Ведьмин котел. Запретные тайны волшебного колдовства

УДК 133.2

ББК 88.42

З20

Laura Tempest Zakroff

The Witch’s Cauldron: The Craft, Lore & Magick of Ritual Vessels

Перевод с английского Рябцевой Екатерины

Оформление обложки Орловой Ирины

Закрофф Темпест Л.

Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов.— СПб.: ИГ «Весь», 2019. — 224 с.

ISBN 978-5-9573-3501-6

Мы окунемся в историю ведьминого котла и связанную с ним мифологию. Я расскажу о множестве нюансов, которые нужно учитывать при выборе собственного котла (или даже нескольких!), а также о том, как купить новый, сделать его самостоятельно или приспособить под котел что-то уже ненужное. Мы выясним, как пользоваться котлом: благословить его и применять в ритуалах, как с его помощью колдовать и творить кухонную магию, предсказывать будущее, а также как ухаживать за котлом, чтобы он прослужил вам многие годы. Мы обратимся к старинной магии и будем работать с ее методами по-новому с необычными и нетрадиционными котлами, которые наверняка есть у вас дома. Вы узнаете, что этот чудесный инструмент обладает безграничными возможностями и может стать вашим любимым!

Лаура Темпест Закрофф

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125, USA www.llewellyn.com

Interior illustrations: Mickie Mueller

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3501-6

ISBN 978-0-7387-5039-2 (англ.)

© 2017 by Laura Tempest Zakroff

© Издание на русском языке, оформление.ОАО «Издательская группа «Весь», 2019

Оглавление

Традиционная ведьма: современный подход

Введение

Глава 1. Знакомьтесь — котел

Котел — это...

Общая информация о котлах

Расшифровка символики

Девять вариантов применения котлов

Игра слов: котел

Глава 2. Сбор вокруг котла. История и мифология котла

«Невидимый» котел

История котла

Фантастические праздничные котлы

Жертвенные и сакральные котлы

Котел: теории и фантазии

Котел в игре

Котел в мифологии

Котлы и мифология в современной поп-культуре

Глава 3. Практичный котел

Фигурный котел

Модели и металлы

Неметаллические котлы

Как выбрать котел, который подойдет именно вам

Как сделать котел самостоятельно

Выбор подходящего времени для изготовления котла

Покупка котла

Глава 4. Начало работы

Как очистить котел

Как приветствовать котел

Как благословить котел

Как освятить котел

Как настроить котел

Уход за котлом и его роль в приготовлении пищи

Как прокалить чугунный котел

Когда чугунный котел постигло несчастье

Рабочее пространство вокруг котла

Безопасное использование котла: подводные камни зельеварения

Глава 5. Внутри круга.Искусство ритуала

Что такое ритуал?

Роль котла в ритуале

Фольклор: проход к богам

Маркеры в ритуалах

Призыв божеств и духов

Котел как фокус внимания в группе

Прыжки через котел

Участие котла в Великом ритуале

Глава 6. Практическая магия. Колдовство и котел

Что такое магия?

Магия и этика

Личная сила

Симпатическая магия и все такое

Выбор магических действий

Вопросы и ответы о магии котла

Глава 7. Котел ясновидящего

Старинное искусство прорицания

Прежде чем приступать, подумайте: проводить ритуал или нет?

Гадание на темном зеркале

Чаша с игральными кубиками

Огненный котел

О музыке, ритуальных песнопениях и произнесении текстов нараспев

Глава 8. Расширяем функции котла

«Родственники» котла и нетрадиционный котел

Благословенная ванна

Удивительная стиральная машина

Чайная чашка и чайник

Медленноварка и кухонная магия

Плита и духовка: новый очаг

Глава 9. Духовный котел

«Котел поэзии»

Рожденные из котла

Трансовая медитация

Медитация на внутренние котлы

Величайший котел

В заключение: накрываем котел крышкой

Благодарности

Библиография

Рекомендуемая литература и источники

Как связаться с автором

Лаура Темпест Закрофф — профессиональный художник, писательница, танцовщица, дизайнер, поэт, представитель мифпанка, преподаватель и ведьма. Окончила бакалавриат по изобразительному искусству в Колледже дизайна Род-Айленда. Ее картины отмечены наградами и пользуются популярностью по всему миру. Лаура более двух десятков лет ведет жизнь современной практикующей ведьмы, описывая свой путь колдовства. Для вебсайта Patheos Лаура пишет статьи, раскрывающие позицию современной практикующей ведьмы, а для журнала Witches & Pagans — материалы о колдовском изобразительном искусстве. Также Лаура делится своими знаниями и опытом с читателями «Альманаха для ведьм» (Witches’ Almanac) издательства Llewellyn. «Ведьмин котел» — первая книга автора, а вторая книга, о магии сигилов, вышла в свет в 2018 году. Лаура проживает в Сиэтле вместе со своим спутником жизни Натаниэлом Джонстоуном и как минимум с тремя кошками. Дополнительную информацию об авторе можно найти на ее вебсайте: www.lauratempestzakroff.com.

