Торжество незначительности

Содержание
Часть первая. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ
Ален размышляет о пупке
Рамон прогуливается по Люксембургскому саду
Рак отменяется
Тайное очарование тяжелой болезни
Необъяснимая ложь, необъяснимый смех
Рамон в гостях у Шарля
Лекция Рамона о блестящем и незначительном
Часть вторая. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Двадцать четыре куропатки
Шарль мечтает о пьесе для кукольного театра
Бунт в туалете
В следующий раз Шарль рассказывает друзьям о Калинине и о прусской столице
Ален обнаруживает неслыханную ранее нежность Сталина
Часть третья. АЛЕН И ШАРЛЬ ЧАСТО ДУМАЮТ О СВОИХ МАТЕРЯХ
Тайна пупка впервые взволновала его, когда он в последний раз видел свою мать
Из машины выходит женщина
Она убивает
Она возвращается домой
Извинялы
Ангелы
Часть четвертая. ВСЕ В ПОИСКАХ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
Калибан
Белые пиджаки и юная португалка
Фотография на стене
Как производят на свет извинял
Рамон прибывает на коктейль в крайне дурном настроении
Ален ставит на шкаф бутылку арманьяка
Каклик призывает хорошее настроение
Часть пятая. ПЕРЫШКО ПАРИТ ПОД ПРИТОЛОКОЙ
Перышко парит под притолокой
Конец мечтаний
Рамон жалуется на то, что шутки кончились
Ла Франк уходит
Рамон уходит
Дерево Евы
Часть шестая. ПАДЕНИЕ АНГЕЛОВ
Прощание с Марианой
Бутылка арманьяка на горделивой высоте
Мир по Шопенгауэру
Удар кулаком по столу, который услышат везде
Падение ангелов
Старый арманьяк истекает на пол
Незнакомец прощается со своей возлюбленной
Дурной знак
Сталин и Калинин убегают
Часть седьмая. ТОРЖЕСТВО НЕЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ
Диалог на мотоцикле
Рамон беседует с Аленом об эпохе пупков
Появление Д’Ардело
Появляются стреляющий и писающий
Торжество незначительности

Книги
МИЛАНА КУНДЕРЫ

ШУТКА

СМЕШНЫЕ ЛЮБОВИ

ЖИЗНЬ НЕ ЗДЕСЬ

ВАЛЬС НА ПРОЩАНИЕ

КНИГА СМЕХА И ЗАБВЕНИЯ

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

БЕССМЕРТИЕ

НЕСПЕШИОСТЬ

ПОДЛИННОСТЬ

НЕВЕДЕНИЕ

ТОРЖЕСТВО НЕЗНАЧИТЕЛЪИОСТИ

ЖАК И ЕГО ГОСПОДИН

ИСКУССТВО РОМАНА

НАРУШЕННЫЕ ЗАВЕЩАНИЯ

ЗАНАВЕС

ВСТРЕЧА

Milan Kundera
LA FÊTE DE L’INSIGNIFIANCE
Copyright © 2013, Milan Kundera
All rights reserved

All adaptations of the work for film, theatre,
television and radio are strictly prohibited.

Любые адаптации произведения для кино, театра,
телевидения и радио строго запрещены.

Перевод с французского Аллы Смирновой

Оформление обложки Вадима Пожидаева

В оформлении использованы рисунки автора.

Издание подготовлено при участии издательства «Азбука».

Кундера М.
Торжество незначительности : роман / Милан Кундера ; пер. с фр. А. Смирновой. — М. : Иностранка, Азбука-Аттикус, 2023. — (Большой роман).

ISBN 978-5-389-22351-6

16+

Милан Кундера принадлежит к числу самых популярных писателей современности. Его книги буквально завораживают читателя изысканностью стиля, умелым построением сюжета, накалом чувств у героев. Каждое новое произведение писателя пополняет ряд бестселлеров интеллектуальной прозы.

Дружба, юмор, умение понимать и сопереживать, бесконечная хрупкость и неутомимое упорство жизни — в позднем романе Милана Кундеры предсказуемо торжествует незначительность, но также прославляются очень значительные вещи, без которых наша «маленькая» жизнь невообразима и невозможна. И здесь нет ни одной серьезной фразы — это очень важное предупреждение, но вы все-таки ему не верьте.

© А. Н. Смирнова, перевод, 2016
© Издание на русском языке, оформление.
ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2022
Издательство Иностранка®

Часть первая
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ

Ален размышляет о пупке

Стоял июнь, утреннее солнце выходило из-за облаков, и Ален медленно шагал по парижской улице. Он разглядывал юных девушек, они демонстрировали свои оголенные пупки между заниженным поясом брюк и завышенной линией топиков. Он был заворожен, заворожен и смущен: как будто самый мощный импульс соблазна исходил не от бедер, не от ягодиц или груди, а от этой маленькой круглой ямочки посреди тела.

Это подвигло его на размышления: если средоточие женской соблазнительности мужчина (или эпоха) видит в бедрах, как описать и определить особенность этой эротической установки? Экспромтом родился ответ: длина бедер — это метафорический образ дороги, долгой и пленительной (вот почему бедра должны быть длинными), которая ведет к эротическому финалу; в самом деле, подумал Ален, даже в самый разгар совокупления длинные бедра даруют женщине эротическое очарование чего-то недоступного.

Если средоточие женской соблазнительности мужчина (или эпоха) видит в ягодицах, как описать и определить особенность этой эротической установки? Экспромтом родился ответ: грубая мощь; веселье; самая короткая дорога к цели; а цель возбуждает еще больше, потому что двойная.

Если средоточие женской соблазнительности мужчина (или эпоха) видит в груди, как описать и определить особенность этой эротической установки? Экспромтом родился ответ: святость женщины; Дева Мария, кормящая грудью Иисуса; мужчина, преклоненный перед благородной миссией женщины.

Но как определить эротизм мужчины (или эпохи), который средоточие женской соблазнительности видит посреди тела, в пупке?

Рамон прогуливается по Люксембургскому саду

Приблизительно в то же самое время, когда Ален предавался размышлениям о различных истоках женской соблазнительности, Рамон стоял перед музеем в Люксембургском саду, где вот уже месяц выставлялись картины Шагала. Ему хотелось их посмотреть, но он заранее знал, что не найдет в себе сил по собственной воле превратиться в частицу нескончаемой очереди, что медленно тащилась к кассе; он посмотрел на этих людей, их парализованные скукой лица, представил себе музейные залы, в которых их туловища и болтовня будут загораживать и заглушать картины, через минуту отвернулся и направился по аллее вглубь сада.

Там атмосфер…