Маленькая книга драконов

УДК 398.4+398.44

ББК 82

М15

Shawn MacKenzie

Llewellyn’s Little Book of Dragons

Перевод с английского Юлии Нафтульевой

Дизайн обложки, внутреннее оформление и рисунки Натальи Рыловой

Маккензи Ш.

Маленькая книга драконов. — СПб.: ИГ «Весь», 2021. — 240 с.: ил.

ISBN 978-5-9573-3805-5

С первых же страниц автор приглашает вас поверить в волшебство и допустить, что драконы существуют. Прямо здесь и сейчас!

Какие они? Где обитают и чем питаются? Как относятся к людям и что мы можем сделать для них?

Эта полушутливая (но абсолютно правдивая!) книга проведет вас в самое сердце драконьих убежищ, расскажет увлекательные истории о происхождении драконов и их влиянии на человеческий мир. Вы узнаете об известных видах, которые можно встретить в дикой природе, и как подружиться с этими необычными существами. А возможно, вы даже захотите завести собственного домашнего дракончика!

Вооружившись исчерпывающими знаниями по криптогерпетологии (тайная наука о рептилиях), вы из начинающего дракофила превратитесь в истинного хранителя драконов! (И вне всякого сомнения, сможете отличить восточного дракона от своенравного киау.)

Оставьте привычный скептицизм, просит автор, и просто доверьтесь своей фантазии! И возможно, уже завтра вы проснетесь в мире, где люди и драконы живут бок о бок. Это наполнит каждый ваш день радостью и предвкушением чудес!

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3805-5

ISBN 978-0-7387-6172-5 (англ.)

© 2020 by Shawn MacKenzie

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2021

Оглавление

Введение

Глава 1. Язык драконов

Криптоязык

Драконы

Драконы существующие, драконы живущие

Люди и драконы

Глава 2. Виды драконов больших и Истинных

Восточные драконы

Западные драконы

Пернатые драконы

Глава 3. От яйца до конца: жизнь дракона

Глава 4. Виды малых драконов

Озерные драконы и морские змеи

Виверны и огненные драконы

Древолазы и землекопы

Выбор хранителя драконов и что-то новое

Глава 5. Краткая история драконов

Древние драконы

Средневековые драконы: христианство, Темные времена и великое переселение

Просвещение и возвращение: драконы в новое время

Глава 6. Давным-давно один дракон...

Дракон, который проглотил солнце

Когда Вирм повернется: Беовульф одной драконицы

Глава 7. Жизнь с драконами

Заповедники и драконьи резервации

Азбука посещения заповедника

Как содержать дракона

Заветы хранителя драконов

Глава 8. Прочь от цивилизации: наблюдение за драконами в дикой природе

Горы

Высокогорные леса

Низины

Пустыни

Глава 9. Праздники и развлечения драконов

Восточные драконьи лодки

Языческие дни и святые

Огонь, полет, пир и песня: собрано со всего мира

Эпилог. Драконы: наша последняя надежда

Библиография

Об авторе

Я глубоко благодарна за поддержку и мудрость своим друзьям и пишущим коллегам — Джону Гудричу, Брэндон Эйр, Джону Ожеховскому, Тай Кинг и Карен Сандерсон.

Все эти годы они следовали за мной в Страну драконов, противостоя неверию остроумием, с терпением и синими карандашами наготове.

Ли, который помогал мне помнить о радости в темные моменты.

И Мардж, которая была рядом.

«Нам, людям, снятся сны, мы занимаемся магией, творим добро и зло. Драконы не видят снов. Они сами — сон, мечта; волшебство — это их сущность, а потому они не занимаются магией как наукой. Магия — основа их бытия. Они не совершают поступков: они просто существуют»[1].

Урсула К. Ле Гуин, «На последнем берегу»

Введение

Задолго до того, как наши предки совершили скачок до Homo sapiens на ветке эволюционного древа, мир населяли всевозможные твари. Земля, море и воздух изобиловали существами более крупными, странными и невероятными, чем может придумать самое пылкое воображение. За тысячелетия мы приняли этих существ и обратили их в пестрое множество — божественных и вместе с тем ужасных. Наши страхи и мечтания создали мифы и легенды, героические и кошмарные, богов и монстров, разница между которыми была едва заметна. В этом нет ничего удивительного, если учитывать приливы и отливы религиозных течений, когда божество одного человека становится демоном для другого — и наоборот — по мановению хвоста Бармаглота. Мир, прекрасный или чудовищный, наполнен ужасными богами или благочестивыми монстрами, и подобен вселенной, которая, как сказал Идэн Филлпотс, «полна волшебства, терпеливо ожидающего того момента, когда наши чувства станут острее»[1]Прохождение тени», 1918).