Традиционная ведьма: современный подход

Некоторые мнения и практики, изложенные в этой книге, могут показаться несколько необычными. Я — современная традиционная ведьма, это значит, что мой путь построен на фольклоре, мифах и практиках, огромное количество которых передавалось в моем роду из поколения в поколение, и вместе с тем, я — современный человек, проживающий в Соединенных Штатах Америки.

Я изучала самые разные методы, преимущественно с академической точки зрения, и поняла, что мне больше всего подходит вариант практики, сочетающий в себе старинное колдовство с современным.

При этом благодаря новой информации, инструментам и толкованиям старинные практики обретают новые значения. Недопустимо думать о чем-то: «Это так, потому что так делалось всегда», — ведь наши предки веками совершенствовали свои техники. Например, добывать огонь можно с помощью трения палочек или спичек, или зажигалки.

Старинные приемы нужно знать, но гораздо эффективнее и намного удобнее использовать новые подходы.

В основе моей традиции лежат три принципа.

Познай себя. Это значит, следует знать свои сильные и слабые стороны (в ментальном, духовном и физическом планах).

Сохраняй баланс. Здесь речь идет не только о том, чтобы быть умеренными, но и о понимании своих предельных состояний и работе с ними. Каждое действие и намерение могут вызывать как положительные, так и отрицательные эффекты и последствия. Является ли что-то положительным или отрицательным (полезным или вредным), зависит от того, с какой позиции смотреть на это.

Возьми ответственность на себя. Последний, третий, принцип заключается в умении признавать, принимать ожидаемые и неожиданные последствия своих слов и действий и способность работать с ними.

Что это значит? Я всегда принимаю во внимание возможные последствия любых моих действий, даже выходящие за рамки моего намерения. Я стараюсь помнить о собственных пределах, равно как и о пределах других людей. Я всегда предлагаю то, что, на мой взгляд, может помочь, а не навредить. Я люблю свои стихи, ритуалы, мистическое искусство, но также рассчитываю на здравый смысл, современный комфорт, практичность и особенно —на юмор. Я уже давно обнаружила, что духи и божества, с которыми работаю, тоже обладают чувством юмора, так что, несмотря на серьезное отношение к своей работе, я научилась не вязнуть в практике. Я пришла к выводу, что непринужденность вкупе с заземленностью порождают сильную и эффективную магию. И жизнь становится намного интересней.

Крайне важно помнить, что решений всегда больше, чем одно. Позвольте себе творить! Я предлагаю вам с помощью этой книги расширить свою практику и получать от нее истинное удовольствие. Во благо!

Введение

Пожалуй, нет такого другого предмета, который бы настолько же ассоциировался с колдовством, как котел. От Керидвен до коварных сестер из шекспировской пьесы «Макбет» — котел всегда использовался для создания образа колдовской силы ведьмы в коллективном бессознательном на протяжении сотен, а то и тысяч лет. По всему миру в историях о ведьмах упоминаются ведьма и ее котелок.

Легко представить темную комнату, освещенную лишь огнем очага, над которым в котле побулькивает, испуская клубы пара, загадочное варево. Или подвешенный на треноге котелок в центре магического круга, вокруг которого ведьмы что-то напевают, бросая в котел травы и другие таинственные ингредиенты. Таинственность и мистичность котелка связана с тем, что ведь по сути это простой, функциональный предмет домашнего хозяйства. В старину котел был главным предметом при готовке, уборке и прочих хозяйственных делах, хотя современному человеку, избалованному «микроволновками» и разнообразной кухонной утварью, это может показаться странным.

Настоящая сила ведьмы заключается в ее способности прямо у всех на глазах превращать обычную емкость для готовки в магический инструмент. В непростые времена было куда безопаснее иметь дома обыкновенный предмет, который в случае необходимости «превращался» в инструмент для магической работы, нежели открыто заявлять о себе тем, кто мог желать вам зла. К тому же двойное назначение котла помогало сэкономить средства или пространство. Так же как метлу использовали для того, чтобы подметать пол или «летать», так и в котелке можно было готовить не только ужин, но и колдовское варево для ритуала, общения с богами или предсказания будущего.

В наше время, как правило, ведьмам не нужно опасаться преследования за свою практику, и мы любим коллекционировать разные ведьмовские штучки. Для того чтобы использовать их по максимуму и с легкостью обращаться с ними, необходимо хорошо разбираться в их значениях и назначении. Мы окунемся в историю ведьминого котла и связанную с ним мифологию. Я расскажу о множестве нюансов, которые нужно учитывать при выборе собственного котла (или даже нескольких!), а также о том, как купить новый, сделать его самостоятельно или приспособить под котел что-то уже ненужное. Мы выясним, как пользоваться котлом: благословить его и использовать в ритуалах, как с его помощью колдовать и творить кухонную магию, предсказывать будущее, а также как ухаживать за котлом. Мы обратимся к старинной магии и будем работать с ее методами по-новому с необычными и нетрадиционными котлами, которые наверняка есть у вас дома. Вы узнаете, что этот чудесный инструмент обладает безграничными возможностями и может стать вашим любимым!

