Астрология Каббалы и Таро. Астрология. Алгоритм тайного знания
УДК 159.9
ББК 88.39
С30
Дизайн обложки Ирины Орловой
Семира и В.Веташ
Астрология Каббалы и Таро. — СПб.: ИГ «Весь», 2017. — 512 с.: ил.
ISBN 978-5-9573-2912-1
Перед вами третье, дополненное издание широко известной книги Семиры и Виталия Веташа «Астрология Каббалы и Таро». Написанная в начале 1990 годов, она не теряет актуальности и по сей день. Масштабное исследование, глубокое погружение в тему, длительный опыт авторов — все это делает книгу авторитетным пособием по Таро и астрологической системе Каббалы.
В книге рассматриваются и анализируются следующие темы.
•Традиция каббалистического Древа сефирот, в котором, как и в круге Зодиака, издревле зашифровано строение Солнечной системы.
•Система Старших арканов карт Таро, построенная в опоре на Каббалу и раскрытая через призму астрологии, что позволяет соотнести результат гадания с определенным периодом времени и его характеристикой.
•Система Младших арканов Таро, где изображения на картах помогают образно увидеть характеры Зодиака: не только 12 привычных знаков, но и более подробную систему стихий и 36 декад. Гороскоп по декадам будет интересен тем, кто уже освоился со знаками Зодиака.
•Новая колода «Сказочное Таро», где традиционным западным картинкам Таро сопоставлены рисунки и персонажи всем известных сказок и сделана попытка приблизить систему Таро к нашему национальному мышлению.
Тематика: Эзотерика/ Гадания / Таро
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-9573-2912-1
© ОАО «Издательская группа «Весь», 2015
Оглавление
Предисловие к третьему изданию книги
Глава I. КОСМОЛОГИЯ КАББАЛЫ
ДРЕВО КАББАЛЫ КАК МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
СИСТЕМА СЕФИРОТ
I. Кетер — венец непостижимого
Ii. Хокма — откровение мудрости
Iii. Бина — восприятие разума
Невидимый сефирот даат — Ключи знания
Iv. Хесед —Величие добра
V. Гебура — Сила правды
Vi. Тиферет — Красота совершенства
Vii. Нецах — Торжество жизни
Viii. Ход — Слава возможности
Ix. Йесод — Основа порождения
X. МАЛЬКУТ — Царство действительности
КЛИФОТ — Противовес порока
Глава II. БУКВЫ И ЦИФРЫ КАББАЛЫ — Старшие арканы Таро
СИСТЕМА ЦИНАРОТ
Алеф — гений шута (нулевой аркан) — уран
БЕТ — Мастерство мага (I аркан) — меркурий
ГИМЕЛЬ — Жрица истока (II аркан) — луна
ДАЛЕТ — Повелительница сотворения (III аркан) — венера
ХЕ — Император духа (IV аркан) — овен
ВАВ — Святитель единения (V аркан) — телец
ЗАЙН — Союз материй (VI аркан) — близнецы
ХЕТ — Колесница противоречий (VII аркан) — Рак
ТЕТ — Покров правосудия (VIII аркан) — Лев
ЙОД — Служение свету (IX аркан) — Дева
КАФ — Фортуна праведности (X аркан) — Юпитер
ЛАМЕД — Овладение силой (XI аркан) — Весы
МЕМ — Жертва превратности (XII аркан) — нептун
НУН — Испытание смертью (XIII аркан) — Скорпион
САМЕХ — Утверждение творчеством (XIV аркан) — Стрелец
АЙН — Искушения дьявола (XV аркан) — Козерог
ПЕ — Разрушение познанием (XVI аркан) — Марс
ЦАДЕ — Вечность звезд (XVII аркан) — Водолей
КОФ — Сон луны (XVIII аркан) — Рыбы
РЕШ — Импульс солнца (XIX аркан) — Солнце
ШИН — Суд пробуждения (XX аркан) — Плутон
ТАВ — Итог мироздания (XXI аркан) — Сатурн
Глава III. ДЕКАДЫ ЗОДИАКА — Младшие арканы Таро
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ И СИСТЕМА КАРТ ТАРО
КОНФИГУРАЦИИ КАРТ
ДЕКАДЫ ЗОДИАКА
СТИХИЯ ОГНЯ — ЖЕЗЛЫ (энергия)
ОВЕН — КОРОЛЬ ЖЕЗЛОВ
ЛЕВ — КОРОЛЕВА ЖЕЗЛОВ
СТРЕЛЕЦ — ПАЖ ЖЕЗЛОВ
СТИХИЯ ВОДЫ — КУБКИ (чувства)
РАК — КОРОЛЬ КУБКОВ
СКОРПИОН — КОРОЛЕВА КУБКОВ
РЫБЫ — ПАЖ КУБКОВ
СТИХИЯ ВОЗДУХА — МЕЧИ (мышление)
ВЕСЫ — КОРОЛЬ МЕЧЕЙ
ВОДОЛЕЙ — КОРОЛЕВА МЕЧЕЙ
БЛИЗНЕЦЫ — ПАЖ МЕЧЕЙ
СТИХИЯ ЗЕМЛИ — ДИСКИ (материя)
КОЗЕРОГ — КОРОЛЬ ДИСКОВ
ТЕЛЕЦ — КОРОЛЕВА ДИСКОВ
ДЕВА — ПАЖ ДИСКОВ
Глава IV. СКАЗОЧНОЕ ТАРО
СТАРШИЕ АРКАНЫ
МЛАДШИЕ АРКАНЫ
Приложение. БАЛЕТ ТАРО
Литература
Предисловие к третьему изданию книги
Книга Семиры и Виталия Веташа «Астрология Каббалы и Таро» — практически первая постсоветская работа по Таро. Она написана в начале 1990-х, когда западные источники на эту тему были еще не переведены и интерес к этой теме в России только пробуждался. Поэтому книга послужила стартовой точкой для многих современных практиков Таро. Она дала творческий импульс исследователям символизма и до сих пор остается классическим учебником Таро. Первый, краткий вариант книги вышел как часть издания «Астрология и мифология» в 1993–1994 годах и тогда же оказался в сетях Фидо. Случилось это без ведома авторов! Этот пиратский вариант курсировал по Интернету и даже попал в солидные издания (так, в книге R. Nun «Таро» московского издательства «Гелиос», 1997 год, использован текст описания Старших арканов без ссылки на авторов, что пресечь, к сожалению, в наших водолейских условиях невозможно. Русские люди искренне убеждены, что вся интересная информация «носится в воздухе» и тем самым является всеобщим достоянием. При этом далеко не все понимают, что нужен значительный личный внутренний труд автора, чтобы эту информацию «раскодировать» и донести до людей). Второе, развернутое издание книги было осуществлено в 1998 году издательством «Лань».
