Как наконец понять окружающий мир. Трудности перевода для нейронетипичных людей

УДК 159.9

ББК 88

П29

Christel Petitcollin

J’ai pas les codes! Comprendre enfin le monde qui nous entoure

Перевод Елены Сибуль

Внутреннее оформление и дизайн обложки Виолетты Колосковой

Петиколлен К.

Как наконец понять окружающий мир. Трудности перевода для нейронетипичных людей. — СПб.: ИГ «Весь», 2022. — 224 с.

ISBN 978-5-9573-3992-2

В последние годы набирает популярность тема нейроотличности. Нейронетипичные, или сверхэффективные, согласно терминологии Кристель Петиколлен, — это люди, мозг которых работает не так, как у большинства. Сверхэффективные «слишком много» думают, чрезмерно чувствительны и эмпатичны, кажутся окружающим необычными и порой неуклюжи в общении. Если в описании вы узнали себя, то эта книга для вас. Она создана, чтобы помочь вам разобраться в кодах повседневного общения и обрести ключи к разгадке правил социума, чтобы вы наконец почувствовали себя уверенно в обществе.

«Так называемая „нормативная“ культура имеет свои коды, свою логику, которые обычно ускользают от понимания нетипичных людей. Не зная и не понимая ее механизмов, сверхэффективные могут быть беспомощны, обижены, порой даже бунтуют перед лицом мира, который они не понимают. Им часто бывает не по себе, они накапливают ошибки и расстраивают окружающих. Эта книга — доброжелательное руководство для атипичных людей, она поможет лучше принять свое отличие и понять мир, в котором вы живете».

Кристель Петиколлен

Тематика: Психология / Практическая психология

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3992-2

ISBN 978-2-226-46130-8 (фр.)

© Christel Petitcollin, 2021

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2022

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Разговоры в гостиной

Прежде всего, избегайте споров

Не портим атмосферу

Избегаем эмоционального заражения

У всех есть проблемы

Не влюбляйтесь неожиданно

Социальная функция сплетен

Разговоры «для времяпрепровождения» в трансакционном анализе

Глава 2. Проблемы создаются для того, чтобы их решать?

Дзэн посреди проблем

Проблемы дают тему для разговора

Мания устраивать собрания

Игры власти

Искусство не решать проблемы

Глава 3. Большой мозг Sapiens

Homo Sapiens: человек разумный или ученая обезьяна?

Когнитивная революция и ее последствия

Виртуальный мир за пределами нашего воображения

Все в пещере Платона

Квантовое головокружение

Глава 4. Экзистенциальные тревоги

Сплоченный или героический

Тревога по поводу смерти

Тревога по поводу одиночества

Когда одиночество вызывает панику

Тюрьма отношений

Ресурсное одиночество

Я никогда не бываю одинок в приятной компании самого себя

В своем пузыре среди других людей

Тревога по поводу свободы

Потребность в смысле

Глава 5. История

Я — те истории, которые я себе рассказываю

Коллективное повествование

В коллективной истории есть дыры

История, которую легко переписать

Коллективная история не включает индивидуальные отклонения

Как выразить в истории чудовищное?

Коллективная история трещит по всем швам

Великая и прекрасная эпопея

Глава 6. Сплоченность группы любой ценой

Империя как объединяющее начало

Понимание значения положения

Хвала форме

Делает ли монаха монахом его одежда?

Энергия нашей одежды

Принимая дресс-код

От речи до жаргона

Соучастие

Играем в игру

Правило есть правило!