Глава 1. Знакомьтесь — котел

Знакомьтесь — котел

Итак, котел. Это предмет аллегоричный, к которому часто обращается фольклор, который веками изображается в искусстве и в то же время незаметный и вездесущий. Он занимает главное место в мифических магических практиках и сверхъестественных превращениях, а кроме того, используется при готовке и уборке. Наверное, нет никакого другого инструмента, столь созвучного современной ведьме, которая ежедневно вынуждена уравновешивать в себе мистику и быт.

Котел — это...

При слове «котел» в вашем воображении, скорее всего, возникает классический образ: округлый, пузатый черный горшок с зауженным горлышком, возможно, с боковыми ручками, на треноге и с верхним держателем. Это объяснимо — ведь дизайн котелка практически не менялся веками. Давайте попробуем понять, почему обстоятельства сложились именно так, и рассмотрим несколько определений котла, а также варианты истории его происхождения.

Котел — это:

«Большой горшок, чаще всего с боковыми ручками, для приготовления еды» (в английском языке слово cauldron образовано от раннего французского cauderon, которое, в свою очередь, произошло от латинского слова caldarium, означающего «горячая ванна», а оно — от слова cadius — «тепло») (Толковый словарь английского языка Collins).

«Большой котел или бак для варки» (в среднеанглийском — cauderon, слово пришло из французского языка, куда, в свою очередь, пришло из латинского — caldaria — сущ. ж. р., образованное от caldarius — «согревающий»; производное от calidus — «теплый», calere — «быть теплым») (Университетский словарь английского языка Random House Kernerman Webster).

Как видно из происхождения слова, типичный котел предназначался для нагревания и кипячения жидкостей. Благодаря его округлой форме жидкость в котле легко помешивать, и в то же время такая форма обеспечивает большую площадь для разгона нагретых молекул, что усиливает парообразование (идеальные условия для приготовления тушеных и прочих, требующих выпаривания блюд) и не позволяет вареву сбежать через край. (Если у вас когда-нибудь сбегал на плиту суп, попытайтесь представить, как бы вы справились с подобной неприятностью, имея дело с большим, тяжелым, висящим над огнем котлом!) Во всех культурах мира для нагревания жидкостей использовались горшки такой формы.

Общая информация о котлах

В первую очередь и главным образом котел — это сосуд. Его форма предназначена для удерживания содержимого и способствует проводимости и сохранению тепла. Обычно котел изготавливают из металла, в основном из железа, потому что оно износостойкое и долговечное. Для удобства в использовании его очень часто оснащают боковыми ручками, держась за которые, его можно переносить, выливать из него варево, а еще за ручки котел можно подвесить на крючок с помощью цепей. Дно котла может быть плоским — чтобы ставить на ровную поверхность, но чаще всего котел оснащен тремя ножками, чтобы его можно было поставить над огнем. И наконец, у котла есть крышка, которая удерживает варево. Поскольку форма котла способствует быстрому испарению влаги, крышка помогает замедлить это испарение, собирая конденсат, и сохраняет тепло приготовленной пищи.

Котлы, как правило, делали большого размера, чтобы готовить в них еду на всю семью, а также мыть посуду, — универсальная кухонная емкость, в которой можно варить макароны и мыть тарелки. Готовую еду и напитки разливали и раскладывали в емкости поменьше (миски, чашки, блюда). Следует добавить, что гигантские котлы, изображенные рядом с ведьмами на картинах позднего Средневековья, явно сильно преувеличены в художественных целях. Большие котлы стоили очень дорого, не говоря уже о том, что большой котел не дотащишь до середины леса. Между тем, на другом конце размерного ряда мы видим выставленные в эзотерических и оккультных магазинчиках миниатюрные котелочки, созданные для современных практиков, которые готовят еду совсем в других емкостях, да и посуду моют иначе. Какой-то гений догадался, что все мы любим покупать маленькие вещички, пусть даже непрактичные!

Расшифровка символики

Благодаря классическому «щедрому» размеру, форме и назначению котлу легко приписать множество самых разных символических значений. Но сколько из них окажутся актуальными сегодня? Давайте вместе рассмотрим символику котла, которая сохраняется на протяжении последних десятилетий.

