В жизни мы встречаем различные типы взаимодействия людей между собой. В разных отношениях всплывают разные проблемы. Психология рассматривает их, обычно не подразумевая, что могут быть выявлены глубинные архетипы этих отношений, тысячелетиями складывавшиеся в сознании. Архетипы суть отношения, придающие смысл взаимодействию.
Типичные сюжеты отношений тысячелетиями отражала мифология. Она обрисовывала взаимодействие богов — и мифы о богах похожи на разных концах земного шара. Это говорит об универсальности мифологической картины мира и ее вневременности. Главные пары богов и отношения, которые регулярно возникают между ними в разных мифологиях, и сегодня проявлены в нашей жизни. Их психологические проекции встречаются на каждом шагу.
Наиболее типичных участников мифологических сюжетов астрология обобщила понятием «планет»: понимая под этим все те же архетипы — природные и духовные силы, которые древний мир называл богами.
Гороскоп показывает актуализацию этих сил в личности человека: какой архетип будет доминирующим — по задаткам и в данный момент, — а какой провоцирует проблему.
В системе астрологии архетипы соответствуют знакам и планетам, которые делятся на мужские и женские. Так, Козерог — женский знак (независимо от того, кто родился под ним — мужчина или женщина). Мужские архетипы изначально несут активную творческую и эволюционную функции, женские — сохраняющую и практическую.
В первой части книги мы рассмотрим типические модели взаимоотношений мировых сил, в древности представленные образами богов, которые будут наиболее актуальны для психолога.
В этом смысле, во-первых, зодиакальные архетипы задают типологию внутренней жизни (и прежде всего, отношения к жизни и смерти, раскрываемую женскими знаками). Это поможет психологу определить, какая модель видения жизненного процесса предпочтительнее для его клиента: через какой архетип ему легче найти смысл в жизни и смерти, принять их и примириться с ними.
Во-вторых, в разных образах творения богов мы можем увидеть типы внешней, социальной, деятельности людей (ее раскрывают мужские знаки). Эта типология показывает, от какой жизненной роли человек получит максимальное удовлетворение.
В-третьих, вечной проблемой остается преемственность поколений (в частном случае, конфликт отцов и детей или взаимоотношения матери и дочери). Мифологические мистерии показывают разные способы передачи эстафеты из прошлого в будущее.
И наконец, самый актуальный для психолога вопрос взаимоотношения полов в мифах также решается неоднозначно: мы обнаруживаем разные типы браков богов. Супружество между разными богами (=архетипами) обозначает их особую роль в браке и особый смысл их союза.
Кратко охарактеризуем зодиакальные архетипы, которые подробно описаны в нашей книге «Астрология и мифология»1.
Рыбы. Этот знак связан с образом зарождения жизни в океане вод — и зарождения разума в глубинах бессознательного, что в астрологии символизирует планета Нептун, связанная с прикосновением к истоку, с верой и религиозностью.
Водолей. Это архетип высшего творца, первого демиурга, создавшего ясный свет небес и разделившего мир на две половины — Небо и Землю. Он соотносится с мыслью, интуицией, духовной и творческой функцией человека, которые обозначает планета Уран.
Козерог. Это архетип первопредка, передающего роду людей свои навыки; бога времени, ограничивающего жизнь, и зачинателя земледелия, помогающего выжить. Это образ своей земли и судьбы, памяти, самосознания и своего места в мире, которые символизирует планета Сатурн.
Стрелец связан с архетипом царя богов, который организует мир сверху — так же, как и наше общество и мировоззрение, коллективный разум людей — все это символизирует планета Юпитер. В мифах сильнейший из богов предстает, как правило, в грозном облике Громовержца.
К этому архетипу относится и супруга царя богов Юнона, организующая женскую часть жизни — семью: ее именем назван один из крупных астероидов, активно используемый в астрологии.
Скорпион. Это архетип подземного мира, куда уходит все, что исчезло с лица земли, он хранит несметные богатства ее потенциала. Это невидимая мощь денег и скрытая истина страстей, которые обозначает планета Плутон.
Весы. Это архетип божественного Кузнеца, законодателя и творца культуры, устанавливающего гармонию отношений между странами и людьми. Его символизирует гипотетическая планета Вулкан, а в астрологической практике его качества обозначает астероид Хирон, играющий в мифологии ту же роль миротворца и учителя.
