13 лун. Путеводитель по ритуалам в Викке

УДК 159.9

ББК 88.6

Н95

Дизайн обложки и внутреннее оформление Арабо Саргсяна

Нэа

13 лун. Путеводитель по ритуалам в Викке. — СПб: ИГ «Весь», 2022. — 384 с.

ISBN 978-5-9573-3910-6

Перед вами невероятный кладезь информации по викканским практикам, которую Нэа собирала и переосмысливала на протяжении почти 10 лет. Теперь она предлагает вам привнести в эти знания ваше индивидуальное видение.

«Моя задача в этой книге — не придумать и не навязать вам четкие правила создания и проведения ритуалов. Моя задача — обогатить вашу практику возможностями, которые вы сможете использовать для создания своего стиля, для того, чтобы вы сами нашли, как вам удобнее интегрировать и вписать викканскую практику в вашу жизнь. Не написать свод и создать каноны, но позволить вам расширить ваш инструментарий, сделать так, чтобы к простоте примешалось изящество, радующее вас самих, — чтобы вы сами создали свой собственный стиль и, как на палитре, смешивали множество красок, создавая новые цвета, новую музыку вашей духовной жизни и повседневности».

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3910-6

ОАО «Издательская группа «Весь», 2022

Оглавление

От автора

Первая четверть. Знать. Что такое ритуал?

Необходимо ли разделять ритуальное и повседневное?

Почему вообще надо заботиться о своей ритуалистике?

С чего начинается ритуал?

Виды ритуалов

Тип ритуала

Элементы ритуала

Как выбрать место для ритуала?

Инструменты в ритуале

Группа vs солитари

Когда нужно описать группе сценарий ритуала

Ритуал ради ритуала и ритуал ради цели

Техника безопасности

Вторая четверть. Желать. Наполнение ритуала

Ритуал как психологическая работа

Да/нет/может быть

ИСС как привычка

ИСС в группе

Круг, храм, пустота

Пространство внутри и вне ритуала

Границы и пороги в ритуале

Символизм и его применение в ритуале

Цели ритуалов: намерения и желания

Искусство ритуального текста

С чего же начинать «причесывание» ритуального текста? На что ориентироваться при написании гимна и молитвы?

Чтение ритуального текста

Местоимение «я» в тексте

Подбор ингредиентов и инструментов для заклинания, молитвы или гимна

Кто ведет ритуал?

Церемониймейстер в ритуале

Договоренность с участниками

Расстановка ведущих в ритуале

Расстановка самих участников

Расстановка участников в ритуалах перехода

Тонкости организации открытых ритуалов для тех, кто не знаком с Виккой

Созерцательный ритуал в групповой и личной практике

Спонтанный ритуал в групповой и личной практике

Мистерийный ритуал в групповой и личной практике

Церемониальный ритуал в групповой и личной практике

Регулярные и единичные ритуалы

Проблема включенности во время ежедневных ритуалов

Элемент ритуала, наиболее влияющий на вас

Как относиться к результату или его отсутствию?

Все пошло не так в самом ритуале

Эмоции в ритуале

Проявление эмоций других людей во время ритуала

Что делать, если вы ведете ритуал и не ощущаете... ничего?

Полная луна. Дерзать. 13 сил ритуала

Луна звука

Музыка, которую мы выбираем

Музыка, которую мы творим сами

Ритмы для богов и стихий

Украшение музыкальных инструментов

Песни и чанты

Тренировки с голосом — умение говорить тексты

Пение божественных, колдовских и ангельских имен

Чтение мантр и текстов под магические четки

Луна танца

Жесты

Танец по звездам

Танец с использованием инструментов

Танцевальный ритуал в группе

Жесты в группе

Луна символов

Рисунки на теле

Рисунки в ритуальном пространстве

Рисунок как часть заклинания

Луна кисти

Концепция арт-ритуалов

Как плавно включить элемент творчества в ваш ритуал

Кое-что о современных материалах

Ведьмины штучки

Артефактостроение

Длительные творческие ритуалы

Творческий ритуал в группе

Самые неожиданные творческие ритуалы

Луна времени

Многократное повторение ритуала для исполнения желания

Комплексы ритуалов

Обещания богам и себе

Когда завершать длительный ритуал

Подготовка к ритуалам перехода

Ежедневный ритуал

Длительные ритуалы в группе

Луна пространства

Виртуальные ритуалы

Влияние замкнутого пространства, света и звука в ритуале

Луна иллюзий

Расширение восприятия сознания как необходимость

Медитация и внетелесный опыт — в чем разница

Грань между воображением и путешествием, или Где мы работаем в медитации

Медитация для себя

В чем будет заключаться простая медитация?

