Завтрак с Сенекой. Как улучшить качество жизни с помощью учения стоиков
Дэвид Фиделер — доктор философии, преподаватель колледжа, писатель, редактор сайта Stoic Insights и издатель, директор гуманитарного центра. Изучал древнегреческую философию и религии народов Средиземноморья в Пенсильванском университете.
Древнеримский философ Сенека был выдающимся мыслителем, предлагавшим гораздо более глубокий и убедительный взгляд на человеческую жизнь, чем тот, к которому нас подталкивает современное общество. Фиделер делает эти идеи доступными и сопровождает множеством примеров, иллюстрирующих, как применять философию стоиков к своей жизни.
Publishers Weekly
Вы словно присоединяетесь к Дэвиду Фиделеру, когда он завтракает с Сенекой, анализируя его философские письма. Это прекрасный вводный курс как по философии стоицизма, так и по работам Сенеки, но и тем, кто уже знаком с этими произведениями, книга поможет извлечь из них практическую пользу.
Дональд Робертсон, автор книги
«Думай как римский император»
Современный мир больше, чем когда-либо, нуждается в чувстве товарищества, в настоящем единстве и творчестве. Но как достичь этой высокой цели? Мудрость Сенеки помогает Дэвиду Фиделеру указать нам этот путь. Тот, кто усвоит уроки «Завтрака с Сенекой», узнает, что такое достойная жизнь, сумеет освободить свой разум и душу и станет вдохновляющим примером для грядущих поколений.
Кристофер Филлипс, PhD,
автор проекта Socrates Café
Недавно я заметил, что, попав в затруднительное положение, я вместо долгих рассуждений просто спрашиваю себя: «Как поступил бы Сенека?» Превосходная книга Дэвида Фиделера будет очень кстати в таких ситуациях. Это не только доступное изложение стоической практики и философии стоицизма в целом, но также сборник советов от Сенеки, зачастую в его собственном изложении, о том, как справляться с жизненными трудностями.
Уильям Б. Ирвин, профессор философии
в Королевском колледже в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания
Превосходный справочник по стоицизму и тому, что такое жизнь стоика. Как убедительно показывает Дэвид Фиделер, советы Сенеки актуальны и полезны сегодня точно так же, как две тысячи лет назад, когда они были написаны. Легко читаемая книга не только объясняет основные идеи стоицизма, но также показывает, как применить их в жизни.
Джон Селларс, лектор по философии
Лондонского университета, редактор научного проекта
«Античные комментаторы Аристотеля» Королевского колледжа Лондона и сотрудник Вулфсон-колледжа (Оксфорд)
Чему можно научиться у слабого здоровьем, жившего две тысячи лет назад римского философа? Оказывается, многому, что убедительно демонстрирует Дэвид Фиделер в своей книге. О философе-стоике Сенеке слышали все, но лишь немногие знакомы с его трудами. Фиделер просвещает нас, и стиль его необыкновенно прост и откровенен — как и стиль самого Сенеки. Эта книга — настоящее сокровище: одновременно успокаивающая и бросающая вызов, поучительная и увлекательная. Читать «Завтрак с Сенекой» — это все равно что сидеть за чашкой кофе с мудрым и понимающим другом.
Эрик Вейнер, автор книги «Философский экспресс.
Уроки жизни от великих мыслителей»
David Fideler
BREAKFAST WITH SENECA
A Stoic Guide to the Art of Living
Перевод с английского Юрия Гольдберга
Фиделер Д.
Завтрак с Сенекой : Как улучшить качество жизни с помощью учения стоиков / Дэвид Фиделер ; [пер. с англ. Ю. Я. Гольдберга]. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. — ; ил.
