Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику

УДК 133.2

ББК 86.42

Ч18

Jack Chanek

Qabalah for Wiccans: Ceremonial Magic on the Pagan Path

Перевод Полины Косовой

Внутреннее оформление и дизайн обложки Ирины Новиковой

Чанек Дж.

Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику. — СПб.: ИГ «Весь», 2022. — 336 с.

ISBN 978-5-9573-3948-9

«Каббала для виккан» — книга о древнейшей магической системе, существующей уже на протяжении многих веков. Джек Чанек — викканин, который не побоялся в своем духовном поиске обратиться к другим мистическим знаниям. Автор рассказывает о том, какой незаменимый опыт дало ему исследование каббалы, и делится тем, что изучил, с читателями.

По сути, «Каббала для виккан» — это книга для всех, кто раньше не обращался к каббалистической традиции. Автор очень внимательно и подробно вводит читателя в азы каббалы, не ограничиваясь поверхностным описанием и не пренебрегая важными деталями. Эта книга может стать лучшим пособием для новичка в каббале, а может дополнить и углубить уже имеющиеся у вас знания об этом оккультном учении.

Прочитав книгу, вы:

разберетесь в том, что такое каббала;

поймете, как работать с тайными знаниями каббалы, будучи викканином;

дополните свои эзотерические знания и навыки.

Джек Чанек убежден, что, следуя одному оккультному учению, не нужно ограничивать себя в изучении других. Новые эзотерические знания помогут вашему духовному развитию.

Тематика: Эзотерика

Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Interior art by Llewellyn Art Department

Interior yoga figure by Mary Ann Zapalac

Tarot card illustrations are based on those contained in The Pictorial Key to the Tarot by Arthur Edward Waite, published by William Rider & Sons, Ltd. London 1911

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3948-9

ISBN 978-0-7387-6866-3 (англ.)

© 2021 by Jack Chanek

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2022

Оглавление

Предисловие

Благодарности

Введение. Что такое каббала?

Глава 1. Почему эта книга?

Древо жизни

Медитация на божественное присутствие

Деление и рекомбинация

Упражнение: чувство полярности

Два столпа

Три триады

Змей и Вспышка

Глава 2. Малкут

Завуалированная Изида

Подключение к Малкут

Медитация на Малкут

Малкут и элементы

Элементы в четвертях

Элементарные пентаграммы

Ритуализация Малкут: вызов четвертей

Подготовка к восхождению на древо

Глава 3. Астральная триада: Нецах и Ход

Сердце и голова

Кто я?