Ритуал инициации, или Розыгрыш новичка

Наказание, обещанное диссидентам

Омерта, или Закон молчания

Нормопатия

Глава 7. Свободный стиль сверхэффективных

Опасности бездорожья

Личные границы и коды

Как установить свои границы

Настоящий кодекс поведения

Подготовьтесь к разговору

Установите сигналы контроля

Соблюдайте коды вежливости

Есть близкие и есть другие

SOS-дружба

Мы почти стали друзьями

Царство флирта

Глава 8. Как нормально мыслящие рассматривают сверхэффективность

Сверхэффективность — ментальное заболевание

Вы хотите быть в центре всеобщего внимания

Вы хотите эпатировать с малыми затратами

Вы агитаторы

Идеальный одаренный

Кривое зеркало

Всего лишь несколько промахов...

Учимся молчать

Заключение

Эпилог

Предисловие

Некоторое время назад я обратилась к вам с таким постом в социальных сетях:

«Дорогие читатели, мне нужна ваша помощь для исследования. Пожалуйста, ответьте на такой вопрос мне в личные сообщения: если бы кто-то мог вам объяснить, как работает мир нормально мыслящих, что бы вы хотели услышать?»

Многие поделились своими мыслями, и ваши сообщения были очень конструктивными. Я выражаю вам огромную благодарность и со своей стороны надеюсь, что эта книга оправдает все ожидания, ответит на вопросы и, возможно, удивит вас.

Желаю приятного чтения.

Заметка для читателей — любителей «прыгать по содержанию»

Структура этой книги построена на логике, и темы подаются по порядку, чтобы вам было проще воспринимать представленную информацию и вы осознавали сказанное постепенно и полностью. Чтобы лучше усвоить содержание, нужно читать в том порядке, в каком написана книга.

Введение

Я иногда сталкивался с таким непониманием со стороны своих современников, что меня охватывало ужасное сомнение: с этой ли я планеты? А если да, разве это не доказывает, что они — нет?

Пьер Депрож

Примерно пятнадцать лет назад во время коучинговых сессий я поняла, что среди моих клиентов есть люди, которые жалуются, что «слишком много думают». У этих людей обнаруживалось много общего: они были слишком чувствительными, креативными, не вписывались в общепринятое понятие нормы и казались неуклюжими в плане социальных отношений. Они считали, что им свойственна эмпатия, были добрыми и любящими, но часто их принимали за слишком эмоциональных, навязчивых и склонных к провокации людей. С ними часто обращались как с «плюшевыми мишками», их мягкость принимали за глупость, а сверхчувствительность — за хрупкость. Начав глубже изучать их профиль, я специально отказалась от таких терминов, как «сверходаренность» или «высокий потенциал», потому что у них слишком широкое значение в литературе, посвященной данной теме. Мне казалось, что их коннотация намекает на «сверхинтеллект». Мои клиенты себя такими не считали. Интеллект — всего лишь второстепенный аспект этого профиля, который, как выясняется, чаще всего просто связан с нейрологическими особенностями: гиперестезией[1] в сочетании со сложным разветвленным мышлением. На сегодняшний день благодаря движению по борьбе за нейроразнообразие, возникшему в Канаде, появились термины «нейротипичный» и «нейронетипичный», и я надеюсь, что они заменят такие понятия, как «сверходаренный» и... какой еще? «Недостаточно одаренный»? Именно в попытках избежать негативного значения, которое скрывается в слове «сверходаренный», я создала термины «сверхэффективный» и «нормально мыслящий» и продолжу их использовать в этой книге. Приведенные термины, на мой взгляд, не несут в себе никакой оценки. «Сверхэффективный» означает, что ваш мозг кипит. «Нормально мыслящий» подразумевает человека, мыслящего в рамках общепринятой нормы. Соответственно, сверхэффективные не вписываются в эту норму. Они во всем выходят за рамки!

Все сверхэффективные люди жалуются, что не могут овладеть социальными кодами и не понимают имплицитных[2] значений. Их отношения с другими часто полны смущения, тревоги, напряжения, но они не понимают, с чем это связано. Они чувствуют, что делают что-то неправильно, что они раздражают и сводят с ума других... Это утомляет и подавляет.

