Аромат лимона и розмарина. Гестия и магия домашнего очага

УДК 133.4

ББК 86.4

Х38

Raechel Henderson

The Scent of Lemon & Rosemary:

Working Domestic Magick with Hestia

Перевод с английского Елизаветы Поляковой, Маргариты Коваленко

Внутреннее оформление и дизайн обложки Арега Марзояна

Хендерсон Р.

Аромат лимона и розмарина. Гестия и магия домашнего очага. — СПб.: ИГ «Весь», 2021. — 256 с.

ISBN 978-5-9573-3854-3

«Аромат лимона и розмарина» — книга о том, как наполнить свой дом гармонией, уютом и взаимопониманием. Дом — это не только помещение, ограниченное стенами и потолком с полом, но и пространство, в котором мы отдыхаем, запасаемся энергией, встречаемся с семьей и друзьями. Книга поможет вам превратить свое жилище в священное место, которое всегда будет наполнено спокойствием и радостью.

Для древних греков Гестия была богиней домашнего очага и жертвенного огня. Практики и советы из книги помогут вам соединиться с Гестией и заручиться ее поддержкой, чтобы создать гармоничную среду, способствующую комфорту и процветанию. Отдельные главы посвящены каждой комнате: гостиная связана с общением и новыми идеями, кухня — с энергией любви и благополучия, спальня — с восстановлением и покоем, ванная комната — с очищением и здоровьем. Автор также делится ценными советами по уборке, проведению ритуалов Колеса года, рецептами блюд и снадобий, заклинаниями и инструкциями по созданию магических инструментов. Вы научитесь использовать магию ароматов, чтобы создать нужное настроение и усилить воздействие ритуалов.

Гестия — скромная богиня, которая свободна от привязанности к внешнему виду и условностям. Практики и упражнения из этой книги может использовать любой человек, независимо от духовной традиции, достатка и жизненного положения.

Пусть в вашем доме всегда обитают любовь и счастье.

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

ISBN 978-5-9573-3854-3

ISBN 978-0738766676 (англ.)

© 2021 by Raechel Henderson

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2021

Оглавление

Об авторе

Вступление

Глава 1. Гестия: первая и последняя

Древние ценности, современное значение

Налаживание партнерских отношений с Гестией

Глава 2. Дом: анатомия комфорта

Глава 3. Магическая практика

Четыре магических метода

Чары

Магическая материя

Как приготовить масло на травах

Магия воды

Глава 4. Порог: защита вашего дома

Экологические проблемы

Заклинания для защиты вашего дома

Что можно сделать

Ритуалы

Глава 5. Кухня: любовь и превращение

Что можно сделать

Заклинания

Ритуалы

Глава 6. Гостиная: общение и дружба

Волшебные комнатные растения

Что можно сделать

Заклинания

Ритуалы

Глава 7. Спальня: процветание и сон

Что можно сделать

Заклинания

Ритуалы

Глава 8. Ванная: очищение и здоровье

Что можно сделать

Растительные средства

Заклинания

Ритуалы

Глава 9. Преломление хлеба: накормить свои тело и дух

Кухонная утварь

Рецепты

Глава 10. Уборка: место для всего и все на своих местах

Инструменты для уборки

Домашние чистящие средства

Расписание и время для уборки

Рецепты чистящих средств

Глава 11. Создание собственного Колеса года

Создайте собственное Колесо года

Глава 12. Современные ценности: жизнь по справедливости в несправедливом мире

Природоохранная деятельность

Культурная апроприация: что это такое и как этого избежать

Капитализм и этичное потребление несовместимы

Заключение

Приложение. Соответствие ингредиентов

Библиография

Благодарности

Об авторе

Рейчел Хендерсон — язычница и ведьма, следующая эклектичным и независимым путем. В настоящее время в своей магической практике она работает с Гестией и Черепахой. Она пишет статьи для альманахов и календарей Llewellyn’s, ведет блог о магии, творчестве и жизни по собственным порядкам. Рейчел — швея и профессионально занимается этим с 2008 года. Она также является автором книги Sew Witchy (Llewellyn, 2018) и живет в Чикаго.

