Звезда эфира. Прокачиваем навыки онлайн-коммуникации
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
Книга посвящается моей любимой мамочке Марии Никоноровне Колосовой.
Введение
Попробуем найти современного человека, который ни разу не сталкивался с онлайн-коммуникациями…
Лекции, тренинги и мастер-классы. Корпоративные митапы и конференции с коллегами. Встречи с клиентами. Дискуссии с партнерами и оппонентами. Экзамены. Собеседования при приеме на работу. Презентация стартапа потенциальным инвесторам. Ну или просто свой видеоблог или ютуб-канал…
Каждый день мы «рискуем» погрузиться в онлайн-коммуникацию.
И тут начинается самое важное!
«Куда же девать руки?», «Оказывается, я косноязычен», «Самому скучно, что же я тут хотел сказать?», «Фу, как я ужасен на видео…», «Караул! Моя любимая блузка меня полнит!» и т.п. Знакомо? Хочется замазать камеру маркером и никогда ее не включать?
Увы, сегодня это точно уже не получится сделать.
Современная и бесстрастная статистика гласит:
- 45% переговоров уже проводятся в формате видеоконференций;
- количество видеопереговоров ежемесячно увеличивается на 10%.
Если вчера навык работы на камеру был уделом лишь немногих профессионалов-тележурналистов, то сегодня способность органично смотреться в кадре является столь же обязательной и естественной для всех, как и умение писать. Пока нас этому не учат в школе, но недалек тот день, когда онлайн-коммуникация станет таким же обязательным для изучения предметом, как, например, информатика или обществознание.
Но что делать тем, в чью жизнь онлайн-коммуникация ворвалась стихийно и без предупреждения, дерзко заявив о своих правах? Принимать эту данность и уверенно осваивать новые компетенции! Самообразование и саморазвитие — проверенный временем и единственный эффективный способ этому времени соответствовать.
Книга, которую вы держите в руках, содержит очень простые и действенные советы, они помогут вам приобрести навык эффективной онлайн-коммуникации.
Эта книга не просто про то, как организовать фон для съемки, куда смотреть или девать руки во время эфира. Хотя об этих простых, но важных «мелочах» здесь тоже говорится. Эта книга про то, как развить и передать свою уникальную энергетику, обаяние и лучшие компетенции через камеру удаленному собеседнику, как «подружиться» с камерой и сделать ее своим союзником даже без применения фильтров и спецэффектов.
Читайте, овладевайте знаниями. Чтобы процесс был легким, приятным и эффективным, воспользуйтесь дневником саморазвития, представленным в конце книги. С его помощью вы сможете составить график и наблюдать за своими успехами по ключевым для онлайн-коммуникации параметрам.
Главные принципы установления контакта с аудиторией и удержания ее внимания
Каждому из нас знакома такая ситуация: один из собеседников неловко переминается с ноги на ногу, механически кивает и украдкой посматривает на часы, а другой продолжает повествование, будучи уверенным, что его внимательно слушают. Часто в реальной жизни прервать неинтересный разговор мы не можем по самым разным причинам — не позволяет воспитание, статус подчиненного, ученика и т.д. Эта ситуация патовая: оратор не может донести информацию, потому что его уже не слушают, а его визави тратит свое драгоценное время, изображая включенность в разговор. Здесь срабатывает психологический прием контакта глаз: так в жизни мы ловим собеседника на крючок и попадаемся на этот крючок сами, ведь при личном контакте резко прервать беседу — значит обидеть человека, пренебречь им.
К счастью для всех, в онлайн-коммуникации подобные установки не действуют, и вам как потенциальному спикеру важно это знать. Ваша аудитория прячется за ширмой экрана и имеет полное право отключиться от трансляции в любой момент. Для вас же это является существенным стимулом к развитию навыка оратора. Причем в новой квалификации — вы адаптируетесь вслепую. Любопытно, но этому особому умению на лекциях в вузах не учат. А как раз слепой контакт самый сложный и имеет ряд нюансов.
Быть здесь и сейчас ●
Не легче, чем новичкам в области ораторского искусства, приходится людям, имеющим богатый опыт выступлений на камеру под запись. Ошибочно полагать, что и в онлайне они сразу проявят себя как профи. Психологической опоры в виде «ненужное вырежут, нужное красиво смонтируют» здесь не существует — придется переучиваться, а вот привычка полагаться на такую возможность может существенно усложнить этот процесс. Основная трудность при переучивании спикера возникает из-за интерференции навыков, то есть отрицательного влияния старого навыка на выработку нового автоматизированного действия. Интерференция возникает в ситуациях, когда на сходные раздражители необходимо реагировать иначе, чем ранее, или когда разные по характеру раздражители требуют одинаковых ответных действий.
Иначе говоря, встать из-за стола, отдышаться и вернуться к аудитории с новыми силами не получится. Как не получится убрать при монтаже неудобный вопрос, адресованный оратору. Именно поэтому главное, что нужно учесть при выступлении на онлайн-площадке, — будучи спикером, вы целиком и полностью предоставлены зрителю, вы должны быть для зрителя ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
Помочь в этом может осознание факта, что за объективом камеры находятся живые люди — со своими эмоциями, жизненным опытом и целями, которые привели их на ваше выступление. Вы говорите с ними и для них, а не с аппаратурой и для себя. И вы должны постараться удержать внимание именно этих людей. Но как же добиться этого с теми, кто не проявляет себя привычными для нас вербальными и невербальными способами? В этом и заключается большая сложность и принципиальное различие между выступлениями онлайн и офлайн. А игнорирование этого различия приводит к довольно частым ошибкам в поведении блогеров, особенно новичков.