Медитация для группы

Медитация как часть ритуала

Необходимость создавать образы реальные и визуализационные

Луна иномирья

Шаманские и астральные путешествия

И снова об эмоциях и их влиянии

Взаимодействие с духами

Ритуальное путешествие для солитари

Путешествие и совместный ритуал для группы

Магический круг и храм

Ритуалы Дикой охоты

Луна стихий

Очищение стихиями до, во время и после ритуала

Призывы стихий во время ритуала

Создание символов стихий

Стражи стихий в группе

Стихийные танцы

Луна богов

Божества, их время и пространство

Почему важно вести список ассоциаций символов и божеств?

Способы воплощения божественного в ритуале и на алтаре

Низведение в личной практике

Личная практика с божественным

Воплощения мифов в ритуалах: личная и групповая практика

Почитание предков и умерших

Местные божества и духи

Немного о благословениях

Луна пряностей

Приготовление еды как часть подготовки к ритуалу и самостоятельный ритуал

Использование блюд как часть ритуала

Простая трапеза, угощение, пиршество

Делиться или отдавать полностью?

Ароматы как подношения

Луна мантики

Гадание как основная часть ритуала

Способы мантики

Знаки во время ритуала

Мантика в группе

Луна красоты

Одежда в ритуале

Ритуальные украшения тела

Техника безопасности

Украшения и одежды в группе

Украшение пространства

Четвертая четверть. Молчать. Примеры ритуалов

Ритуал подношения благовоний

Ритуал на изменения в жизни

Очередность (комплекс) ритуалов на обновление жизни

Ритуал Самайна

Ритуал Остары

Ритуал «Пир Ллеу»

Ритуал Мабона

Ритуал почитания Богини Земли и урожая

Ритуал «Благодарности Гайе»

Ритуал «Блинной мандалы»

Ритуал хэндфастинга

Ритуал посвящения

Новолуние. Послесловие

От автора

С чего начинается магия? «Конечно, с намерения», — ответит мне любой практик. Со стремления изменить что-либо в жизни, вокруг, в самом себе. Насколько это возможно и насколько осуществимо — вопрос другой. Для определения «что такое магия» и способов ее применения было сформировано множество традиций, методов, систем. Живые традиции, дошедшие до нас, родившиеся из осколков кирпичиков дорог прошлого, разбитых от сотен тысяч шагов, и из личного опыта каждого практикующего, могут поведать нам, как определить необходимые методы магического воздействия. Будут ли они подобными воде — малыми усилиями не-действия, подобными земле — непоколебимыми и волевыми, либо огню и воздуху — легкими, невесомыми, но могущественными в своей страсти, — в каждом из случаев это отдельный навык и стиль магии каждого, кто ступает на этот путь.

Иногда мы осознаем свое намерение — и только после этого рождается понимание, какой ритуал необходимо исполнить, чтобы намерение претворилось в жизнь.

Я — жрец, для меня ритуал — это способ выражения своей любви к миру и богам, и я посвящаю львиную долю своей практики тому, что наполняет ритуал, и тому, как именно стоит его выполнять в зависимости от ситуации. Ритуал способен помочь ощутить себя вознесенным на небеса, к звездам, или дать почувствовать себя частью великого пламенного потока, что несется под земной корой нашей планеты. Во время ритуала мы можем остро ощутить присутствие божественного в нас и вокруг нас, насладиться этим чувством или же отстраненно его созерцать.

Ритуал — это искусство. Тонкое, изящное, как музыка, оно на множестве уровней нашего восприятия, в том числе за пределами осознанного, влияет на нас и на то, каким образом мы достигаем наших целей. Представьте, что басы — это атмосфера и наше настроение, с которым мы приступаем к ритуалу, это то, что заполняет все пространство, придавая ритуалу форму. Изящные струнные — это наша манера исполнять ритуалы, небрежная или же филигранная, наш голос, читающий молитвы и воззвания. Ударные — это ритм, темп и суть нашего ритуала. Основная мелодия — заклинание. И от того, насколько умело мы дирижируем всеми инструментами, зависит результат — для нас и для других людей.

Моя задача в этой книге — не придумать и не навязать вам четкие правила создания и проведения ритуалов. Моя задача — обогатить вашу практику возможностями, которые вы сможете использовать для создания своего стиля, для того, чтобы вы сами нашли, как вам удобнее интегрировать и вписать викканскую практику в вашу жизнь. Не написать свод и создать каноны, но позволить вам расширить ваш инструментарий, сделать так, чтобы к простоте примешалось изящество, радующее вас самих, — чтобы вы сами создали свой собственный стиль и, как на палитре, смешивали множество красок, создавая новые цвета, новую музыку вашей духовной жизни и повседневности.

