Магия Земли. Магия Воды. Магия Воздуха. Магия Огня

УДК 159.9

ББК 88.6

М15

Дизайн обложки Арега Мирзояна

Перевод с английского Алексея Архипова

Маккей Д. Г.

Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге + Магия Воды. Все тайны стихии в одной книге + Магия Воздуха. Все тайны стихии в одной книге + Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге.. — СПб.: ИГ «Весь», 2023. — 1280 с.

ISBN 9795944387881

Сборник состоит из книг: Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге, Магия Воды. Все тайны стихии в одной книге, Магия Воздуха. Все тайны стихии в одной книге, Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге.

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2022

Посвящается членам ковена «Северное сердце» (прежним, нынешним и будущим) как награда за их магию, дружбу и любовь к Ремеслу, а также Джеффу, от всего моего любящего сердца, за поддержку шумной ватаги ведьм в подвале его дома.

Магия Земли

Оглавление

Предупреждение

Предисловие

От автора

Часть I. История, фольклор и миф

Глава 1. Земля в разных эпохах и культурах

Глава 2. Мифологические животные и места стихии Земли

Глава 3. Земля и небожители

Глава 4. Священные места стихии Земли

Часть II. Работа со стихией Земли

Глава 5. Стихия Земли в магии

Глава 6. Травы стихии Земли и лекарства из растительного сырья

Глава 7. Кристаллы и камни стихии Земли

Глава 8. Животные-каналы стихии Земли

Часть III. Рецепты, ритуалы и колдовство

Глава 9. Установление связи с духом места

Глава 10. Магия захоронения и кладбищенской земли

Глава 11. Ритуалы и заклинания стихии Земли

Глава 12. Земное Колесо года и кухонное колдовство

Заключение

Приложение

Библиография

Предупреждение

Ни автор, ни издатель не несут никакой ответственности за использование (в том числе ненадлежащим образом) упомянутых в этой книге растений и экстрактов, в особенности снабженных пометками «Токсичные» и «Ядовитые». Даже прикосновение к некоторым из этих растений может вызвать болезненную реакцию. Включенные в эту книгу растения и экстракты снабжены предостережениями и призваны обеспечить всестороннее изучение затронутых здесь тем.

Все растения и экстракты, как и традиционные лекарства, с течением времени могут начать вредить при их неправильном и/или чрезмерном употреблении. Убедитесь в том, что вы в полной мере отдаете себе отчет в том, с чем имеете дело. Используйте только свежие травы из надежного и проверенного источника и помните о том, что воздействие препарата варьируется.

Ни автор, ни издатель не подтверждают и не гарантируют лечебные эффекты любого из препаратов, описанных в этой книге.

Предисловие

На протяжении веков в самых разных эзотерических традициях стихии были краеугольными камнями магической практики. Будь то древняя астрология или современное колдовство, нижеследующие четыре основные стихии формируют границы и основу для более крупных, многомерных духовных структур.

Здесь Земля — это в прямом смысле почва, по которой мы ходим. Это камни, грязь и горы. Земля — это также наше тело и наше физическое проявление в жизни. Земля — это наш центр, наши деньги и наша стабильность.

Огонь — это пламя в очаге. Это свеча, костер, солнце. Огонь как согревает, так и испепеляет. Он способен преобразовывать и подстрекать. Огонь — это пламя страсти и нашего волевого решения продолжать свой путь.

Вода — это дождь с небес. Это мировые океаны, озера и реки. Это успокаивающая ванна и утренняя роса. Вода — это наша кровь, пот и слезы. Она управляет нашими эмоциями и проявляется в виде воспоминаний.

Воздух окружает нас повсюду. Это звуки, которые мы слышим, и ветер, касающийся нашего лица. Воздух несет семена, пыльцу и ароматы, которые одновременно предупреждают и радуют. Воздух — это наш голос, наши мысли и представления.

Несмотря на то что каждая эзотерическая система применяет эти базовые концепции по-своему, в любой из них присутствуют стихии, помогающие структурировать практику и развивать более глубокое понимание себя.

У современных ведьм стихии зачастую представлены в их магических инструментах, когда котел, к примеру, может олицетворять Воду, а пентакль — Землю. Таким образом, викканам стихии помогают создать магический круг и усилить защиту сторон света. В Таро стихии действуют через символические образы карт, а в астрологии они соответствуют знакам. Другие стихии просто служат духовным руководством для ежедневных медитаций, визуализаций, заклинаний или уроков жизни. Возможно, вы спросите, к какой стихии вам следует обратиться сегодня.

Эта книга является четвертой в серии, посвященной глубокому изучению символики и духовного применения стихий с давних времен и до наших дней. В каждой из этих книг изучается лишь одна стихия, начиная с Воды. В серию включено все, что связано с той или иной освещаемой стихией, — от духовных мест и божеств до практических заклинаний и ритуалов. Эта книга и ее сестры предоставят все нужное как ведьмам, желающим отточить свои навыки в работе со стихиями, так и тем, кто только начинает постигать азы мастерства.

