Секреты мышления. Трансерфинг реальности. Ступень I + II + III + IV + V

УДК 159.961

ББК 88.6

А56

Jonh Algeo and Shirley J. Nicholson

The Power of Thought

Перевод с английского В. М. Куприяновой

Художественное оформление обложки И. А. Лаптевой

Альгео Дж., Николсон Ш. Дж.

Секреты мышления. Управление судьбой. — СПб.: ИГ «Весь», 2018. — 176 с.: ил.

ISBN 978-5-9573-2474-4

Перед вами классическая работа Анни Безант, одной из ранних представительниц теософской школы. Впервые ее труд был опубликован в 1903 году. Ведущие современные теософы Джон Альгео и Ширли Дж. Николсон решили переиздать «Секреты мышления», они адаптировали язык Анни Безант для читателей XXI века и дополнили книгу практическими упражнениями.

По мнению авторов, мысль — это реальная объективная сила. Наши мысли способны влиять на других людей и на окружающую нас действительность.

Цель этой книги — научить нас использовать силу мысли наилучшим образом.

Благодаря практическим упражнениям, вы сможете повысить уровень осознанности, улучшить память и способно-сти к концентрации, сделать свою жизнь более полной, продуктивной и счастливой, стать позитивной силой в этом мире и помогать другим.

В этой работе заключена мудрость, которая ведет к покою!

Тематика: Эзотерика/Практическая эзотерика

Ранее эта книга выходила под названием «Сила мысли. Как стать хозяином своей судьбы».

Впервые опубликовано Theosophical Society, Америка, 2001 год.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-2474-4

ISBN 978-0-8356-0797-1 (англ.)

© Theosophical Society in America, 2001

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2009

Оглавление

От издателя

Глава 1. Сила мысли и мыслителя

«Я» как Познающий

Не-«Я» как Познаваемое

Познание

Практические рекомендации

Глава 2. Природа мысли

Цепочка «Познающий–Познаваемое–Познание»

Диапазоны вибраций

Практические рекомендации

Глава 3. Творец иллюзии

Вибрации и конкретный ум

Построение и эволюция ментального тела

Формирование силы мысли

Практические рекомендации

Глава 4. Как передается мысль

От мозга к мозгу

От разума к разуму

Общественное мнение и национальные предрассудки

Как выжить в атмосфере смешанного мышления

Практические рекомендации

Глава 5. Истоки мышления

Ощущения, восприятие и личность

Ощущение и мысль

Целостность мышления

Практические рекомендации

Глава 6. Природа памяти

Плохая память

Память и предвидение

Практические рекомендации

Глава 7. Развитие мышления

Внимательное и точное наблюдение

Как добиться автоматизма при наблюдении

Развитие умственных способностей

Тренировка ума

Общение с великими мыслителями

Практические рекомендации

Глава 8. Концентрация

Трудности

Открывая в себе Познающего

Сознание за пределами времени и пространства

Техники концентрации

Практические рекомендации

Глава 9. Достигая концентрации и медитируя

Нежелательные мысли

Правильная и неправильная концентрация

Медитация

Практические рекомендации

Глава 10. Укрепляя силу мысли

Наши внутренние силы

Откуда приходит беспокойство, и как его преодолеть

Мышление и остановка мыслительной деятельности

Замена объекта

Практические рекомендации

Глава 11. Как помочь другим своими мыслями

О роли кармы

Помощь умершим

Работа мысли за пределами физического тела

Сила объединенной мысли

Практические рекомендации

Глава 12. Секрет спокойствия ума

Достижение покоя

Практические рекомендации

Библиография

От издателя

И Будда, и Гераклит говорили о том, что все сущее постоянно изменяется. Книги — не исключение. Труды, излагающие и поясняющие постулаты Преданий Мудрости, более известных под общим названием теософия, широко издаются с 1877 года. И сегодня этих книг, наполненных глубочайшими прозрениями, существует великое множество.

Издание сочинений такого рода являлось одной из первоочередных задач Теософского Общества. Но каждая книга говорит языком своей эпохи. Поэтому во многих теософских трудах истины, неподвластные времени, изложены в архаичной манере. Лексика, грамматические формы, стилистические нюансы, иллюстративный материал, пространные сентенции, порядок слов внутри фразы, аллюзии и даже отдельные утверждения, поясняющие те или иные факты, — все это до некоторой степени не соответствует сегодняшнему дню. Безусловно, это мелочи по сравнению с глубиной откровений, которые несут в себе данные работы. Однако из-за них сегодняшние читатели могут испытывать значительные затруднения, пытаясь проникнуть сквозь «поверхность» текста и постичь его внутреннюю суть. Такие сложности могут стать препятствием, делающим прекрасные ранние работы недоступными современным читателям.

