Йоль. Ритуалы, рецепты и обряды в день зимнего солнцестояния. Вещие сны. Ритуальная практика. Нож ведьмы
УДК 133.4
ББК 86.4
П31
Susan Pesznecker
Yule: Rituals, Recipes & Lore for the Winter Solstice
Book design: Donna Burch-Brown
Cover art: iStockphoto.com/18232461/©Electric_Crayon
iStockphoto.com/11042471/©Adyna
Shutterstock/162597791/©Kovalevska
Shutterstock/116499046/©Viktoria
Interior illustrations: Mickie Mueller
Перевод с английского Юлии Кузнецовой
Дизайн обложки Натальи Рыловой
Пешнекер С.
Йоль: ритуалы, рецепты и обряды в день зимнего солнцестояния. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 224 с.
ISBN 978-5-9573-3624-2
Колесо года, или цикл саббатов, — это восемь главных торжеств, которые отмечаются современными приверженцами Викки и жрецами природной магии.
Книга, которую вы держите в руках, посвящена в основном Йолю (21-22 декабря) — дню зимнего солнцестояния. Но также даст общее представление обо всех саббатах Колеса года.
Вы узнаете, чем отличаются старинные и современные ритуалы и как их проводить. Найдете конкретные гадания и формулы заклинаний. Сможете сделать для близких подарки своими руками и приготовить вкусные праздничные блюда по предложенным рецептам.
Не важно, в каком месте земного шара вы живете — в городе или сельской местности. Благодаря нашей книге вы сможете приспособить традиции и практики отмечания саббатов к вашей собственной жизни и ее условиям.
Эзотерика / Практическая эзотерика
Опубликовано с согласия Llewellyn Publications Woodbury MN 55125 USA. www.llewellyn.com
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-9573-3624-2
ISBN 978-0-7387-4451-3 (англ.)
© 2015 by Susan Pesznecker
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2020
Содержание
Путешествие по Колесу года
Старинные ритуалы
Современные ритуалы
Заклинания и гадания
Рецепты и подарки своими руками
Молитвы и обращения
Ритуалы празднования
Соответствия празднику Йолю
Для дальнейшего чтения
Библиография
Об авторе
Путешествие по Колесу года
К огда мы обращаем внимание на Колесо года, то наилучшим образом настраиваем себя в соответствии с природными энергетическими ритмами, прислушиваемся к тому, что каждый период года шепчет (или кричит!) нам, вместо того чтобы сражаться с естественными волнами жизни.
Возможно, это ваша первая книга по Викке, ведьмовству или язычеству, а возможно — очередное издание, скачанное на электронное устройство, или новое приобретение, которое займет свое место в вашем книжном шкафу, под завязку набитом магической мудростью. Как бы то ни было, надеемся, что вы отыщете здесь нечто ценное, что пригодится вам на жизненном пути.
Каждый из восьми саббатов отмечает важную веху в ежегодном природном цикле. Они представлены в виде равноотстоящих спиц на колесе, символизирующем год. Даты, на которые выпадают эти восемь праздников, также располагаются в календаре практически через равные промежутки.
Колесо включает в себя две группы по четыре праздника в каждой. В круге есть четыре солнечных гулянья, связанных с положением Солнца на небосводе и делящих год на четверти. Это — день весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Даты этих праздников обусловлены астрономически и, таким образом, незначительно меняются год от года. Между этими днями располагаются четыре праздника огня: Имболк, Белтейн, Лугнасад и Самайн. Первую группу праздников называют Малыми саббатами, вторую — Большими саббатами, хотя названия эти условны и ни одна из групп не уступает в важности другой. Сезоны в Южном полушарии противоположны временам года в Северном полушарии, поэтому и праздники будут отмечаться в другое время.
Эта книга посвящена в основном Йолю, но тем не менее она даст общее представление обо всех саббатах Колеса года.
День зимнего солнцестояния, называемый также Йолем или серединой зимы, происходит в момент, когда ночь будет самой длинной в году. Сразу после дня зимнего солнцестояния светлое время суток начинает увеличиваться. Несмотря на то что мир по-прежнему погружен во тьму, появилась надежда на ясные дни. Согласно викканским преданиям, в этот период рождается юный солнечный бог. В неоязыческой традиции это время, когда Король Падуб обречен проиграть битву своему светлому аспекту — Королю Дубу. Зажигаются свечи, люди радостно пируют и приносят в дом ветви вечнозеленых растений как напоминание о том, что, несмотря на суровую зиму, свет и жизнь побеждают.