В чем причина популярности этой книги?
Во-первых, это глубина исследования, спускающаяся до мифологического, архетипического символизма Таро и корней структуры каббалистического древа, в опоре на которую можно понять логику этой символической системы.
Во-вторых, легкий, художественный язык, дающий возможность читать книгу без напряжения, не погружаясь в рациональные дебри второстепенных логических изысканий.
В-третьих, образность: каждой карте сопоставлены цвета, символика и мифологические истоки. Таким образом, книга рассчитана как на профессионала, так и на широкого читателя.
В книге осуществлен синтез традиционного и современного восприятия (астрологического, сатурнианского и уранического). Пользуясь логикой нашего времени, чтобы сделать знание доступным, авторы не перечеркивают традицию, но объясняют ее (разные ветви старинных интерпретаций подытожены в объемной таблице и комментариях к ней). Авторы приводят старинные, традиционные имена карт и одновременно дают им современные названия, чтобы истина проступила в сопоставлении бытового практического образа и с высокой и близкой нам логикой системы.
И наконец, понять суть карт Таро помогает их астрологическое соответствие: знакам, планетам и декадам Зодиака, а также образы знаменитых людей, родившихся в соответствующий временной период и их всем известный культурный вклад.
Такой охват темы с разных сторон не покажется невозможным, если знать, что Виталий Веташ — художник, серьезно занимавшийся психологическим символизмом цвета, а Семира, член Союза писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга, — защитила диссертацию по сравнительному изучению мировой мифологии. И, занимаясь астрологией с 1985 года, они вместе явились основателями гуманитарного направления в астрологии (уделяющего внимание не только рациональной интерпретации астрологического расчета, но и вживанию в символический образ и обращению к корням этого образа), астрологии аналогий и астрологии архетипов. Первая их книга «Искусство астрологии», вышедшая в самиздате в 1989-м, разошлась по стране тиражом 200 000 экземпляров; всего авторы издали по данной тематике 17 книг, значительные фрагменты которых и другие работы авторов представлены на их сайте «АСТРОЛИНГВА»1.
Теперь о конкретике данной книги. В первой главе излагается традиция каббалистического Древа сефирот, в котором, как и в круге Зодиака, издревле зашифровано строение Солнечной системы. Здесь раскрывается астрологический подтекст символов Каббалы, который помогает увидеть древнюю мифологическую основу и современное преломление образов сефирот, а также рассмотреть понятия планет в новом ракурсе.
Вторая глава книги рассказывает о системе Старших арканов карт Таро, построенной в опоре на Каббалу и раскрытой через призму астрологии, что позволяет соотнести этот способ гадания с реальностью времени. Синтез Каббалы (как мировоззрения), астрологии (как математически точного знания) и Таро (как гадания) обнаруживает традиции Каббалы и Таро в их изначальном прообразе и наполняет астрологию эзотерическим смыслом.
Третья глава посвящена Младшим арканам, и картинки Таро помогают образно увидеть характеры Зодиака: не только привычных 12 знаков, но и более подробную систему стихий и 36 декад — соответствующих картам Таро под номерами (колоде современных игральных карт). Гороскоп по декадам будет интересен тем, кто уже освоился со знаками Зодиака.
Книга переработана и дополнена. Совсем новая в книге — еще не печатавшаяся четвертая глава «Сказочное Таро», где традиционным западным картинкам Таро, во многом отражающим свое уже ушедшее время, сопоставлены понятные каждому с детства рисунки сказок, содержащие ту суть и логику системы карт Таро. Западная образная традиция карт Таро чрезвычайно популярна, однако это невольно вызывает вопрос: а почему мы, славяне, должны все время перестраивать свое мышление на западный манер? Почему даже образное восприятие картинок Таро должно основываться на западном менталитете? В предложенном авторами описании колоды сделана попытка приблизить картинки к нашему национальному мышлению.
