Как быть духовным бунтарем. Живи по своим правилам

УДК 159.9

ББК 88.39

О49

Jac O’Keeffe

How to Be a Spiritual Rebel:

A Dogma-Free Guide to Breaking All the Rules

and Finding Fearless Freedom

Перевод с английского Олега Бочарникова

Оформление обложки Арега Мирзояна

О’Кифф Ж.

Как быть духовным бунтарем. Нарушить все правила и обрести бесстрашную свободу. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 208 с.

ISBN 978-5-9573-3600-6

С самого рождения нас окружают всевозможные правила и стандарты — нам говорят, что мы должны думать, как выглядеть и к чему стремиться. Мы готовы тратить годы на нелюбимую работу и общаться с «нужными» людьми, чтобы добиться эфемерного успеха — но счастливыми себя при этом не чувствуем. Все силы уходят на создание внешнего образа и беспокойство о том, всё ли мы делаем правильно. Так создается ложное «Я» — ограниченное и неполное, которое мешает нашему внутреннему росту и самореализации. На самом деле мы знаем, что есть и другой путь, но нам не всегда хватает смелости на него вступить.

Быть духовным бунтарем — значит научиться слушать собственное сердце, вздохнуть полной грудью и наконец-то начать жить в полную силу. Это значит верить собственной правде — даже если это порой дается нелегко. Это значит, что вы можете проникнуть за завесу ложного «Я» и увидеть свою подлинную духовную сущность. Только тогда наши скрытые силы и таланты действительно смогут раскрыться, а отношения с другими людьми обретут новую глубину.

Эта книга — возвращение домой, способ вспомнить о том, кем мы были до того, как подчинили свою жизнь навязанным схемам и определениям. Соединяя опыт духовного учителя с современными научными открытиями, Жак О’Кифф предлагает мудрое и практичное руководство о том, как обрести внутри себя источник подлинной свободы, спокойствия и правды. Если вы готовы оставить в прошлом устаревшие убеждения и психологические барьеры, эта откровенная, смелая и порой беспощадно честная книга готова указать вам путь.

Тематика: Психология / Практическая психология

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Опубликовано с согласия New Harbinger Publications, 5674 Shattuck Avenue, Oakland, CA 94609

ISBN 978-5-9573-3600-6

ISBN 978-1-68403-249-5 (англ.)

© 2019 by Jac O’Keeffe

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2020

Отзывы о книге

С самого первого вдоха мы начинаем свое долгое — и порой мучительное — путешествие, которое создает и обусловливает наше личное и социальное «Я». В книге «Как быть духовным бунтарем» Жак О’Кифф рассказывает, как перестать зависеть от внешних факторов и начать жить собственной жизнью за пределами всех правил и ограничений. Каждый момент подобной жизни подчиняется не требованиям ума, а нашей внутренней духовной природе, которая ведет человека к процветанию, трансформации и полной открытости к самой жизни. Истинная свобода открывается только вне обусловленного «Я».

Пол Дж. Миллис, PhD, профессор факультета семейной медицины и здравоохранения, директор Центра передовых исследований и программы Training in Integrative Health, руководитель отдела поведенческой медицины Калифорнийского университета в Сан-Диего, директор исследовательских программ в The Chopra Foundation

Жак О’Кифф принадлежит к числу немногих учителей, рассказывающих о недвойственности, сознании за пределами ограниченного ума. Это делает ее поистине уникальным наставником.

Стивен Х. Волински, PhD, последователь Шри Нисаргадатта Махараджа

Жак О’Кифф блестяще описала собственный духовный путь, чтобы предоставить ясные указания и простые практики всем, кто стремится к психологической и духовной свободе. В ее книге вы найдете целый набор инструментов, которые помогут начать жить по-настоящему, освободившись от ложного самоопределения. Взяв за образец собственное внутреннее путешествие, она объясняет, как повлиять на нейронные пути мозга, чтобы избавить сознание от эмоционального багажа и ограничивающих мыслей. Эта уникальная и своевременная книга о недвойственном пробуждении станет серьезным подспорьем для всех, кто стремится к духовному развитию.

