Природная магия. Часть I. Народные традиции, мудрость фей, магия трав
УДК 133.4
ББК 86.4
М74
Ann Moura
Green Witchcraft I: Folk Magic, Fairy Lore & Herb Craft
Перевод с английского Ирины Малковой
Дизайн обложки и внутреннее оформление Натальи Рыловой
Моура Э.
Природная магия. Часть I. Народные традиции, мудрость фей, магия трав. — СПб.: ИГ «Весь», 2022. — 384 с.: ил.
ISBN 978-5-9573-3904-5
Энн Моура занимается природной магией более 50 лет. Ее книги пользуются огромной популярностью у читателей и постоянно переиздаются.
«Часть I. Народные традиции, мудрость фей, магия трав» открывает тетралогию о зеленом ведьмовстве, которое представляет собой синтез Викки, церемониальной магии, религии и философии. Это понятная и полная волшебства практика, лишенная жестких догм и основанная на почитании сил и энергии природы.
Часть I является идеальным пособием для начинающих. В ней описываются основные викканские практики и раскрываются азы магической работы. Вы найдете здесь правила проведения ритуалов и составления заклинаний, техники девинации (различных гаданий), рекомендации по празднованию саббатов, описание магических свойств трав и их применения. Познакомитесь с рунами, научитесь оформлять алтарь и выберете собственное магическое имя.
Эта книга лишь начало увлекательного пути природной ведьмы. Она поможет сориентироваться во всем многообразии колдовских инструментов и укажет направление для дальнейших магических изысканий.
Тематика: Эзотерика / Магия
Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com
Illustrations by Nyease Somersett
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-9573-3904-5
ISBN 978-1-5671-8690-1 (англ.)
© 1996 by Ann Moura
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2022
Оглавление
Традиционные семейные ценности
Глава 1. Зеленый уровень
Цвет природы — зеленый
Все взаимосвязано
Закон возврата
Религия и Ремесло
В одиночку или в общине?
Бабушкино наследие
Возвращение домой
Истоки Ремесла
Символический союз
Ключ к Зеленому уровню
Природные праздники
Личная сила
Глава 2. Основные принципы
Двенадцатая ночь и другие праздники
Жизнь-миф и саббаты
Современные проблемы празднования саббатов
Различные способы празднования саббатов
Личное путешествие
Языческие корни
Алтарь саббата
Празднование эсбатов
Альтернативные ритуалы
Значение имен
Ритуал посвящения
Помощь в путешествиях
Как правильно благодарить
Глава 3. Ведьмы и растения
В чем важность изучения растений
Конкретный пример: травы как противозачаточные средства
Узнайте о травах больше!
Сад ведьмы
Растения и их свойства
Растения и лунные циклы
Растения для изготовления благовоний и свечная магия
Ведьмы и деревья
Сбор и хранение трав
Лечение травами
Растения в ритуалах
Книга заклинаний ведьмы
Отношения ведьмы с природой
Глава 4. Жизнь на Зеленом уровне
Церемониальная магия
История Ремесла
Основные традиции
Семейная мудрость
Глава 5. Магия
Ведьмы или виккане?