В целом суть похода авторов можно сформулировать так: Таро, как и астрология, — это практическая работа с аналогиями в психике человека. И здесь важно найти бесспорные, верные, близкие душе, эмоционально и психологически подтвержденные аналогии, которые не замутняли бы ее, а проявляли бы ее чистоту и красоту. При работе в символических областях важно искать такие аналогии, которые не только добавили бы смысла к существующим образам, но и делали бы его ясным. В «Сказочном Таро» также задачей было подобрать такие образы, чтобы смысл карты не поменялся, но раскрылся, стал проще — и обозначил свою глубину в простоте.
Авторы надеются, что такой подход может послужить еще одним импульсом к творческому развитию символизма карт Таро.
Глава I
КОСМОЛОГИЯ КАББАЛЫ
ДРЕВО КАББАЛЫ КАК МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Мы обратились к Каббале как астрологи, интересующиеся всеми параллельными астрологии системами и стремящиеся увидеть в них то общее, что выводило бы нас к универсалиям человеческого мышления. К Каббале у нас первоначально было даже несколько скептическое отношение — уж больно густой туман ее окутывал. Каково же было наше удивление, когда в одной из книг2 в таинственных сефиротах мы увидели чуть ли не дословные описания знакомых нам через мифы и астрологию понятий! Это, однако, легко объяснимо: ведь система Каббалы являет собой Мировое древо — универсальный мифологический образ развития жизни. Поэтому ее мировоззрение не может не соотноситься с тем эволюционным движением, которое отразилось в истории развития мифологии и легло в основу последовательности знаков Зодиака. К тому же каббалистическая традиция сама соотносит свои понятия с планетами и делает это не произвольным способом, а в соответствии со строением нашей Солнечной системы. В каббалистическом Древе жизни даже оставлены ниши для не открытых еще в средневековье планет и даны описания их качеств — что дает нам возможность сегодня дополнить систему. Все это говорит о том, что Каббала и астрология имеют общие корни, обращающие нас к истокам мифологического мышления человека.
Поэтому Каббала оказалась в русле наших интересов, и мы почувствовали себя в силах пролить астрологический свет на учение, которое, пожалуй, до сих пор почитается самым таинственным из существующих. На самом же деле это учение гностического типа — то есть такое, которое ставит перед собой задачи прежде всего практического познания, и в этом его доступность современному рациональному уму. Для любителей же охранять и создавать тайны приведем слова оккультиста начала века П. Д. Успенского:
«Больше всего бойтесь поверить в тайну на земле, в тайну, хранимую людьми. Эти люди охраняют пустые сокровища. Не ищите тайны, которую можно скрыть. Ищите тайну в себе, а не вне себя»3.
И поскольку то, что считается непостижимым, дано всем людям одинаково, без какого-либо предпочтения (ведь каждый должен постичь это сам, своим собственным способом!), мы расскажем лишь о том, что поддается логическому анализу и о чем можно рассказать словами. Хотя эзотерика всегда ставит цель выйти за рамки привычного рационального мышления. А для этого обозначает задачу развития в человеке эмоционального восприятия — чему служит игра с образными аналогиями, а также и веры, как инструмента такого выхода, — и потому рассказ о символизме Каббалы и Таро предполагает отчасти религиозный дискурс и художественный стиль изложения.
Что же может привлечь нас сегодня в Каббале? Прежде всего органический синтез древнейшего образа Мирового древа и его символического истолкования на сравнительно поздней стадии развития человеческого интеллекта. Оформление Каббалы (книга «Зогар») датируют XIII веком, ее первоисточники («Сефер Йецира») — к VIII–IX векам нашей эры. Слово «Каббала» переводится как «предание» (др.-евр. «kabbalah»). Сейчас есть тенденция писать его с одной буквой «б», как оно пишется в английском и французском языках. Но прежде в русском существовала традиция писать его с двумя «б», отчасти для того, чтобы оно не путалось с тюркским по происхождению словом «кабала» от турецкого «kabal» — «задание, дневная норма», родственного арабскому «плен». В книге используется более старый вариант написания. Смысл слова «каббала» — «передача, предание» — намекает на то, что первоначально эта традиция передавалась из уст в уста. И иногда считается также, что часть воззрений она заимствовала из Талмуда, а изначальным создателем ее был сам Авраам4.
Но даже древность Талмуда не может идти ни в какое сравнение с образом Мирового древа, который возник в сознании наших предков десятки тысяч лет назад. Кстати, известный символ семисвечника — это тоже стилизованное Мировое древо. «Дерево жизни» есть практически в культурах всех народов, этот образ любят рисовать дети, только начиная постигать мир, на что обращал внимание занимавшийся поиском архетипов К. Г. Юнг. Однако мифология древних отражает их стадию осмысления мира, и потому ни одно из мировых деревьев не доносит до нас настолько интеллектуально развернутой картины, как каббалистическое, и не связывает напрямую проявления действующих в мире сил не только с Солнцем или Луной, но и с планетами.