Имболк (произносится также как «Имболг») — время, когда земля начинает оттаивать, оповещая о том, что пора готовить поля к новому посевному сезону. Люди пробуждаются после долгих месяцев самосозерцания и осмысливают то, чему научились за зимний период, начиная понемногу планировать свое будущее. Некоторые виккане в Имболк благословляют свечи, тем самым символически помогая набирающему силу дню.
В праздник Остара, день весеннего равноденствия, ночь и день уравниваются, и после светлое время суток неумолимо начинает прибывать. День весеннего равноденствия знаменует обновление; пора сажать семена в землю, которая снова пробуждается к жизни. Мы украшаем яйца как символ жизни, надежды и плодовитости и участвуем в церемониях, которые заряжают нас энергией и силой, необходимой для роста и жизни.
В земледельческих сообществах Белтейн знаменовал собой начало летнего сезона. Скот выгоняли пастись на обильные пастбища, когда деревья буйно покрывались прекрасным и пахучим весенним цветом. В это время проводились ритуалы для защиты посевов, скота и людей. Зажигали костры и делали подношения в надежде получить божественное благословение. В викканской системе верований весной бог оплодотворяет богиню. Мы все хотели бы собрать богатый урожай к концу года: воплотить намеченное и запланированное. И Белтейн — идеальное время, чтобы с энтузиазмом запустить этот процесс.
День летнего солнцестояния — самый длинный в году. Его еще называют Лита, или Мидсаммер. Солнечные энергии находятся в своей наивысшей точке, а сила природы достигает максимума. Согласно знаниям Викки, это время, когда солнечный бог особенно силен. При этом, парадоксальным образом, его мощь в этот же день начинает убывать, оплодотворив богиню Деву, которая становится Матерью Землей. В некоторых неоязыческих традициях это период, когда Король Падуб снова одерживает победу над своим светлым аспектом — Королем Дубом. В общем и целом середина лета — это время веселья и празднования.
Ко дню Лугнасад созревает богатый летний урожай. Проводятся праздники, ритуальные игры, благодарят за хорошую жатву и радуются на пирах. Лугнасад, называемый также Ламмас, — это день, когда отмечают сбор первого урожая, не важно, будут ли это плоды из личного сада или осуществление планов на год. Отмечая сбор урожая зерновых, в этот день часто пекут хлеб.
День осеннего равноденствия, или Мабон, знаменует еще одно важное сезонное изменение и сбор второго урожая. Солнце одинаково светит в обоих полушариях, а день равен ночи. После этого дня ночь снова начнет набирать силу. В связи с урожаем Мабон отмечается как праздник жертвоприношения и умирающего бога, восхваляются солнце и плодородная сила земли.
Для кельтов Самайн знаменовал собой начало зимнего сезона. В это время забивали скот и собирали последний урожай, прежде чем неминуемо погрузиться в глубины зимней тьмы. Чтобы помочь блуждающим душам на их пути, разжигали костры и совершали подношения во имя богов и предков. В современном ведьмовстве Самайн считают началом нового года. В этот день прославляют почивших предков, сворачивают бурную деятельность и готовятся к месяцам рефлексии… а потом круг повторяется.
Восприятие современными язычниками Колеса года
Современные язычники черпают вдохновение во множестве дохристианских духовных традиций, в которых есть примеры, соответствующие Колесу года. Цикл из восьми праздников, которого сейчас придерживается современное язычество, вы не встретите целиком ни в одной из дохристианских культур. В период с 1940-х по 1950-е годы англичанин по имени Джеральд Гарднер создал новое духовное течение — Викку, сведя воедино несколько культур и традиций и адаптировав практики из ряда дохристианских религий, анимистических верований, народной магии, шаманизма и эзотерических учений. Он объединил межкультурные традиции встречи дней равноденствия и солнцестояния с кельтскими торжествами и земледельческими и пастушескими праздниками ранней Европы, создав единую модель, которая стала основополагающей для викканского ритуального года.
Сейчас викканский ритуальный год широко отмечается викканами, приверженцами ведьмовства, равно как и многочисленными языческими течениями. Некоторые признают только половину саббатов Колеса года: большие или малые, другие вообще не придерживаются годового круга и празднуют только те дни, которые совпадают с культурой выбранной ими традиции, не обращая внимания на природный земледельческий цикл. У всех разный путь в язычестве, и важно не допускать высокомерия, почитая свой лучшим. Открытость и позитивное отношение — то, что делает языческое сообщество динамичным.
Многие последователи приспосабливают Колесо года к своим условиям. Викка разрослась поистине в одно из самых известных мировых течений, но лишь немногие из ее приверженцев живут в климате, похожем на погодные условия Британских островов. К примеру, традиционно Имболк знаменует пробуждение земли после зимней спячки, однако во многих северных широтах этот день — еще самая середина зимы. Для некоторых Ламмас может быть днем благодарения за сбор урожая, тогда как в районах, подверженных засухе и лесным пожарам, — это самое опасное и изменчивое время года.
