Беседы о Дао. Начальные, повседневные и алхимические практики

УДК 159.9

ББК 88.6

Б69

Дизайн обложки Арега Мирзояна

Близняков А., Ширай А.

Беседы о Дао. Начальные, повседневные и алхимические практики. — СПб.: ИГ «Весь», 2021. — 256 с.

ISBN 978-5-9573-3862-8

Как управлять потоком жизненной энергии — ци? Каким образом знания о «золотых часах» сна и даосских правилах питания могут помочь нам ее продуктивно расходовать и восполнять? Достижимо ли бессмертие и нужно ли оно? Как достичь состояния осознанности и баланса и следовать принципу непривязанности, не дистанцируясь от реального мира?

Из книги психологов Андрея Близнякова и Андрея Ширая вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы.

А также освоите начальные даосские техники (столбовая практика, работа с мелкой моторикой, внутренняя тишина);

познакомитесь с тремя типами алхимических упражнений: Инь-Ян (одна половина тела делает одно, а вторая — нечто противоположное), техниками отождествления с кем-то или чем-то (например, «веселая обезьяна»), практиками, дающими важный кинестетический опыт (например, протрясание тела);

сможете встроить практику в свою повседневную жизнь и создать для нее благоприятное пространство.

И как результат ваше тело станет легким, сердце — радостным, а голова — «пустой».

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3862-8

© ОАО Издательская группа «Весь», 2021

Человек

с самого рождения умирает.

Лао-цзы

Оглавление

Предисловие к книге Андрея Ширая

Предисловие к книге Андрея Близнякова

Глава 1. Знакомство с миром цигуна и Дао

Глава 2. Начало пути

Глава 3. Критерии здоровья

Глава 4. Даосы и общество

Глава 5. Начальные практики

Глава 6. Даосский микросоциум

Глава 7. Даосская алхимия

Глава 8. Парные практики

Глава 9. Повседневное Дао

Заключение

Предисловие к книге Андрея Ширая

Я не умею писать книги. Прочитал их... Тысячи. А писать — нет. Раньше казалось, что другие напишут лучше, зачем лезть не в свое дело? Потом думал: статей достаточно. Я столько статей пишу, что уже на несколько томов текста наберется. Оказалось — нет, статьи и книга — разные способы донести свои мысли до читателя. Так или иначе, перед Тобой — моя первая книга.

Будь к ней бережен. Она совсем неопытная, только родилась на свет. Читай аккуратно, не спеши судить строго.

Будь к ней пристрастен. Я пишу, говорю, рассуждаю о вещах, о которых не многие задумываются, еще меньше — пишут на эту тему. Поэтому — критикуй без снисхождения.

Будь к книге... Просто будь с ней. Просто читай ее. Необязательно с начала до конца. Можно с середины. Можно в стиле «гадания по тексту». С карандашом в руке или просто перелистывая от скуки... Просто читай.

Люди сейчас так мало читают, а жаль. :))

Я не буду писать здесь список благодарностей. Даосское учение призывает не говорить лишних слов и не порождать лишних смыслов. А написав одну благодарность — ты сообщаешь всем остальным, что ты им не благодарен... Пустое это.

Во благо и для развития всех, кто идет по Пути развития.

Андрей Ширай

Новосибирская область, с. Тальменка

21 января 2021 года

Предисловие к книге Андрея Близнякова

У меня странное отношение к книгам, не в смысле их чтения, а к написанию «своих».

Есть множество идей для книг, некоторые из них даже начали реализовываться, а какие-то — точно знаю, что стоит начать! Но над ними, наверное, висит фраза Льва Толстого: «Если можешь не писать — не пиши». Как будто книга должна появиться сама, где-то даже вопреки мне. :)

И кажется, именно так и произошло.

Все начиналось как проект моделирования опыта Андрея Ширая в цигуне и даосских практиках. Мне и тема интересна, и моделирование — это то, что меня больше всего привлекало и привлекает в НЛП. В 1999 году книга «Моделирование с НЛП» была первой на моем пути изучения НЛП, так что я с радостью включился в этот проект!

Моя роль в этой книге скромна: я задавал «хорошие глупые» вопросы. И видимо, вопросы были настолько глупые, что в какой-то момент оказалось, что книга — это меньшее, чего достойны ответы на них. Так что не написать эту книгу мы уже не могли. И я точно знаю почему, более того, об этом прямо написано на одной из ее страниц.

