Путеводитель ведьмы

УДК 133.4

ББК 86.4

Т70

Kala Trobe

The Witch’s Guide to Life

Перевод с английского Евгении Жарковой

Дизайн обложки и внутреннее оформление Натальи Рыловой

Фото на обложке: Снежана Кошевцова, модель Юлия Смолицкая

Троб К.

Путеводитель ведьмы. — СПб.: ИГ «Весь», 2022. — 448 с.: ил.

ISBN 978-5-9573-3934-2

Основной принцип существования ведьмы — творить собственную магию. Ведьма не сидит и не ждет, когда мир преподнесет ей исполненные мечты на блюдечке. Она действует и пытается воплотить свои сокровенные желания, даже если это кажется невозможным.

В этом всеобъемлющем путеводителе вы найдете исчерпывающую информацию о том, что делает ведьму ведьмой, какое место в ее жизни занимают любовь, секс, деньги, вопросы общественной морали и здоровья, кармического долга и смерти.

Книга предлагает уникальные магические практики для освоения азов колдовского Ремесла. Вы научитесь по желанию изменять собственное эмоциональное состояние и накладывать чары (защитные, для привлекательности, выздоровления, обретения силы, благополучия и др.). Узнаете, как отмечать саббаты и эсбаты, как гадать на Таро и рунах. Познакомитесь с биографией знаменитых магов прошлых веков и пантеоном языческих божеств. Испытаете самые разные колдовские техники и методы: астральную магию, конус силы, перенос энергий, призывание, симпатическую магию, свечную и многое другое.

Цель этой книги — быть полезной для ведьмы независимо от ее личных предпочтений и стать для ищущих проводником в мир магии и волшебства.

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Illustration on page 170 by Kevin R. Brown, Llewellyn art department

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2003 by Kala Trobe

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2022

Оглавление

Благодарности

Введение

Часть I. Философия и этика

Глава 1. Что делает ведьму ведьмой?

Глава 2. Ведьма и мораль

Глава 3. Ведьма, любовь и секс

Глава 4. Смысл и магия

Глава 5. Кармическая драма

Глава 6. Ведьма и психическое здоровье

Глава 7. Возрасты ведьмы

Часть II. Фактическая основа колдовства

Глава 8. Колесо Смерти и Жизни

Глава 9. Миф и символизм

Глава 10. Система чакр и аура

Глава 11. Ведьма и каббала

Глава 12. Ведьма и гадание

Глава 13. Краткая история колдовства

Глава 14. Кто повлиял на мир колдовства?

Глава 15. Ведьма в искусстве и средствах массовой информации

Часть III. Практика колдовства

Глава 16. Рабочие инструменты ведьмы

Глава 17. Магические техники и чары

Глава 18. Магия менструации и менопаузы

Глава 19. Ведьма и физическое здоровье

Глава 20. Ведьма и пища

Глава 21. Ведьма и богатство

Глоссарий

Библиография и ресурсы

Об авторе

Эту книгe я посвящаю Джози Роуз Мур и ее сыну Сэмюелю Энтони (Орешку), а также моему крестнику в волшебстве Райли Элфинну Гротмуру, с любовью.

Благодарности

Я очень благодарна моим соавторам: Полу Дейвенпорту, автору уникального и яркого раздела, посвященного народным обычаям и народной магии, Рэдклиффу Моррису, чьи знания и опыт в поддержании физического здоровья значительно превосходят мои собственные, а также Сиду Муру, волшебными рецептами которого я имела удовольствие не раз насладиться в магическом круге. Сид также оказал мне неоценимую помощь при подготовке раздела «Магические техники и заклинания».

Введение

Путеводитель и жизненное руководство — поистине трудная задача, и название претендует на нее не потому, что книга всеобъемлюща — как можно создать такую рукопись? — а потому, что затрагивает как интеллектуальные и физические, так и магические и философские аспекты жизни ведьмы. Все они кажутся мне в равной мере важными. Ведьма не просто практик магии, он или она также активная личность, человек, живущий в обществе других людей с разными и зачастую совершенно иными взглядами. У ведьмы есть тело, которое нужно поддерживать, ум, который должен постоянно задавать вопросы и учиться, а помимо магических поисков — повседневные проблемы, требующие внимания. Некоторые из этих тем рассматриваются в книге, и надеюсь, она принесет вам пользу.

Также в книгу включены разделы, посвященные магическим системам, которые, по моему мнению, являются ключом к практическим знаниям. Сюда входят основы цветовой магии, чакр, мифологии символизма, Каббалы в западной мистериальной традиции, фольклора и магии, а также техник колдовства. Викка берет начало в языческих верованиях, возникших в западном полушарии, вот почему в книгу включен раздел о британском фольклоре в его современном виде. Конечно, Викка и колдовство знамениты своим эклектизмом и испытали множество самых разных влияний; я попыталась упомянуть и некоторые из них. Также приводится краткая история Ремесла и биографии некоторых его ключевых фигур. Подобно Магу из колоды Таро, мы, души на пути восхождения, используем любые подспорья, нам нужно осознавать свои интеллектуальные, а также антропологические и духовные корни.