Медитация на Нецах и Ход

Сообщество в Викке

Ритуализация Нецах: ковен

Магические имена и личность

Ритуализация Ход: церемония наречения

Различные имена для одинаковой полярности

Глава 4. Астральная триада: Йесод

Миф и символ

Упражнение: гадание на магическом кристалле

Где голова встречается с сердцем

Медитация на Йесод

Различные подходы к сефиротам

Сефира колдовства

Йесод и священное пространство

Ритуализация Йесод с использованием круга

Посвящение в тайны

Глава 5. Моральная триада: Хесед и Гебура

Направленность наших действий

Медитация на Хесед и Гебуру

Расширение и сжатие

Моральная триада и боги

Ритуализация Хесед: обращение к богам

Циклы природы

Ритуализация Гебуры: подношение

Вопрос о справедливости

Глава 6. Моральная триада: Тиферет

Центр всего

Упражнение: поиск баланса

Ось мира

Умирающий и воскресающий Бог

Медитация на Тиферет

Таинство пирогов и вина

Ритуализация Тиферет: благословение пирогов и вина

Другие полярности между сефиротами

Глава 7. Высшая триада: Хокма и Бина

Сила и форма

Пол, секс и прочее

Медитация на Хокму и Бину

Представление богов

Ритуал Хокмы: призыв Бога

Парадокс древа

Ритуализация Бины: призыв Богини

Работа с полярными позициями

Глава 8. Высшая триада: Кетер

Упражнение: обет молчания

Три негативные завесы

Медитация на Кетер

Первоисточник всех вещей

Ритуализация Кетер: ритуал открытия

Ниже по древу

Глава 9. Четыре мира стихий

Знакомство с четырьмя мирами

Визуализация миров на древе

Медитация на четыре мира

Порядок элементов

Карты Таро Суда

Младшие арканы

Упражнение: младшие арканы и четыре мира

Стихийные инструменты Викки

Ритуализация четырех миров: возвращение к сотворению круга

Имена богов, архангелы и ангелы

Глава 10. Соотношения сефирот

Номер и форма

Упражнение: добавление числа к ритуалу

Цвет

Упражнение: добавление цвета

Астрология

Обогащение каббалистического символизма

Астральный храм

Ритуальные соответствия: астральный храм Малкут

Бесконечные соответствия

Глава 11. Пути

Буквы иврита

Элементарные и астрологические соответствия

Разрешение полярностей

Медитация на пути

Цвета путей

Упражнение: соединение путей через цвет

Старшие арканы Таро

Таро и пути

Ритуализация путей: путь Тав

Отклик между путями и сефиротами

Глава 12. Каббала для заклинаний

Установление симпатической связи

Образец заклинания: на смягчение обвинения в суде

Наслоение каббалистических соответствий

Упражнение: видоизменение заклинания

Каббала и высшая магия

Планетарные гексаграммы

Образец заклинания для приятных снов

Гексаграммы и четыре мира

Глава 13. Каббала и боги

Кто такие боги?

Упражнение: размышления о богословии

Боги наполняют древо

Упражнение: боги и древо

Где боги чувствуют себя как дома

Использование сефирот для поклонения

Ритуальное каббалистическое поклонение: построение алтаря

Поклонение первично, каббала вторична

Вывод. Таинство всего

Приложение I. Справочник по произношению

Приложение II. Божественные имена, архангелы и ангелы

Предисловие

Когда я впервые встретила Джека Чанека, ему было девятнадцать лет.

Мы познакомились, когда он подал заявку на мои курсы по обучению ведьмовству, и вскоре мы запланировали нашу первую личную встречу. Накануне ночью была рекордно сильная метель: за несколько часов выпало более полуметра снега. Когда я встала утром, все мое внимание было сосредоточено на погоде, мысль о встрече совсем вылетела из головы. Джек уже ждал меня в назначенном месте. Он отправил вежливое сообщение, которое я наконец заметила. Я пробежала квартал (по тропинкам, заваленным снегом высотой почти в два метра), чтобы увидеться с ним. Возможно, это задало тон нашим отношениям — Джек всегда терпеливо относился к моим слабостям и был безупречно вежлив, заслуживала я этого или нет.

Молодой человек, которого я встретила, был обаятельным, ярким, по-настоящему интересным, однако в то же время было видно, что у него сложный характер, который нужно смягчить. Говоря о соотношении стихий в его натальной карте, стоит отметить, что преобладающими были Огонь и Воздух (при полном отсутствии Земли и Воды). Он знал себе цену. Однако я нахожу высокомерие очаровательным, поэтому меня это нисколько не оттолкнуло. Мы сразу нашли общий язык.

Как жрица Викки, я понимаю, что помощь тем, кто стремится найти духовный путь, — моя работа. Иногда эти пути уводят людей от меня. Однако путь Джека привел его в мою группу, где он остается до сих пор, что я считаю большим везением.

Он действительно невероятный. Милый, отзывчивый, щедрый и очень эрудированный (ведь он учился в университете Лиги плюща). На собрании виккан я посетила занятие, которое он вел, и, нужно признать, он еще и хороший учитель. После того как он несколько раз провел вводный курс по каббале, участники сказали, что он должен написать книгу. Да, он еще и хороший писатель.

Джек пришел в оккультизм еще в детстве, когда начал изучать символический смысл Таро. После этого он много времени посвятил исследованию системы каббалы. Когда мы встретились, мои знания по теме были минимальными. Я изучала оккультизм почти сорок лет, но едва прикоснулась к каббале, прочитав лишь пару книг и статей о ней.