Современное язычество чаще всего связывает котел с утробой, соответственно, наделяя его женскими качествами через связь с Богиней. Важно помнить, что домашние хлопоты (приготовление пищи, мытье посуды и т. д.), как правило, издавна считались женским занятием, и это тоже усиливает «женский имидж» котла. Под прикрытием религиозной пропаганды охота на ведьм велась по социальным и гендерным признакам, поэтому в коллективном бессознательном укрепилась связь между женскими обязанностями и колдовством с использованием котлов. Другую ассоциацию с утробой можно описать так: если положить в котел правильные ингредиенты, то из них что-то «родится», — но такой упрощенный подход кажется совсем глупым, не находите? Думаю, от такого сравнения не выигрывают ни обладательницы утробы, ни котелки.

Во многих источниках мне встречалось утверждение, что три ножки котла символизируют Триединую богиню. Очаровательная идея, но фея дизайна во мне говорит, что трехногая конструкция идеальна для размещения котла на неровной поверхности. Вариант с одной или двумя ножками попросту нефункционален (содержимое будет проливаться), а четыре ножки удобны только в случае, если предмет ставят на ровную поверхность, еще и при условии, что все ножки одинакового размера. Соответственно, трехногая конструкция — самая функциональная. Но если вам приятно ассоциировать «трехногость» с божественностью — пожалуйста. Символизм — это проявление связи между физическим и метафизическим.

По мнению автора этой книги, придание современными язычниками котлу женского начала связано больше с желанием оживить концепцию Богини, чем с его формой или областью применения. Во второй половине XX века неоязычество подчеркнуто связывали со «старыми традициями», шла борьба патриархальных концепций с матриархальными или более сбалансированными идеями. Но стоит вспомнить о контркультурах, возникших в послевоенном обществе, и многое проясняется. В этот период много энергии было вложено в синхронизацию магической практики с половым разделением: чаши и котелки стали инструментами Богини, а жезлы и атамы — проявлением мужской энергии, при этом те и другие использовались и жрецами, и жрицами. Гендерный символизм может усилить связь с предметом и позволяет познакомиться с его, возможно, забытым прошлым, но может и оттолкнуть — особенно тех, кто мыслит внегендерными категориями. Сам по себе котел куда многограннее анатомических ассоциаций, он универсален и удобен для всех и каждого.

Как далее вы узнаете из раздела, посвященного истории и мифологии, изначально котел не воспринимался исключительно женским инструментом или утварью и не был связан исключительно с Богиней. Глубокий символизм котла обусловлен не его формой, а многовековой ролью в магической практике и мифологии. Надеюсь, что значения котла, которые вы найдете в мифах, историях и фольклоре, вдохновят вас. В конце концов, важность символа определяется тем, что именно он значит для вас и вашей практики. Если идея вас вдохновляет и нравится, значит, вы на верном пути!

Девять вариантов применения котлов

Для простоты восприятия я систематизировала описание по вариантам использования котлов, разбив их на девять категорий — по роли котлов в мифологии, фольклоре, истории и ритуалах. Благодаря этому списку вам будет легче решить, как использовать котел, и выявить личное значение и цель своих действий. Вполне возможно, что некоторые категории пересекаются, но это вполне естественно, ведь котел — предмет многофункциональный!

Контейнер. В самом простом варианте котел — это емкость. В этом случае у него относительно пассивная роль: содержимое пребывает в готовой форме; в котле что-то хранят. Например, в нем может быть вино, которое впоследствии разольют по емкостям, или записки с намерениями для ритуала. Также он может символизировать хранилище силы своего владельца.

Созидатель. В отличие от контейнера, эта роль активная. В этом варианте котел используется для варки, жарки, готовки или окрашивания. Это действующая сила, изменяющая физические свойства помещенных в форму ингредиентов. Примеры: медоварение, приготовление тушеного блюда или окрашивание одежды.

Преобразователь. В отличие от созидателя преобразователь отвечает за метафизические, а не физические изменения, например, зарядка кулона, сжигание записки с намерением, снятие блокировки, подготовка подношения и т. д. В магических ритуалах, если говорить метафорически, в котле плавятся заклинания.

Очиститель. В этом состоянии котел используется для мойки, чистки и обновления: кипячение воды для питья, мытье предметов или совершение очищающих омовений.

Портал. В некоторых традициях котел, подвешенный на цепи над очагом или стоящий на треноге, символизирует связь между этой реальностью и божественным миром. Цепь является своего рода телефонной линией, в результате чего котел превращается в портал в мир богов. Иногда котел становится настоящими вратами в другой мир или измерение (например, в царство теней). Использование котла в качестве средства для перемещений также попадает в эту категорию.

Указатель. Это вариант ритуального использования котла в качестве указателя места или ориентира. Он может служить неким алтарем, центром ритуального пространства, обозначать сакральное место или использоваться в качестве духовного домашнего «маяка» для ведьмы, которая совершает духовное (или физическое) путешествие в своих видениях полета или отправляется на шабаш.