Четыре книги из цикла «Магия стихий», написанные четырьмя разными авторами из разных уголков мира, покажут вам, сколь широко и глубоко эзотерическое понимание стихий, и помогут направить полученные знания на удовлетворение собственных магических и духовных потребностей.

Давайте вместе отправимся в путешествие по четырем стихиям и скрупулезно исследуем их.

Хизер Грин,

редактор отдела закупок

издательства Llewellyn Worldwide

От автора

24 декабря 1968 года астронавты космической миссии «Аполлон-8» отмечали сочельник, облетая Луну. Когда космический корабль покидал темную сторону Луны, над горизонтом нашего естественного спутника восходила планета Земля, наш родной дом. Астронавт Билл Андерс взял фотоаппарат и сделал отличный снимок. На переднем плане фотографии изображена серая, покрытая кратерами поверхность Луны, а дальше, в глубине космоса, на чернильно-черном фоне затерялась одинокая бело-голубая планета, такая маленькая и невероятно красивая.

Эта цветная фотография стала единственной в своем роде. Это было еще до того, как спутниковые снимки освободили астронавтов от необходимости удачно расположиться с камерой в нужном месте и в нужное время. Тогда еще не было цифровой съемки, позволяющей за считанные секунды разослать снимок в разные концы мира. Пленку нужно было вернуть на Землю и проявить. Лишь после того как был отпразднован Новый год (1969), мир узнал о том, что уже успело изменить жизнь астронавтов.

Итак, мы видим планету Земля. Наша биосфера выглядит как туманный ореол голубого цвета, своего рода планетарная аура, под которой можно разглядеть клубящиеся белые облака, бескрайние голубые океаны и песчано-коричневый силуэт Африки. Четкая линия позволяет судить о том, что больше половины планеты залито дневным светом, в то время как остальная часть земного шара окутана ночной мглой. Вся наша история, ее настоящее и будущее, отражена на этой фотографии: все существа, растения, камни, капли воды. Все человечество, за исключением трех астронавтов, сидящих в своем космическом корабле, запечатлено на одном великолепном снимке.

Эта фотография получила название «Восход Земли» и впоследствии прославилась как одна из самых эпохальных фотографий в истории человечества. В те дни люди впервые получили возможность увидеть нашу планету со стороны и полюбоваться утонченной красотой нашего общего дома. Эта фотография прославилась. Ее можно было увидеть в любом уголке мира. Она была повсюду: в телевизоре, на обложках журналов, в школьных учебниках, энциклопедиях и газетных статьях. Но в тот день Билл Андерс дал нам нечто большее, чем просто впечатляющую фотографию. Он дал обычному человеку возможность увидеть гораздо больше, приобщиться к опыту избранных, побывавших в космосе. Я говорю об эффекте обзора.

В 1987 году философ и писатель на космическую тему Фрэнк Уайт ввел термин «эффект обзора» для описания феномена, с которым сталкиваются астронавты, когда они видят Землю из космоса. Покорители вселенной, с которыми беседовал Уайт, часто сообщали о том, что после того, как они покинули Землю и смогли увидеть ее целиком издали, в их сознании случился переворот. Они рассказывали, что при виде того, как в безбрежной черноте космоса плывет наша планета, неся на себе их соплеменников, они испытывали сильные эмоции, ощущая свое родство со всем живым и благоговейный трепет.

Когда человек смотрит на нашу планету из космоса, он не видит на ней границы, разделения, стены. Перед ним единая планета (один дом на всех, единый и прекрасный), окутанная на удивление тонким защитным слоем атмосферы, благодаря которому на ней могут жить растения и животные.

Разве это зрелище могло не повлиять на жизнь тех немногих, которым посчастливилось подняться на ракете и увидеть все это сверху? Почему человеку нужно идти на крайности, чтобы в его сознании совершился столь радикальный переворот?

В жизни каждого человека бывали моменты, когда повседневная рутина будничной жизни заставляла его отступить и собраться с силами. Для такого изменения перспективы нужно сделать что-то очень простое: например, уклониться от спора, взять отпуск или выключить телефон. На каком-то уровне все мы понимаем, что для того, чтобы определиться с тем, что поистине важно для нас, нам нужно увидеть общую картину. У астронавтов, которым посчастливилось непосредственно испытать эффект обзора, был самый фееричный «отпуск», который только может вообразить человек.

Чему это может научить нас: ведьм, язычников, магов и прочих служителей Земли, обнимающих деревья? Для меня это тревожный звонок. Уроки, которые мы можем извлечь, осознав общность судьбы обитателей нашей планеты и приняв осознанное решение действовать, являются залогом расширения возможностей нашей духовной практики и вообще нашей жизни. Когда мы уважаем и признаем взаимосвязанность человечества и мира природы, а также свое место во вселенной, тогда мы можем получить представление о таящихся в нас способностях. Мы можем осознать всю грандиозность нашего потенциала и с помощью магии найти способы подключиться к энергиям окружающей нас природы и развивать свою магическую практику, чтобы строить тот мир, в котором мы хотим жить.

