Дикие растения. Руководство для ведьмы. Мудрость природы. Тайные силы растений
УДК 133.4
ББК 86.4
У62
JD Walker
A Witch’s Guide to Wildcraft: Using Common Plants
to Create Uncommon Magick
Перевод с английского Маргариты Коваленко
Внутреннее оформление и дизайн обложки Арабо Саргсяна
Уокер Джей Д.
Дикие растения: руководство для ведьмы. Обычные травы для необычной магии. — СПб.: ИГ «Весь», 2021. — 272 с.: ил.
ISBN 978-5-9573-3839-0
Чтобы заниматься травничеством, не обязательно иметь роскошный сад или жить за городом — порой достаточно просто выйти за порог. Множество магических трав произрастают в вашем дворе, в окрестностях и даже на городских улицах.
Эта книга — доступный и полезный иллюстрированный справочник по искусству сбора и обработки растений. Вы найдете в нем сведения о более 30 видах трав и цветов, которые вы можете без труда найти или вырастить собственными руками — от жимолости и плюща до самшита, фиалки и остролиста. Вы узнаете медицинские и колдовские свойства каждого растения, познакомитесь с историей их применения, планетами-покровителями и магическими соответствиями. Например, самшит — отличный материал для изготовления рун, из корня цикория получится превосходный магический талисман, а папоротник незаменим для приворотных заклинаний.
Автор собрала множество ценной информации о том, как самостоятельно собирать, обрабатывать и хранить травы и цветы, растущие в наших садах, парках и улицах. Прочитав книгу, вы сможете установить прочную связь с миром природы, обогатить свою духовную жизнь и магическую практику.
Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com
Maps on pages 94–95 by Llewellyn Art Department
Interior art by Trisha Previte
ISBN 978-5-9573-3839-0
ISBN 978-07387-5433 (англ.)
© 2021 by JD Walker
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2021
Отзывы о книге
«Дикие растения. Руководство для ведьмы»
Вы прогуляетесь по самым волшебным местам — миру домашних и дикорастущих садов. Автор — мастер садоводства, которая соединяет повседневную практику ведьмовства и использования трав в заклинаниях и ритуалах. Ее изящное описание п рактических и духовных свойств растений сделает книгу чудесным подарком для любой домашней библиотеки.
Холли Эмор, генеральный директор семинарии Cherry Hill
В книге Уокер сохраняется баланс между лучшими практиками, научным знанием и десятилетним опытом мага и травника. Ее познания и компетентность в травоведении видны невооруженным взглядом. Описание каждого растения и его использования отлично помогут как новичку, так и опытному практику. Замечательный источник знания для любого человека, будь он маг или нет. Это руководство должно быть на каждой книжной полке!
Дэйдре Роджерс, временный преподаватель
Калифорнийского политехнического университета,
консультант по дипломным работам, преподаватель семинарии
Cherry Hill на кафедре миссионерской деятельности,
адвокатской практики и лидерства
Об авторе
Джей Ди Уокер (Гринсборо, Северная Каролина) — вице-канцлер Дома Акаша, языческого сообщества Северной Каролины. Ранее работала журналистом в сфере бизнеса. В настоящее время отошла от дел, но продолжает быть репортером-фрилансером. Написала десятки статей для альманахов издательства Llewellyn.
Предупреждение
Не следует готовить напитки, воскурять или в любой другой форме использовать растения, которые были собраны вдали от вашего дома или в сомнительной местности. Употребляйте в пищу растение только в том случае, если знаете, что оно собой представляет и как ваш организм на него отреагирует. Перед приемом травяных добавок или иных средств мы советуем проконсультироваться с врачом или другим профессионалом сферы здравоохранения. Издатель и автор не несут ответственности за возможный ущерб, который читатель может нанести себе при использовании изложенной информации; перед применением описанного в книге материала советуем взглянуть на него с точки зрения здравого смысла.
Оглавление
Предисловие
Введение
Часть 1. Сбор дикорастущих растений для магических целей
Глава 1. Магия в современном мире
Глава 2. То, что необходимо знать перед сбором урожая
Глава 3. Небесные тела и их влияние на растения
Глава 4. Урожай: от подготовки к сбору
Глава 5. Обработка растений
Часть 2. Растения
Глава 6. Изучаем основные растения
Самшит
Вишня
Звездчатка
Цикорий
Клевер
Плаун
Маргаритка
Одуванчик
Папоротники
Блошница
Герань
Злаки
Остролист
Жимолость
Плющ
Можжевельник
Мимоза
Вьюнок пурпурный
Мох
Полынь обыкновенная
Коровяк обыкновенный
Дуб
Лук
Барвинок
Сосна
Подорожник
Фитолакка американская
Амбровое дерево
Чертополох
Фиалка
Орех черный
Ива
Заключение
Список литературы
Предисловие
Как показывает мой деловой и метафизический опыт, найти хороший справочник, который не требует от читателя профессиональной подготовки и подробно освещает вопросы, касающиеся трав, обычно используемых в магии, их идентификации, сбора и обработки, — трудная задача. Одна из главных целей моего магазина — предложить широкий выбор трав, которые помогут адептам многих духовных путей. По просьбам клиентов я всегда даю им больше информации. А подобные просьбы поступают часто.