И именно там место драконов, изрыгающих огонь и терпеливых, как Иов.

Фантастические вездесущие драконы не имеют себе равных среди прочих криптозоологических видов. Они миф и тайна, сила и мощь. Они древняя магия и новая мудрость, игривая деликатность и полная ярости жертвенность. Со скрежетом клыков и оглушительным ревом они разверзают адское пекло и устраивают потоп, заставляют горы расти и высекают реки. Громовыми раскатами и ослепляющим трепетом они вызывают благоговение и страх. Темные и светлые драконы, жертвы святых и советники королей, олицетворяют собой дихотомию человеческой натуры и направляют наше бытие изнутри и снаружи. Сквозь года из сияющих божеств они превратились в гнусных чудовищ, но все еще могут заставить нас почувствовать себя ничтожными, лишенными малейшего значения. Как прежде, они способны вызывать выброс адреналина в кровь и вдохновлять на пути к вершинам добра и зла. И в довершение всего они летают. Никогда не забывайте: они летают!

Разве можно не очароваться драконами? Молодые или старики, ученые или фантазеры, кроме разве самых робких и прозаичных среди нас, не удержатся от желания понять их жизнь и подружиться с ними. Драконы — зеркала людского мира. Они показывают самое лучшее и худшее в нас самих и говорят — тем, кто готов слушать, — что мы тоже можем подняться над мирским и воссиять во тьме, словно маяки. Узнавая их, мы становимся более человечными.

Узнавать драконов? Конечно — очень близко и очень лично. Но как?

Среди криптозоологов бытует поговорка, что волшебство нуждается в нас меньше, чем мы в нем. Мы не выбираем — выбирают нас.

Более полувека назад мне повезло быть выбранной драконом. Он был Зеленым драконом, героем, вышедшим из моря причудливой прозы Джойса Бисселл-Томаса, изумительно колючим, более чем прочие (а я знала нескольких). Бесстрашный с того момента, как вылупился из яйца в знойной пустыне Калахари, он вырос пытливым и гордым, непочтительным и любящим, преданным до невозможности. Он мерцал, как залитый солнцем изумруд, не выносил дураков, а когда расправлял крылья, напоминающие парус-спинакер, небеса становились его игровой площадкой. И хотя его нравы по понятным причинам были драконьими, его нравственный стержень заставлял большинство людей краснеть от стыда. Он был неидеален, но был образцом — драконом, которым нужно восхищаться и которого нельзя не ценить.

С тех пор, с той самой первой встречи, я не покидала драконов. Я училась у них, заботилась о них и подробно о них писала. Они, в свою очередь, оберегали меня от демонов тьмы и дьяволов отчаяния огнем, клыками и химерическими хвостами. Они учили меня и каждый день напоминали: вселенная таит гораздо больше, чем довелось увидеть большинству из нас.

Мне нравится думать, что в этом и состоит суть науки о драконах, которую называют криптогерпетологией.

Конечно, столь обширная, непрерывно расширяющаяся область не может быть описана на страницах маленькой книжки. (Да и как назвать эту науку? «Исследование драконов», «тайная наука о змеях» или даже «замечательное изучение рептилий» — вот альтернативы, не в пример более удобные.) Но здесь вы познакомитесь с ее началами: с языком и терминами, с видами драконов (как Истинных, так и псевдо), их историей, средой обитания и жизнью, основами их содержания, с заповедниками и жилищами драконов на вашей территории, а кроме того, насладитесь подборкой сказок о драконах.

Как бы то ни было, я призываю смотреть в оба!

Не так давно меня попросили рассказать о драконах группе учеников четвертых и пятых классов; такой возраст идеален для воспитания дракофила. Когда дети рассаживались, школьный библиотекарь отвела меня в сторону и сказала очень тихо: «Только не надо говорить им, что драконы существуют, ладно?» Была в ее голосе нотка мольбы, как будто этот вопрос всплывал часто и очень недавно. И еще ее голос звучал немного грустно. «Бедная женщина», — подумала я. Если бы она знала слова сэра Терри Пратчетта: «Нужно верить в неправду. Как же еще она может стать истиной?» (Пратчетт, «Санта-Хрякус», 2014).