Несколько лет назад я сняла документальный фильм «Звездные ночи» об астрономах-любителях. Во время работы над проектом мне удалось побывать в нескольких небольших обсерваториях в Британской Колумбии[1], где я познакомилась с любителями астрономии, которые работают на этих станциях слежения за космическими объектами, и где многое узнала о предмете их увлечения. До того у меня были самые смутные представления о том, что я собиралась обсудить, то есть о телескопах, планетах и звездах — об астрономии и с чем ее едят. Да, мы говорили и об этих вещах, но то и дело возвращались к Земле. У каждого из этих добрых и приветливых людей, с которыми я познакомилась, нашлась для меня парочка историй о том, как они осознали, до чего мала наша планета на фоне космоса, и испытали при этом смирение и благоговение. У каждого из них был момент, когда, глядя в телескоп, человек понимал, сколь потрясающе открывшееся ему зрелище, и размышлял о том, как нам повезло, что на нашей планете сложились столь идеальные условия для зарождения и процветания жизни. Возможно, это не тот эффект обзора, который испытывают астронавты во время космических полетов, и все же после того, как я побеседовала с этими астрономами, а затем получила возможность посмотреть в большие телескопы и увидеть глубины космоса собственными глазами, меня буквально переполняли эмоции и острое чувство сакральности и особой животворной силы самой почвы, на которой я стояла, чего я никогда прежде не испытывала.

В этой книге мы поговорим о том, как мы могли бы расширить наше представление о значении термина «Земля» и применить это новое понимание в практике магии. Что определяет Землю как стихию? Какие ресурсы под управлением нашей Матери-Земли связаны с нашими магическими техниками? Как мы можем подключиться к природным энергиям Земли и использовать ее для развития наших магических навыков и улучшения нашей жизни? Эта книга даст вам справочную информацию о различных символах и проявлениях стихии Земли, которые вы можете использовать в своей магической практике.

Ведите дневник о своем взаимодействии с Землей

Я рекомендую вам делать заметки по мере продвижения по этой книге. Записывайте свои наблюдения в дневник, а позже возвращайтесь к ним. Не стесняйтесь менять свое мнение и править свои записи. Мы видим в природе, что ничто не рождается полностью сформированным. Рост происходит постепенно! Пусть ваш дневник станет документом вашего земного развития.

Земля проявляется в тактильных и чувственных удовольствиях, поэтому заведите дневник, который вам нравится, с красивой бумагой для записей. Украсьте свой дневник и придайте ему индивидуальность, сделав его максимально привлекательным для вас.

Подберите для себя эргономичную ручку, которой вам будет легко и приятно выводить слова. Поэкспериментируйте с ручками, добавьте цвета карандашными мелками, рисуйте картинки — проявите творческий подход. Оформляйте дневник таким образом, чтобы вам было интересно открыть его и почитать.

Экземпляр, который вы держите в руках, дает возможность делать заметки. Если вы похожи на меня, то, возможно, тоже очень бережно относитесь к приобретенным книгам. Иногда я разрешаю себе использовать книгу в качестве рабочего инструмента и получать удовольствие от такого формата работы. В данном случае то же самое я разрешаю делать вам. Пишите на полях страниц этой книги, используйте маркер и подчеркивайте строки. Проявляйте спонтанность и изобретательность при работе со своим экземпляром — пусть он сосуществует с вашим дневником как напоминание о ваших развивающихся отношениях со стихией Земли.

В качестве первого урока о Земле я предлагаю вам создать летопись Земли. Планета состоит из многих слоев горных пород и отложений, образующих сценарий ее геологического роста — подобным же образом можно рассказать о своем путешествии по этой книге. Делайте заметки о полученной информации и практической работе, описанной на страницах этой книги. Завершив работу, вернитесь и просмотрите то, что вы написали. Ищите в этих записях даже крупицы вдохновения и понимания.

Современные колдовские и языческие традиции часто называются «земными» путями. Это означает, что в центре религиозной, духовной и/или магической практики находится сама Земля. Такая практика может принимать разные формы: от планирования торжеств в честь природных событий и циклов до почитания Земли как божественного существа. Это божество часто считается женщиной, всеобъемлющей фигурой Матери-Земли. Именно эта связь с реальной, осязаемой и видимой землей вокруг нас привлекает многих людей к изучению этих традиций и их соблюдению.

Что приходит вам на ум, когда вы произносите слово «Земля»? Наша планета? Почва? Перед вашим мысленным взором возникают образы гномов или телеса плодовитых богинь, символизирующих материнское начало? Вы представляете себе зеленые, цветущие сады, изобилующие фруктами и овощами, или расщелины скалистых гор? Вы воспринимаете Землю как холодную и сухую стихию, как древние греки? Или визуализируете ее как единое сложное существо, живое и дышащее, которое называют Геей?

