Путь четырех. Часть I, Часть II

УДК 133.4

ББК 86.41

Л61

Перевод с английского И. И. Малковой

Липп Д.

Путь Четырех. Часть I. Создайте баланс стихий в своей жизни. — СПб.: ИГ «Весь», 2018. — 256 с.: ил. — (Викка. Иное знание).

ISBN 978-5-9573-1534-6

Книга Деборы Липп «Путь Четырех» посвящена четырем стихиям и их роли в нашей жизни. Все, с чем мы сталкиваемся в этом мире, возникает из Огня, Воды, Земли и Воздуха. Стихии — это кирпичики творения, начало вещей и самой человеческой природы.

Путь Четырех — путь достижения баланса между внутренним «Я» человека и окружающим миром. Гармония «золотой середины» необходима для любой успешной деятельности — будь то магические практики или же повседневная жизнь.

В книге приводятся простые, но в то же время важные ритуалы, упражнения и медитации, с помощью которых вы научитесь взаимодействовать с уникальной силой и духом каждой из стихий. Многочисленные анкеты помогут вам определить, какие стихии проявляются сильнее, а какие — слабее в различных областях жизни: дома, на работе, в отношениях и др. Выявив характеристики своей личности, вы сможете достичь баланса за счет «добавления» недостающих вам качеств посредством упражнений, медитаций, дизайна жилища, выбора стиля в одежде и «стихийных» цветов, прослушивания определенной музыки, кулинарных предпочтений и много другого. Всю нужную информацию вы найдете на страницах этого издания.

Книга будет интересна и полезна людям, занимающимся различными магическими практиками, астрологией, картами Таро, психологией. Кроме того, книга, несомненно, привлечет всех, кто стремится познать себя и улучшить качество своей жизни.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA, www.llewellyn.com

ISBN 978-5-9573-1534-6

ISBN 978-0-7387-0541-5 (англ.)

© 2004 Deborah Lipp

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО «Издательская группа «Весь», 2008

Оглавление

Благодарности

Введение. Путь Четырех

Глава первая. Что такое стихии

Качества стихий

Происхождение стихийного мышления

Стихийные существа

Глава вторая. Стихии в природе

Воздух в природе: упражнения

Огонь в природе: упражнения

Вода в природе: упражнения

Земля в природе: упражнения

Глава третья. Стихии в нас

Ваши астрологические стихии

Качества стихий в нашем «Я»

Шестнадцать основных типов личности

Жизненные роли в Таро

Глава четвертая. Достижение баланса

Баланс: суть язычества

Баланс — это сумма

Путь Четырех

Положительные качества стихий

Отрицательные качества стихий

Балансировка стихийных сил: упражнение

Общие медитации стихий

Автоматическое письмо и автоматическая речь: упражнение

Глава пятая. Стихии в повседневной жизни

Стихии в доме

Привнесение стихий в свой дом с Воздухом

Стихии и ваше тело

Глава шестая. Стихии в трудовой деятельности и в любви

Стихии в работе

Привнесение стихий в работу

Стихии в любви

Стихии в любовных отношениях

Четыре свидания

Глава седьмая. Стихии в ритуалах и магической работе

Стихии в ритуалах

Использование стихий в ритуале

Стихии и четыре стороны света

Работа с четырьмя стихиями

Стихии в заклинаниях

Использование четырех стихий в заклинании

Четыре заклинания

Приложение А. Подготовка к медитации или магической работе

Ваш магический кабинет

Заземление и центрирование

Приложение Б. Общие инвокации (призывы)

Воззвание к четырем стихиям

Приложение В. Музыкальное сопровождение для каждой стихии

Музыка Воздуха

Музыка Огня

Музыка Воды

Музыка Земли

Приложение Г. Уравновешивающие упражнения Пути Четырех

Медитация «Путь Четырех»

Ритуал «Путь Четырех»

Приложение Д. Таблицы

Группирование цветов

Травы, цветы и прочие растения стихий

Драгоценные камни и кристаллы стихий

Приложение Е. Магические алфавиты

Рунический и фивейский алфавиты

Библиография

Об авторе

Другие книги Деборы Липп

Посвящается памяти Скотта Каннингема

На протяжении всего периода исследований и работы над этой книгой мне очень не хватало моего друга Скотта. Я использовала материал нескольких его книг и писала на темы, которые мы часто обсуждали. Мне постоянно хотелось набрать его телефонный номер и спросить о чем-нибудь, укорить за недочет или устроить мозговой штурм. Я очень и очень надеюсь, что Скотт с удовольствием прочитал бы мою книгу, и что она получилась именно такой, какой он хотел ее видеть. Именно поэтому я с огромной любовью посвящаю эту книгу ему.

