше счастье, социологи уже выработали подходы, как это сделать.

В 90-х годах ХХ века британский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар (Robin Dunbar) обнаружил, что наш мозг способен поддерживать достаточный для близости уровень общения в среднем всего со 150 людьми. И если он прав, то Houston, we have a problem! В современном мире практически любой активный человек вынужден поддерживать гораздо большее количество связей: семья, родственники, друзья, партнеры, сотрудники, коллеги, клиенты и т.д. По моим наблюдениям, в телефонах московских бизнесменов в возрасте 35–45 лет содержится в среднем полторы тысячи контактов. Даже если предположить, что за существенной частью этих контактов не стоят хоть какие-то регулярные отношения, то эта цифра все равно гораздо больше, чем 150.

Что же делать? Как научиться держать баланс между тысячей контактов в записной книжке и теми близкими, доверительными кругами общения, которые делают нас людьми?

Именно с такими вопросами мы и будем разбираться на страницах этой книги. Как именно мы будем это делать? Повторю фра…