Традиционная Викка. Руководство для искателей

УДК 159.9

ББК 88.6

М90

Thorn Mooney

Traditional Wicca: A Seeker’s Guide

Перевод с английского Ирины Лейн

Дизайн обложки Арабо Саргсяна

В оформлении обложки использована картина

Джона Уильяма Уотерхауса «Магический круг»

Муни Т.

Традиционная Викка. Руководство для искателей. — СПб.: ИГ «Весь», 2019. — 240 с.

ISBN 978-5-9573-3427-9

Что такое традиционная Викка? Чем она отличается от обычной?

Автор этой книги — профессиональный религиовед и последовательница природной магии — практиковала разные формы Викки: классическую и современные ее версии, в одиночку и в ковене... В этой книге она подробно рассказывает об особенностях традиционной Викки (как наиболее эффективной, на ее взгляд) и объясняет, как и почему она работает.

Классическая Викка более дисциплинированная и организованная, чем Викка «обычная» — ведь это и наличие ковенов, которыми руководят жрица и жрец, и преемственность традиций, и постепенный рост участников, и регулярность проведения ритуалов и практик, и возвращение к мощным магическим истокам Викки.

С помощью этой книги вы откроете для себя «старые новые» викканские обряды и обычаи и наверняка возьмете что-то для своей магической практики. Также вы узнаете, как найти подходящий вам ковен и присоединиться к нему, как проводить традиционное посвящение, зачем нужны викканские «звания» и какие трудности и приятные моменты ждут вас на этом пути.

Тематика: Эзотерика / Магия / Викка

Издано с согласия Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3427-9

ISBN 978-0738753591 (англ.)

© 2018, Thorn Mooney

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО Издательская группа «Весь», 2019

Посвящается Гвинн

Оглавление

Об авторе

Написать автору

Благодарности

Введение

Я, «Фоксфайер» и культ ведьм

Как пользоваться этой книгой

Часть I. Встреча с виккой

Глава 1. Другая Викка

Почему традиционная Викка

Что такое традиционная Викка

Часть II. Определение традиционной Викки

Глава 2. Ковен

Семья ведьмы

В викканском ковене

Роли в ковене

Внешние дворы

Глава 3. Посвящение

Что такое посвящение (инициация)

Самопосвящение

Преданные

Глава 4. Линия передачи

Линия передачи и законность

Линия передачи как магическая связь

Восходящие и нисходящие линии

Поручительство

Глава 5. Иерархия

Иерархия в действии

Цель иерархии

Когда иерархия дает сбой

Глава 6. Опыт

Ортодоксальность против ортопраксии

Религия опыта

Как насчет этики?

Часть III. В поисках традиционной викки

Глава 7. В поисках ковена

Вы не одиноки

Познать себя

Работа без одежды

Первый шаг

Полное использование потенциала Интернета

Закидывание сети

Посещение фестивалей и открытых мероприятий

Глава 8. Становление на путь ученичества

Тонкое искусство представления

Испытания

Распознавание «красных флажков»

Когда вам приходится слышать отказ

Глава 9. Переход во Внешний двор

Год и один день... не меньше

Получение звания

Встреча с собственной тенью

Контрольный список для Внешнего двора

Глава 10. Некоторые указания для вновь инициированных

Знать

Осмелиться

Проявить волю

Молчать

Эпилог

Пусть боги хранят ремесло

Дополнительная литература

О тех, кто помог в написании этой книги

Об авторе

Торн Муни — ведьма с двадцатилетним стажем. Она также верховная жрица в традиционном гарднерианском ковене «Фоксфайер» (Foxfire), успешно развивающемся на юге Америки. Торн — выпускница отделения религиоведения, читает лекции в университете, работает учительницей в старшей школе, гадает на картах Таро, пишет книги и исполняет музыку. Торн также ведет блог Oathbound («Связанные клятвой») на языческом сайте Patheos Pagan и является автором регулярной колонки в журнале Witches & Pagans («Ведьмы и язычники»). Помимо эзотерических занятий, Торн участвует в турнирах по историческому фехтованию и практикует старинные европейские боевые искусства, традиционную стрельбу из лука и прекрасно играет на гитаре. Она проживает в городе Шарлотт, штат Северная Каролина. Вы можете посетить ее веб-сайт по адресу www.thornthewitch.com и узнать больше о ее работе.