Благодарности

За участие в создании этой книги я благодарна очень многим людям. Это участвовавшие в тестах и помогавшие мне точнее сформулировать вопросы анкет мой сын Артур Липп-Боунвиц, Айзек Боунвиц, Вики Мьютино, Линда Кроули, Жак Оже, Дениз Промьюто и Дженифер Романовски. Написать раздел о парфюмерии мне помогали Вики Мьютино, Дженифер Романовски, Синтия Эллсворт Грэм, Дениз Кросс и моя мама, Пола Джеллис. Кое-кто из замечательных сотрудников Nanuet Mall помог узнать ингредиенты парфюмерных и косметических средств, особенно таких фирм, как Estée Lauder и Donna Karan, а в магазине Body Shop был один настоящий продавец-профессионал — истинный знаток соляных скрабов. Дженнифер Монзон, специалист по эстетике, жрица и моя подруга, также немало помогла мне. Моя мама делилась со мной сведениями о тканях, а моя сестра Роберта Липп поведала все, что только можно, о живописных полотнах. Кит Грэм рассказал мне о системе Майерс–Бриггс1. Люди из музыкального дискуссионного клуба IMDb предложили любовные песни, не обошлось и без моего друга Кена Эрквица. Мой дорогой Мики Адамс сделал невозможное и создал для меня базу данных парфюмерии, которая позволила мне проанализировать духи и туалетные воды с точки зрения их связи с той или иной из четырех стихий. Нэнси Мостард из издательства Llewellyn посоветовала написать книгу и впоследствии поддерживала меня в минуты сомнений. Когда мой литературный пыл и моя уверенность вдруг начинали угасать, сеансы рейки Мэри Катерины Дарлинг возвращали меня к жизни.

Кроме того, я должна поблагодарить всех моих бывших учеников, которых я никогда не забуду и большинством из которых действительно горжусь, и хотя порой кое-кто из них выводил меня из себя, все они побуждали меня непрерывно улучшать учебный материал, лежащий в основе всех моих книг.

В сентябре 2002 года, когда я завершала работу над книгой, одна из самых талантливых моих студенток, действительно восхищавшая меня Кэтлин Хулихэн, ушла в Летнюю Страну. Я никогда не забуду ее. Вопросы, которые она мне задавала, и ответы, которые находила для себя, вы найдете на страницах этой книги.

Введение

Путь Четырех

Я глубоко убеждена в том, что любое оккультное образование начинается с изучения четырех стихий, и ни один оккультист не достоин называться таковым, если не использует эти знания в своей практике. Все, что мы делаем, все, что изучаем и стараемся систематизировать, неразрывно связано с понятиями Воздуха, Огня, Воды и Земли. Каббала является более всеобъемлющей, Таро — более личным, а зодиак — более универсален, но в конечном итоге все они сводятся к взаимодействию четырех стихий.

Свой курс язычества и Викки я всегда начинала лекцией о стихиях. В дальнейшем, если я слишком уставала по вечерам или у меня по той или иной причине не было возможности подготовить текущий учебный материал, я вновь и вновь возвращалась к проблеме четырех стихий. И всякий раз я открывала для себя нечто новое, неожиданное и очень живое.

Путь Четырех как таковой — путь баланса. Баланс и умеренность при многообразии — вот суть язычества и Викки. Мы не являемся ни аскетами, ни гедонистами, мы ни циничны, ни легковерны; гармония «золотой середины» нужна для всякой успешной практики. Для достижения такой гармонии исключительно важен процесс самопознания и самоактуализации, а также внутреннее мужество, готовность при необходимости менять себя. Идея «Пути Четырех»1 родилась из моего личного опыта поиска и нахождения баланса между внутренним «Я» и окружающей реальностью.

В этой книге представлено множество разнообразных упражнений. Одни выполняются в уединении дома, а другие — на природе, в тесном взаимодействии с ней. Некоторые упражнения потребуют упорной работы, но есть и такие, которые принесут вам радость и даже развлекут. Путь Четырех охватывает все стороны жизни, в том числе и не слишком серьезные. Медитируете ли вы в храме, наполненном дымом курящихся благовоний, или меняете интерьер гостиной — вы, так или иначе, следуете Путем Четырех.

Разнообразные анкеты позволят вам проверить, насколько правильно вы поняли прочитанный материал. Очень важно, чтобы вы ощутили себя непосредственными участниками всех описанных в книге процессов. Я полагалась на собственный личный опыт, но для других людей многое может происходить совсем иначе. Достижение внутреннего баланса стихий глубоко индивидуально для каждого из вас, именно потому книга побуждает к самопознанию. Немало поставленных вопросов я оставляю без ответа; многие из них вам предстоит отыскать самостоятельно. И я надеюсь, что результаты этого поиска вознаградят вас.

Глава первая

Что такое стихии

Согласно Викке, как и большинству оккультных традиций, в основе вселенной лежат четыре стихии (Воздух, Огонь, Вода и Земля). С этой позиции можно осмыслить любые нюансы бытия. Все сущее неизбежно состоит из этих четырех; это своего рода кирпичи мироздания, начало всех вещей. Неделимая пустота, предшествовавшая Творению, не имела составляющих, все в ней сливались в Единое. Последовавшее затем Творение породило вещи, и Единое распалось на стихии.

Подобная картина мироздания заставляет вспомнить о Периодической таблице химических элементов, а современный маг никоим образом не отрицает науку. Однако сам магический символизм требует упрощения и оставляет всего четыре первоосновы. Подобное упрощение дает структурированный подход к познанию непознаваемого, оно дает нам систему взаимосвязей, а именно к взаимосвязям и сводится вся магия.