Отчего же каббалистическая традиция, опиравшаяся на идеологию Ветхого Завета, которая обычно к гаданию по звездам относилась отрицательно, вернулась к астрологии? Существует легенда, что начало этому учению положили иудеи во время вавилонского пленения: а в Вавилоне астрология была государственной религией, и евреи могли ассимилировать образы проявлений своего высшего божества. Однако поскольку Каббала для нас является прежде всего средневековой традицией, можно найти и другое объяснение. Религия, родившаяся из стремления осмыслить окружающий мир, к XIII веку уже сильно оторвалась от непосредственного видения жизни человеком. Неопределимая бесконечность Эйн-Соф (Айн- или Эн-Соф) — высшее понятие бога в иудаизме — была слишком абстрактна для восприятия и далека от конкретных нужд людей. Человек стал искать способы более динамичного взаимодействия с богом. Поэтому возник интерес к религиозным представлениям первобытно-природного типа — периода, когда человек только начинал строить храм Богу, а основанием его была сама природа Земли.
И в Каббале получила развитие концепция десяти сил, являющихся последовательными проявлениями неопределимого бесконечного — потоком эманаций, перетекающих одна в другую подобно струям бахчисарайского фонтана. Они льются из чаши в чашу, пока все они не смешиваются в последней, и поток эманаций не достигает своей цели — проявленной действительности материального мира. Эти силы называются сфирами, или сефиротами (сефирот — множественное число этого слова). Они не столь недоступны, как Эйн-Соф, и, вступая с ними в контакт, мы можем приблизиться к Богу, получить от него желаемое и тем самым даже как-то влиять на свою судьбу. А подъем вверх по ветвям Древа сефирот, от низших эманаций Бога к высшим, являет собой путь познания, на каждой ступени которого человек постигает принципиально новое качество бытия — и в этом смысле Каббалу иногда называют западной йогой.
Каждому сефироту, как манифестации божества, соответствует особое имя, подобное мантре: произнося его, мы соприкасаемся с энергией сефирота; а также имя иерархии ангелов-посредников между Богом и людьми, и еще — особый способ проявления Бога на Земле в доступных глазу формах материального мира. В нашей работе мы не будем затрагивать специфически-религиозный аспект каббалистического учения: нас будут интересовать лишь его универсальные аспекты, символические ряды, общие для культуры в целом.
Возможность связи человека с невидимым миром определяет принцип аналогий, который является основной аксиомой астрологии:
«Правильно, верно без лжи и истинно то без сомнения: то, что внизу и вовне, подобно тому, что ввыси и вглуби — для исполнения чуда единства. И подобно тому, как единое породило из себя все, так все вещи мира возникли из одной инертной среды»5.
Каббала формулирует его так:
«Низший мир сотворен подобно Высшему. Все, что есть в Высшем мире, предстает перед нами и здесь внизу, как бы в своем отражении, и все это есть нечто одно» («Зогар»).
Философские понятия сефирот по сути ничем не отличаются от того, что астрологи называют планетами. Единственная разница в том, что Древо сефирот представляет вертикальный срез, а круг Зодиака — горизонтальный разворот божественных энергий. Поэтому сефироты легче представимы как сосуды с чистыми энергиями, а понятия планет более насыщены материальным содержанием природного мира. Сефироты более доступны интеллектуальному, планеты — чувственному постижению; но, как мы увидим в дальнейшем (при описании сефирот Нецаха и Хода), это не является несомненным преимуществом Древа сефирот перед кругом Зодиака, так как более спонтанные природные образы чувства часто ближе к объективному единству, чем образы ума, которому, как известно, свойственно заблуждаться.
Как уже упоминалось, сефироты соотносятся с физическими небесными телами, потому что в основу строения Солнечной системы положен тот же божественный принцип, которым была сотворена жизнь на Земле. От порядка планет в Солнечной системе последовательность сефиротов Каббалы отличается только перестановкой Солнца и Земли: здесь, как и в средневековой геоцентрической астрологии (основанной на птоломеевской, а точнее упрощенной античной, так называемой аристотелевской системе мира), Земля есть точка отсчета и конечный итог творения. Это вершина Мирового древа, корни которого находятся наверху, а ветви обращены вниз: причина происходящего внизу исходит сверху.
Нисходящее движение по Древу сефиротов изображается символом молнии, каждый изгиб которой соответствует следующей ступени эволюции. Достигая Земли, она порождает идущее вверх движение: от вершины дерева, которая теперь становится его корнем, к своему первоистоку поднимается змея. Не оттолкнувшись от Земли — не дойдя до проявленного результата, — нельзя вновь подняться в Небо. И мы подробнее рассмотрим основной, нисходящий поток эманаций, описывающий сотворение жизни на Земле и представляющий собой аналогию тому эволюционному пути, который прослеживается и в астрологической последовательности знаков Зодиака.
СИСТЕМА СЕФИРОТ
«Десять чисел, сефирот невещественных: пять против пяти, но завет единства между ними».
(«Сефер Йецира»)
Источником всех эманаций является таинственный и неопределимый Эйн-Соф.
«Этот первичный, кого ничто не может ни познавать, ни знать, ибо он погружен в утаенную мысль и идею, бесконечно возвышающуюся над возможностями мысли человеческой, тот, кто не имеет ничего, за что бы эта мысль могла зацепиться, не давая никакой нити ни невежеству, которое спрашивает, ни наиболее могущественному разуму, который утверждает свое знание — это то, что и есть Эйн-Соф» («Зогар»).