Дева. Это архетип матери-кормилицы Земли и ее детей-растений, умирающих осенью и вновь рождающихся весной. Их смерть и возрождение отображают природный порядок, которому должен следовать и человек в процессе своего преобразования Земли. Этот процесс символизирует астероид Церера — самый большой из пояса астероидов, описывающий разные грани земного порядка и хозяйственную деятельность человека. В гороскопе Церера отвечает за работу и здоровье.
Лев. Это архетип сверкающей цивилизации, которая дает человеку возможность раскрыть все свои таланты и стать яркой индивидуальностью. И даже героем, которому в мифах недаром покровительствует Солнце, щедро дарующее людям энергию своими руками-лучами.
Рак. Это архетип бессмертной души — Луны, исчезающей с небосвода и вновь возрождающейся на нем в обновленном виде — маленького, тонкого месяца: что связывает это светило с образом материнства. С материнским молоком соотносятся мифологические представления о напитке бессмертия — как и с Луной, фазы которой издревле использовались для счета дней. Оно отсылает нас в прошлое к животной природе, но и дает силы бескрайнему будущему, символизируя вечную преемственность жизни.
Близнецы. Этот архетип описывает божественность человека и преимущества его ума, который в гороскопе обозначает планета Меркурий, оборачивающаяся вокруг Солнца быстрее всех. Это мифологические образы близнецов — первых людей, основавших свой мир на пустой земле, культурных героев и трикстеров-трюкачей, подобного им бога красноречия и письма — обманщика-интеллекта, совершающего проделки и ведающего торговлей.
Телец. Это архетип богини любви и красоты, предстающий в образе звезды — планеты Венеры, сопутствующей Солнцу на закате и восходе, и в прекрасном облике неподражаемого природного явления — божественной Зари. В древнейших мифах подчеркнута ее воинственность и страсть, в более поздних — созидающее начало, украшающая мир и дающая изобилие и благополучие, что и символизирует эта планета в гороскопе. В мифологии показано, как в человеческой истории стихийное чувство любви развивается, завоевывая новые рубежи милосердия и доброты.
Овен. Это архетип воина, ратующего за правду, стихийная сила которого, равная пламени огня и скорости пожара, способна преодолеть все преграды. Таково влияние планеты Марс, как его традиционно понимают в астрологии. Но наиболее интересен здесь сливающийся с воином образ пастуха, живущего за пределами цивилизации, защищая свое стадо. К силе этот образ добавляет мудрость: рождая в мифологии архетип воителя, сменяющего на троне прежнего царя богов и утверждающего новые нравственные идеалы — которые также символизирует эта планета.
Вышеперечисленные идеи слишком глобальны, чтобы легко распознать их в быту. Тем не менее, их психологическая проекция встречается на каждом шагу. Среди этих философских идей о жизни, смерти и взаимоотношении мировых сил, в древности представленных образами богов и общечеловеческими символами, рассмотрим те типические модели, которые будут наиболее актуальны для психолога.
Начнем с наиболее актуальной проблемы брака — и типологии супружеских пар.
(Обратите внимание: в заголовок вынесены глобальные архетипы планет, которые не надо путать с отдельными персонажами мифологии — они в тексте даны курсивом, как и характерные мифологические сюжеты.)
Типология браков
Как определить тип союза людей? В этом поможет, прежде всего, само его описание. Не последнюю роль здесь играет архетип своего знака Зодиака, через который человек склонен воспринимать все отношения (Рыбам близок брак, в котором задействован архетип Нептуна, Водолей видит идеальным союз, где доминирует Уран, и т. д.). Однако характер брака определяется не столь однозначно. Даже самые сильные качества человека не обязательно связаны с архетипом его знака: в астрологии их показывает личный гороскоп, построенный на день, час и место рождения. А что касается партнера, то человек нередко ищет его по своим самым слабым и проблемным задаткам (особенно это справедливо для мужчин, которые, как показывает наш опыт, чаще всего выбирают спутницу жизни по недостающим качествам). Для женщин более важную роль играет образ семьи родителей и архетип отца.
Кроме того, следует учесть, что
Cемья — это некая третья, качественно иная целостность, по сравнению с характерами двоих.