Мы с Джей Ди познакомились около двадцати лет назад, когда она пришла в мой магазин, и быстро подружились. Причина ее первого визита была такая же, как и у многих «исследователей», — поиск информации и общества единомышленников. Источников новых сведений тогда было не так много и, хотите верьте, хотите нет, но даже интернет еще не представлял собой неисчерпаемый кладезь знаний. (Подумать только, как изменилась наша жизнь за двадцать лет.) Я получила медицинское образование флеботомиста[1] и рентгенолога, а мои метафизические познания весьма обширны. Я очень ценю травы и прекрасно справляюсь с талисманами, котлом и другим оборудованием, однако мои способности в садоводстве в лучшем случае посредственны. У меня получается работать с травами только тогда, когда они уже высушены. Когда Джей Ди пришла на одно из моих занятий по травологии, то я быстро поняла, что она отлично разбирается в видах растений, в том, как их сажать и как за ними ухаживать. В этом отношении я в подметки не гожусь мастеру-садовнику (как я иногда ее называю). Вместе с Джей Ди мы чертовски хорошая команда.
Много лет спустя Джей Ди и я заговорили о том, как трудно найти на рынке полный справочник по растениям, распространенным в Северной Америке. Это прекрасно — говорить о воздействии ближневосточного каучука и экзотических видов в Африке и Центральной Америке, но очень мало кто из моих клиентов и покупателей когда-нибудь сможет поехать туда и по-настоящему изучить эти растения. Мы решили, что Джей Ди следует написать практичный справочник по травам, который помог бы моим клиентам-язычникам.
Джей Ди настаивала на том, что книга должна касаться растений, которые человек может легко найти и узнать. Ей определенно хватало опыта для подобного проекта. Она рассказывала мне много историй о том, почему мы выращиваем именно эти виды, а не другие, предысторию использования того или иного растения, новые открытия в этой области и многое другое. По правде говоря, порой мы с друзьями подшучивали над Джей Ди, когда она уж слишком углублялась в тему.
И вот теперь мы наконец-то публикуем эту книгу. Я так счастлива и горда, что мечту Джей Ди удалось претворить в жизнь. Книга соответствует всем критериям, которые мы наметили. «Дикие растения. Руководство для ведьмы» — книга, не требующая от читателей специальной подготовки. Прочитав ее, любой язычник сможет понять объяснения и применить полученные знания, используя то, что растет на заднем дворе. Отсылки как к старым гримуарам, так и к более современным классикам метафизики помогут читателю продолжить свое путешествие по миру трав.
Это чудесная познавательная книга, написанная ведьмой, которая знает, о чем говорит. Я думаю, что любой человек, который возьмет ее в руки, будет приятно поражен; надеюсь, что «Дикие растения. Руководство для ведьмы» появится на книжной полке каждого язычника. Это справочник, к которому вы будете обращаться снова и снова.
Сара МакДэвид
Верховная жрица Дома Акаша
Владелица лавки Terra Blue
Введение
Травы есть в сундуке любой ведьмы. Травники и язычники используют их для успокоения духа и разума; правильно собранные и высушенные травы помогают активировать связь со Вселенной и достигать своих целей. Один из лучших способов преуспеть в магии — наладить полноценную связь с используемыми травами. В большинстве средних городов есть по крайней мере одна травяная лавка, но лучшим способом по-настоящему изучить используемые травы и из свойства по-прежнему остается самостоятельный их сбор и обработка. Это то, что я называю «сбором дикорастущих растений».
▌Моя жизнь в качестве садовода
Как бы я узнала это? Я многие годы работала с дикорастущими растениями, сначала потому, что меня так воспитали. Мои родители вырастили девять детей, и вся семья занималась садом, чтобы прокормиться. Странно, но только один из моих младших братьев и я позднее стали садоводами. Остальные либо нанимают кого-то для ухода за растениями, либо избегают этой работы как чумы.
Мы собирали все, что росло в округе. Лакомились ягодами, алленрольфией и цветками жимолости. Грецкие орехи были отличной начинкой для пирога, земляные каштаны и желуди шли на корм для свиней. Собирали сурепку обыкновенную (дикую и садовую), фитолакку американскую и цветки маргариток.
Став взрослой, я не перестала любить садоводство. Вскоре после окончания колледжа мне удалось принять участие в программе «Мастер-садовод» нашего штата — в течение пяти лет я училась, занималась волонтерской работой и помогала в основании ассоциации «Мастер-садовод» нашего штата. Одной из моих главных задач было время от времени работать оператором горячей линии и отвечать на телефонные звонки местных жителей, которые хотели больше узнать о растениях. Часто мне казалось забавным объяснять обеспокоенному домовладельцу: то, что вы считаете сорняком, я могу приготовить на ужин.
