Совершенство сейчас. Как гуманный менеджмент делает бизнес сильнее

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.




Автор выражает признательность и благодарность за разрешение воспроизвести прежде опубликованные материалы, перечисленные по ссылке:

TomPeters.com/writing/books/excellence-now-extreme-humanism/permissions

Посвящение

Посвящается Роббин Рейнольдс, которая по счастливой случайности прочла мою статью, вышедшую в Businessweek в июле 1980 г., и по собственной инициативе прислала мне письмо. В приложении обнаружился контракт на книгу (с издательством Harper & Row), а в самом письме безапелляционное заявление: «Из этой статьи нужно сделать книгу!» Так через несколько промежуточных ступеней возникла книга «В поисках совершенства»[1].

Посвящается Нэнси Остин, моей коллеге и деловому партнеру. Она заявила, что в книге не хватает конкретных руководств к действию и маловато энергии. Так она стала соавтором книги «Страсть к совершенству» (A Passion for Excellence), а также главным вдохновителем усиленного использования курсива, жирного шрифта, а главное — красных восклицательных знаков!

Посвящается Хизер Ши, бывшему президенту моей тренинговой организации The Tom Peters Company. В один прекрасный день за бокалом шардоне она объявила, что я представления не имею о том, как мало среди бизнес-лидеров женщин и какая ничтожная часть их лидерского потенциала используется в деловом мире. После чего организовала собрание весьма могущественных женщин и велела мне туда явиться. Битых три часа женщины по команде Хизер безостановочно читали мне мораль на предмет моих недостатков — отсюда моя двадцатипятилетняя (1996–2021) одержимость могуществом женщин в рыночной экономике и доказанным совершенством их лидерских способностей.

Посвящается Салли Хельгесен, чья книга «Преимущество женщин» (The Female Advantage) стала моим главным пособием по женской стороне бизнеса. Эта книга, как и дальнейшие труды и советы Салли, во многом перестроила мои нейронные цепочки. С тех пор моя жизнь навсегда изменилась.

Посвящается Сьюзен Кейн. Редкая книга способна перевернуть вверх тормашками всю вашу жизнь. Труд мисс Кейн «Интроверты»[2] стал для меня именно такой книгой. С уверенностью заявляю: это самая влиятельная из новых бизнес-книг нынешнего столетия. Сьюзен сообщила мне лично — и, как мне показалось, не без умысла, что я, крутой «бизнес-гуру» и «гигант мысли», по сути, игнорирую половину работающего населения планеты, интровертов, которые как лидеры (и не только) сделали в сотни раз больше, чем вездесущие горлопаны. Готов смиренно признать, что я вечно обязан ей.

Посвящается Марианне Льюис, ректору Линдеровского бизнес-колледжа Университета Цинциннати. Доктор Льюис использует свою должность, чтобы перекроить обучение в бизнес-школах (систему, по которой плачет радикальная перестройка), выводя на первый план «мягкий материал» (абсолютно неверное название!) — лидерство, людей, сообщество, нравственное поведение и совершенство.

Посвящается Сьюзен Сарджент, художнице по гобеленам, владелице предприятия по дизайну предметов домашнего обихода. Ее подход к колористике изменил всю отрасль. Она же — великолепный организатор общественных мероприятий (охрана природы, изменение климата, искусство). Она так энергична, что энерджайзеровский зайчик по сравнению с ней жалкая улитка. А еще она моя жена, коллега и лучший друг уже больше четверти века.

Посвящается Джули Аникстер, Нэнси Грин, Мелиссе Уилсон и Шелли Долли. Они неустанно стремились к тому, чтобы эта книга, мое «подведение итогов», стала как можно лучше — то есть совершенной! Их профессиональный вклад исключителен — и даже более того. Они сыграли не менее (а может, и более) важную роль в создании этой книги, чем автор, став моими полноправными партнерами и сотрудниками.