Поиск своего места на Земле (как стихии, родного дома или воплощения божества) начинается с осознания своего места на ней и построения отношений на этой основе.

Практика абсолютно любого колдовства или языческого пути только выиграет, если вы уделите время настройке на естественные энергии Земли вокруг вас и формированию гармонии и общению с силами, действующими в вашем окружении.

Это не так страшно, как может показаться. Первым делом подумайте о месте, в котором вы живете.

Вообразите, что к вам приезжает группа исследователей из другого города. Один из ваших гостей практикует ведьмовство. Он не меньше вашего хочет установить связь с почвой, на которой стоит ваш дом. Представьте себе ваш разговор, если бы этот человек начал задавать вам такие вопросы.

1.Что вы можете рассказать о геологии этой местности? Подумайте о земле, на которой мы стоим: это рыхлая песчаная почва или твердая утрамбованная глина? Этот район находится в пойме реки или на склоне гранитной горы?

2.Есть ли у него какие-то примечательные географические особенности? Есть ли здесь горы, реки или леса, определяющие эту местность? Какие у них названия?

3.Кем были первые жители этого района? Какие коренные народы населяли этот регион до того, как произошло его заселение пришлыми народами? Вы являетесь представителем коренного населения или поселенцев?

4.Назовите местные древние священные места. Есть ли поблизости стоячие камни, священные колодцы, курганы из камней или земли? У них естественное происхождение или они рукотворны? Кто их построил и с какой целью?

5.Что известно местным жителям о духах Земли или сверхъестественных существах? По всему миру ходят истории о других существах, которые населяют ландшафт и влияют на людей, животных и землю.

6.Назовите три местных дерева/цветка/лекарственных растения. Эта задача может оказаться непростой для вас, поскольку нас часто окружают растения и деревья, которые были завезены в наш район и так хорошо прижились, что создается впечатление, будто они были здесь всегда.

7.Назовите трех местных животных/птиц/рыб. Даже в больших городах животные находят способ обустроить свои жилища.

8.В какую примерно календарную дату фактически наступает тот или иной сезон? Это не обязательно синхронизировано с солнцестояниями или равноденствиями. Попытайтесь точно определить, когда, скорее всего, происходит смена времен года.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы проверить себя и посмотреть, насколько вы осведомлены об источнике местных природных богатств и понимаете ли вы, как сочетаются особенности вашего местного ландшафта. Мы используем эти природные богатства и наш ландшафт не только в повседневной мирской жизни, но и в нашей магической практике. Поэтому для нас имеет смысл узнать о том, какие здесь есть ресурсы и откуда они взялись.

Запишите этот список вопросов в свой дневник. Ответьте на максимально возможное количество вопросов, не проводя никаких исследований. Когда запишете ответы в соответствии с имеющейся у вас в настоящий момент информацией, еще раз взгляните на вопросы. На этот раз используйте любые удобные для вас инструменты исследования, чтобы заполнить все пробелы, которые остались у вас, и исправить все ошибки. По мере постепенного роста вашей осведомленности следите за своим прогрессом и делайте заметки обо всех полученных сведениях. Оказавшись в новом месте, вновь просмотрите этот список вопросов.

Цель этой книги состоит в том, чтобы представить читателям информацию и методы, которые могут укрепить их связь со стихией Земли. Я настоятельно рекомендую вам во время чтения книги претворять в жизнь изложенные в ней упражнения, ритуалы и предложения. Изготовление вещей, приготовление продуктов и напитков, заземление и центрирование, заклинание божеств, ведение дневника, осознанная практика магии — все это формирует чувственный, тактильный опыт, вызывающий заметные изменения как вокруг, так и внутри нас. Если вы проделаете все это с учетом подмеченных закономерностей и сезонных перемен вокруг вас, а также того, как они связаны друг с другом, вам будет проще составить собственное мнение о том, как магия Земли влияет на нашу жизнь.

Часть I. История, фольклор и миф

Глава 1. Земля в разных эпохах и культурах

В первой главе мы рассмотрим некоторые из разнообразных проявлений стихии Земли и их влияние на магические и духовные практики людей. На первичном уровне Земля — это наша планета, наш родной дом. Люди во все времена пользовались землей в ремесле и сельском хозяйстве, создавая вещи и продукты для полнокровной жизни, а также предметы поклонения, олицетворяющие наши ценности. На символическом уровне Земля олицетворяет стабильность, заземление и близость к природе. Она соотносится с материализмом и физическим проявлением мыслей, поступков и желаний.

