Чиллософия. Опыты выхода из безвыходности

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Рекомендуем книги по теме

Рестарт. Как прожить много жизней

Ирина Хакамада

Всё хреново. Книга о надежде

Марк Мэнсон

Вернуть вкус к жизни. Что делать, когда вроде все хорошо, но счастья и радости мало

Наталья Керре

Сила кризиса. Личностная трансформация и новые возможности в трудные времена

Леонид Кроль

Спиноза любил латинское выражение sub specie aeternitatis, что означает «с точки зрения вечности». Он говорил, что ежедневные проблемы кажутся не такими страшными, если смотреть на них с точки зрения вечности.

Ирвин Ялом. Шопенгауэр как лекарство

01

 Почему «чиллософия»?

Хотела бы объяснить, что я понимаю под «чиллософией». Действительно, «чилл» звучит приятно, но в соединении с «философией» настораживает — хотя, кстати, очень живо напоминает реальность. Мы любим в кругу близких высоколобых ботанов расслабленно порассуждать о том о сем, о вечности и быстротечности.

«Философия» в переводе с греческого — это любовь к мудрости, а «софия» — как раз мудрость. А под мудростью древние греки подразумевали процесс познания себя и окружающего мира в действии и в приложении к конкретной ситуации. Философы пытались познать мир в целом, а потом это свое знание применяли к возникшим обстоятельствам. Итак, философия есть учение о самых общих закономерностях, а мудрость — это познание мира и себя в применении к жизненной ситуации. «Чилл» — это расслабленный. Чиллить — это значит проводить время расслабленно.

Поэтому чиллософия для меня — это то, что доступно в применении каждому. Это когда в меру того, что знаем о большом мире и о самих себе, мы начинаем применять эти знания к конкретной кризисной ситуации — но делаем это расслабленно. На то мы и не профессионалы, а любители обобщений. Спокойно, не суетясь, не пытаясь решить все с ходу и быстро, мы начинаем чиллософить. Мы не следуем примеру представителей разных философских школ, до хрипоты отстаивая собственное понимание истины. Я просто размышляю и показываю, как полезно иногда идти не от частного к общему, а, наоборот, от общего к частному. К себе. Как полезно быть чиллософом, а точнее — наблюдателем звезд на небе, травинки на земле, света и темноты в своей душе.

Кстати, я заметила, что мужчины, особенно в возрасте от сорока, чаще предприниматели, менеджеры и специалисты, посылают философию на фиг. Если начинаешь обобщать их кейс, чтобы найти решение, реакция у них простая: «Боже мой! Только не философия». То есть, как правильно сказал мой партнер, она ассоциируется скорее с демагогией.

Ну, во-первых, Демагог — это великий греческий философ древности. Он, кстати, очень хорошо обучал молодежь ораторскому искусству.

Во-вторых, философия — это познание мудрости. Оно происходит за счет того, что вы не смотрите на себя как на пуп земли, у которого все оригинально, очень необычно, а если катастрофично, то, значит, весь мир отвернулся от вас. Наоборот, чиллософ рассматривает себя как часть чего-то большого. И, понимая это, ищет причинно-следственные связи, которые увязывают большое с маленьким. Если человек связан с большим миром, а в этом мире идут огромные изменения, то они отразятся и на микроуровне. И наоборот, если с человеком происходит что-то необычное на микроуровне, оно повлияет в виде микротренда на формирование большого тренда.

Философ — это человек, который вышел из камеры-обскуры собственного замкнутого «я», открыл свое сознание всему миру и пытается понять себя и этот мир в единстве. И, кстати, отрицать познание мудрости, процесс мышления, восхождения от микро- к макросистемам и обратно — значит отрицать способность расширять границы сознания. Последнее, наверное, единственный способ не паниковать от суеты обыденной жизни и предвидеть будущее. Вместо тревоги находить более общие взаимозависимости, понять, что можно изменить, а что нельзя. Паника пропадает. Появляется способность реализоваться в других условиях, на первый взгляд абсолютно невыносимых. Видя большой мир, вы находите другие сферы приложения своих способностей.

Философия — это не просто мудрость, это лекарство от трусости. Это источник храбрости. А уж чиллософия, когда вы способны широко мыслить, не будучи профессионалом, — просто кайф. Не отказывайтесь от способности познать мудрость, а то даже не заметите, как ваше человеческое будет потеряно, а счастье упадет до удовлетворения только материальных потребностей с последующим сползанием на дно. Так что вперед, философия! Точнее, чиллософия.

02

 Музыка в отражении

Чиллософствовать — это же порассуждать о большом, а потом перейти к конкретному. Что можно сказать о большом? Возьмем, например, такой вид искусства, как музыка. Один из великих музыкантов сказал: «Музыка — это самый великолепный вид искусства, так как вообще не затрагивает интеллект». Это слова мэтра классической музыки.

Меня поразила его мысль. Я считала, чтобы слушать Арнольда Шенберга, необходимо все-таки разбираться в классической музыке. Позже, услышав его, поняла, что нет, не надо тут ничего понимать головой, интеллектом подобную высоту не одолеешь. Просто или сливаешься со звуками, или не сливаешься.