Примечание. Я посвящаю эту книгу не «женщинам в моей жизни». Я посвящаю ее 11 из тех блистательных женщин-профессионалов, которые во многом сформировали мои взгляды на эффективное, разноликое, гуманное, нравственно ориентированное предпринимательство.

Предисловие. Вала Афшар

Как это вообще возможно — думать о стремлении к «совершенству» после 2020-го? Год, который принес столько трудностей в сферах здравоохранения, экономики, климата, расовых проблем и других вопросов равенства. Год, когда кризис дезинформации достиг беспрецедентных размеров. (Уникальное стечение несчастливых обстоятельств, вероятно, худшее в жизни современного человека.) Том Питерс отвечает: вовлекать и вовлекаться в работу сотрудников, сообществ, всей планеты, служить им, стараясь улучшить общество. И этой амбициозной цели следует добиваться «всем сердцем, всей душой, прилагая всю вашу энергию».

Когда капитаны бизнеса заводят речь о «совершенстве», они часто обращаются к Тому Питерсу и его книге «В поисках совершенства», которую я впервые прочел еще в старших классах. Многие считают ее одной из самых влиятельных книг по менеджменту всех времен. После ее выхода прошло 40 с лишним лет, а Том успел объездить 50 штатов и 63 страны, представив ее более чем пяти миллионам человек. И вот перед нами девятнадцатая (и, по его словам, последняя) книга Питерса: «Совершенство сейчас».

Это очень своевременная книга. Да, мы давно знаем Тома и знаем, что он не стоит на месте. Он с огромным энтузиазмом вписался в цифровую эпоху. Его изобильные ежедневные высказывания в твиттере могут служить неизменным образцом совершенства в призывах проживать жизнь достойно. В его багаже более 125 тысяч твитов и свыше 170 тысяч фолловеров. Именно благодаря ему я так полюбил твиттер. И именно через твиттер впервые связался с Питерсом, и вскоре Питерс стал моим дистанционным наставником. Он человек необычайной открытости и щедрости, готов общаться со всеми. Мудрость Тома Питерса, особенно очевидная в твиттере, зиждется на уверенности, что каждый, кого вы встречаете, разбирается в чем-то лучше вас.

Как руководитель я в первую очередь ориентируюсь на несколько ключевых ценностей. Но я все время стараюсь понять, как перейти от формулировок к каждодневной практической реализации этих ценностей. И как вдохновить коллег на то, чтобы они поступали так же. К кому обратиться за советом? Кому доверять? Не одинок ли я на этом пути? В поисках ответов я открыл для себя Тома Питерса, который впоследствии изменил мою жизнь и в личном, и в профессиональном смысле. Его мысли о постоянном, пожизненном стремлении к совершенству и нравственному поведению приглушили окружавший меня шум и помогли мне понять, что я не одинок. И вы не одиноки. Вот зачем Том написал эту книгу.

Я впервые лично встретился с Томом Питерсом, когда он посетил наш бостонский офис Salesforce, чтобы дать видеоинтервью в прямом эфире. Я ожидал его в вестибюле, полагая, что он придет со «свитой». Но Питерс явился один, с рюкзаком и в свитере, который я уже видел на нем, когда просматривал огромную видеотеку его выступлений, посвященных лидерству. Он удивил меня, достав из рюкзака мою книгу «Социальный бизнес: На пути к совершенству». Он отлично умеет показывать, как он ценит достижения других, и повышать самооценку окружающих.

Я видел последние приготовления Тома к интервью: он просматривал толстую папку материалов на самые разные темы — о важности эмоционального интеллекта, о преимуществах увеличения числа женщин-руководителей, о влиянии искусственного интеллекта на будущее рабочей среды. Благодаря его превосходной подготовке диалог получился блистательный. С 2013 г. мне приходилось брать интервью более чем у 900 бизнес-лидеров. И больше всего просмотров (свыше 300 тысяч) у двух бесед с Томом Питерсом. Еще примечательнее то, что после нашего «официального» интервью Том больше двух часов общался с моими коллегами, подписывал свои книги, с интересом слушал, отвечал на сотни вопросов. Затем он негромко попрощался и вышел. Он вдохновил десяток топ-менеджеров своей скромностью и благородным изяществом, а также духом щедрости, поистине воодушевляющим.

