Самовоспоминание

УДК 159.9

ББК 88.6

Б52

Robert Earl Burton

Self-Remembering

Перевод с английского В. Гамольского

Дизайн обложки Ирины Новиковой

Бертон Р. Э.

Самовоспоминание. — СПб.: ИГ «Весь», 2023. — 288 с. — (4 Путь).

ISBN 978-5-9573-4080-5

Первый путь — путь факира. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир работает над физическим телом, над преодолением физического страдания.

Второй путь — это путь монаха. Этот путь короче, надежнее и яснее определен.

Третий путь — это путь йога, путь знания и сознательности.

Но есть и Четвертый путь — совершенно особый путь, не являющийся комбинацией трех других.

Сначала вы должны осознать, что вы себя не помните.

Петр Успенский «Четвертый путь»

«Самовоспоминание» Роберта Эрла Бертона — классика эзотерики и неустаревающий бестселлер. В книге автор поясняет и развивает наиболее важное положение Четвертого пути — одной из величайших эзотерических традиций XX века, основанной Г.И. Гурджиевыем и П.Д.Успенским. Вслед за создателями учения автор утверждает — все идеи системы вращаются вокруг одной, самовоспоминание: это ось колеса, все остальные — спицы. И хотя самовоспоминание — это невербальный процесс, который с трудом поддается описанию, автор говорит о нем доступным языком, цитируя известных поэтов и знакомые с детства сказки.

Самовоспоминание многогранно, оно включает и умение постоянно присутствовать в настоящем («помнить себя»), и разделенное внимание («вы — то, что наблюдает, а не то, что вы наблюдаете»). Схожие идеи можно найти во многих духовных традициях и религиозных учениях. Но для автора это не просто теория, а инструмент, с помощью которого каждый может «проснуться» для другой, подлинной жизни.

Все, кроме настоящего, является иллюзией. Наша работа всегда сейчас. Нам некуда идти, кроме настоящего, ибо все дороги ведут в это живое мгновение.

Тематика: Эзотерика / Эзотерические учения

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-4080-5

ISBN 978-0-8772-8844-2 (англ.)

© 1994 by Robert Earl Burton

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. АО «Издательская группа «Весь», 2011, 2023

Эта книга посвящается моим горячо любимым ученикам, как умершим, так и живым. Они — больше, чем я мог просить.

Я не смел просить о столь многом.

С любовью, Роберт

Содержание

Пребывание в настоящем

Самовоспоминание

Разделенное внимание

Результаты самовоспоминания

Машина

Ложная личность и сущность

Буферы и множество «Я»

Воображение и отождествление

Трение

Совершение усилий

Страдание

Трансформация и негативные эмоции

Масштаб и относительность

Время

Смерть

Сознание

Высшие центры

Астральное тело

Истинное «Я»

Влияние «С»

Искусство

Четвертый путь

Человек номер четыре

Школа

Словарь

Пребывание в настоящем

Нет большего чуда, чем быть в настоящем. Все с этого начинается, и ничто этим не заканчивается.

Что означает термин «самовоспоминание»? Он означает, что ваше дремлющее Истинное «Я» помнит, что надо бодрствовать.

Завершения являются иллюзией, поскольку настоящее вечно. Пребывать в настоящем, там, где находишься, — вот простая история нашей жизни.

Каждое неприметное мгновение и есть наша жизнь. Даже просто сидеть, стараясь присутствовать.

Присутствовать трудно, и тем не менее, в течение всей нашей жизни все, кроме настоящего, остается неопределенным. Мы смотрим в будущее, думая, что там больше, чем здесь. Человек упускает настоящее, стремясь к иллюзорному будущему или задерживаясь в прошлом. К чему надо стремиться — это к настоящему, но машина хочет чего угодно, только не этого. Мы должны продолжать бесконечно возвращаться в настоящее — мы посвятили этому свои жизни.