Стоит также учитывать два полушария, в которых мы живем. Когда в Северном полушарии зима, в Южном, соответственно, лето. В то время как язычники Америки празднуют Йоль и день зимнего солнцестояния, их собратья в Австралии отмечают Мидсаммер. Поэтому, рассматривая цикл саббатов, всегда стоит помнить о том, что собственный живой опыт практика важнее любых книжных догм.
Таким образом, вы можете отложить или передвинуть празднование какого-либо дня из годового цикла в зависимости от погодных условий вашей местности, можете уделить более пристальное внимание тем темам саббата, которые переживаете именно сейчас. В серии наших книг вы легко найдете указания, как это сделать.
Не важно, в каком месте земного шара вы живете — в городе или сельской местности, вы сможете приспособить традиции и практики отмечания саббатов к вашей собственной жизни и ее условиям. Природа окружает нас, и смена времен года неизбежна, независимо от того, как бы мы, люди, ни пытались изолироваться от ее циклов. Вместо того чтобы плыть против течения, современные язычники с радостью приветствуют каждую новую сезонную энергию — тьму, свет, межсезонье — и используют ее аспекты в повседневной жизни.
Как это делать, подскажет данная книга. В первой части «Старинные ритуалы» речь пойдет об истории, мифологии и преданиях дохристианских традиций, отголоски которых еще можно встретить в современном мире. В части «Современные ритуалы» раскрываются темы и элементы обычаев празднования саббатов, которых придерживаются современные язычники. Глава «Заклинания и гадания» посвящена обычаям, связанным с сезоном или основанным на фольклоре. В следующей главе «Рецепты и подарки своими руками» предлагаются идеи для украшения дома, подарков, которые можно сделать самостоятельно, и рецепты сезонной кухни. В главе «Молитвы и обращения» приводятся готовые молитвы и обращения, которые можно использовать в ритуалах, медитациях и при ведении дневника. В главе «Ритуалы празднования» вы найдете описание сразу трех ритуалов: для случаев, если вы отмечаете саббат в одиночку, вдвоем или же целой группой (ковеном, кругом или рощей). (Вы можете абсолютно свободно приспособить любой ритуал к собственным нуждам: включайте личные способы подношений, воззваний, магических действий и т. д. Планируя групповой ритуал, постарайтесь быть открытыми к любым потребностям участников. Есть множество книг, в которых описаны подробности конкретных церемоний, если у вас нет опыта в этой области.) И наконец, в заключительной части книги вы найдете полный список соответствий определенному саббату в различных культурах, начиная от магического мотива и божества и заканчивая символами, едой, предпочитаемыми цветами и т. д.
После прочтения этой книги у вас появятся знания и вдохновение, чтобы отмечать саббат с удовольствием. Почитая Колесо года, мы восстанавливаем связь с природой и ее бесконечными циклами, оказываясь способными плыть в жизненном потоке и наслаждаться этим путешествием.
Старинные ритуалы
Есть нечто в этом времени года, что-то такое в самой зиме и Йоле, что затрагивает самые тонкие струны моей души, заставляет в один момент громко кричать от радости, а в другой — тихо уйти в укромный уголок. Для меня это самый таинственный промежуток года, когда Мать Земля замирает, хотя если мы будем чутко прислушиваться, то различим стук ее сердца. Это важная и проникновенная пора, чтобы свернуться калачиком и заняться самосозерцанием, если только мы принимаем этот период спячки в природе. Это также момент, чтобы, отдав дань настоящей и духовной «тьме», снова возрадоваться возвращению света, отмечая праздник в кругу семьи и друзей.
Все эти чувства возвращают нас к древним предкам, которые проживали свои жизни согласно беспрерывно меняющимся ритмам великого природного Колеса. Весной они сажали зерна, собирая летом и осенью урожай. С началом осени начинали запасать еду, собирали топливо для зимних костров и укрывали от холодов поля. С началом зимнего сезона люди запирались в своих жилищах и проводили холодные, темные месяцы, живя за счет припасенных даров природы, рассказывая истории у огня и иногда совершая рискованные охотничьи вылазки за скудной зимней дичью, надеясь, что они заготовили достаточно провизии и дров, чтобы продержаться до весны. Ранний отход ко сну помогал экономить свечи, масло и другие источники света, а поздний подъем из теплой постели — дрова. С приходом зимы менялась и пища, основой которой становились корнеплоды и другие овощи, крупы и мясо, которое можно было заготовить и хранить. В буквальном смысле наши предки проводили зиму в спячке: суета повседневной жизни замирала и совпадала с ритмом погруженного в сон мира.
