Самонаблюдение: пробуждение совести. Руководство пользователя

УДК 159.9

ББК 88.6

К78

Red Hawk

Self Observation: The Awakening of Conscience. An Owner’s Manual

Перевод с английского Алексея Архипова

Дизайн обложки Ирины Новиковой

Красный Ястреб

Самонаблюдение: пробуждение совести. Руководство пользователя. — СПб.: ИГ «Весь», 2023. — 208 с.

ISBN 978-5-9573-4061-4

Перед вами книга Красного Ястреба — поэта, философа, последователя учения Георгия Гурджиева и Петра Успенского. Автор рассматривает один из центральных инструментов этого эзотерического направления — самонаблюдение.

Если у нас нет осознанности — мы действуем бессознательно, по привычке, механически. Нам только кажется, будто мы находимся в сознании и бодрствуем, поскольку наши глаза открыты. Но привычке не требуется сознание, поэтому мы движемся на автопилоте, без воли и намерения, в глубине души мы спим. И из-за своего автоматизма мы неизбежно причиняем вред — себе, своим близким и миру в целом.

Только возвращая свое внимание в настоящий момент, наблюдая за собой — терпеливо и безоценочно, — мы можем что-то изменить. Однажды, отметив, что бесконечно повторяем один и тот же образ действия, мы выберем другой способ реагирования. Постепенно перестанем быть жертвой своих привычек. И начнем обретать — естественно и органично — внутренний стержень и равновесие в чувствах, мыслях и поступках.

Самонаблюдение имеет первостепенное значение для процесса пробуждения души от ее бессознательных сновидений.

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Права на перевод оформлены через Deanna Leah, HBG Productions, Chico CA (www.hbgproductions.com)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-4061-4

ISBN 978-1890772925 (англ.)

© 2009, Robert Moore

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. АО «Издательская группа «Весь», 2023

Оглавление

Пролог

Глава 1. Самонаблюдение: познай себя

Глава 2. Инструмент млекопитающего: внутренние процессы

Глава 3. Как наблюдать: базовые принципы

Глава 4. Воля к вниманию

Глава 5. Что наблюдать

Глава 6. Левое полушарие как двоичная вычислительная машина: интеллектуальный центр

Глава 7. Слепое пятно: цикл захвата и поглощения

Глава 8. Служба быстрого реагирования: позиция по умолчанию

Глава 9. Множественные «Я»

Глава 10. Отрицающая сила: сопротивление работе

Глава 11. Буфера

Глава 12. Видеть и чувствовать

Глава 13. Превращение в лицемера

Глава 14. Намеренное страдание

Глава 15. Пробуждение разума: нестандартное мышление

Глава 16. Экзистенциальный шок

Глава 17. Сдвиг в контексте: неделание

Глава 18. Олень в высокой траве

Глава 19. Пробуждение совести: нести свой крест

Глава 20. Высшие центры

Послесловие

Использованная литература

Об авторе

Посвящается:

Йоги Рамсураткумару — животворному источнику.

Мистеру Ли — моему вдохновителю, святому не от мира сего и благородному другу.

Андре Энару, открывшему мне важнейшую функцию ощущений при самонаблюдении и научившему меня танцевать.

Макси — за ее чуткость и дельные советы.

Рейндроп и Литлуинд, призывавшим меня начать.

Иану, Джетту и Джейсу, призывавшим меня продолжить.

Реджине Саре Райан — за ее огромную помощь в редактировании.

Пролог

Учение

Это учение древнее, как камни.

Когда люди появились на Земле, оно уже существовало.

Оно указывает нам выход из юдоли печали,

у которого есть своя цена:

мы должны объективно наблюдать за собой,

за своим поведением,

за своими реакциями,

внутренними и внешними,

не проявляя личную заинтересованность

и ничего не делая

с тем ужасом,

который открывается нам при самонаблюдении:

так озорник палкой

переворачивает камень

и находит под ним

массу ползающих тварей, но не позволяет себе топтать их.

Красный Ястреб, «Путь силы», 67

Глава 1. Самонаблюдение: познай себя

Знающий других умен.