Почему «Совершенство сейчас: Как гуманный менеджмент делает бизнес сильнее» можно назвать самым важным трудом Питерса за всю его блестящую карьеру? Том с большой убежденностью заявляет: «То, что вы делаете в данный момент, сыграет определяющую роль в вашем профессиональном становлении». Как это верно! В этой книге Том убедительно показывает, что совершенства в бизнесе можно достичь, лишь помогая расти другим. Он с давних пор страстно внушает нам: работа лидера не в том, чтобы набрать побольше последователей, а в том, чтобы вырастить побольше лидеров.

«Совершенство сейчас» — обязательное чтение для студентов, желающих узнать, как добиться успеха в бизнесе; для владельцев предприятий малого бизнеса, которые по-настоящему заботятся о своих сотрудниках, клиентах и окружающем сообществе; для менеджеров среднего звена, на которых держится любой бизнес; для управленцев верхнего уровня (таких, как я: между прочим, я работаю в самой преуспевающей и быстрорастущей технологической компании в мире), понимающих, насколько необходимо взращивать и сохранять культуру доверия, личностного роста, инноваций и подлинного равенства.

«Совершенство сейчас» — прекрасное напоминание о том, что важнее всего на пути к жизненным и карьерным целям. Ставить людей на первое место, искренне и без устали заботясь об их всестороннем развитии и успехе и всячески помогая им на этом пути. Создавать жизнеутверждающие товары и услуги, которые приносят нам истинную радость. Неустанно обращать внимание на детали — ведь мелкие и постепенные, но непрерывные изменения могут вырасти в радикальные перемены. Признать могущество эмоционального интеллекта и факт, что развивать «мягкие» навыки труднее всего, зато в долгосрочной перспективе они играют решающую роль. Кроме того, Питерс напоминает, что мы должны постоянно и отчетливо ощущать насущность глобальных проблем — таких как острая необходимость гендерного равенства, влияние климатических изменений, доступное образование.

Сколько вы готовы ждать, чтобы исполнилось ваше желание стать совершенным лидером? Сегодня сообщества, компании, государства как никогда активно стремятся к совершенству, мучительно пытаясь приспособиться к мощнейшим сдвигам самого разного рода. Спросите себя: тот ли вы лидер, который готов соответствовать моменту и ответить на этот вызов? Готовы ли вы руководить, сохраняя целостность подхода и верность гуманистическим ценностям, несмотря на окружающий хаос и давление извне?

Ваше истинное наследие — то, что о вас говорят за глаза. Каким вас запомнят? Добрым, заботливым, терпеливым, умеющим прощать, сопричастным, позитивным? В книге «Совершенство сейчас» Питерс рассказывает нам о лидерских качествах, без которых не обойтись в трудные времена.

Вот один из самых глубоких уроков, которые я получил от Тома. В его глазах совершенство — это не долгосрочный план, не вершина, на которую надо взойти. Совершенство — это предстоящая беседа, предстоящее совещание, предстоящая презентация. «Совершенство — это ближайшие пять минут, — говорит Питерс, — или же вообще ничто».

Полагаю, «Совершенство сейчас» — лучшее произведение Тома Питерса. Это кульминация четырех десятилетий исследований, основанных на конкретных данных, результат сотрудничества с некоторыми из самых заслуженных лидеров бизнеса и менеджмента в мире. Вы как хотите, а я собираюсь пойти по его стопам и как можно больше перенять у этого несравненного первопроходца в области гуманитарных наук, лидерства, бизнеса, совершенства и самой жизни.