Сегодня многие из нас уже забыли, что значит «удачно» впасть в спячку. Круглый год мы придерживаемся одного и того же привычного распорядка, и люди часто ворчат на зимние месяцы, вместо того чтобы приветствовать наступление холодов в великом Колесе природы. В современном мире мы имеем возможность поддерживать одну и ту же температуру в наших жилищах, а яркий, словно летний свет заливает наши комнаты по щелчку выключателя в середине самой темной зимней ночи. Наша диета не меняется нисколько. Если мы готовы заплатить, то можем хоть весь год есть свежие ягоды и весеннюю зелень. Все это безнадежно выбивает нас из естественных зимних ритмов и становится причиной проблем. Что интересно, одна из новейших теорий, рассматривающих сезонные аффективные расстройства, связывает их развитие с борьбой против зимних ритмов вместо их принятия. Даже современным язычникам сложно встречать середину зимы, когда мы настолько оторваны от древних земледельческих циклов: этот момент будет исследован подробнее в следующей главе.
Но не волнуйтесь, празднование встречи зимы сохраняется в современном мире и выполняет важную функцию, напоминая каждому о том, что Колесо продолжает вращаться. Этот саббат несет в себе самую суть «чувства зимы». И особенно это чувствуется в декабре, во время зимнего солнцестояния, именуемого Йолем, когда люди собираются семьями, приглашают друзей, чтобы отметить праздник и встретить саму душу наступающего сезона. В данной книге мы обсудим побудительные мотивы встречи Йоля, а также множество идей о том, как по-настоящему отметить день зимнего солнцестояния. Середина зимы достойна нашего восхищения, ведь это поистине волшебное время года, скрывающее в себе великую тайну.
Зимнее солнцестояние, середина зимы и Йоль: лексикон
Термин «зимнее солнцестояние» описывает специфическое астрономическое явление, о котором мы еще поговорим позже. Solstice1 означает sun stands still («солнце все еще стоит»), что говорит о медленном, почти незаметном движении солнца по нижней точке небосклона. Что касается термина «середина зимы», то он используется как синоним дню зимнего солнцестояния. С другой стороны, Йоль неслучайно связан с различными религиозными празднованиями и духовными традициями.
Согласно Оксфордскому английскому словарю (ОАС), нормативному толковому тезаурусу современного английского языка, слово «Йоль» восходит к староанглийскому geól и может означать: 1) Рождество или Святки; 2) древнескандинавское jól, что переводится как «языческий пир» длиною 12 дней (с возможными отсылками к Одину и Дикой охоте); 3) слово giuli из языка древних англов, записанное Бедой Достопочтенным в 726 году н. э. и означающее «декабрь» или «январь»; 4) древнескандинавское ýlir — месяц, который начинается со второго дня недели, выпадающей на 10–17 ноября; 5) готическое jiuleis в словосочетании fruma jiuleis, что подразумевает ноябрь. «Йоль» может происходить и из общегерманского языка (jeul-, jegul- и *je ul), но эта теория вызывает вопросы. Есть также предположение о том, что в древнескандинавской поэзии это слово было синонимично «пиру».
В ОАС мы находим сведения также о том, что «Йоль» стал широко применяться с середины XIX века в качестве неофициального обозначения Рождества и связанных с ним торжеств. Одновременно фраза «Доброго Йоля!» стала восприниматься как выражение радости и волнения по поводу празднования середины зимы. ОАС предполагает, кроме того, что Йоль мог быть звуковой вариацией слова wheel (колесо), будь то обозначением смены времен года, кругообращения солнца или колес в повозке Одина. Некоторые лингвисты строят гипотезы о том, что в обыденном смысле Йоль связан со словами joy («радость») и jolly («веселье»).
У древних римлян были собственные обозначения для периода Йоля: Dies Natalis Solis Invicti — день рождения непобедимого солнца. Когда-то римляне отмечали в это время года день появления своего любимого Митры, солнечного бога, культ которого был тесно связан с солнцестоянием и возвращением света. Около четвертого столетия нашей эры Римская церковь стала использовать вместо термина «рождение сына» «рождение Сына», интуитивно постигнув, что в христианстве Иисус — тот единственный, кто способен вернуть свет и жизнь в мир. Заметим, что современные теологи сходятся во мнении, что Иисус, независимо от деталей его земной жизни, был рожден, скорее всего, весной. Однако в середине зимы была установлена дата для почитания дня его рождения, ведь именно в это время язычники привыкли праздновать возвращение света в мир, когда человеческие жизни метафорически возрождаются с каждым днем зимнего солнцестояния.
Помогают ли все эти сведения понять нам, что означает «Йоль»? И да, и нет. Пусть значение самого слова остается не совсем ясным, легко увидеть, что оно имеет богатую историю и веками использовалось в различных культурах и традициях.