Вы когда-нибудь слышали о «симпатической магии»? Если знаете о куклах вуду, то наверняка! Речь идет о магии подобия, в которой вещь, имеющая сходство (соответствие) с другой вещью, обладает с ней и тождественностью. Кукла похожа на человека, которого представляет, и потому является этим человеком. Кукла — это непосредственное, цельное изображение, подобное рисунку. Компоненты оригинала также могут выступать в роли симпатических предметов. Примером может послужить широко распространенный факт использования ведьмами обрезков ногтей; в данном случае часть (ногти) аналогична целому (конкретный человек). Всех нас связывают самые разные формы прямого и косвенного родства. Принадлежность одной и той же стихии определяет косвенное родство вещей друг другу. Свеча вовсе не тождественна льву, но они оба представляют стихию Огня и, следовательно, обладают родством. Подобные взаимосвязи позволяют глубже понять окружающую нас вселенную.

Качества стихий

Воздух

Воздух в природе — это небо, ветер, облака. Горные вершины, которые словно бы касаются неба, также принадлежат стихии Воздуха. К ней относятся и всевозможные птицы, в первую очередь ястребы и орлы, которые летают на огромной высоте и вьют гнезда высоко над землей. Иное дело — журавль или утка: хотя эти птицы прекрасно летают, их жизнь проходит вблизи водоемов.

В человеке Воздух представлен мышлением и интеллектом, то есть качествами, которые в «Пирамиде Ведьмы»1 соотносимы с понятием «Знать».

Наши мысли и идеи приходят из Воздуха так же, как и вдохновение (сами эти слова имеют один и тот же корень — «вдох»). Логика и теоретическая наука — функции Воздуха; быть может, поэтому, согласно молве, ученые обитают в башнях из слоновой кости, а никак не в подвалах. Про людей, которые постоянно заняты размышлениями, нередко говорят, что «они витают в облаках» или что у них «ветер в голове», особенно если они склонны путать фантазии и реальность и лишены практичности (из-за отсутствия качеств Земли).

С воздушной стихией связан также восток. На востоке встает солнце, а потому Воздух ассоциируется с утром, весной (началом сельскохозяйственного и астрологического года) и вообще любыми начинаниями. Всякий рассвет, первые проблески чего-либо — это Воздух. Все наши замыслы и планы, наши творчество и карьера начинаются с вдохновения, которое, в свою очередь, ощущается как восход солнца: яркое начало, зачин, полный обещаний и возможностей. Поскольку семена (зерна) имеют смысловую связь с весной, то они тоже принадлежат Воздуху.

Воздух — это мужская стихия. Однако не стоит отождествлять ее с мужским началом, а лучше рассматривать шире, как янскую, направленную вовне, проективную энергию. На протяжении своей книги я буду говорить о людях Воздуха в мужском роде единственного числа («он») в силу требований грамматики, хотя стихии Воздуха могут принадлежать как мужчины, так и женщины.

Теперь рассмотрим символику Воздуха. Цвета этой стихии небесные — белый и голубой. Магические существа под влиянием Воздуха — сильфы. Среди зодиакальных знаков Воздух представляют Близнецы, Весы и Водолей. В Таро мастью Воздуха являются Мечи, и у этого соответствия очень интересная история.

В 1910 году Артур Эдвард Уэйт опубликовал книгу «Иллюстрированный ключ к Таро» и свой вариант колоды Таро Райдера–Уэйта. Уэйт был каббалистом и членом магического Ордена Золотой Зари. Он первым создал колоду Таро, в которой все семьдесят восемь карт имели свои уникальные изображения, и первым указал на связь Таро с каббалой. Колода Райдера–Уэйта стала самой популярной среди когда-либо издававшихся Таро, и ее влияние прослеживается в подавляющем большинстве современных колод. (Мы еще вернемся к Таро, обсуждая характеры стихий в главе 3.)

Как член Ордена, Уэйт дал клятву о сохранении тайны, а потому боялся открывать слишком многое в колоде или сопровождавшей ее книге. Чтобы остаться верным клятве, Уэйт нарушил соответствия двух стихий. Связь масти Чаш (Кубков) с Водой была слишком явной, а пентакли изображались в виде монет — опять-таки, связь денег и Земли очевидна. Мечи и жезлы — это абстрактные орудия, которые не слишком часто использовались в начале ХХ века. В Ордене Золотой Зари Воздух соотносили с Жезлами, а Огонь — с Мечами, и Уэйт поменял эти стихии местами, поместив в свою колоду пылающие жезлы и воздушные мечи.

При толковании Таро с помощью колоды Райдера–Уэйта или любой другой, основанной на сходной системе, очень нелегко разорвать ассоциативный ряд Воздух–Мечи и Огонь–Жезлы. На каждой карте масти Жезлов изображены саламандры и пламя и использован оранжевый цвет, а на картах масти Мечей хорошо видны облака, сильфы и преобладает голубой. В силу того, что большинство ведьм пользуются Таро, они связывают меч или атам2 с воздушной стихией.

Вместе с тем, исходная символика Ордена Золотой Зари и других школ также не лишена логики. Меч — сильное деструктивное орудие, и Огонь обладает большей разрушительной силой, нежели Воздух. Соответственно, жезл — это орудие мудрого мага, а меч — скорее, волевого воителя (Огонь соотносится с волей). При такой трактовке человек, держащий меч в руках, может символизировать действие (он обладает волей), а человек с жезлом — размышление.