В конце концов я оставила работу с девяти до пяти и начала свое дело в сфере озеленения территорий. Примерно в то же время страсть к литературному творчеству подтолкнула меня стать автором садоводческой рубрики, чем я и занимаюсь уже около тридцати лет.
▌Моя жизнь в качестве ведьмы-травницы
Мой интерес к оккультным наукам зародился из любви к природе и миру растений. С тех пор как мама разрешила мне самостоятельно бродить среди полок в городской библиотеке, я стала поглощать все найденные книги, касающиеся этой сферы. Должно быть, нашу городскую библиотеку втайне посещала ведьма или две: выбор книг по оккультизму был неожиданно богат.
Мама и бабушка спокойно отнеслись к моему интересу. Они твердо верили в существование мира духов, хотя и несколько обеспокоенно воспринимали циркулирующие в конце 1960-х — начале 1970-х слухи о ведьмовских культах и так называемых сатанистах. Когда они поняли, что мое стремление к оккультным наукам не было мимолетным детским интересом, то стали присматривать за мной и моим выбором книг, но запрещать ничего не пытались. Если разговор вдруг заходил об этом предмете, то бабушка просто вздыхала и говорила: «Она всегда была у нас немного необычная». Это «необычная», произнесенное бабушкиным голосом, по сути подразумевало «странная, но безвредная».
В довольно трудный период моей жизни, связанный со сменой рабочей сферы, окончанием долгосрочных отношений и смертью матери, я обратилась к язычеству. В те тяжелые времена общение с природой было моей единственной радостью.
Мой интерес к садоводству и духовным практикам сочетались друг с другом как нельзя лучше. У большинства язычников есть склонность при любом удобном случае заниматься поклонением. Я могла (как, впрочем, делаю и сейчас) проводить свои ритуалы в саду или ближайшем лесу. Когда я листала книгу Скотта Каннингема «Энциклопедия магических трав», ко мне пришла идея.
Я поняла, что могу вырастить сама или достать в окрестностях по крайней мере процентов 60 из тех растений, о которых говорил автор.
Именно этим я занимаюсь уже около двадцати лет — для себя и для всех в нашей местной языческой общине.
▌Что именно является травой?
Прежде всего я хотела бы уточнить, что подразумеваю под словом трава (herb).
Ученый скажет вам, что в таксономии[1] это понятие имеет отношение к надземной части растения. Ботаник скажет, что это лиственная часть растения (обычно однолетнего или многолетнего), которую используют в медицинских, косметических или кулинарных целях. В том числе кора, семя или плоды растения, из которых делают специи.
Можно дать определение: сказать, что трава — это лиственная или мягкая часть растения, а специи — это его высушенные части.
Для мага эти определения недостаточно гибкие. Например, большинство ведьм не считают дубовые желуди специей. Кроме того, в магии для заклинаний используют листья разнообразных однолетних и многолетних растений, а также деревьев и кустов. Фактически, обращаясь к растениям с магическими целями, мы обычно придерживаемся тех же взглядов, что и травники, занимающиеся медициной. Например, Американский ботанический совет называет травами части растения, которые «используются в разнообразных формах или состояниях обработки, ценятся своими терапевтическими свойствами и продаются в качестве пищевых добавок на рынке США. Это включает деревья, грибы и водоросли»[2]. Даже словарь Merriam-Webster скажет вам, что трава (herb) — это «растение или часть растения, которое ценится за его медицинские, вкусовые или ароматические свойства»[3]. На страницах этой книги я упоминаю травы, когда говорю о корнях, смоле, цветах, орехах, коре и листьях.
Я совсем не пытаюсь кого-то запутать. Цель этой книги — дать читателю информацию о языческих практиках, а не обучить его ботанике.
▌Почему именно дикорастущие растения?
Когда речь идет об использовании трав в магических или религиозных целях, большинство людей обычно думают о таких популярных растениях, как ладан, мандрагора или сандал. Тысячи лет эти экзотические растения использовались в традиционных практиках в разнообразных этнических группах. Проблема в том, что в большинстве штатов США их очень сложно вырастить. Какой у вас шанс сделать это своими руками?
Возьмем, к примеру, наиболее культовое растение — ладанное дерево (Boswellia sacra), или босвеллия. В зависимости от сорта ладана, родиной этого дерева может быть Сомали, Йемен, Оман, Судан, Эфиопия, Индия или Пакистан. Одно время это дерево было практически невозможно найти в США. Сейчас некоторые именитые питомники выращивают его в Аризоне и Калифорнии.
Однако, как вы можете представить, этому дереву для роста нужны жара и сухость. Субстрат для выращивания должен строго соответствовать определенным критериям и содержать известковый или гранитный гравий и перлит (горная порода вулканического происхождения). Если семена все-таки удалось найти, то их скорость произрастания внушает ужас — от 1 до 16 процентов. С саженцами дело идет несколько лучше, но и здесь не обходится без трудностей.