Как у многих людей, которые пришли в викканство в зрелом возрасте, у меня были сложные отношения с основной религией (в моем случае с иудаизмом). Если бы иудаизм подходил мне, я бы не искала ничего другого. Однако я все равно считаю себя еврейкой. Как известно, представителям этого народа свойственно чувствовать особую связь со своим этносом и культурой. Когда мне было чуть больше двадцати, я попыталась включить иудейские элементы в Викку. Некоторым это удается, но у меня не сработало. В конце концов я отказалась от идеи духовного иудаизма в 1980-х годах.

Однако и в Викке, и в язычестве я часто встречала людей, которые говорили что-то вроде: «Ты еврейка? Ты, наверное, изучаешь каббалу!» Это всегда доставляло мне дискомфорт. Сейчас я назвала бы это микроагрессией, ведь собеседники, подчеркнув мою этническую принадлежность, указывают на то, в чем я «должна» хорошо разбираться. По сути, это тот же стереотип об афроамериканцах, которые якобы должны быть хороши в баскетболе. Иными словами, я избегала каббалы не только из-за непринятия этой системы, но и по причине стереотипных представлений людей о том, что я должна разбираться в ней. Однако это не помешало мне написать хорошо принятую критиками книгу «Общение с Таро. Станьте более интуитивными, экстрасенсорными и искусными в чтении карт» без какого-либо упоминания каббалы.

Затем произошла забавная вещь, рассказ о которой стоит начать с комментария по поводу некоторых астрологических положений. Возможно, вы знаете, что в жизни человека, как правило, случаются два так называемых возвращения Сатурна. Первое происходит в возрасте 27 – 30 лет. В этот период человек сталкивается с запретами и ограничениями в своей жизни, он может вдруг почувствовать себя старым или неполноценным. Все это происходит, когда Сатурн, планета ограничений, возвращается в положение, в котором он был, когда вы родились, завершая свой оборот по орбите примерно за двадцать семь лет. Второе возращение зачастую называют «кризисом среднего возраста» — оно происходит примерно спустя 27 лет после первого.

По словам моей дочери, профессионального астролога, Сатурн — одна из планет в моей карте с наилучшими аспектами. При первом возвращении Сатурна у меня родился ребенок. При втором я вернулась в иудаизм.

После чудовищного убийства одиннадцати евреев в синагоге «Древо жизни» в Питтсбурге в 2018 году я почувствовала необходимость находиться среди тех, к кому принадлежала по праву рождения, и начала ходить на службы. На удивление, иудаизм стал для меня отдушиной.

Я глубоко предана Викке: я практикую ее с двадцати одного года. Мне не хотелось думать, что я живу двойной жизнью. Я хотела, чтобы две традиции, которые очень важны для меня, можно было совместить. Чтобы преодолеть дистанцию между Виккой и иудаизмом, я начала изучать каббалу. Фактически я изучаю как магическую, так и еврейскую версию каббалы.

Спустя два года я все еще новичок, но очень стараюсь. И, конечно, в моей жизни есть Джек, который вдохновляет меня на дальнейшие исследования. Никто и никогда не задумывался об объединении систем каббалы и Викки, однако в этой книге ритуалы, божества и языки двух практик взаимно переплетаются, дополняя друг друга.

Дебора Липп

Благодарности

Решение о написании книги в каком-то смысле можно назвать эгоистичным. Вы должны верить, что вам есть что сказать и никто этого раньше не говорил. Однако написание книги — очень важный шаг, который поможет вам снискать уважение близких людей, а также коллег по магической работе. «Каббала для виккан» стала возможной только благодаря большому количеству людей, которые поддерживали и воодушевляли меня. Прежде всего я должен поблагодарить всех членов команды «Ллевеллин», которые работали над воплощением этой книги: Алишу Бьорклунд, Донну Бёрч-Браун, Хитер Грин, Маркуса Айронвуда, Терри Ломанна, Сами Шеррата и Холли Вандерхаар, а также всех тех, с кем у меня не было возможности поговорить напрямую. Эта книга никогда бы не вышла без вашей работы, за что я безмерно благодарен.