Другие магические орудия новых язычников, принадлежащие стихии Воздуха, — фимиам (благовония), перья и веера.

Огонь

Огонь в природе это, прежде всего, сам огонь. Среди остальных стихий он всегда стоял особняком: у Воздуха есть небо, у Земли — сама планета, море у Воды, и только лишь Огонь не имеет естественного «географического» пристанища (подробнее см. раздел «Три мира» в этой же главе). В природе Огонь своего рода аутсайдер, он — вне контроля и не подчиняется никаким известным правилам.

Обитает Огонь на юге. Это полдень, самое жаркое и светлое время суток, и лето, самое жаркое и светлое время года. Место, наиболее ярко репрезентирующее стихию Огня, — пустыня, и связанные с ней животные, такие как лев и тигр, отличаются соответствующей окраской и наклонностями. Ярко-оранжевые саламандры внешне напоминают танцующие языки пламени. Другие природные объекты, связанные с Огнем, либо жгучие, как перец чили и кмин, либо имеют красный или, в особенности, оранжевый цвет, как огненные опалы.

Как и Воздух, Огонь представляет мужское начало, энергия которого направлена вовне (проективная). Кроме того, Огонь непосредственно связан с самой жизненной силой, которая наполняет нас, отсюда его исцеляющая магическая функция. Человек, теряющий искру, нуждается в помощи Огня, который вновь зажжет ее.

Личное качество Огня — воля, и в «Пирамиде Ведьмы» Огонь соответствует понятию «Желать». Всякий помысел есть вспышка, готовая разгореться, и недаром говорят, что в момент любовной страсти вас сжигает желание. Темпераментность и порывистость также ассоциируются с Огнем: огненный человек часто действует сгоряча. Все идеи берутся из Воздуха и затем «занимаются», переходя во власть огненной стихии. Воздух, в данном случае, это семя, тогда как Огонь, заставляющий семя расти, — побег. Немало творческих начинаний так и застревают на стадии Воздуха; для воплощения их в жизнь необходим огненный жар.

Огонь может выступать преобразующей силой; в нем сгорает старое и появляется нечто совершенно новое. Трансформация посредством огня является внезапной и тотальной: кузнец превращает железную руду в сталь, сырое мясо становится лакомством, а поленья — углем.

Как упоминалось выше, в оккультизме Огонь имеет оранжевый, красный и желтый цвета; его магическая сущность — саламандра. В зодиаке огненными считаются знаки Овна, Льва и Стрельца. Согласно Таро, Огонь символизирует масть Жезлов либо Мечей (лично я использую Мечи).

Еще одна деталь, нередко вызывающая споры, — как же представлять Огонь на алтаре. Очевидным выбором является горящая свеча или, возможно, масляный светильник. Однако многие (включая меня) в своей практике предпочитают курящийся фимиам, соединяющий в себе Огонь и Воздух.

Во время типичного викканского ритуала женские (иньские) стихии Земли и Воды обычно сочетают в соленой воде. Поэтому мне кажется вполне закономерным и логичным сочетать и две мужские (янские) стихии. Фимиам (Воздух) кладут в курильницу (Огонь), чтобы создать дым (Воздух), поднимающийся от горящих углей (Огонь).

Вода

Вода вокруг нас существует в мириадах форм, от крошечного ручейка до океанов и Великих озер. Вода содержится и в человеческом теле: в знаменитых «крови, поте и слезах», материнском молоке и, что самое главное, в околоплодной жидкости. Известно, что эволюция жизни на Земле зародилась в море, и человеческий эмбрион также находится в соленой воде, «эволюционируя» и развиваясь. Поскольку во всех водоемах существуют приливы и отливы, прослеживается определенная аналогия между Луной и Водой, и многие лунные качества присущи и стихии Воды.

Воду олицетворяют морские организмы, растения и животные: рыбы, моллюски, кораллы, водоросли, губки и т. д. Дельфины и киты — создания, которых чаще всего вспоминают в связи с водной стихией, хотя я думаю, здесь дело в потрясающей красоте этих животных, а не в символике.

Вода — покровитель чувственного начала. Эмоции текут, и русло их течения может быть весьма причудливым и извилистым. Эмоции живут глубоко внутри нас, они подобны затонувшим сокровищам, таящимся на дне вод памяти или бессознательного. Причуды эмоциональности и настроения, конечно, связаны с Луной, как и все тайны, — они словно освещены лунным светом и никогда не показываются ярким солнечным днем. В колоде Таро карта Луны насыщена водными образами; на ней изображен рак, и значение этой карты восходит к секретам мистерий и тайному знанию.

Вода — самая женская стихия и направлена внутрь. Как и Луна, Вода связана с менструальным циклом и рождением ребенка. Поскольку фазы Луны имеют циклический характер, заканчиваясь там, где начинаются, и начинаясь, где заканчиваются, Вода вполне естественно ассоциируется со смертью; неудивительно, что в мифологии многих народов смерти сопутствует плавание по воде. С другой стороны, в индуизме новое рождение рассматривается как океан.