ISBN 978-5-389-22246-5
16+
Стоицизм, самая влиятельная философская школа в Римской империи, предлагает действенные способы укрепить характер перед вызовами современных реалий. Сенека, которого считают самым талантливым и гуманным автором в истории стоицизма, учит нас необходимости свободы и цели в жизни. Его самый объемный труд, более сотни «Нравственных писем к Луцилию», адресованных близкому другу, рассказывает о том, как научиться утраченному искусству дружбы и осознать истинную ее природу, как преодолеть гнев, как встречать горе, как превратить неудачи в возможности для развития, как жить в обществе, как быть искренним, как жить, не боясь смерти, как полной грудью ощущать любовь и благодарность и как обрести свободу, спокойствие и радость.
В этой книге, права на перевод которой купили 14 стран, философ Дэвид Фиделер анализирует классические работы Сенеки, объясняя его идеи, но не упрощая их. Мудростью Сенеки лучше всего наслаждаться в ходе ежедневного ритуала вроде бодрящей чашки кофе, усваивая проверенные временем истины о человеческой душе — как выяснилось, за прошедшие две тысячи лет она не слишком изменилась.
«Мой идеал современного стоического мудреца — это человек, преобразующий страх в благоразумие, боль в информацию, ошибки в инициативу, желание в действие. Сенека создал полный курс обучения тому, как управлять своей жизнью и использовать эмоции по назначению — благодаря маленьким, но эффективным хитростям». (Н. Н. Талеб)
© David Fideler, 2022
© Гольдберг Ю. Я., перевод на русский язык, 2022
© Издание на русском языке, оформление.
ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2022
КоЛибри®
Моему сыну Бенджамину —
немного мудрости на вырост
Я удалился не только от людей, но и от дел, прежде всего — моих собственных, и занялся делами потомков. Для них я записываю то, что может помочь им.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию1. 8.2 [14]
1 Здесь и далее цит. в переводе С. Ошерова по изд.: Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. Нумерация писем дана арабскими цифрами. В квадратных скобках указаны страницы данного изд. — Постраничные примеч. ред.
Предисловие
Мое отношение к Сенеке и его произведениям изменилось после пережитого кризиса.
Я сидел в своем офисе, когда по электронной почте пришло письмо от хорошей знакомой. Удивившись, я открыл его в ожидании чего-то приятного. Но текст, написанный несколько секунд назад, буквально кричал: «Я только что проглотила полфлакона транквилизатора. Прости за все страдания, которые я тебе причинила».
И все.
Я похолодел и, не веря своим глазам, дважды перечитал сообщение.
В ужасе я бросился к машине, помчался домой к знакомой и отвез ее в отделение скорой помощи. После двух дней лечения в больнице ее перевели в психиатрическую клинику. Попав туда, она стала умолять меня вызволить ее. Так началась полоса суровых испытаний в ее жизни, и я единственный оказался рядом и мог ей помочь.
Естественно, для меня это тоже стало испытанием. Когда-то мы любили друг друга, и теперь я чувствовал, что у меня буквально выбили опору из-под ног. Моя знакомая могла умереть. К счастью, этого не случилось. Но волнение и отчаяние, которые я пережил, потрясли и ошеломили меня. Мне казалось, что я тоже побывал на пороге смерти — не физической, а эмоциональной.
К счастью, меня поддерживал близкий друг, приходивший ко мне раз в неделю. Кроме того, какое-то время я посещал психотерапевта. Но самое благотворное влияние на меня оказало ежедневное чтение писем Луция Аннея Сенеки (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — оказалось, это лучший способ восстановить душевное и эмоциональное равновесие. Я интересовался Сенекой и до этого происшествия, но после него мысли древнего философа стали для меня чем-то вроде лекарства.