Руководствуясь этими соображениями, издательский дом Теософского Общества основал новую серию, в которой издаются классические теософские тексты, переработанные для читателей XXI века. Мы поставили перед собой задачу сохранить мудрость оригиналов, но обновить форму изложения, сделав более современными язык, стиль, а там, где это необходимо, и содержание. Тексты в новой редакции не претендуют (да и не должны претендовать) на то, чтобы заменить собою оригиналы, которые по-прежнему доступны всем, кто предпочитает обращаться к истокам. Также оригинальные тексты необходимы для решения исторических задач и в качестве эталона, позволяющего оценить качество новых редакций — уже существующих и тех, что появятся в будущем. Ведь со временем и нынешние переложения должны будут уступить место новым, в основу которых лягут первоисточники. Сами по себе изменения не могут быть причиной для беспокойства, тревожиться стоит из-за неумения правильно на них реагировать.

Люди, занимавшиеся адаптацией этой книги, ни в коей мере не подвергали сомнению ее исконный смысл — ответ-ственность за него лежит исключительно на авторе оригинального текста. Их задачей было сделать этот смысл доступным для понимания, насколько это возможно, и они всецело в ответе за купюры, изменения и дополнения, внесенные в текст первоисточника ради достижения этой цели.

Мы надеемся, что книги из новой серии привлекут новых читателей, дадут им возможность соприкоснуться со старинной мудростью, а в ком-то пробудят интерес к изучению оригиналов и дальнейшему исследованию бескрайних просторов теософии.

Глава 1

Сила мысли и мыслителя

Краткое содержание главы

Мысль — это сила, благодаря которой мы познаем окружающий мир и других людей. Посредством мысли мы влияем на изменение мира в лучшую или в худшую сторону.

Мысль также дает нам возможность познать самих себя. Благодаря своим мыслям мы можем сотворить себя заново.

Для любого знания есть лишь одно верное применение — сделать жизнь лучше не только для себя, но и для других.

Мыслитель — это сознательная личность, действующая благодаря материальному воплощению.

Сознание и материя — это две формы выражения Единой Реальности, источника всего, что есть, и потенциального источника всего, что может быть.

Каждый из нас есть личность («Я») — квант, частица света в луче сознания Единого «Я», Изначального Сознания, Единой Реальности.

Будучи личностями («Я»), мы функционируем, познавая, испытывая желания и питая энергией материю, из которой, в свою очередь, рождаются мысли, желания и действия.

Как не-«Я» личность воспринимает все, что существует за ее пределами, включая все остальные самостоятельные личности, а также собственные мысли, желания и физические тела.

Отношения между «Я» (или Познающим) и не-«Я» (Познаваемым) есть познание.

Мысль — это сила. Реальная, объективная сила. Наши мысли — это не «что-то субъективное в наших головах». Они обладают энергией и своего рода материальной реальностью, посредством которой воздействуют на других людей и окрашивают ментальную атмосферу вокруг нас.

Помогая окружающим, мы можем научиться использовать силу наших мыслей таким образом, что сами станем силами добра в этом мире. Мы можем обратиться к силе мысли за тем, чтобы выяснить, кто мы есть на самом деле, и тем самым исполнить древний завет «Познай самого себя». Мы можем прибегнуть к этой силе, чтобы развить то лучшее, что дано нам от природы, и сделать жизнь более полной, продуктивной, счастливой и полезной. Эта небольшая книга может научить нас наилучшим образом использовать огромный энергетический потенциал наших мыслей и нашего мышления.

Мы делим наш мир со всеми остальными живыми существами. Тем самым воздухом, который мы вдыхаем и выдыхаем, уже дышали те, кто нас окружает. Он уже побывал в легких и кровеносных сосудах бесчисленного множества живых существ, и каждый организм, который «питался» этим воздухом, изменял его, что-то из него забирая и что-то в него привнося. Животные потребляют кислород и выделяют углекислый газ, у растений имеет место обратный процесс. Кроме того, каждый из нас в процессе дыхания может исторгнуть в воздух микроорганизмы, например вирусы гриппа. Таким образом, с каждым вдохом мы впускаем в себя частицу всех существ, обитающих на этой планете и умеющих дышать. Разделяя с окружающими воздух, мы разделяем с ними и самих себя.

Однако наша жизнь протекает не только в физической среде, но также в эмоциональной, ментальной и прочих средах. Мы воздействуем на эти тонкие среды, а они в ответ воздействуют на нас, и сила этого взаимного влияния ничуть не меньше, чем та, что возникает при взаимодействии нас с окружающим физическим миром. Атмосфера нашей планеты состоит не только из воздуха, но также из эмоций и мыслей. Мы живем в атмосфере мыслей и чувств — это столь же несомненно, как и то, что мы живем в атмосфере, состоящей из химических веществ, пребывающих в газообразном состоянии. Таким образом, целостная экология нашей планеты имеет физическое, эмоциональное и ментальное измерения.

Эти нефизические среды можно представить как миры, состоящие из структур материи, более тонких, нежели те, что образуют окружающий нас физический мир. Они недоступны для восприятия обычными органами чувств, но тем не менее материальны. Эмоции и мысли — вот формы, в которые облечена эта нефизическая материя. И подобно тому, как мы создаем и разрушаем формы в физическом мире, мы способны создавать и разрушать формы эмоциональные и ментальные. Мы все непрерывно преобразуем нашу общую для всех тонкую среду так же, как и физическую. И мы можем научиться формировать наш мир сознательно и обдуманно.