Не ответив, я повернулась к любопытным глазам детей. Не успела я поздороваться, как уже поднялась дюжина рук: «А драконы бывают?»

Я улыбнулась загадочно — так, как научилась у прекрасного жемчужного дракона с Хоккайдо, — и сказала: «Конечно».

Оставьте в стороне извечный скептицизм.

Идите навстречу драконам без предубеждения, с открытым сердцем. Идите с пытливостью и восторгом. Просто доверьтесь.

Итак, вперед.

Глава 1. Язык драконов

Среди людей, хорошо знающих драконов, бытует мнение, что вести речь о драконах почти так же трудно, как и разговаривать с ними.

Чары и вейры. Пиронические железы и рога. Бейтиры и лесные жители.

Клянусь рогами зеленой горгульи, для начинающего дракофила я могла бы с тем же успехом говорить о преданном анафеме василиске!

Вообще я говорю всего лишь на языке драконьей страны, и если вы хотите познакомиться с ее тропинками и закоулками подробнее, чем рядовой турист, то лучше всего изучить основы.

Джеймс Болдуин заметил, что «главная роль языка — управление вселенной через ее описание». Страна драконов — это обширная и разнообразная вселенная, включающая в себя все континенты и века, полная чешуйчатых существ, больших и маленьких. В самые лучшие времена она практически неуправляема, а ее разнообразие, одновременно чудесное и пугающее, легко может сделать любой содержательный диалог невозможным. Чтобы не выглядеть стоящими по пояс в обломках Вавилонской башни, серьезные драконологи и дракофилы-любители полагаются на знания, накопленные криптонауками, и специальную терминологию. В этом отношении мы в долгу перед различными областями криптозоологии и криптогерпетологией — отраслью, занимающейся драконами.

Однако давайте обратимся к самому началу.

Криптоязык

Для тех, кто не знаком с таинственным и загадочным, термин «криптонауки» обозначает, как нетрудно догадаться, группу дисциплин, сосредоточенных на скрытых или секретных вопросах. Обычно академические ученые отвергают криптоисследования как псевдонауку, даже как шутку, и с этой позицией яростно спорит любой хороший драконолог, как и сторонники йети, водяных, китайских ши-цзы или индейских Громовых Птиц. Криптозоологи занимаются исследованием всех странных и необычных существ, от африканских абада до гигантских заратанов (и, конечно же, драконов). Эта наука восходит к временам первых натуралистов, череде уважаемых ученых и мудрецов своего времени, таких как Аристотель, Плиний Старший и Исидор Севильский. Основоположники современной криптозоологии, Бернар Эйвельманс и Айвен Сандерсон, были добропорядочными зоологами, приобретшими огромную известность в официальной науке, но являлись также и пионерами в дивном новом криптомире, готовыми заглянуть за рамки очевидных чудес природы, посмотреть в глаза существ, чье существование окутано древними преданиями и суеверием. В меру возможностей они использовали самые строгие методы исследования. Будь то виверны или африканские трубкозубы, они задавали вопросы, наблюдали, читали, собирали и интерпретировали данные, после чего делали выводы. Препятствия на пути не смогли опровергнуть этих выводов. К сожалению, все это (не говоря уже о постоянной опасности при столкновениях в дикой природе со многими криптовидами, или криптидами) не ценилось теми, кто отказывался принимать нечто, находящееся за пределами собственного опыта. Близорукие рассматривают йети, леших, морских змеев и драконов как плоды человеческой фантазии. Криптозоологи считают их скрытыми существами, которые прячутся — и часто по серьезным причинам.

Драконы, естественно, занимают почетное место в мире криптозоологии, в значительной степени благодаря своему разнообразию и популярности. Хотелось бы думать, что причина еще и в том, что драконы неотразимы.

Их величественная тайна завораживает и требует, чтобы мы, простые смертные, сели и обратили взор к небу.

Они слишком величественны и сложны, чтобы свести их только к криптонауке. Драконов можно назвать междисциплинарными существами, исследования вокруг них и богатая терминология дали многочисленные побеги на ветвях криптодерева. Наиболее важными из них являются следующие.

Криптогерпетология

Известна также как тайная наука о змеях, исследование замечательных рептилий и, наконец, просто наука о драконах. Это стартовая площадка для на…