В качестве вишенки на торте представьте: даже если дерево и прижилось, вам придется ждать лет восемь-десять, до того как оно начнет вырабатывать смолу. Это очень долгий путь, особенно если наложить заклинание или провести ритуал почитания требуется уже сейчас.
Некоторые не столь экзотические травы — например, лаванда, лемонграсс или сангвинария — растут в более умеренном климате, однако и с ними возникают проблемы. Лаванде необходимы отличный дренаж и много солнца. Лемонграсс растет довольно неплохо, но требует продолжительного теплого периода (не ниже – 7 °C). Сангвинарию трудно найти, и хорошо растет она только в лесных зонах.
А что делать, если вам негде выращивать травы?
Можно пройти на кухню. Проверьте ваши запасы сушеных трав: там может оказаться базилик (любовь), тимьян (экстрасенсорные способности) или семена мака (плодородие). Посмотрите еще раз внимательно: вероятно, вы найдете азиатский чай (богатство), зубчики чеснока (защита) и лимон (очищение). Все эти дары природы прекрасно подойдут для планируемых вами заклинаний.
Все это замечательно, но цель ведьмы, работающей с дикорастущими растениями, — наладить связь со Вселенной, собирая травы собственными руками. Не обязательно иметь роскошный сад или жить в природной зоне вдали от города. Можно найти травы для любой цели, просто выйдя за порог.
Оглянитесь вокруг. Множество магических трав произрастают в вашем дворе, в окрестностях и даже на городских улицах. Обратите внимание: я не говорю о том, чтобы буквально обыскивать шоссе в поисках магических трав, хотя вы и найдете их там в немалом количестве. К сожалению, федеральный закон, как и законы большинства штатов, запрещают собирать растения вдоль коммерческих трасс, в основном в целях безопасности. Официальным властям точно не понравится, если вы захотите сорвать растение прямо возле центральной автострады и технических остановок.
Говоря о сборе дикорастущих трав (особенно тех, что нет у вас во дворе), я имею в виду места, вдоль которых вы ежедневно проезжаете на автомобиле, любые зеленые островки на границах частных домовладений. Например, я могу отойти от дома на пятнадцать метров и найти подорожник (защита), жимолость (деньги и экстрасенсорные способности) и вишню (любовь).
Хотела обратить ваше внимание на те магические растения, о которых часто забывают. Современный человек редко задумывается о том, почему возле его дома растут именно эти виды, а не какие-нибудь другие. Например, остролист всегда считался защитником. Его колючие листья отпугивают грабителей и защищают от негативной энергии. С течением времени люди начали пренебрегать волшебными свойствами остролиста и стали выращивать только из практических соображений. Время шло, и на европейский рынок попал японский остролист: такой же неприхотливый, как наш, но без шипов. В наши дни, когда существует полиция и служба безопасности, колючки потеряли свою значимость. Кроме того, магический или нет, остролист рано или поздно придется подстригать.
Как это часто случается, мы не задумываемся, почему поступаем так, а не иначе. Мы просто оставляем остролист у дома, потому что так поступали наши родители. Или в последнем журнале по ландшафтному дизайну было много фотографий с остролистом. Или он внезапно снова вошел в моду. Кто знает? Это и неважно. Как и многие другие растения, остролист можно собирать и использовать в магических целях.
В этом суть данной книги. Следуйте за мной, и я научу вас различать полезные растения, которые всегда под рукой, дам советы по их сбору и обработке.
Одна из глав этой книги — о травах. Моей целью было описать каждое растение, которое вы наверняка видели и знаете. В каждой статье исчерпывающая информация: что это за растение, какая планета им управляет, правила сбора и сушки растения, как именно можно его использовать. Приведены ботанические и латинские названия.
В некоторых случаях яркие эпитеты могут вас запутать — слова «жимолость душистая» вызывают в памяти сладкое дыхание весны. В любом случае, речь пойдет о Lonicera fragrantissima — растении в форме кустарника. Не переживайте. Иллюстрации помогут вам разобраться.
В главе о растениях я делюсь с вами более чем тридцатилетним опытом садовода и мага. На этом пути я поняла, что короткие истории и интересные факты способствуют налаживанию связи с растением. По крайней мере, эта книга даст вам богатый запас любопытных сведений, которыми можно развлечь друзей.
Также в книге предоставлены описания связанных с конкретным растением магических проектов, о которых вы, возможно, не задумывались раньше.
Я постаралась не вдаваться в технические подробности в рассказах о садоводстве и не читать проповеди, говоря о магии. Давайте просто представим: мы пришли в сквер или загородный парк и случайно присели на скамейку отдохнуть. Раз уж мы здесь, почему бы не провести время, обсуждая интересную нам тему растений? Начнем разговор.
Часть 1. Сбор дикорастущих растений для магических целей
Глава 1
Магия в современном мире
Почему растения вообще начали использовать в сфере магии? Вы редко встретите этот вопрос в книгах на подобную тему, хоть в старых, хоть в современных. Кажется, что авторы отталкиваются от аксиомы: конечно, в растениях есть волшебная сила, — и сразу переходят к описанию того, какое растение с какой целью нужно использовать. Но с чего бы современному рациональному читателю верить, что у растения есть другие способы использования, кроме декоративных и кулинарных?