Бонни Гринвелл, PhD, трансперсональный психотерапевт и наставник по недвойственной осознанности; автор книг «The Kundalini Guide, The Awakening Guide» и «When Spirit Leaps»

В книге «Как быть духовным бунтарем» описан ясный и практичный способ освободиться от автоматических мысленных шаблонов и начать жить подлинной жизнью. С искренностью, честностью и неподдельной заботой о своем читателе Жак О’Кифф рассказывает о ключевых моментах собственного духовного пути и делится упражнениями, которые помогут любому искателю истины отсечь все ложное и найти путь к подлинной свободе.

Миранда Макферсон, духовный учитель, автор книги Way of Grace and Boundless Love, основатель One Spirit Interfaith Foundation и Living Grace Sangha

Эта книга раскрывает правду о том, как осознанность и сострадание могут принести в нашу жизнь больше счастья, здоровья и свободы.

Шона Шапиро, PhD, профессор факультета психологического консультирования в Университете Санта-Клары и автор книги «Good Morning, I Love You»

«Как быть духовным бунтарем» — очень мудрое, доброе и практичное руководство, которое помогает отказаться от ограничивающих привычек и убеждений. Жак О’Кифф напоминает нам о внутренней свободе, которую мы можем обрести в своем сердце.

Хью Бирн, PhD, старший преподаватель Insight Meditation Community города Вашингтон, автор книги «The Here-and-Now Habit»

Оглавление

Вступление

Часть 1. Нехватка храбрости

Глава 1. Свобода

Глава 2. Бесстрашная свобода

Глава 3. Храбрость

Глава 4. Играйте по-крупному

Глава 5. Это не вы — это ваш мозг

Часть 2. Всё в твоей голове

Глава 6. Как отключить СПР

Глава 7. Потребность быть правым

Глава 8. Сеть выполнения задач

Глава 9. Восприятие

Глава 10. Время и пространство

Часть 3. Проникая внутрь

Глава 11. Недвойственность с изюминкой

Глава 12. Принятие и исследование

Глава 13. От ума — к врожденному знанию

Глава 14. Интеграция

Глава 15. Сознание

Глава 16. Расширение восприятия

Часть 4. Боль и эмоции

Глава 17. Ценность исследования

Глава 18. Эмоциональный интеллект

Глава 19. Развитие эмоционального интеллекта

Глава 20. Подавленность

Глава 21. Эмоциональный баланс

Часть 5. Освобождаясь от ограничений

Глава 22. За пределами травмы

Глава 23. Наизнанку

Глава 24. Самопринятие

Глава 25. Внимание

Глава 26. Не хуже и не лучше

Часть 6. Вперед!

Глава 27. Подлинное удовлетворение

Глава 28. Нарушайте правила

Глава 29. Сдайтесь

Глава 30. Медитируйте и исследуйте

Глава 31. Осознанность и перепрограммирование мозга

Часть 7. Как выйти из духовного пузыря

Глава 32. Прекратите поиски

Глава 33. Подлинная идентичность

Глава 34. Страх отсутствия

Глава 35. Придерживайтесь курса

Глава 36. Несовершенство

Часть 8. Всё сходится

Глава 37. Свобода воли

Глава 38. Контроль

Глава 39. Неотождествление

Глава 40. Истина ради нее самой

Библиография

Вступление

Наша семья владела молочной фермой. Это было успешное и доходное предприятие — не в последнюю очередь благодаря прекрасным плодородным пастбищам ирландского графства Корк. Работа на ферме требовала усилий всей семьи как минимум десять месяцев в году. Семья состояла из родителей, пяти моих старших сестер и овчарки. Такое детство воспитывало строгую трудовую дисциплину. Коров нужно было доить дважды в день до середины последнего триместра их беременности. Затем, в середине января, начинался сезон отела, и в следующие шесть недель ферма превращалась в настоящий коровий роддом. Каждый день количество его постояльцев увеличивалось. Телят сразу же забирали у матерей, после чего учили пить молоко из ведра. Когда коровы звали своих детенышей, мой отец говорил: «Они забудут своих телят через несколько дней». Я же не была в этом столь уверена.