Эта книга разделена на три части: «Философия и этика», «Фактическая основа колдовства» и «Практика колдовства». В первой части мы исследуем этику современного колдовства, а также некоторые его истоки и современные практики. Раздел «Фактическая основа колдовства» содержит соответствия и системы, известные в магии, а также биографии некоторых самых важных и известных оккультистов западного мира. В разделе «Практика колдовства» детально рассказывается, как использовать эту информацию на практике как в колдовстве, так и в повседневной жизни.

Часть I. Философия и этика

Глава 1. Что делает ведьму ведьмой?

Сотворение собственной магии — вот основной принцип существования ведьмы. Мы не сидим и не ждем, когда мир преподнесет нам исполненные мечты на блюдечке, поскольку знаем, что этого никогда не произойдет. Мы действуем и пытаемся воплотить свои сокровенные желания, даже если кажется, что все против нас. Мы используем концентрированную силу нашей Воли, дерзаем быть Иными, мы ищем Знания, необходимые для независимости, а в обществе чужаков храним наши убеждения в Тайне.

Это не делает ведьму неполноценным членом общества. Напротив, ведьма всегда готова помочь другим, осознает причины и следствия своих сил, а знание, что она черпает из каждой религии и каждого пути, делает ее настолько разносторонней, насколько вообще возможно. Ее ум всегда открыт. Она уважает все культуры и ключевые учения всех иных религий (хотя иногда это настоящее испытание для ее терпения). Она остро осознает, насколько незначительно ее место во Вселенной и в этом мире, и благодарна стихиям, что породили ее — и всех нас. Земля, Воздух, Огонь, Вода и Дух никогда не оставляют ее мыслей. Следовательно, ведьма заботится об экологии. Она любит природу — не так, как другие «любят» шоколад или лыжи, но истинной любовью дочери к матери. Она причастна космосу.

Хотя ведьма осознает ничтожность своей роли в мироздании, она не боится мутить воду. Она считает, что сотворение собственной магии — жизненно важное дело. Частично так происходит, потому что каждое действие — это своего рода магия, и, если мы не движемся, можно просто лечь и умереть. Частично — потому что ее расширенная осознанность позволяет осознать и то, что нужно сделать, и как это возможно. Ведьма понимает, что все связано невидимой (обычному взору) энергией, и осознает, что является вместилищем этой энергии. Она учится накапливать и направлять ее, чтобы произвести желаемые изменения. Это требует знания годовых циклов и фаз луны (см. главу 8 «Колесо Смерти и Жизни»), способности к мощной визуализации и сознательному воплощению ситуации в жизнь. Также это означает, что ведьма осознает знаки и символы (см. главу 9 «Миф и символизм»).

Ведьмам не обязательно бродить в длинных черных одеяниях и остроконечных туфлях, чтобы ощутить себя исполненными силы (хотя порой это забавно). Путь ведьмы по-прежнему не слишком популярный выбор в жизни. Кто-нибудь может пожелать сжечь вас или выгнать из города. Обычная одежда и поведение — искусный способ сбить любопытных со следа. В конце концов, если пройдет слух, что на вашей улице живет ведьма и что это вот та женщина в джинсах и кедах, вы вряд ли поверите, не так ли?

Даже когда внешне она лишена достоинства, ведьма обладает внутренней властью и изяществом. Она знает, желает, дерзает и молчит, а потому ничто не сможет проникнуть в ее собственное святилище уверенности. Она может быть серой мышкой и все же ловко привлекать возлюбленных, может ничего не смыслить в математике и все же обладать острым умом. Быстрые чары и приложение воли могут полностью изменить ее успеваемость и сделать круглой отличницей, а также самой обворожительной девушкой в городе.

Также она осознает, что магия — нечто большее, чем простое воплощение мелочных амбиций. Такие фильмы, как «Колдовство», подчеркивают эгоистичные преимущества ведьмы и имеют мало общего с тем, каким человеком она желает быть или стать. Девочка-подросток, что использует свои экстрасенсорные способности как средство нападения, — пугающая перспектива, и самой ей от этого нет никакой пользы. Последовав примеру Нэнси из «Колдовства», мы погружаемся в трясину неприятных последствий (см. главу 5 «Кармическая драма»).

Лучший принцип для всех ведьм — белых, серых и черных — «знать, дерзать, желать и хранить молчание». Телемиты Алистера Кроули, как известно, следовали принципу «делай, что хочешь, таков весь закон». Для них магия стоит на первом месте, а мораль — на втором. Кроули, безусловно, печально известен отсутствием сомнений как в кругу, так и за его пределами. Его «дьявольское» поведение провоцировало всеобщее порицание в поздневикторианской Англии (см. главу 14 «Кто повлиял на мир колдовства?»).