По психотипу она может быть даже противоположна тому, что супруги являют сами по себе (например, брак Тельца и Рака в Скорпионе при соединении Солнца с управителем Козерога Сатурном, как у авторов этой книги). Эта новая целостность союза людей возникает не сразу, а в процессе взаимовлияния партнеров: когда они актуализируют те или иные черты или проблемы друг друга — которые до их встречи, быть может, никогда и не ставились на повестку дня. Астрологу эти акценты взаимоотношений пары может подсказать карта синастрии — гороскоп совместимости людей (наложение друг на друга их гороскопов рождения). А также карта, построенная на дату регистрации брака: как и все события, эта дата неслучайна. Она определяет цель и судьбу союза, а его самые сильные — или наиболее проблематичные качества в конечном итоге и сформируют доминирующий архетип брака (хотя в первые годы он может быть незаметен). Акценты взаимоотношений пары может ярко показать и гороскоп знакомства: космические условия первой встречи и первого впечатления — которое нередко оказывается самым верным. И в первые годы становления семьи именно знак и карта знакомства определяет картину ее совместной жизни. Для друзей и окружающих она еще долго видится такой по инерции, когда внутри союза уже вступает в силу гороскоп брака.
Если же не использовать астрологию и определять характер брака чисто психологически, взяв на вооружение астрологическую аксиому: «что наверху, то и внизу, что внутри, то и снаружи», — проще определить внутренний характер союза по роду его внешних занятий и по тому наиболее сильному впечатлению, которое он производит в первый момент.
1. Прародители (Нептун-Сатурн)
Древнейший архетип брака — это пара прародителей, предстающая в образе богов океана, откуда возникла жизнь. Это море-мать Тиамат и ее муж Апсу, хранящий в глубинах вод таблицы судеб; или Посейдон как «супруг земли». Дошедший до нас из самых глубин подсознания образ такой пары выдержан не во всех мифологиях: здесь женский, рождающий и хранящий, архетип настолько доминирует над мужским, что мужское и женское начало нерасчленимы. Прародительница обычно предстает как мать, сама себя рождающая, а в более поздних мифах находим и самого себя осеменяющего творца. В таком представлении самозарождения можно увидеть отголосок матриархата — тем более что большинство отношений в последующих архетипах пар построены по патриархальному принципу.
В жизни это, прежде всего, типичный образ многодетной семьи. Нередко муж и жена в ней — подвижники милосердия христианского или иного, склонные брать на воспитание сирот и заботиться о бездомных животных. Роли мужчины и женщины четко не разделены — семья развивается по стихийной воле законов природы. Другим этот дом нередко напоминает хаос, пугая своей непредсказуемой стихийностью, поскольку в нем многое допускается — и все же как-то все встает на свои места. Таковы большие семьи южных народов, где с первого взгляда сложно даже вычленить структуру родственных отношений. Супруги предстают как корни множества побегов единого древа. Если паре, связанной таким изначальным, иррациональным единством, бог по странной прихоти не дал детей, их заменяют воспитанники, ученики или родственники — к которым в любом случае непременно хорошее отношение.
Социально значима эта пара может быть на религиозном или подобном попроще: это пара единоверцев, экстрасенсов, колдунов и т. д. Для других в ней может быть что-то таинственное и даже несколько пугающее — при том, что обычно эти люди достаточно доступны. Они растворяются в жизни и, как правило, не отгорожены от нее стеной высокомерия, если, конечно, им не мешает общаться с людьми регламентация их духовной ниши. Они стараются сформировать мир на основе того глубинного представления, с которым спорит внешний социальный формализм. Это также семьи, которые надолго или насовсем уезжают жить из города в деревню, на природу (принимать водные роды или работать в заповеднике). Социальная забота для них — слишком казенна, и, воспитывая детей или обращаясь к магии, они хотят восстановить изначальный, природный способ существования.
Эту семью отличает стремление к раю дорационального счастья. И такие супруги достигают его, если не пренебрегают материальной стороной жизни и потребности их тела и души остаются удовлетворены. Даже когда это духовный союз — духовность его природна, и любые ограничения ему вредят. Если таким людям не хватает естественной укорененности, может возникать сильная тенденция судить о мире из глубины своего видения, и этот взгляд редко бывает объективен. Несомненной и непреходящей ценностью мыслится любовь — но она присутствует в этом браке в большей степени как растворенная в атмосфере материнская любовь милосердия, чем как конкретное чувство к конкретному человеку.