И поскольку Эйн-Соф полностью выходит за рамки умозрительного восприятия, его для нас непосредственно олицетворяет первый сефирот — Кетер.
Он содержит в себе все другие сефироты, и каждый из них — все последующие: каждая стадия проявления предполагает возможность всех иных стадий. Но все эти ступени для нас остаются не проявлены, за исключением последней — Малькута, где существуем мы и где возможности воплощаются в действительность материального мира.
Малькут представляет собой единство всех сефирот так же, как и Кетер. А потому в иерархической системе, которую живописует нам образ дерева, есть место и для того, чтобы представить их равноправными друг другу с точки зрения их земных функций. Мы, жители Земли, рассматриваем сефироты с точки зрения Малькута, то есть, можно сказать, горизонтальную проекцию Древа жизни на некую плоскость, или трехмерный его образ в некоем доступном нашему восприятию мире, в котором мы сами находимся. Именно поэтому мы можем безбоязненно сравнить их с планетами и знаками Зодиака — прежде всего как объектами и явлениями нашего материального мира, и можем почувствовать их, как астрологи чувствуют космические ритмы. Также мы можем рассмотреть их как философские понятия, которыми мы оперируем в нашей жизни. Наш разум не может постичь их и описать как-то иначе: как сказано в неканоническом Евангелии от Филиппа, «истина дана нам в символах и образах — мир не получит ее по-другому».
Само слово «сефирот» переводится как «счисления», во множественном числе, что подчеркивает многоплановость этого понятия. По отношению к ивриту правильнее было бы говорить «сефиры», но по-русски естественнее звучит «сефироты», и мы воспользуемся этим вариантом произношения. Сами названия сефирот (или сефиротов) мы также будем использовать так, как их адаптирует русский язык, и опираясь на древнее написание, а не на историческое или современное произношение имен. Со словом «сфира» этимологически связано через арабский язык наше слово «цифра», и сефироты действительно сопоставляются числовым понятиям от одного (Кетер) до десяти (Малькут), по числу пальцев рук. Они противопоставляются друг другу как пять против пяти, но в каждом таком противопоставлении сефирот заложено их единство (как это было рассмотрено на примере Кетера и Малькута). Сефирот — это не только число и соответствующая ему идея, но целый архетипический образ, универсальный и для человека, и с точки зрения Космоса.
Есть разные уровни проявления Единого, один из них — Солнечная система, другой — жизнь на Земле, третий — строение человеческого разума, четвертый — законы движения Духа. Каббалистическое Древо сефирот стремится описать их все, поэтому неудивительно, что сефироты являют собой, в частности, Солнце, Луну и восемь планет Солнечной системы. Было бы более странно, если бы сакральные понятия, претендующие на универсальность, не смогли выполнить этой задачи. Примечательно также, что космологическое древо выдает и христианский крест с тремя перекладинами, если внимательно к нему присмотреться.
В центре креста нередко совершенно откровенно изображается светило с восемью или двенадцатью лучами (это солнечные числа) — подобно тому, как центр Древа Каббалы занимает солнечный сефирот Тиферет. У подножия креста часто изображается полумесяц (и в Каббале ниже Солнца по центральной оси располагается Луна — Йесод: сефирот, связанный с рождением жизни на Земле, как и Луна в мифологии). Месяц под крестом обычно трактуют как победу христиан над мусульманами: но это идеологическая трактовка, отражающая краткий временной период, а значит, она имеет мало общего с вечностью и истиной. Порой крест с полумесяцем опирается на шар — и это земной шар, потому что под нашими ногами Земля, как была она и под ногами Христа. И в основании космологического Древа Каббалы — земная реальность Малькута.
Концы трех перекладин креста символизируют пары планет, в постепенном удалении их от Солнца. Пару составляют Меркурий и Венера, ближайшие к Солнцу и в Каббале расположенные ниже него как Ход и Нецах. В человеке они символизируют разум (правый конец) и чувства (левый конец), и здесь православная и католическая традиции выбрали разную точку отсчета. В православной традиции раскаявшемуся разбойнику соответствует разум, в то время как чувство упорствует в заблуждении. В католической наоборот: худшим грешником оказывается разум, и это вполне соответствует истории и культуре католичества и православия. Униатский крест с ровной нижней перекладиной не ставит особого акцента на этом вопросе. На уровне центра расположены Гебура и Хесед: Марс и Юпитер, вместе символизирующие в астрологии личное совершенство и активную общественную позицию. Верхняя перекладина, расположенная над Солнцем — Бина и Хокма: Сатурн и Уран, в мифологии обозначающие Сотворение мира. И вершина креста — планета единства и вечности Нептун, самая далекая от нас из перечисленных планет, или высший сефирот Кетер.
I. Кетер — венец непостижимого
(архетип планеты Нептун)
Согласно учению Каббалы, замысел проявленного единства всех сефиротов существует вне времени, до Сотворения мира. Мир архетипов, содержащий в себе все идеи в их первозданной божественной чистоте — это и есть Кетер. С другой стороны, все сефироты, и Кетер в том числе, удаляют нас от первоисточника, сгущая божественный свет для того, чтобы была явлена материя. Своими образами они скрывают божественную сущность — но этим и делают ее доступной нашему восприятию, облачая в свои тонкие материи невидимый силуэт Создателя. Поэтому в Каббале они называются одеждами Бога.