Когда я впервые высказала идею написать руководство для нейронетипичных по расшифровке социальных кодов нормально мыслящих, многие из вас подтвердили, что это важно и нужно. Зарядившись вашим энтузиазмом, я принялась писать.

Во время работы над книгой «Я слишком много думаю» мне хотелось представить простой и действенный способ применения сложного кипящего мозга — как для его хозяина, так и его окружения. Поэтому я писала как для сверхэффективных, так и для нормально мыслящих. Я считала, что все будут рады наконец получить простое и рациональное объяснение нетипичного функционирования мозга. Я наивно полагала, что нейротипичные будут рады понять этих странных и эмоциональных людей и стать их союзниками, опираясь на их особенности. Но я быстро лишилась всех иллюзий.

Через несколько дней после выхода книги я получила первое письмо, показавшее, что все не так. Один читатель рассказывал, как плохо отреагировали нормально мыслящие, когда он завел разговор на тему нейроразнообразия. В дальнейшем его слова подтвердились. Многие читатели напрасно настаивали, чтобы их партнер или родители открыли мою книгу. Она собирала пыль на ночном столике. И когда сверхэффективный пытался взять инициативу на себя («Ну как, прочитал книгу?»), партнер или нормально мыслящий родитель уклонялся от ответа и менял тему.

Лишь немногие нормально мыслящие прочитали «Я слишком много думаю». Они сделали это прежде всего из любви к своему ребенку или супругу и наконец поняли, что их любимый человек не специально проявляет чувствительность, эмоциональность, тревожность и рассеянность... В частности, они узнали, что сверхэффективный не может изменить свою глубокую природу. Это привело к результатам, на которые я надеялась: к пониманию и обоюдному принятию, которые упростили и усилили их связь, соучастие и любовь. В отношениях некоторых пар снова разгорелось пламя, как у супругов, которые заново влюбились друг в друга после тридцати лет совместной жизни, ставшей неспокойной из-за взаимного непонимания. Такие редкие свидетельства показывают мне, что я не ошиблась в потенциальном влиянии этой книги.

Моей ошибкой было считать, что понимание нетипичных может быть приоритетом нормально мыслящих. Подобную ошибку повторяют и многие сверхэффективные. Они мечтают, что их наконец поймут нейротипичные, но в большинстве случаев напрасно. Они тратят много энергии на то, чтобы объяснить, кто они такие, как они функционируют, а в ответ получают: «Но эта книга — всего лишь коммерческий ход. В ней говорится о том, что ты хочешь услышать. Все могут узнать себя в ней». Это совершенно неверно, но, как правило, быстро завершает дискуссии и сеет сомнения в голове сверхэффективного, который не знает, что думать по этому поводу.

Недавно я получила такое письмо от читателя:

Добрый день!

Ваша книга «Я слишком много думаю» помогла мне понять свои проблемы. Спасибо за такой позитивный подход. Можно попросить у вас одолжения? Мне хочется предложить моим родственникам подобную книгу, но написанную для нормально мыслящих, что-то вроде «Человек напротив вас думает слишком много»... Конечно, содержание должно быть подстроено под них, но я знаю, что вы на это способны (нельзя, чтобы они бросили книгу на второй странице...). Надеюсь, что я не слишком много требую от вас в этом письме Деду Морозу. Еще раз спасибо и удачи с продолжением.

Симон

Я нахожу мысли многих из вас в письме Симона:

желание, чтобы другие вас поняли;

предчувствие, что желаемого не добиться;

осознание, что они вполне могут «бросить книгу на второй странице»;

наивное убеждение, что, если информация будет им понятна, этого окажется достаточно;

скрытое понимание того, что ваша надежда такая же утопия, как и письмо Деду Морозу.

Мой ответ Симону касается и вас:

Дорогой Симон!