Мысль — это творческая сила. Она создает в окружающей нас ментальной атмосфере вполне реальные формы, которые влияют на привычный для нас и для других людей способ восприятия мира. Таким образом, зная, какое действие оказывает сила мысли, мы можем лучше понять окружающий мир и найти смысл жизни. Кроме того, поняв, как работает мысль, мы выясним, насколько ограничены наши знания, и убедимся, что вещи видятся нам не такими, какие они есть на самом деле. Это может помочь нам лучше понять окружающих и существенно продвинуться на пути самопознания.

Корень нашего невежества в том, что мы не знаем, кто мы есть. На протяжении всей истории человечества философские и религиозные учения говорили о величайшей важности знания. Над входом в Дельфийский храм греки начертали: «Познай себя». В великом философском трактате индуистов Упанишадах говорится, что глубокое познание собственной личности позволит постичь все, что необходимо знать. Александр Поуп в «Эссе о человеке» писал: «Наша тяга к познанию вызвана стремлением разобраться в самих себе». Не зная, кем мы являемся в действительности, мы не можем ни по достоинству оценить себя, ни правильно поступать. Как писал Теннисон в стихотворении «Энона»:

Самоуважение, самопознание, самоконтроль —

Вот три силы, приводящие нас к верховной власти.

Осознание того, кто мы есть (самопознание), позволяет нам понять собственную ценность (самоуважение) и найти способ применить скрытую в нас силу (самоконтроль) на благо всему миру, включая нас самих (верховная власть).

Каким образом можно познать себя? Допустим, некто спрашивает: «Кто вы?» Чаще всего в ответ на этот вопрос мы называем свое имя, рассказываем о том, откуда мы родом, с кем состоим в родстве, или делимся другой, столь же поверхностной информацией. Но эти сведения никоим образом не отражают нашей истинной сущности. Если же мы сами зададимся вопросом, кто мы есть, дать определенный ответ будет куда сложнее. Вполне возможно, что мы не знаем, кто мы есть. Основная цель этой книги — научить читателей использовать силу мысли, чтобы найти ответ на важнейший из всех вопросов: «Кто я?»

Одно из условий, без которого невозможно прийти к ответу на этот вопрос, — это осознание разницы между нами, мыслящими субъектами, и мыслями, которые у нас рождаются, но в то же время могут жить своей жизнью. Эта книга указывает путь, следуя которым, вы обретете власть над собственными мыслями и не позволите мыслям подчинить себе вашу волю. Она учит, как раскрепостить свои мыслительные способности, научившись концентрировать внимание, объясняет, как направлять свои мысли ради достижения благих целей. В ней показано, насколько могущественной может быть мысль, нацеленная на то, чтобы улучшить жизнь — сделать ее более насыщенной, более соответствующей истинным потребностям человека. В основе этой практической стороны учения лежит особый взгляд на естественную суть человека и окружающего нас мира.

С позиций материализма, — а именно на них держится вся официальная западная наука, — мысли можно рассматривать как «побочный продукт», образующийся при работе головного мозга. Эта идея как нельзя более точно выражена в цитате, взятой нами из книги, увидевшей свет еще в XIX веке: «Мозг выделяет мысль, как желудок выделяет желудочный сок, печень — желчь, а почки — мочу». Попробуем сравнить данное утверждение — яркий пример вульгарного материалистического подхода — с высказыванием одного из первых пропагандистов теософского учения Кутуми Лал Сингха: «Мысли есть вещи». На первый взгляд, в этих утверждениях есть нечто общее — и в первом, и во втором говорится о том, что мысль материальна. Но несмотря на это, представленные точки зрения в метафизическом смысле несопоставимы, поскольку теософия также признает существование мыслителя — личности, которая производит мысли во всей их материальности.

Каковы мысли в сердце его, таков и он.

Книга притчей Соломоновых 23.7

Человек — всего лишь тростник, самая ничтожная вещь в природе, но он мыслящий тростник.

Блез Паскаль

«Я» как Познающий

Для изучения человеческой природы нам необходимо отделить наше внутреннее «Я» (нашу суть, которая и есть то, чем мы в действительности являемся) от «инструментов» или «тел», которые мы используем. Обычно человек отождествляет себя со своим телом, но, как мы увидим чуть позже, физическое тело фактически является одной из форм не-«Я». Как уже говорилось выше, помимо плотного физического вещества, которое мы воспринимаем посредством органов чувств, в мире существует множество других видов материи. И, помимо физического тела, мы обладаем телами, образованными из всех тонких разновидностей материи.