Вступление

9 сентября 1999 года в блокноте со спиральным переплетом я написала: «Я нашла своего учителя — Гестию, богиню очага и огня. Мне кажется уместным, что у богини домашнего очага я учусь тому, что необходимо для подготовки к зиме». Далее я написала: «Надеюсь, что к тому времени, когда я закончу работать с этим блокнотом, у меня будет еще больше ритуалов, которые я смогу добавить в свою Книгу Теней». Спойлер: я так и не написала эту Книгу Теней. На тот момент я три года находилась в абьюзивных отношениях, которые тянулись еще девять лет. Мне часто приходилось отодвигать свой духовный путь и магические практики на второй план, чтобы ориентироваться в этой реальности.

Несмотря на это, Гестия не покидала мои мысли. Все эти годы я вкладывалась в создание безопасного места, дома. Посредством садоводства, творчества, рецептов и кулинарии, графиков уборки и декора я пыталась поменять ситуацию, изменив окружающую обстановку. Приготовление гуляша и декоративные подушки, конечно, могут помочь, но даже сорняки не выживут там, где их ничего не питает. В те годы я обращалась к Гестии, просила ее помочь мне поступать правильно. Но эта богиня домашнего очага знала, что пока в моей жизни для нее нет места.

В конце концов в 2008 году я набралась сил и поддержки, которые были мне необходимы, чтобы разорвать эти отношения и начать все сначала. Когда я это сделала, Гестия ждала меня.

Я официально посвятила себя ей только в 2019 году — спустя 20 лет после нашего знакомства. У меня накопился эмоциональный багаж, который требовал проработки. Это привело меня к работе на протяжении нескольких лет с такой богиней, как Геката. Тем не менее Гестия оставалась там, на фоне, поддерживая горение очага, когда я поняла, каким человеком хочу стать. Мои отношения с Гестией больше похожи на партнерство, чем на поклонение. Я прошу ее помогать мне в работе, как в магической, так и в более светской. Делаю подношения в качестве благодарности за ее благословения и помощь. Когда я обращаюсь к ней, моя речь скорее фамильярная, нежели почтительная, но такая неформальность не делает нашу связь менее значимой.

Когда COVID-19 распространился по земному шару, лишив людей чувства безопасности и обнажив слабости различных правительств, я как никогда чувствовала актуальность обращения к Гестии. Эта книга была написана во время домашнего карантина, который продлился дольше, чем кто-либо мог ожидать. Другие люди в разных точках земного шара испытывали то же самое. Мы застряли в домах, где, возможно, не проводили раньше так много времени. Из-за работы и общения мы ежедневно часами не бывали дома. Некоторые начали осваивать новые навыки: кулинарию, уборку, искусство ведения домашнего хозяйства и даже новые хобби. Для других это означало застревание в небезопасной среде на неопределенный срок. Кто-то столкнулся с изоляцией и одиночеством, а кто-то переосмыслил значение дома в своей жизни.

Книга «Аромат лимона и розмарина» — это накопленная мудрость тех лет осторожной работы с Гестией, греческой богиней домашнего очага. Здесь вы найдете ритуалы и заклинания, погрузитесь в мифологию и осмыслите ее значение в современном обществе. Я также включила несколько поделок, которые помогут создать уютную домашнюю обстановку. Эта книга поддерживает левую идеологию, поскольку я обнаружила, что Гестия несовместима с капитализмом и всем, что с ним связано.

Вам не обязательно быть политеистом или религиозным человеком, чтобы использовать информацию из этой книги. Концепция безопасного дома выходит за рамки идеи поклонения божествам. Безопасность и охрана земли находятся на втором ярусе иерархии потребностей Маслоу. Вы можете выполнять заклинания и ритуалы, не поклоняясь Гестии и не призывая ее. Вам даже не нужно быть язычником или ведьмой. Ремесла, рецепты и советы по ведению домашнего хозяйства не требуют магии. Многие из них основаны на знаниях, которыми обладали наши деды, бабушки и предки.