Знающий себя просветлен.

Лао-цзы. «Дао дэ цзин», XXXIII[1]

Познай себя, усталый Путник.

Я заблудился. Я забыл, кто я такой и зачем пришел сюда.

«Познай себя» — это одно из базовых духовных учений человечества. Мастера призывают нас к этому с тех пор, как появились люди, какими мы их знаем, то есть с неокортексом, или человеческим мозгом. Эти слова были написаны над вратами школы Пифагора и над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократ призывал своих учеников познать себя. Кришна, Будда, Лао-цзы, Иисус, Рама — все они учили тому же. На пути пробуждения важность этих знаний невозможно переоценить.

Важным инструментом познания себя является простое самонаблюдение. Будда называл этот процесс созерцанием, Кришна — медитацией, Иисус — свидетельствованием, Гурджиев — самонаблюдением. Это та же молитва, только без слов, или медитация в движении.

До тех пор пока я не познаю себя, мной будут управлять привычки, которые я не осознаю и над которыми не властен, ибо я машина, автомат, робот, действующий согласно одной и той же программе, снова и снова. У меня нет осознанности — я действую бессознательно, по привычке, механически[2]. Мне только кажется, будто я нахожусь в сознании, бодрствую и отдаю себе отчет в своих действиях, поскольку мои глаза открыты. Но привычке не требуется сознание, поэтому я действую на автопилоте, без воли и намерения[3]; в глубине души я сплю.

И что еще хуже — из-за своей бессознательности, автоматизма я неизбежно причиню вред себе, своим близким и миру в целом. Человеческое тело принадлежит млекопитающим, а все они действуют по привычке. Мы — стадные животные. Это очень мощная сила в теле, которую невозможно игнорировать: она заставляет меня забывать о том, кто я есть = внимание[4] (сознание[5]), и отождествлять себя с телом — настолько сильна моя потребность связать себя со стадом, затесаться в его ряды. Стадные животные не думают за себя, за них думает и действует стадо. Мы идем туда, куда движется стадо. И даже если оно поведет нас к пропасти, мы скорее сиганем вслед за другими вниз и разобьемся насмерть, чем пойдем против стада и начнем думать сами. Думать самостоятельно, познавать себя — значит рисковать быть изгнанным из стада, а это для млекопитающего смертный приговор. Безопасность обретается в стаде. Отбившееся от него травоядное становится «ходячей закуской», легкой добычей для хищников. В глубине душе каждый знает об этом и боится потеряться. Поэтому так трудно побудить млекопитающее думать самостоятельно, наблюдать за собой, познавать себя. Такое поведение неестественно для млекопитающих, ведь оно требует сознательных усилий и намерения. Оно требует мужества и воли к вниманию[6]. Насколько я могу судить, люди — единственные млекопитающие, способные наблюдать за собой.

Я не утверждаю, что если я познаю себя, то мои привычки изменятся. У них есть инерция длиною в жизнь и эмоциональная сила. Они укоренились. Что может измениться во мне, так это мое отношение к комплексу моих привычек. Это называется изменением контекста.

В своем нынешнем виде я отождествляюсь (= «я есть то») со своими привычками. Я уподобляю себя со своими привычками, они и есть я. Таким образом, «я» и привычки — это одно и то же. Они определяют мою личность. При терпеливом, честном, постоянном и искреннем самонаблюдении это отождествление[7] может измениться. Я могу начать рассматривать привычку объективно[8], то есть не связывая себя с ней, как ученый рассматривает жука под микроскопом. В этой борьбе привычка — наш союзник, а не враг. Наблюдение покажет мне, с чем бороться и как бороться. Так, Пётр Демьянович Успенский писал в своей книге «В поисках чудесного»: «В сфере эмоций очень полезно попытаться бороться с привычкой давать немедленное выражение своим отрицательным эмоциям[9]... Это одно из немногих направлений, в котором человек может изменить себя, не создавая других нежелательных привычек». Я могу начать изучать тело млекопитающего и исследовать его привычки. Поскольку оно действует как автомат, его привычки проявляются регулярно, что дает мне возможность начать различать его поведенческие реакции интеллектуального, эмоционального и физического характера. Я могу познавать себя.