Возможно, некоторые из самых известных произведений Сенеки не случайно имеют форму пространных писем, обращенных к друзьям со словами утешения, а также советами, как преодолеть свалившееся на них несчастье. В любом случае мне это оказалось весьма кстати. Со временем мудрый и спокойный голос Сенеки помог мне снова почувствовать себя нормальным человеком. Я также познакомился с выдающимся мыслителем, предлагавшим гораздо более глубокий и убедительный взгляд на человеческую жизнь, чем тот, к которому нас подталкивает современное общество. Я нашел в нем мудрого учителя и товарища, неиссякаемый источник надежных и практичных советов, касающихся состояний человека, его психологии, а также счастливой и благополучной жизни.
Читая Сенеку, я обнаружил, что за последние две тысячи лет природа человека практически не изменилась, и все, что он говорил, звучит очень современно. Тщеславие, жадность, честолюбие, стремление к роскоши и безудержное потребительство — характеристики римской элиты, праздного общества, подробно описанного Сенекой, — по-прежнему с нами.
Перечисляя все эти человеческие пороки, Сенека учит читателя, как бороться с тревогой и беспокойством, наслаждаться жизнью в любых условиях, как найти цель в жизни и совершенствовать себя, как приносить пользу обществу и как преодолевать горе и разного рода препятствия, которые могут встретиться (и непременно встретятся) на нашем пути.
Познакомившись с произведениями Сенеки, я возвращался к ним снова и снова. В них всегда находилось то, что стоило освежить в памяти или осмыслить более глубоко. Работы Сенеки обладают еще одним достоинством: один из лучших стилистов в истории, он облекает свои мысли в лаконичную и отточенную форму, например: «Мы не потому не осмеливаемся, что трудно, — трудно оттого, что мы не осмеливаемся»2. Ральф Уолдо Эмерсон тоже любил читать Сенеку и даже подражал его стилю.
Читать Сенеку я начал однажды утром, за чашкой кофе.
Вскоре после этого, больше десяти лет тому назад, мы с женой и сыном переехали на юг Европы, в красивый город Сараево. Разумеется, я взял с собой Сенеку, и когда мы устроились на новом месте, у меня выработалась новая привычка. Поработав первую половину дня, я спускался с холма и во время ланча читал Сенеку в окружении древнеримских надписей, выбитых в камне и хранящихся в местном музее.
Теперь по возможности — это мое идеальное утро — я выхожу из дома и завтракаю с Сенекой; отсюда и название этой книги. Я отвожу сына в школу, упражняюсь в тренажерном зале, потом беру чашку кофе с молоком и сажусь за столик Hotel Central в величественном здании времен Австро-Венгерской империи. Там я достаю электронную книгу, в которую загружены полное собрание писем Сенеки и другие его работы, и заказываю омлет. Это мой любимый утренний ритуал. Никто не знает, что́ я читаю, не говоря уже о том, что чаще всего это один и тот же автор, но до того момента, когда нужно возвращаться домой, мне обычно удается проштудировать одно или два письма.
Сенека подчеркивал, что философия и дружба идут рука об руку. Он писал: «Первое, что обещает дать философия, — это умение жить среди людей, благожелательность и общительность»3. Главными произведениями Сенеки считаются письма и эссе, адресованные конкретным людям, его друзьям, и эти работы написаны в доверительном и непринужденном стиле, пронизаны духом дружбы.
Сенека был убежден, что истинная философия — это плод совместных усилий, а не то, чем мы занимаемся в одиночестве; это путешествие, которое мы предпринимаем вместе с другими. Именно поэтому он и облекал свои мысли в форму писем. Однако сама эта идея принадлежит Сократу, считавшему философию и диалог совместным путешествием, сотрудничеством друзей. Естественно, я не имею в виду ту философию, какой она стала в современном научном мире, — это нечто совсем другое. Но в древности философия была тесно связана с дружбой (см. главу 1 «Утраченное искусство дружбы»). И было бы очень хорошо, сумей мы сегодня восстановить эту связь.