Ошибка 1: усиление речи
Когда мы делимся информацией с живой аудиторией, нас подбадривают возгласы слушателей, их одобрительные комментарии, смех над шутками и т.д. Выступающий онлайн работает с беззвучием. Это давит на психику и заставляет оратора усиливать речь. На подсознательном уровне рассказчик ждет, что вот сейчас, после этой фразы последует шквал оваций. А в ответ — тишина. «Может быть, меня не слышно?» — думает он и начинает говорить громче, использовать горячие эпитеты, восторгать и шокировать публику, словом входить в «состояние Маяковского». А бедные зрители не знают, как реагировать на резкую смену темпа и эмоциональной окраски выступления.
Ошибка 2: переход грани дозволенного в высказываниях
Что в жизни заставляет нас осечься, перевести тему? Мимика и жесты собеседника. От онлайн-спикера, как мы уже говорили, скрыты эмоциональные реакции аудитории — и положительные, и отрицательные. Испуганный взгляд, гримаса отвращения, слезы, прикрытый ладонью рот — выступление онлайн не дает возможности это увидеть. А значит, увлекшись, можно невзначай затронуть болезненные для других людей темы и даже не заметить этого.
Обиднее всего, что от этой ошибки не спасает репетиция. Проговаривая речь, вы оцениваете ее со своих позиций. Вы можете искренне полагать, что не будет лишним приправить рассказ на глубоко волнующую вас тему циничными высказываниями. Аудитория же услышит только то, что вы произнесете, а ваше истинное отношение к предмету беседы останется за кадром.
Вывод напрашивается сам собой: если вы решили выйти в эфир с острой темой, будьте предельно уважительны к аудитории, исключите из речи резкие суждения. Не беспокойтесь за рейтинг. Хайповые темы не проходят незамеченными, а публика в таких случаях щедра на комментарии. Лучше выделите часть времени эфира и зачитайте вопросы аудитории, появляющиеся в чате. Это поможет вам сориентироваться, что готовы услышать зрители.
Ошибка 3: восприятие онлайн-площадки в качестве лектория
Десятки талантливых онлайн-ораторов заканчивали серию эфиров, так и не сумев зацепить аудиторию. А все потому, что по привычке шли читать лекции. Специфика выступлений на любой онлайн-площадке не прощает такого похода.
Исходить из интересов аудитории ●
В жизни цель лектора — изложить определенный объем информации в выделенные для этого часы. При этом слушатель должен сам мотивировать себя на получение знаний, настроиться на это. С позиции лектора такой подход можно охарактеризовать фразой: «Тебе это надо больше, чем мне» — или еще жестче: «Ты знал, на что шел».
В Сети все устроено с точностью до наоборот. Ваша задача как оратора — объяснить слушателям, почему этот эфир будет им интересен и полезен. Представьте, что публика идет по длинному коридору и заглядывает во все двери. Вам нужно успеть в ту долю секунды, пока открывается ваша дверь, крикнуть: «Да, да, заходите. Вам ко мне». А дальше — убедить гостей, что они не совершили ошибку, поверив вам.
Существует некоторая критическая продолжительность выступлений оратора в монологе — 3‒5 минут, после чего трудно ожидать от зрителей внимания. Но и в этом диапазоне внимание распределяется неравномерно: наибольшая концентрация его наблюдается в первые 20‒40 секунд выступления. Если оратор за это время сумел зацепить аудиторию, его будут продолжать смотреть, если же нет — люди или завершат просмотр, или, оставив трансляцию включенной, перестанут концентрировать на ней внимание.
Поэтому не выходите в эфир с идеей «мне нужно это рассказать». Вам нужно, а зрителям это зачем? Конструктивная для оратора цель — быть услышанным, понятым и интересным. Сделать так, чтобы каждый вынес из его выступления что-то ценное для себя — цитаты, примеры, секреты мастерства и т.д. Здесь важна полная ориентация на публику, а не на тему выступления. А публике интересно то, что касается непосредственно ее. Сравните темы, отражающие разные подходы к одному и тому же вопросу: «Проблемы современного бизнеса: менеджеры и отчетность» и «Как заслужить одобрение руководителя, решив проблему отчетности». Чувствуете разницу? Первая тема — статистическая, и интересна она будет тем, кто пишет, например, дипломную работу по данному вопросу. Раскрытие ее будет строиться на изложении знаний. Вторая тема — практическая, ориентированная на решение конкретной проблемы. Она предполагает передачу как знаний, так и способов их применения.
Другая способность оратора, которая будет работать на интерес со стороны публики, — умение фантазировать. «Оживляйте» своих слушателей. Представляйте их реакцию, поверьте, что она есть.
Перед эфиром нарисуйте в воображении образы десяти человек. Во что они одеты, какие у них прически. А как каждый из них смеется — сдержанно или запрокидывает голову и хохочет в голос…