Различные виды материи иногда называют «уровнями», однако это, скорее, метафора, поскольку они не являются двумерными и не располагаются по отношению друг к другу слоями. В некоторых источниках их описывают как некие «поля», поскольку они не обладают твердостью и удельным весом, которые ассоциируются у нас с физической материей и состоящими из нее телами. Мы будем говорить о пяти разновидностях материи и состоящих из них телах, которыми обладает каждый из нас. Эти тела — особые составляющие не-«Я», так как с ними «Я» находится в наиболее тесном контакте:

1)плотное физическое тело — именно его мы обычно воспринимаем как «свое тело»;

2)витальное, или этерическое, тело — оно является более тонкой копией физического тела и тесно с ним связано, исполняя роль проводника жизненной энергии;

3)эмоциональное, или астральное, тело — в нем воплощены желания, страхи и другие чувства;

4)низшее ментальное, или конкретное ментальное, тело — его мы обычно воспринимаем как свой ум, мыслительный процесс, тесно связанный с эмоциями, жизненными силами и, на физическом уровне, с большими полушариями головного мозга;

5)высшее ментальное, абстрактное ментальное, или каузальное, тело — оно является воплощением сущностного «Я» каждой конкретной индивидуальности и связующим звеном между нашими многочисленными реинкарнациями, несмотря на то, что при каждом новом воплощении мы обретаем новое ментальное, эмоциональное, витальное и физическое тела.

Каждое из этих тел соткано из особого вида материи. И у каждого последующего она более тонка, нежели у предыдущего. Каждый вид материи образует свой «уровень», или «поле». В совокупности этерическое, эмоциональное, низшее ментальное и высшее ментальное тела образуют то, что иногда называют аурой человека. Они были описаны как светящиеся сферы, окружающие и пронизывающие физическое тело, которое связывает их с плотным физическим миром.

Если рассуждать об этих телах, используя термины юнгианской психологии, то плотное физическое тело следует назвать каналом для передачи ощущений, этерическое — каналом, проводящим поток либидо или жизненной энергии, эмоциональное — каналом чувств, низшее ментальное — каналом мыслей, а высшее ментальное — каналом интуиции, который также связывает отдельную личность с коллективным бессознательным.

Мы не можем отождествить себя ни с одним из этих тел, но они дают нам возможность действовать, жить, чувствовать, думать и интуитивно постигать мир. Наше сущностное «Я» есть частица сознания, происходящая от единого изначального сознания — Единого «Я», или Бога (в Древней Греции его называли Логосом), словно отдельный луч света, исходящий от солнца, или квант, являющийся частью бесконечной лучистой энергии Вселенной. В качестве этого сущностного «Я» мы функционируем в нашем каузальном теле, познавая, проявляя волю и питая энергией окружающий мир. В результате ментальному телу сообщаются мысли, астральному — желания, физическому и этерическому — действия.

Мы не привыкли воспринимать свои мысли и желания как нечто материальное. Но это именно так — в свете вышеизложенной точки зрения. Материя, из которой состоят мысли и желания, несоизмеримо тоньше, нежели та, из которой образован физический мир, но, тем не менее, это материя. Мы живем в мире взаимопроникающих полей: физического, этерического, эмоционального, ментального и каузального. Все они существуют одновременно и повсеместно. Все формы материи, о которых мы говорим, в сущности, представляют собой различные состояния некой изначальной Единой Материи, подобно тому, как твердое вещество, жидкость и газ могут быть различными агрегатными состояниями одного химического вещества и, соответственно, состоять из одних и тех же молекул. Мы не знакомы с этой первоматерией непосредственно — так же, как и с изначальным сознанием. И то, и другое мы познаем только через проявления в окружающем мире и в нас самих.

Все физические объекты состоят из плотной физической материи (например, горы, яблони, бéлки). Точно так же эмоциональные и ментальные объекты состоят из материи эмоциональной и ментальной. Мы окружены эмоциональной и ментальной средой так же, как и физической. Мы обладаем эмоциональным и ментальным телами, посредством которых чувствуем и думаем, — так же, как физическим телом, через которое мы осуществляем действия. В ментальной и эмоциональной атмосферах, которые окружают нас повсеместно, существуют ментальные и эмоциональные формы, — так же, как в физическом мире существуют формы физические: горы, яблони, бе«лки...

К нам постепенно возвращается [...] знание, которое было универсальным в древнем мире, понимание того, что не существует материи, отделенной от разума и сознания.

Отец Беде Гриффит

Однако по сути своей мы не являемся ни одним из названных тел. Человек — это не то же самое, что его ментальное, физическое или какое-либо другое тело. Человек есть средоточие сознания, личность, которая знает, что она существует. Хотя в попытках познать себя мы зачастую уподобляемся глазу, пытающемуся себя увидеть. И, тем не менее, личность — это сознание. Та мыслящая, чувствующая, вечно существующая субстанция, благодаря которой каждый из нас знает, что он существует.

Мы никогда не сможем думать о самих себе как о чем-то несуществующем или поверить в то, что нас нет. Утверждение «Я есть» твердо противостоит любым аргументам. Не нужно никаких доказательств, чтобы мы верили в его истинность сильнее; и никакие доводы не ослабят эту веру. И аргументы «за», и аргументы «против» сами по себе были бы основаны на признании того, что «Я есть», — то есть на том не поддающемся анализу ощущении существования, к которому уже ничто нельзя добавить. Конечно, за исключением того, что оно может стать более сильным либо несколько ослабеть. «Меня больше» — это формула удовольствия, «меня меньше» — формула боли. Но «Я есть» — это данность.