Написать автору

Если вы хотите связаться с автором или получить дополнительную информацию об этой книге, просим вас написать ответственному сотруднику «Llewellyn Worldwide», и ваш вопрос будет перенаправлен. И автор, и издатель с готовностью рассмотрят ваши обращения и ознакомятся с вашими отзывами о книге и о том, как она вам помогла. «Llewellyn Worldwide» не гарантирует, что на все письма, адресованные авторам, будет отправлен ответ, но все они будут им перенаправлены. Просим вас писать на следующий адрес:

Thorn Mooney

c⁄o Llewellyn Worldwide

2143 Wooddale Drive

Woodbury, MN 55125-2989

Просим вас приложить конверт с марками и заполненным обратным адресом для ответа или 1 доллар на почтовые расходы. Если вы находитесь не в США, необходимо приложить международный почтовый купон на отправку ответа.

Благодарности

Книга похожа на моментальный снимок. Это всего лишь кадр из киноленты жизни. Подобно тому, как фотография отражает лишь одно мгновение, книга обычно оставляет лишь догадки о том, что осталось за ее страницами: о событиях и людях, повлиявших на ее создание. Многое произошло со мной, пока я писала эту книгу, и многие люди помогали мне ее писать, даже если они сами не знали об этом.

Гвинн. Ты спрашивала, чем заслужила, что моя книга посвящена тебе. Ты отвечала на мои звонки поздней ночью и помогала мне почувствовать себя лучше благодаря твоему прекрасному чувству юмора, давала мне прибежище, когда я чувствовала себя совершенно потерянной. Ты любила меня, несмотря ни на что. Я бы не смогла закончить и часть этой работы, если бы не ты.

Леди Ипоне, Осенней Луне, ковену «Фоксфайер» и ковену[1] семьи Единорога. Благодарю вас за эту невероятную и волшебную жизнь.

Корвус и Лор. Благодарю вас за то, что терпели меня, пока я писала эту книгу, и за то, что вы — настоящая магия в ковене «Фоксфайер». Без вас двоих у нас бы ничего не получилось. Отдельная благодарность вашей матери.

Лукаосу, потому что ты сбежал с корабля вместе со мной, и до сих пор никто из нас не утонул.

Хулиганской стае койотов, продолжающей приходить в мою гостиную на собрания. Благодарю за смех, честность и за то, что не даете мне убежать слишком далеко.

Моей семье по шпаге за то, что пригласили меня (и позволили остаться), за то, что заземляете меня, бросаете мне вызов, и у вас всегда найдется бокал вина. Я не могу выразить вам свою любовь, которая, вероятно, и стала причиной, по которой я бью так сильно.

Наконец, Джейсону Менки, за то, что позволил мне поверить, что я могу стать писательницей. Вам всем следует прочесть его книги и наливать ему сидра и виски, куда бы он ни приходил, поскольку он совершенно великолепен.

Что бы ни происходило в будущем, что бы ни произошло в прошлом, вы всегда в моем сердце.

Введение

Солнце наконец-то садится.

Свечи мерцают в подсвечниках, установленных в мокрых листьях, собранных на краю круга. Дело происходит на набережной. Сквозь тополя и дубы все еще слышен городской шум. Вдалеке шумят моторы и сирены, сливаясь в единый звук, на фоне которого жужжат насекомые и порхают летучие мыши, пробудившиеся с приходом темноты. Это единственный островок зелени посреди асфальтных дорог, уличных фонарей и кирпичных зданий, возведенных людьми. Его легко не заметить, хоть он и расположен на видном месте. Часть города, но в то же время нет. Серединка на половинку.

Подходящее место для магии.

Листья аккуратно сметены, так что видна темная почва и сплетенные корни. В центре круга расположен низкий округлый алтарь, и две свечи отбрасывают тени на таинственные предметы. Мотки тонкой веревки напоминают змей. Мерцание стали напоминает мигание глаз. Отражающая поверхность блюда, наполненного водой. Непонятные глиняные статуэтки, кажется, вырастают в мигающем свете, пробуждая ощущение безвременья. Это что-то новое, но в то же время древнее. Манящее и пугающее. Удивительное, но в то же время очень знакомое и располагающее.

Между деревьями движутся фигуры в мантиях, которые выходят к кругу света, окружая алтарь. Несколько мгновений тишины позволяют им ощутить пространство и войти в его ритм. Внезапно, обменявшись всего одним взглядом, они позволяют мантиям распахнуться и соскользнуть с их тел. Отблески огня на обнаженной коже, теплой, несмотря на ночную прохладу. Фигуры начинают слаженно двигаться и напевать низкими голосами, призывая силы этого пространства. Вибрируют звуки призыва богов Викки, проходящие сквозь века и поколения по нити силы, передаваемой от круга к кругу.

И вот, наконец, наш дом.