Магическая практика
Составляющие ритуальной магии
Магия свечей
Глава 6. Магические практики
Техники дивинации
Магические практики с использованием растений
Факторы магической работы
Здоровье (I)
Здоровье (II)
Любовь
Деньги
Глава 7. Ритуалы Зеленого уровня
Правила поведения
Словесное благословение Зеленой ведьмы
Малые саббаты (расположены по прямому кресту в колесе года)
Великие саббаты (расположены по косому кресту в колесе года)
Алтарь
Круг
Базовая церемония
Ритуал инициации/повторного посвящения
Ритуал посвящения
Обряды перехода
Представление (обращение в Викку)
День наречения (Наступление возраста)
Обручение (Прыжок через метлу)
Расставание
Уход в Летнюю Страну
Глава 8. Эсбаты
Подготовка алтаря
Церемония эсбата полнолуния
Освящение орудия
Подготовка алтаря
Церемония эсбата новолуния
Глава 9. Йоль: 21 декабря
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Что можно делать во время Йоля
Некоторые известные рождественские песни с языческими мотивами
Глава 10. Имболк: 2 февраля
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Ритуал повторного посвящения
Что можно делать во время Имболка
Глава 11. Остара: 21 марта
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Что можно делать во время Остары
Глава 12. Белтейн: 1 мая
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Что можно делать во время Белтейна
Глава 13. Лита: 21 июня
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Ритуал повторного посвящения
Что можно делать во время Литы
Глава 14. Лугнасад: 1 августа
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Что можно делать во время Лугнасада
Глава 15. Мабон: 21 сентября
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Что можно делать во время Мабона
Глава 16. Самайн: 31 октября
Подготовка алтаря
Инструкции по проведению церемонии
Что можно делать во время Самайна
Заключительное слово
Послесловие
Приложение. Арийское и дравидское влияние на западные религии
Библиография
Об авторе
Эта книга посвящается памяти Ванды Ли, которая скоропостижно ушла в царство Повелителя Теней 24 марта 1993 года. Эта прекрасная леди обладала даром прорицания и гадала на картах Таро. Она дала мне толчок, необходимый для того, чтобы я начала писать книги о Ремесле. Она вселяла в меня мужество, помогавшее мне следовать за моей звездой и делать то, чего мне хочется на самом деле.
Покойся в мире, дорогая сестра, и да благословят тебя Богиня и Бог.
Традиционные семейные ценности
Жизнь, свобода и стремление к счастью. Восприимчивость, взаимосвязь и общность. Вот базовые принципы и сущностные верования ведьмовства.
Если вы когда-нибудь интересовались Древней Религией, но не знали, с чего начать, то эта книга для вас. «Природная магия», написанная для тех, кто изучает ведьмовство в одиночку, дает великолепный обзор основных викканских практик.
Викка — это живая альтернатива существующим официальным религиям. Путь Викки, позитивный и жизнеутверждающий, опирается на лечение травами, знание природы и древнюю магию. Использование ритуалов и заклинаний, описанных в «Природной магии», направлено на достижение гармонии между человеком и природными циклами.
Книга «Природная магия», основанная на озарениях, историях из жизни и наблюдениях потомственной ведьмы, представляет собой уникальное смешение древних народных преданий, семейных традиций и современных техник. Она посвящена основополагающим элементам ведьмовства, открытым для всех, кто готов учиться.
Глава 1. Зеленый уровень
В этой книге я собираюсь рассказать о природных аспектах современного ведьмовства и неоязыческих практик, а также о связанных с ними элементах своей собственной практики в Ремесле[1] и тех фрагментах кельтско-иберийской традиции, которые передали мне мама и бабушка. Я буду использовать сочетание исторического и личного подходов — ведь мои интересы лежат в области истории, составляющей слишком важную часть моего отношения к жизни, чтобы можно было пренебречь ею, рассказывая о практиках Ремесла. Связь моей семьи с Ремеслом установилась не с помощью формального обучения или признанной традиции, а благодаря наблюдениям, совместной деятельности и словесному руководству.
До недавнего времени практика Ремесла угасала по мере передачи от одного поколения другому. Лишь в последние несколько десятков лет благодаря формализации ведьмовства были созданы практики, предназначенные для сохранения устной традиции, которая в противном случае была бы утрачена. Я выражаю глубочайшую благодарность чете Гарднеров, чете Баклендов и всем остальным авторам книг о Ремесле, которые упорно трудились во имя сохранения Древней Религии. Я намерена рассказать о тех глубинных принципах, которые проходят красной нитью через большинство традиций и связаны с древней историей, а также о том, как эта нить связала три поколения моей семьи и теперь, извиваясь, «вплетается» в четвертое.