2. Небо и Земля (Уран-Сатурн)
Это греческие Уран и Гея, шумерские Ан и Ки, египетские Нут и Геб, индийские Дьяус и Притхиви, полинезийские Ранги и Папа и другие — первая характерная пара богов, встречающаяся на всех концах земного шара, и наиболее первичное противопоставление мужского и женского начал, явное для древнего мира — быть может, даже более, чем для нас. Так, при заключении браков в Вавилоне супруг говорил: «Я — Небо (Ан), ты — Земля (Ки)», отождествляя свою семью с союзом богов. Божественная роль мужского (небесного) начала в таком браке — быть творцом и поставщиком энергии творения. Женское (земное) начало фиксирует результат и несет ответственность за сотворенное — так Гея рождает детей Урана.
В нашей жизни это высокий образ творческого союза: где мужчина, как правило, является первооткрывателем, изобретателем, а женщина — разработчиком идей (редко наоборот). Это пара исследователей в науке (Пьер и Мария Кюри), поэтов (Николай Гумилев и Анна Ахматова), писателей, художников и т. д. В этом союзе обычно женщина стремится к тому, чтобы свободное творчество имело преломление в жизни (хотя бы приносило заработок). В нашей водолейской стране, где мужчина часто витает в облаках своих идей, это довольно характерные отношения (можно вспомнить образ советского ученого, жена которого полностью берет на себя материальную часть жизни). Это про таких супругов сказано: «Жена хороша скупая, муж — щедрый». Проблемы обычно возникают лишь тогда, когда Гея устает материализовать беспрерывное творчество Урана (поскольку спонтанный уранический поток вдохновения в принципе неиссякаем, и если пара ставит перед собой творческую цель, это всерьез и надолго).
Надо учесть, что в этом браке полярности мужского и женского начал максимально разнесены — как небо и земля, они не могут долго оставаться слитыми воедино. И между собой это, прежде всего, отношения друзей, которых несет по жизни холодный вихрь идеи (Уран и Сатурн — планеты зимних знаков). Их объединяет безграничный простор перспективы, который предполагает дистанцию и равенство; надежда светит, но не греет. Единство любви здесь достигается в полной мере лишь в акте творения, и сама любовь предстает творческим актом. Даже любовь сексуальная здесь должна возвыситься до тантрической. Лишаясь идеализма, она надолго улетучивается и в целом возникает лишь проблесками (хотя на браке это обычно никак не сказывается, поскольку стоящие перед парой цели выше низменных чувств: духовность выше душевности).
Это сотрудничество, которое служит глобальным идеям и отвергает мелкие задачи. Из феерии утопических проектов Урана Сатурн выбирает главное направление полета мысли и отсекает все лишнее, чтобы довести идею до фундаментального результата. Для этого аскетического союза нередко характерна отгороженность от бытовых взаимодействий (на уровне дружбы семьями), поскольку супруги стремятся освободиться от рутинного ради достижения более значимого. Это может давать оторванность от среднего жизненного класса и недемократизм — что рождает проблему взаимоотношений пары с окружающими и нехватку необходимых контактов.
У детей в таком браке есть опасность недополучить чувств и энергии, необходимой для нормального развития: как говорится, «на детях гениев природа отдыхает». Можно смягчить: «на детях творческих людей природа ставит эксперименты». Как люди нестандартные, они нелегко вписываются в жизнь, получая от семьи достаточно узкое наследство. Правда, это может быть одна жемчужина вместо горы того бытового хлама, который в изобилии предоставлен остальным. И ниша их таланта зачастую заранее предопределена профессиональным уровнем их родителей.
3. Бог земледелия и богиня урожая (Сатурн-Церера)
Такую пару представляют римский сеятель-Сатурн и его жена Опс. Основное содержание этого брака составляет обеспечение жизни. Он держится на хозяйственной деятельности, которая приносит ощутимые результаты. Архетипическая проблема выживания, которую в мифологии решают боги земледелия, в этом союзе ставится во главу угла — и с годами решается все лучше и лучше, создавая надежную материальную базу для супругов и детей — как говорится, на старость. Поскольку ресурсы не тратятся зря, это брак долгожителей.
Здесь возможна включенность супругов в общий производственный процесс. Если предыдущая пара сама ставит себе задачи, то этот союз прочно обосновывается в уже организованной структуре, его цель — нахождение своего места в жизни и цепкая работа в этой нише. За счет этого улучшается контакт с миром. Когда возникает практическая необходимость, сами собой складываются нужные отношения, которые завязываются надолго, ибо всегда есть, чем их подкрепить.