Современным читателям легко почувствовать себя на дружеской ноге с Сенекой благодаря подробностям его личной жизни, которыми он делится в некоторых письмах. Сами письма, написанные в последние два или три года его жизни, посвящены практической философии и ее значению для достойной жизни. Сенека делится со своим другом Луцилием многими подробностями личной жизни: он пишет о своем отношении к старости, о путешествиях и других событиях, о том, как он чуть не умер от приступа астмы, и о безумном поведении людей из римского общества. (Сенека, один из самых богатых и влиятельных людей Рима, главный советник императора Нерона, был свидетелем самых разных недостойных поступков, в том числе политических убийств.)
Несмотря на высокий уровень интереса к стоицизму в современном мире, до сих пор у нас еще не было книги, рассказывающей широкой публике о философском учении Сенеки, «возможно, самого яркого и утонченного из писателей-стоиков»4. Надеюсь, моя книга заполнит этот пробел и позволит получить общее представление о его взглядах. (Взгляды Сенеки чрезвычайно последовательны, но его идеи, относящиеся к разным проблемам, разбросаны по сотням страниц.)
Эта книга может удовлетворить интерес некоторых читателей к философии Сенеки. А для тех, кто захочет познакомиться с самими произведениями философа или устроить собственный «завтрак с Сенекой», она станет полезным руководством на этом пути.
Дэвид Фиделер
2 Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Пер. с лат. С.А. Ошерова. М.: Наука, 1977. 104.26. С. 265.
3 Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 5.4. С. 10.
4 Pigliucci Massimo. How to Be a Stoic: Using Ancient Philosophy to Live a Modern Life. N. Y.: Basic Books, 2017. P. 230. (Пильюччи М. Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь / Пер. с англ. И.В. Евстигнеевой. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.)
Введение
Жизнь, которая стоит того, чтобы жить
Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 г. н. э.) был одним из величайших и образованнейших авторов своего времени. Советник печально известного императора Нерона, он стал одним из богатейших людей Древнего мира. Но причина интереса к Сенеке наших современников другая: он писал о философии стоицизма, которая в последние годы переживает настоящее возрождение.
Учение стоицизм зародилось в Афинах приблизительно за триста лет до рождения Сенеки, но произведения греческих стоиков по большей части утрачены. Сохранились лишь разрозненные цитаты или фрагменты. Это делает Сенеку первым стоиком, чьи философские труды дошли до нас почти полностью. Он был одним из самых информированных и любознательных людей своего времени, а в своих произведениях проявил бесстрашную интеллектуальную свободу и удивительную непредвзятость. Именно поэтому его мысли звучат необычайно современно.
В этой книге я пытаюсь как можно понятнее объяснить основные идеи Сенеки и его учения. Ее также можно считать введением в философию стоицизма, поскольку невозможно до конца понять рассуждения Сенеки, не понимая идей стоиков, на которых они основаны. Цитаты двух других римских стоиков, живших после Сенеки, Эпиктета (ок. 50–135) и Марка Аврелия (121–180), я использую для того, чтобы объяснить и подчеркнуть принципы, которых придерживался Сенека.
Философия как «искусство жизни»:
стоицизм и его неизменная привлекательность
Не забудь еще, что душа легче привыкает забавлять себя, нежели лечить, и превращает в забаву философию — свое лекарство.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 117.33 [302]
Прежде чем начать знакомство со стоицизмом, необходимо развеять одно распространенное заблуждение. Стоицизм не имеет ничего общего с «твердостью духа» и «способностью не поддаваться эмоциям» — теперь все знают, что это вредно. Сенека был философом-стоиком, но важно понимать, что за прошедшие столетия значение термина стоик радикально изменилось: сегодня это слово не имеет отношения к «стоицизму» античного мира. Современный стоик «подавляет свои эмоции», но стоики Древней Греции и Рима никогда к этому не призывали. Подобно всем остальным людям, приверженцы стоицизма признавали нормальные, здоровые чувства, такие как любовь и привязанность. Философ Эпиктет писал, что стоик не должен быть «не подвержен страстям, как статуя». Скорее стоики стремились к «врачеванию страстей», чтобы предотвратить экстремальные, слишком сильные и негативные эмоции, способные разрушить личность, — гнев, страх, тревогу. Их цель не подавить эти негативные эмоции, а трансформировать через осознание.