Спасибо Деборе Липп, которая научила меня всему, что я знаю о магическом мастерстве. Спасибо ей за наши игры в криббедж, во время которых мы говорили о размещении магического круга на древе жизни, роли полярной магии в поствикторианском обществе и многом другом. «Мы можем поговорить об этом после того, как я выпью кофе» — любимая фраза, которая часто звучит во время наших встреч. Никакая другая жрица не знала бы, что со мной делать, и я так благодарен, что встретил тебя.

Я признателен моим дорогим друзьям, которые прочитали первые наброски этой книги и побудили меня продолжать работу. Я особенно благодарен Шейну Мэйсону, моему первому и величайшему вдохновителю, который много ночей сонно слушал, как я читаю главы по телефону (при этом ни разу не пожаловавшись!). Спасибо также Тому Макартуру, чья постоянная поддержка и энтузиазм значили для меня больше, чем я могу описать словами.

Я благодарен всем авторам, которые нашли время, чтобы прочитать эту книгу и сказать доброе слово в рекламных или иных целях: это Лиам Томас Кристофер, Сандра Табата и Чик Цицерон, Лон Майло ДюКетт, Миген Гонзалес-Випплер, Кристина Окли Харрингтон, Феникс ЛеФае, Торн Муни, Мортеллус, Тимоти Родерик, Кортни Вебер и Тесс Уайтхерст. Особую благодарность я хотел бы выразить Эми Хейл, чьи интересные наблюдения о пути левой руки и викторианской сексуальной политике сделали книгу лучше, чем она была сначала.

Наконец, спасибо всем членам моего ковена, прошлым и настоящим. Вы величайшая магическая семья — для меня большая честь идти этим путем рядом с вами.

Введение. Что такое каббала?

Я скажу слово на букву «К». Не волнуйтесь.

Любой, кто проводит достаточно времени в оккультных сообществах, рано или поздно натолкнется на упоминание каббалы. Это слово произносится приглушенным тоном, с чувством глубокого внутреннего трепета, словно одно его упоминание разбудит спящего демиурга. При прочтении классических работ Франца Бардона, Дионы Форчун и Фрэнсиса Кинга может сложиться впечатление, что оккультизм и есть каббала. Эти авторы рассматривают ее как начало и конец всей магии. Иными словами, они полагают, что невозможно заниматься оккультизмом, не будучи одновременно каббалистом. Современное магическое сообщество полно людей, говорящих о каббале, независимо от того, хвалят они ее или осуждают. С одной стороны, есть телемиты и маги ордена «Золотая заря», которые следуют традиции каббалистической системы магии. С другой стороны, есть те, кто жалуется на чрезмерную (на их взгляд) сложность и теоретизацию каббалы. В эпицентре дискуссии находится группа своенравных виккан, которые не совсем уверены, что такое каббала и имеет ли она отношение к тому, что они делают. Эта книга предназначена для них.

Прежде чем мы продолжим, важно ответить на два основных вопроса, которые мотивируют всю оставшуюся часть этой книги. Во-первых, что такое каббала? Во-вторых, почему стоит потратить время на ее изучение?

Как оказалось, ответ на первый вопрос довольно сложен. Эта книга посвящена магической практике герметической каббалы, но чтобы понять эту практику, мы должны проследить ее истоки. Герметическая каббала — форма еврейского мистицизма, которая впервые возникла в средневековой Иберии, где иудейское богословие сочетается с астрологией, герметизмом и неоплатонической философией. Слово «каббала» происходит от еврейского , что буквально переводится как «то, что принято». Таким образом, иудейская каббала — это принятая мудрость, свод эзотерических знаний, связывающих еврейский народ с Богом.

Однако эта книга не о еврейской каббале. Это живая, процветающая мистическая традиция, принадлежащая закрытой культуре, членом которой я не являюсь, поэтому не имею права о ней говорить. Когда мы приближаемся к теме оккультной каббалы, мы должны быть внимательны к этому факту. Это деликатная тема, которая заслуживает тщательного изучения. Так, например, христианские миссионеры в Европе начали включать каббалистические элементы из иудаизма в свой мистицизм, образуя христианизированную версию каббалы. Учитывая безудержный антисемитизм Европы эпохи Возрождения, мы должны понимать, что эта христианизация каббалы не была осуществлена в духе открытого и взаимовыгодного обмена между культурами. Скорее, это было частью согласованных усилий по искоренению еврейской культуры путем ее растворения в христианстве. Причиной этой культурной войны была доктрина суперсессионизма, согласно которой сторонники Новозаветной Церкви заменили собой Израиль как избранный народ. Основанием для этого стало отречение евреев от Иисуса Христа. Согласно данной концепции, Новый Завет заменяет Ветхий, а евреи становятся богооставленным народом[1].