Если мы проследим, каким образом «Я», осознающее собственное существование, выражает себя, то обнаружим три разных направления. Во-первых, «Я» знает, что оно есть, и обладает способностью отражать в себе все, что находится вне и вокруг него. С точки зрения отдельной личности, все существующее отдельно от нее — это не-«Я», то есть нечто иное, нежели личность познающего. В число таких не-«Я» входят все земные горы, все растущие на земле яблони и все обитающие на земле белки, равно как все космические туманности и все молекулы, из которых состоит вещество вселенной. А кроме того, не-«Я» — это все прочие личности, все другие «Я». Вот каким знанием владеет «Я», и оно заявляет: «Я мыслю». Во-вторых, «Я» испытывает желания и заявляет: «Я хочу». И, в-третьих, «Я» обладает энергией и заявляет: «Я действую».

Личность заявляет о себе миру именно этими тремя способами: мысля, желая, действуя. Как бесчисленные цвета спектра возникают из трех основных, так и бесчисленные формы самовыражения личности проистекают из знания, желания и энергии, воплощенных в мышлении, стремлении и действии. Это силы, присущие человеческой натуре; они совершенствуются в ходе эволюции, превращаясь из скрытых задатков в реальные способности.

«Я» Познающий, «Я» Желающий, «Я» Действующий — все это и составляет Единую Личность, живущую в Вечности. И это те корни, из которых вырастает наша индивидуальность, существующая в конкретном времени и пространстве. Однако в данный момент основной интерес для нас представляет «Я» Познающий. Поэтому мы должны более пристально рассмотреть разницу между «Я» и не-«Я».

Мысли, которые возникают сами по себе и как бы случайно приходят на ум, — это самое ценное из всего, что у нас есть. Поэтому необходимо бережно сохранять их, ведь лишь в редких случаях они возвращаются вновь и вновь.

Джон Локк

Не-«Я» как Познаваемое

Мир, в котором, как мы выяснили, существует пять уровней материи, каждому из нас явлен лишь в двух ипостасях: «моя личность» и «все остальное» — «Я» и не-«Я». Подобное восприятие отражает важный метафизический принцип.

Западный материализм безоговорочно принял теорию, согласно которой плотная физическая материя является основной этого мира, поэтому все, в том числе сознание и мысль, есть либо форма, либо вторичное проявление («эпифеномен») материи. Мы придерживаемся иной точки зрения: основополагающая Реальность имеет два полюса — материю и сознание (подобно тому, как магнит имеет положительный и отрицательный полюса). Реальность как таковая — это третье непознаваемое нечто, отличное и от материи, и от сознания. Из нее, тем не менее, рождается и первое, и второе. И она скрывает в себе все, что только может существовать и происходить. Мы можем назвать это «Единой Реальностью», но мы ничего не можем о ней рассказать. Это точно выражено в изречении китайского мудреца Лао-цзы: «Если говорить о пути, это будет не настоящий Путь. Если назвать имя, это будет не Имя». Словно голос, который явился Моисею из горящего куста, Реальность говорит нам: «Я есть». Потенциально здесь уже провозглашено всё и вся, и нам нечего к этому добавить, ведь любая попытка высказать то или иное мнение станет попыткой уместить знание в рамках собственной ограниченности.

Несмотря на то, что нам не дано доподлинно установить это, опыт подсказывает: Единая Реальность — это и материя, и сознание. Сознательный аспект мира также называют «жизненной стороной», а материальный аспект — «формальной». Сознание внутри нас есть наше сущностное «Я»; а окружающая нас материя, включая пять наших тел, — это не-«Я».

Хотя и то, и другое — неотъемлемые составляющие Единой Реальности, сознательная личность в нас является Познающим, а все, что она может познать, принадлежит к «пространству» не-«Я». Отношение между двумя полюсами состоит в познании. Значимость способности к познанию чрезвычайно велика, поскольку благодаря ей мы можем устанавливать контакты с другими личностями, а также разобраться в самих себе. Познание того, что находится за гранью собственной личности, происходит в процессе мыслительной деятельности. Она же помогает нам продвигаться по пути самопознания, то есть осуществлять важнейшую из наших миссий.

Силу мысли можно использовать для достижения любых земных целей. Научившись этому, мы можем стать счастливее, преуспеть на профессиональном поприще, изменить к лучшему взаимоотношения с другими людьми, почувствовать себя более удовлетворенными жизнью. Применение мысли «на пользу повседневным делам» — один из лейтмотивов этой книги. Однако главное, на что следует направлять силу мысли, — это исследование собственной сути и взаимоотношений личности с окружающим миром, миром не-«Я». Это и есть наша основная тема.

Мы начали с того, что установили границу между понятиями «Я» и не-«Я». Мы согласились с тем, что не-«Я» — это не только окружающие нас «горы, яблони и белки», но также те пять тел, в которые облечены мы сами. Я, личность, — это Познающий; а наши тела: физическое, этерическое, эмоциональное, ментальное и каузальное — это самое близкое и сокровенное из всего, что постепенно, шаг за шагом может быть нами познано.