Все, что здесь описано, больше подходит для тех, кто уже прошел хотя бы один оборот Колеса года. Я не стану отвлекаться на объяснение того, что есть почти в каждой книге, — все, что касается основ. Как поставить магический круг, как использовать те или иные предметы, как проводить ритуалы... Нет. Я намеренно пишу для тех, кто уже получил фундаментальные знания и сейчас стоит на перепутье, желая найти для себя новую форму ритуалистики, отличной, быть может, от классического ритуала. Знания базового уровня сегодня стали легкодоступны и открыты каждому — но, куда я ни загляну, я не вижу попыток нарушить привычные схемы, почерпнутые из книг для новичков. А именно смелость изменить устоявшиеся схемы и служит ключом к успеху в дальнейшей практике. Использовать не только заученные структуры, не только уже известные приемы, но и творческий подход. Именно это помогает новичку в итоге стать мастером.

Данная книга написана как для жрецов общин и ковенов, так и для солитари-практиков, которых в России, без сомнения, большинство. Надеюсь, их не обидит то, что я, возможно, слишком часто буду говорить об участниках ритуалов во множественном числе. Все, что я пишу о теории ритуала, безусловно, применимо и к одиночной практике и не менее важно для нее. Однако, поскольку я все же больше привыкла рассматривать ритуал для группы, я неизбежно буду говорить «мы», «участники», «ведущий жрец» и надеюсь, что мне это простят.

Может быть, это даже вдохновит виккан на поиск и создание своих ковенов, общин и кругов, где они смогут вместе практиковать и дополнять эту книгу — уже своими наработками и экспериментами.

Первая четверть. Знать. Что такое ритуал?

Ритуал — это совокупность и последовательность действий религиозного и/или магического характера. И здесь можно было бы добавить «которые приводят участника (-ов) к внутренней трансформации» или «к выражению своих воли и желаний» и «к цели», но именно эту часть определения я отдаю на откуп тем, кто читает эту книгу. В конце концов, меня интересует не результат, а сам процесс. Как и все в Викке, ритуал не завязан на состоянии. Ритуал — это в первую очередь процесс.

Ритуал — это отражение большого в малом, хода жизни в небольшом отрезке времени и той части жизни, которая волнует нас на данный момент. Мы полностью погружаемся в процесс сотворения магии или в молитву при обращении к богам — это и есть наш ритуал. Наши чувства, наши действия, то, что окружает нас во время обращения к Вселенной, — и есть ритуал. Викканским его делает его характер — акцент на процессе, и его элементы, внутреннее наполнение и символы, которые мы используем в нем (Колесо года, Бог и Богиня, пентаграммы, троелуния, травы, камни, скрутки, кредо... и иные, которые мы соотносим для себя с Виккой).

Я намеренно убираю понятие цели из определения ритуала. Мы говорим о религии ведьм, где цель и результат — это как драже «Берти Боттс» из книг о Гарри Поттере: никогда не угадаешь, какой вкус тебе достанется. Иной раз люди, посвятившие практике больше десяти лет, радуются результатам как дети, так иногда неожиданно все складывается даже при четко обозначенной цели. А иногда кажется, что результата не может быть вообще. Указывать, что ритуал всегда достигает своей цели там, где речь идет о магическом, — несколько самонадеянно.

Задача же ритуала, которая вполне ощутима и вместе с тем необычайно сложна, — прийти к пониманию того, как работает великое, мировое на малом уровне. Ритуал помогает осознать, что во времени нет четких границ — поскольку большинство религий и сам ритм жизни приучили нас к тому, что время должно быть дискретно. Мы все время чего-то ожидаем, что «где-то», «когда-то» мы достигнем некоего стабильного и статичного состояния, при котором «все будет хорошо и как надо» и в нем и застынет.

Но если обратиться к Колесу года, можно сразу же убедиться, что так не бывает. В природе нет статичности, она динамична. Она не знает остановок, дедлайнов, черты, за которой «все будет хорошо и как надо». Она не ждет даты выхода фильмов, игрушек, открытия кафе, встречи с тем или той самой... Мир не знает границ времени и нарушает их в силу самого отсутствия понятия календаря и дат. Есть смена сезонов. Есть Колесо года. Есть рождение, жизнь, смерть... и перерождение.

И лучшее, мне кажется, воплощение Викки как религии природы — это испытать в ритуале и в обыденной жизни это ощущение отсутствия границ времени. Когда нет ожидания пересечения порога, за которым все изменится раз и навсегда, потому что это пересечение случается ежесекундно. Все находится в постоянном изменении, и только вы ответственны за то, насколько осознанно вы включены в этот ритуал, в этот круг вечной жизни и трансформаций.

Посему и ритуал — это то, что естественно, как дыхание, потому что он является продолжением вашего самовыражения. Это все то, что вы хотите сделать, на чем сосредоточиться, акцентировать внимание, чтобы выровнять вашу жизнь в соответствии с природными ритмами — и здесь речь вовсе не о возврате к архаичности. Это возврат к свободе быть собой — к самому себе.