Спасибо за ваше письмо. Вы словно верите в Деда Мороза, когда представляете, что нормально мыслящие могут быть заинтересованы в понимании сверхэффективных! Они не бросают книгу на второй странице — они вообще ее не открывают. Их девиз гласит: «Отдельный человек должен подстраиваться под общество, а не общество под него. Возвращайся в строй, и все будет хорошо».

Вот почему я предпочитаю написать книгу, которая объяснит сверхэффективным ценности и работу мира нормально мыслящих, а не наоборот. Мы не знаем социальных кодов и совершаем оплошности. Мне интересно писать об этом. Я не уверена, что это понравится сверхэффективным, но это точно будет им полезно!

В книгах последних лет я рассказывала о моих исследованиях и открытиях. Словно разведчица, исследовательница, старшая сестра, идущая на несколько шагов впереди вас по тропинке, я постепенно передавала вам информацию. Так что, полагаю, вы уже открыли пути понимания мира нормально мыслящих из моих предыдущих работ. Я привыкла, что вы быстро воспринимаете полученную информацию, и решила, что предыдущих книг будет достаточно для того, чтобы вы смогли адаптироваться, особенно в сфере труда. Но мой опыт доказал, что вам все так же непросто понять принципы работы нейротипичных. К тому же сверхэффективные — сами узники своей системы мышления, как и нормально мыслящие — своей. Они совершают те же самые ошибки: применяют свои критерии к людям, которые думают, размышляют и действуют согласно другой парадигме.

На сегодняшний день я считаю так: книги, которые пытаются объяснить функционирование нетипичных людей нормально мыслящим, создавались в таком количестве практически напрасно, даже если это и привело к небольшому улучшению положения в школах и на предприятиях. Я терпеливо жду, когда станет понятно следующее: корпорации действительно понимают и принимают ментальные различия людей и планируют учитывать их в своих стратегиях развития или они просто притворяются, что открыты подобным изменениям? Будущее покажет. Но только ли нейротипичные должны постараться вас понять? Просьба Симона и литература на тему нейроразнообразия несут такой посыл, и весьма настойчиво. Но в НЛП[3] советуют: «Если то, что вы делаете, не работает, меняйте. Делайте что-то другое». Действительно, когда то, что вы делаете, не работает, продолжать глупо.

Итак, я исходила из следующего рассуждения: те, кто страдает больше всего от взаимного недопонимания, — явно сверхэффективные, которые еще и в меньшинстве. Поэтому именно им нужно постараться понять других. Думаю, им нужно посмотреть на проблему с другой стороны и постараться понять коды мира нормально мыслящих, имплицитное значение, которое они упускают (нормально мыслящие не всегда его вербализируют, потому что для них оно очевидно).

У культуры нормально мыслящих свои коды, а также логика и система ценностей. Как и у всех культур, у нее есть сильные и слабые стороны, основные мифы, мудрость и абсурд. Сверхэффективные часто словно бы врезаются в мир нормально мыслящих и возмущаются из-за той верхушки айсберга, которую видят. Знать и понимать коды не значит их одобрять или принимать, но это позволит осторожно пробираться по миру нейротипичных, не натыкаясь на рифы непонимания. Это позволит также обогатиться, узнав о новых способах мышления, взять хорошее и отпустить все остальное. Некоторые аспекты мира нормально мыслящих заслуживают того, чтобы принять их. И если некоторые предложенные мной вещи вам не понравятся, то, по крайней мере, вы лучше поймете, что бы хотели изменить в нынешнем мире.

Я сверхэффективная. Сожалею, что не сказала об этом ясно и четко при написании книги «Я слишком много думаю». Мне хотелось оставаться нейтральной, и я не предполагала, что это будет иметь такое значение после выхода книги. Я верила, что моим читателям будет очевидно, что я не смогла бы так хорошо их понимать, если бы не думала так же, как они. Но многие мне писали, что для «нормально мыслящей» я проделала впечатляющую работу. Ваше незаслуженное мной восхищение очень смущало меня, но намного позже я осознала масштаб непреднамеренного о…