Сотворение мира

Уже на заре своей земной истории люди пытались понять и объяснить, как возникла наша планета. Они рассказывали истории и придумывали мифы, стараясь постичь, описать и обуздать все вокруг, мир людей и существ. Мифы о сотворении мира являются отправной точкой культурных воззрений на мир. Они формируют общий язык, символы и идентичность для группы придумавших их людей. С момента зарождения устного творчества на Земле появилось бесчисленное число культур, распространившихся по всему миру и разделенных временем и пространством. В то же время мифы этих культур о том, как была создана планета Земля, содержат аналогичные темы, подтверждающие ряд примечательных сходств.

В своей книге «Сотворение и продолжение рода: феминистские размышления о мифологиях космогонии и родов у человека»[1] профессор Марта Вайгл, антрополог и фольклорист, подробно описала девять существующих различных типов мифов о сотворении мира.

1.Приращение или соединение: классические стихии каким-то образом объединяются для созидания.

2.Выделение: телесные жидкости божественной сущности проявляют творение.

3.Жертвоприношение: жертва, принесенная неким божеством, запускает творение.

4.Разделение или плод брачных отношений: мифы описывают сексуальное слияние, появление мира из яйца или разделение частей Вселенной.

5.Ныряние за землей: некое божество или существо погружается в воду, чтобы извлечь из нее материал, из которого будет сотворена или воскрешена Земля.

6.Возникновение: первые обитатели Земли приходят из другого места, чтобы создать наш мир.

7.Два творца: мир создан двумя божествами, сотрудничающими или соперничающими.

8.Deus faber: «Бог-Создатель». Мир создан божеством как произведение искусства.

9.Ex nihilo: «Из ничего». Божество создает мир повелением или волевым усилием.

В таких мифах сотворение нашего мира описывается одной из этих девяти концепций или их сочетанием. Одним из наиболее распространенных представлений о сотворении мира является ныряние за землей. Эта тема бытует в Восточной Европе, Сибири, северо-восточной Индии и Северной Америке.

В этих столь не похожих друг на друга культурах мы слышим истории о самых разных существах, ныряющих в бескрайние океаны мира, лишенного суши, чтобы поднять со дна какую-то материю и сформировать среду, в которой могут жить люди и животные.

Легенда о Небесной женщине у ирокезов, или хауденосауни («люди длинного дома»), как они сами называют себя, является примером такого сюжета. У этого мифа много вариантов, но все они содержат одни и те же земные темы, в которых мы видим Небесную женщину как создательницу, мать и богиню.

Небесная женщина

В давние времена мир был покрыт только водой и населен водными существами и птицами, которые могли летать над ним. Высоко над водой жили Небесные люди. Небесная женщина поняла, что она беременна двойней. Затем она споткнулась и провалилась в яму. Хватая на ходу семена и корни, она начала падать в воду. Там, внизу, водные животные и птицы увидели свет, льющийся из отверстия в небе, и падающую фигуру Небесной женщины. Животные собрались и поговорили о том, как можно помочь этой женщине. В итоге к ней послали птиц, чтобы они спустили ее вниз. А Черепаху попросили дать ей безопасное место для приводнения. Спустившись, Небесная женщина стала всех благодарить за оказанную помощь, но ей нужна была земля, на которой она могла жить. Тогда животные одно за другим начали приносить ей по горсти земли, для чего они ныряли глубоко в воду в поисках ила на дне. В конце концов какому-то животному (одни говорят, что им была Ондатра, другие называют Выдру, третьи — Жабу) удалось всплыть с полным ртом ила. Небесная женщина положила ил на спину Черепахи и принялась петь и танцевать. Она посадила семена и корни, за которые ухватилась, когда падала. Пока она пела и танцевала, ил рос и расползался, формируя сушу, которую мы теперь называем Черепашьим островом (или Северной Америкой, как называют его некоторые). Родившиеся близнецы начали ссориться и соперничать. При этом создался наш мир, а Земля обрела равновесие. Затем были сотворены люди, чтобы заботиться о Земле, поддерживать сложившееся равновесие и служить Матери-Земле.

Доисторическая эпоха

Сама Земля стала прибежищем и местом общения для наших далеких предков, которые использовали в качестве жилищ пещеры. Доказательства проживания людей в пещерах находят по всему миру: от Австралии до Европы, Африки и Северной Америки.

Присутствие людей в пещерах подтверждается оставленными ими артефактами и произведениями искусства. В пещерах Альтамира в Испании изображения лошадей и бизонов были нанесены охрой и углем и сохранились вместе с отпечатками рук художников, которые сделали их более 35 600 лет назад. В Лаас-Гаале, в Сомали, коровы в своего рода церемониальных накидках, жирафы и одомашненные собаки сопровождают фигуры людей на рисунках, которым, по оценкам специалистов, от 11 000 до 5000 лет. Скальные прибежища Бхимбетки в Индии хранят множество изображений, одни из которых сделаны 12 000 лет назад, а другие относятся к Средневековью. На этих рисунках можно разглядеть таких животных, как тигр, бизон, обезьяны, слоны и антилопы, а также сцены танцев, охоты и сбора меда.