Сила мысли — это магия ума.

Байрон

Ум в себе обрел свое пространство

И создать в себе из Рая Ад и Рай из Ада может он.

Джон Мильтон1

Познание

Познающий, Познаваемое и Познание — вот три аспекта единого процесса, в особенностях которого мы должны разобраться, чтобы научиться эффективно и продуктивно использовать силу своей мысли. Согласно общепринятой на Западе философской терминологии, наше сознание, или «Я», есть «субъект», который познает, а окружающий мир, не-«Я», включая наши пять тел, — это познаваемый «объект». Отношения, связывающие между собой познающий субъект и познаваемый объект, и есть процесс познания. В ходе этого процесса не-«Я» воздействует на «Я», и наоборот. Познание — это непрерывный обмен между личностью и всеми формами не-«Я», о которых ей известно. Нам необходимо понять природу Познающего («Я»), природу Познаваемого (не-«Я») и природу постоянного взаимодействия между ними. Также нам следует выяснить, каким образом осуществляется это взаимодействие.

Придя к пониманию всего этого, мы сделаем первый решительный шаг к самопознанию, то есть шаг к истинной мудрости. Тогда мы, несомненно, сможем стать полезными для окружающего мира, став его помощниками и даже его спасителями. Все мы теснейшим образом связаны между собой, поскольку существуем в одних и тех же средах: физической, эмоциональной и ментальной. Соответственно, любое наше деяние приносит пользу или причиняет вред всему сообществу. Единственная достойная цель постижения мудрости, продиктованная любовью, состоит в том, чтобы освободить мир от страданий и привести его к знанию, которое навсегда положит конец мучениям и бедам. В этом и заключается суть любого настоящего учения, как религиозного, так и философского. Мудрость ведет нас к миру. Именно ради этого Познающий мыслит, именно ради этого мы постоянно стремимся к познанию.

Практические рекомендации

1.Правдиво или ложно утверждение в рамке?

Это старинная головоломка, известная как «парадокс лжеца». С одной стороны, если утверждение правдиво, значит, оно ложно. С другой стороны, если оно ложно, значит, оно правдиво. В чем суть парадокса, и можно ли его разрешить? Есть ли нечто общее между этим парадоксом и положением личности, пытающейся в нескольких словах или фразах определить свою суть?

2.Составьте список из десяти ролей, которые вы играете в жизни. Они могут быть связаны с вашим местом жительства, полом, этнической принадлежностью, вероисповеданием, семейным положением, родственными связями, увлечениями, привычкой так или иначе проводить свободное время и т. д. Выберите одну — ту, что кажется вам наиболее значимой, закройте глаза и представьте себе, что у вас никогда не было, нет и не будет этой роли. Постарайтесь внимательно проанализировать свои ощущения. Затем по очереди избавьтесь в воображении и от всех остальных ролей. Что осталось? Можете ли вы уловить свое истинное «Я», которое исполняет все роли, предложенные вам жизнью?

3.Закройте глаза, расслабьтесь и оставайтесь в таком положении несколько минут, пока ваши мысли не потекут, как им заблагорассудится. Старайтесь просто пассивно наблюдать за ними. Затем сознательно сосредоточьте мысли на чем-то определенном: представьте себе, как выглядит дерево, растущее рядом с домом, или лицо любимого человека, вспомните и попробуйте дословно воспроизвести любимый афоризм или стихотворение, обдумайте насущную проблему. Теперь откройте глаза и сравните два только что пережитых состояния. Когда ваши мысли «плыли по течению», вы воспринимали их как объекты, находящиеся в вашем ментальном теле и живущие собственной жизнью. У вас не было ощущения, что вы думаете, мысли самостоятельно «думали за вас». Но стоило вам напрячь ум, вы превратились в активного мыслителя, а ваше сознание обрело способность контролировать мысли. Используя такую технику, вы можете точно уловить разницу между мыслителем, коим являетесь вы сами, и объектами вашего мышления.

4.Если вы желаете получить больше информации о теософском подходе к изучению человека и человеческого разума, вам следует обратиться к трудам Анни Безант «Человек и его тела» («Man and His Bodies»), «Семь основ человека» («The Seven Principles of Man») и «Исследование сознания» («Study in Consciousness»).

Глава 2

Природа мысли

Краткое содержание главы

Мысль может рассматриваться с точки зрения жизни (дух, сознание) или с точки зрения формы (материя, тело).

Когда «Я» «познает» некий объект, или не-«Я», оно воспроизводит образ этого объекта в материи своего ментального тела.

Все явленное находится в непрерывном движении, а постоянное ритмичное движение есть вибрация.

Каждая личность (или единица сознания) обличена в несколько материальных тел. Вибрации каждого из этих тел могут передаваться аналогичным телам, принадлежащим другим личностям. Такая коммуникативная система позволяет отдельным личностям познавать друг друга.