Из этого вовсе не следует, что я знаю о Ремесле всё, — это не так. Я практикую в одиночку уже более тридцати лет. Я получаю информацию о традициях, читая книги о них, бюллетени о Ремесле и издания, посвященные язычеству. Я переписываюсь со многими викканами, как членами ковенов, так и одиночками, и вижу, что у людей постоянно возникают одни и те же вопросы. На них я и попытаюсь ответить в этой книге. Я обнаружила, что есть слова, утратившие для нас свой общий, мирской смысл и ставшие викканскими терминами. Так, например, слово «традиция» означает какую-либо официальную школу Ремесла. Я буду, насколько это возможно, стараться употреблять его только в том смысле, в каком оно используется викканами. Общеупотребительная версия этого слова будет обозначаться как «обычай» или «практика». Другое слово, которому иногда приписывают негативное значение, — «арийский». С исторической точки зрения арийцы — это народ, живший в Центральной Азии и распространившийся на запад вплоть до Украины. Примерно три тысячи лет арийцы были ассимилированы завоеванными народами. Упоминания об арийцах в этой книге не имеют ни малейшего отношения к нацистам двадцатого века или нынешним расовым, этническим или религиозным фанатикам. Речь идет об отдельном народе, который ныне не существует, хотя его наследие, равно как и наследие дравидских народов Индии, можно обнаружить в самых разных точках современного мира.
Моя собственная практика включает в себя те элементы, которые привлекают лично меня. Она не предполагает принадлежности к какой-либо традиции или направлению. Честно говоря, многие языческие обычаи, считающиеся атрибутами какой-то одной группы, на самом деле являются древними универсальными практиками, формально принятыми данной группой. Так, использование круга вовсе не указывает на принадлежность к школе церемониальной магии, а призыв Бригитты — на верность римскому католичеству. Круг на много тысяч лет древнее, чем средневековая церемониальная магия, а Бригитта была богиней задолго до того, как превратилась в христианскую святую. Точно так же, как древние языческие храмы и святые места сегодня считаются христианскими — начиная от Лурда и заканчивая собором Нотр-Дам, — древние верования, лежащие в основе современных религий, нельзя объявлять собственностью последних, не погрешив против исторической правды. Четыре стороны света, стихии, центр духа, пятиконечная звезда, звезда в круге — все эти первичные образы появились десять-двадцать тысяч лет назад, задолго до возникновения официальной традиции Викки или церемониальной магии. Однако именно благодаря приверженцам церемониальной магии и современным викканам эти древние символы и обычаи не утратили своего смысла. Большинство образов Ремесла и церемониальной магии время от времени мелькают в укромных уголках таких официальных религий, как иудаизм, христианство и ислам, но потребовалось неоязычество, чтобы вытащить их из тени и привлечь к ним внимание.
Я предпочитаю прагматический подход к Ремеслу и к религиям вообще, который имеет весьма слабое отношение к «истинной вере», зато тесно связан с универсальными силами, частью которых являемся все мы. Идея имманентного Дуального Божества делает веру ненужной, зато существенно облегчает контакт с Божественным. Контакт заключается в настройке на энергии, текущие вокруг нас, и в признании того факта, что мы и эти энергии едины. Наше общение происходит постоянно, и здесь нельзя нажать на кнопку «ВЫКЛ.».
Мне кажется, что единство человека с жизненной силой было абсолютно нормальным положением дел до великой арийской экспансии, произошедшей около 2100 года до н. э. Именно потребность этой воинственной культуры в вождях и последователях привела к появлению новых религий и породила необходимость наличия божества, которое защищало бы интересы правящего класса и класса воинов, и священников, которые служили бы прослойкой между массами и правящей элитой. Сила священников была не физической, а духовной; и со временем духовная связь обычных людей со Вселенной стала привилегией касты жрецов. С самого начала духовная власть находилась в состоянии постоянной войны с временной (политической) властью, что порождало непрерывные трения между жрецами и царями, священниками и королями, проповедниками и официальными властями: кто на самом деле правит людьми — политические, юридические правители или духовные наставники, общающиеся с Богом?