В подростковом возрасте мы начали встречаться с молодыми людьми (которым, чтобы до нас добраться, нужна была машина). Возвращаясь домой поздно ночью, мы часто находили на столе записку с просьбой проведать корову, которая скоро должна была родить. Иногда мне нравилось брать с собой на свидание пару резиновых сапог, привести своего очередного бойфренда в коровник и наблюдать за его испуганным лицом, когда он впервые видел, как передние копыта теленка появляются из родового канала. Меня не интересовали парни, занимающиеся сельским хозяйством. Сколько себя помню, я всегда хотела сбежать от коровьего навоза и доильных аппаратов. Но должна признать, что в детстве, проведенном на ферме, были также романтические и приятные моменты: сбор душистого сена, поиски дикой ежевики и умение жить в согласии с ритмами природы.

Однако у этой идиллической жизни была и оборотная сторона. У моего отца был крутой нрав: он быстро выходил из себя и считал, что насилие можно применять как к животным, так и к собственным детям. Побои случались часто и безо всякой видимой причины. В такие моменты мать отступала в сторону и не пыталась нас защитить — вероятно, чтобы самой не попасть под горячую руку. Уже во взрослом возрасте всем нам, шести сестрам, пришлось столкнуться с последствиями этой детской травмы. Некоторые погрузились в терапевтическую работу глубже, чем другие. К настоящему времени в нашей семье установились здоровые отношения, хотя проработка событий общего прошлого может еще многому научить.

Покинув дом и поступив в колледж, я обнаружила, что студенты имеют право на бесплатную психотерапию. В течение первой же недели обучения я начала посещать сеансы и регулярно делала это до самого выпуска. После окончания колледжа я продолжила знакомство с психологическими техниками: помимо классической психотерапии я испробовала ребефинг1, регрессию в прошлые жизни2, работу с голосом, индейские очистительные ритуалы3 и растительную медицину (как в амазонских джунглях, так и в Ирландии), а также множество других методов разной степени эффективности.

В этом путешествии я не только смогла справиться со своими детскими травмами и наладить отношения с отцом, но и продвинулась гораздо дальше. Я нашла инструменты, которые помогли мне ответить на фундаментальные вопросы, волнующие с раннего детства: «Что я здесь делаю? И что такое „здесь“? Для чего все это? Имеют ли мои цели какое-то значение?» Эти вопросы привели меня к духовным поискам, на которых я полностью сосредоточилась к тридцати годам. Казалось, что-то ведет меня к открытиям, важность которых я смогу осознать лишь позже. Иногда к духовному росту подталкивает любопытство или желание быть счастливым, но в некоторых случаях у этих поисков нет ни логики, ни личных причин. Кажется, будто нами руководит некая посторонняя сила, врожденный импульс, которому, как мы интуитивно чувствуем, мы можем и даже должны доверять.

В духовных исследованиях медитация служила мне надежным якорем, в то время как внешняя жизнь неоднократно менялась до неузнаваемости. Оставив дом, который я обустроила вместе с мужем, и успешную терапевтическую практику с шестимесячным листом ожидания, я устремилась навстречу солнечному свету. Я хотела знать больше. Почему свет так часто упоминается в целительных практиках и методах направления нью-эйдж? Я решила начать с наиболее знакомого — физического солнечного света.

Так я поселилась в палаточном лагере в Испании и после трех месяцев коллективных медитаций подошла к следующему этапу. Я решила следовать внутреннему побуждению — которое, как я понимала, не было просто моим желанием — и совершать любой шаг по пути, который передо мной предстанет. Я никогда не видела на два шага вперед. Я делала один шаг и только потом осознавала, каким должен быть следующий, а затем ситуация повторялась.