Самый известный образец пещерной живописи находится недалеко от деревни Монтиньяк на юго-западе Франции. Пещерный комплекс Ласко славится изображениями оленей, зубров, бизонов, лошадей и горных козлов. Рисунки сделаны в период палеолита, от 17 000 до 15 000 лет до н. э. Стены украшают более шестисот изображений, в том числе быка длиной 5,2 метра. Благодаря этому обстоятельству нарисованный бык стал самым крупным изображением животных из всех, когда-либо найденных в пещерах.

Высокая степень художественного мастерства и детализации рисунков, характерная для пещерной живописи, указывает на то, что у художников и сообществ, которые они представляли, были важные причины для таких хлопот и старания.

Работать в темной пещере, освещенной одними кострами, было трудно. Некоторые рисунки во многих найденных образцах пещерной живописи находятся высоко над головой или в неудобных, труднодоступных местах. Мы можем только догадываться о том, для чего были сделаны эти картины. Теоретически они могли иметь ритуальное или религиозное значение или представлять собой некую форму симпатической магии для обеспечения успешной охоты. Что бы ни двигало этими художниками, появление таких произведений искусства в столь многих и разных уголках мира указывает на присущее человеку желание укрыться в пещере и оставить в ней свидетельство своей связи с землей и животными.

Древнегреческие философы верили, что все в мире состоит из того, что мы сейчас называем четырьмя классическими стихиями, то есть из Земли, Воздуха, Огня и Воды. В какой-то момент они добавили пятую стихию — Эфир, или Дух. Вышедшие из этого учения символы и соответствия дошли до наших дней и до сих пор упоминаются как магами, так и учеными.

В средневековый период христианство вытесняло язычество во многих частях мира. Как мы знаем, «историю пишут победители», поэтому многое из того, что мы знаем о дохристианских обычаях, культах и религиях народов, прежде чем попасть на страницы истории, прошло через фильтр христианства. К тому же летописи составляли в основном мужчины, которые смотрели на мир с точки зрения своего пола. Книги предназначались для немногих избранных, у которых были деньги и особые права, позволявшие научиться читать и писать, получить образование. Учебные заведения были недоступны для женщин и простолюдинов, которые продолжали хранить народные традиции и обычаи. Значительная часть связанных с Землей преданий об этих практиках и верованиях сохранилась в фольклоре или была добыта археологами и учеными в работе с материальными останками древности и с устными преданиями, передаваемыми из поколения в поколение.

Практика алхимии не только жила, но и процветала в этот период, и среди образованной элиты были люди, объединявшие познания в области науки и философии с мистическим взглядом на мир. Алхимики экспериментировали с идеей о том, что все на земле состоит из определенного сочетания четырех классических стихий, и верили, что, если найти способ правильно объединить их, можно создавать что угодно. Атмосфера секретности и таинственности в ремесле алхимиков привлекала к ним внимание не только тех, кто был неравнодушен к оккультизму, но и подозрительных параноиков из католической церкви. Наследием этого учения для современных ведьм и язычников стала система магических соответствий, приписываемых стихиям, которая по сей день признается и используется практикующими многих традиций.

К концу XVII века средневековые суеверия уступили место новому типу мышления, приверженцы которого начали подвергать сомнению господствующие догмы и выражать недоверие деспотическим властям. Эти новые воззрения в эпоху Просвещения вызвали масштабные социальные изменения и в конечном итоге привели к революциям во Франции и Америке. В то же время в европейском и североамериканском обществах начали набирать популярность тайные общества масонов, иллюминатов, розенкрейцеров и др. Эти организации сочетали в себе секретность, эзотерическую мудрость, иерархичность, обрядность, новые парадигмы, а также «социальные лифты» внутри своего ордена. Эти концепции и структуры легли в основу раннего языческого возрождения, поскольку многие из основателей раннего колдовства и языческих движений либо были членами этих организаций, либо вдохновлялись ими. Эти организации также отвечали за строительство зданий для проведения собраний и за издание книг для своих членов. И хотя эти книги были доступны лишь небольшому кругу читателей, они возвещали будущее всем интересующимся оккультной литературой.

Шагнув в новейшую историю, колдовство и язычество оказались в быстро меняющемся мире. В сфере культуры и технологий открытия следовали одно за другим, и планета уже дважды находилась на грани катастрофы в ходе мировых войн. В искусстве, поэзии и литературе романтизировалась природа, а также возвращение к деревенскому быту и жизни на земле. Ностальгия по общению с видимым и незримым миром природы нарастала по мере того, как человечество вступало в XX век.

В западных обществах в те дни наблюдалось усиление интереса ко всему метафизическому и оккультному. Многие люди, обеспокоенные событиями в окружающем их мире, искали ответы у медиумов, экстрасенсов и духов. По растущей востребованности и популярности таких методов, как спиритические сеансы, гадание на картах Таро, на чайных листьях, гадание по ладони и астрология, можно было судить о том, что люди хотят получать ответы и рекомендации, выходящие за рамки того, что им могли дать устоявшиеся институты общества.