Для разных форм материи: ментальной, эмоциональной, физической — характерны различные виды вибраций, дающие начало мыслям, желаниям и действиям.

Наше сознание <...> за счет способности к избирательному восприятию и согласованию определяет прообраз мира, в котором мы живем. Разные виды сознания создают разные миры вокруг нас, каким бы ни был исходный материал, предоставляемый ему вселенной.

Лама Анагарика Говинда

Мысль можно рассматривать с двух противоположных точек зрения: с позиции Познающего, для которого процесс познания является осознанным актом, либо с позиции познаваемого — мира вечно меняющихся форм, чьи метаморфозы и делают познание возможным. Таким образом родились две противопоставляемые друг другу философские концепции, каждая из которых игнорирует одну из сторон Реальности. Первая (ее называют «идеализмом») рассматривает все сущее как порождение сознания, игнорируя форму как условие существования последнего. Другая (так называемый «материализм») трактует все как форму, не принимая во внимание тот факт, что форма может существовать только благодаря вдыхающему в нее жизнь сознанию. Любое философское учение, пытающееся дать объяснение всему, строго придерживаясь лишь одной из этих точек зрения, неизбежно сталкивается с неразрешимыми проблемами.

Жизнь и форма, дух и материя, сознание и тело неразделимы в своих проявлениях. Это неразрывно связанные между собой аспекты того, что индийские философы называют «Это», две стороны Единой Реальности. Единая Реальность не есть сознание и не есть материя, но она — исток и того, и другого. Сознание и тела«, жизнь и форма, дух и материя — лишь временные обличия двух начал безусловного Бытия. Безусловное Бытие проявляется как Корень-Дух и Корень-Материя. Корень-Дух (на санскрите его называли пратьягатман) — это управляющее вселенной абстрактное Бытие, Логос, Причина, от которой происходят все индивидуальные «Я». Корень-Материя (в санскрите для его обозначения использовалось слово мулапракрити) — это первичная субстанция, источник всех форм.

Когда бы ни происходило воплощение, Корень-Дух и Корень-Материя порождают все индивидуальные единицы сознания и все многообразные формы материи. Основа этих двух Корней — Единая Реальность, которую не дано постичь обычным сознанием. Цветок не видит корня, из которого растет, хотя черпает из него жизнь и не может без него существовать.

Специфическая функция «Я» как Познающего — словно в зеркале отражать внутри себя не-«Я». Можно провести аналогию с фотопленкой, на которую попадают лучи света, отраженные от предметов. Свет вызывает изменения чувствительной поверхности пленки, создавая образы предметов. Похожим образом наше сущностное «Я» познает окружающий мир. Инструмент Познающего (ум, или ментальное тело) напоминает зеркальную сферу, куда падает свет, отраженный от не-«Я», порождая на поверхности образы. И это всего лишь отражения того, что не является частью личности Познающего, частью «Я».

В обычных состояниях сознания Познающий не воспринимает вещи такими, какие они есть, ему доступны лишь образы, воспроизводимые разумом. Следовательно, разум, инструмент «Я» Познающего, подобен зеркалу, в котором мы видим образы всех расположенных перед ним объектов. Кажется, что предметы находятся внутри зеркала, но на самом деле это только видимость, иллюзия, созданная потоками света, отраженного от реальных объектов. Так же и разум, имея дело с отражениями внешнего мира, знаком лишь с иллюзорными образами, но не с вещами как таковыми. А «Я» Познающий ошибочно принимает ментальные образы за внешние объекты.

Такое заблуждение в индийской философии носит название «майя». В качестве примера традиционно приводится человек, который входит в темную комнату и думает, что в углу притаилась кобра, готовая к броску. Однако затем человек зажигает свет, и то, что он принимал за кобру, оказывается обычным мотком веревки. Отражение не есть реальность; карта, как принято говорить в общей семантике, не есть территория. Наши представления всегда являются неточным отображением действительности.

Здесь следует внести поправку: аналогия с зеркалом и использование слова «отражение» в предыдущем абзаце могут ввести вас в некоторое заблуждение. Дело в том, что ментальный образ на самом деле является не отражением, а воспроизведением порождающих его объектов. Как уже говорилось, разум состоит из тонкого вида материи. Часть этой материи действительно «перестраивается», уподобляясь форме воспринимаемого объекта, и Познающий усваивает это подобие, именуемое «мыслеформой». Когда частица ментального тела Познающего превращается в подобие внешнего объекта, этот объект становится известным Познающему. Однако образ не может стать совершенной копией объекта (почему, мы обсудим в следующей главе), а это означает, что наше знание никогда не бывает абсолютно точным.

Ум человека можно сравнить с музыкальным инструментом, звучащим в определенном диапазоне, за пределами которого в обоих направлениях простирается бесконечность тишины.

Джон Тиндаль

Вы можете спросить: всегда ли дело обстоит подобным образом? Неужели мы никогда не сможем познать вещи во всей их полноте? Этот вопрос требует, чтобы мы наконец определили ключевое различие между сознанием и материей. Установив, в чем оно состоит, мы сможем найти ответ.