Это самый прагматический союз, основанный на взаимодействии двух женских архетипов, которому порой не хватает полета, чтобы взлететь над материей быта. Здесь от Сатурна требуется приносить доход, от Цереры — благоразумно распоряжаться средствами, организуя не только быт, но и отдых. Хорошо, если эта деловая пара получает разрядку в вакханалиях, — которые по всему древнему миру были связаны с земледельческими богами и окончанием сельхозработ. Периоды труда должны чередоваться с праздниками любви, давая выход чувствам. Закрепощение эмоций — основная проблема этого брака. Ни финансы, ни забота о здоровье ее не решат, хотя здоровый образ жизни характерен для этой пары. Заглянуть вглубь души супругов поможет психология или эзотерика. Этот союз рационально относится к вопросам досуга и склонен серьезно прорабатывать все темы, с которыми сталкивается, в том числе проблему чувств и любви.
4. Царь богов и его супруга (Юпитер-Юнона)
Это образ семьи как ячейки общества. В гороскопе совместимости сочетание планеты Юпитер и астероида Юноны символизирует образ идеального брака. Это самый типичный брак, и нередко это пара известна в своем кругу и значима для окружения. Муж занимает хорошую нишу в структуре общества и выражает актуальные на данный момент идеи, а жена поддерживает принятую регламентацию отношений. Этот союз выполняет социальную задачу, и такой образ поневоле являют государственные деятели (президент и его супруга, мэр и его жена и т. д.). Женщина здесь — вторая половинка мужчины: она живет желаниями мужа, как его зеркальное отражение (так индийского громовержца Индру формально дополняет его супруга Индрани, даже ее имя образовано от имени мужа). Эти супруги ведут себя так, как должно с точки зрения общественной морали (так Юнона завоевывает сердце царя богов, жалея промокшую птицу, в которую тот превратился, чтобы испытать близость с ней).
Негатив может возникнуть из-за формализма или жесткой регламентированности отношений. В этом союзе женщина вынужденно подстраивается под патриархальный уклад, так как нынешняя социальная иерархия носит чисто мужской характер. Общественное мировоззрение во многом отрицает слабость и всеприятие женского начала, его тонкость и изначальную природную магию. В результате мужская социальная тенденция сражаться за свои права выливается в грубость женщин и женскую эмансипацию, напоминая образ требовательной и ревнивой Геры, расправляющейся с любовницами Зевса (характерен скандал с любовницей президента Клинтона). Или идеал такого брака может видиться в образе домостроя — узаконенного тиранства мужчины, от которого ему самому не легче. Как говорят китайцы, «государством управлять легко, семьей — трудно». Юпитер — муж того масштаба, которому не до семейных мелочей, он их просто не видит с высоты своего положения.
Домострой, как и эмансипация, — это уподобление женщин мужчинам, перегиб в сторону мужского начала и подавление женского. Это ведет к ситуации взаимного насилия. Как избежать этого в мужском мире? В античности у женщин неслучайно существовали обряды, куда не допускались мужчины. И очевидно, супруги в таком союзе должны разграничить сферы влияния. В традиционном варианте (такую семью мы видим, например, в Средней Азии) мужчина занимается расширенными внешними отношениями, а жена — внутрисемейными, частными вопросами. Ее роль описывает пословица: «Мир в семье женой держится». Когда каждый отвечает за свою часть жизни, семейная гармония мягко переходит в социальную, отчего и создается образ идеального брака, поскольку обе сферы вполне реализованы.
Жене здесь не стоит полностью посвящать себя делам мужа (образ из чеховской «Душечки»): это хорошо тогда, когда она способна отнестись к ним творчески и предложить что-то свое (как в отношении Небо-Земля). Муж должен с самого начала не гасить женственность супруги — когда скромная Юнона превратится в стервозную Геру, будет уже поздно. Ему следует быть внимательным к женской магии чувств и оставлять для нее нишу, не подгоняя под мужской здравый смысл те тонкие ощущения, в которых он не силен (не мешать хозяйственному творчеству жены или ее беседам с подругами, уважать ее взгляд на воспитание детей и т. д.). Тогда бытовое волшебство женщины — в нормальном варианте невидимо присутствующее во всем, что бы она ни делала — принесет в союз ту мягкую гармонию, которая позволит считать этот брак идеальным не только окружающим, но и самим супругам.