Барабан. В быту кочевников котел имел множество вариантов применения, в том числе использовался как ударный инструмент — барабан или даже колокол. Музыкальная функция котла была важна при проведении духовных практик, а также устройстве развлекательных или увеселительных мероприятий. В переносном смысле котел может олицетворять сердцебиение группы людей, племени или ковена — того, что сводит вместе и объединяет, особенно во время совместного принятия пищи или напитков.

Инструмент для предсказаний. Существует множество способов с помощью котла заглянуть в настоящее, прошлое или будущее, это и гадание на магическом кристалле, и вытягивание жребия, и пиромантия (гадание на огне), и либаномантия (гадание на дыме или на пепле благовония), и карромантия (гадание на расплавленном воске), и керомантия (гадание воском на воде), элеомантия (гадание на масле), гидромантия (гадание на воде) и т. д.

Второе рождение. В этом варианте котел проявляет несколько своих функций, а именно преобразователя, портала и очистителя, но в данном случае его отличает проявленная способность давать или возрождать жизнь. Именно в этом варианте котел символизирует чрево, поскольку его функция — давать жизнь.

Когда мы перейдем к материалу по истории и мифологии котелка, прошу вас, дорогие читатели, обращайте внимание на выполняемые им функции и определяйте, к какому из девяти вариантов они относятся. Это поможет вам понять свои предпочтения при работе с котлом и воодушевит вас.

Игра слов: котел

Kettle: нем. — kessel; среднеангл. — chetel; старонорв. — ketill.

Cauldron: среднеирл. — coiri или caere, валлийский — pair или peir.

Caldera — кальдера, круглая впадина или аналогичное образование в земле, возникшее в результате вулканической активности (порой его называют котлом).

Происхождение фамилии Казан (Kazan)

Греческое: укороченная форма от слова kazandris, применяемого для профессионального обозначения изготовителя котлов или человека, который использует котел для дистилляции алкоголя.

Турецкое: kazanci — «рабочий котла» или «рабочий печи», это слово образовано от слова kazan — «котел».

Глава 2. Сбор вокруг котла. История и мифология котла

Сбор вокруг котла. История и мифология котла

Ведьмин котел! Этот образ интригует наше воображение! Веками люди собирались вокруг очага с котлом, готовили пищу, праздновали сбор урожая, варили напитки, рассказывали истории и легенды и мылись в нем. У котла большой диапазон функций: от практического применения до метафизического. Чтобы познакомиться с этим явлением чуть ближе, предлагаю просмотреть историю котлов и исследовать его глубокую связь с мифологией.

«Множься, множься злое действо.

Огонь — гори, котел — кипи!»

Уильям Шекспир, «Макбет»

«Невидимый» котел

Сегодня крайне трудно найти полностью сохранившиеся целые экземпляры старинных котлов. А все потому, что котлы имели многоцелевое применение и ими пользовались до полной утраты их пригодности, после чего их либо уничтожали, либо перерабатывали. Сосуды, не имеющие особого духовного предназначения или статусности, использовались до тех пор, пока были пригодны для этого. К сожалению, если духовные цели сосудов не совпадали с представлениями завоевателей, их обычно переплавляли во что-то иное. Те немногие образцы специализированных котлов, которые сохранились до наших дней, сделаны особо искусно и отличаются от найденных в захоронениях.

Изучение истории котла осложняется и тем, что он использовался в быту и, в частности, работа с ним относилась к женским обязанностям. А женский труд на протяжении веков мало интересовал историков, археологов и антропологов, преимущественно ориентированных на мужское наследие: оружие и доспехи, фермерские инструменты и т. д. Столь несимметричный подход только еще больше объясняет, почему предметы, более всего ассоциируемые с ведьмами (котлы, метлы) и, конечно же, широко используемые женщинами, появляются в историях охоты на ведьм. Охотники на ведьм извращали назначение простых бытовых предметов, подстраивая смысл находок под свои цели, даже обычного родимого пятна было достаточно, чтобы обвинить человека в колдовстве, и эти обвинения питали фантазии художников. Однако в те времена котел был всего лишь утварью, собственностью того, кто мог позволить себе купить его или изготовить самостоятельно. Можно сказать, что это был аналог современной «микроволновки». Сегодня исследование обычаев и жизни женской линии наших предков становится все более популярным, так что, возможно, нас ждут новые открытия в истории котла.

История котла

У народов всех культур мира были свои виды котлов, в основном предназначенные для того, чтобы переносить и перевозить огонь и воду. Люди очень рано обнаружили, что огонь дает многие блага: обеспечивает теплом и инструментами для строительства и охоты, а также выполняет самую важную функцию — позволяет готовить пищу. Приготовленную на огне пищу легче жевать, она быстрее переваривается и дольше хранится, в результате этого человеческий мозг развивался и эволюционировал. В процессе приготовления пищи произошло счастливое открытие преимуществ употребления очищенной кипячением воды — а после кипячения достаточно просто налить ее во что-нибудь!