Наша нынешняя жизнь — всего лишь одно звено в длинной цепи реинкарнаций, повторяющихся рождений, позволяющих нам эволюционировать физически, эмоционально, умственно и духовно. Когда после множества земных воплощений и долгой эволюции сознание, наконец, обретет способность воспроизводить внутри себя все, что существует за его пределами (то есть познавать все), в этот же момент оно расстанется со своим каузальным телом, которое полностью выполнило свою задачу — служить связующим звеном между реинкарнациями, «быть причиной» повторения земных воплощений — и отныне стало ненужным.

Затем сознание отождествляет себя со всеми остальными «Я», среди которых оно развивалось. Это больше не отдельная личность, она осознает свое изначальное единство с остальными порождениями Реальности, из которой произрастает Корень-Дух, изначальное сознание вселенной. И теперь оно воспринимает как не-«Я» только материю, связанную со всеми личностями в одинаковой мере. В своем главном труде «Секретная доктрина» Е. П. Блаватская назвала это «День да будет с нами». Это единство есть триумф эволюции, когда то, что до сих пор было отдельной личностью, сознательно отождествляет себя со всеми остальными, а всех вокруг отождествляет с собой. Обретя эту естественную тождественность, всякое «Я» достигает совершенного знания и постигает то чудесное состояние, в котором индивидуальность не погибает, память не утрачивается, но приходит конец обособленности. Отныне Познающий, Познаваемое и Познание едины и неразделимы. Но это далекая перспектива.

Между тем, мы развиваемся, в том числе расширяя границы познания. Чтобы понять, как можно этого добиться, мы должны изучить природу мысли. Необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что окружающий мир видится нам совсем не таким, какой он есть, а иллюзорность наших представлений обусловлена тем, что наше сознание изначально изолировано от мира — замкнуто в самом себе. Мы сможем преодолеть иллюзию не раньше, чем сумеем ее разгадать. Поэтому теперь мы обратимся к природе мысли и постараемся проследить, как развивается Познание, — то есть разберемся в том, каким образом устанавливаются отношения между Познающим и Познаваемым.

Цепочка «Познающий–Познаваемое–Познание»

Движение, выраженное в изменении или становлении, есть корень всего сущего. Современная наука признает, что все в природе охвачено вибрациями (ритмическими колебаниями). Эта идея всегда присутствовала в восточной философии. Жизнь есть движение, сознание есть движение. Любое движение, затрагивающее материю, есть вибрация.

Философы размышляли о Едином, о Всеобщем как о неизменном либо как об абсолютном движении или неподвижности. Относительное движение (движение каждой отдельно взятой вещи по отношению ко всем остальным вещам) не может существовать в Едином, так как Единое является неделимым на части целым. Относительное движение — это изменение пространственного положения двух отдельных вещей относительно друг друга. Абсолютное движение — это присутствие каждой движущейся частицы в любой точке пространства в любой момент времени: все потенциально находится повсюду, но в действительности нигде нет ничего. Парадоксальным образом абсолютное движение идентично неподвижности — иными словами, это состояние покоя.

Только когда существует дифференциация, разделение на части, можно помыслить о том, что мы называем движением. Когда Единое становится множеством, возникает относительное движение. Сущность материи — разделенность и множественность, тогда как сущностью духа является единство. Материя и дух выделяются из Единого, как сливки и снятое молоко из цельного негомогенизированного молока. Когда материя и дух разделяются, вездесущность Единого отражается в многообразных формах материи как беспрестанное и бесконечное движение. С точки зрения духа всегда есть Единое, с точки зрения материи всегда есть множество. Как уже было замечено в первой главе, Единое содержит в себе все и, соответственно, потенциально присутствует везде, а значит, оно неподвижно. В свою очередь каждое из его множественных проявлений имеет то или иное конкретное местоположение и, соответственно, способно двигаться.

Когда это бесконечное движение проявляется в материи в виде ритмических колебаний, вибраций, оно несет в себе здоровье, сознание, жизненную силу. Если же движение становится беспорядочным, теряет ритмичность, возникают болезни, угасает сознание, наступает смерть. Жизнь и смерть — сестры-близнецы, рожденные из движения, которое является проявлением Единого.

Все материальное зависит от движения.

Рене Декарт

Каждая отдельная единица сознания изолирована от остальных, будучи одетой в броню материи, из которой состоят ее пять тел. Отдельной единицей сознания мы называем «Я», личность (со строчной «л»), чтобы отличать ее от Единого, Личности (с прописной «Л»), общего источника сознания. На санскрите такая единица именуется дживой. Каждой личности даны пять инструментов — пять материальных тел, посредством которых она себя воплощает и выражает. Производя вибрации, эти тела вступают в контакт с окружающей их материей, и она становится проводящей средой, через которую вибрации попадают во внешний мир.

В свою очередь, окружающая материя передает импульс вибрации телам другого «Я», заставляя его вибрировать, подобно первому. В результате выстраивается цепь вибраций, через которую одна единица сознания познает другую. Второе «Я»познает первое, поскольку воспроизводит вибрации первого в себе самом и, следовательно…