Через два года я жила уже в Индии, целиком сконцентрировавшись на духовных практиках. Помимо медитаций и чтения мантр я посвящала время попыткам найти все обусловленные части своей личности, а затем подорвать их значимость, нарушая собственные устоявшиеся нормы и ожидания. Я разрушила все личные установки и социальные условности, у которых не было прочного основания. Мне хотелось узнать, в кого я превращусь, если перестану следовать своим «можно и нельзя», откажусь соответствовать собственным стандартам. Что произойдет, если я стану человеком, которого в прошлом сама бы осудила? Я нарушала все правила и училась на собственном опыте. Я задалась вопросом: что произойдет, если лишиться привычных ориентиров? Что будет, если я перестану поддерживать свои мысли, убеждения и социально обусловленные ценности? Сохранится ли при этом моя собственная идентичность? Эти вопросы могут показаться отвлеченными, но меня никогда не интересовала только теория. Мои изыскания всегда были основаны на практике. Я провела очень много времени в тишине: сначала внешней, а потом и внутренней. Долгое время в моей жизни не было ничего, кроме тишины.

Однажды я четко осознала, что мой мозг начинает работать по-другому. К этому моменту я испытала множество духовных переживаний, большинство из которых сегодня уже забыты, — но это осталось со мной навсегда, поскольку знаменовало важную точку роста на моем пути (более подробно я расскажу о нем в главе 6). Я принимала душ (на юге Индии это выражение означает, что я поливала себя холодной водой из кувшина, зачерпнув ее из ведра). Внезапно я заметила, что в моем мозге происходит какая-то перемена. Это было ощущение, сосредоточенное в левой верхней части головы. Казалось, что там распадаются какие-то связи. Я не испытывала физической боли. Это было странное и жутковатое ощущение, будто что-то знакомое от меня ускользает, и оно сочеталось с неприятным чувством, что это навсегда. У меня мгновенно возникли две версии: либо я столкнулась с необычным духовным переживанием, либо теряю рассудок. К этому времени мое доверие к происходящему уже было настолько прочным, что я готова была принять оба варианта. Я была готова ко всему.

Много лет спустя я узнала, чтó именно в тот момент произошло — это было замыкание нейронной сети самореференции4, которую также называют сетью пассивного режима работы мозга (СПР)5. Женщина из Ирландии по имени Жак О’Кифф отошла на второй план, и я смогла рассмотреть свою внутреннюю божественную природу, общую для всех. Я достигла точки, в которой медитативное состояние стало нормой. Мое внимание укоренилось глубоко внутри, во внутреннем святилище спокойствия и правды. После этого мои мысли остановились на целых два года. Я продолжала жить своей жизнью и взаимодействовать с окружающими, но делала это в состоянии мира и покоя, а не самокритики и постоянных мысленных комментариев, которые раньше заглушали внутреннюю тишину. Обретенное чувство спокойствия с тех пор ни разу меня не покинуло.

В последние годы нейробиология приблизилась к объяснению фактов, которые я узнала на своем духовном пути. Мы живем в удивительное время, когда наука предлагает новые способы толкования событий, с которыми люди сталкиваются в духовной практике. То, что я узнала как правду, постепенно находит отражение в нейробиологии. То, что я восприняла как Истину, не имеет каких-либо внешних определений. Вам доступна как правда, так и Истина. Я советую воспринимать науку в качестве помощника, позволяющего лучше понять и описать то, что мы узнаем на собственном опыте. В любом случае мудрость нашего внутреннего знания во много раз превосходит все достижения научного прогресса. Несмотря на то что я не раз буду ссылаться в этой книге на научные факты, советую вам при чтении руководствоваться прежде всего собственным опытом.

В качестве духовного учителя я работаю с каждым человеком индивидуально. Вместе мы исследуем и определяем преграды, которые препятствуют духовному пробуждению. Путь каждого человека уникален, и, хотя с некоторыми проблемами на этом пути сталкиваются все, очень важно отслеживать и контролировать свои внутренние состояния. Навыки интроспекции так же важны, как и умение медитировать. Учителя, которые не обращают внимания на собственные психологические проблемы, могут злоупотреблять властью и эксплуатировать учеников, чтобы утолить свои неудовлетворенные потребности. Наша божественная природа не отменяет природу человеческую. Неосознанные убеждения не только пагубно влияют на наш человеческий потенциал, но и затмевают его универсальное, божественное начало. Полноценный духовный путь включает исследование как психологических, так и духовных аспектов нашего опыта. Подлинное пробуждение, которое присутствует в каждом моменте нашей жизни, требует равного уважения к божественной и человеческой природе.