Виккане и этичные оккультисты придерживаются принципа: «Делай, что хочешь, если это не причиняет никому вреда». Чтобы добросовестно следовать этому безупречному методу, нужно анализировать все мотивы и рассматривать все возможные последствия. Действительно ли ваша церемония или чары принесут благо всем, кого затронут? Определенно ли они не причинят никому вреда, даже незначительного? Если можете с уверенностью ответить на оба эти вопроса — вперед, совершайте свои белые чары. Если это не так, не забудьте еще одно правило «Ремесла мудрых» — троекратное воздаяние. Все, что мы посылаем в мир, вернется троекратно (примерно), так что пусть ваша магия будет доброй, если хотите пребывать в благих вибрациях, и полной ненависти, если намерены пробиваться по жизни с трудом и чувством паранойи. Нет надежнее для ведьмы способа разрушить себя, чем пытаться навредить другому.

Многие верят, что мы пожинаем то, что посеяли, но некоторые ведьмы не совсем согласны и с идеей о троекратном воздаянии или с другими общепринятыми аспектами Ремесла. Все мы уникальны. Мы принимаем разные определения и часто сами создаем их, а потому разнятся и особенности наших убеждений. Все мы личности, чье восприятие в равной мере достоверно, и, на мой взгляд, нет никаких правил, кроме сознания самого практика.

Ведьма, как мне кажется, — это любой человек, который осознает Божественное в гуще повседневной жизни, насылает чары и использует магию.

Между викканской и невикканской ведьмой есть разница. Эта книга посвящена скорее ведьме как личности, а не как продукту особой школы мысли. На большинство из нас повлияло множество философских взглядов, и каждая ведьма уникальна и действует по-своему. Однако вы можете найти некоторые ключевые положения, касающиеся разницы между основными школами колдовской мысли, в разделе «Когда ведьма не является ведьмой?», поскольку многие выбирают для себя определенную традицию или философскую школу.

Итак, ключевые особенности современного колдовства: внутренняя сила, результатом которой является уверенность, необходимая для изменения обстоятельств собственной жизни, а также духовная и нравственная осознанность. Сила воли в сочетании с действенными ритуалами и моральной осознанностью, однако, не отличает ведьму от любого другого человека, религиозного в положительном ключе.

Так что же тогда делает ведьму ведьмой? На это есть несколько ответов. Во-первых, ведьма не просто просит о помощи — она делает позитивные шаги, чтобы приблизить желанные изменения. Такова классическая позиция язычников. Как писал Хью Ллойд-Джонс о древних греках: «Столкнувшись с трудностью, грек сначала молился богу, но затем должен был усилить действия бога на божественном плане, совершая на плане человеческом любые действия, которые был способен предпринять». Так поступает и ведьма.

Во-вторых, она восхищается древними божествами из огромного многообразия пантеонов и принимает их помощь. Многие из этих божеств долгое время оставались спящими из-за упадка определенных империй, роста христианства и других ныне ортодоксальных религий, а также разрушения культур, в которых возникли. Современная магия воскресила немало тайных божеств. Ведьма сама может выбирать, с кем вступать в контакт, к кому обращаться и с кем работать.

В-третьих, по крайней мере в случае с викканами (александрийской, гарднерианской Виккой и практиками-одиночками), для ведьмы характерно внимание к природным божествам и Богине — и то, и другое почитается в равной мере. Если, однако, баланс нарушается, это происходит в пользу женского начала, поскольку Богиня в конечном счете властвует надо всеми циклами жизни и смерти. Это отражает тот факт, что Викка прежде всего природная религия.

Однако стоит помнить, что колдовство, как и любой другой активный духовный путь, — это лишь средство достижения цели. Какой цели? Духовного восхождения. Ведьма осознает, что помещена сюда, в особые обстоятельства, по определенной причине. Эта причина — рост и обучение. Внешние планы — это проявление внутренних обстоятельств, и цель в том, чтобы заглянуть за иллюзию и выйти за ее пределы. В конечном счете мы стремимся к воссоединению с Творческим Разумом, Абсолютным Божеством. Этого Бога нельзя счесть жестоким или карающим — мы сами причиняем себе страдания, а не кто-то извне: Бог любит нас, полон магии и постоянно посылает возможности для приближения к Истине. В этом едины все духовные пути. Все на первый взгляд случайные события подпадают под эту категорию.

Ведьма, осознающая символизм, хорошо подготовлена к пониманию и оценке своего духовного прогресса. Ее камень преткновения — соблазн низшего психизма. Чары и магия — превосходные инструменты при мудром подходе, но могут создать ужасные кармические клубки, если мы назойливы или злонамеренны. Первое испытание ведьмы — сражение с жаждой личной силы и престижа. Многие спотыкаются на этом раннем этапе. Однако, постоянно применяя энергии земли и космоса и взаимодействуя с ними, ведьма накопит силу. Если она направит эту силу на исцеление (когда ее об этом просят), благословение, помощь (но не вмешательства) и, самое главное, на привнесение света, любви и позитивной энергии через все планы на землю, то сделает именно то, что должна, на пути колдовства.