Ритуал может открыть для нас новые пути, а может поставить «точку» в главе жизни — важно то, что при этом ритуал неотделим от нас самих — обставлен он пышно и с пафосом или это маленькое кухонное колдовство над кружкой ромашкового чая. Чем больше таких действий вы совершаете каждый день, тем больше ваша жизнь становится ритуалом, а значит вы изучаете особый метафорический язык и говорите на нем, общаясь с Вселенной в рамках вашей религии или философии.

Необходимо ли разделять ритуальное и повседневное?

Я знаю, что найдутся те, кто скажут, что нет, этого делать не нужно. Что каждое действие, выполненное осознанно, уже является ритуалом, и это образ жизни, к которому надо стремиться в идеале, — чтобы сакральным был наполнен каждый миг, каждый день — все, что вы делаете. Что стремление к божественному должно быть и в подготовке к ритуалу, и в покупке помидоров в супермаркете.

Я знаю также и тех, кто ратует за строгое разделение практики и повседневности, — с целью профилактики фанатичных действий и перегрузки психики, в стремлении скрыть, что они виккане, а также чтобы не впасть в излишний пафос и даже безумие. И пусть многие говорят, что пришло время ведьмам выйти на свет (более того, сейчас в кого ни ткнешь пальцем, попадешь в потомственную ведьму), некоторые опасения действительно обоснованны.

Оба подхода справедливы, и какой из них выбирать, вам подскажут ваша интуиция, способности и традиция, если вы таковой придерживаетесь. Действительно, постоянная осознанность — дело весьма трудное, и этот подход выбирают те, кто, по идее, обладает сильной волей. Но также я знаю, что чаще всего выбравшие этот путь слишком много внимания уделяют спонтанным ритуалам, могут скатиться в фанатизм и начинают подчас видеть то, что, возможно, не существует. Казалось бы, осознанный подход должен развивать способность к критическому мышлению, однако иногда программа дает сбой и человек начинает гоняться за призраками магии, феями и волшебными существами, а его ритуалы становятся просты, интуитивны и непосредственны даже тогда, когда необходимо написать целую ритуальную симфонию. Для того чтобы простые действия наполнились могуществом и простотой — не инфантильной, но отточенной в мастерстве, — нужно пройти долгий процесс трансформаций, осознаний и внутренних перемен.

Не подумайте, что я из личных убеждений будто бы ругаю этот подход. Разделение практики и повседневности грозит не меньшей бедой — страхом и стыдом за свою практику, когда ты начинаешь оглядываться на каждый внезапный шорох. Это может обернуться уменьшением количества практики из понимания, что большую часть вещей и проблем ты можешь решить и без медитации на пламя свечей. Тем самым человек постепенно лишает себя дополнительного ресурса спокойствия, умения расслабиться и сконцентрироваться на конкретном действии.

Но все же лично я по возможности разделяю практику и повседневность, потому что хочу с большим вниманием относиться к своим ритуалам. Даже коротким. Даже если это всего лишь маленькая молитва. Для меня крайне важно почувствовать границу перехода между обыденным состоянием и осознанным, когда я приступаю к ритуалу. Если необходимо, при длительных ритуалах, которые могут длиться не один день с перерывами на повседневные дела, но при этом не прекращаясь в моем уме, — я могу прибегнуть к постоянному осознанию, что все священно и благословенно. Но лично меня это выматывает, так как моя система практики требует максимальной эмоциональной отдачи и концентрации на шести образах силы одновременно. Это крайне сложно, и поэтому я выбираю разделение.

Но мой выбор остается лишь моим, ваша практика — это ваше решение.

Почему вообще надо заботиться о своей ритуалистике?

Предполагаю, что, когда мой рассказ о ритуалах и том, что их наполняет, дойдет до непосредственно практической части, у некоторых моих читателей возникнет вопрос: для чего столько сложностей? Викка проста, она заключается в свободе самовыражения через ритуал. Ритуал также должен быть прост и понятен. Тогда для чего целая книга, да еще столько, казалось бы, лишней информации?

Но, однако, я неспроста решила написать книгу именно о ритуалистике. Ритуал — маленький ли и повседневный или же большой и праздничный — это не только искусство, как я выразилась ранее. Это, как и все прочее в Викке, да и вообще, как любая деятельность в жизни, — то, через что вы постигаете самих себя, постигаете богов и мир в целом. Ритуал — это язык, посредством которого мы разговариваем со своим подсознанием, миром, природой и, будет позволена мне такая вольность, с богами: с Триединой Богиней и Богом Жизни и Смерти.

Открывая первые книги о Викке, мы находим в них классическую схему, после изучения которой мы можем без труда подогнать под нее почти любой известный нам сюжет или миф. Эта схема известна давно и весьма надежна.

Но она не раскрывает нам все возможности, которые есть на свете. Огромное количество форматов ритуалов, деталей, методов, способов остаются вынесенными за рамки, будто их не существует, словно есть только эта классическая схема из западной магической традиции. Замыкание круга, призыв, центральное заклинание, кульминация и завершение ритуала со всеми необходимыми для того действиями.