«Когда Сокровенный сокровенного пожелал проявить себя, Он сначала сделал точку, создал священную форму и покрыл ее роскошным одеянием — это и есть Вселенная» («Сефер Йецира»).
Образ небесного покрова или одеяния известен с древности. Так, по словам Порфирия, «древние называли небеса „покрывалом“, потому что они, в некотором смысле, есть одеяние богов».
Но прообраз мира одновременно есть и прообраз человека, поскольку макрокосм подобен микрокосму. Эту идею отражает каббалистический Адам Кадмон — совершенный человек, прообраз мира, тождественный Слову-Логосу. Он сопоставим с зороастрийским образом Заратуштры, который был скрыт в стволе Древа жизни с начала времен, пока не явился в мир в виде пророка. И сефироты, вместе составившие Вселенную, уподобляются частям тела Адама Кадмона и частям человеческого тела:
«Когда Я (Эйн-Соф) сотворил Адама Кадмона, Дух вечный сверкнул из его тела, подобно молнии, которая тотчас засияла на волнах семи миллионов небес, и мои десять сефирот были его членами» («Зогар»).
Высший из сефирот, Кетер, означает «венец, корона». Это мир архетипических образов, где сефироты пребывают в своем естественном виде. Он называется Ацилут. Корона не является в буквальном смысле слова «одеждой», не принадлежит человеческому телу и остается за пределами того, что мы понимаем под Вселенной. Поэтому Кетер называют «головой, которой нет», или «неосвещенным источником света Вселенной». Это не сам Бог, но его воля, исходная точка, отчет, начало, первопричина движения — не принадлежащая бытию, но отделенная от небытия мысль. Это корень Древа сефирот и вершина его центрального ствола — Древа равновесия, откуда берут начало две боковые ветви — Древо милосердия и Древо суровости, уравновешивающие друг друга. Если Кетер является источником света, Древо милосердия отражает принцип распространения энергии, а Древо суровости — принцип ее ограничения. На равновесии двух этих принципов основано созидание.
Оккультная традиция изображает Кетер в образе седого старика, обращенного к нам в профиль, потому что лица его видеть нельзя. Обратная сторона Кетера — небытие, Хаос. Видение Кетера разрушает материальное тело, однако, согласно Библии, был человек, открывший для себя Кетер при жизни — Енох, заронивший в мир зерна религии и взятый Богом живым в Эдем. В западной литературе Кетер иногда сравнивают с нирваной, целью и концом мистического опыта.
Достижение Кетера — воссоединение с Богом, растворение жестких структур построенного бытия в вечно живом небытии. И в Каббале Кетер, как и Эйн-Соф, неслучайно сравнивается с морем, откуда, согласно мифологическому восприятию, ведет свое начало все живое. «Зогар» описывает Творца и творение таким образом:
«Надлежит понимать его выше всех его творений и выше всех его атрибутов. Ибо когда мы воспаряем в эту высь, уже более нет ни атрибутов, ни изображений, ни форм: то, что остается, подобно морю, так как воды моря сами по себе безграничны и бесформенны. Лишь когда они встречают землю, они воспроизводят изображение, и мы можем сделать следующее счисление:
Источник вод моря и поток, который исходит из него, чтобы излиться на землю, составляют два. Затем он устрояет громадный бассейн через образование пустоты на большой глубине: этот бассейн занят водами, вышедшими из источника. Это море как таковое и должно быть сосчитано за третье. Теперь эта громадная глубина разделяется на 7 каналов, это как бы длинные сосуды, через которые изливаются воды моря. Источник, море и семь каналов составляют вместе число 9. И если Строитель, который построил эти сосуды, их разобьет, воды моря вернутся к источнику, и не останется ничего, кроме обломков этих ваз, высохших и лишенных воды. Так Причина Причин произвела 10 сефирот».
Итак, море представимо одновременно и как безграничный источник вод, и как ограниченный бассейн: так в первом сефироте подспудно содержатся следующие два, дающие начало Древу милосердия и Древу суровости. Эти две полярности образуют мир созидания, который называется Брия. Остальные семь сефиротов играют оформляющую роль: шесть из них входят в мир формирования, Йецира, а последний, как уже говорилось, представляет наш материальный мир, или Асия.
С каждым сефиротом соотносится особое имя Бога, а также особый архангел и ангельский чин. Все они помогают лучше проникнуть в суть сефирота. Кетеру соответствует имя Бога ЭХИЕ — которое переводится как «существо, существующий», то есть тот, кто на самом деле есть, абсолютно и всегда. Это имя обозначает вечную субстанцию, нетленную сущность, в которой и происходит изначальное брожение жизни. А потому и ангелы Кетера — создатели жизни Хайот-Хакодеш. Архангел Кетера — МЕТАТРОН, то есть «помещающийся над троном», что соответствует смыслу образа короны. Он является заместителем невидимого Бога перед людьми — через него Господь говорил с Моисеем. Имя Метатрона переводят также как «стоящий у престола» и связывают его с Енохом, самым близким к богу человеком.