В современном мире клиповое мышление не спешит дать нам подсказку. Если мы подумаем о магии нашего века, то, скорее всего, она будет сосредоточена вокруг машин и электросхем — или, на более базовом уровне, вокруг металла и кристаллов. Мы свободно перемещаемся в любую точку мира, а еще лет триста назад люди посчитали бы автомобиль волшебной коробкой, приводимой в движение волшебным эликсиром. По сути дела, бензин — это топливо для нашей жизни и будет оставаться им, по крайней мере, в ближайшем будущем.
Хотя кто-то может заметить, что в некий отдаленный момент бензин был связан с царством растений, это было очень давно, много эпох назад. Да, в некоторых средствах транспорта используется этанол из переработанной кукурузы. Однако до тех пор, пока мы не изобретем летающую метлу на травяном топливе, не стоит говорить о том, что магия растений позволит совершать физические перемещения в пространстве.
Сегодня мы нажимаем на кнопку или задаем голосовую команду таинственной черной коробочке, которая каким-то образом передает наши команды. «Сири (Алиса, Алекса, Кортана или как-нибудь еще), выключи свет и включи телевизор». Бам! Все получилось. Магия, которая поразила бы наших прародителей. Однако современные технологии — это не то, что язычники имеют в виду, когда говорят о магии.
Как утверждает Алистер Кроули: «Магия — это наука и искусство вызывать перемены, которые случаются согласно нашей воле»[1]. Или, если вам больше нравится Дион Форчун: «Магия — это искусство вызывать перемены в сознании сообразно с волей»[2]. Дональд Майкл Крэйг говорит нам: «Магия — это искусство и наука вызывать перемены (в сознании) сообразно с волей, используя средства, которые в данный момент не подлежат пониманию традиционной западной наукой»[3].
Приведенные здесь определения были сформулированы гораздо более мудрыми людьми, чем я. Однако, как вы могли догадаться, я все равно внесу свою скромную лепту.
Если бы мне нужно было выразиться точнее, я бы сказала, что творить магию — значит оперировать силами природы с помощью средств и методов, лежащих за пределами здешнего мира. Это можно делать с инструментами, травами, с хрустальным шаром в руках, в церемониальных одеждах или без. И все эти священные предметы могут помочь, как я снова и снова буду напоминать вам на страницах этой книги.
▌Открываем исторические записи
Вы можете спросить: кому вообще пришло в голову, что если сжечь смолу вот того дерева или заварить листья вот этого растения, то в жизни воцарится мир, а в кошельке заведутся деньги? Применение растений в магии шло рука об руку с использованием их в медицине[4]. Экспериментируя с растениями, люди не только выясняли, какие из них годятся в пищу или в качестве лекарства, но также разрабатывали общинные ритуалы, рассматривая травы в качестве проводника энергии. С течением времени ритуал и само растение сливались воедино. Джон Скарборо подробно освещает эту идею в «Фармакологии священных растений, трав и камней». Это одно из десяти эссе, касающихся греческих традиций в книге «Magika Hiera: магия и религия в Древней Греции»[5].
Во время общинного ритуала исцеления больного брали головку чеснока для изгнания нечистой силы. Если этот подход работал с нечистью (которую люди не могли видеть), то почему бы не попробовать с другими злыми духами: зависти, неудачи, тяжелых времен — которых люди тоже не могли видеть?
Это одна из возможных точек зрения.
Другая теория: магия присуща травам от природы. Люди, которые в это верят, в основном опираются на идею печати растений. В языческом сообществе хорошо понимают, что в XXI веке нет места подобной концепции.
Такие исторические личности, как Гален, Диоскорид и Парацельс, оставили записи о том, что думали в их времена о печатях растений — особых характеристиках, которые язычники приписывали деревьям, травам и цветам. Считалось, что божества наложили на растения специальные печати, информационные коды о том, с какой целью нужно использовать каждое из них[6].
На самом деле, в медицинском сообществе тоже используется термин печать. Не ортодоксальные врачи (по крайней мере, не в наше время), но гомеопаты, которые говорят о печатях, имея в виду принцип «подобное к подобному». В данном случае это, к примеру, означает, что крапива жгучая (Urtica doicia) облегчает боль от укусов жалящих насекомых, потому что само растение покрыто крохотными волосками жал, которые жгут, если коснуться их. Пятнистые листья медуницы лекарственной (Pulmonaria officinalis) напоминают легочные ткани, растение встречается во влажных местах, и для целителей древности казалось очевидным, что травяной настой именно этого растения может помочь в исцелении заболеваний легких.