5. Владыка недр — умирающая и воскресающая богиня растительности (Плутон-Прозерпина)
В этом союзе супруг играет роль трансформатора существующей действительности, выступая против установленного порядка. Супруга жертвует собой ради мужа и его задачи (так Персефона нисходит к Аиду в подземный мир, Парвати сжигает себя ради Шивы). Яркий образ — жены декабристов, а в советское время — супруга, следующая за мужем на целину, по распределению и т. д. Но также это жена преступника или человека, отвергающего нормальную жизнь и отвергаемого обществом, который, однако, может выступать катализатором полезных перемен. В целом такая направленность союза нередко вызывает неудовольствие родственников, которые препятствуют ему — недаром Плутон похищает свою супругу вопреки воле ее матери.
Здесь женское начало служит для мужского источником энергии (как Шакти для Шивы). Богиня растительности нисходит в подземное царство, чтобы добыть из-под земли новые ресурсы и вынести их на поверхность. Ее роль — задействовать их в жизни, наладить новый жизненный процесс в тесной связи с прежним, ничего не разрушив, и из грязи прошлого вырастить цветок будущего. Посвящая себя этой задаче, она может на время «умереть» и для супруга, скрывшись от явного ради тайного. Литературная трагедия этого архетипа — «Ромео и Джульетта», где герой погибает, считая возлюбленную мертвой в то время как она жива. Она обманывает ради него весь внешний мир, но он не должен обмануться, ведь их истинная связь чисто внутренняя, по сравнению с которой все внешнее — лишь иллюзия и никакой роли не играет. Эта пара в любой ситуации должна верить сердцу, а не глазам, не поддаваясь на провокации и ловушки, которые в изобилии готовит ей мир — тот мир, с которым она не согласна.
Посвящая себя трансформации, эта пара ведет способ существования, неприемлемый для других, что может вести и к ее временной изоляции. Но в идеале то, против чего борются супруги, оказывается побеждено силой их любви — страстной и нежной. И изменение, за которое они ратуют, становится возможным. Конечно, здесь идеалы супруга, вынуждающего спутницу жизни идти на столкновение с окружающими условиями, враждебными его устремлениям, должны быть достойны ее жертвенности. Иначе эти отношения в быту как нельзя лучше отражает поговорка: «Муж как чемодан: тяжело нести и жалко бросить». В этом союзе для женщины характерно желание спасти любимого. Для мужчины та же тенденция в наше время нередко выливается в стремление духовно (интеллектуально, эмоционально) воспитать возлюбленную.
Наиболее недопустимо в этом браке прямое психологическое давление друг на друга. Оно всегда граничит со страстной любовью, но при таких отношениях, предполагающих самое тесное взаимодействие, становится невыносимым. Навязчивость и гнет могут разрушить этот брак, против которого и без того ополчается окружающий мир. Сила страстей и плотность контакта этой пары таковы, что ей никто не поможет, кроме самих супругов. Им следует полагаться только на себя — и уважать друг друга.
6. Божественный кузнец и богиня красоты (Вулкан/Хирон-Венера)
Это прежде всего античные Гефест и Афродита — Вулкан и Венера: а в гороскопе этой мифологической паре соответствуют сочетания планет Хирон-Венера и Солнце-Венера. В этом союзе мужчина выступает культурным созидателем (образ интеллигента), женщина украшает его жизнь природной свежестью чувств. Она очаровывает его непредсказуемой силой и мощью естества, которого лишен хромой Кузнец. Ее привлекает его культурность и социальная рафинированность (например, опереточная пара — князь-меценат, влюбленный в актрису). Стремление мужчины — творить красоту и быть в ней. Женщина служит ему источником жизненного вдохновения. Она может быть его музой и являть недостижимый, неземной идеал. Таково отношение средневекового рыцаря к прекрасной даме или более современное понимание любви как главной ценности жизни.
Здесь мужское противопоставлено женскому как культурное — природному. Эта оппозиция ставит ребром вопрос столкновения естественных чувств и брака (как искусственной социальной модели, в истории возникшей прежде любви и еще ее не предполагающей). Такой паре требуется взаимная стимуляция любви и широта культурной сферы, дающая приток чувств (супруг рисует, жена тянет его на концерт). Поскольку это эмоционально восприимчивые люди, их легко уводят в сторону соблазны: его — более тонкие вибрации, ее — свежие чувства. Это очень неустойчивый брак — неслучайно в мифологии Афродита изменяет Гефесту; жена индийского законодателя Митры и невеста финского кузнеца Ильмаринена покидают культурного творца ради более близкого к природе соперника. Так чувство стремится выйти за рамки принятых в обществе моделей, и этот тип отношений характеризует итальянская пословица: «Нет брака, где бы не был замешан черт».