Создание этой книги стало для нас развитием, и теперь она перед вами. Ваш ход. :)

Андрей Близняков

Ростов-на-Дону

21 января 2021 года

Глава 1. Знакомство с миром цигуна и Дао

— Давай начнем с определения Ци. Что это такое, как мы узнаем о ее существовании, как она проявляется? Как ее использовали даосы?

— Давай просто скажем, что такое Ци в современном научном понимании. Как там раньше считали даосы — это отдельная тема, но современное понимание Ци таково.

В теле постоянно что-то меняется: идут какие-то процессы, что-то нагревается, что-то остывает, давление где-то повышается, где-то снижается. Где-то, говоря языком медицины, повышается или снижается функциональность. Если почки начинают активно качать жидкость — мы это чувствуем и говорим: «О, почки заработали», — а китайский специалист скажет: «Меридиан почек активизировался». В рамках концепции «Ци» — это просто перемены в теле.

Эти перемены бывают как благотворными, так и деструктивными. Деструктивные — это когда где-то что-то застревает. Функциональность, метаболизм, циркуляция жидкостей, эмоциональные или нейрохимические процессы.

— Я правильно понимаю, что Ци — это динамика?

— Да, это динамика.

— Динамика может быть плохой, когда что-то идет неправильно, а может отсутствовать, и это тоже плохо. Иногда может быть хорошо, а иногда плохо?

— Мы говорим, что это какой-то застой, а застой ведет к деградации, снижению функциональности на физическом уровне, и постепенно мозг и все остальное начинают страдать.

— Тогда получается так: мы вполне способны, с опорой на современную медицину, сказать, какой должна быть динамика с точки зрения биохимии организма. С какой частотой должны включаться почки и все остальное... Такая примерно идея?

— Я не настолько хорошо разбираюсь в медицине, не получил систематического медицинского образования. Анатомия ЦНС, физиология ВНД, курсы по патофизиологии, семестр в медучилище, самообразование…

Я не возьмусь однозначно утверждать, тут надо привлекать других экспертов. У меня есть знакомые, которые имеют высшее медицинское образование, одновременно владеют цигуном и ведут практику. Можно будет привлечь их позже.

Сейчас пока что важно для нас? Важно, что в нашем теле эти перемены идут сами собой. Организм — сбалансированная экосистема. Идет метаболизм, идут процессы жизнедеятельности. И если не мешать, то теоретически все само собой наладится, например, если человек вовремя и качественно питается. Понятно, что, если он голодает, организм начнет буквально пожирать сам себя. И в итоге это нехорошо для здоровья. И наоборот, если человек переедает — это вредно, будет застой.

«Цигун» дословно это «работа Ци» или «работа с Ци».

Наша задача, когда мы работаем с Ци, в идеале — просто не мешать организму: чтобы он поспал, поел, погулял, получил новые впечатления, чтобы в кровь выбрасывались соответствующие гормоны, прежде всего — гормоны «положительные». И соответственно, чтобы поменьше вырабатывалось гормонов стресса. Хотя они тоже должны вырабатываться, иначе без них и радости не будет. Но при этом человек не должен жить в постоянном стрессе.

И здесь нам поможет метафора про «прежнее Небо» и «последующее Небо».

Вся Ци делится на две категории: Ци прежнего Неба и Ци последующего Неба.

В стрессе мы тратим неприкосновенный запас Ци. То же самое происходит, когда мы голодаем, систематически недосыпаем, мало гуляем: организм начинает тратить неприкосновенный запас Ци, который дан нам от рождения. Эта особая Ци называется Юань Ци (Ци прежнего Неба), и она является семенем жизни. Это такая маленькая супербатарейка, на которой мы всю жизнь живем.

— В одной из наших бесед мы с тобой говорили о том, что есть несколько этапов движения по традиции.

Во-первых, лечение психики, лечение головы; человек при этом за счет внутренних процессов перестает себя заморачивать и мучать.

Во-вторых, создание организму как минимум нормальных условий для жизни.

В-третьих, достижение оптимального для своего возраста здоровья: как-то вернуть то, что напортачил к этому возрасту, оздоровиться.

И только после этого наступает этап накопления излишков энергии, которую на четвертом этапе уже можно переводить в Юань Ци и поворачивать вспять старение. Такова примерно общая схема?