Хотелось бы уточнить: путь к истине был чередой проб и ошибок. У каролинского паслёна (Solanum carolinense) тоже есть подобия жал, однако никто не предлагает вам заварить из него чай, чтобы облегчить боль от укусов москитов. По правде говоря, я настоятельно прошу вас вообще не использовать это растение в медицинских целях. У него есть некоторые зачаточные целебные свойства, но для их обнаружения вам понадобится руководство опытного травника. Особенно это верно для белладонны (Atropa belladonna), принадлежащей к семейству пасленовые (Solanaceae). Не берите в руки лиственные ткани этого семейства, высок риск тяжелой болезни или даже гибели. Плоды (картофель и томаты) по большей части безопасны.
Язычники используют схожий подход при работе с печатью растения, чтобы определить, в каком заклинании или медитации его можно задействовать. Идея в том, что у каждого растения особая энергия. Если в медитации или заклинании вы подберете под свои цели подходящее растение, шанс успеха возрастет. В магии растения обычно имеют женский или мужской тип. То есть растение обладает свойствами или качествами, которые ассоциируются с гендерными характеристиками. Например, растения мужского типа имеют защитные механизмы, как чертополох, или соотносятся с огненной стихией, как редис. Растения женского типа нежные, у них красивые, крупные цветки. Их целительное или магическое действие более мягкое, щадящее.
Растения могут быть горячими или холодными, мокрыми или сухими, находятся под управлением природных стихий и небесных тел. Многое зависит от того, где травы растут, как выглядят, как влияют на людей и животных.
Съешьте перечное зерно, и вы сразу почувствуете тепло, что неудивительно, ведь растение питает энергия огня — в переносном, не в буквальном смысле. Огонь сжигает бóльшую часть того, чего касается, выйдя из-под контроля, заставляет людей и животных спасаться бегством. И все же огонь — это хорошая вещь, если использовать его осторожно. Он защищает, согревает, очищает, избавляет от старого. Какой напрашивается вывод? Перечные зерна хранят в себе сущность мужчины-защитника, который отгоняет от вас все плохое. Поскольку он может быть агрессивным, логично соотнести его с Марсом — огненно-красным небесным телом, названным в честь римского бога войны. В мифологии разных стран встречаются божества войны, и вам на ум может прийти имя другого бога битв и сражений. Но древние традиции, которых в основном придерживаются американские язычники, базируются на европейских легендах и сказаниях, поэтому я буду продолжать в этом русле. Надеюсь, это никого не заденет.
Это всего лишь один пример. Некоторые исследователи говорят, что доктрина печатей зародилась в Средние века благодаря работам Якоба Бёме (1575–1624). Одна из первых книг, посвященных этому предмету, «Значение всех вещей», была написана в 1621 году христианским мистиком Бёме. Если удастся раздобыть эту книгу, то вы увидите массу отсылок к алхимии и Библии. Попробуйте заглянуть за покров лютеранской точки зрения, о растениях там много такого, что современные язычники считают истиной. Следует иметь в виду, что подход Бёме к медицине и религии, а также его рассуждения были очень спорными; за свои труды он регулярно подвергался критике и угрозам отлучения от Церкви.
Бёме находился под влиянием швейцарского алхимика, врача и философа Парацельса (1493–1541), который больше преуспел на почве распространения идеи печатей. Это верно и в отношении Уильяма Коулза (1626–1662), автора очень популярной некогда книги под названием «Искусство упрощения, или Первое ознакомление с наукой и сбором растений».
Доктрина печатей гораздо старше, чем Средневековье. Вам не придется особо вчитываться в «Современного травника» Мод Грив, чтобы увидеть отсылки к таким авторитетам, как Агриппа Неттесгеймский (1486–1535), Чосер (1343–1400), Гален (131–201) и Диоскорид (примерно 40–90). Все эти авторы говорили о печатях. Можно предположить, что знания Диоскорида по крайней мере частично основывались на трудах Гиппократа (460–377 до н. э.) и других древних практиков. Обычно мы говорим, что Парацельс был первым, кто описал идею о природных метках, связанных с пользой растений для человечества, — но ясно, что многие травники и ученые-философы до него так же понимали эту концепцию.
▌Несем прошлое в будущее
Если растение не пришло в западную традицию из других культур, то я не знаю ни одного достоверного источника, который может предоставить новую классификацию магических растений. Мне часто попадаются веб-сайты и публикации в Facebook, с советами, как использовать растения, и от содержания таких, с позволения сказать, текстов у меня начинает дергаться глаз. Откуда эта информация? Это личный опыт автора? Я не пытаюсь оценивать духовный путь другого человека… Но когда мне советуют утешить разбитое сердце с помощью заклинания с перцем чили, тут я не могу не испытывать тревогу. Возможно, у автора был личный опыт «выжигания боли» с помощью огненной травы. И все же я считаю, что в магии, как и во всем, следует обращать внимание на источник. Будьте не только открыты к новому, но и критичны, задавайтесь вопросом, откуда пришла данная информация, прежде чем тратить на нее свое время.