И вот мы повторяем эту схему из раза в раз. Мы проводим ритуал за ритуалом, празднество за празднеством и неизбежно сталкиваемся с проблемами внутри самого ритуала. Появляется десяток «неудобных» вопросов, всплывают смущающие факторы, постепенно накапливаются и исправляются ошибки, совершаются промахи... Но главное — ритуал приедается. Из него исчезает флер романтичности и глубины, которые, как нам казалось, присутствовали в начале. Иногда ритуал становится рутинной работой, и тогда мы задаем себе главный вопрос:

Для чего я практикую? Что мне это дает? Чего я ищу в своей практике, что я хочу видеть в ней?

И вот теперь на помощь нам придет эксперимент. Новый формат, новый запрос, новый угол обзора и новый взгляд на прежние действия. Где можно упростить ритуал, а где предельно усложнить? Не удивляйтесь. Усложнение ритуала так же необходимо, как и его упрощение. И дело не в том, что практика должна быть проста. Например, ритуал может быть упрощен, когда вы уверены, что большую часть внешних действий вы сможете выполнить внутри себя. Но, для того чтобы к этому прийти, сначала необходимо понять, почему та или иная часть ритуала, то или иное его наполнение действиями имеют место. Поэтому я всегда за то, чтобы сначала научиться наполнять ритуал элементами, а уже затем переходить к их сокращению и перестановке. И впоследствии вы сможете безболезненно для своей духовной практики уменьшать количество внешних действий без потери качества.

Если вы с первого дня ищете исключительно простоты для своего ритуала, не удивляйтесь, что в один день вы обнаружите, что вас ничего не интересует в Викке и что вы не нашли того, что искали. Чтобы понять, что море глубоко, необходимо зайти глубже, чем по пояс, и оторваться от дна. И там, нырнув, вы обнаружите прекрасную ракушку, в которой будет лежать жемчужина. Простота и изящество, чтобы они выглядели естественными и были легкими для вас самих, требуют немалых предварительных усилий.

Скука, разочарование и новый поиск — уже как можно дальше от опробованных ранее способов — это то, чем мы платим за легкие пути. Очень многие любят обвинять виккан в несерьезности, в отсутствии глубокой и красивой ритуалистики, говорят, что мы зациклены исключительно на медитациях да посыпании свечей сахаром и лепестками роз — вот и все ритуалы. Но заботимся ли мы сами достаточно о своей ритуалистике, чтобы она открывала нам ту глубину, которую мы ищем? Помогает ли она нам постигать нас самих, или мы прибегаем к ней только тогда, когда хотим «приложить подорожник на поврежденную артерию», призывая любовь, деньги, но не разбираясь в первопричинах отсутствия у нас земных богатств?

Вы хотите постигнуть что-то, что есть в вас и при этом больше вас, или же просто покормить эго и жалость к себе?

Я все же надеюсь, что первое, поэтому поделюсь с вами опытом своей ритуалистики и расскажу, как можно ее расширить, чтобы каждый ваш ритуал менял вас и ваше отношение к реальности.

Не стоит, впрочем, думать, что я призываю всех бросить простые и легкие ритуалы ради громоздких и перегруженных символизмом церемоний. Ритуал — это отражение ваших запросов в духовной практике, и я с легкостью могу переключиться с многоступенчатого формата на простой домашний обряд с парой свечей-таблеток и благовониями. Нет, я люблю разные ритуалы и всегда выбираю тот формат, который на данный момент точнее всего выразит мое отношение к происходящему в жизни. Но для того чтобы я могла так делать, мне пришлось — и приходится по сей день, и так будет, пока мне не надоест практика вообще, — ставить эксперименты, искать новые идеи для ритуалов, пробовать и улучшать полученные результаты. Только так я поняла, что Викка постепенно действительно стала частью каждого дня моей жизни, когда забота о ритуале (особенно том ритуале, в котором я обращаюсь к божествам) стала частью моей каждодневной деятельности.

Еще одна причина, по которой стоит уделять внимание своей ритуалистике, — это то, что чужой готовый ритуал не всегда нам подходит, каким бы красивым он ни был. И многие виккане со мной согласятся: думаю, лучше уж «сделанный на коленке», но свой ритуал, чем пафосный, красивый, но абсолютно не вызывающий никаких эмоций чужой. Но чтобы даже этот самый «коленный» ритуал оказался сильнее для вас, чем сторонний, вам придется хоть немного, но разобраться в основах своего стиля магии.

Так и происходит первое погружение в глубины Викки — из интереса, необходимости и главное — любви к себе. Пойдем дальше в море?

С чего начинается ритуал?

Когда мы приступаем к подбору или написанию ритуала, который хотим исполнить, нам необходимо ответить для себя на несколько вопросов, исходя из ответов на которые, мы будем строить свой сценарий. Возможно, что отвечать на эти вопросы не всегда стоит в том порядке, в котором они приведены, но для того, чтобы лучше понимать, что именно вы хотите сделать, рассмотреть лучше каждый из них.