Вы не сможете присутствовать в пункте назначения, если вы не присутствовали en route[1].

Когда у меня появляются «я», которые хотят быть где-то еще, я уже знаю, как немедленно превратить их в мое пребывание в настоящем, ибо машина никогда не бывает удовлетворена тем, где она есть. В каком-то смысле нам повезло, что «я» повторяют себя и что они настолько явно пусты. Благодаря им становится очевидно, из чего состоит материя жизни, поскольку самые абсурдные вещи будут пытаться увести нас из настоящего. Чем более они абсурдны, тем лучше, ибо тогда мы знаем, что следовать им нет никакого смысла.

Так как машина не может пребывать в настоящем, она ищет ему замену; такова ее участь. И хотя машина обычно недовольна настоящим, этот день так же важен, как такой же день через тридцать лет — сегодняшний день, по крайней мере, виден более отчетливо.

Интересное «я» возникло во время концерта: «Чего ты хочешь?» И ответ был: «Только присутствовать, больше ничего». Ничто не может сравниться с самовоспоминанием, и ничто не может существовать без него. Иногда, при самовоспоминании, все видимое превращается в поэзию, воспевающую рай: цветы, свет, падающий на траву... Подумать только, как много оттенков зеленого существует в природе!

Наши трапезы подобны жизни на корабле в открытом море. Идти некуда, и мы постепенно обустраиваемся в настоящем. Одной из самых приятных сторон наших обедов является возможность быть здесь, притом что наши машины не противятся моменту и не стремятся быть где-нибудь еще. Четыре низших центра больше обычного согласны на присутствие чего-то более высокого. Сознание имеет различные уровни, и, возможно, наше сознание в такие моменты выше, чем в любой другой момент этого дня. Мы по-прежнему стараемся присутствовать, и это мгновение никогда больше не повторится.

Сегодня вечером мы ни разу не упомянули о самовоспоминании, но оно постоянно проглядывает за нашими действиями. Если стараться быть в настоящем, то не важно, идет ли разговор о «Дуинских элегиях» Рильке или об инвалидной коляске студента, если только наши действия пронизаны самовоспоминанием. Вот почему Четвертый Путь пролегает, главным образом, в самой гуще обычной жизни.

Каждый день мы усердно работаем над тем, чтобы быть в настоящем, и в конце дня не следует недооценивать усилия, сделанные за день. Каждый из нас сделал все возможное для себя, для школы, для Влияния «С». Мы не можем изменить события, но мы можем изменить себя. Сосредоточивайтесь без слов; не отождествляйтесь с событиями — трансформируйте их и будьте в настоящем.

Все, кроме Истинного «Я», относительно и субъективно. Когда мы присутствуем, мы объективны; это означает, что для нас не существует ничего другого, кроме нашего Истинного «Я».

Очень важно работать над присутствием, но не нужно создавать слишком большого давления, поскольку этим вы можете стать препятствием для самих себя. Сделайте все возможное, чтобы присутствовать, но не напрягайтесь слишком сильно, так как это один из способов помешать самовоспоминанию.

Чему самому важному вы научились во время своего недавнего путешествия?

Быть там, где я есть, и принимать это. Если бы я не присутствовал во время путешествия, то не было бы необходимости путешествовать, поскольку, кроме настоящего, идти некуда. Во время путешествия вы становитесь объективным свидетелем человеческой субъективности.

Мы получаем свою долю счастья и радости, но цель не в этом. Мы здесь для того, чтобы присутствовать, что и должно сделать нас счастливыми. Каждый момент предоставляет возможность проникнуть в настоящее. Вы должны стараться с пользой проводить свое время, помня, что оно сочтено.

Как перестать спешить?

Поняв, что следующий момент не лучше, чем этот.

Как удержаться от критики себя за непребывание в настоящем?

Самоуничижительные «я» — это не самовоспоминание. Это еще один способ терять время, и, в действительности, они являются признаком ленивого ума.