По мере трансформации социума то, что прежде можно было обсуждать только шепотом как суеверие, вздор, а то и кое-что похуже, начало набирать силу как достойная альтернатива господствующей модели мышления.

В том же западном обществе всегда существовали представленные в том или ином виде традиции магии. В каждой культуре обнаружится какая-либо традиция народной медицины, заклинаний, проклятий или найдутся знахари, умеющие исцелять людей и животных, а также вызывать или устранять неприятности сверхъестественными средствами. Эти люди умеют управлять миром природы для достижения целей, своих или тех, ради кого они стараются. Все это, как правило, делалось в частном порядке, а глубокое знание сохраняемых преданий и традиций открывалось лишь избранным. К середине XX века существующее положение вещей начало меняться в таких масштабах, какие никто не смог бы предвидеть.

Наши предки могли возводить большие храмы в честь богов или каменные круги и статуи, изображающие различных божеств, но в XX веке появилась новая версия языческой и колдовской культуры. Благодаря открытому доступу к большому объему информации, содержащемуся в широко тиражируемых книгах и периодических изданиях, эти знания привлекли внимание общественности. Организации начали крепнуть и требовать себе такие же права, что и у основных религий. Язычники стали создавать инфраструктуру, специализированные библиотеки, информационные центры и даже учебные заведения, где их единомышленники могли узнать о том, как получить статус официальной духовной организации. Некоторые зашли так далеко, что даже купили земельные участки и создали языческие центры ретрита и кемпинги. Это движение, едва начавшись, сразу набрало большую силу. Интерес к центрам и организациям такого рода был слишком очевидным.

В 1951 году в Великобритании был отменен Закон о колдовстве, поэтому быть ведьмой и заниматься колдовством там больше не считалось противозаконным. Именно в такой свободе нуждался Джеральд Гарднер, еще не старый пенсионер, чтобы издать свою книгу на эту тему и публично объявить себя колдуном.

И хотя Гарднер был далеко не единственным колдуном, активно практиковавшим свое ремесло в то время, он был самым ярким его представителем. Сделав себя рупором нового движения, он принялся активно пропагандировать колдовство в средствах массовой информации. Во всем мире его публичная деятельность, словно свет маяка, притягивала к современному движению колдовства всех, кто находился на той же волне. С этого момента развитие колдовства стало набирать обороты, и тогда же по-настоящему началось формирование институтов язычества и колдовства в их современном виде. После того как оформилась философия этого движения, родилась неоязыческая культура, которой необходимы были источники информации, инфраструктура и система обучения.

Несмотря на то что приведенный ниже список учреждений и организаций не претендует на полноту, он представляет целый мир информационных ресурсов, связанных с язычеством и колдовством. Они представляют Землю, поскольку являются основой наших сообществ, плодородной почвой для нашего творчества и воображения, а также богатой питательной средой для сохранения наших традиций и обычаев. Неоязыческое движение выросло и расцвело очень быстро, что говорит о страстном желании вовлеченных в него людей создавать и развивать подлинные учения и культуру.

Церкви и организации

По мере того как возрастали усилия язычников и виккан, направленные на признание их обществом, росла и потребность в систематическом образовании и профессиональной подготовке. Например, в большинстве викканских традиций существует закрытая система подготовки священнослужителей. Подготовленная Верховная жрица (или Верховный жрец) может посвящать и обучать нового викканина, но ее статус и полученные знания признаются только в рамках конкретного ковена и не имеют официальной силы за его пределами. По мере того как колдовство и язычество распространялись и набирали популярность на протяжении 1970-х годов, особенно в Северной Америке, люди начали искать формы обучения в учебных заведениях, подобные тем, которые предлагали другие религии. Тогда же начали появляться организации как национального, так и международного формата, призванные подыскивать для духовных искателей учителей и рабочие группы, блюсти колдовские и языческие традиции, во всем поддерживать практикующих.

Одной из старейших языческих церквей, учрежденных в США, была Церковь всех миров, зарегистрированная в 1968 году. Основатель церкви Оберон Зелл способствовал формированию новой языческой культуры через журнал Green Egg и компанию Mythic Images, занимающуюся изготовлением языческих скульптур. Вскоре за ней последовали и другие церкви. В 1975 году в США была создана организация «Завет Богини», которой предстояло служить национальным органом, призванным гарантировать ведьмам и викканам получение тех же прав и привилегий, которые есть у основных религий. В эту сеть входят местные советы на всей территории США, Канады, Великобритании и Австралии, предоставляющие ритуальные и образовательные услуги.