В средневековой Каббале для Кетера не нашлось планеты, и ему вместо этого было сопоставлено понятие «перводвижения». Но то изначальное непознаваемое единство, из которого проистекает жизнь, соответствует мифологическому архетипу планеты Нептун, связанному с образом материнского лона-моря и растворения в океане космических ритмов. Нептун — планета высшей любви и высшей реальности, но также и хаотического разрушения всего упрочившегося, возвращающая мир в первозданный нерасчленимый клубок вечности, в котором жизнь и смерть слиты воедино.
Изначальное единство содержит в себе все существующее. И, как указывает Блаватская6, имя Эхие можно прочесть 12 разными способами, каждый из которых символизирует один из знаков Зодиака. Оно, таким образом, содержит в себе и демонстрирует нам 12 основополагающих архетипов мира Ацилут, который существует вне пространственно-временного континуума, составляя неразложимое единство и при этом обладая зародышами всего многообразия Вселенной.
Когда мы прикасаемся к тому, что являет из себя Кетер, актуальной становится задача организовать свое стремящееся к распылению сознание через матрицу форм разума. Образно говоря, нам приходится, перемешивая глину всеобщей относительности, слепить из нее горшок, чтобы было в чем отнести воды своего бытия в храм Вечности. (И по закону единства высшего с обыденным — это то, что можно вообще рекомендовать представителям знака Рыб, которым управляет планета Нептун. Рыбы часто делают принцип относительности всего базой мировоззрения, не осознавая потребности хоть как-то определить мир вокруг себя и себя в мире. Астрологи знают по опыту, что планета сознания Меркурий наиболее слаба в этом знаке.)
С философской точки зрения здесь ставится вопрос о том, для чего человечеству нужно развитие ментальной сферы. Может быть, чтобы постичь этот мир, достаточно веры? А рассудок, выделивший людей из мира животных, является лишь орудием приспособления, выживания на этой Земле и не имеет отношения к высшему знанию? Но именно тогда, когда мы сталкиваемся с неведомым, требуются все силы разума, чтобы найти верные ориентиры и выйти из тупика. Сон разума рождает чудовищ, а ясный ум рассеивает мрак даже в тех страшных сферах, которых еще никогда не касалось человеческое сознание, открывая путь в глубины реальности. Морская бездна слепо и без остатка поглощает человека со всеми его мыслями и надеждами, вера может удержать на краю бездны, но только Гермес Психопомп является надежным проводником в иные миры и ту страну, откуда нет возврата.
В нашем веке на это обращает внимание основатель психоанализа К. Г. Юнг, когда пишет о невротических расстройствах, происходящих оттого, что содержание пережитого опыта хранится в подсознании, но не может быть нормально воспринято человеком из-за отсутствия понятий, пригодных для его осознания: «Поэтому так важно рассказывать детям сказки и легенды, а взрослым — прививать религиозные идеи: все эти представления — не что иное, как инструментальные символы, с помощью которых бессознательное содержимое может быть усвоено сознанием, интерпретировано и интегрировано. Без такой помощи... мы получаем беспочвенные фобии и различные формы одержимости (мании, идиосинкразии, идеи, порожденные ипохондрией, а также интеллектуальные извращения, успешно рядящиеся в социальные, религиозные либо политические одежды)»7. Эти инструментальные символы, являющие для нас не только необходимость слова для познания, но и субстанциальность языка, относятся к ведению планеты Меркурий.
Стремясь осознать непознаваемое, за каждым сефиротом, как и за каждой планетой, средневековье выстроило целый ряд аналогий (животное Кетера — голубь, качество — вера и т. д.), которые мы можем легко понять как исходя из мифологических сюжетов, так и на основе астрологических понятий. Система символов всегда использовалась в практике медитаций: если человек в своих медитативных поисках или снах встречает не те символы, значит, он находится не в сфере искомого понятия или допускает ошибки. Ведь психика реагирует на наиболее актуальные для нее моменты, а сон создает те образы, которые помогают решить внутренние проблемы. Символика может оказаться полезной для психологического представления сефиротов. Мы будем в основном уделять внимание значимому в психологии цвету.
Согласно оккультной традиции, передаваемой Дион Форчун, а также психологическому восприятию цветов нашей душой, Кетеру соответствует белый. Это первый цвет, содержащий в себе все цвета, но еще не разделенный на части. Он символизирует изначальную целостность и полноту. При этом разноцветная радуга характеризует Малькут. Наш прекрасный мир наполнен цветами, но белый — не цветной, он «никакой» — подспудно присутствует в каждом и не фиксирует формы предмета. Это фон и чистый лист, и все же он обладает божественным знанием того, что на нем будет написано. А потому и нам, людям, дано это представить.
Из моря вытекает поток — из единого, в самом себе существующего и хранящего в себе жизнь бытия Кетер рождает следующий сефирот, провоцируя движение молнии эволюции. Этот сефирот называется Хокма.
Ii. Хокма — откровение мудрости
(архетип планеты Уран)
Хокма переводится как «мудрость», но мудрость в смысле откровения, проявления, обнаружения того, что вначале было скрыто. Хокма являет собой первый динамизм, творческую экспансию еще не контролируемой силы, первый отход от изначального равновесия. Он начинает Древо милосердия, с характерными для него широтой и неограниченностью его сефиротов. В оккультизме Хокма изображается в виде бородатого мужчины, зрелость которого говорит о его порождающей силе. Он уже повернут к нам лицом и, значит, может быть виден, поэтому в связи с Хокмой говорится о духовном опыте «видения лица Бога». Хокма — это Свет, первая зримая эманация и творящее Слово. Поэтому он символизирует собой всю нисходящую эволюцию, Высшего Отца и величие единства всей Вселенной.