Это приводит нас к еще одному ключевому фактору — жизни после смерти и за пределами. Сама природа ведьмы подразумевает, что она верит в жизнь после физической гибели. Ведьма признает постоянное присутствие иных планов и сущностей, их населяющих. Она стремится заглянуть за завесу плотной материи, на тонкие эфирные и причинные уровни, и точно знает, где эти уровни пересекаются. Некоторые саббаты отмечают то время, когда миры сливаются наиболее явственным образом — примером является Самайн. Она может взаимодействовать по своему желанию с так называемыми «мертвыми», но делает это лишь тогда, когда помогает данным духам (к примеру, выводит жертв несчастных случаев из тел и убеждается в их благополучии, прежде чем покинуть на астральных планах). Она не досаждает тем, кто не желает приходить на зов, и уж точно не ждет, что другие духи будут у нее на побегушках, — как не надеется остановить человека на улице и сделать своим рабом. Ну хорошо, некоторые так поступают, но эти ведьмы — не пример для подражания, и по многим причинам. Кроме того, власть над иной жизненной формой требует полной уверенности в собственной правоте и постоянного отсутствия совести, что, по счастью, свойственно лишь немногим из нас.

Ведьма бегло говорит на языках многих уровней. Годы опыта и встречи на тонких планах учат ее, что Духу нет конца (как нет его и для многих аспектов индивидуального сознания), что плоть не тупик материи, как это часто кажется. Ее сознание становится перекрестком измерений; сделав ядром своей сущности Гекату, она может найти путь в земли и астрального плана (где мы пребываем между воплощениями и где обитают многие продвинутые духи), и высшего причинного плана (он ближе всего к Божественному). Но ноги ее прочно стоят на земле. Она знает, что все уровни одинаково важны.

Действуют ведьмы совершенно по-разному. Некоторые собираются в классический ковен из тринадцати членов, а другие работают в одиночестве. Одни проходят внешнюю подготовку, другим это кажется непрактичным, и они обучаются самостоятельно путем опытов и экспериментов, проходят заочный образовательный курс или обращаются к многочисленным исчерпывающим книгам, доступным в наши дни. Некоторым нравится ощущать богов и Богиню вокруг себя, работая голой или обнаженной, а другие надевают особое одеяние или предусмотрительно носят обычную одежду. Есть исключительно женские и мужские ковены (хотя последние, безусловно, более редки), а также ковены, которые встречаются только на астральном плане. Подлинная ведьма — индивидуалист, и ее образ действий отражает это. Важно подчеркнуть здесь, в начале книги, что все ведьмы разные. Поскольку Викка и колдовство внеконфессиональны, а ковены и ведьмы-одиночки распространились по всему миру и редко (если вообще) встречаются друг с другом, существует столько же взглядов на Ремесло, сколько и отдельных практиков. Следовательно, я выражаю исключительно свою личную точку зрения. Я понимаю, какое огромное количество работ по этой теме доступно в наши дни, но есть столько разных практик, сколько и разных ведьм на земном шаре — а, поверьте мне, их сейчас не так уж мало! Однако все ведьмы празднуют саббаты, чтобы усилить свои действия, сохраняют осознанность по отношению к сезонным и лунным изменениям, происходящим ежедневно (см. главу 8 «Колесо Жизни и Смерти»).

Цель этой книги — стать полезной для ведьмы независимо от ее личных предпочтений. Она поможет всем нам не забывать, что Ремесло — это последовательный путь, а не самоцель. Есть высшие уровни, к которым стоит стремиться; конечный пункт наших воплощений — вознесение. Это означает, что мы должны искать Творческого, Благоволящего Разума в нас самих, в других и во всех проявлениях.

Когда ведьма не является ведьмой?

Ведьма — человек, который колдует, используя природные циклы как аллегорию и руководство. Она может также вызывать духов, заниматься ритуальной магией и так далее. Эти чары могут быть самой разной природы.

С другой стороны, виккане — духовные последователи Джеральда Гарднера и/или Алекса Сандерса (см. главу 13 «Краткая история колдовства»), они руководствуются принципом «делай, что пожелаешь, если это никому не вредит». Хотя в наши дни появилось много школ Викки — от Фейри и Сикс до кельтской (слово «эклектичный» всплывает снова и снова, когда виккане определяют сами себя) — общее правило гласит, что виккане поклоняются Богине и Рогатому Богу (обычно приоритет отдается первой). Богиня и Бог рассматриваются как то, что проявляется во всех других богах и богинях; к Божественному началу легко получить доступ, оно признается во многих формах. Однако этот аспект роднит виккан с некоторыми другими ведьмами.

По сути, все виккане — ведьмы, но не все ведьмы — виккане. Разновидностей колдовства гораздо больше. Например, есть Традиционное колдовство — его принципы анимистические и политеистические, как и у других видов магии, но при этом существование высшей сущности не признается. Бог и Богиня рассматриваются как нечто неотделимое от природы, а не внешние высшие силы (большинство виккан видят их и в том, и в ином ключе), хотя такие ведьмы часто вызывают духов, чтобы те помогли им в достижении цели. Эти духи воспринимаются как равные, но разные, как и все в космосе. В традиционном колдовстве нет иерархии, в то время как в Викке есть божества, которые, несомненно, являются «высшими». (Однако не в раболепном, иудео-христианском или исламском понимании. Эти божества почитаются в том виде, в котором проявляются в природных объектах — деревьях и земле, к примеру, звездах и небесах, — и в таком понимании Божественного нет места страху или наказанию.)