К XVI веку христианская каббала была включена в христианскую магию, которая занимала видное место в «Трех книгах оккультной философии»[2] Корнелиуса Агриппы. Чуть позже она проникла в наиболее заметный и влиятельный в магической системе XIX века герметический орден «Золотая заря». «Золотая заря» была тайным обществом, основанным в Англии в 1887 году Сэмуэлем Лидделом Макгрегором Мазерсом и Уильямом Винном Уэсткоттом. Созданная по образцу масонства, «Золотая заря» имела систему степеней и посвящений, основанную на каббалистическом древе жизни.

Хотя она просуществовала всего шестнадцать лет и рухнула в 1903 году, это было замечательное с исторической точки зрения общество. По сей день оно, возможно, остается самой влиятельной оккультной организацией в истории Запада. «Золотая заря» попыталась синтезировать всю западную магию, создав единую систему, которая объединила разрозненные магические традиции, такие как Таро, астрология, енохианская магия и геомантия. Краеугольным камнем была оккультная каббала. «Золотая заря» наполнила свою магическую систему соответствиями всех видов, соединив различные инструменты: цвета, карты Таро, языческих божеств, цветы, драгоценные камни, благовония и многое другое. Несмотря на то что ритуалистика ордена отдаленно напоминала христианские обряды, общую направленность деятельности можно было назвать скорее магической, чем религиозной. Именно в таком виде нехристианская герметическая каббала приняла знакомую нам на сегодняшний день форму.

После «Золотой зари» ландшафт западного оккультизма навсегда изменился. Более поздние магические общества, такие как орден восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis, O.T.O.) Алистера Кроули, «Строители Адитона» Пола Фостера Кейса и «Общество внутреннего света» Дион Форчун, были явно каббалистическими. Они работали по системе ступеней посвящения, построенной вокруг древа жизни, и магия, которой они учили, была церемониальной, систематической каббалой. Эта тенденция актуальна и для большинства колод Таро, которые были опубликованы в ХХ веке: почти все они основаны на каббалистических соответствиях, установленных «Золотой зарей». Некоторые из этих символов довольно легко считываются (как в случае с эзотерическими колодами, такими как Таро Тота). Однако некоторые открываются лишь самым внимательным. Так, например, проницательный наблюдатель увидит, что монеты на десятке Пентаклей в колоде Райдера-Уэйта-Смита расположены в форме древа жизни.

Каббала затронула даже нецеремониальные формы современного оккультизма. Использование четырех элементальных инструментов в магии — основного элемента Викки — происходит от четырех элементных видов оружия «Золотой зари». Практика создания круга и вызова элементов на четырех сторонах света также является отголоском малого ритуала пентаграммы, енохианского и каббалистического ритуала внешнего порядка, который применялся «Золотой зарей».

Означает ли это, что все виккане должны быть опытными каббалистами? Конечно, нет. Я твердо верю, что знание каббалы никоим образом не является необходимым для магической практики. Одни из лучших ведьм, которых я знаю, никогда в своей жизни не написали ни одной книги по церемониальной магии, им наплевать на разницу между Малкут и «Макдональдсом», и они по-прежнему являются опытными магами и преданными почитателями богов. Однако я утверждаю, что, хоть каббала и не нужна викканам, она, тем не менее, весьма поучительна. Знание ее основ может помочь нам обогатить понимание того, что мы делаем в викканском ритуале, а также понять нашу магию в более широком смысле. Это может дать нам доступ к моделям Вселенной и человеческой души, которые помогут в практической магии, в актах поклонения и в духовном самосовершенствовании.

Возникает серьезный вопрос о том, на…