Поначалу мы приспосабливали под свои нужды то, что было дано природой: моллюсков, черепашьи панцири, часть черепов, мочевой пузырь животных, тыквы и косовые орехи — все использовалось для хранения и приготовления пищи. Научившись с помощью огня обрабатывать глину и работать с плавкими металлами, люди принялись экспериментировать, пытаясь создать прочный сосуд, в который можно наливать жидкость и в котором можно готовить пищу: сначала такая емкость была медной, потом — бронзовой, затем, около двух тысяч лет назад, появился чугунный горшок.

На эволюцию и назначение сосуда влияли нужды народов. Так кочевникам требовался универсальный сосуд, чтобы не перевозить с места на место лишний груз. Например, рассмотрим быт одной из многочисленных групп в составе кочующих берберских племен — западносахарских жителей Северной Африки. Их варочный котел веками использовался для переноса огня, воды и приготовления пищи, а когда во время проведения праздников и ритуалов на него натягивали кожу, он становился барабаном. Эффективная многофункциональность! Хочу особо подчеркнуть, что универсальное использование одного сосуда вовсе не указывает на «примитивность» народа. Берберы известны своим мастерством в области металлообработки, производства текстиля и других ценных изделий. Когда основной доход приносит торговля, крайне важно освободить место для хранения товаров, а не занимать его барабанами, кухонными горшками, плавильными котлами и прочей утварью.

Фантастические праздничные котлы

В коллекции Британского музея имеется несколько удивительных артефактов — древних котлов. В их числе котел Баттерси, который датируется приблизительно 800–600 гг. до н. э., конец бронзового века — начало железного. Это весьма крупный котел, сделанный из семи листов бронзы, старательно отформованных, изогнутых и склепанных вместе. Столь серьезные вложении времени и средств говорят о том, что этот котел (и ему подобные) наверняка имел высокую ценность и использовался на пирах великих людей. В коллекции Британского музея также имеется котел поменьше, тоже из бронзы, датируемый приблизительно 1–50 годами н. э. Внешне он похож на своего собрата из Баттерси: бронзовые листы скреплены декоративными клепками с декоративными шляпками, а его горловину сделали, вероятно, катая плоский лист бронзы по железному кольцу. Он значительно меньше котла Баттерси и считается редкой находкой: в нем можно приготовить мало еды, и он не подходит для крупных пиршеств или «обслуживания» важной персоны. Смею предположить, что он был атрибутом особого владельца, возможно, целителя племени, и был захоронен с ним как любимый или сакральный предмет, поэтому и сохранился до нашего времени.

Также в Британском музее можно найти интересные аксессуары для котлов, классифицированные как «крюки для плоти» и датируемые бронзовым и железным веками. Предполагается, что эти артефакты использовались для вылавливания мяса из котла во время пира. Некоторые выполнены очень искусно, что наводит на мысль об их особом назначении, возможно, ритуальном. Один из таких крюков бронзового века был найден в болоте неподалеку от Данаверни в 1829 году, а в наше время с помощью радиоуглеродного анализа смогли датировать его 1050–1090 годами до н. э. У него имеется деревянная узорчатая секция, украшенная бронзовыми элементами — фигурами пары похожих на воронов птиц и пяти водоплавающих птиц, возможно, лебедей с тремя лебедятами или утками.

В Эшмолеанском музее искусства и археологии в Оксфорде можно увидеть другой большой котел времен бронзового века: он найден купальщиками в 1928 году в русле реки Чаруэлл в деревеньке Шиптон-он-Чаруэлл, графство Оксфордшир. Он датируется примерно 1100–1000 годами до н. э. и классифицируется как «атлантический котел», что означает, что он был найден в той части Европы, которой касались воды Атлантического океана, это Великобритания, Ирландия, Франция и Пиренейский полуостров. Котел изготовлен из трех листов бронзы: двух прямоугольных, формирующих окружность корпуса, и одного круглого чашеобразного снизу. У горловины расположены две литые ручки, за которые его можно переносить или подвешивать. На корпусе котла видны следы ремонта, указывающие на то, что, прежде чем оказаться в реке, он побывал на многих пирах и нес долгую ценную службу.