Викка чаще всего более ритуализирована, чем традиционное колдовство, которое проще и зачастую не задействует никаких внешних атрибутов. Традиционное колдовство не подразумевает, к примеру, очерчивания круга, поскольку любое место считается священным. Следовательно, традиционная ведьма должна быть естественным образом полностью настроена на процессы магического мышления в любое время. С другой стороны, викканская или нетрадиционная ведьма может позволить себе «быть мирской» (что порой является необходимостью в этом мире), зная при этом, что короткий ритуал вернет ей магическую сущность и создаст сферу, в которой сольются миры.

Викка этична, в то время как традиционное колдовство находится за пределами морали. В традиционном колдовстве мы подчеркиваем принятие ответственности за свои действия и намерение. Силы Вселенной считаются нейтральными (вроде погоды), а не добрыми или злыми. Проклятия и порчи используются для самозащиты, в то время как викканская ведьма никогда не проклинает, поскольку верит в закон троекратного воздаяния и нравственное правило «не причиняй никому вреда».

Как и виккане, традиционные ведьмы празднуют сезонные саббаты и лунные эсбаты. Однако традиционному ритуалу не предшествуют призывания Владык или Стражей; если ведьма нуждается в защите, она обращается к помощи духов и элементалей, но не поддерживает при этом высокий магический настрой. В большинстве традиционных ковенов ведьмы остаются в обычной одежде, а не переодеваются в ритуальные робы или обнажаются, как делают виккане.

Есть ведьмы, которые не принадлежат ни к одной из этих категорий, особенно если учесть, что магия и колдовство стали очень популярными с 1960-х годов. Информация вышла за пределы кладовки с метлами и просочилась на публичные форумы. Нам доступны тысячи книг, что привело к характерной осознанности по отношению к природным циклам, распространению практики магии, появлению новых ковенов и самопосвящениям. В наши дни есть столько видов ведьм, сколько вообще людей, практикующих Ремесло.

В этой книге слово «ведьма» будет использоваться как в викканском, так и в невикканском смысле. Полагаю, что религиозные практики должны быть этичными, особенно те, в которых непосредственно задействуется магия, но не считаю, что колдовство стоит ограничивать принципами, заложенными Джеральдом Гарднером и Алексом Сандерсом. Так что под этим словом я буду подразумевать любого человека, последователя Викки или нет, который:

действует позитивно, чтобы улучшить свою жизнь, применяя магию;

поклоняется старым богам в любой форме, даже если это просто энергии, присутствующие в природе;

принимает ответственность за собственные действия;

следует сезонным циклам, применяя магическую и практическую осознанность;

работает с лунными и звездными циклами, отмечает полнолуния, пусть даже в тишине;

стремится к самосовершенствованию, что часто подразумевает опыт «посвящения»;

считает себя ведьмой.

Викканское реде в стихотворной форме и в виде изречения

Чтобы получить представление о том, что такое Викка, я привожу примеры особой викканской этики и изречений. Некоторые основаны на вековых принципах колдовства, а другие — относительно новые. Широко известно, что большая часть гарднерианской Книги теней, из которой они взяты, написана поддельно устаревшим языком.

Вы должны подчиняться викканским законам в совершенной любви и совершенном доверии.

«Совершенная любовь и совершенное доверие» — каковы эти качества в данном контексте?

Когда последователь Викки получает посвящение, он проходит в подлинном смысле опыта символический процесс смерти и воскрешения. В посвящениях первой и второй ступеней используются веревки для связывания и повязки на глаза. Чтобы сохранить самообладание в процессе столь непростого опыта — стоит подчеркнуть вдобавок, что при этом человек абсолютно обнажен, каким он приходит в мир, — действительно требуется «совершенное доверие» к Богине и собратьям по ковену.

Итак, посвящаемого делают уязвимым, насколько возможно, но «совершенная любовь» к Матери-Богине укрепляет его храбрость и приводит к успешному перерождению. Это символизирует веру, необходимую для прохождения каждого воплощения, без того чтобы оказаться духовно «исковерканным» многочисленными трудностями. Остаться любящим, щедрым человеком, несмотря на лишения, — ключ к викканской вере, которая не признает никакого наказания. «Совершенная любовь» означает, что любовь к себе не ставится превыше любви к Матери, которая символизирует сострадание ко всем живым существам.

Стоит отметить, что выражение «совершенная любовь и совершенное доверие» чревато злоупотреблениями. Из-за наличия ритуального обнажения, Пятикратного поцелуя и Великого ритуала Викка порой привлекает не самых приятных людей, часть которых остается неузнанными теми, кого они не пытаются скомпрометировать. На всех религиозных путях время от времени появляются люди с манией величия, и Викка и язычество — не исключения. Вот почему «совершенное доверие» стоит испытывать к конкретному человеческому существу, будь то Верховный Жрец, Жрица или кто-то еще. Это относится лишь к вере в Божественное начало и определенно не к людям, которым свойственно ошибаться, сколь бы внушительными и благонадежными они ни казались.

Вы должны жить и позволять жить, справедливо брать и справедливо давать.