Сильные эмоциональные встряски предоставляют возможность пребывать в настоящем и двигаться вперед. Когда вы испытываете сильную негативную эмоцию, помните, что она сойдет на нет. Хотелось бы помнить об этом во время, а не после бури. Когда вы захвачены негативной эмоцией, вас не существует. Помните также, что благородному Королю Червей предопределено в конце концов потерпеть поражение, чтобы ваши божественные Высшие центры смогли появиться на свет.

Некоторые шоки настолько непостижимы и всеобъемлющи, что нам приходится обратиться к самовоспоминанию. Появляется немедленное побуждение быть в моменте, и самовоспоминание становится самозащитой. Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Тот, кто владеет моментом, и есть ваш человек». Вы сами должны овладеть моментом, иначе им овладеет что-нибудь, что вами не является.

Старайтесь не превращать настоящее в то, чем оно не является. Примите настоящее на его безоговорочных условиях.

Плутарх сказал: «Настоящее дается нам лишь на секунду, а затем оно ускользает от наших чувств». Настоящее ускользает от наших чувств, так как сознание не есть функции. Наши Высшие центры — не от мира чувств, однако мы пытаемся использовать чувства для того, чтобы создать Высшие центры. Простое восприятие красиво оформленных цветов, если вы при этом продолжаете осознавать себя, создает Высшие центры.

Дом там, где человек присутствует. Когда я вернулся из путешествия, самовоспоминание стало очень знакомым, но я знал всем своим существом, что дорожить нужно не местом, а состоянием.

Мы не думаем о том, кем мы были до встречи со Школой, потому что мы уже не те. Тогда присутствовать было некому.

Простая попытка быть там, где вы есть, является самовоспоминанием. Контроль над умом, склонным к бесцельному блужданию, есть проявление вспоминания себя.

Человек становится обладателем многих сокровищ по мере того, как меняется уровень его бытия, и главное сокровище — это способность проникать в настоящее глубже и чаще. Он может иметь все, если довольствуется настоящим, и нет ничего более увлекательного. Есть возможность одержать большую победу, и мы на пути к ней.

Настоящее — вечно.

Одна из причин, по которой так трудно помнить себя, состоит в том, что настоящее находится так близко от нас. Когда мы ищем что-то, мы редко смотрим прямо перед собой.

В некоторых отношениях у меня ужасная память — это от старания быть в настоящем, а не в прошлом или будущем. Многое забыто, но это ничтожная жертва по сравнению с пребыванием в настоящем. Когда мы пытаемся пробудиться, мы не жертвуем ничем ценным; смерть — жалкий удел жизни, но те моменты, когда мы проникаем в настоящее, неразрушимы. Что касается всего остального, то это только напрасная трата времени. Я стараюсь не соблазняться воспоминаниями. Когда приятные или неприятные воспоминания пытаются занять место живого настоящего, можно взглянуть на них в течение нескольких секунд или проигнорировать их и вернуться в настоящее.

Наши жизни — не более чем каждый сделанный шаг и каждый прошедший момент. Но наши машины упорно продолжают думать, что жизнь должна быть чем-то иным, чем настоящее. Временами я замираю, и, где бы я ни застал себя, в знакомых или незнакомых ситуациях, я думаю: «События этого дня составляют мою жизнь». За всеми вопросами стоит загадка: как быть в настоящем, и самое большое счастье для разумного человека — присутствовать в своей собственной жизни.

Этот момент предоставляет так же много возможностей, как и любое другое время дня или любое другое время нашей жизни. Вы должны стараться работать со всем, что предлагает вам настоящее. Не обманывайте себя — следующий момент не лучше этого. И в самом деле, невозможно испытать будущее, не проникнув в настоящее, ибо настоящее и есть будущее.

Каждый возраст предлагает то, что есть в настоящем моменте, и это все, что он может нам предложить. Как это настоящее ясно и чудесно, как совершенно оно в себе самом.