В книге «Как быть духовным бунтарем» я описала самые распространенные психологические проблемы, препятствующие духовному росту. Я призываю вас объединить психологический и духовный подходы: так вы будете максимально открыты для изучения всего, что может стать препятствием на пути к внутреннему пробуждению. Традиционно психологический подход называют обходной дорогой, а полное отвлечение внимания от ума — прямой. Я же в своей работе использую оба пути. Опытный садовник знает, какие сорняки нужно вырывать с корнем, а какие достаточно проредить. Я рекомендую схожим образом отслеживать тонкие уловки сознания: с некоторыми убеждениями нужно бороться, а другие не принесут вреда. Следующие главы помогут вам обрести мудрость, чтобы научиться видеть эту разницу.

Я служу духовным наставником уже более десяти лет, на протяжении которых с радостью наблюдаю за пробуждением многих своих учеников. Надеюсь, что практики, описанные в этой книге, подкрепленные недавними научными открытиями, теперь стали еще доступнее. Я не пыталась специально отбирать только те научные сведения, которые соответствуют моим целям и убеждениям, поскольку считаю, что пути науки и духовности не мешают друг другу — у каждого из них собственное предназначение. Однако как духовный учитель я отдаю предпочтение внутреннему опыту, который находится за пределами объективных доказательств, пространства и времени. Я благодарна ученым, помогающим лучше понять эти переживания. Научные сведения служат опорой, которая позволит открыть глубину собственного существа и довериться бесстрашной свободе, которая вас ожидает. Слова здесь — не более чем знаки, указывающие путь.

Часть 1. Нехватка храбрости

Глава 1

Свобода

Эта книга поможет найти и уважать внутреннюю истину и подлинность собственного существа. В течение многих лет я воздавала почести тому, что считала подлинным и верным, но позднее обнаружила, что все это время поддерживала собственные обусловленные убеждения. Возможно, сложные и утонченные, но всего лишь убеждения. Как выйти за пределы подобных убеждений и идей обусловленного ума? Как самостоятельно определить, что является подлинным и верным? В этом и состоит цель нашего путешествия.

Внутри каждого из нас есть место, расположенное глубже потока мыслей, порожденных ограниченным умом. Когда вы лучше познакомитесь с этим местом, вы почувствуете, что это и есть вы. Это не какое-то определенное положение или точка в пространстве. Возможно, слово «место» кажется не самым подходящим, но в этом случае оно выражает то, что находится вне времени и пространства, за пределами личного сознания. И все же мы интуитивно его чувствуем, если знаем, куда смотреть. Слова отлично помогают ориентироваться во внешнем мире, который занимает значительную часть нашего существования. Сейчас я использую эти инструменты — слова, чтобы провести вас по внутренней территории, состоящей из совершенно другого материала.

Как я могу направить вас к тому, что находится глубже ваших мыслей? Что вообще означает слово «глубже»? Как я могу быть уверенной, что вы действительно понимаете, куда я указываю, если каждый человек идет по жизни собственной дорогой? Как я могу внятно объяснить в книге то, что нельзя передать словами? Я не могу. Когда я писала эту книгу, сознательно старалась не использовать выражения, которые сегодня превратились в «духовный жаргон». Но иногда я все же прибегаю к некоторым клише, чтобы указать направление и дать подсказки, которые могут принести пользу. Такие фразы, как «смотри внутрь себя» и «внутренняя духовная природа», — это клише. Когда вы сталкиваетесь с ними в книге, постарайтесь отстраниться от того, что, по вашему мнению, они означают, и почувствовать их смысл. Другими словами, проследите, что они значат для вас в каждый момент времени, переводя внимание из головы в тело. Если вы будете воспринимать свою духовную природу через ощущения, а не через мысли, значение этих слов вызовет некий внутренний резонанс. Этот резонанс и есть путь к свободе.