Я, «Фоксфайер» и культ ведьм

За двадцать лет может произойти многое. Викка, которую я практикую сегодня, отличается от той, которую я изучала, взяв в руки свою первую викканскую книгу, присоединившись к своему первому чату «Америка онлайн» и заведя страницу на «Голосе ведьм»[1]. Я была еще подростком, очарованным чем-то, что казалось мне волшебным и подлинным. Я думала, что это может изменить мою жизнь, и так и произошло, хотя изменение было постепенным и тесно связанным со всеми прочими глубинными изменениями, которые происходят во время взросления. В шестнадцать, жадно прочитав все книги Сильвер Равенвольф и Скотта Каннингема, я была уверена, что узнала о ремесле[2] все, что только возможно. Я поступила так, как многие поступают в юном возрасте, и стала наставницей для других. Я читала лекции другим подросткам на онлайн-форумах. Я настаивала, что являюсь «старой душой». Я с легкостью раздавала советы, просили меня о том или нет. Что и говорить, я была весьма высокомерна (вообразите менее самокритичную и более самодовольную Гермиону Грейнджер на первом году обучения). Я даже начала писать книгу, яростно строча на старом ноутбуке своего отца. Это должна была быть вводная книга по Викке — мой собственный ответ на «Юную колдунью или магию для тинейджеров» Сильвер Равенвольф, написанную подростком. Я много работала и написала более 20 000 слов, пока не началась учеба в колледже.

Разумеется, приблизительно в это время я постепенно начала понимать, что фактически мне было известно далеко не все, что можно знать о Викке. Я открыла для себя онлайн-магазин eBay и купила свои первые экземпляры «Колдовства сегодня» и «Значения колдовства» Джеральда Гарднера. Это были глубокие, витиеватые и непонятные книги. Я не узнавала в них свою Викку, хотя они и казались мне важными. В них было описано больше, нежели свечи в моей комнате и нескончаемый поток приевшихся кругов и публичных ритуалов. Это был секретный ведьмовский культ. Я также впервые встретила других виккан — людей, которые занимались этим дольше меня и действовали иначе. Я стала читать больше, и это были книги, недоступные мне раньше. Я больше не чувствовала себя вправе писать свою книгу или отвечать на вопросы новичков в Интернете. Мне было неуютно, но я была полна надежд. Легко заскучать, когда думаешь, что уже все знаешь.

Я постепенно росла, продолжая читать и экспериментировать. В конце концов, когда мне стало понятно наверняка, что в книгах описано далеко не все, и все книги начали сливаться в одну, я стала искать учителя и ковен. Это было нелегко. Я совершала много ошибок, не раз мне доводилось разочаровываться, и много ночей было проведено в размышлениях о том, правильно ли я действую. Однако все это научило меня намного большему, чем я могла вообразить в шестнадцать лет в своем незрелом высокомерии. Когда я отказалась от убеждения, что мне уже известно, что такое Викка и что она может предложить, тогда и началось мое настоящее обучение.

Сегодня я верховная жрица ковена в гарднерианской традиции Викки. Этот ковен, «Фоксфайер», стал результатом тяжелой работы: было пролито много слез и проделано множество магических усилий. Большая часть моей жизни связана с практикой ремесла: обучение учеников, организация кругов, практика магии, проведение исследований по нашей истории, изучение других видов колдовства[3] и, как обычно, написание текстов. Уже более десяти лет я веду блог о своем участии в Викке. Я окончила отделение религиоведения в одном из крупнейших университетов и представляла свою академическую работу по колдовству на национальных научных конференциях. Я публикую статьи, записываю видео для YouTube, провожу семинары на языческих фестивалях и знакомлюсь с самыми разными ведьмами и язычниками[4]. Лучше всего мне удается учиться, наблюдая за другими и слушая их истории, так что я постаралась сделать и свои истории доступными всем, кому они могут быть полезны. В них описаны мои падения, ошибки и сомнения, которые были ничуть не менее важны, чем успехи. В то же время мне нравится участвовать в разнообразных ведьмовских сообществах и за несколько десятилетий я много чего повидала.

Как я уже говорила, за двадцать лет может произойти много всего!