Такое положение достаточно просто понять. Оно провозглашает ту же самую мораль, которую мы обнаруживаем в христианстве: «Поступайте с другими так, как желали бы, чтобы поступали с вами». Однако, поскольку перед нами природная религия, здесь речь также идет о Земле. Виккане не просто истощают ресурсы планеты, а «справедливо дают» ей что-то взамен. Делается это на тонком плане, с помощью празднований благодарения, а также на плане физическом. «Совершенная любовь и совершенное доверие» должны действовать в двух направлениях.

Трижды сформируй круг, дабы отвадить нежеланных духов.

Эти слова, без сомнения, относятся к очерчиванию круга или призыванию стихий и Владык Сторожевых Башен для защиты действий от нежелательных влияний. Такая процедура — один из многих аргументов в пользу недавнего авторства понятия: в традиционном колдовстве круг не использовался, поскольку каждое место уже считалось священным. Порой духи призывались для защиты ведьмы, но Владыки Сторожевых Башен — чисто современное дополнение. Викка большей частью основана на средневековой магической и алхимической теории, и круг — не в последнюю очередь. Однако это обстоятельство ни в коей мере не обесценивает саму технику, один из наиболее мощных психологических и экстрасенсорных методов Ремесла.

Скрепляй чары всякий раз, пусть слова произносятся в рифму.

Скрепить чары можно многими способами: словами «да будет так» и полной остановкой ума, сожжением, закапыванием или пусканием по воде вещи, использовавшейся в чарах (к примеру, бумаги, на которой перечислены нежелательные черты или влияния, куклы или объекта, символизирующего текущую задачу). Как предполагает слово, чары можно также «скрепить», связать веревкой или нитью, совершенно буквально. Не важно, какую технику вы выбрали (есть множество): суть в том, чтобы верить и знать, что чары «сделаны». Абсолютная уверенность в своих способностях — самое мощное средство закрепления ритуала, которое только бывает.

Слова «произносятся в рифму», поскольку так получается песнопение, которое легко запомнить, оно благозвучно и действенно с точки зрения магии. Многие из этих строф были написаны Дорин Валиенте, а другие — самим Джеральдом Гарднером. Особую силу придают ковену, безусловно, ритуалы и чары собственного авторства, но многие предпочитают придерживаться версий, предписываемых Виккой.

Главное в любых магических стихах — ритм. Именно он воздействует на мозг и тело ведьмы, создавая настроение, подходящее для данных чар. Песнопения часто сопровождаются танцами по кругу, и в результате возникает самогипноз. Я не имею в виду, что участники превращаются в зомби — определенно это не так, но настроение становится более трансовым, более магическим. Мирской мир отступает, и возбуждение и намерение сливаются воедино. Если слова рифмуются, мы бессознательно переносимся в детство, где циничность не омрачала нашей оптимистичной веры, а магическая реальность была гораздо доступнее. Можно поэтому отдавать предпочтение наивной поэзии.

Мягок взором, легок касаньем, говори мало, слушай много.

Первая строка этой части, по-видимому, вставлена исключительно ради поэтической атмосферы. Однако она может также предполагать деликатность и мягкость. Быть «мягким взором» — значит быть добрым и непредвзятым. «Легкость касания» тоже подразумевает мягкость. Второе изречение, «говори мало», относится к обету молчания, который дает посвященный («Знать, Желать, Дерзать и Хранить молчание»). Несомненно, именно это и подобает ведьме, которая может пострадать по неосторожности. Столь же мудрый совет в любых обстоятельствах, и особенно в обучении, следовательно — «слушай много».

Ступай посолонь на растущей луне, пой и танцуй колдовскую руну,

Ступай противусолонь на убывающей луне и напевай тогда мрачную мелодию.

Посолонь, или по часовой стрелке — правильное направление для творческой, позитивной, устремленной в будущее магии, такой, какую стоит совершать, когда луна прибывает. Лично я двигаюсь посолонь при любой фазе луны, но упоминание о движении «противусолонь», или против часовой стрелки, появляется, поскольку на убывающей луне прилив обращается вспять, и поток скорее разрушителен, а не созидателен (и потому мелодия «мрачна»). Следовательно, это время подходит для совершения магии, имеющей отношение к прошлому и к устранению нежелательных препятствий. Ведьма может пойти противусолонь, чтобы отразить «обратное движение», но такое действие всегда должно уравновешиваться в дальнейшем, в ходе работы движением по часовой стрелке.

«Руна ведьм», о которой здесь упоминается, — удивительно эффективная строфа, написанная Дорин Валиенте и Джеральдом Гарднером. Обычно ее напевают в процессе «кругового танца», когда члены ковена держатся за руки, обратившись лицом вовнутрь, и идут по часовой стрелке, поначалу медленно, но постепенно все быстрее и быстрее, пока Жрица не сочтет, что нужная энергия собрана, и не прикажет им остановиться (а иногда и «повалиться» на пол!). Вы найдете ее полностью, с комментариями, в следующем разделе.

Когда луна Госпожи нова, целуй ей руки дважды,

Когда луна пребывает в полноте, ищи исполнения сердечного желания.