Какова цель ритуала?

Каков желаемый результат?

Есть ли некое обязательное действие, которое вы хотите включить в ритуал?

Какой вид ритуала вы хотели бы исполнить?

Какую схему вы хотите применить для ритуала?

Время и обстановка, в которых он должен быть выполнен?

Кто должен участвовать и для кого он будет исполнен?

В целом для простоты, когда вы уже будете знать в дальнейшем желаемые цели и результаты, вам необходимо будет ответить на вопрос о характере будущего ритуала, определяя три простых критерия в следующем порядке:

тип ритуала;

вид ритуала;

чем наполнить три элемента ритуала.

Есть еще один очевидный и самый простой способ: если не можете придумать ритуал по сюжету или смыслу, начните написание с какого-то визуального действия или антуража, в котором вы видите всю соль ритуала.

Какова цель ритуала?

Поскольку очень часто в практике первый и второй вопросы — цель и результат — подменяют друг друга и путаются между собой, их важно разделять и уметь отвечать на них по отдельности. Смешение часто происходит, когда мы не можем четко ответить на вопрос о причинах, побуждающих нас совершить тот или иной ритуал, — например, когда мы интуитивно ощущаем необходимость выполнить ритуал, но не можем дать внятный ответ самому себе, что именно нас заставляет думать, что этот ритуал поможет в достижении цели. Потому что саму цель мы обозначить не можем — зато думаем, что ритуал, его результат и является нашей целью.

Нет, это далеко не всегда так. Цель и желаемый результат могут быть совершенно разными, особенно если речь идет о комплексе ритуалов. Цель — это то, что в итоге мы хотим получить в результате определенных действий. При этом целью ритуала может быть «найти работу», «обрести новый духовный опыт». Результат же, который мы ожидаем, чаще всего является не событием, а эмоцией: спокойствие, гармония, смелость, прилив сил, чувство правильности совершенного ритуала и чувство «отклика от Вселенной»... И только после осознания этой эмоции можно говорить о свершившихся событиях, резонирующих с целью.

Достаточно часто встречается ситуация, когда мы не можем обозначить цель, потому что ориентируемся на желаемый результат — те эмоции, которые хотим получить. Никто не мешает, однако, творить ритуалы именно ради эмоций. В какой-то степени это тоже цель, и очень многие через эмоции открывают свой духовный путь. Однако в этом случае очень часто сама ритуалистика становится кустарной, случайной, зависящей от озарений, интуитивных всплесков и в конечном счете часто приводит к фанатичному и обрывочному восприятию — поскольку ритуалы не имеют четкой системы. Вообразите, что вы идете через темный лес и путеводные фонари то гаснут, то вспыхивают то тут, то там, запутывая вас еще больше, потому что вы не можете отследить или даже предсказать, где возникнет следующий огонек. И гораздо проще окажется дождаться утра, когда в лесу станет достаточно светло, чтобы видеть дорогу. В то же время, если мы хоть как-то отслеживаем, почему и как вспыхивают фонарики, их периодичность появления и расположение могут сложиться в четкий и ясный алгоритм, и в итоге мы сократим время, необходимое нам для преодоления пути. А если мы еще и сами научимся зажигать фонарики на своем пути через темный лес, то блуждать по темноте станет уже совершенно незачем.

Таким образом, цели ритуалов — это и есть наша дорога, а результаты — фонарики, и если мы будем слепо кидаться на огоньки в темноте, мы рискуем забрести в непроглядные дебри.

Как именно звучат цели? Самые простые, для заклинаний, мы уже обозначили — например, найти новое место работы, встретить новую любовь, научиться быть более спокойным, гармоничным. Отпраздновать саббат, провести эсбат — это все тоже цели, которые мы преследуем, когда приступаем к созданию ритуала. Цели могут быть связаны с календарем (вышеобозначенное проведение саббатов и эсбатов), с магическими действиями, а также с духовными, помогающими нам преобразиться или справиться с душевными травмами. Наконец, целью ритуала может быть инициация в новую магическую или социальную роль — иначе эти обряды называют «ритуалами перехода».

Не всегда цель может быть достигнута одним ритуалом. Например, часто, чтобы обрести новую любовь, нам необходимо сначала окончательно примириться с прошлым опытом, исцелиться от собственной боли, принять некоторые негативные аспекты. Научиться понимать себя и окружающих несколько лучше, чем ранее, определиться с тем, что мы хотели бы видеть в новых отношениях, и только тогда призывать новую любовь в свою жизнь. Как видите, здесь много маленьких подцелей, которые ведут нас к одной большой, и впихнуть их все в один ритуал часто не представляется возможным. Такая путаница особенно часто возникает, если викканин молод и неопытен, а колдовать хочется много и успешно. Мы, не разобравшись, сеем семена призыва нового, не замечая, что мы бросаем их в засохшую, окаменевшую почву. И удивляемся, почему к цели приходим очень кривыми путями и как-то совсем не так, как хотелось бы.