В возрождении языческих практик в наши дни церковники увидели угрозу своей власти. Светский гуманизм и неоязычество идут бок о бок, и они стали мишенью религиозной пропаганды и поводом для истерии в современном мире — дух Салема[2] жив и поныне. Претенденты на власть продолжают и будут продолжать объединяться с лидерами церкви, пытаясь утвердить свое господство. Эти две силы опираются друг на друга: священники приобретают власть с помощью СМИ, выступая перед толпами простых людей в поддержку того или иного политика, который приобрел власть с помощью СМИ, выступая перед толпами простых людей в поддержку духовенства. Мы видели, как объединялись Никсон и Билли Грэм, Кеннеди и кардинал О’Коннелл, Буш и Пат Робертсон с целью получить власть над американцами. Независимых мыслителей игнорируют или всячески очерняют, поскольку у них нет влиятельных политических партнеров.
Свою основную задачу я вижу в том, чтобы воссоединить человека с вселенскими энергиями с помощью различных традиций Викки и церемониальной магии. Мой подход нельзя привязать ни к одной из известных школ: я заимствую то, что мне нравится, и отвергаю то, с чем не согласна. Но, хотя я не принадлежу к конкретной традиции, я использую самые разные практики, потому что они помогают мне соединяться с Божественным. Я задействую некоторые элементы, которые формальная традиция официально (или вообще никак) не признает. Я переняла их от своей мамы и бабушки и знаю их истоки — те широко распространенные понятия, которые до сих пор можно уловить в мифах и преданиях. Я не намерена излагать или дискредитировать ни одну из традиций, но я не могу игнорировать те обычаи, в которых воспитана, или те, которые, на мой взгляд, касаются многих людей, занимающихся Ремеслом. Я буду затрагивать эти вопросы по ходу изложения, чтобы соблюсти должный баланс между практикой и верой.
Я считаю, что люди должны обладать информацией, чтобы иметь возможность сделать взвешенный выбор и принять решение. Члены жюри присяжных сидят на судебном заседании, выслушивают свидетельства, а затем выносят вердикт. Точно так же следует принимать рациональные решения и в вопросах духа. У нас есть ум, и мы должны заставить его работать в сотрудничестве с духом и стать целостными, гармоничными существами. Бог и Богиня являются Единым; точно так же мы должны добиться единения внутри себя. Наш ум может сотрудничать с нашим духом, чтобы соединить нас с энергиями Вселенной и друг с другом.
Цвет природы — зеленый[3]
Я использую слова «природный» или «зеленый» для обозначения базового элемента ведьмовства, опираясь при этом на различные источники, которые легко обнаружить в современном язычестве. Зеленый цвет символизирует поклонение природе и использование растений, которые были частью человеческой культуры с незапамятных времен. Зеленый цвет имеет отношение к Повелителю и Повелительнице Зеленого Леса, Праотцу и Праматери, Матери-земле и Хозяину Дикого Леса. Кельты и гаэлы[4] использовали этот цвет для обозначения духов земли, обитателей холмов, фей, фейри (я не придаю этому слову того зловещего значения, которое иногда присваивается ему в литературе). Мы сталкиваемся с этим во многих легендах, где простое упоминание этого цвета выдает истинную природу персонажа. Я настоятельно рекомендую вам прочесть книгу Кэтрин Бриггс «Энциклопедия фей» (Katherine Briggs, Encyclopedia of Fairies), содержащую блестящий анализ и великолепную подборку сюжетов, легенд и коротких рассказов о феях (обитателях холмов).