Эти строки относятся к Богине как Деве, чью милость легче всего обрести мягкими действиями, а идеи скорее засеваются, а не пожинаются. Руку целуют дважды, а не троекратно, как обычно, поскольку она все еще находится на этапе незавершенности. Кроме того, два — это число партнерства, первая стадия запуска проекта. В Таро двойки — это карты развития.

На полной луне, однако, наступает пора действовать решительно и вложить всю свою энергию в магические проекты, будь то просьбы о любви, озарении и завершение любой целительной работы, которую вы совершали на растущей луне. Следоваельно, исполнение «сердечного желания» дарует нам Мать.

Услышь мощный порыв северного ветра,

запри дверь и подними паруса.

Когда ветер придет с юга,

любовь поцелует их в уста;

Когда ветер подует с запада,

душам почивших не будет покоя;

Когда ветер подует с востока,

ожидай нового и подготовь мир.

В этой строфе в поэтический плавильный котел добавлена псевдофольклорная пословица. Упоминания четырех сторон света, несомненно, часто появляются в колдовстве, как и идея об истолковании ветров.

Девять ветвей пойдут в котел,

сожги их быстро, сожги их медленно;

Бузина будет деревом Госпожи,

не сжигай его, а не то будешь проклят;

Когда ветер начнет меняться,

скоро загорятся костры Белтейна;

Когда колесо повернется к Йолю,

зажги полено, правит Рогатый.

Девять, безусловно, число Богини, это три раза по три, тройной аспект Трехаспектного. Кельты приписывали свойства деревьев лунным месяцам, отсюда и древесный алфавит бет-луис-нион. Ветки, возможно, символизируют основные сезонные/лунные циклы, хотя упоминается о девяти, а не обо всех тринадцати. Они отправляются в котел жизни, ведь, строго говоря, дровам, вне всякого сомнения, место под котлом, а не в нем. Котел — еще один символ Богини, он стоит на трех ножках. Можно зажигать ароматные костры, которые также служат благовонием. Однако в наши дни, когда из-за вырубки лесов ценные породы деревьев, к примеру сандал и кедр, стали излишне дорогими и редкими, это сделать непросто. Лично мне нравится идея о таком костре, но я бы испытывала ужасное чувство вины. Сожжение деревьев кажется проклятием для экологически чистого пути ведьмы, хотя, конечно, можно собирать все, что упало само. Бузина — священное дерево темного аспекта Богини, и потому ее никогда не стоит сжигать, по крайней мере последователям Викки.

Очевидны отсылки к Колесу жизни. Они упоминаются преимущественно для того, чтобы указать: ведьма постоянно осознает цикл и следующий его этап. Предвидение столь же важно для ведьмы, сколь было важно для первобытного язычника, который полагался на удачные сезонные циклы, что снова и снова дарили ему жизнь.

Внемли цветку, кусту или дереву,

будь благословен Госпожой,

Когда текут бурные воды,

брось камень — и ты узнаешь истину;

Когда нужда одолевает тебя,

не внимай жадности других;

Не проводи сезонов с глупцом,

а иначе тебя сочтут его другом.

В первых двух строках этой строфы снова подчеркивается экологическая осознанность. Уважай Богиню в ее растительных проявлениях, и ты обретешь благословение. Однако еще две строки крайне туманны и наряду с последующими звучат так, как будто Гарднер (или его соратники) пытаются добавить этой строфе подлинности емкими фольклорными изречениями. Здесь есть потенциал для анализа: «воды», к примеру, могут иметь отношение к лунным циклам и их использованию в гадании, но я не решусь утверждать это. Последние строки — общее место, они больше похожи на поэзию Блейка, нежели на текст Гарднера: с умом выбирай компанию, а не то опорочишь себя дурными связями! Кроме того, это может быть отсылка к общению с теми, кто не является ведьмами, и к потенциально вредной приземленности, которая возникает в ходе общения с неверующими. Это особенно важно в случае саббатов или «сезонов» — поворотных моментов как с точки зрения времен года, так и с точки зрения магии.

Радостна встреча, радостно расставание.

Это стало общепринятым приветствием и прощанием ведьм — и притом довольно очаровательным. Колдовские сайты и чаты часто изобилуют аббревиатурами «РВ!» и «РР!», когда человек выходит из чата (см. раздел «Киберведьма» в главе 15).

Оживи румянцем щеки, согрей сердце,

Помни о тройственном законе,

Троекратно дурное и троекратно благое.

И снова мы видим напоминание о викканском правиле троекратного воздаяния.

Когда тебя одолевают несчастья,

Носи звезду над бровью.

Это отсылает к «звезде» восприятия и интуиции в области третьего глаза, которую можно использовать для противодействия сложным обстоятельствам (или, по крайней мере, для их понимания). Также это подразумевает пентакль, символ всего колдовского, который присутствует на ритуальном головном уборе. Ведьме, столкнувшейся с несчастьем, следовательно, предлагают обратиться за помощью к Богине.

Всегда будь верной своему слову,

А иначе твой возлюбленный окажется неверным тебе.

И вновь — поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Когда светит солнце, мы одерживаем

победу над жизнью,

А под луной вершим перемены.