Все это: Луна, чувства, глубина, рождение–смерть–возрождение и тайна, — сочетаясь, устанавливает связь Воды со сновидениями и бессознательным и, следовательно, с измененными формами сознания в целом — трансом, видениями и перерождением, происходящим вследствие них. Трансформация посредством воды может обладать свойствами путешествия; быть может, именно поэтому путешествие героя обычно начинается с плавания3 (в этом отличие от трансформации через Огонь: последняя происходит неожиданно и обжигает, тогда как водная — медленная и напоминает сон).

Люди Воды не чужды слезам. Они склонны к драматизму и немного не от мира сего. При этом они могут быть радостными, и радость эта нередко переливается через край. Из них выплескивается щедрость чувств; влюбленные ощущают любовь ко всем вокруг, а любовь подвластна именно Воде.

Вода — стихия западная. Заход солнца на западе символизирует смерть, конец вещей и трансформацию. Сумерки — время переходное и загадочное, равно как и осень. Не являясь ни семенем, ни побегом, Вода — это живительный сок, текущий в растениях, точно так же, как кровь, текущая в живых тварях.

В нашей процессуальной картине становления Воздух давал вдохновение, а Огонь — искру, импульс к развитию. Следующий этап — необходимая свобода. Если вы когда-нибудь писали книги, музыку или рисовали, то знаете, что приходит момент, когда необходимо пустить процесс на самотек, отдать себя во власть потока. Наступает время Воды. В любом предприятии свою роль должна сыграть интуиция, а установка «плыть по течению» позволяет нам воспользоваться теми возможностями, о которых мы прежде и не подозревали. Для того чтобы закрыть глаза и упасть в неизвестность, требуется мужество, а потому Вода соотносится с «Дерзать» в «Пирамиде Ведьмы».

Цветовая символика Воды связана с океаном и Луной — темно-синий, цвет морской волны и серебряный. Магической сущностью является ундина. Водные знаки зодиака — это Рак, Скорпион и Рыбы (краб, соответствующий зодиакальному созвездию Рака, и скорпион, соответствующий одноименному созвездию, изображены на карте Луна в колоде Таро). Магическое орудие стихии Воды — чаша, Святой Грааль. На викканском алтаре эта стихия всегда представлена миской с водой; некоторые люди добавляют к ней раковину, как правило, какого-нибудь крупного брюхоногого моллюска. Можно удвоить значение символа, воспользовавшись раковиной как чашей для воды.

Земля

Наконец мы добрались до стихии Земли. В первую очередь, она олицетворяет саму природу как таковую. Из Земли состоит тело нашей матери, Гайи, планеты, на которой мы живем. Земля, так или иначе, присутствует во всем, что обладает свойствами твердости и плодородия (или тем и другим одновременно): в скалах, зеленых полях, холмах и почве4. Пещеры и другие места, скрытые от человеческих глаз, являются квинтэссенцией стихии Земли. Большинство людей называют животным Земли медведя, хотя этой стихии принадлежат также свинья, кабан и крупный рогатый скот. Бык — важный символ Земли, благодаря параллели с зодиакальным созвездием Тельца. С астрологической точки зрения козы также символизируют Землю, поскольку они соотносимы с Козерогом. Любопытен факт причастности земной стихии козьего и коровьего молока; несмотря на то что все жидкости связаны с Водой, молоко является напитком Земли.

В человеке Земля представлена его телом. Земля дает прочность, стабильность и постоянство. Мы называем Землю своим домом, поскольку Мать-Земля является таковым для всех живых существ. Говоря шире, Земля — это очаг и семья и все качества, дающие нам ощущение дома. Человека Земли отличают прагматичность, практичный и здравый взгляд на вещи. Положительные качества этой стихии делают человека «солью земли», однако избыток теневых «земных» качеств заставляет нас «не вылезать из грязи». С негативной стороны, стихия Земли поощряет упрямство, с позитивной — терпение. В «Пирамиде Ведьмы» Земля соответствует понятию «Хранить молчание».

Земля связана с севером и полуночью, с полночным холодом земных глубин, где царит мрак, с другой стороны — с неподвижностью и молчанием в ожидании весны. Здесь возникает безусловная связь и с плодородием, беременностью, а также материальным результатом наших трудов. В любом деле Земля является его завершением, окончанием, получившейся в итоге вещью. Это женская стихия, направленная вовнутрь.

Цвета стихии Земли — коричневый и черный, если речь идет о почве, и темно-зеленый, если имеется в виду плодородие. Гномы — это магические ипостаси Земли, в зодиаке ее носителями являются Телец, Дева и Козерог. В Таро земную стихию выражает масть Пентаклей5, или Дисков, трактуемая как деньги, или материальную собственность (поскольку именно наличие денег обеспечивает владение прочими материальными благами). Благополучие и зарытые сокровища также принадлежат Земле. Орудие стихии — пентакль, то есть диск или тарелка с изображением пентаграммы (в других разновидностях магии используются иные символы). Поскольку тарелка подразумевает пищу, а пища также связана с Землей (продукт земледелия, поддерживающий физическое существование нашего тела), пентакль как символ получает двойное усиление (даже тройное, поскольку пентаграмма несет в себе еще и целостность).

На алтаре Земля — это соль. Соль считается исключительно магическим символом. Некогда ее использовали в качестве денег; она применяется для сохранения пищи, поддерживает наши физические силы и отгоняет зло.