Если мы не собираемся принимать советы от любого автора статей в интернете, то кому же верить? К счастью, у нас есть проверенные веками эксперты, оставившие нам знания на обрывках папируса и в древних манускриптах. Будьте начеку. Некоторые из этих авторов тоже были мошенниками и шарлатанами. Например, считалось, что «Четвертая книга оккультной философии» была написана Агриппой — христианским практикующим врачом и писателем, который опубликовал «Три книги оккультной философии». Однако в течение многих лет разные эксперты, включая видного британского оккультиста и мистика XIX века А. Э. Уэйта, доказывали, что «Четвертая книга оккультной философии» не принадлежит перу Агриппы. Уэйт писал, что вопрос авторства четвертой книги подвергался сомнению даже в год публикации (1559) — то есть тридцать лет спустя после смерти Агриппы[7]. Вероятно, что это всего лишь компиляция информации, уже данной в «Трех книгах оккультной философии». Даже в те стародавние времена плагиат уже существовал.
В конце книги вы найдете базовый список ресурсов, которые я считаю надежными источниками справочной информации об использовании растений в магии. Некоторые из них не были написаны с магической точки зрения. Авторы собирали все сведения, которые могли найти, чтобы сохранить культурное наследие. В других случаях целью было изучение способов, с помощью которых наши предки использовали растения для исцеления. Автор часто не сдерживал свое ученое «фи», когда речь заходила, например, об использовании трав, чтобы задобрить фэйри. К счастью для нас, и эта информация была зафиксирована.
Что касается растений, которые пришли к нам из других культур, стандартный путь — это либо полностью перенять то, что рассказывают нам легенды, либо провести параллели с западными традициями.
Почему это важно для нас? Как это связано с целью данной книги? С одной стороны, я советую вам расширить круг интересов и научиться использовать информацию, которую, возможно, вы считали неактуальной для магии растений. С другой стороны, я настаиваю, чтобы вы изучали древние источники и свидетельства магов, которые, быть может, не знали о травах, растущих у вас под окном.
Ну, если вы приверженец традиций, то это может значить очень много. Я бы сказала, что следует обязательно использовать растения ваших широт. Другие специалисты советуют позволить старейшинам культур, чья родина — на другом конце земного шара, быть нашими проводниками. Если они говорят, что для очищения нужен розмарин (Salvia rosmarinus, он же Rosmarinus officinalis), то родной для Америки белый шалфей (Salvia apiana) никак не подойдет. Педанты будут утверждать, что заклинание сработает, только если вы используете именно те ингредиенты, которые указаны в старом гримуаре.
Их можно понять. Как правило, та практика, чье происхождение отслеживается до древнего источника или народа, пользуется доверием. Допустим, если это сказал Птолемей, то, вероятно, так оно и есть. Чем экзотичнее для читателя автор или предмет, тем лучше. Там, где я живу, люди, выступающие с докладами в садоводческих клубах, говорят: «экспертом» становится кто угодно, у кого есть диапозитивный проектор и желание отправиться за пятьдесят миль, чтобы выступить с презентацией. Помните ту старую христианскую поговорку? «Нет пророка в своем отечестве! Где угодно, только не у себя дома»[8]. Еще лучше, если этот эксперт жил несколько сотен лет назад, и его труды выдержали проверку временем. Кто может быть дальше от своего отечества, чем мертвец, живший тысячу лет назад?
Человек, упорно следующий традициям, скорее всего, не будет заинтересован в том, чтобы в заклинании изгнания заменить ферулу вонючую (Ferula assa-foetida) на фитолакку американскую (Phytolacca americana). Ферула вонючая, она же вонючая камедь, растет в предгорьях Афганистана, а также в других уголках Ближнего Востока; древние учителя-практики, без сомнения, хорошо ее знали. Ее печати или характеристики были открыты так давно, что мы, вероятно, никогда не узнаем, кто первым официально описал и рекомендовал это растение.
В средневековой Европе или на Ближнем Востоке фитолакка была бы чужеродным растением. Европейцы могли бы узнать о фитолакке от коренных жителей Северной, Центральной и Южной Америки. Есть все основания предполагать, что это растение люди использовали так же долго, как и ферулу. У нас просто нет американского Диоскорида, который подтвердил бы это своим авторитетом.
Как ферула, так и фитолакка прекрасно работают в ритуалах изгнания или сглаза. Проблема в том, что мне всегда было трудно найти ферулу, и я до сих пор не знаю никого, кто продал бы мне семена или саженцы для самостоятельного выращивания. С другой стороны, в любое время года мне достаточно отойти на сто метров от дома, чтобы набрать фитолакки. Я могла бы заказывать ферулу онлайн, но, как и большинство представителей моего поколения, если я чего-то хочу (о чем бы ни шла речь), я желаю получить это немедленно! Даже такая услуга Amazon, как доставка на следующий день, — это недостаточно быстро, если Луна будет в правильной фазе для моего заклинания уже сегодня ночью.
Кроме того, я желаю установить личную связь с травами, собирая и обрабатывая их своими руками. Идея использования того, что находится в моей зоне досягаемости, удовлетворяет мои потребности. Возможно, у закоренелого традиционалиста будет иная точка зрения.