Бóльшая часть книги опирается на идеи бережного отношения к природе и заботе об экологии. Акцент делается на общине, поскольку влияние Гестии распространялось не только на отдельные домохозяйства, но и на общество, которое они составляли. «Аромат лимона и розмарина» признает ту идею, что безопасность дома в итоге приводит к безопасности общества в целом.

В этой книге вы найдете рецепты и заклинания, направленные на решение проблем со здоровьем. Я ни в коем случае не призываю отказаться от посещения врача или возможностей современной медицины. Я ведьма — это означает, что я делаю прививку от гриппа каждый год, а также зачаровываю свои лекарства от депрессии. Поэтому они будут работать как на магическом, так и на физическом уровне. Никакое количество эфирного масла не сможет вылечить диабет. Так что при использовании рецептов из этой книги помните, что современная медицина необходима для лечения болезней, а фитотерапия — для облегчения симптомов.

Конечно, я писала эту книгу, чтобы она была прочитана от начала до конца, но понимаю, что не все читатели поддерживают такой подход. Для того, кто предпочитает сразу переходить к интересующей информации, я постаралась сформировать книгу так, чтобы была такая возможность. Первые две главы познакомят вас с двумя основными темами этой книги: Гестия и дом. Глава «Гестия: первая и последняя» посвящена мифологии, поклонению и актуальности этой богини. Глава «Дом: анатомия комфорта» рассказывает о доме в целом и раскрывает содержание следующих глав, посвященных каждой комнате по отдельности. В главе «Практика магии» вы узнаете о различных техниках, компонентах и концепциях, которые используются в этой книге и в колдовстве в целом. Если вы опытная ведьма, такие разделы, как «Четыре магических метода», вероятно, вам знакомы, поэтому можете пропустить их, если хотите. Другие разделы, например «Магическая материя», относятся конкретно к заклинаниям и практикам, представленным в этой книге. Три главы «Преломление хлеба», «Уборка» и «Создание собственного Колеса года» описывают действия и мероприятия, которые не направлены на конкретную комнату и специализацию Гестии. Глава «Современные ценности» расширяет кругозор, позволяя исследовать нашу жизнь в контексте Гестии, дома и язычества.

Как бы вы ни подходили к этой книге — как язычник, ведьма, хозяин дома, — найдете ее содержание полезным. Спасибо, что читаете «Аромат лимона и розмарина». Пусть в вашем доме всегда обитают любовь и счастье.

Глава 1

Гестия: первая и последняя

Согласно греческой мифологии, Гестия была старшей из шести детей в семье Кроноса и Реи. Кронос, предупрежденный, что будет свергнут одним из своих детей, поступил так же, как и большинство героев греческих мифов: попытался избежать своей участи и тем самым гарантировал, что это произойдет. Он проглотил своих детей, когда их родила его жена Рея: сначала Гестию, затем Деметру и Геру, затем Посейдона и Аида. Когда Рея родила Зевса, она обманом передала Кроносу камень вместо новорожденного. Таким образом, Зевс вырос и сумел свергнуть Кроноса, в процессе вынуждая отца извергать своих братьев и сестер в обратном порядке. Сначала появился Аид, затем Посейдон, затем Гера, затем Деметра и, наконец, Гестия. Этот порядок — быть проглоченной первой и первой спуститься в глотку Кроноса, а затем вернуться оттуда последней — служит основанием ее эпитета «первая и последняя».

Помимо истории о ее происхождении, есть только два других мифа о Гестии. Оба касаются семейного положения и девственности богини. Во втором говорится о попытке ее изнасилования. Если чувствуете, что вам будет сложно читать об этом, можете перейти к следующему разделу на стр. 25.