Тело является инструментом млекопитающего, порождением привычки. А это означает, что оно предсказуемо. Лань каждый день проходит по одной и той же тропе к водопою. Лев замечает это обстоятельство и, затаившись, ждет момента, когда она покажется на тропе. Таким же образом внутренний наблюдатель может начать предсказывать привычное поведение инструмента млекопитающего — тела — и ждать его проявления. Он подмечает закономерности. Он познает себя. Это моя единственная надежда стать более сознательным и не зависеть от привычки: если я замечу привычку достаточно много раз, например 10 тысяч раз или больше, то смогу начать предсказывать, где, когда и как она проявится, ведь прежде она регулярно делала это, и тогда я буду готов к моменту ее возникновения. Возможно, я смогу выбрать другую реакцию. Конечно, я мог бы смотреть на эту привычку более объективно. Таким образом я смогу перестать постоянно быть жертвой своих привычек. Я начну обретать внутренний стержень, равновесие, умеренность в тоне, поведении, эмоциях и мыслях. Я восстановлю естественное здравомыслие и изначальное добро[10].

Самонаблюдение представляет собой инструмент, с помощью которого этого можно достичь. Одни называют его «первым инструментом», другие — «человеческим инструментом». С его помощью мы можем контролировать, восстанавливать и поддерживать свое тело, приручать и тренировать его функции. Без этого я — машина, автомат, робот, находящийся во власти бессознательных, укоренившихся, механических сил, внутренних и внешних. Самонаблюдение имеет первостепенное значение для процесса пробуждения души[11] от ее бессознательных сновидений. Таким образом, даже тупица сможет эффективно, действенно работать с инструментом (см. Биологический инструмент человека), если освоит его принцип действия. Чтобы преуспеть в этом, нужна практика, то есть самонаблюдение. Теперь я могу назвать себя механиком, потому что я изучил принцип действия этого инструмента. Не мастером, но уже механиком, и неплохим, ведь у меня развилось внимание к инструменту. Всем известно, что хороший механик, честный, умелый, опытный и внимательный, — истинный благодетель. Это руководство пользователя написал механик.

Первым делом будет правильно, заботясь о читателях, предупредить их о том, что мы обсуждаем не путь веры, а путь самоизучения, самопознания, путь познания себя. Поэтому здесь ничего не нужно принимать на веру, а следует (точнее, просто необходимо) все проверять на личном опыте. Я не мастер, а просто хороший механик. Ради нашей безопасности нам больше никому нельзя верить на слово. Слишком долго мы слепо бежали, как овечки, за кем-то, словно стадные животные, следующие за вожаком, даже когда тот вел стадо к пропасти или на бойню.

Все необходимо проверять на личном опыте, иначе это просто еще одна форма рабства, еще одна цепь, сковывающая меня в моем бессознательном и механическом рабстве. Неизменно проверяйте все на себе. Освободитесь от укоренившихся привычек, от слепого подражания и живите своим умом, ибо это лучший и самый безопасный путь к свободе.

Повторяюсь: то, что мы практикуем, не предполагает веры. У нас другой путь. Однако это не означает, что на этом пути нет места вере. Безусловно, есть.

На самом деле, когда человек достаточно долго занимается этой «практической работой над собой», он обнаруживает следующее: если он начал с веры, она укрепляется благодаря пониманию, полученному в результате самонаблюдения без оценок, а если он начал без веры, как я, тогда он обретает ее. Итак, заметили удивительную иронию? Этот путь не основан на вере, потому что вера — это дар благодати. Она приходит от Творца[12] к тем, кто в ней нуждается. Мы не можем обрести веру собственными усилиями. Однако наши усилия могут подготовить почву для принятия веры. Это одна из многих наград за работу[13]. Здесь мы ничего не должны принимать на веру; от нас требуется проверять все, буквально все, на предмет ценности, истинности или ложности. Мы делаем это через терпеливое самонаблюдение без оценок и через свой личный опыт.