Однако в мифологии Кузнец и сам имеет связь с нижним миром. Ему дана власть повелевать стихией, — и он использует природную струю чувств (ускользание женского начала своей Анимы — по Юнгу) ради создания более высоких образцов поведения и шедевров красоты, пусть даже творимые им образы поначалу будут утопиями. Магия кузнечного — и архетипически близкого гончарного — ремесла заключается в том, что из частей можно сковать целое, а разбитое заново склеить. Можно создать любимого таким, каким хочешь его видеть, как Ильмаринен сковал себе деву из золота, а Пигмалион высек из мрамора Галатею. Правда, потом требуется еще его оживить, но некоторое время можно жить и сказкой.
Задача такого союза — созидание культурных отношений и воплощение таких моделей красоты, где изысканность не отрицала бы естества. И это — самый частый сюжет фильмов советского кинематографа про любовь (можно вспомнить полные флирта комедии «Ирония судьбы» или «Служебный роман»). Этой паре в любой ситуации следует опираться на красоту отношений, которая архетипически представляет собой отражение гармонии Космоса. Гармония между людьми формирует настрой на нужные ритмы жизни, приближая исполнение желаемого. Потому китайцы говорят: «В дружную семью счастье приходит само». Этому союзу сопутствует удача и покровительство. Общество опекает его, и он имеет несомненную выгоду от взаимодействия с социумом.
7. Солнце и Луна
Эта древняя пара богов выражает идею дополнения мужского и женского начал — инь и ян, образующих полноту бытия. В древнейшем варианте этой пары Месяц обозначает мужской принцип изменчивости, Солнце — женский принцип постоянства. Позднее это стало символизировать гармонию внешнего, явного (солнечного мужского) и внутреннего, скрытого (лунного женского) миров.
Архетипически светила символизируют самостоятельные, самоценные объекты, и их союз выражает идею единства прежде независимых начал. Эту идею создания некоей новой, более высокой, целостности, состоящей из двух самостоятельных компонентов, выражал в Средневековье образ алхимической свадьбы. Ее символизирует церковный брак. Смысл этого брака — в обретении гармонии и полноты совместного существования, аналогичной мировой гармонии и полноте. Это единение и внешней, и внутренней жизни в лоне цивилизации или под прикрытием божественного покрова. Цель этого союза — то третье, что формируется в результате единства двоих: дом, собственная семейная атмосфера, ребенок, но в целом — воистину свой мир, привлекательный для окружающих и самих супругов в силу своей самодостаточности.
Героический солнечный архетип здесь нацеливает добиваться более высокого уровня существования: в материальном и в духовном плане, для себя и для детей. Эта пара выглядит достойно: дом — полная чаша. Союз такого типа обычно скрепляет как сила чувств, так и немалое количество денег. Его тенденция — жить на широкую ногу. Здесь даже уместен образ шаха и его гарема (или Аполлона, окруженного музами). В нашем быту это наиболее «нормальный» брак и идеал брака «новых русских». Все лучшее отдается детям, которые являются гордостью и лицом семьи. Поставить их на ноги (дать образование, послать за границу) — важнейшая семейная задача. Эта пестующая атмосфера — хорошая почва для становления личности. Тут дети материально не пострадают даже при разводе, который, к несчастью, для такой пары вполне типичен.
Негатив, который возникает в этом союзе, связан с чрезмерной самодостаточностью семьи. Это архетип, противоположный паре Уран-Сатурн: обычно он не склонен ставить себе слишком экстремальных и возвышенных задач, что его ограничивает. Если замыкание на своих ценностях заходит далеко, семейная гармония перестает соответствовать мировой, и тогда супругов подстерегают перемены (или одного из них, поскольку они действуют в этом браке сами по себе). Это хорошо иллюстрируют мифы о затмениях Солнца и Луны: так демон Раху, голова и хвост которого символизируют ось затмений, периодически глотает светила, попавшиеся ему на пути. Нехватка лунного принципа изменчивости в этом союзе непременно дает о себе знать, разрушая застывшую целостность неприятными жизненными событиями.