А что насчет декабря?
Слово «декабрь» фактически значит «десять» или «десятый». Видимо, у древних римлян словно бы иссякла чаша вдохновения в наречении месяцев с января по август в честь божеств, и остальные месяцы они просто обозначили числительными. Например, сентябрь означает просто «седьмой». Казалось бы, что он должен был бы значить «девятый», так как в современном календаре он стоит именно на этой позиции, однако в изначальном календаре месяцев было меньше, чем в современной версии. Так, сентябрь значит «седьмой», октябрь — «восьмой», ноябрь — «девятый», а декабрь назван десятым месяцем в оригинальном римском календаре. Позже римляне добавили в календарь январь и февраль, таким образом, декабрь стал двенадцатым месяцем, но сохранил свое изначальное наименование во избежание путаницы.
По некоторым источникам декабрь может быть связан также с богиней Децимой, рассматриваемой многими как римский эквивалент греческой богини Лахесис. Обе богини отмеряли жизненную нить смертным и обладали способностью решать человеческую судьбу и определять срок земного существования. Средняя из сестер-парок, или трех Богинь судьбы, Децима часто воспринималась как персонификация настоящего, возможно, отсылая к реальной смерти/возрождению природы в период зимнего солнцестояния. Ее способность «наматывать смерть на веретено» также могла быть аллюзией на метафорическую тишину и символическую смерть середины зимы: тишь, которая предшествует обновлению.
Франки называли декабрь «святым месяцем», или heilagmanoth, англосаксы — «месяцем перед Йолем», или Aerra Geola, ирландцы — «месяцем Рождества», или Mi na Nollag. Все эти названия ясно говорят нам об изобилии зимних праздничных традиций в это время года.
Астрономический цикл Йоля
Середина зимы непосредственно связана с астрономией и движением небесных светил по небосводу. В день зимнего солнцестояния великое сезонное Колесо достигает поворотной точки и начинает движение навстречу светлой половине года. После дня зимнего солнцестояния дни удлиняются, а температура постепенно повышается. Неудивительно, что древние люди так радовались Йолю, ведь они знали, что после дня солнцестояния тяготы зимы скоро отступят, вернутся тепло, свет и изобильная пища.
Астрономический день зимнего солнцестояния — самая долгая ночь в году — обычно выпадает на 21 или 22 декабря. Этот день — часть астрономического цикла, повторяющегося каждый год с незначительными изменениями. Для живущих в Северном полушарии зимнее солнцестояние отмечает начало зимы (самый короткий день в году и самую долгую ночь), и чем ближе к северу, тем более явственны эти явления. Живущие на 45-й параллели (посередине между экватором и Северным полюсом) в день зимнего солнцестояния будут переживать около 8,5 часа светлого времени суток и 15,5 часа — темного. Если передвинуться ближе к северу в сторону Анкориджа, Аляска, то там зимнее солнце будет вставать около десяти утра, а зайдет в три часа дня, показавшись всего лишь на несколько градусов выше уровня горизонта. Для живущих за Полярным кругом день зимнего солнцестояния означает почти полную темноту, а непосредственно на самом Северном полюсе солнце не покажется вовсе.
Почему в день середины зимы бывает самая долгая ночь в году? Все знают о том, что Земля вращается вокруг Солнца, но движется она не по прямой линии; на самом деле земная ось при этом отклонена на 23,5 градуса. Именно из-за наклона оси различные части земного шара оказываются ближе или дальше к солнцу в разные периоды года. Вот что и становится причиной четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Когда половина Земли наклоняется ближе к Солнцу, то в этом полушарии наступает время теплого сезона (весны или лета), одновременно в другом полушарии, отклоненном от светила, переживают холодные сезоны (осень или зиму). Чем ближе некто живет к экватору, где земная ось наклонена меньше, тем менее значительными будут сезонные различия между летом и зимой. И наоборот, в крайних северных широтах и на Северном полюсе наиболее экстремальные сезонные изменения.
Еще одна из особенностей дня зимнего солнцестояния в том, что в это время солнце поднимается совсем невысоко над горизонтом, буквально на 20 градусов, а то и меньше. Это значительно ниже высоты солнца в день середины лета, когда оно стоит буквально над нашей головой. Из-за этой пологой дуги в день зимнего солнцестояния кажется, что солнце движется крайне медленно, а в высшей точке практически замирает. И действительно, термин «солнцестояние» (solstice) образовали два латинских слова — sol («солнце») и sistere («заставить стоять на месте»), то есть «солнце стоит на месте». Так как солнечные лучи падают на землю под малым углом, они почти не дают тепла, и поэтому низкие температуры происходят именно зимой. На день зимнего солнцестояния выпадет переход в астрологический знак Козерога — земной знак, прекрасно символизирующий связь между сезоном середины зимы и спящей (но готовой к пробуждению) землей.