Свобода возникает, когда вы каждый день можете жить в согласии со своей истинной природой. Исчезают опасения и чрезмерная осторожность, прекращаются манипуляции. Вы больше не говорите и не делаете то, что направлено на достижение скрытых целей и интересов. Я видела много людей, медитирующих изо дня в день многие годы, но их повседневная жизнь и отношения с близкими остаются неблагополучными. Эта книга направлена на то, чтобы соединить внутреннюю духовную природу с вашими мыслями и действиями. Наша цель ― согласовать разумное с духовным, чтобы в поступках отражалась подлинная суть вашего существа. Вы не сможете достичь этой цели, пока ваши слова и действия не будут гармонировать с глубочайшей внутренней мудростью. И даже после этого рост и развитие не остановятся — духовный путь не имеет конечного пункта.

В начале своего духовного пути я столкнулась с серьезными трудностями. Как и в любой другой культуре, общество, в котором я живу, устанавливает определенные поведенческие нормы и стандарты, основанные на его традициях и ценностях. Однако, по моему мнению, эти стандарты служат нам дурную службу — судя по тому, сколько людей выглядят несчастными. Я смогла найти очень мало доказательств, что наши общепринятые нормы хоть кому-то приносят пользу. К примеру, под притворным смирением часто скрывается ментальность жертвы. Люди, которые придерживаются правила «лучше отдавать, чем получать», зачастую не могут получить хоть что-то. Кроме того, беды и несчастья привлекают внимание и вызывают сочувствие общества, в то время как удача и процветание редко вызывают одобрение и похвалу. Я хотела прожить свою жизнь наилучшим образом, поэтому задалась вопросом: каковы мои принципы и стандарты? Я определила и перечислила свои личные ценности и интересы, но затем меня одолели новые сомнения. Что, если я переняла эти идеи от других людей и лишь воспринимаю их как собственные? Как я могу точно определить, к чему меня влечет? Как понять, что во мне подлинное, а что — обусловленное?

Когда я начала с подозрением относиться к установкам и ценностям, исходящим от других людей, я решила идти против правил. При этом я готова была принять любые внутренние — эмоциональные или ментальные — последствия своего выбора. По крайней мере, я узнáю, что это значит — жить, руководствуясь собственными решениями. Жизнь превратилась в серию тестов: я осознанно извлекала опыт из своих поступков, и это придало мне силы и храбрости. Чем увереннее я шла против правил, тем меньше на меня давила власть внешних иерархий и авторитетов.

Это привело меня к новому конфликту. Мой обусловленный образ мышления состоял из правил, которые я позаимствовала у других людей и воспринимала как собственные. Я верила, что моя жизнь должна подчиняться этим правилам. В голове звучал целый хор голосов, говорящих, чтó именно я должна чувствовать, думать и как себя вести. Я посмотрела внутрь себя — и обнаружила там еще одну версию внешнего мира. Эти усвоенные правила были очень сложным препятствием, но логика и опыт, которые я накопила, помогли мне устроить проверку — действительно ли есть веские причины доверять этим правилам? Бунтарь внутри меня, которому нравилось нарушать правила, превратился в духовного бунтаря. Если я действительно хотела найти что-то подлинное, нужно было бороться с укоренившимися мыслительными привычками, убеждениями и ценностями и выходить из зоны комфорта. Нарушая собственные правила, проверяя достоверность всего, что я считала правдой, превратившись в духовного бунтаря, я проложила путь к ясности, любви и свободе.

Несколько лет назад я сильно травмировала нижний отдел позвоночника: сломала один позвонок и повредила три диска. Мои собственные изыскания и некоторые медицинские рекомендации сходились к тому, что спустя три месяца постельного режима тело должно снова прийти в норму. Все это время я испытывала сильную боль, а первые несколько недель даже не могла ходить или сидеть без посторонней помощи. В первый же день после травмы я стала пытаться извлечь из этого опыта духовный смысл. Существует мнение, что, когда человек духовно пробужден, все страдания исчезают. Мне было интересно, правда ли это. Я не собиралась принимать обезболивающие, потому что хотела узнать, буду ли я испытывать страдания. Итак, страдала ли я? Да, я чувствовала ужасную боль, но можно ли назвать это страданием? Каким образом боль в моем теле относится ко мне самой? Бунтарь внутри меня от…