Часть основных положений стоицизма сформулировал еще греческий философ Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.); известно его изречение: «Непознанная жизнь недостойна самой себя». Другими словами — «познай себя». То есть самопознание очень важно для счастливой жизни. Сократ также предложил, что подобно тому, как гимнастика предназначена для поддержания здоровья тела, должно существовать некое искусство, которое заботится о здоровье души. Сократ не дал названия этому «искусству», но явно намекал, что для этой роли подходит философия, а задача философа — «врачевание души»5.
Эти две идеи — что знание очень важно для счастья и достойной жизни и что философия является своего рода лекарством для души — послужили прочным основанием для стоицизма. Как философская школа стоицизм возник приблизительно в 300 г. до н. э. в Афинах, где философ Зенон Китийский (ок. 334 — ок. 262 гг. до н. э.) беседовал со своими учениками в Пестрой стое, украшенном фресками портике — отсюда и название школы6.
Стоиков, как и других философов той эпохи, интересовал вопрос: как прожить жизнь наилучшим образом? Они были убеждены, что если люди сумеют ответить на этот вопрос, то их жизнь будет благополучной, счастливой и безмятежной — даже несмотря на то, что окружающий мир выглядит безумным и неуправляемым. Это делало стоицизм в высшей степени практической философией, что объясняет его сегодняшнее возрождение, потому что в наше время мир — с его социальными, политическими, экономическими и экологическими проблемами — тоже кажется людям безумным и неуправляемым.
Стоики считали, что, несмотря на кажущуюся неуправляемость мира, наша жизнь может быть осмысленной, продуктивной и счастливой. Более того, даже в неблагоприятных ситуациях мы можем сохранять безмятежность и душевное равновесие. Именно повышенное внимание к способам достижения счастливой, содержательной и спокойной жизни сделало римский стоицизм такой популярной философской школой в эпоху Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия, и оно же способствует популярности стоицизма сегодня, в наше не менее сложное время.
Этот акцент на счастливой жизни также отделяет стоицизм от современной научной философии, которая отказалась от подобного рода практических вопросов в пользу теоретических проблем, большая часть которых непонятна за пределами философской «башни из слоновой кости». Но как подчеркивал древний философ Эпикур (340–270 г. до н. э.):
Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души7.
Точно так же стоики рассматривали философию как способ излечения «болезней души». Им она представлялась чем-то вроде «искусства медицины», и они даже называли философа «врачевателем души». Стоики также называли философию «искусством жизни», а Сенека описывал свои наставления как «полезные лекарства». По его мнению, эти «лекарства» помогают ему самому, и поэтому он хочет поделиться ими с другими людьми, в том числе с будущими поколениями8.
Восемь основных положений римского стоицизма
Вы не ошибетесь, предположив, что философы-стоики придерживались разных взглядов по многим вопросам, однако можно выделить несколько ключевых идей, с которыми были согласны все представители римского стоицизма. Именно это позволяет причислить их к стоикам, а не к представителям других философских школ. Об этих основных положениях стоицизма пишет и Сенека, но большинство из них сформулированы предшественниками римлян, греческими стоиками.
Более подробно мы рассмотрим восемь главных идей стоицизма в следующих главах, а здесь лишь кратко опишем их, чтобы понимать, о чем пойдет речь. (Но если вы хотите обдумать эти пункты позже, данный раздел введения можно пропустить.)
1. «Жить в согласии с природой», чтобы обрести счастье
Стоики, подобно многим мыслителям и до, и после них, верили в разумность природы. Ее свидетельства мы находим в закономерностях, процессах и законах, которые позволяют природн…