Для определения точного астрономического времени Йоля воспользуйтесь справочником садовода или онлайн-ресурсами: интернет дает нам прекрасную возможность за считанные секунды получить ответ на любой такой вопрос независимо от местоположения и часового пояса.
Мифологические циклы Йоля
Каждая из древних языческих традиций связывает Йоль с определенным мифологическим циклом, который относился либо к фигурам божеств (боги, богини, святые младенцы), либо к опасной суровости зимы, либо к возвращению и обновлению света и жизни. В понятиях фольклора «миф» — это история, которую определенная культура почитает священной и важной и передает от поколения к поколению. Мифы и предания о середине зимы появлялись повсеместно в различных мировых культурных и религиозных традициях и тесно сплетены с народной культурой и местными легендами. Давайте рассмотрим некоторые.
Богини, королевы, матери и героини
Зима, несомненно, материнское время, ведь именно женщины вынашивают в своих телах искру жизни и рождают ее в вещественной форме. Помимо историй о деторождении многие женские персонажи легенд связываются со способностью мерить время жизни и даже останавливать ее. Во всей мировой культуре прошлого и настоящего зимние мифы и легенды изобилуют историями об этих могущественных феминных фигурах.
В норвежской традиции богиней зимы считается Фригг (или Фригга), которая непосредственно связана с днем зимнего солнцестояния (Lindow). В Северной Европе зимний день солнцестояния называют еще «Материнской ночью», потому что именно в эту ночь Фригг рождает солнце. Даже сегодня многие норвежки обращаются к Фригг с просьбой о благополучной беременности.
Хольда (а также фрау Холли или Хюльда, «добрая») — немецкая рождественская женская фигура, приносящая благополучие и плодовитость, которые в прошлые времена были тесно связаны друг с другом, когда большая семья становилась залогом успешного существования. В другой германской традиции считалось, что лесная богиня, обернувшись белой голубкой, улетает в тайную пещеру, где дает жизнь солнцу нового года. Все это происходит в «Ночь матерей».
Для определения темных ночей этого времени года саксонцы использовали обозначение Modranicht, что можно перевести как «Ночь матерей», или «Материнская ночь». Согласно записям Беды Достопочтенного, первоначально Материнская ночь была языческим празднованием дня середины зимы, позже саксонцы перенесли празднование на канун Рождества, добавив жертвоприношение животных, чтобы умилостивить суровых богов зимы (Wallis). Это событие может быть также связано с германским культом Матроны, отмечая который, древние германцы устраивали жертвенный пир Модранихт для Матерей и Матрон, германских женских божеств. Еще по одной версии Модранихт мог изначально проводиться в день Саймана, праздника мертвых, и лишь позже был приурочен к приходу Йоля (Sacred Texts).
Женские зимние божества часто коррелируются с беспощадностью сезона. В кельтской мифологии Мать — это старуха Калех, божественная колдунья, которая управляет зимней половиной года, от Самайна (31 октября) до Белтейна (1 мая), и приносит в мир леденящую смерть, тьму и дикость (McNeill, 119). Скандинавская богиня зимы — Скади (также Скати или Скадл). Умеющая управлять зимней погодой, она, как говорят скандинавы, сидит на вершинах снежных скал и любит объезжать свои владения на лыжах, вызывая тем самым пургу.
Греческая богиня Алкиона принимает обличье зимородка и каждую зиму прячется на две недели в свое гнездо. В это время море будет спокойным (Smith, 108). В другом варианте этой легенды безутешная Алкиона бросается в море, чтобы отыскать тело своего любимого мужа Кеика. Боги сжалились над ними и превратили их в зимородков, дав власть им усмирять бушующее море на 14 дней: на семь дней до и семь дней после дня зимнего солнцестояния, чтобы пара успела свить гнездо и вывести птенцов. Поэтому так называемые Безмятежные дни представляют собой время тихой, спокойной, солнечной погоды в середине зимы.
Вот еще несколько богинь, связанных со временем середины зимы. Бона Деа — римское божество плодородия и пророчества, ассоциирующаяся с зимними торжествами, уборкой дома и всеми женскими ритуалами красоты и деторождения; святая Лусия, греко-римская женщина, ставшая по непонятной причине христианской мученицей, день ее памяти отмечается 13 декабря, и в созвучии с празднованием дня середины зимы торжества в ее честь связаны с почитанием света; Бефана — итальянская старуха-колдунья, которая 5 января дарит подарки детям, ее можно сравнить с римской богиней нового года Стренуа или бабушкой из русских сказок.