Любопытно, что вы можете усилить свою ложную личность, если усвоите акт самовоспоминания, вместо самого самовоспоминания.

По мере того как проходят годы, мы живем все больше и больше ради каждого дня, и самовоспоминание и дружба становятся нашими наивысшими достижениями. Гораций сказал: «Счастливец тот, и только тот, кто настоящее своим зовет».

Один из лучших способов быть в настоящем — это слушать. Когда я слушал музыку и работал с самовоспоминанием, не появилось ни одной полезной мысли, пока одно из «я» не сказало: «Достаточно быть в настоящем».

Фраза Шекспира «Быть или не быть» (to be or not to be) состоит из шести слов, пять из которых состоят только из двух букв. Такая экономия языка представляет идею, что пробуждение является сущностным процессом. Наивысшее измерение бытия возникает, когда Истинное «Я» не забывает быть.

Нам и вправду некуда идти, кроме настоящего. Двигательный центр может отвести нас туда, где мы почувствуем себя лучше, но, кроме настоящего, нам идти некуда. Омар Хайям писал: «Смотрите, призрак-караван пришел в Ничто, откуда путь свой начал. Эй, спешите!»

Сегодняшний вечер — не мост куда-то; сегодняшний вечер — это сегодняшний вечер. Слова, сказанные нами, не ведут нас никуда, кроме настоящего.

Самовоспоминание означает принятие настоящего, что бы оно ни содержало; для нас это значит чувствовать вкус вина или видеть этот великолепный букет белых тюльпанов. П.Д.Успенский сказал: «Все идеи Системы вращаются вокруг этой одной». Самовоспоминание — это ось колеса, все остальные идеи — спицы.

Влияние «С» свело нас вместе — так давайте постараемся получать удовольствие от этого. Каждый может оказаться в воображении, каждый может упасть духом, каждый может впасть в негативность. Старайтесь избегать воображения, отождествления, негативных эмоций. У нас есть настоящее.

Иоганн Вольфганг Гете прожил замечательную жизнь и является сознательным существом. Он завершил свою роль в первый день весны, и это символизирует то, что он нашел источник вечной молодости. В последние дни его жизни наблюдавшим его людям казалось, что он был свободен от многих иллюзий и жил уже не для будущего или прошлого, но для яркого настоящего.

Цель медитации — быть в настоящем, но пребывание в настоящем не может быть оставлено для особых случаев или особых условий. Оно должно иметь место, где бы человек ни находился, независимо от обстоятельств.

Одно из определений успеха — быть в настоящем каждый день, сколько возможно. Вы также должны оценить, насколько вам удавалось внешне учитывать других. Отнеситесь к этой идее просто, ибо все фундаментальные идеи просты. Если два человека проходят в дверь, и вы выбираете пройти вторым, вы внешне учли другого человека. День — очень большая единица времени, и существует много маленьких возможностей, подобных этой, чтобы воспользоваться различными инструментами Системы. Внешнее учитывание — один из рабочих инструментов. В один момент вы можете работать с внешним учитыванием, а через секунду уже бороться за то, чтобы не иметь счетов к этому человеку. Наши жизни состоят из ежеминутной битвы за пребывание в настоящем, и мы растем пропорционально нашей способности давать. По этой причине сознательным существам свойственны акты милосердия, возвышающие человечество.

Не существует более высокого занятия, чем пребывание в тишине: его невозможно имитировать.

Целые толпы различных «я», связанных с соблазнительными темами, пытаются увести нас от настоящего.

Все, кроме настоящего, является иллюзией.

Большинство людей думает, что у них нет времени, чтобы быть в настоящем. Им кажется, что это должно происходить при особых обстоятельствах. Старайтесь быть там, где вы есть, и не позволяйте прошлому проникать в настоящее. Прошлое — не больше, чем слово, тогда как настоящее — это постоянно меняющаяся реальность. Уйти от прошлого можно только через настоящее, и через настоящее же мы работаем для будущего. Наша работа всегда сейчас. Нам некуда идти, кроме настоящего, ибо все дороги ведут в это живое мгновение.