«Гимн IV: К Афродите» рассказывает, как Гестия стала хранительницей олимпийского огня и почему ей преподносят первую часть жертвоприношений и подношений. И Аполлон, и Посейдон хотели жениться на Гестии. Но она этого совершенно не желала, более того — упорно отказывалась. И прикоснувшись к голове эгидодержавного Зевса, эта прекрасная богиня дала великую клятву, которую действительно сдержала: она останется девушкой на всю свою жизнь. Зевс согласился на это, даровав ей «место в центре дома и самую щедрую участь: уважение в храмах всех богов и статус первейшей богини для всех смертных»[1].

Овидий рассказывает второй миф о Гестии. Она присутствовала на пиру с другими богами, нимфами и сатирами. Все гости напились, Гестия потеряла сознание на лужайке. Приап, «красный спаситель садов», нашел Гестию и решил изнасиловать ее. Когда он попытался это сделать, закричал осел, который разбудил Гестию и оповестил других гостей о происходящем. В итоге Приапа прогнали[2].

Рассматривая оба мифа вместе, можно предположить, что сфера влияния Гестии ограничивается домашним хозяйством. Для древних греков это было не так. Гестия отвечала не только за домашний очаг, но и за огонь, который был центром городской жизни.

По словам Эсхина, ее называли богиней сената, а ее статуя и алтарь были частью здания сената в Афинах. В том же отрывке Эсхин пишет, что сенаторы клянутся Гестией, что указывает на ее связь с общественной, равноправной жизнью города[3]. А в своей «Немейской оде. 11» Пиндар пишет: «Дочь Реи, ты, получившая ратушу под свою защиту, Гестия, сестра Геры и Зевса Всевышнего, разделяющая его трон»[4].

Из сказанного следует, что Гестия — богиня, которая руководит всеми действиями. Она первой вступает в схватку, первой пытается решить проблему и последней уходит или сдается. Она присутствует повсюду — прочная основа и центр, вокруг которого вращается все действие. Именно история ее происхождения, рождения и затем возрождения закладывает основу для владений Гестии. Застряв в утробе Кроноса, она проводит детство и юность в одном месте.

В одном из мифов Гестия отвергает самую традиционную роль, отводимую женщинам — роль жены, — и при этом ставится выше всех других богов. Это интересное отклонение от традиционного пути греческих богинь. Можно было бы цинично заявить: Зевс признал, что олимпийцам нужна домработница. Но я считаю, что предоставление ей «самой щедрой участи», а также доли почестей в храмах других богов опровергает эту точку зрения. Зевс — бог, известный развратными и женоненавистническими манерами, не только дал старшей сестре то, чего она желала, но и властью царя олимпийцев обеспечил ей свободу распоряжаться своей судьбой, и все — смертные и бессмертные — узнали об этом.

В греческой мифологии, переполненной историями об изнасилованиях, почти облегчение найти сюжет, где жертва спасена, а предполагаемый насильник остановлен. Помимо очевидных тем этого рассказа, мы видим богиню, уверенную в независимости своего тела. Мало того, окружающие признают ее право на суверенитет. Вместе с тем здесь раскрыта тема сообщества. Гестии не пришлось в одиночку бороться с Приапом. Едва осел поднял тревогу, все боги бросились ей на защиту.

Поскольку понятие «семья» расширилось, охватывая город, культуру и страну, государство, конечно, тоже подпадает под влияние Гестии. Именно эта ассоциация усиливает идею социальной структуры. Несмотря на то что Гестия избегает роли жены и сохраняет независимость, она следит за порядком в доме и во всем государстве. Господство Гестии над домом и государством указывает на идею о том, что личное = политическому. И за эту работу она получает лучшую часть жертвоприношений.

Древние ценности, современное значение

Власть над личным и политическим делает Гестию особенно актуальной для современных язычников и ведьм. Ее значение даже больше: когда дело доходит до семьи, самоопределения, социальной справедливости, антикапитализма и т. д., она помогает создавать план построения богослужений и магических практик, охватывающих жизнь в целом.

Такие пра…