Боги, короли, отцы и герои
Если женщины зимы, как правило, так или иначе связаны с тяготами рождения и смерти, мужские персонажи неизменно показаны героями, сражающимися с невзгодами или за необходимую вотчину, для того чтобы жизнь могла продолжаться, как и прежде. Традиция почитания зимнего короля в день зимнего солнцестояния уходит корнями в глубь веков к древним торжествам в честь рождения солнца. Мужские зимние божества зачастую символизируют или представляют солнце, идеал производительной мужской энергии, возвращение солнца и силы в мир.
Ранние этруски и римляне видели солнце мужским божеством и в день солнцестояния отмечали рождение непобедимого солнца. В 10 году до н. э. римский император Август постановил господствующей «версией» солнечного бога Аполлона, в честь которого проводились праздничные игры и устраивались пиры. Луг — ирландское мифологические божество, часто представляемый в солнечном облике и связанный с торжествами в честь солнца, ассоциировался с греческим Аполлоном, несущим по небу солнце в золотой колеснице. Однако мифологический цикл Луга демонстрирует практически полное отсутствие связей между ним и днем зимнего солнцестояния.
Важность культа Аполлона в конечном итоге была смещена культом персидского бога Митры и последующим римским почитанием митраизма. Здесь интересно заметить, что легенда о Митре не была зафиксирована в древних источниках, всю информацию о нем мы имеем из более поздних легенд или же изображений на монументах. Упоминания о нем появляются в период между I и IV вв. н. э. как о боге, рожденном из камня. Последователями Митры могли быть только мужчины, а святилища в его честь устраивались под землей. В храмовых росписях он изображался убивающим быка, после чего приветствовавшим солнце, которое склонялось перед ним в почтительности. Согласно этим изображениям, Митра долгое время считался римским солярным богом и назывался в посвящениях ему sol invictus (непобедимый сын).
Как уже упоминалось ранее, дата дня рождения Митры — 25 декабря — привела многих к ошибочному соображению о предполагаемой связи между днями рождения римского божества и Иисуса, и это заблуждение продолжает поддерживаться, несмотря на то что указанные события никак не связаны. Фактических доказательств того, что Митра был рожден 25 декабря, не найдено, а ученые сходятся во мнении, что пересечения между христианством и культом митраизма отсутствуют.
Еще одна связь с зимними божественными фигурами — римский праздник сатурналии, проводившийся в честь бога земледелия Сатурна и отмечавшийся между 17 и 23 декабря (Matthews, 23). Древние сатурналии были временем празднеств и свадеб после сезона сбора урожая и заготовки вина. Обменивались подарками, приносили жертвы, хозяева накрывали столы и служили своим рабам: все во имя Сатурна, в честь праздника мужской производительной силы.
В древности торжество проводили в римском храме Сатурна, современные язычники отмечают этот день дома, на собраниях и на полях. Примерно в конце IV столетия сатурналии сместились ко дню нового года и более или менее слились с календами януариями: принятым у римлян празднованием дня середины зимы. По всему миру многочисленные праздники в честь середины зимы ведут свое происхождение от календ, в том числе Календы Прованса во Франции; Коленда в Польше; Коледа в Чехии; Коляда в России; Коледос в Литве; Calenig и Calluin в Уэльсе и Шотландии (Matthews, 24).
В Средние века упорно продолжали существовать верования в зимнее царствование Зеленого Короля и его символическую борьбу за руку Девы Весны. Образ Зеленого Короля появляется снова и снова в мифах о Короле Артуре, Гавейне, Робине в зеленом и архетипичном Зеленом Человеке — следы этих легенд мы находим сегодня в поэзии, рождественских песнопениях, маммеринге (традиционном театральном действе)2 и даже в рассказах о современном Санта-Клаусе и новогоднем дедушке-времени.
В своей книге «Зимнее солнцестояние» Джон Мэттьюс рассматривает интересную оценку солярного бога, исследуя явление «Зеленого гостя». Мэттьюс описывает Зеленого Рыцаря, персонажа из цикла легенд о короле Артуре, который в дни рождественских празднований приходит во двор Артура и предлагает странную игру: любой может ударить его огромным топором, а через год получит ответный удар от Зеленого Рыцаря.
Лишь Гавейн был смел настолько, что согласился принять вызов. Ему пришлось преодолеть множество испытаний, но удалось отрубить голову сопернику, однако Зеленый Рыцарь подобрал ее, приставил на место и напомнил о возврате долга. История волшебная и очень древняя. В ней Зеленый Рыцарь символизирует воплощенный дух самой зимы, бросающей пугающий вызов в соперничестве за руку Девы Весны (Matthews, 8).