— Я буду откровенен.

Первый этап — это вербовка. Прежде чем с тобой начнет происходить что-то хорошее, ты должен быть завербован.

— Вербовка куда?

— А вот это интересно.

Первая идея, «первое правило Даосского клуба»: ты должен признать, что ты в тюрьме. Это уже определенная и весьма сильная картина мира.

Второй момент: ты должен признать, что жизнь в тюрьме можно сделать комфортной (прекратить страдать и болеть) и в дальнейшем из тюрьмы можно «свалить». Причем «свалить» из тюрьмы, не умирая физически. «Свалить» именно в этом теле. В даосских трактатах это прямо называется: «Воровской побег на небо...»

Пока этой картины мира в голове не будет — все бессмысленно. Потому что про практики цигуна я бы сказал так: таблетки не хуже помогают. По крайней мере в ближайшие 5–10 лет, здесь и сейчас. Вот ты, к примеру, принимаешь таблетки, а кто сказал, что от них вред? Потом когда-то от них будет вред, а может, и не будет… Может, другие таблетки разработают. Понимаешь, о чем я? Это вопрос веры, вопрос картины мира.

— Формально этап психотерапии может быть никак не связан с алхимией и стремлением к бессмертию. Полечить голову полезно всегда. Если человек на этом остановился и не стал больше себя заморачивать, он проживет нормальную жизнь.

— В комфорте и благополучии…

— Да, и если он оздоровился и в 60 выглядит на 60, а в 90 на 90...

— И у него есть шанс до 90 дожить, что немаловажно…

— На этом этапе можно остановиться, и в этом помогают психотерапия, медицина, ЗОЖ.

— То, что ты описываешь, — это и есть энергия «позднего неба», или «последующего неба». Это то, что составляет 95% всего цигуна, всей даосской медицины. Большинству практикующих этого за глаза хватает. Многие люди именно это и понимают под «даосским волшебством», «даосскими секретами».

— То есть если мы вербуем человека, то он будет замотивирован идти до четвертого этапа, уйти в запределье. Если не вербуем — это будет просто ЗОЖ, комплексная терапия, в том числе и психотерапия. Правильно я понимаю?

— Знаешь, я считаю себя достаточно рациональным человеком... Я не «шизик», не эзотерик. Попробовал — не понравилось. Не мое. :))

Так вот, у меня есть вполне рациональная идея: прожить не до 90 лет, а побольше. У меня в голове такой план, и я пока не знаю, как его реализовать, потому что тех знаний, что у меня есть, — недостаточно.

Модель мира в голове у меня есть, я ее выстроил лет десять назад, мы тогда много работали с Ю. А. Чекчуриным, с Киселевым экспериментировали... ну ты помнишь. Я тогда решил, что, согласно ей, проживу лет до 120. А дальше мне нужны знания, как этого добиться. Я эти знания ищу, в том числе — и у даосов. Я считаю, что у даосов эти знания есть. А дальше вопрос, как их получить. Картина мира, модель мира должна быть, иначе можно сказать: да на фиг это бессмертие… у меня все хорошо, все прекрасно.

— Когда мы будем погружаться, мы определим верхние и нижние уровни вовлеченности. Хорошо бы встроить даосские практики в каждую секунду повседневности.

Допустим, человек ездит на работу и с работы на машине, весь день сидит в кресле, три раза в неделю ездит на машине в спортзал… Все нормально… Но на работе человек может подниматься по лестнице, а не на лифте, до магазина ходить пешком, тогда и в спортзал он может ходить один раз в неделю. Будет то же самое.

Если мы сумеем найти такие элементы практики, это будет хорошо. На некоторых уровнях мы декомпозируем практики, на более высоких уровнях будут психотехники, модели мира. Идея бессмертия мне тоже очень нравится. Я — за.

Но надо вот на что смотреть. Чтобы подлечить себе голову, не нужна вечная жизнь, достаточно ситуативных решений. Чтобы вылечить колени, не нужна вечная жизнь. Чтобы в пятьдесят быть более бодрым, не нужна вечная жизнь. Дальше уже используется энергия, без этого никак.

— Да, в принципе, 60–70 лет — это возраст, в котором люди начинают умирать непонятно от чего. Про это говорят: «Генетика плохая», «Не повезло…» А даосы считают, что человек жил до этого возраста беспорядочно и драгоценную Ю…