Есть два понятия: «музыка для тебя» и «музыка в тебе». Есть два типа отношений с музыкой: ты себя показываешь музыке или ты уходишь в музыку.

Недавно состоялся интересный разговор с одним писателем, мы обсуждали, как влияет музыка на общество и как общество исторически влияет на музыку. Например, вот рок шестидесятых и семидесятых. Студенческие протесты на волне борьбы с буржуазными ценностями и ханжеским пуританством в европейских странах и США. Борьба молодежи за любовь и против войны во Вьетнаме, появление движения хиппи. Рок-музыка, будучи провокационной, ломала все запреты, наполнялась яростью и романтическим порывом все разрушить и построить новое сообщество любви. Она несла свободу, вытаскивая людей из истеблишмента в андеграунд. Молодежь боролась за свое достоинство и социальную справедливость, и музыка отражала эти настроения.

В современном мире последние лет десять начинает побеждать психоделическая электронная музыка. Человек погружается в ее вибрации и начинает медитативное путешествие в себя, где проводник — частоты, извлекаемые диджеем. Между довольно несложной музыкой и человеком происходит синергия, и последний растворяется в звуках, обнуляя замученный суетой разум. Интеллект в очередной раз перестает работать. Мы опустошаемся, отдыхаем и обмениваемся энергиями. Подобные концерты становятся все более популярными. Наверное, это связано с тем, что XXI век с его информационными технологиями переполнил голову, и она устала. Она устала от мира, который постоянно преподносит сюрпризы, события и обстоятельства, а преодолеть их слишком трудно.

Мы не смогли победить ковид. Мы смогли только внушить себе, что будем сопротивляться и вирус поможет нам стать сильнее и т.д. Мы не смогли справиться с огромными ограничительными мерами во всех странах мира, перекрывших кислород жизни: мы с трудом путешествуем из-за спецоперации и санкций, которые навсегда или точно очень надолго.

Мы хотим открытого честного общения, мы хотим живой энергии. Но люди настолько устали от всего социального, что, даже собираясь вместе, они желают оставаться наедине с собой, при этом обмениваясь энергией с другими. Почему? Потому что хочется вытолкнуть из себя социум и заполнить его чем-то не таким сложным, как, может быть, классическая музыка, но тем, что совпадает с пульсом и вибрацией тела, когда подсознание наконец чуть-чуть приоткрывается и начинается путь туда, в неведомое, под руку с электронной музыкой. Она, как и люди вокруг, помогает вернуться к себе. Типа движения хиппи на более индивидуалистический лад.

Один из моих любимых диджеев Дима Ижевский как-то хорошо заметил: «Ты знаешь, Ир, я выступаю очень много и на разных площадках. И выступал всегда. И это были не только вот эти электронные качалки. Были и другие залы, и другая публика. И скажу честно, что направление дип-хауса, даунтемпо, чилл-рейва в электронной музыке начинает менять качество тусовки в очень хорошую сторону». — «А что ты имеешь в виду?» — «Ну, вспомни, как было раньше. На вечеринки, где играет что-то такое в стиле диско, даже рэп или хип-хоп, многие приезжают на дорогих машинах. И публика в таких местах тут же разделяется: кто беднее, кто богаче, все демонстрируют на себе свои деньги, свой статус и свое положение. Многие приходят с охраной. Одни презрительно смотрят на других. Никакой солидарности, никакого единения, никакой атмосферы погружения в себя вместе с диджеем не возникает. А вот электронная тусовка другая. Понтов нет. Одеты все немножко альтернативно, вплоть до обыкновенных джинсов, майки — и всё. Девушки не на шпильках — потому что прокачивать себя и музыку по восемь часов так невозможно: ноги просто отвалятся». То есть возникает атмосфера, в которой, наконец, материальность мира начинает тихо испаряться. И появляется содружество индивидуальностей — то, о чем на самом деле и мечтает сегодня уставший от социума человек.

Почему молодежь любит фестиваль Burning Man? (Будучи там в 2019 году, я наблюдала за зрителями.) Не только потому что там предложена электронная музыка высочайшего качества. Но потому что в пустыне Невада попытались на неделю выстроить иное общество, где каждый помогает другому, где нет денег, где каждый лагерь должен открыть двери и пустить всех на свои маленькие праздники, где все вместе, двигаясь на велосипедах по пустыне, собираются, рассыпаются и опять собираются, где кому интересно. Где нет дорог, где нет светофоров, где нет полицейских, где происходит самоуправление по принципу «ты для всех и все для тебя». Где любой протянет тебе руку помощи, поможет в темноте найти туалет в пустыне, поделится водичкой, если она у тебя кончилась, даст тебе поесть, если ты голодный, а в твоем лагере еды уже нет. Именно поэтому Burning Man живет и разрастается во всех странах уже более тридцати лет.

Люди безумно устали от того, что наворотили ради бесконечного потребления. Им хочется душевной простоты. Многие ушли во внутренне…