В 2004 году неподалеку от деревни Чизелдон в графстве Северный Уилтшир в Великобритании был обнаружен тайник с двенадцатью большими котлами — крупнейшая группа котлов железного века, найденная за всю историю Европы. Они были захоронены вместе с двумя коровьими черепами, образцами гончарного дела и другими сосудами, датируемыми 800–100 годами до н. э. Около половины котлов, заложенных или зарытых в землю, находились в положении дном вверх, часть лежали на боку и еще часть горшков стояли горлом вверх. Все они имеют диаметр от 60 до 80 сантиметров в ободе и сделаны из сплава меди и железа. Чтобы не повредить археологическую находку, ее извлекли вместе с блоками грунта и доставили в Британский музей для дальнейшего изучения. Эти котлы изучают по сей день, и сведения выкладываются на сайте blog.britishmuseum.org (соответствующие записи можно найти по тегу Chiseldon cauldrons). В глухих закоулках разных музеев мира, а особенно в Европе, можно найти и другие примеры котлов. Несмотря на безусловно высокую важность для историков и археологов, праздничные котлы визуально не особо интересны широкой публике и не столь притягательны для изучения как оружие, украшения и другие ремесленные изделия той эпохи. Если только они не настолько внешне эффектны, как следующий знаменитый котел...

Жертвенные и сакральные котлы

Если вдруг окажетесь в Национальном музее Дании в Копенгагене, обязательно полюбуйтесь оригинальным котлом из Гундеструпа (его копии в натуральную величину есть в нескольких европейских музеях). Котел, датируемый II–I веками до н. э., был найден в торфяном болоте около поселка Гундеструп в Дании в 1891 году. Многих удивляет тот факт, что он был не целым, а разобранным на пластины, и позднее его собрали для экспозиции. Серебряный, удивительным образом декорированный, диаметром 69 сантиметров и высотой 42 сантиметра — это самый большой известный в Европе котел железного века. Его рисунок аккуратно выбит с внутренней стороны, образуя выпуклый орнамент, и украшен позолотой и стеклянной мозаикой. Несмотря на то что он был обнаружен в Дании, судя по стилю изготовления и изображениям на нем, предполагают его галльское или фракийское происхождение.

Именно благодаря украшающим его изображениям фотографии и рисунки этого котла включены во многие книги об истории и происхождении язычества. На базовой пластине котла изображен бык, рядом с ним — женская фигура с мечом и три собаки, судя по всему, сцена отображает какое-то сражение. На каждой из семи наружных пластин — центральный бюст или портрет: это четыре мужчины с бородой и три женщины; все сцены отдельные, с дополнительными фигурами людей и животных, среди которых кабан, крылатый конь, дракон, олень, хищные птицы и лев. Все выполнено с удивительной детализацией, но больше всего восторг вызывают внутренние пластины. На одной из них изображен Цернунн: сидящий мужчина с рогами, держащий в правой руке кельтское ожерелье — торк, а в левой — рогатую змею. Рядом с ним олень с такими же, как у него, рогами, а также несколько видов животных и растений. На других внутренних пластинах изображена женщина в кельтском ожерелье с двумя шестиспицевыми колесами, слонами и грифонами, трижды повторяется сцена убоя быка и какие-то воины в походе, которых окунают в котел, после чего они возрождаются и продолжают свой путь. Запомните эту последнюю сцену, мы обратимся к ней, когда коснемся мифологии котла!

Котел: теории и фантазии

Любопытно отметить, что находка котла из Гундеструпа привела к появлению разных имитаций. Самая известная — котел из Кимзе, найденный в 2001 году на дне озера Кимзе в Баварии. Котел из 18-каратного золота весом около 10,5 килограмма украшен изображениями в кельтском стиле, очень напоминающими котел из Гундеструпа. В результате научной экспертизы и исследований выяснилось, что это поделка XX века, выполненная Отто Гаром, серебряных дел мастером и членом нацистской партии (совместно с мюнхенским золотых дел мастером Альфредом Нотцем), сделанная по заказу Альберта Пьецша — богатого человека, поддерживающего нацистскую партию. Мне также удалось найти упоминание об итальянской подделке 1920-х годов и других изделиях «по мотивам» котла из Гундеструпа, но о них крайне мало данных. Полагаю, что всем причастным к этим «открытиям» было потом весьма неловко.

Котел из Гундеструпа часто называют «жертвенным котлом», поскольку его изысканный фасад и серебряное исполнение указывают на то, что это не просто праздничный котел. При слове «жертвенный» из самых мрачных слоев нашего подсознания поднимается образ котла, в который заливают кровь или над которым ее проливают. Такие фантазии возникают из-за глубокого влияния мифов, где описано, как боги или герои превращаются в гору костей и перерождаются в котле. Или из-за влияния историй (которые рассказывали римские христиане) о древних язычниках, приносивших человеческие жертвы ради урожаев и увеличения плодовитости животных. Однако в приведенных выше археологических примерах мы видим, что жертвенные котлы — это искусно выполненные предметы, целенаправленно разделенные и захороненные, возможно, в качестве подношения богам или земле. Или же котел из Гундеструпа не подвергался разделению для подношения богам, а был разобран и выброшен воинами-завоевателями, которых оскорбили нанесенные на него изображения? Хотя в действительности они расплавили бы его для получения серебра, что наверняка и происходило со многими сакральными котлами.