Зеленый цвет был очень важен для жителей Британских островов, они даже соблюдали специальные правила при изготовлении и использовании зеленой краски. Мужчины могли участвовать на первых этапах работы — выращивании растений, но все остальные этапы создания краски осуществляли только женщины. Истинно природный оттенок этого цвета появлялся в результате длительной трудоемкой процедуры, которая могла быть составной частью особого ритуала[5]. Если краска была приготовлена неправильно, то цвет считался несчастливым. Люди соблюдали величайшие предосторожности, работая с цветами Другого Народа, но, как бы тщательно ни была окрашена ткань, скотты все равно считали, что зеленый цвет приносит несчастье и носить его могут лишь те, кто причастен к тайнам земли и Ремеслу Мудрых.
Хотя в природных (зеленых) элементах ведьмовства задействованы фейри, это вовсе не то же самое, что феи и эльфы викканских школ. Древние корни практик Зеленого уровня ведьмовства легко проследить в различных аспектах современных традиций Викки, церемониальной магии и также во многих других практиках, которые нередко объединяют, называя неоязычеством. Во всех этих проявлениях язычества факторы природной магии являются фундаментом, на котором базируются более современные идеи и практики. Это прочное основание обеспечивает Древняя Религия, которая существовала задолго до изобретения политизированных богов, авторитарных догм, профессиональных священников, сложных ритуалов и уровней посвящения.
В скандинавско-тевтонских системах (которые с исторической точки зрения можно назвать арийскими) базовый уровень называется Зеленым, затем идет более высокий Красный уровень, а объединенные Синий и Белый уровни являются главным объектом поклонения и практик. Однако личности и функции божеств, занимающих различные уровни, говорят об их действительном происхождении и предназначении. Зеленый уровень принадлежит Господину и Госпоже[6], при этом Господин представляет изобилие и плодородие, а Госпожа — мир, любовь и огромную силу магии. Красный уровень принадлежит Воину (Тору), воплощающему физическую силу. На самом верху находятся Белый уровень, принадлежащий Законодателю Тиру, символизирующему закон и порядок в обществе, и Синий уровень, принадлежащий Правителю (Одину), символизирующему власть вождя-патриарха, магическую власть (руны) и магическое самопожертвование. Эти же боги, хотя и под другими именами, появляются и в других арийских религиозных структурах.
Госпожа может подниматься на Синий уровень, в царство Одина. Предположительно, она обучала его своей магии, в результате чего «обновленная версия» Одина узурпировала в северных системах положение Господина Зеленого уровня. Бог правления был создан примерно четыре тысячи лет назад, чтобы отразить политическую реальность — смену общинного строя управляемым обществом. Следовательно, божества Красного, Белого и Синего уровней являются относительно недавними изобретениями, специально созданными (или эволюционировавшими) для того, чтобы узаконить новую политическую ситуацию. Однако, как утверждает Эдред Торссон в книге «Скандинавская магия» (Edred Thorsson, Northern Magic), истинным уровнем ведьмы является Зеленый.
Я рассказываю о происхождении уровней северных богов в своей книге «Танцующие тени: корни западных религиозных верований». И если таких божеств, как Воин, Законодатель и Правитель, можно обнаружить в 4 тысячелетии до н. э., то древнейшие в истории человечества религиозные практики восходят к дравидам — народу, жившему в долине реки Инд. История их религии насчитывает тридцать тысяч лет, в течение многих столетий ее распространяли торговцы, путешествующие морем, и именно она сформировала ядро языческих систем Европы.
В сегодняшней Индии дравиды все еще существуют как отдельная этническая группа, и их практики по-прежнему отражают то, что мы склонны называть европейским язычеством: узнаваемы концепции и даже имена. Дуальное Божество индского региона, а именно дравидских (а не индуистских) Шиву (или Иша) и Шакти (или Ума, Дану), с учетом дат, миграций и торговых путей можно рассматривать как предшественников европейской двойственности Господина и Госпожи: Рогатого Бога любви/плодородия/животных и Богини жизни/смерти/возрождения, которая и соответствует тому, что позднее стало известно как Зеленый уровень (фундамент) традиции одинизма (Асатру). Зеленый уровень отражает более древнюю религию, предшествовавшую формированию класса воинов и правителей и появившуюся задолго до того, как возникла потребность в политизированных божествах, которые служат для поддержания власти правителей с помощью священнослужителей. Именно создание новых богов привело к отделению людей от Божественного, что и вылилось в паттерн отчуждения от Бога, присущий современным официальным религиям.