Мэттьюс понимает эту легенду как символичную для темы середины зимы, намекая на тьму и жестокость как естественные качества данного времени года, на идею о победе темноты для освобождения пути возрождению и обновлению — возвращению света.
В кельтских традициях, переживающих ренессанс, середина зимы рассматривается как время, когда Король Дуб побеждает в битве Короля Падуба, — эта вечная борьба снова начнется в середине лета. Эти идеи переработал сэр Джеймс Джордж Фрэзер в своем знаменитом труде «Золотая ветвь», подчеркнув дуалистическую борьбу света и тьмы как цикл, необходимый для поддержания жизненного порядка.
Дураки и хаос Йоля
В прошлые времена празднование дня середины зимы включало танцы, пиры и игрища, большинство из которых были далеки от поддерживаемых церковью идей благопристойности. В целом все шумные мероприятия, случавшиеся в период зимнего солнцестояния, носили название «Праздник дураков». Возможно, в чем-то это были попытки людей на миг сбросить суровые церковные догматы. В конечном счете в Англии пришли к тому, что на период этих дней из местных правителей или знати выбирался «король хаоса», задачей которого становилось наблюдение за тем, чтобы празднества толпы не вышли из-под контроля. Праздник дураков включал в себя всё, начиная от разнузданных попоек до грандиозных пиров, в чем-то напоминавших религиозные церемонии, всегда имел налет святотатства и отличался едва сдерживаемым беспорядком.
Сатурналии под управлением спонтанно избранного фальшивого «короля», задачей которого становилось как можно более смешное и глупое поведение, тоже имели природу хаоса. К тому же рабы и хозяева (а в наше время боссы и их подчиненные) менялись местами на весь период праздника. Дело было серьезное: необходимо было веселиться как можно более шумно и непристойно, чтобы, когда вернется солнце и тепло, обильно взошли посевы.
Несмотря на все попытки церкви пресечь эти бесчинства (напоминающие нам, кстати, современный фестиваль Марди Грасс3), в отдельных частях Европы Праздник дураков благополучно просуществовал до XVII столетия. Идея дураков и разгула перешла в традицию маммеринга и костюмированных танцев, а также в празднование «12 рождественских дней», которые начинаются в Рождество и заканчиваются 5 января. Веселье было способом почтить торжество и приветствовать возвращение света во тьму середины зимы. Традиция продолжает существовать и в наши дни: многие люди проводят новогодние праздники, наполняя их встречами с семьей и друзьями, внося немного хаоса в размеренное и спокойное течение зимы.
По пятам за дураками идут маммеры (ряженые) и танцоры моррисданс, которые с помощью драмы и танца еще раз проигрывают сезонную символику середины зимы, формируя местные традиции и обычаи. Как пишет Мэттьюс, в Британии до сих пор сохраняется традиция маммер-пьес, которые исполняются в период зимнего солнцестояния и воссоздают ритуальное «умирание» зимней тьмы и возрождение света (Matthews, 33).
Танцоры моррисданса (обычно мужчины) синхронно исполняют сложные фигуры, при этом они обычно своеобразно одеты и держат в руках палки. Традиционно, лица не закрывают масками, а на голове должны быть шляпы-котелки. Они могут танцевать на улицах, но чаще ходят от дома к дому, прося выпивку в качестве награды за развлечение. В наше время традиции маммеров и танцоров моррисданс все еще живут и, более того, дали развитие некоторым другим зимним обычаям. Например, современная Филадельфия известна знаменитой процессией маммеров в день Нового года. Как пишет Мэттьюс: «Процессия столь внушительна, что растягивается перед Сити-холлом почти на весь день и включает в себя всевозможные группы ряженых танцоров».
Еще одна сторона маммеринга и традиционных танцев — присутствие Jolly Old ’Oss: конь-качалка или голова лошади на палочке часто встречается в древнеязыческих празднованиях и обычно появляется на Белтейновских пирах, а также возникает в многочисленных маммер-пьесах или танцах моррисданс. Считается, что лошадь связана с древними шаманскими практиками, когда шаманы отвечали за связь между людьми и богами, по поверью играя ключевую роль в возвращении солнца (Matthews, 34).
Дарение подарков
Традиция дарить подарки в период середины зимы существует давно. Самые ранние из подношений ставили своей целью умилостивить зимних богов и богинь, чтобы те вмешались и предотвратили голод, остановили холод и т. д. Другие дары символизировали просьбы, полные надежды получить божественное расположение. То же самое справедливо и в отношении более мелких волшебных существ, почитаемых разными народами: возьмем, к примеру, шведского гнома Томте. Томте живут около или внутри шведского дома, обитают в сараях и амбарах. Это почти друже…