Вала Афшар, ведущий цифровой евангелист Salesforce,

автор книги «Стремление к совершенству в социальном бизнесе» (The Pursuit of Social Business Excellence), сооснователь и соведущий еженедельного подкаста DisrupTV

Бизнес существует для увеличения совокупного человеческого благополучия.

Михай Чиксентмихайи «Правильный бизнес»[3]

Если хочешь, чтобы было что-то сказано, — попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано, — попроси женщину.

Маргарет Тэтчер

Создание совершенства — не работа. Создание совершенства — нравственное деяние.

Хью Маклеод, группа дизайна культуры Gapingvoid

Люди и сообщество превыше всего

Товары и услуги, которые служат человеку

Нравственная ответственность предпринимательства

Сегодня как никогда

Интуитивная прозорливость: может быть, мы порой злоупотребляем этим выражением, но тут оно, как ни странно, подходит.

При чем здесь интуитивная прозорливость? Волнения в самих разных сферах наложились на растущее цунами уничтожения рабочих мест искусственным интеллектом (ИИ). И идея этой книги, хочу я того или не хочу, оказалась гораздо более своевременной, действенной, актуальной и безотлагательной, чем я мог вообразить.

Руководить посреди хаоса. Руководить в условиях личных и экономических потрясений, порожденных COVID-19. Руководить в условиях социальных зол, символ которых — очередной громкий и гневный выплеск протеста против колоссального расового неравенства на всех уровнях. Руководить в условиях политических дрязг, угрожающих самим основам нашей демократии. Руководить в условиях осознания непреложной истины: разрушительное воздействие климатических изменений не «грядет» — оно уже началось. Как же справляются — порой даже успешно — руководители, которые на фоне всего этого безумия стремятся работать на благо своей команды, своих сообществ, своей планеты?

Повторяю в сто двадцатый раз — но настоятельнее, чем прежде:

Сию секунду. Добивайтесь этого всем сердцем, всей душой, всеми силами. Хватит прохлаждаться! За дело, черт возьми!

Я не устаю поражаться вопросу, который мне сотни раз задавали так называемые трезвомыслящие дельцы: «Том, ну что ты так уперся в этот “мягкий” (человеческий) фактор?» Мой лучший ответ (если не считать «Елки-палки, а куда же еще упираться?»): люди важны для автосалона, или для бухгалтерской фирмы из 6 или 60 сотрудников, или для Google точно так же, как важны они для футбольной команды, или для симфонического оркестра, или для Корпуса морской пехоты США. Повторяю: люди, люди, люди. Потому что, елки-палки, а что же еще?

Любая организация — это не обезличенное штатное расписание, не список требований к кандидатам, не триллион безжизненных процессов из оперы «главное — эффективность». Организация — это отдельное, полноценное, живое и дышащее сообщество. Организация — это сообщество, прочно встроенное в другие сообщества: в жизнь своих сотрудников, клиентов, поставщиков.

Наш ответ на кризис, как нынешний, так и любой другой, — это всеобъемлющая и постоянная забота о людях. Как лидер, я уверен, что подлинная забота возможна лишь тогда, когда мы понимаем: люди и сообщества превыше всего.

Надеюсь, эти страницы вдохновят вас на действия — причем на действия радикального характера. Все ведь просто: чрезвычайные положения требуют радикальных мер. Смею даже надеяться, что корпоративные культуры нового типа, которые мы выстроим на фоне сегодняшнего безумия, породят всеохватную революцию. Революцию, которая приведет к появлению более человечных и действенных рабочих сред, нацеленных на радикальное (опять это слово) совершенствование сотрудников, сред, где будут создаваться товары и услуги, отмеченные печатью совершенства и даже, не боюсь этих слов, делающие мир чуть-чуть лучше.

И последнее: поскольку я считаю (или вы сочтете) эту книгу «бизнес-пособием», я буду неустанно напоминать вам: н…