Здесь важно запомнить следующее: когда я буду говорить о природной (зеленой) традиции ведьмовства, я буду обращаться к божествам, которые стали частью ведической индуистской традиции, базирующейся на арийской системе, но которые старше этой Древней Религии на десятки тысяч лет. Речь здесь не идет о смешении пантеонов и одновременном использовании, например, Шивы и Кернунна. Кернунн происходит от дравидского Шивы, изображения которого археологи нашли в долине Инда. Шива изображался с рогами, сидящим в позе йога, окруженным дикими и домашними животными, символизировал плодородие и любовь и выступал в качестве учителя, раздающего благословения. Кернунн, изображение которого мы видим на более позднем кельтском котле из Гундесрапа, сидит в такой же позе, тоже имеет рога, окружен дикими животными, а одна его рука поднята в благословляющем жесте. Это божество было принесено в Европу кельтами, наследниками дравидов, — народом, вытесненным в Европу и на Британские острова (через Иберийский полуостров) со своей родины в Лидии вследствие экспансии арийских племен (2000–1000 годы до н. э.). Более подробно о развитии религий говорится в приложении.
Занимаясь Ремеслом, я пыталась максимально приблизиться к обычаям Зеленого уровня и обнаружила, что для этого не нужны песнопения, молитвы, стилизованные ритуалы, специальные одеяния и догмы. Беседуя с другими ведьмами, как потомственными, так и одиночками, читая описания практик других людей, я поняла, что такой отказ от определенного стиля или формата получил широкое распространение. Подобный языческий подход сродни тому, что заставило протестантов-реформатов отказаться от карнавальной пышности католического ритуала — жестко регламентированного, не оставлявшего места для импровизации и не требовавшего понимания — и вернуться к более простым религиозным проявлениям.
Не случайно церемонии Римской католической церкви были отвергнуты народами германской группы, у которых были сильны языческие традиции. Пышные облачения католических священников, сложные ритуалы, оформление алтаря обязаны своим появлением римскому императору Диоклетиану, который правил как бог и которому поклонялись как богу. Католическая церковь просто-напросто присвоила себе церемонии Диоклетиана и назвала их христианскими после того, как старый император отрекся от трона. Императором от религии стал папа римский. Джон Роумер блестяще анализирует эволюцию религиозной практики в своей видеолекции «Завет».
Все взаимосвязано
Ведьме Зеленого уровня не нужны детальные инструкции относительно общения с Божественным, потому что ведьма и Божественное — это одно целое. Зеленая ведьма выполняет только те ритуалы, которые отвечают ее точке сборки, они могут быть простыми или сложными — все зависит от ее настроения. Общение со многими людьми, практикующими природную магию, рождает чувство радостной анархии и одновременно — глубокой причастности, поскольку ведьма не является служанкой земли, она сама — земля. Земля, ведьма, Солнечная система, галактика, Вселенная и т. д. — все мы являемся составной частью Всего. Как утверждалось в телесериале «Практическое руководство ко Вселенной» (A Practical Guide to the Universe), все мы состоим из звездной пыли.
Будучи частью земли во всех ее проявлениях, каждый из нас является и пантеистом, и анимистом. Наша планета подобна котлу Керридуэн, и мы все — части варева, кипящего внутри него. Иногда мы поднимаемся на поверхность, образуя пузырь, и вновь возвращаемся вниз, чтобы потом снова подняться. Формы творения постоянно меняются, поскольку изменения — это признак жизни, и их не надо бояться. Ученые, как и древние люди, признают, что энергия бессмертна, а это противоречит главной мысли христианства: «Поверь в бессмертие Иисуса или погибнешь». Но ведь даже в этой догме есть путаница,…