Неумолимо и изо всех сил сосредоточивайтесь на настоящем. Если это всего несколько секунд или один момент в день — будьте благодарны. Настоящего не должно быть больше, чем есть, и оно не должно быть иным. По мере того как мы становимся старше, нам приходится отделять себя от неспособности быть в настоящем в некоторые моменты. Один из лучших способов присутствовать — это отстраниться от разочарования, которое приходит, когда мы осознаем, что не присутствовали. У нас такие неунывающие сердца.

Когда я только начинал присутствовать, я не мог говорить и присутствовать одновременно. Потребовалось время, прежде чем я научился делать это. Когда начало появляться самовоспоминание, я не занимал себя вопросом о том, что это было за состояние, я просто позволял ему быть и чувствовал его. Я не хотел, чтобы что-то вывело меня из него. Я не хочу ничего большего, чем быть в настоящем в данный момент.

Продолжайте возвращаться в настоящее. Единственная на Земле идея, которую можно осуществить, — это быть в настоящем. Это действительно единственно возможная вещь, и она не происходит механически.

Пока вы способны дышать — время помнить себя. Это распространенное слово — «себя» — дает неверное представление о грандиозной природе этого достижения.

Не могли бы вы нам сказать, что нам нужно делать, чтобы быть в настоящем?

Вы должны найти окружающую действительность более интересной для вас, чем ваши фантазии.

Как работать с отождествлением, которое мешает мне быть в настоящем?

Свою индивидуальность вы обменяли на отождествление. Эта чудная Система работает, но только если мы пользуемся ею. Система нам не льстит, но она позволяет нам вырваться на свободу.

Важно подпитывать центры, но еще важнее присутствовать.

Будьте благодарны за настоящее.

Воля — лучшая сила, а остальное — всего лишь механика. Воля — это самовоспоминание, а присутствие — это сила воли.

Полезна ли молитва?

Да, если вы просите о правильных вещах: о том, чтобы Влияние «С» помогло вам пробудиться, что почти наверняка будет означать трансформацию страдания.

Мы будем продолжать стараться быть в настоящем до последнего вздоха. При самовоспоминании вам не нужно ждать, чтобы испытать вечность, ведь вечность — здесь, когда вы находитесь в настоящем.

Бернард Беренсон, путешествуя по Италии в возрасте девяноста лет, говорил о прекрасных видах, которые он созерцал: «О, эти виды Исчии, Проциды, далекого камеоподобного Капри! О, мудрость древних! Как захватывает меня это, но сейчас важно это состояние, а не послание красоты. И вправду, нет более никакого послания. Это и есть то самое. Это и есть самоцель. Это ни для чего».

Вы должны дойти до того, чтобы перестать ожидать получения посланий о пребывании в настоящем. Вы должны ухватить самовоспоминание и перестать говорить о нем: вы должны присутствовать!

Самовоспоминание

Самовоспоминание трудно обсуждать, так как в своей наивысшей форме это невербальный процесс. Вплоть до двадцатого века эта идея ни разу не появлялась под своим собственным именем.

Мы все вспоминали себя до того, как встретили Систему, но мы не знали, как это назвать, и, что еще важнее, мы это не ценили. Когда мы помним себя, мы также создаем себя — мы создаем свое астральное тело. Наши жизни состоят из множества обычных моментов, множества привычных чудес. Большая часть самовоспоминания — это распознавание возвышенного в привычном. Нам нужно помнить о том, чтобы ценить простую и неброскую природу самовоспоминания. Оно противоположно обыденной жизни, которая всеми силами старается получить наше безраздельное внимание.

П.Д.Успенский сказал, что человек не может сам знать своего положения: ему должны быть даны указания. Его должны пр…