Затем нам нужно решить вопрос распознавания растений. Допустим, мне нужен жезл, сделанный из дуба (Quercus). Это замечательное крепкое дерево, которое, как говорят исследователи, например, Дж. А. Маккаллох, почитается друидами Европы[9]. Я могу в правильный момент взять материал для моего жезла у дуба, выросшего в Северной Америке, высушить его, как велят традиции, вырезать магический инструмент и ухаживать за ним с величайшей тщательностью — и все же для друида старых времен это будет не вполне такой жезл, как дóлжно. Это потому, что я, скорее всего, использую белый дуб (Quercus alba), а не английский дуб (Q. Robur) или дуб скальный (Q. Petraea). Именно последние два вида распространены на территориях современной Англии, Франции, Германии — словом, там, где жили друиды.
Проблема ли это? Строго говоря, да, если вы желаете «следовать букве закона». В таком случае, когда по условиям задачи требуется определенное растение, следует брать именно то растение, которое использовали практики древности, — замена недопустима. Я лично не думаю, что нам стоит столь строго придерживаться этих правил. Белые дубы очень похожи на виргинские, черные и другие дубы — все они принадлежат к одному семейству. Все они разделяют свойства их европейских братьев, включая силу, защиту, способность исцелять, удачу и плодородие. Я могу использовать белый дуб для магического ритуала и не думать, что это как-то уменьшит его силу.
И последнее: люди склонны смотреть на царство растений как на нечто неизменное. Это не так. Растения эволюционируют и меняются. Хороший пример — дикая фиалка (Viola). Нет сомнения, что европейцы завезли Viola odorata в Новый свет. Сбежав в дикую природу, она начала скрещиваться с V. Arvensis, V. Sororia и др. По правде говоря, в Северной Америке нет такого семейства фиалок, представители которого бы не скрещивались между собой. Именно по этой причины травники в старину относили это растение к Венере, даже не имея замечательной возможности провести генетический тест. Фиалка — это распутное маленькое создание, которое прекрасно ладит со всеми членами своей семьи! Скрещивание происходило так часто, что, как говорят ботаники, для точной идентификации вида вам понадобятся научная степень и лаборатория.
Все фиалки, растущие на наших лужайках, все еще располагают всеми характеристиками оригинального растения, а некоторые имеющиеся различия останутся невидимы для глаза дилетанта. Неужели это то же самое растение, о котором говорил Агриппа, когда приписывал этот «цветок невинности» Венере?[10] Я не знаю. Сомневаюсь в этом. Но мне приятно думать, что все фиалки моего двора все еще можно назвать «сладкими, вкрадчивыми и вкусными»[11].
▌Почему это работает
Прежде чем закончить эту главу, давайте рассмотрим еще одну точку зрения на растения. Я изучила мнения достаточного количества авторов и экспертов и посетила достаточно занятий, на которых учитель говорил: растения не являются чем-то необходимым для проведения ритуала или заклинания. По правде говоря, меня часто пытались убедить, что единственное, что по-настоящему необходимо, — это намерение.
Нет жезла? Воспользуйтесь пальцами. Нет освященной свечи? Подойдет та, которая завалялась в дальнем кухонном ящике с последнего дня рождения. Нет льна для заклинания красоты? Возьмите розмарин, любой пучок травы или комки пыли из-под дивана. Ничто не имеет значения, кроме намерения, точнее, силы намерения. С технической точки зрения это верно.
Призовите свою личную энергию посреди оживленной автострады ровно в полдень. Даже не имея при себе никаких магических предметов, вы сможете наложить заклинание с не меньшим успехом, чем если бы вы работали в нужный час, в ритуальных одеждах, со всеми священными предметами и травами, находясь в уединенной обстановке тайного освященного круга. Моя мама говорила мне то же самое о силе концентрации, пока младшие братья орали как резаные, а я пыталась делать домашнюю работу. Конечно, она была права. Однако, располагай я тихим уголком и всеми необходимыми принадлежностями, справиться с домашним заданием мне было бы намного проще.
Когда я слышу слова инструкторов: «Травы не являются чем-то необходимым для заклинаний», — то часто размышляю, что под этим подразумевается. Наставник правда считает, что концентрация и намерение его студентов столь сильны, или надеется их в этом убедить? Как я это понимаю, нужны годы обучения и медитации, чтобы предстать перед миром и призвать тип энергии, необходимой для любой магической практики. Как долго продолжался самый длительный период времени, который вы посвятили медитации, чтобы установить крепкую связь с Божественным? Концентрации вашего внимания достаточно, чтобы призвать ветер? Для вас это обычное дело: использовать заклинания, будучи твердо уверенными в результате?
В течение ряда лет я учила людей науке ландшафтного дизайна, а также ухода за ландшафтом. Я давала своим ученикам советы: где, когда и что сажать. И рассказывала им о том, что случится, если не следовать правилам. Как ни странно, растения продолжат расти. Посадите семена луговых трав на северном склоне без орошения в середине июля в южном штате, и, возможно, травы действительно хорошо пойдут в рос…