Но Хокма — чистый импульс творческой энергии, свободный и не стремящийся к законченному результату. Чтобы что-то было порождено, кроме Отца, нужна Мать, а кроме силы — организующая ее форма, которая воплощена в следующем сефироте — Бина. Хокма и Бина составляют первую пару противоположностей и основу всякого противопоставления вообще.
«Были миры, которые погибали, как только они нарождались. Они не имели форм и назывались искрами. Так, кузнец, ударяя молотом по железу, брызжет искрами по всем направлениям. Искры, первоначальные миры, не могли существовать, поскольку Древний священный сефирот (Кетер) еще не принял своей формы Царя и Царицы (Хокма и Бина), и Мастер еще не начал своей работы» («Зогар»).
Как рассеивающаяся во все стороны порождающая сила, как свет, как Слово и Мысль, Хокма соответствует мифологическому образу богов Неба и планете Уран. Пока Уран не был открыт, Хокме вместо планеты сопоставлялось слово «Зодиак», подчеркивая момент универсальности, заложенный в этом сефироте и символизируемый в астрологии Ураном. Хокме приписывается божественное имя ЯХ, выражающее неразрушимую связь мировой души (Кетера) и свободного творчества духа. В самом звучании Ях слышится выдох, дыхание. Ях — преисполненное идей божество, управляющее звездным небом и создающее там столько фигур, сколько содержит в себе идей.
Оно делает это посредством чина Херувимов — Офаним, которые изображаются в виде катящихся «колес» Иезекииля, полных глаз, и ассоциируются со всяким круговым движением во Вселенной. Для современного человека это прежде всего движение электронов или планет по своим орбитам, однако в том его аспекте, в котором оно предстает не механическим повторением уже существующего, но неожиданным творением нового. Кроме динамического момента, в образе колес Иезекииля сделан акцент на всевидении, характерном для мифологического образа Неба. Ясное Небо, распростертое над миром, освещает своим сиянием все темные его уголки, выступая как символ разумного восприятия действительности. И Ях приводит в порядок Хаос посредством архангела РАЗИЭЛЯ, который был руководителем АДАМА — человека, первого разумного существа на Земле.
Цвет Хокмы — голубой, наиболее расширяющий пространство и раскрывающий горизонты цвет неба, но далекий и холодный. Эйдосы мысли Хокмы — сами по себе инертные элементы: они далеки друг от друга и вступают во взаимодействие только в процессе дальнейшего творения. Душа, которой коснулся неземной свет, может стать столь же инертна к земному и холодна к обыденному: согревает ее лишь божественное пламя. Энергия Хокмы, отклонившись от божественного равновесия, сделала необратимым творение — и так же необратимо она толкает в дали духовного пути, не оставляя возможности повернуть назад. Астрологически сильное влияние планеты Уран пробуждает ото сна, даже когда хочется заснуть, не давая душе вернуться в зону чувственного комфорта.
Но энергия Хокмы рассеяна, и когда речь идет об озарениях мудрости, связанных с этим сефиротом, каббалисты рекомендуют направить усилия на сублимацию энергии, осознание и реализацию постигнутого: обратив внимание на развитие противоположного качества Бины. Самоосознание согревает душу эмоцией и не дает ветрам стихии бесцельно гонять по небу пустые воздушные шары мысли. (Об этом полезно помнить и всем представителям знака Водолея, который иногда называют ангельским знаком.) У ангелов не хватает нижних планов, у зверей — высших, и задача человека — совместить их в проявленном плане Малькута, воплощая идеи на Земле.
Философски Хокма связан с проблемой интеллектуального творчества. Люди с развитым воображением склонны получать информацию прямо «с неба», но верная ее интерпретация — задача не из простых. Хорошо когда озарения опираются на объективные образы или разработанную научную базу, а не только на логические схемы. Хокма — прозрение в будущее, и наша фантазия способна на это. Но надо иметь в виду, что она не отражает некоего жесткого предопределения — она его творит. Так пусть же наши мысли будут светлыми! Не стоит проецировать на грядущее невзгоды прошлого: мудрость Хокмы ищет принципиально новые пути видения мира.
Iii. Бина — восприятие разума
(архетип планеты Сатурн)
Если Хокма — своего рода «внутренняя одежда», покров «божественной славы», то Бина — ее внешнее одеяние. Бина начинает ветвь Древа суровости, потому что основным качеством этого сефирота является ограничение. Взаимодействие первых трех сефиротов передается следующим образом:
«Божество подобно морю (Кетер), из которого вытекает река (Хокма), воды которой впадают в озеро, именуемое Разумом» («Зогар»).
Бина переводится как «разум», в смысле восприятия, понимания, определения, санкционированного знания — и потому ограничения. Бина противостоит Хокме как пассивное активному и как устойчивая форма — неорганизованной силе. Форма дисциплинирует милосердную в своей бесконечности силу без жалости и символизирует собой начало конца — ее смерти. Бина это разумная Материя, заковывающая в цепи Дух.
Согласно оккультному взгляду, разум присущ даже атомам, и сама материя есть только сильно сгущенный свет. Миру, скованному р…