Тут уместно вспомнить и славянский миф об измене Месяца Солнцу с Утренней звездой, за что громовержец разрубает Месяц на две половинки. Здесь речь не идет о любовном флирте, характерном для предыдущей пары — но это вполне может быть внезапная страсть, переворачивающая мир с ног на голову и удаляющаяся, как только исполнила свою миссию: разбить ложную защитную скорлупу, чтобы перевести отношения на должный уровень соответствия миру и истинным идеалам супругов (фильм «Любовь и голуби»).
Фатальность таких происшествий компенсирует психологическое (духовное) понимание происходящего. Здесь остро встает проблема осознания внутренних тенденций, чтобы внешнее благополучие не шло им в ущерб. Незаметное богатство внутреннего лунного мира столь же значимо, как и видимый блеск жизни Солнца. Нельзя идти на поводу у материи, не замечая второго плана реальности: канвы стремлений своей души. Она удовлетворяет духовные потребности порой странными путями и опрокинет золотую карету, если ее владелец упорно не дает погулять душе босиком в темном лесу тех сфер, куда ее необъяснимо влечет. Ибо интуитивные стремления души всегда чисты — а жизнь лишь откликается на ее призывы, подстраивая ситуацию так, чтобы она имела шанс стремиться, к чему хочет, порой разрушая дотла физическое благополучие, чтобы высвободить дух.
8. Громовержец и Звезда-заря — царь и царица мира (Венера-Юпитер)
Это образ сопоставления двух самых ярких явлений природы: грозы и зари. В древних мифах эти стихийные силы сталкиваются друг с другом: так индийский громовик Индра разбивает колесницу Зари-Ушас. В более новых мифах — заключают брак, как армянский бог грозы Вахагн и звездочка Астхик. Этот архетип описывает взаимодействие сильнейшего мужского и сильнейшего женского образов мифологии, предстающих правителями мира, — царем и царицей богов. Они воплощают силы любви и власти, которые через борьбу вступают в активное содружество (в отличие от статичной гармонии Солнца и Луны). Так Макошь сражается с Перуном, прежде чем стать его женой.
Это может быть союз двух людей, уже оцененных миром, где муж имеет авторитет, а женщина сильна в сфере чувств (пример из СМИ — брак крупного предпринимателя и эстрадной звезды). Они оба имеют багаж опыта, обретенного до брака, отчего и возникает их столкновение (с которого отношения могут начаться, как в фильме «Девчата» или в песне об одесской рыбачке Соне, заявляющей Косте-моряку: «Все вас знают, а я так вижу в первый раз»). Поскольку оба — личности, это яркий союз, с хорошей долей экспансии. Они не хотят останавливаться на достигнутом — иначе бы не искали партнеров, превосходящих их по силе.
В отличие от идеального брака царя богов и его традиционной супруги, главный акцент здесь делается на доказательстве силы женского природного начала любви. Архетипический образ Звезды-зари — это Кармен или героиня пушкинских «Цыган». Несмотря на откровенную борьбу мужского и женского начал, а может благодаря ей, обычно это счастливый и прочный союз, основанный на природной силе чувства. Но он обязательно предполагает развитие любви, чтобы приевшееся благоденствие не привело к ее утрате согласно португальской пословице: «Любовь, как Луна: если не прибывает, то убывает» — как это и вышло у упомянутых литературных героинь. И это вызвало страшный гнев мужских персонажей, сразу уподобившихся ужасному богу грозы, громом и молнией доказывавшего свою власть. Громовержец рассматривает объект своего чувства как часть мира, которым он призван овладеть и распоряжаться, — это существенный аспект данного отношения, отсюда и ревность.
Столь частый в литературе образ убийства любимой женщины (уместно вспомнить также Отелло и Дездемону) типичен с точки зрения психологии бессознательного. Он не сводится к ревности и мужской агрессии. Грозный муж в роли громовержца диктует спутнице свою волю быть звездой его любви, которая архетипически обязана быть вечной — и за это отвечает жена. Стереотип таков, что действия женщины должны быть эмоционально убедительны в глазах мужчины. Сила чувства должна не уступать силе власти или идейным принципам морали (за которые тоже отвечает архетип Юпитера, и конфликт с общественной моралью, приводящий к гибели любви и вместе с ней ее носительницы, мы находим в «Анне Карениной»). Любовь не должна быть слаба. Иначе мужская энергия сильнейшего из богов, недаром дарующая ему исключительную власть над миром, в своем ярчайшем проявлении испепелит ее, как молнии Зевса убили Семелу, попросившую бога грозы предстать в его истинном облике. Правда, она успела родить Диониса — бога экстаза и мистерий вечного воз…