Как пользоваться этой книгой

Сейчас я пишу потому, что многое из того, что слышу, читаю и вижу в современных разговорах о Викке — в сети, в новых книгах и в колдовских сообществах — напоминает мне мои собственные подростковые догадки. Расцвет затворнической, эклектичной, «самодельной» Викки, по-видимому, завершился. Наши языческие сообщества не просто стали обширнее; они также стали более разнообразными и сложными. Викка часто служит отправной точкой на пути для многих язычников и ведьм, однако она может предложить намного больше, и это вполне доступно. Люди оставляют Викку слишком скоро или даже никогда не принимают ее в расчет. Иногда единственная причина этого состоит в том, что это «не их». Викка не подходит и никогда не подходила каждому, однако у иных возникает предположение, что Викке принципиально не хватает глубины, длительной истории существования, востребованности или саморефлексии. Если бы я остановилась там, где была в подростковом возрасте, когда считала, что мне уже все известно и я уже видела все, что только можно увидеть, мне, вероятно, пришлось бы согласиться с этим и самой уйти из Викки.

Тем не менее в поисках традиционного викканского ковена я узнала, что Викка, которую я изучала по книгам, это далеко не все. Возможно, это вообще не имело никакого отношения к реальности. Та Викка, которая поселилась в моем сердце, даже не упоминалась в большинстве обзоров и открытых дискуссий. Все, по-видимому, считали, что традиционные ковены прекратили свое существование, или попросту ничего о них не знали. То, что когда-то было центральным аспектом современного колдовства, казалось, постепенно исчезало. Когда другие ведьмы и язычники говорили о Викке (в особенности когда они говорили с пренебрежением), я не понимала, о какой Викке идет речь. Мне довелось многое слышать о том, как нерешительны виккане, произвольно выбирающие понравившихся богов из любой культуры без разбора. Периодически мне рассказывают о том, что виккане часто не практикуют магию и никогда не занимаются вредоносной или защитной магией (настоящее открытие для меня!). Отдельной тенденцией стало утверждать, что виккане вовсе не практикуют колдовство, а занимаются некой упрощенной смесью целительных техник «нью эйдж»[5] и самолечения, направленного на поддержание хорошего самочувствия. Виккане недалекие. Викка подходит только девочкам-подросткам (кстати говоря, приходилось ли вам замечать, как часто наша культура с презрением относится ко всему, что нравится молодым женщинам?). Викка — это язычество для начинающих. Викка уже не востребована. Викка — это колдовство «без когтей».

В разговорах о «настоящем» колдовстве я все чаще слышу, что виккане уже не принимаются в расчет. Частично это отражает необходимость дать место другим мнениям и другим традициям. Это совершенная правда, что некоторые виды Викки доминировали в языческой среде, вытесняя другие направления. Правда и то, что многие новички подходят к колдовству, считая, что, кроме Викки, ничего не существует, так что они неправильно понимают представителей других традиций. Нельзя также закрывать глаза на то, что некоторые виккане — настоящие дураки. Однако, я думаю, таких можно найти в любой группе людей.

Тем не менее самые громкие и известные голоса не обязательно самые типичные. Викка, которую вы видите на книжных полках, в мемах в сети и на открытых кругах, — это далеко не все. К большому сожалению, поскольку многие считают, что им уже все известно, существует не так много источников (по крайней мере, появившихся меньше двадцати лет назад) для тех, кто сохранил любопытство к традиционной Викке. Сложно разузнать о других точках зрения, услышать достоверные истории от современных практиков и узнать, как самому принять участие, если то, что вы услышите, окажется интересным.

Эта книга не обязательно сделает вас приверженцем традиционной Викки. Я считаю, что если вы искренни и целеустремленны, то найдете свой путь без принуждения и заманивания в ту или иную систему. Существует целый мир невероятных традиций колдовства и язычества, достойных изучения. Эта книга скорее может стать источником для тех, кто уже находится в поиске. Поиски — сложная задача, и большинство доступных опубликованных руководств уже устарели. Бывает не так просто выбрать свое направление. Эта книга также может оказаться полезна читателям, которым просто любопытно узнать о более старых формах Викки, и критикам, стремящимся узнать, есть ли в Викки что-нибудь стоящее, помимо популярных аспектов, описанных в базовых книгах, написанных за последние двадцать лет.

Здесь вы найдете практические советы по поиску, как от меня, так и от некоторых других последователей традиционной Викки, находящихся на разных ступенях практики. Вы найдете их рекомендации в разделах, озаглавленных «Из круга». Вы узнаете, как распознать здоровые, надежные ковены и избежать обмана. Вы научитесь обращаться за обучением и добиваться успеха во Внешнем дворе[6]. Также вы получите советы о том, что делать, если не удается найти ковен, если вы еще слишком молоды, чтобы встать на этот путь, или если сейчас у вас недостаточно времени на обучение. Будут подробно обсуждаться некоторые спорные вопросы, такие как посвящение, иерархия, работа без одежды, секс и проклятья.

Приглашаю задуматься о том, что, возможно, вы знаете…