Солнце, символизирующее мужскую энергию, владычество и силу, действительно дает жизнь на материальных планах. Однако именно «женская», творческая энергия сообщает жизни гибкость, и потому лунные потоки задействуются для воплощения перемен. Подобные размышления влияют и на день, и на периоды дня, в которые мы совершаем чары: понедельник, к примеру, лучше всего подходит для работы, связанной с интуицией или любых экстрасенсорных начинаний, а в воскресенье будут успешны чары на благополучие, рост и упрочение амбициозных проектов.

Если вы очистите путь желанию,

Убедитесь точно в покое ума.

Необходимо медитировать, прежде чем браться за магию. Это одно из многих преимуществ очерчивания круга — он создает священное пространство не только внешне, но и в голове практикующего. Если началу магических действий (или медитации) предшествует глубокое, расслабленное дыхание, это придает энергии огромное ускорение. Несомненно, ничто не мешает нам в большей мере, чем мысли в голове, полной мирских забот; можно быть совершенно уверенным, что беспокойный ум не сможет действенно творить магию. В этом одно из преимуществ песнопений вроде Колдовской руны — они не совсем успокаивают ум, но определенно заставляют забыть о пустяках и создают своим ритмом благоприятный ряд мозговых волн. Это по-настоящему позволяет ведьме «воспарить».

Какая польза от инструментов без внутреннего света?

Какая польза от магии без ока мудрости?

Ну что ж. Автор изо всех сил старается напомнить, что природа Ремесла — в поиске истины. Как и всегда, подчеркивается важность правильного мышления и действия, тщательной проверки мотивации, прежде чем обращаться с ней к божествам для возможного обретения бессмертия.

Восемь слов составляют викканское реде —

Если это никому не вредит, делай, что пожелаешь.

Чары и магия в Викке совершаются лишь тогда, когда результаты гарантированно принесут благо всем, кого это коснется. Часть «делай, что пожелаешь» также подчеркивает нешаблонную природу Ремесла. Для того чтобы колдовать эффективно, виккане должны дерзать быть иными, а чувство безопасности им внушает знание о том, что их неортодоксальные практики никому не вредят.

Для ведьм будет закон такой —

Куда идти и что обходить стороной.

Может быть, здесь речь о том, чтобы жить полностью осознанно, не позволяя встречам быть случайными, как делает большинство людей? Почему бы и нет. Также это может иметь отношение к очерчиванию круга, к важности окончания ритуала. Если в Викке создается круг, его нужно убрать, не разрушая. Точно так же мы должны поблагодарить Владык Сторожевых Башен за защиту священного пространства при завершении ритуала. Церемониальный «уход» важен как психологически, так и как проявление вежливости к сущностям и энергиям, задействованным в ритуале. Это также означает, что разрозненные энергии заземляются, а не остаются витать вокруг бесконтрольно. Скорее всего, здесь Гарднер говорит о необходимости сознательной самодисциплины последователя Викки.

И обезопась свои чары —

Брось серебро в колодец.

Бросая серебро в символ Богини, мы возвращаем ей малую часть того, что постоянно берем у нее. Лунные ассоциации серебра в соединении с водой колодца дарят мощные психологические возможности: сосредоточение на них и желание, чтобы чары воплотились, «охраняет» их. Колодцы желаний веками отражали эту идею, и британцы привыкли бросать монетку в любой колодец или пруд, который видят, и загадывать желания. В магии такой жест — знаменательная остановка процесса, который затем можно препоручить бессознательному (что символизируют подземные глубины колодца).

Укрепи свой транс

Веществами и танцем.

Этому шаманскому совету много столетий. Духовные искатели издавна применяют ритм, танец и различные вещества, чтобы добиться иномирных состояний. Мескалин, марихуана, волшебные грибы и целый ряд иных одурманивающих веществ (не говоря уже о старом добром алкоголе) веками использовались по всему миру теми, кто был склонен к магии. Это один из тех моментов, от которого отказалась американизированная Викка, теперь белая и пушистая и совершенно отрекшаяся от наркотических препаратов.

Лично я считаю, всему свое место. С помощью мантр и медитаций можно достичь подобных состояний, но гораздо меньшей интенсивности, и результаты неизмеримо менее ярки. Все зависит от того, к чему стремится практик, особенностей его организма и отношения. Наркотики могут затуманить мозг, тут нет никаких сомнений. В наркотическом опьянении восприятие менее достоверно, хотя для шамана это было не так. Гарднер имеет в виду, что определенные вещества усиливают транс, что приводит к экстрасенсорному восприятию. Олдос Хаксли, автор книг «О дивный новый мир» и «Врата восприятия», а также многих других отличных произведений, был настолько убежден, что наркотики открывают врата в астральное и духовное измерение, что принял ЛСД, когда умирал. Его ум, несомненно, не был спутан, о чем свидетельствуют многочисленные высокоинтеллектуальные труды. Однако у всех нас разная конституция и разный уровень самодисциплины, необходимый для удержания контроля над спущенными с привязи силами подсознания. Несомненно, для ведьм, викканских или нет, подобное «усиление транса» — не обычная, будничная практика. Большинство людей предпочитают естественный подход, при котором обретенные результаты г…