Поэтому первый вопрос, на который вы должны себе ответить, когда понимаете, что есть желание написать ритуал: чего вы этим ритуалом хотите в итоге добиться? А вот если вы уже начинаете прикидывать возможный эмоциональный результат помните, что это не совсем цель и не совсем итог.

Какой необходим результат?

Иногда цель оформляется окончательно только после того, как мы можем для себя обозначить на словах, что именно мы хотим пережить в этом ритуале. Это часть, которую мы редко можем спрогнозировать абсолютно точно. Скорее, мы говорим себе, какие эмоции хотели бы получить во время ритуала, и исходя из ответа на этот вопрос можем подобрать некий комплекс действий, который у нас ассоциируется с этими чувствами. Именно на этом вопросе рождаются первые образы и первые идеи того, как вам обставить ритуал, какой антураж использовать, какими вещами себя окружить и что надо сделать, чтобы вы в итоге испытали примерно те чувства, которые, как вам кажется, приблизят вас к вашей цели.

Прогнозирование результата — это представление того ряда и той последовательности эмоций, которые приведут вас к кульминации ритуала, для того чтобы отпустить ваше намерение, а также то «послевкусие», которое остается у вас, когда вы разомкнете магический круг и покинете ритуальное пространство.

Подытожим: разница между целью и результатом — это вопрос об объективной постановке задачи и субъективном переживании действий. И, поскольку цель должна быть обозначена объективно, к ее формулировке надо подходить так же безэмоционально — задавая себе скупые вопросы, например: «А что на самом деле ты хочешь получить?» Постоянное уточнение и рассуждение о цели с позиции объективности позволит вам избежать ошибок в достижении нужных результатов и уменьшит вероятность нежелательных исходов ритуала. Еще раз: эмоциональный результат зависит от выбранных способов и методов. А цель — и есть желаемый итог, вычлененный с максимально холодной головой. Особенно это касается тех случаев, когда мы мчимся на эмоциях творить заклинания.

Есть ли некий обязательный элемент, который вы хотите включить в ритуал?

Все очень просто. Иной раз весь ритуал крутится вокруг одной-единственной фразы, одного действия, определенных ингредиентов, которые и должны выражать всю его суть и силу. Если такой элемент есть, то в процессе размышлений при написании ритуала он обрастает деталями, как кочерыжка капусты — листьями.

Соответственно, если вы решили провести, допустим, обряд на привлечение возлюбленного, вы задумались о том, как хотели бы обставить весь ритуал, и «увидели», что хотите провести этот ритуал, осыпая красную свечу сушеной лавандой, напевая песни о любви, — сделайте это видение своим центральным элементом ритуала. Или, возможно, вы ужасно хотели бы, чтобы кульминация пришлась на определенный момент времени — на первые лучи солнца поутру, например, или чтобы шел снег... что угодно. Доверяйте себе — если это, конечно, никому не приносит вреда. Так, почти половина моих успешных ритуалов строилась вокруг одной определенной фразы, одного действия, одного образа, который хотелось воплотить.

Какой вид ритуала вы хотели бы исполнить?

Этот вопрос очень тесно связан с предыдущим и следующим. Если вы «увидели» некий образ будущего ритуала, то, как правило, вы уже понимаете, какой вид ритуала хотите использовать, и иногда, отталкиваясь от центральной мысли, можете прогнозировать, подойдет вам больше классическая схема или какая-либо иная.

В том случае, когда у вас есть понимание цели и результата, но ничего сразу в голову не пришло, лучше всего решить, какой именно вид ритуала вам подойдет более всего исходя из описаний и различий. Я выделяю четыре вида ритуалов, деля их для удобства и понимания по стихиям: созерцательные, мистерийные, спонтанные и церемониальные. Более подробно я расскажу о них далее.

Какова структура ритуала?

Структура ритуала — это порядок, в котором вы выполняете разные части вашего магического действия. Структура может не зависеть от вида ритуала, и части ритуала могут быть перемешаны так, как вам угодно и выгодно с точки зрения эффективности.

Если вы хотите идти по известной и общепринятой схеме, по которой строится наибольшее количество ритуалов в Викке, просто открывайте данную книгу на разделе «Классическая схема ритуала» и расписывайте его подробно исходя из вида, который вы выбрали, соблюдая гармонию перехода между частями. Любое отклонение и перестановка частей ритуала приведет к созданию неклассической схемы, что, в общем-то, логично.

Время и обстановка, в которой ритуал должен быть выполнен. Кто должен участвовать и для кого он будет исполнен?