Воздух–Огонь–Вода–Земля

Итак, теперь вы знаете, что четыре стихии в совокупности могут быть соотносимы со сторонами света (восток–юг–запад–север), временами года или временем суток. Эта совокупность может быть подобна и абстрактным циклам, например процессуальному циклу, описанному выше и имеющему также четыре стадии: рождение идеи, наполнение ее силой, фаза интуитивного развития и итог. Романтическое приключение тоже может начинаться с идеи (Воздух) — наблюдения, отчаяния, надежды. Затем приходит время сжигающей страсти (Огонь), которая может перерасти в любовь (Вода) и, наконец, стать преданностью (Земля). В языческом миропонимании каждый цикл, завершившись, начинает следующий — за ночью следует рассвет, зиму сменяет весна, а в процессе творчества возникают свежие идеи, позволяющие впоследствии создать нечто новое.

Происхождение стихийного мышления

Три мира

Четыре стихии: Воздуха, Огня, Воды и Земли — являются абстракциями. А большинство абстракций возникает из наблюдений за чем-либо объективно существующим и естественным. Во времена бронзового века в Европе считалось, например, что все сущее состоит из трех миров: Земли, Моря и Неба. С этой позиции, «Небо» представляет собой конкретное воплощение абстракции «Воздух». Кельты придавали огромное значение троичности, выявляя присутствие этого числа буквально во всех явлениях окружающего мира.

Мир вокруг населяли три вида созданий — сухопутные животные, морские твари и птицы. Общество делилось на три класса. Фермеры и работники, живущие без земельного надела, были связаны с Землей. Воины — с Морем, потому как часто отправлялись за море и проливали свою кровь. Мудрецы, друиды и жрецы, барды и поэты, астрономы и маги искали вдохновения и черпали идеи в Небесах.

Сверхъестественные создания также находили свои соответствия в трех мирах. Землю в изобилии населяли природные духи, подобные нимфам Древней Греции. Море считалось домом предков: смерть и умершие долгое время связывались с морем по ряду причин. Боги и богини обитали на Небе.

Как видите, процесс разделения существ, вещей и явлений на категории начинается вполне естественным образом, но быстро уводит в сторону абстракций — связь кровопролития с морем, например. Однако пренебрегать подобным интеллектуальным и интуитивным методом не следует, поскольку он является частью магии и творчества, которые помогают увидеть жизнь в ее целостности и полноте. Как бы то ни было, философские абстракции кельтов брали начало из материальных, осязаемых предметов и явлений, будь то дерево или погода.

Постепенно древние убеждались в наличии некой четвертой категории, которая, между тем, напрямую к миру не относилась. Эта четвертая категория была совершенно особенной и определялась только в единственном числе. Ею стал Огонь.

Огонь не мог существовать сам по себе, без взаимодействия с чем-либо другим, и при этом не принадлежал ни к одному из трех миров. Его не найти в Небе, не обнаружить в Море или на Земле. Все три мира так или иначе пересекаются друг с другом: птица может сесть на ветку дерева или нырнуть в море за рыбой. Но ни одно из созданий не живет в Огне, а если бы и нашлось такое, то оно было бы полностью чуждым нам. Древние начали ассоциировать Огонь с вещами, пребывающими в одиночестве. Не было социальной группы, сопоставимой с Огнем, — разве что король (или королева), единственный в своем роде, сама природа которого заставляет держаться особняком от прочих людей. Он непричастен к ним и в этом одинок, хотя и правит ими. (Огонь можно уподобить также Верховному Божеству, которое создало все остальные божества и стоит над ними.)

Таким же уникальным, единственным и сверхъестественным был Дух. Дух пронизывает все и в то же время отделен от всего, он соединяет все сущее, но не является ничем.

Итак, прообразом четырех стихий можно считать формулу три мира плюс один. Этот «один» был противопоставлен трем прочим и одновременно с этим пронизывал их.

Стихии в индуизме

В тот же период в Индии разрабатывали иную концепцию стихий. В Упанишадах6 содержится учение о трех стихиях: Огня (агни), Воды (ап) и Земли (притиви). Земля считалась первичной стихией, Вода появилась из Земли, Огонь, в свою очередь, — из Воды. Как и на Западе, в индуизме были разработаны принципы соответствий между стихиями, социальными классами (кастой), здоровьем и т. д. Позднее, возможно, под влиянием греческой философии (см. следующий раздел), был добавлен четвертый элемент, или стихия, — Воздух (вайю), а следом и пятый — эфир (акаша). С точки зрения последовательности их появления в процессе Творения, новые стихии поместили между Водой и Огнем. Однако даже после утверждения четвертой и пятой стихий в сознании индийцев мир по-прежнему делился на три или три плюс один.

Мы отправляемся в Грецию

Большинство книг приписывает создание теории четырех стихий греческому философу Эмпедоклу, который описал их в своем труде «Тетрасомия, или Учение о четырех элементах» примерно в 500 году до н. э. Однако очевидно, что Эмпедокл не был здесь первооткрывателем. Еще задолго до появления его труда греческие философы размышляли над строением вселенной, нередко опираясь на теории о стихиях. Факт существования именно четырех стихий обсуждался задолго до Эмпедокла.