Викканская церковь Канады, расположенная в Торонто (штат Онтарио), была официально признана в Канаде в 1979 году. В 1980 году Верховная жрица Тамарра Джеймс стала первой викканской жрицей, которой разрешили посещать канадскую тюрьму для духовного окормления заключенных. На пару с мужем Ричардом она открыла эзотерический магазин и основала центр «Традиция Одиссея», который на протяжении последних сорока лет регулярно проводит обучение и публичные занятия. В настоящее время Викканская церковь Канады считается старейшей и крупнейшей викканской организацией страны.

Еще одна влиятельная американская языческая церковь — это Церковь Скинии Водолея, которая была основана в том же 1979 году и является не только традицией, но и служит объединением, предоставляя информацию и юридическую поддержку другим викканским и языческим группам. Церковь Скинии Водолея юридически признана в США, а также в Канаде, Южной Африке, Австралии и Ирландии. Помимо этого, данная церковь опекает Духовную семинарию Вулстон-Стин, которая ведет обучение священников, а также молодежную организацию SpiralScouts International, похожую на известную организацию скаутов, но с языческим уклоном.

Не все языческие организации являются церквями. В 1971 году в Великобритании для защиты интересов языческого сообщества и борьбы с негативными стереотипами, широко распространенными в то время и, увы, все еще бытующими в наши дни, была основана Федерация язычников. Международная федерация язычников была создана позже как международное объединение с членами по меньшей мере из двадцати трех стран, представляющее широкий спектр языческих традиций. Международная федерация язычников не только выполняет ту же роль, что и Федерация язычников, но и выступает как информационный центр для единения духовных искателей и активных практиков по всему миру.

Фонд Дорин Валиенте показывает растущее понимание важности документирования деятельности язычников в новейшей истории и сохранения свидетельств тех, кто имеет прямое отношение к ее событиям. Дорин носит неофициальный титул Матери современного колдовства. Ее книги и стихи сформировали образ Викки и, соответственно, современного колдовства и многих форм язычества. Когда она умерла (в 1999 году), после нее осталась коллекция предметов, связанных с магией и Виккой, завещанная Джону Белхэму-Пейну, Верховному жрецу, с которым она работала вплоть до самой своей смерти. Джон и его жена Джули основали Центр исследований язычества — организацию, которая проводит просветительские лекции по магии и фольклору. Эти предметы были переданы созданному ими благотворительному фонду Дорин Валиенте под гарантию того, что они будут изучены и выставлены на обозрение без угрозы их утраты, коммерческой эксплуатации или продажи.

С увеличением числа организаций подобного типа возникла необходимость в местах для собраний адептов. Информационными центрами, предоставляющими свои площадки для общения духовных искателей, где у них была бы возможность найти общину, учителей и единомышленников, стали эзотерические магазины.

На Западе практически при каждом сообществе, сколь угодно большом или малом, есть предприятие, которое продает специфические товары людям, увлекающимся магией. Карты Таро, свечи, травы и книги, предназначенные для покупателей из числа язычников и колдунов, привозят большими коробками даже в обычные книжные магазины, что является ярким свидетельством того, что эти вещи пользуются спросом и приносят прибыль. Но замкнутые помещения магазинчиков скоро перестали удовлетворять потребность язычников в удобных для собраний общины пространствах. Стремление встречаться на открытом воздухе для тесного общения с природой и землей привело к созданию принадлежащей язычникам и управляемой ими инфраструктуры на лоне природы. Поиски земельных участков для осуществления культурной и духовной деятельности языческих организаций продолжались.

Собрания язычников под открытым небом

Многие язычники предпочитают принимать участие в фестивалях на свежем воздухе. Летом мероприятия продолжительностью от одного дня до недели и более, как правило, проводят на арендованном по такому случаю земельном участке. При этом их устроители по договоренности с землевладельцем иногда организуют кемпинг. Несколько лиц и групп, желая построить для язычников постоянное прибежище, вложились с этой целью в покупку земли. В 1974 году был основан природный заповедник Circle Sanctuary («Святилище круга»), который обеспечил базу столь нуждающемуся в ней языческому сообществу, ряды которого активно пополняются. Этот земельный участок, занимающий 80 гектаров сельской местности на юго-западе американского штата Висконсин, стал местом, где проводят ежегодный фестиваль, занятия и ритуалы с учетом времен года. В «Святилище круга» также расположено одно из первых «зеленых кладбищ» в США. Для захоронения и увековечения памяти почивших ведьм, язычников и других людей, поклонявшихся природе, лучше места не найти. На этом кладбище площадью в 8 гектаров также есть специальная зона для павших военнослужащих из числа язычников. Памятники для них предоставляет Министерство по делам ветеранов США. Благодаря усилиям лиги «Статуя Свободы», правозащитной группы, возглавляемой преподобной Селеной Фокс, основательницей «Святилища круга», на памятниках военнослужащим теперь можно изображать пентакль ведьм, виккан и язычников, а также кельтский символ авен, если почивший был друидом.