На этом этапе мы начинаем искать ответы на вопросы об антураже и геометрии ритуала — я расшифрую эти два «страшных» слова чуть позже. Для понимания задачи в целом: с помощью этого вопроса мы решаем, на сколько людей мы рассчитываем данный ритуал, к какому времени его привязать, и насколько точно мы хотим попасть в определенные часы или задействовать астрономические явления, чтобы дополнить их силой наш ритуал. Это уже детали и подробности, с помощью которых «скелет» ритуала обрастает «мясом», появляется суть и индивидуальное выражение, которые помогут вам в достижении цели.

Ответив по пунктам на эти вопросы, мы можем начать более подробно расписывать наш ритуал. Итак, мы определились с целью, мы примерно наметили результат и ту последовательность эмоций, которые хотели бы испытать во время проведения нашего ритуала, или оставили для себя возможность удивиться собственным чувствам во время действа. Мы обозначили желаемое количество участников и набросали первые образы общего впечатления. Теперь давайте внимательнее рассмотрим, что именно наполняет ваш ритуал, и поможем ему постепенно обрасти деталями.

Виды ритуалов

Все ритуалы, которые мы исполняем, так или иначе можно разделить на четыре вида. Ритуалы в чистом виде, с конкретными элементами, тоже относящимися только к одному виду, встречаются достаточно редко, гораздо чаще все же используются элементы из разных ритуалов. Для удобства и простоты я разделяю эти четыре типа по стихиям.

Возможно, вы спросите меня, почему в моей классификации нет собственно «заклинательного» ритуала. В ней будто бы все подчинено только взаимодействию с божествами. Но нет — вид ритуала лишь определяет тот способ и те основные инструменты, которыми вы хотите сотворить ваше заклинание. С помощью созерцания и заговора на свечу? С помощью спонтанного рисования лепестками роз? Может быть, проживание мифа через театральное действие? Или же исполнение желания через церемониальное обращение к высшим силам? Выбирайте тот, который ближе вам. И, конечно же, вы всегда можете комбинировать элементы одного вида с другими.

Воздушные, созерцательные

Воздушные элементы нам встречаются, когда большую часть времени участники ритуала не включены активно в общее действие, а только наблюдают, созерцают, что делает жрец. Такие ритуалы часто всего используются и в одиночной практике — из-за их простоты, малого количества действий, свободы выражения своего понимания ритуальной деятельности. Главная мощь таких ритуалов — это накопление силы внутри самого человека, пока он неподвижен, пока он наблюдает течение своих эмоций, которые появляются в ответ на происходящее перед ним. Это накопление необходимо для дальнейшего всплеска силы и ее направления на достижение задуманной цели. В таком ритуале максимальный упор восприятия идет на слух и зрение, поэтому особенно важно создавать символичный и эстетичный внешний образ, а также внимательно относиться к тому, какие звуки окружают участников. В этих ритуалах музыка и голос — главные инструменты, и даже тишина и молчание обретают другой оттенок и иную силу влияния, не как обычно. Именно поэтому при подготовке мы должны уделить больше времени тому, что увидят наши глаза и услышат наши уши. Во время таких ритуалов даже случайный крик с улицы может показаться своеобразным знаком, потому что все наше внимание направлено именно на внешние источники, оно не касается происходящего внутри до нужного момента.

Чаще всего бывает так, что основой такого ритуала становится медитация либо же создание предмета, который можно впоследствии созерцать и на котором можно фокусировать сознание для проведения магической и жреческой работы. Сотворение мандал, как в одиночку, так и группой, для дальнейшей медитации и анализа — подходящий вариант и один из ярких примеров. Элементы созерцательных ритуалов часто можно встретить не только на религиозных и магических обрядах, они встречаются и в комплексе с общепринятыми церемониями. Например, гости на свадебном обряде — чаще всего именно созерцающие участники, и тем самым они тоже (хоть и пассивно) участвуют в ритуале и привносят в него свои силы.

Кульминация воздушного ритуала бывает связана с коротким, но четким и резким действием, означающим переход от наблюдения и накопления силы к действиям и отпусканию своего намерения. Например, мы долго наблюдаем, как горит пламя свечи или поднимается дым. Пиковым моментом может быть как гашение свечи, так и резкий вскрик, разрушение или вознесение ритуального предмета во время действия. После кульминации мы какое-то время остаемся неподвижными, продолжая созерцать последствия наших действий, после чего переходим к завершению всего обряда.

Созерцательные ритуалы также порой служат причиной множества видений, озарений, неожиданных идей — что неудивительно, поскольку воздух как стихия разума и интеллекта порой преподносит сюрпризы в виде прозрений и откровений, знания. Воздушные ритуалы часто оставляют после себя ощущение «освобожденного разума», ясное сознание и расслабленность, если они не завязаны на экстатической основе — хотя подобное сочетание встречается крайне редко.

Элементы, относящиеся к воздушным ритуалам:

малая подвижность;

наблюдение;

созерцание образа;

восприятие через слух и зрение в максимальной степени;

медитации;

малое количество инструментов или их по…