Так, группа философов, называемых монистами, горячо обсуждала, какая из стихий была первоэлементом, из которого возникли все остальные (как вы помните, философы индуизма сошлись на том, что таковой является Земля). Различные теории признавали первоэлементом Воду, Огонь или Воздух (я не нашла ссылок на то, что хоть кто-то из греческих мыслителей указывал на стихию Земли). Некоторые подразумевали наличие пятого, неизвестного элемента, из которого возникли все прочие.

Давний спор разрешил как раз Эмпедокл. Согласно его учению, вселенную составляют все четыре стихии, и всякая материя рождается в их сочетании. Фактически, Эмпедокл утвердил идею, отныне, как правило, не вызывавшую сомнений среди оккультистов: материя действительно объединяет четыре стихии. Он полагал, что море состоит преимущественно из Воды, однако содержит также Воздух, Огонь и Землю — в противном случае оно не могло бы существовать. Эмпедокл настойчиво подчеркивал абстрактную, а не материальную природу стихий: так, реальная вода содержит в себе смесь Земли, Воздуха и Огня, тогда как чистая стихия Воды — это, скорее, некая идеальная форма. Греки утверждали, что материя — лишь «фундамент» и что помимо нее существует нечто истинно прекрасное и несравнимо более совершенное.

Кроме того, Эмпедокл считал, что напряжение, заставляющее стихии разделять материю, есть диалектическое взаимодействие любви и борьбы, которые сегодня мы определяем как влечение и отторжение7.

Постепенно идея четырех первоначал, объединяющих Вселенную, получила дальнейшее развитие. Платон в своей книге «Содружество» наделял стихии «способностями души». Гиппократу принадлежит теория четырех телесных жидкостей. Гален (в книге «О стихиях согласно представлениям Гиппократа», в которой он цитирует труд Гиппократа «О природе человека») первым из известных нам авторов включил телесные жидкости, описанные Гиппократом, во всеобъемлющую теорию типов личности.

Аристотель добавляет одну стихию

Аристотель немало интересовался природой и происхождением стихий. В его «Метафизике» стихии возникают из четырех эссенций (сущностей): тепла, холода, сухости и влажности. (Влажность — это жидкость, принимающая форму сосуда, который заполняет; а потому Воздух и Вода являются влажными. Сухость сохраняет свою собственную форму.) Аристотель говорил о постоянном взаимодействии сущностей, которое, как показано в предыдущей таблице, и породило стихии.

Он задавался вопросом: если можно комбинировать разные сущности — влажную и жаркую, сухую и холодную, — возможны ли все, то есть любые комбинации? На что похожа влажная сухость? На что похожа холодная теплота? Таинственную «пятую сущность» (квинтэссенцию) Аристотель назвал эфиром и предполагал, что именно из него состоит рай.

Концепция Аристотеля легла в основу теории Духа как пятой стихии у современных оккультистов. (Греки принесли понятие эфира в Индию примерно в 400–500 годах н. э. На санскрите слово эфир звучало как акаша — и индуисты считали его пятой стихией. Когда западные оккультисты познакомились с учением индуизма, они перевели слово «акаша» как «дух»; так Дух стал пятой стихией, или пятым элементом.)

Многие виккане и по сей день оперируют представлением о пяти стихиях — Воздухе, Огне, Воде, Земле и Духе (акаша) (слово «эфир» вышло из употребления). Пентаграмма — основной символ язычников и ведьм — представляет собой именно единство пяти стихий (рис. 1). Каждый из концов пентаграммы символизирует одну из стихий; Дух пребывает на вершине.

Общеизвестно, что виккане помещают Дух на острие своей пентаграммы, тогда как сатанисты — в основание перевернутой пентаграммы. Главное разногласие здесь в том, что ставить выше — Дух или материю. По моему мнению, религия, ориентированная на Мать-Землю, не должна разделять материю и Дух или предпочитать одно другому. Если сама Земля — это Богиня, разве материя не священна?

«Дух на вершине» указывает на качественное преимущество Духа над стихиями в основании. Греческая философия считала Дух выше и «лучше» материи, а целью индуистской религии было освобождение из материального цикла рождения, смерти и нового рождения. Между тем, в Викке цикл возрождения мы празднуем в теле самой Земли. Мы поклоняемся материи.

По Аристотелю эфир возникает из того же вещества, что и прочие стихии, а виккане категорически обособляют Дух. Мне думается, что такой подход ошибочен.

Поскольку Викка является религией Земли (планеты Земли — Гайи, а не стихии), я не считаю отделение священного (Духа) от материального (стихий) правильным. Напротив, стихии вмещают в себя всю планету Земля, а потому материя также священна. Стихии никак не ниже нас, они являются нами, они — фундамент и основа всего.

Представления, воплощенные в викканском ритуале, предлагают нам иной взгляд на отношения Духа и стихий.

В традиционном викканском круге свечи или факелы устанавливаются на четырех кардинальных точках окружности (восток, юг, запад, север). Каждая точка символизирует ту или иную стихию. Разные традиции предполагают различные варианты размещения алтаря, но меня учили располагать его в центре круга. Со временем я поняла, что ритуал — своего рода «квадратный круг», разделенный на четверти, и алтарь должен находиться в месте встречи стихий (рис. 2).