Все это приводит нас к котлам Додоны в Греции. Возможно, вы слышали о Дельфийском оракуле, но знаете ли вы об оракуле Додоны, который был самым древним в Греции? По легенде, согласно Геродоту, его основу заложил один из двух черных голубей, который прилетел в Египет из Фив и сел на дуб в Додоне, указав на то, что в этом месте должно быть построено святилище Зевса. (Второй голубь приземлился в Ливии с аналогичным указанием.) Считается, что эти голуби — не пара реальных птиц, а образ пары темнокожих жриц оракульской традиции, сбежавших из Египта и поселившихся в Греции, хотя в истории с птицами красиво описаны дубы. Далее в легендах говорится, что с VIII по IV век до н. э. вокруг дуба были с почтением установлены бронзовые котлы на треногах, которые соприкасались друг с другом, благодаря чему стоило ударить по одному котлу, как звук передавался и всем остальным. Прислушиваясь к звону и тону котлов, а также к шелесту ветра в дубовых листьях, жрицы получали божественные ответы. В нескольких источниках упоминается бронзовая статуя мальчика, держащего хлыст с тремя гибкими цепями, — предположительно этим хлыстом ударяли по котлам, взывая к голосу Зевса.

В Додоне останавливались многие знаменитые герои греческой мифологии: Ясон с аргонавтами, Одиссей и Ахилл, а также исторически известные короли и правители, — все советовались с оракулом. Дуб, который растет сейчас на этом месте, это уже современное посаженное дерево, но бронзовые фрагменты треног и котлов остались со времен основания оракула. По дошедшим до нас слухам оракул Додоны был разрушен войсками завоевателей, а котлы и треноги — переплавлены на оружие.

Следующий котел в этом разделе принадлежит древней истории, его применение было возрождено в современном мире — это котел Олимпийского огня. Он тоже связан с Зевсом, напоминая о Прометее, похитившем огонь у Зевса и подарившем его человечеству. Говорят, этот огонь горел на протяжении всех древних Олимпийских игр. В современные Олимпийские игры олимпийский котел вернулся летом 1928 года в Амстердаме, и с тех пор возжигание огня на олимпиадах стало традицией. Пламя для игр зажигается в греческой Олимпии — в храме Геры. Одиннадцать женщин, олицетворяющих девственниц-весталок, выполняют обряд получения огня с помощью лучей солнца, сконцентрированных посредством параболического зеркала. Факел сначала проносят по Греции, затем передают в город проведения Олимпийских игр. Для каждых Олимпийских игр разрабатывается новый котел, пьедестал и факел, так что хотя бы эти современные котлы вызывают всеобщее восхищение и почтение в принимающих Олимпийские игры городах.

Котел в игре

Продолжая тему игр, спорта и завоеваний, предлагаю вам задуматься о сходстве многих победных трофеев с котлом. В частности к XIX–XX векам относятся примеры негабаритных чаш для питья, подходящих для пиршеств или сборищ больших групп людей. Поскольку я сама из семьи хоккеистов, то приведу в качестве примера кубок Стенли, который начал свой путь как декоративная серебряная чаша для пунша, впервые врученная в 1893 году. В 1896 году хоккейная команда Winnipeg Victorias ввела традицию пить из завоеванного кубка шампанское — чудесный пример общественного пиршества и празднования. Выиграть кубок, обладать им и демонстрировать его — большая честь и предмет гордости команды и ее города, так было и с праздничными котлами племени в старые времена.

Запомните эти исторические примеры котлов, они пригодятся вам, когда мы приступим к изучению роли котла в мифологии!

Котел в мифологии

Несмотря на то что исторические артефакты довольно редки, котел прочно основался во многих мифах и культурах. По природе своей мифы кочуют из одной культуры в другую. Меняются или вычеркиваются имена и описания ключевых персонажей, которых так много, что они не уместятся в одну аккуратную книжечку, поэтому я выбрала несколько наиболее ярких и распространенных, близких по тематике мифов. Мы изучим сами истории, связанный с ними символизм и задумаемся о том, какие истины скрыты в этих мифах.

Котел и божественное женское начало

В этом разделе мы подробно рассмотрим связь котлов с женщинами и богинями из мифов и легенд. Во всех этих мифах прослеживается общая тема: котел символизирует силу субъекта, обращающегося к магии. Котел означает силу, необходимую для работы с зельями, невидимыми духами и стихиями, — способность работать за пределами привычного порядка вещей.

Котел Керидвен

В кельтской мифологии очень много мифов, в которых упоминаются котлы, среди самых знаменитых — миф о Керидвен и ее котле. Современные кельтские язычники считают Керидвен богиней трансформаций, перерождения и творческого вдохновения. Ее история дошла до нас из средневековых валлийских легенд («Сказания о Талиесине» из сборника мифов и преданий «Мабиногион») и рассказывает о ее совершенном магическом искусстве и о том, как она создала легендарного барда.