В центре круга — алтарь, точка, где сфокусированы пребывающие в абсолютном равновесии энергии каждой четверти. Что находится на алтаре? Изображения богов, идолы — то, что делает алтарь местом концентрации Духа. Таким образом, разделенный на четверти круг может представлять четыре стихии и Дух более целостно, чем пентаграмма (которая имеет свое собственное мистическое значение).

По сути дела, это не что иное как не доведенная до логического завершения мысль Аристотеля (хотя и без рассуждений о температуре и влажности): Дух — это результат пересечения и сочетания всех четырех стихий. Квинтэссенция — это магическое целое, которое больше, чем сумма всех составляющих его частей. Стихийные существа (элементали), как мы скоро узнаем, владеют лишь исконно присущими им качествами: элементали Земли будут только Землей и не способны действовать иначе, чем свойственно земной стихии; они не могут чувствовать или проявлять свою волю. Огненные элементали навсегда останутся Огнем; им чужды постоянство или самоконтроль. В противоположность им люди и прочие существа, обладающие Духом, могут сочетать в себе способности всех четырех стихий и свободны развиваться и действовать в любом направлении.

Разделение круга на четыре четверти придает целостность и равновесие. Точно так же, как и в природе, стихии должны быть сбалансированы в каждом человеке — эту идею я и называю Путем Четырех, которым мы займемся в самом обозримом будущем.

Стихийные существа

Итак, стихии — это качества, абстракция, материал. Они не способны чувствовать и безлики. Однако известны два рода сущностей, называемые стихийными существами, природа которых определена и ограничена стихиями. Это — элементали и Хранители. Ни элементали, ни Хранители не имеют божественной сущности, хотя некоторые люди склонны полагать иначе и почитать их соответствующим образом. Большинство ведьм и магов не поклоняются стихийным существам, хотя и отдают им должное уважение и работают с ними.

Элементали (духи стихий)

Свое название и описание элементали получили благодаря знаменитому немецкому алхимику и врачевателю XVI века Парацельсу. Он ввел в обиход слова сильф для обозначения элементаля Воздуха, ундина — для элементаля Воды, гном и саламандра — для Земли и Огня. Парацельс остается влиятельной фигурой в современной медицине (он разработал метод гомеопатии) и оккультизме. Выдающимся оккультистам конца XIX–начала XX века: Францу Хартманну и Артуру Эдварду Уэйту — принадлежат книги о Парацельсе8. (Оккультные ордена, в свою очередь, стали одной из самых влиятельных сил, приведших, в конце концов, к рождению современной Викки.)

Элементалей нередко называют меньшими существами. При этом, по моему мнению, они вовсе не являются низшими. У них меньше составляющих, чем у нас; в этом отношении они проще.

В отличие от стихий, элементали являются сознательными, чувствующими существами, своего рода духами стихий. Каждый из них состоит только из своей собственной стихии и обладает ее природой. Каждый из элементалей использует возможности своей стихии; ундины, например, могут одновременно влиять и на дождь, и на сердечные дела. Хотя элементалей и называют духами, Духом, как сочетанием четырех стихий, они не обладают, а поэтому не могут изменять себя.

Чтобы понять природу элементалей, необходимо обладать достаточно богатым воображением. Мы привыкли рассматривать атрибуты стихий в сочетании, как внутри самих себя, так и вокруг нас, и нам бывает нелегко представить существо, состоящее лишь из одной стихии.

Сильфы

Сильфы состоят из Воздуха. Они мыслят и парят. Они неуловимы. Они не реагируют на чувства и не испытывают таковых. Им нельзя доставить удовольствие, надоесть или нанести обиду. Вы не можете убедить сильфа позаботиться о ком-нибудь, поскольку проявление заботы есть эмоция (Вода). Не ждите глубокой привязанности со стороны сильфов, потому как глубина не присуща природе Воздуха.

В эпоху Возрождения сильфов изображали в виде крылатых человеческих фигур, нередко как крошечных херувимов. Похоже, что современные представления о феях, которые вызывают в памяти иллюстрации художника викторианской эпохи Артура Рэкхэма к волшебным сказкам и пьесам Шекспира, больше относятся к сильфам, нежели собственно к феям. Подобно ветру, сильфы способны быстро двигаться, мгновенно перемещаться на огромные расстояния. Принадлежа стихии Воздуха, сильфы имеют власть над мыслями и речью. Они умны и убедительны. Однако хорошо подвешенный язык — палка о двух концах, и честность у сильфов не в почете. При этом, как и некоторые люди-интеллектуалы, сильфы могут обладать чувством превосходства, демонстрировать пренебрежение и уклоняться от общения.

Саламандры

Парацельс описывает саламандр великолепными, сияющими богоподобными существами. На средневековых гравюрах саламандры подобны драконам, нередко крылатым, и порой имеют человеческие лица. Некоторые считают саламандрами причудливые образы, рожденные в сполохах огня. Их можно представить себе как пляску языков пламени, беспрестанно меняющих свои очертания. И пламя, и саламандры переменчивы по своей форме, однако их окраска всегда огненная.

Саламандры — это сам Огонь. Они обжигают, источают дым и пылают. Они темпераментные, импульсивные, быстрые и своевольные. Им незнакомы осторожность и тревоги; такие качества не свойственны природе Огня. Маги, призывающие саламандр…